Необходимые психологические условия для психологического развития ребенка

Необходимые психологические условия для психологического развития ребенка thumbnail

Для того чтобы малыш рос и формировался правильно, необходимо соблюдать условия нормального развития ребенка с самого рождения. Сюда относятся социальные условия нормального психического развития ребенкафакторы: общение с другими детьми и взрослыми. Насколько кроха готов быть личностью в нашем мире? Для этого необходимо уделить внимание его коммуникативному развитию. Хотя, конечно, все идет из семьи, начинается дома. От атмосферы в семье зависит степень психического развития в младшем возрасте. Если дома царит натянутая, холодная или даже агрессивная атмосфера, то на малыше это отразится негативно. Родители должны обращать особое внимание на свои действия, слова, общение с другими людьми перед ребенком. Очень легко нарушить нормальный ход развития психики, а чтобы вернуть все на свои места, потребуются годы.

Нормальное психическое развитие

Что означает «нормальное психическое развитие»? Соответствие определенным нормам, принятым в обществе. Каждый ребенок уникален, но шкала оценки для всех едина. С этим вы столкнетесь, когда будете устраивать малыша в садик, школу. К понятиям нормального психического развития обычно относят:

  • нормальное функционирование мозга (для каждого возраста свои критерии);
  • умение общаться с людьми, различать их статус, возраст, род занятий;
  • активность ребенка;
  • умение условия нормального психического развития ребенкаформулировать свои мысли, задавать вопросы, отвечать;
  • наличие достаточно развитого логического мышления (опять же, для каждого возраста этот критерий отличается).

Конечно, все самое важное малыш постигает дома, с родителями. От того, какой дома эмоциональный климат, как общаются родители, какие отношения с ребенком, будет зависеть его развитие.

Необходимо помнить, что даже развитый человечек 3-4-5 лет может начать деградировать, если изменится ситуация в семье. Гарантией нормального психического развития будет постоянство окружающего мира – настолько, насколько это возможно. Постоянно переводить из одного садика в другой, часто менять школы или место жительства — итогом этого может стать отставание в развитии, так как ребенок постоянно переживет стресс адаптации к новым условиям.

Ребенок дома

Детский сад, школа, кружки, друзья — все это очень важно. Но первым и самым важным фактором правильного развития будет дом. Родители должны помнить о том, что малыш меняется, растет. В первые 4-5 лет его потребность в общении не так велика, как в 6-7. А общаться он будет именно так, как научился дома. У вас появился малыш, а значит, теперь придется обращать особое внимание на то, что вы говорите, делаете, какие люди приходят к вам в дом.

Для формирования психики необходимо множество элементов. Основные из них формируются еще в детстве, когда кроха общается только с родителями.

Отношения с родителями

Это очень важный аспект. Здесь можно выделить основные «острые моменты»:

  1. Общение условия нормального психического развития ребенкав семье. Как оно происходит: на повышенных тонах, в претензиях, злобе, агрессии или же мягко, с любовью?
  2. Отношение к ребенку, внимание к его проблемам.
  3. Возможность вести диалог с родителями. Родители рядом, они готовы разговаривать, отвечать на вопросы?
  4. Социальное благополучие семьи. В неблагополучных семьях даже самые одаренные дети рискуют быть запущенными.
  5. Доверие к родителям. Доверие и уважение формируется с детских лет.

Очень важно, чтобы с родителями малыш, ребенок, подросток чувствовал себя свободно. Конечно, это не значит, что родители позволяют абсолютно все. Нет, тут дело в другом.

До определенной степени в общении с родителями присутствует свобода в выражении эмоций, переживаний, радости. С родителями малыш чувствует себя в безопасности. Они в первую очередь любят, учат, объясняют, а только потом и в крайнем случае — наказывают.

Дети априори условия нормального психического развития ребенкасчитают, что родитель прав. Его слова, реакции, манера общения воспринимаются как единственные абсолютно верные. Дальше ребенок взрослеет. Он общается с другими детьми, взрослыми. Здесь идет небольшая корректировка его понятий о «правильном» и «неправильном», и все же основы поведения, заложенные в детстве, остаются с ним на всю жизнь.

Атмосфера в семье

Неправильной, опасной считается атмосфера в доме, где находится маленький ребенок, если:

  • присутствует агрессия, как на словах, так и на деле (избиения, насилие, нанесение физических травм);
  • в общении между собой и с ребенком родители употребляют нецензурные выражения, угрозы, оскорбления, грубые насмешки;
  • дети или один из супругов подвергаются унижениям, оскорблениям;
  • родители очень занятые, у них нет времени на самое обычное общение;
  • ребенок много времени проводит один, предоставлен сам себе;
  • совершено отсутствует критика поступков ребенка.

