Необходимость прикорма для роста и развития ребенка

Необходимость прикорма для роста и развития ребенка thumbnail

Необходимость прикорма для роста и развития ребенка

Грудное молоко – лучшая еда для малыша, но постепенно потребности растущего организма возрастают, и одного грудного молока крохе становится недостаточно. Приходит время вводить прикорм. Что же такое прикорм и зачем он нужен?

Что такое прикорм?

Прикормом называются все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион ребенка первого года жизни пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения его дальнейшего роста и развития. Период прикорма является переходным этапом на пути малыша от чисто молочного питания к «взрослой» пище с общего стола. С его помощью грудничок постепенно приучается есть домашнюю пищу, пока она полностью не заменит грудное молоко или адаптированную смесь. Сначала дети получают пищу переходного периода — это продукты для прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических потребностей грудного ребенка, а затем настает время пищи с семейного стола. По мнению экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) к возрасту 1 года организм ребенка уже физиологически способен потреблять продукты с общего семейного стола и эти продукты больше не нужно модифицировать для удовлетворения особых потребностей грудного ребенка (естественно при условии, что в семье придерживаются принципов рационального здорового питания, используются только качественные и свежие продукты с небольшим количеством соли и сахара, не применяются полуфабрикаты).

Для чего нужен прикорм?

Безусловно,самой идеальной пищей для ребёнка до года является грудное молоко. Оно полностью отвечает потребностям детского организма и содержит все ингредиенты для полноценного развития малыша. Помимо прекрасно сбалансированного состава основных питательных веществ (углеводов, белков, жиров, витаминов и минеральных веществ), материнское молоко содержит ферменты, помогающие ребенку усваивать инородную пищу, средства иммунной защиты, а также гормоны, факторы роста тканей, биологически активные вещества и много других веществ, которых нет ни в искусственных смесях, ни в детском питании, ни в пище взрослых. Современные  адаптированные смеси хотя и не имеют столь уникального состава, но тоже содержат весь необходимый ребенку набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Учитывая эти факты, у мамы может возникнуть закономерный вопрос  — зачем же тогда вводить прикорм до года, не проще ли кормить малыша грудью или смесью, а после года, когда кроха подрастет, начать кормить его «взрослой» пищей. Особенно актуальным такой вопрос становится при возникновении различных трудностей с введением прикорма, когда несмотря на все мамины старания, малыш упорно не хочет пробовать новую пищу, морщится и выплевывает овощное пюре или очередной раз отталкивает ложечку с кашей.

Тем не менее, необходимость введения прикорма на первом году жизни ребенка основана именно на потребностях самого малыша. Первый год является периодом наиболее интенсивного роста, физиологического созревания и развития ребенка. Примерно к концу первого полугодия жизни малыш удваивает собственный  вес при рождении, а к году утраивает его. По мере роста и развития ребенка возрастает функциональная активность его пищеварительной, мочевыделительной, нервной, иммунной и других систем. Ближе к шести месяцам у малыша начинают прорезываться зубки, кроха начинает активно двигаться. Постепенно ему требуется все большее количество энергии и пищевых веществ. Возрастает также потребность малыша в витаминах и минеральных веществах, таких как железо, цинк, медь, кальций, фосфор, магний. Их количества поступающего с грудным молоком, становится недостаточно, а эндогенные запасы этих веществ (внутренние запасы организма) у маленького ребенка ограничены, поэтому у таких малышей довольно легко могут возникать дефицитные состояния и особенно дефицит железа. Кроме того, маленький исследователь начинает проявлять все больший интерес к содержимому маминой тарелки, ему становится любопытно и хочется попробовать «на зубок» что едят взрослые в его присутствии. Таким образом, примерно к полугоду чисто молочное питание уже не может обеспечить всех потребностей ребенка и возникает необходимость в дополнительных продуктах питания, помимо молока, с высокой энергетической плотностью и пищевой ценностью в небольшом по объёму количестве пищи. Несмотря на возросшие потребности, организм грудничка к этому времени еще не настолько физиологически «дозрел», чтобы сразу перейти от исключительно грудного вскармливания (или кормления смесью) прямо к обычной пище с семейного стола, поэтому в рацион малыша вводится пища переходного периода (прикорм), которая компенсирует разницу между возрастающими потребностями ребёнка и тем коли­чеством пищевых ингредиентов, которые получает ребёнок из молока.

