Необходимость внимания к индивидуальности ребенка его душевному и духовному развитию
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: «Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию»
Подготовила Шпакова Т.Н., учитель начальных классов МОУ СОШ№-1
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем собрании. Тема моего выступления звучит так: «Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию»
(Задачи:
– показать родителям значимость и важность духовно-нравственного воспитания
ребёнка; прививать культуру общения родителей и детей,
– наглядно продемонстрировать отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
_проанализировать ошибки детско-взрослых взаимоотношений.
_ формировать стремление воспитывать в детях доброту, отзывчивость, трудолюбие.)
Все мы, у которых разные имена, характеры, судьбы, разное образование, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что нас объединяет: мы все люди. Кому, как не нам, знать, что для каждого человека весь мир – это его семья. Ведь многие из нас живут в семье.
Что такое семья?
Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, родители, близкие родственники.
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Семья-это небольшой коллектив, который имеет свои обычаями и традиции.
Не для кого ни секрет, что добрая семейная атмосфера складывается из:
– выполнений распределенных обязанностей в семье;
– добрых отношений между членами семьи;
– вклада каждого в общее семейное дело;
– семейных праздников.
Напомню, что тема посвящена такой проблеме, как необходимость внимания к индивидуальности ребенка, а именно его душевному и духовному развитию.
Ее цель — создание необходимых условий для благоприятного и гармоничного развития личности ребёнка.
Достаточно большое количество родителей считают, что уделять внимание необходимо только маленьким деткам. Получается, что пока ребенок не стал самостоятельным, родители его опекают, уделяют ему максимум внимания. Однако когда он становится старше, все реже интересуются его делами.
Тем не менее, взрослеющим детям очень необходима помощь и внимание любимых родителей. Они более самостоятельные: с легкостью могут сами одеться, погулять, поесть, но им довольно часто трудно принять какое-либо решение. Поэтому, им нужны родители, которые не редко забывают, что уделять внимание необходимо также и взрослеющим детям. К великому сожалению, есть еще родители, которые склонны считать, что улица и различные сложности могут укрепить характер их чада.
Для того чтобы этого не допустить, взрослые должны, возвратившись с работы, уделить внимание ребенку. Постарайтесь чаще привлекать ваше любимое чадо к домашним делам. Если же вы хотите пожарить картофель, тогда попросите ребенка ее почистить. А взамен после приготовленного ужина пообещайте поиграть с ним в его самую любимую игру. Если вы собираетесь за покупками, скажите ребенку, что вам очень необходима его помощь. Очень часто взрослые не задумываются над тем, что детям просто необходимо уделять больше внимания. Недостаток внимания может привести к тому, что ребенок может вырасти замкнутым и скрытным.
Давайте каждый себе ответит на вопросы:
Когда вы последний обнимали своих детей?
Когда вы последний раз наедине по душам разговаривали с ними?
Когда вы с любовью говорили им, что вы их любите, при этом чувствуя взаимные чувства?
Если вы не сделали этого вчера и не позавчера, то сделайте это сегодня.
А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ, который называется Отец и сын.
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет семилетний сынок.
– Папа, можно у тебя кое-что спросить?
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь?
– Это не твое дело! — возмутился отец. — И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то, 500. А что?
– Пап- — сын посмотрел на него снизу вверх очень серьезными глазами. — Пап, ты можешь занять мне 300?
– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? — закричал тот. — Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Мальчик тихо ушел к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег? Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да Бог с ними, с тремя сотнями, он ведь еще вообще ни разу у меня не просил денег.
Когда он вошел в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? — спросил он.
– Нет, папа. Просто лежу, — ответил мальчик.
– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, — сказал отец. — У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил. Мальчик подсел к отцу и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! — радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А сын сложил все деньги вместе, тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? — проворчал тот.
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, — ответил ребенок.
– Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
В одной цитате есть такие слова: «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» (Эстер Селсдон)»
Проблема взаимоотношений между детьми и родителями всегда была актуальна во все времена. Такой рассказ как «Раскаяние отца» стал чрезвычайно популярным во всем мире после того, как его опубликовал в своей книге американский писатель, публицист, психолог Дейл Карнеги. Это письмо отца к своему сыну было написано Ливингстоном Ларнедом более полувека назад, но трогает сердца людей, по сей день. Оно произвело сильное впечатление на многих и с тех пор переведено и перепечатано сотнями изданий по всему миру.
Сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, посмотреть видеоролик, который называется «Раскаяние отца». Его содержание, как нельзя лучше демонстрирует взаимоотношения очень многих людей друг с другом.
(Демонстрация видеоролика)
Письмо отца к сыну
У. Ливингстон Ларнед. «Раскаяние отца».
«Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел потом в библиотеку, где я читал,- робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?»- резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»
Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съежившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого…»
Вы только, что послушали рассказ, посмотрели видеоролик иллюстрирующий ошибку отца: нежелание и неумение принимать ребенка таким, какой он есть, которая приводит к непониманию, обидам и ссорам…
(Подведение итогов.)
Слушая мое выступление, я думаю, что каждый из вас проанализировал свои взаимоотношения в семье.
Истинную сущность воспитания известный педагог Василий Александрович Сухамлинский заключил в словах высказывания: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам.»
И в завершение, хочу вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда царила атмосфера любви, добра, взаимопонимания и взаимоподдержки, а ваши дети находили в вашем лице не только заботливых родителей, но и верных надежных друзей, мудрых наставников и интересных людей.
Уважаемые родители, если у вас возникли какие- либо вопросы по представленной теме, вы можете мне сейчас их задать.
Спасибо за внимание!