Речь идет не только о неблагополучных семьях. Очень часто бывает, что с виду условия нормального психического развития ребенкалюбящая семья с хорошим достатком может относиться к малышу крайне жестоко. Холодная эмоциональная атмосфера в доме вредит ребенку. Проявлять свои чувства, высказывать эмоции — значит учить своего малыша делать это. Из семьи идет понятие о сопереживании, эмпатии, эмоциональной поддержке, радости за близкого. Наличие этих эмоций у ребенка говорит о том, что в плане психического развития недостатков или опасностей нет.

Если же у ребенка, начиная с 3-4 лет, совершенно нет понятия о сопереживании, нет желания помочь, поддержать, пожалеть, то проблема очевидно. Его не научили испытывать эти эмоции. Такие дети могут быть жестоки, агрессивны. А все потому, что дома царит такая же жестокая атмосфера.

Обязанности и ответственность

Для правильного формирования и развития психики необходимо дать ребенку понятие об ответственности. Детский садик и школа могут лишь косвенно повлиять на это. Чувство ответственности может быть заложено только в семье. С раннего детства давайте малышу простые задания. Пусть он:

  • сам складывает вечером свои игрушки;
  • самостоятельно чистит зубы, умывается, складывает одежду;
  • убирается в своей комнате;
  • выгуливает условия нормального психического развития ребенкадомашнее животное, убирает за ним;
  • поливает комнатные растения;
  • моет за собой или всеми членами семьи посуду.

Чем он старше, тем ответственнее, тем больше заданий по дому он получает. Если совсем лишить ребенка ответственности и обязанностей, то не происходит необходимого волевого развития. А значит, снижается продуктивность логического и ситуационного мышления.

Волевое развитие начинается у детей с 3 лет. Раньше они просто не понимают необходимости многих действий. Если ограждать ребенка от любых заданий, ответственности, то очень скоро родители начинают об этом жалеть. Он будет психологически не готов к школе. Не давая мотивации для ситуационного мышления, родители ограничивают возможность психологического развития ребенка. Сложных действий, ситуаций он избегает, не хочет становиться их участником.

Наказание и поощрение

Для того чтобы психика адаптировалась к условиям жизни в обществе, ребенку необходимо понимать, когда наступает наказание, а когда необходимо поощрение. Речь идет не только о чем-то физическом, материальном. Например, за хорошее поведение получаешь конфеты, а за плохое тебя лишают сладкого. Такое материальное мотивирование подходит для маленьких детей. Позднее необходимо переводить поощрение и наказание на другой уровень.

Наказание –условия нормального психического развития ребенка это ограничение, лишение. К сожалению, родители не всегда могут объяснить логику своих действий в отношении наказания. Остается непонятным: а почему вообще нельзя делать то или иное действие? Прежде чем наказать, расскажите, почему вы это делаете. Объясните ребенку опасность, неправильность какого-либо действия. Только поняв, что именно он сделал не так, ребенок сможет в следующий раз не допустить повторения. Это опыт, необходимый для правильного психического развития. Так постигаются законы нашего общества.

Наказание без причины — большая глупость. Например, малыш на прогулке был агрессивен по отношению к другому ребенку. Дома мама объясняет ему ошибку, рассказывает, почему этого делать было нельзя. Потом следует наказание: остаться у себя в комнате без телевизора, компьютера и других развлечений на 1 час. В это время ему нужно обдумать поступок и сделать выводы. Через несколько дней малыш играет у себя в комнате, но делает это слишком шумно. Мама применяет то же наказание, но только потому. что она устала, а шум мешает ей отдыхать. Действия ребенка в первом и втором случаях несоизмеримы, а наказание одинаковое.

Ребенок в садике

Второй аспект развития психики — социальный. Добиться нормального развития можно, только если ребенка будут окружать другие дети и взрослые. Здесь необходимо ситуационное мышление, которое остается двигателем психического развития. Опыт и знания, полученные до прихода в садик, позволяют делать выводы, а выводы — действовать.

Общаться, заводить друзей не так-то просто. В садике много усилий воспитателя направленно именно на социализацию. У детей, которые посещали детский сад, гораздо проще идет процесс адаптации в школе. Им проще заводить друзей, ведь они уже научились это делать.

Адаптация

Для всех детей поход в садик начинается с процесса адаптации. Она может быть разной по степени сложности для ребенка. Чаще всего это позитивный процесс. Малыш остается сам в новом месте. Он уже достаточно развит для 3-4 лет, чтобы провести это время один, без родителей. Если нахождение в садике слишком тяжело для ребенка, он не справляется даже условия нормального психического развития ребенкапри помощи воспитателя, а отношения с детьми не складываются, то это свидетельствует о недостаточном психическом развитии. Таки ситуации, увы, бывают.

