Необходимость сенсорного воспитания в развитии ребенка
УЛЬМАСКУЛОВА ГУЛЬНАЗ
Необходимость сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание необходимо для полноценного развития ребенка. Во многом успешность человека в будущем, его умственное, физическое, эстетическое воспитание зависит от сенсорного развития в дошкольном возрасте. Сенсорное воспитание необходимо для развития внимательности, наблюдательности, является основой для развития интеллекта. Расширяет словарный запас ребенка, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, готовит ребенка к реальной жизни, а также развивает воображение и память ребенка. Развитое сенсорное воспитание – это основа для практической деятельности человека.
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка. Такие условия для зрительного восприятия присутствуют, главным образом, в продуктивных видах деятельности – рисовании, лепке, конструировании. Поэтому педагоги-исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в процесс обучения дошкольников разным видам деятельности.
Конструктивная деятельность ребенка – достаточно сложный процесс, когда ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую им постройку, но и обязательно при этом мыслит.
В процессе создания различных построек совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Одна из главных задач сенсорного воспитания в конструкторской деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить.
Дети, умеющие правильно обследовать предмет, легко могут представить его. Это очень важно, так как одним из основных условий успешного конструирования является умение детей четко представить себе, что за объект они собираются создавать. Причем конструирование будет тем успешнее, чем детальнее и точнее ребенок представляет, из каких частей этот предмет состоит, как эти части связаны между собой. Формирование такого рода представлений происходит в процессе определенным образом построенного обследования, когда дети под руководством педагога последовательно вычленяют отдельные элементы предмета.
Одним из важных показателей развития конструктивной деятельности у детей является умение творчески варьировать свои постройки.
Следовательно, представления детей о предметах должны быть четкими, так как именно обобщенные представления – одно из условий создания различных вариантов одного объекта.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ним на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания».
Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания, умения для анализа окружающей среды.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Развивающие игры в детском саду предназначены для обследования предмета, выявления его признаков и различения этих признаков с требованием их словесного описания. В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному свойству. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и названия предметов и их свойств.
За сравнительно короткий период от рождения до 2 лет ребенок проходит сложный и интересный путь сенсорного развития.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного,можем сделать вывод:
• сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.
• Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.
• Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением для детей второй младшей группы.
Оборудование: Система дидактических игр на развитие восприятия детьми цвета, формы, величины.
Цвет: 1. Спрячь мышку.
Дидактическая задача: Закреплять у детей представления о шести цветах спектра (красный, розовый, синий, желтый, зеленый, фиолетовый).
1. Подбери по цвету.
Дидактическая задача: Закреплять у детей представления о шести цветах спектра (красный, розовый, синий, желтый, зеленый, фиолетовый). Научить классифицировать предметы по форме.
2. У кого какое платье.
Дидактическая задача: Закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.
Форма.
1. Подбери фигуру.
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
2. Кому какая форма.
Дидактическая задача: Закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).
3. Геометрическое лото.
Дидактическая задача: Закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура)
Величина.
1. Башня.
Дидактическая задача: Закрепить представление об относительности величины предмета. Дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.
2. Что там?.
Дидактическая задача: Закрепить умения детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.
3. Сбор фруктов.
Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцупредметов определенной величины.
4. Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о пяти геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветов (красный, розовый, синий, желтый, зеленый, оранжевый). Учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форма, отвлекаясь от величины.
Источник
Калинина Оксана
Консультация «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»
Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста (из опыта работы)
Воспитатель первой квалификационной категории Калинина Оксана Валерьевна МБДОУ «Детский сад «Ромашка», с. Еланцы
Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запарожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, являются одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т. п. Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Сенсорное развитие направлено на обучение более точно воспринимать предметы и их разнообразные свойства. С восприятия предметов и явлений начинается познание. Сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
На этой основе выделяются следующие задачи:
Формирование у детей систем перцептивных действий
Формирование у детей систем сенсорных эталонов
Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т. е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.
Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:
Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
Три величины; большая, средняя, маленькая.
В сенсорном развитии, как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.
Требования программы по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2 лет:
ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);
собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть то, что рисует.
