Необходимые условия для развития активности ребенка
Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.
Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность приобретает у человека не только характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.
Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.
Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами:
1) согласованностью;
2) преодолением;
3) осознанием собственного положения;
4) интересом к новому.
Внешние формы активности могут быть различными:
– вынесение суждений о чем-либо;
– анализ ситуации и планирование деятельности;
– оценка и принятие решений;
– информационный поиск;
– разработка алгоритма деятельности;
– нахождение пробелов в собственных ресурсах;
– постановка и формулировка прикладных задач;
– определение границ собственной компетентности.
Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:
– энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;
– скоростной – с лабильностью;
– вариационный – со слабостью.
Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.
Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.
По этому параметру детей можно разделить на группы:
– инертных;
– пассивных;
– спокойных;
– инициативных;
– активных;
– стремительных.
Признаки активности:
– выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
– определяется наличием собственной цели;
– предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
Виды детской активности:
– поисковая;
– познавательная;
– творческая;
– двигательная;
– социальная.
Рассмотрим содержание каждой из них.
Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.
Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, – к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.
Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.
Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.
Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность.
Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей, – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.
Список использованной литературы:
- Немов Р. С., Психология образования. Книга 2, М., 1995;
- Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии, М., 1973;
- Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка, М., 1997.
Источник
Ольга Дорошенко
Создание условий для познавательного развития детей
Создание условий для познавательного развития детей
Воспитатель МАДОУ №12
Дорошенко Ольга Михайловна
(1 слайд)
Развитие познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, условия познавательного развития предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. (2 слайд)
Целью моей работы является: создание положительных условий, микроклимата для развития познавательных интересов и познавательных способностей детей в предметно- пространственной среды.
К задачам познавательного развития в ФГОС ДО относятся:
-развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
-формирование познавательных действий, становление сознания
-развитие воображения и творческой активности
-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
-формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках
– формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме, людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов (3 слайд)
Известны методы, стимулирующие процесс познания:
• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;
• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
• метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили, когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи. Более подробно хотелось бы остановиться на методе стимулирующем проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни, который мною используются в процессе работы с детьми и результатом этого является активное совместное участие во всех видах деятельности…
(5 слайд)
Мы, как педагоги при организации развивающей предметно- пространственной среды применяем накопленный педагогический инструментарий, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста.
В наших руках, руках педагогов и возможность создания в ДОУ атмосферы доброжелательности и позитива, развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательную и творческую активность у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Итак, в содержание образовательной области «Познавательное развитие»входит:
– Формирование элементарных математических представлений.
– Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
– Ознакомление с предметным окружением.
– Ознакомление с социальным миром.
– Ознакомление с миром природы. (6 слайд)
Под формированием элементарных математических представлений нами понимается целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Математические представления являются средством математического развития ребенка.Оснащением уголка математики в нашей группе являются: дидактические игры, игры сделанные своими руками, наглядный материал, раздаточный материал, рабочие тетради, которые способствуют прямому взаимодействию педагога с родителями. (7 слайд, уголок ФЭМП)
Среди задач по формированию элементарных математических представлений выделяю именно те, которые поспособствовали познавательной активности детей:
– приобретены знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
– сформированы знания широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
– сформированы навыки и умения в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
– овладение математической терминологией;
– развиты познавательные интересы и способности логического мышления, общее развитие ребенка.
Основная задача по приобщению к социальному миру состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с предметным окружением и социальным миром обеспечивает существенные результаты в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними. Вашему вниманию предлагается продуктивная деятельность детей нашей группы при взаимодействии с педагогом. (9 слайд фото совместной деятельности)
В процессе ознакомления с миром природы у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде — дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости. (10 слайд- методы ознакомления с миром природы, затем 11 слайд- фото уголка природы.)
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детейдошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
• формирование у дошкольников диалектического мышления, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) ;
• расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности. (12 слайд)
Именно развитие собственного познавательного опыта находит свое отражение при организации и оснащении нашего уголка познавательно- исследовательской деятельности.
Хочется Ваше внимание обратить на наш компактный, мобильный эксперементальный уголок, который неоставит без внимания ни одного из «юных исследователей». Любой желающий из детей может принять участие в различных видах эксперементирования, применив при этом компонент мобильности уголка, что находит свое отражение при оснащении и организации активной познавательной деятельности детей. (13 слайд- фото уголка)
Следует заметить, что фактором успешности при реализации идеи экспериментирования является соблюдение следующих” психолого-дидактических условий организации образовательного процесса и следовательно условий познавательного развития :
• познавательный материал (характер его предъявления) обеспечивает выявление содержания субъективного опыта ребенка, включая опыт его предшествующих знаний;
• изложение знаний педагогом направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ребенка;
• активное стимулирование ребенка к деятельности обеспечивает ему возможность саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• познавательный материал организован так, чтобы ребенок имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
• обеспечены контроль и оценка не только результата, но и процесса обучения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ребенок, усваивая материал.
В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что при создании условий для развития познавательной активности зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.
Соответственно для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу.
Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения и познавательной деятельности и происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности.
Источник