К трем годам дети обычно уже очень активные. Они научились говорить, любят подвижные игры, тянутся к новым знакомствам. Совершенно нормально пройти адаптацию за 2-6 недель, а потом без труда проводить весь день в садике.

В процессе адаптации малыш прошел серьезную психологическую перестройку. Многие социальные механизмы открылись перед ним в простой форме:

  • как завязать знакомство;
  • как стать интересным для собеседника;
  • совместная деятельность – как вносить в нее свой вклад;
  • как поддерживать дружеские связи;
  • как выстраивать коммуникацию с людьми разного возраста.

Это значит, что развивается общественная составляющая характера — социальное «я» ребенка. Так происходит движение вперед для психического развития личности.

Общение с другими детьми

Без общения невозможна жизнь индивида с нормальной психикой. Человек устроен так, что ему просто необходимо иметь разные отношения с людьми:

  • родственная привязанность;
  • дружеские чувства;
  • приятельские отношения;
  • нежные, любовные отношения;
  • иерархические отношения.

Иметь лучшего друга, поддержку семьи, любовь — это нормальное состояние для психики. Если у человека нет возможности условия нормального психического развития ребенкаобщаться, он изолирован от других, то психика претерпевает изменения не в лучшую сторону.

Сильные ограничения со стороны родителей в этом отношении только вредят детям. Мамы часто говорят: «Не дружи с этим мальчиком», «Не общайся с той девочкой». Выбор этот бывает необъективен: малыш, с которым нельзя дружить, просто сильно пачкается в песочнице или часто болеет.

Также негативно отражается на ребенке решение не ходить в ясли, детский сад, не посещать кружки и секции. Так родители ограничивают возможность наладить социальный механизм психики. Мало контактов — мало опыта общения. А оно пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Общение только с родителями, бабушками, братьями и сестрами — этого недостаточно.

Школьные годы

Вся жизнь до 7 лет готовит малыша к новому этапу жизни – к школе. Формирование психики начинается сразу после рождения, но закончится оно лишь к 18-21 году. Тогда человек считается с психологической точки зрения «взрослым» или «зрелым». В школе происходят важные изменения в психике любого ребенка.

Познавательное мышление

Сейчас очень важно познавательное развитие малыша. У нормального малыша 7-8 лет есть тяга к знаниям. Конечно, это не значит, что учеба станет его единственным занятием и интересом. условия нормального психического развития ребенкаИ все же узнавать новое, совершенствовать свои знания, открывать что-то неизвестное — занимательный процесс. Школьник выделяет некоторые предметы, особо интересующие его.

Для психики важно иметь интересы: так продолжается познание мира, накапливается база знаний. Потребность в этом является нормальным психическим механизмом. Не бывает такого, чтобы ребенка вообще ничего не интересовало. Задача родителей и школы — помочь определиться, заинтересовать.

В первый-второй год школы дети еще действительно маленькие. Для них сейчас интересно все показательное, красочное:

  • небольшие опыты;
  • фильмы и иллюстрации;
  • интересно преподнесенный материал (чтение в лицах, иллюстрации);
  • возможность участвовать в процессе.

Сейчас мозг воспринимает только ту информацию, которая заинтересовала ребенка. Учителям необходимо иметь это в виду, готовясь к урокам. То же касается родителей и занятий дома.

Источник

Психологическое развитие — формирование психических процессов и особенностей личности с помощью воспитания и обучения. Этот процесс осуществляется согласно характеристикам возрастного периода. Он берет начало до рождения личности и накапливает качественные и количественные преобразования психики в течение всей жизни, тем самым формируя личность.

Психологическое развитие и деятельность ребенка — главное занятие малыша в границах общественного роста. При выполнении его появляются психические новообразования на определенном этапе развития. Каждый период характерен своим поведением.

Свойства психологической деятельности:

  1. Толчок к формированию иных видов деятельности;
  2. Преобразование личных психических процессов;
  3. Психологические видоизменения личности ребенка.

Каждому этапу психологического развития ребенка соответствует своя деятельность, ее еще называют ведущей. Изменением одной деятельности на другую является признаком перехода от одной стадии социального развития к другой.

Периоды развития и свойственные им виды деятельности:

  • С первых дней и до года. Этому времени свойственны эмоциональный контакт мамы с новорожденным. Выходит, что основная деятельность — социальный контакт и необходимость в нем. Также формируется начало предметной деятельности: это хватание предметов и движение телом (двигать осознано руками, вставать и ходить, ползать и сидеть).