Введение прикорма достаточно ответственный период в жизни ребенка. Плохое питание, неправильные принципы и методы кормления в этот критический период могут увеличить риск нарушений со стороны здоровья и развития ребенка. Чтобы правильно организовать прикорм своему малышу, маме необходимо понимать цели, с которыми ребенку во втором полугодии вводится дополнительное питание.

Основные цели, с которыми вводится прикорм:

— формирование у ребенка правильного пищевого поведения (поддержание аппетита и интереса к еде, формирование правильного к ней отношения);

— обогащение рациона малыша полезными веществами, отличными от тех, что присутствуют в грудном молоке, такими как рас­тительные белки и жиры, различные группы углеводов, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, балластные вещества и др.

— обеспечение тренировки и дальнейшего развития пищеварительной системы ребенка, его зубочелюстного и жевательного аппарата, моторной функции кишечника.

— освоение навыка потребления густой, а затем плотной и твердой пищи. В этот период у малыша формируются очень важные навыки кусания и жевания, а в дальнейшем — навык самостоя­тельной еды.

— формирование у малыша вкусовых ощущений и привычек, а также навыков здорового питания за счёт использования разнообразных и полезных видов продуктов с новыми вкусами и ароматами.

— введение прикорма обеспечивает постепенный переход ребёнка на семейное питание, что  в дальнейшем способствует его социализации.

Педиатрический или педагогический – есть ли разница?

Прикорм и грудное вскармливание — можно ли совместить?

 Одним из распространенных заблуждений, которым многие мамы и бабушки обычно объясняют причину введения прикорма, является утверждение, что со временем качество молока ухудшается и после полугода кормления «в нем не остается ничего полезного». Это утверждение является одним из многочисленных мифов, связанных с кормлением грудью. В действительности, высокая биологическая ценность грудного молока сохраняется на протяжении всего периода грудного вскармливания. И после полугода, и на втором году кормления грудью мамино молоко продолжает оставаться для ребенка источником многих необходимых веществ в оптимальных для усвоения формах, а кроме того оно способствует нормальному формированию иммунной системы малыша, созреванию ферментной и микробной систем кишечника, структурному развитию нервной системы и особенно головного мозга крохи. Состав молока меняется со временем, подстраиваясь под потребности растущего ребенка. Именно поэтому очень важно, несмотря на введение другой пищи, сохранять грудное вскармливание, по крайней мере, до конца первого года жизни ребенка.

Очень часто из-за несвоевременного или нерационального введения прикорма у кормящей мамы может значительно снижаться количество молока, нередко уже в первые месяцы после введения прикорма грудное вскармливание прекращается досрочно. В большинстве случаев это происходит из-за непонимания сути прикорма, стремления как можно быстрее довести объемы вводимых блюд прикорма до «рекомендуемой» нормы, замещая при этом кормление грудью. Кормящей маме важно понимать, что прикорм хотя и значимо дополняет грудное молоко во втором полугодии жизни, но не является основой рациона ребенка. Основные питательные вещества для своего роста и развития ребенок по-прежнему продолжает получать с маминым молоком. Главная задача мамы в этот период постепенно по мере развития пищевого интереса у малыша познакомить его с новыми продуктами, не настаивая и не преследуя цели обязательно накормить ребенка «досыта» определенным количеством детского питания. Такой подход позволит с одной стороны поддержать аппетит и активный интерес к еде у малыша, а с другой стороны даст возможность как можно дольше сохранить грудное вскармливание, не вытесняя его большими объемами детского питания. Таким образом, два процесса — грудное вскармливание и постепенный переход на пищу с общего стола будут происходить параллельно, не мешая и не вытесняя друг друга.

Источник

Автор: Бутузова Олеся Владимировна

врач-педиатр, автор книг и статей о детском здоровье
г. Москва

Время на прочтение : 7 минут

Знакомство ребенка со взрослой пищей — ответственный момент, вызывающий у родителей огромное количество вопросов. Поможет найти ответы на них поможет врач-педиатра Олеся Владимировна Бутузова.

— Олеся Владимировна, что такое прикорм и почему он важен для здоровья ребенка?

— Введение прикорма — важный и ответственный момент в жизни каждого малыша, этакий этап взросления. Поэтому не стоит забывать о том, что введение прикорма является большим стрессом для его организма. Чтобы помочь малышу адаптироваться к изменениям, нужно учитывать ряд моментов.

Прикорм — это первая взрослая еда, которой предстоит заменить собой грудное молоко или молочную смесь.

— В каком возрасте нужно знакомить ребенка со взрослой пищей?