8
Источник
Необходимость внимания к индивидуальности подростка, его душевному и духовному развитию
(Статья мастера производственного обучения Агапитова А.П. https://kopilkaurokov.ru/)
Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Одним из факторов социализации остается семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Довольно сильно влияет на судьбу подростков характер взаимоотношений между ними. Неблагоприятные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростков оказывает его взаимоотношение с родителями. Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Очень важны в становлении личности эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом – далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются понимание и поощрение, во – втором – строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жесткость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом – пассивность, зависимость, слепое послушание.
Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
- власть используется лишь в меру необходимости;
- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния – школы, сверстников, средств массовой информации – часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского начала, как и гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».
Понять другого человека можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и детьми. И только преодоление этого барьера приведет к вниманию к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
Роль телевидения в семейном воспитании
Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, в ней воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха, где особую роль играют средства массовой коммуникации.
Среда современного человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась за последние годы. В нее органично вошли и средства визуальной коммуникации, глубоко проникшие в различные сферы его жизни. Такие факторы современного социума, как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства визуальной коммуникации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении громадному числу людей, обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета СМИ становятся важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений.
Семья – первичный агент социализации ребенка, институт, который осуществляет глубочайшее воздействие на формирование личности растущего человека. И особенно актуальным остается вопрос о том, какую роль играет современное телевидение в семейном воспитании и какими ресурсами обладает для оказания позитивного влияния на развитие личности ребенка.
Одним из главных достижений современных исследований в педагогической науке является осознание того, что функции телевидения в семье не ограничиваются развлекательной и информационной. Они могут быть разделены на две группы с точки зрения их места и роли в семейном воспитании: структурные и родственные.
Структурные функции связаны с непосредственным использованием телевизора.
Например, когда телевизор является фоном для обычных домашних дел. Телевидение может регулировать распорядок дня семьи, что также является одним из явных способов воздействия на личность ребенка в структуре семейного воспитания. К примеру, мать может уговорить ребенка поспать днем обещанием, что когда он проснется, начнется его любимая передача.
Родственные функции связаны с ролью телевидения во взаимоотношениях всех членов семьи, в частности в общении между ними.
Например, телевидение может давать пример действий, чувств, идей, моделей коммуникации, которые можно использовать на практике в общении с другими членами семьи. Применение на практике образцов социального поведения и знаний, заимствованных из телепрограмм, подтверждает статус телевидения как социально-ролевой модели, которую копируют в реальности, решая с помощью нее свои жизненные проблемы или наоборот, отгораживаясь от них. Это, несомненно, также является значительным средством, оказывающим влияние не только на развитие личности ребенка, но и на личности всех членов семьи в целом, модели коммуникаций и отношений.
Просмотр телевизора всей семьей также является одним из способов воспитательного воздействия. Просматривая те или иные программы с родителями, ребенок слышит их комментарии по поводу увиденного, оценку демонстрируемых сцен, что не может не повлиять на формирование ценностной сферы и его нравственных качеств в дальнейшем.
Ситуация совместного просмотра телевизора дает семье общий опыт переживаний, который сплачивает ее – в смехе, подозрении, заинтересованности,- и даже дает физическое чувство единения, когда родители обнимают своего ребенка.
С другой стороны, телевизор в семье – это еще и способ избежать взаимодействия. Внимание, которого требует просмотр передач, позволяет зрителям наслаждаться своей уединенностью и уходить от гнетущей обязанности общаться на неприятные темы. Например, ребенок, который хочет отгородиться от взрослых, может достичь этой цели, включив музыкальный канал, используя телевизор для обозначения границ своего личного пространства.
Значительную роль в воспитании и общении в семье занимают и правила просмотра телепередач в семье. Это соглашения и договоренности, поведенческие установки, основанные на общей системе ценностей и норм в семье, например, в семье может существовать правило «никакого телевизора после девяти вечера».
Вмешательство родителей в зрительскую активность детей является немаловажным условием для формирования у детей избирательного отношения к содержанию телепередач и непосредственно связано с различными методами семейного воспитания. Оно может осуществляться на трех уровнях.
Первый: «уровень осведомленности и совместного просмотра»: степень включенности родителей в просмотр, которая может быть простым знакомством с содержанием программ, демонстрацией детям ролевых моделей просмотра. На этом уровне взрослые могут эффективно использовать такие методы воспитательных воздействий как демонстрация образца положительного или отрицательного поведения на телеэкране, формирование необходимого отношения к определенным формам поведения, демонстрация преимуществ конкретной формы поведения.
Второй-уровень «контроля», связанный со степенью ограничений родителями объема просмотра, его времени и содержания передач. Он так же связан с использованием телевидения как способа поощрения или наказания в воспитании или со степенью контроля над деятельностью, сопутствующей просмотру.
Третий-уровень «поучительного посредничества», характеризующийся степенью и видами активности родителей в разъяснении телевизионного контента – посредством суждений, объяснения, эмоционального отношения, дополнительной информации, критики, то есть прослеживается связь с такими методами воспитания как анализ ситуаций из жизни, использование примера поступков героев телепередач и т.д.
Данные уровни родительского вмешательства в просмотр телепрограмм детьми: осведомленность, контроль и поясняющее посредничество – тесно связаны с собственным отношением родителей к телевидению. Некоторые родители ограждают детей от телевидения, считая, что оно оказывает разрушительное воздействие на жизнь детей и даже способно вызвать определенную форму зависимости и привыкания. Другие видят в нем позитивные стороны, предоставляющие возможности для развлечения, отдыха и получения информации. Поэтому для педагогической науки важен вопрос о поиске способов использования телевидения как ресурса для развития личности ребенка и стратегиях защиты детей от негативной информации, способной отрицательно повлиять на это развитие в дальнейшем, а также разработки рекомендаций для родителей, помогающих наиболее эффективно дополнять методы семейного воспитания возможностями телевидения.
Источник