Игрушки этого периода направлены на развитие органов чувств (зрения, слух, осязание) и моторики пальцев. Уже позже появится освоение предмета, как целостного объекта (цвет, форма, вес, запах, размер).

Задача родителей — приобретать насыщенные и красочные игрушки.

Речь ограничивается произношением звуков и их сочетаний.

  • С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой родителей,
    которые показывают принцип работы с этим предметом.

Родители, очень важно все делать вместе: чистить зубы, одеваться, кушать.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

  • С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

  • С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Речь учителя и сверстников должна распознаваться на слух (слуховое восприятие и память).

Задача родителей в подготовке:

  1. Памяти;
  2. Речи;
  3. Чтения и математике;
  4. Логического мышления;
  5. Коммуникабельности;
  6. Дисциплины и режима дня.
  • С 7 до 11 лет. Психологические особенности развития детей в период учебной деятельности — умение изучать и оперировать приобретенными знаниями. В этом возрасте в связи со значительными изменениями в окружающей социальной сфере у школьника возникает кризис. Большая нагрузка идет на память, которой приходится усиленно работать. Из непроизвольной памяти она превращается в целенаправленную.

Произошедшие изменения:

  1. Расширение круга авторитетов — учитель;
  2. Особые требования и правила поведения в школе и на уроке;
  3. Ученик — объект оценивания;
  4. Партнерские взаимоотношения.

С 11 до 15 лет. Разные виды деятельности развиваются в этом возрасте (спортивная, трудовая, учебная, художественная). Игра подростков интересует не как процесс, а как результат для самовыражения. Учебная деятельность все же стоит на первом месте, только теперь усложняется спецификой предметов и отношением к этим занятиям. Также этот период кризисный: подросток считает себя взрослым, но он к этому еще не готов.

Родители, помогите подростку не просто смоделировать перспективу будущего, а производить конкретные действия.
В этом возрасте подросток ассоциирует себя с членом общества.

  • С 15 до 17 лет. Учебная деятельность продолжает играть ведущую роль. Эта деятельность теперь переориентируется в сознании старшего школьника согласно его будущим планам на профессиональную ориентацию. Самосознание работает на выработку нравственных и политических, а также эстетических идеалов.

Вся деятельность ребенка упорядочена по возрасту и не может наступить раньше другого психологического этапа развития, и имеет свойства одного целого.

Психологическое развитие и обучение ребенка

Связь между психологическим развитием и обучением ребенка должна рассматриваться через понятие социальной среды. Это окружающий социальный мир, в котором растет малыш, его научные подходы, традиции искусства и культуры, религиозные течения и идеология.

Обучение детей зависит от общества и его развития (школы, детские сады, институты), а также обусловлено традициями в семейном воспитании.

Психологическое развитие и обучение ребенка включает еще одно немаловажное понятие — «сенситивный период развития» (время, когда ученик максимально способен воспринять определенное обучение). То есть помочь школьнику в развитии именно тогда, когда это максимально легко воспримется ребенком.

В процессе обучения школьник имеет возможность приобрести знания и опыт поколений. Понятия социальной среды, развития психики и обучение ребенка не могут существовать и рассматриваться отдельно друг от друга.

Психологические функции сначала окружают , а потом становятся его неотъемлемой частью.

Пример: с первых дней малыш не может говорить и отвечать родителям. Но, несмотря на это, речь его сопровождает постоянно и повсюду. Постепенно обучаясь, ребенок овладевает этой функцией. С ее помощью формирует психологическое развитие — мысли, предположения, теории.

При формировании какой-либо функции в процессе обучения вместе — ученик и учитель, она (функция) пребывает в «зоне ближайшего развития» (начало психических процессов). После полного формирования процессов их можно протестировать и выяснить актуальный уровень развития.

Для определения уровня зоны ближайшего развития ученика необходимо:

  • Задать подсказывающие вопросы;
  • Начать процесс вместе и предложить закончить школьнику самостоятельно;
  • Подсказать общую его суть.

Оценка этой работы должна учитывать не только знания, которыми уже владеет ученик, но и только начавшие формироваться знания.

Психологическое развитие и обучение ребенка должны быть едины и ориентироваться на ближайшие знания. Тогда они будут производить развивающий эффект. Другими словами, при обучении должен учитываться потенциал малыша на данном уровне его развития. Ребенок использует свои возможности, тем самым давая толчок для развития других.

Деятельность и обучение играют большую неразрывную роль в психологическом развитии . Все имеет свое место и время, и наша задача (родителей) вовремя предоставить ребенку необходимые знания, которые он может воспринять благодаря определенной деятельности.

Источник