— Вопрос о сроках введения прикорма довольно дискутабельный. Я предлагаю опираться на рекомендации ВОЗ, Всемирной организации здравоохранения. В их основе всегда лежат глобальные исследования и индивидуальный подход к регионам. Например, в странах третьего мира прикорм вводится раньше. Это обусловлено плохим питанием кормящей матери, в результате чего организм ребенка недополучает питательных веществ и витаминов. В нашей стране оптимальный возраст для введения прикорма — 4—5, 5—6 месяцев.

— Какие проблемы возникают из-за раннего знакомства малыша со взрослой пищей?

— Торопиться с прикормом не стоит: это приводит к диспептическим расстройствам и пищевой аллергии. Следом за этим увеличивается риск недостаточности питания, нехватки витаминов и микроэлементов.

— А какие проблемы возникают, если припоздниться?

Затягивать со взрослой пищей тоже не стоит. У растущего организма постоянно увеличиваются энергетические затраты, потребности в витаминах и микроэлементах. Без своевременного знакомства со взрослой пищей развивается дефицит, за которым следуют самые разные проблемы со здоровьем. Также для крохи задерживается знакомство с новыми вкусами, формирующее новые нейронные связи. Важно своевременно развивать навыки жевания и глотания более густой пищи — в противном случае это может осложнить кормление ребенка в будущем.

— Какие проблемы могут возникнуть во время первого прикорма?

— Проблемы всегда одинаковые — малыш не хочет есть, отворачивается от ложки. Или продукт организму не подходит — тогда появляются нарушения пищеварения, которые проявляются поносом или запором, вздутием живота, срыгиваниями. Также негативной реакцией во время введения прикорма становится аллергия.

Читайте также: о том, какие продукты нельзя давать детям до года.

— Как понять, что прикорм не идет ребенку на пользу?

— Заподозрить проблемы, возникающие на фоне приема «взрослой» пищи, можно по серии тревожных звоночков: боль в животе, запор, понос, вздутие живота, высыпания. Если появляется хотя бы один из этих симптомов, прикорм нужно тут же приостановить.

— С какими проблемами родители могут столкнуться при быстром введении прикорма или при смене продукта?

— Любой новый продукт, новая смесь — это стресс для организма ребенка, для его желудочно-кишечного тракта. Ему нужно время на адаптацию — поэтому мы рекомендуем начинать с половины чайной ложки и в течение недели постепенно увеличивать объем. Если же взять и дать сразу большой объем пищи или резко сменить один продукт на другой, это может привести к срыву пищеварения и ухудшению самочувствия малыша.

— Большой объем прикорма — это плохо? Какое количество продукта оптимально?

— Нередко я встречаю такую ошибку: «Я дала своему ребенку чайную ложку яблочного пюре, но ему так понравилось, что он умял всю банку, и теперь у него красные щеки». Или «Я предложила ребенку грушу, и он съел ее почти полностью, но теперь его обсыпало». Повторюсь еще раз, важно давать новое питание постепенно, начиная с половины чайной ложки, увеличивая до возрастной нормы за неделю. Стремление ускориться приводит к срыву: развитию колик, диареи, метеоризма и прочим нарушениям.

— Что делать, если малыш не хочет пробовать новую еду?

— Ребенка нельзя заставлять! У детей очень тонко организованная психика, и любое давление может привести к усугублению ситуации и формированию психологических блоков.

— Может ли во время прикорма возникнуть аллергия?

— Да, безусловно, аллергия возможна. Это либо пищеварительная реакция, которая проявляется нарушениями стула, либо сыпь на коже. В любом случае при появлении аллергии нужно отменить прикорм и дать ребенку энтеросорбенты, проконсультировавшись с врачом.

— Что делать, если на новом питании возникли проблемы с животиком?

— Случается такое, что при введении новых продуктов питания у ребенка возникает понос или, наоборот, запор, срыгивание или вздутие.

  • Если у малыша появился запор, можно расширить питьевой режим, а также подключить микроклизмы.
  • Если ребенок среагировал на новый продукт поносом, помогите ему закрепляющими стул энтеросорбентами.
  • Если у крохи вздут живот, вы слышите бурление и видите беспокойство маленького человека, воспользуйтесь ветрогонными средствами.

И самый главный совет в таком случае — временно отмените прикорм, повлекший такую реакцию. НЕ стоит продолжать эксперименты с продуктом, который вызывает нарушения пищеварения. Можно будет вернуться к нему и попробовать повторно через пару недель.