Требования программы по сенсорному воспитанию детей с 2до 3 лет:
ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
ориентироваться в трех и более контрастных величинах
собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)
составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой
в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии
В 2016-2017 году возраст детей в нашей группе был с полутора до двух лет. Наблюдая и играя с детьми, я изучила сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.
В работе я наметила следующие условия для выполнения задач:
использование дидактических игр,
создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной.
Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление.Для этого предлагались дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их,делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал.Использовала и игрысамоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма» и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям,а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому на следующий год пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь мышку» и «Нарядим матрёшку», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Наряди матрёшку, детям предлагались матрёшки белого цвета в разноцветных платочках, но без платьица к празднику. И ребятам предлагалось подарить матрёшкам платье того же цвета, что и платочек. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.
Важным условием для формирования сенсорных способностей, является организация предметной развивающей среды. Предметная среда – это система условий, обеспечивающих полноту развития детской деятельности. При отсутствии ПРС реализация любой деятельности не принесет успеха. Нужно подбирать предметы, которые дети могли бы обследовать и активно действовать с ними. Известно, что создать интерьер и предоставить детям материалы недостаточно. Среда должна способствовать развитию ребенка, ведь она раскрывает свои возможности благодаря игре. Таким образом, организовав необходимую среду, умело используя материалы в играх, мы сможем развивать сенсорные способности детей. Именно воспринимая предметы и действуя с ними, через свои ощущения и впечатления ребенок познает мир. Начинает все более точно оценивать их качества и свойства.
Для этой цели создан в группе сенсомоторный уголок «Развивайка». В этом уголке есть дидактический стол с дидактическими играми и игрушками (пирамидки, кубики, рамки, вкладыши).Это дидактические игры: «Подбери цвет», «Посади цветок», «Найди пуговкам домик», игры с прищепками, бусинками, игры-шнуровки. Этот уголок способствовал развитию всех психических процессов в соответствии с возрастными особенностями детей, развитию мелкой моторики, стимуляции двигательной и речевой активности, снятию психоэмоционального напряжения и комфортного самочувствия, создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка, повышения мотивации к самостоятельной деятельности. Сенсорные игры чрезвычайно важны в раннем возрасте, они фундамент умственного развития и речи
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я заметила особый интерес к уголку ряжения. Родители принесли платочки разного цвета, в которые с удовольствием наряжались девочки. Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т. д. Я учила ребят узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал,предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т. д.»
Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
Проводилась работа и с родителями с использованием различных форм и методов. Были проведены и оформлены консультации. Подробно рассказала родителям на родительском собрании о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Совместно с психологом провели мастер-класс «Пока мама на кухне», где в практической деятельности родители познакомились с играми по развитию мелкой моторики. Были предложены варианты игр, оборудования для развития моторики и речи малышей.Родители приняли активное участие в пополнении среды группы: приобрели новые игры, сшили красивое постельное белье, принесли аттрибуты для уголка ряжения, папы сделали бизиборд. Объясняла взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.
В конце учебного года (2017-2018) вновь была проведена диагностика, которая проводилась по основным показателям, предложенным Е. Б. Волосовой в книге «Развитие ребенка раннего возраста». Проведенная диагностика показала большой скачок знаний и умений к концу учебного года по всем разделам программы сенсорного воспитания.Средний балл повысился по сравнению с прошлым годом и составил: 80% детей знают основные цвета, 75% детей знают оттенки (три цвета, 50% детей различают форму предметов, могут определить величину и назвать её(большой-средний-маленький, у 55% детей развиты простейшие конструкторские умения. Низкий показатель по знаниям геометрических фигур, зато дети хорошо различают объёмные фигуры – шар, куб и кирпичик (58%).
Организуя игры с детьми,следует учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
На примере своей работы показала, что сплоченная работа педагога, родителей и детей дала возможность сформировать представления о сенсорных эталонах. Результаты её деятельности наглядно подтверждают целесообразность и результативность комплекса разработанных и применяемых дидактических игр, направлен на сенсорное воспитание и позволяют утверждать о наличии тесной взаимосвязи между игровой деятельностью дошкольников и развитием представлений о сенсорных эталонах цвета, форма и величины.
Источник