— Что родителям нельзя делать при введении новой еды? Как нельзя себя вести?

— Во время введения новой еды я настоятельно рекомендую обратить внимание на следующие моменты:

  • Нельзя вводить несколько продуктов одновременно. В противном случае, если возникнет аллергическая реакция или нарушения стула, мы попросту не сможем определить, какой из продуктов вызвал нарушения и должен быть отстранен.
  • Не рекомендуется одновременно с новым продуктом делать прививки или начинать использовать новые средства по уходу за малышом.

— Какие ошибки чаще всего допускают родители?

— Давайте пройдемся по основным ошибкам.

  1. Часто на приеме мне говорят: «Я начала прикармливать дочку около четырех месяцев, так на банке с черносливом написано». Ошибка тут и в нарушении сроков, и в самостоятельности. Начинать нужно только по рекомендации доктора, а не по тому, что «прочитали на баночке». Все-таки важно проходить такие серьезные этапы под контролем врача.
  2. Вторая распространенная ошибка — расширенный педагогический прикорм. Это когда родители дают ребенку любые продукты, которые он попросит, объясняя свои действия расширением вкусовых границ малыша. Иногда в ход идут мороженое, сладости или другая взрослая пища. Я категорически против такого подхода. Во-первых, попробовав мороженое, ребенок может не захотеть потом есть овощное пюре. А во-вторых, взрослые продукты могут быть слишком тяжелыми и сложными для незрелой системы пищеварения малыша.
  3. Идем дальше. Следующей ошибкой я бы назвала отсутствие терпения. Для многих мам настоящим испытанием является переход малыша к самостоятельному пользованию ложкой. С одной стороны, это понятно — ребенок перепачкает себя, столик и иногда даже и кухню. Однако лишение малыша самостоятельности в еде с самого начала чревато тем, что он наотрез откажется держать ложку в дальнейшем. Я видела двух- и трехлетних детей, которых кормили мамы. И эти самые мамы задавали мне вопрос: «Мой ребенок идет в детский сад, но он до сих пор отказывается есть самостоятельно. Что делать?»
  4. Большая ошибка — кормить ребенка насильно, если он отказывается от того или иного прикорма. Малыш отворачивается? Значит, отложите введение этого прикорма на 1—2 недели.
  5. Не так часто, но я сталкиваюсь с тем, что мамы дают овощные пюре из бутылочки. Так делать не стоит, важно начинать знакомить ребенка с ложечкой.
  6. Ну и напоследок выделю такую ошибку, как использование сахара или соли при приготовлении блюд для прикорма. Нам, взрослым, пища кажется пресной, несоленой и несладкой, и мы хотим сделать ее повкуснее для ребенка, так? Но это неверный подход, даже по той простой причине, что ребенок еще не знает вкусов, он только знакомится с ними и точно не отвернется от каши, если в ней нет сахара.

— Некоторые родители уверены, что позднее знакомство со взрослой пищей приведет к тому, что кормить дитя из блендера придется до 3 лет. Это так?

— В этом вопросе нужно стремиться к золотой середине. Если ввести твердую пищу рано, ребенок будет давиться, выплевывать еду или глотать ее кусками. Но и тянуть не стоит. Во-первых, ребенку нужно научиться жевать. Я встречала таких детей, которые наотрез отказывались есть кусочки пищи и в 1,5 года. Все потому, что родители стремились измельчать овощи, фрукты и мясо буквально в порошок. А во-вторых, жевание способствует формированию челюсти и прикуса.

— Если ребенок отказался есть какой-то продукт, будет ли он есть его в будущем, когда повзрослеет, и наоборот?

— Вкусовые предпочтения меняются в течение всей жизни. Например, мой сын очень любил брокколи в 1—2 года, ел с удовольствием сначала баночное пюре, затем уже отварные соцветия в качестве гарнира. А теперь ему 10 лет, и он обходит брокколи стороной. И обратный пример — прикорм в виде рыбы «не зашел», сын его просто игнорировал, а сейчас с большим удовольствием ест и рыбу, и морепродукты. Поэтому если ребенок отказывается от морковки или индейки, это вовсе не означает, что он будет избегать эти продуктов во взрослом возрасте.

В заключение хочется еще раз успокоить и подбодрить родителей. Введение прикорма — новый интересный этап развития и взросления детей. А соблюдение простых советов и рекомендаций поможет вам сделать этот процесс комфортным и безопасным для ребенка.

Врач-педиатр
Олеся Владимировна Бутузова

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник