Нейропсихофизиологические нормативы развития ребенка от 0 до 7 лет

Нейропсихофизиологические нормативы развития ребенка от 0 до 7 лет thumbnail
Наименование показателя Время появления и развития
Крупная моторика
  Стоит на одной ноге 6 лет
  Проходит 3-4 м с закрытыми глазами 6 лет
  Прыгает с места в длину на 80 см 6 лет
  Прыгает с разбега не менее, чем на 1 м 6 лет
  Прыгает в высоту на 20 см 6 лет
  Прыгает с высоты 30 см и приземляется на корточки 6 лет
  Прыгает через качающуюся скакалку 6 лет
  Ударяет мяч, отскочивший от земли, не менее 10 раз подряд 6 лет
  Перебрасывает мяч с партнером 6 лет
  Кидает мяч в мишень с расстояния 3-4 м 6 лет
  Кидает мяч вдаль на 5-9 м 6 лет
  Делает «ласточку» без поддержки взрослого 6 лет
  Проходит по гимнастической скамейке 6 лет
  Стоит на каждой ноге попеременно, глаза закрыты 6 лет 2 мес.
  Ходит на лыжах 6 лет 8 мес.
  Катается на коньках 6 лет 8 мес.
  Катается на самокате 6 лет 8 мес.
  Катается на двухколесном велосипеде 6 лет 8 мес.
  Учится играть в бадминтон, теннис 6 лет 8 мес.
  Учится плавать 6 лет 8 мес.
Мелкая моторика
  Рисует человека с шеей руками, одеждой 6 лет
  Рисует ноги человека в 2-х измерениях 6 лет
  Копирует ромб 6 лет
  Дорисовывает 9 частей к неоконченному человечку 6 лет
  Рисует ромб 6 лет 2 мес.
  Использует карандаш для письма 6 лет 6 мес.
  Хорошее развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций 6 лет 6 мес.
  Умеет работать с ножницами, бумагой, картоном, тканью 6 лет 8 мес.
  Умеет вдеть нитку в иголку, пришить пуговицу 6 лет 8 мес.
  Умеет пользоваться пилой и молотком 6 лет 8 мес.
Зрительное восприятие
  Тонкая дифференцировка сенсорных эталонов (усвоение основных цветовых тонов, выделение промежуточных тонов); вариативность геометрических форм (различающихся по пропорциям, величине углов и т.п.) 6-7 лет
  Владеет анализирующим восприятием, наблюдателен 6-7 лет
  Различает пейзаж, портрет, жанровую живопись, натюрморт 6-7 лет
  Понимает портрет (настроение героев, характер, возраст) 6-7 лет
  Способен истолковать содержание картины (с близким к жизни ребенка сюжетом) 6-7 лет
  Ориентируется в пространстве листа (знает левый верхний угол, правый верхний угол и т.д.) 6-7 лет
Слуховое восприятие
  Может отстукивать ритмы по устной инструкции 6 лет
  Проявляет избирательное отношение к музыке, понимает эмоциональную насыщенность, настроение произведений 6-7 лет
Речь
  Третий этап развития речи – начало развития письменной речи 6-7 лет
  Активный словарь – 4000 слов 6-7 лет
  Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов 6 л. 6 мес.
  Активный словарь – от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10000 7 лет
Память
  Владеет приемами образного запоминания 6-7 лет
  Запоминает легко и надолго 6-7 лет
  Объем непроизвольной кратковременной памяти – 5-6 объектов 6-7 лет
  Логическое запоминание 6 лет 6 мес.
Интеллект
  Исключение предметов (тест «4-й лишний») с опорой на функциональные и категориальные свойства объектов 6 лет
  Правильно перечисляет пальцы на каждой руке и на обеих вместе 6 лет
  Складывает и вычитает до пяти 6 лет
  Определяет время дня 6 лет
  Называет назначение нескольких предметов обихода 6 лет
  Различает время до полудня и после полудня 6 лет
  Знает где правая, где левая сторона 6 лет
  Считает до 30 6 лет
  Уверенно ориентируется на улице и знает предназначение зданий (жилой дом, аптека, магазин) 6 лет
  Ориентируется в настоящем, прошедшем и в будущем времени 6 лет
  Ориентируется в семейных отношениях и среди взрослых 6 лет
  Ориентируется в опасном и безопасном 6 лет
  Способен к простейшему анализу окружаю­щего мира: разведению основного и несущественного, не­сложным рассуждениям, правильным выводам 6 лет
  Сравнение понятий с использованием категориальных обобщений 6-7 лет
  Проявляет живой интерес в новым сферам окружающего мира, к умственной деятельности 6-7 лет
  Интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями 6-7 лет
  Основной тип поведения – неутомимый исследователь 6-7 лет
  Познавательные процессы направлены на учебно-познавательную деятельность 6-7 лет
  Использует разные способы добывания знаний, активно экспериментирует 6-7 лет
  Возникает желание учиться, стремление овладеть учебными навыками 6-7 лет
  Легко переносит знания и умения в новые условия 6-7 лет
  Ориентируется во времени, знает дни недели, месяцы, времена года, их последовательность; начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть 6-7 лет
  Развивается чувство времени (чувствует 1 минуту, 5 минут) 6-7 лет
  Начинает ориентироваться во времени по часам (час, четверть часа, половина) 6-7 лет
  Объем внимания расширяется до 5-7 объектов 6-7 лет
  Может быть сосредоточен в течение 15-20 минут (при смене видов деятельности до 30-35 минут) 6-7 лет
  Умеет управлять вниманием, владеет произвольным вниманием 6-7 лет
  Может подчинить внимание учебной задаче 6-7 лет
  Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: с помощью 6 лет
  Способность целостного восприятия объекта «Кто нарисовал этого слона?»: самостоятельно 6 лет 6 мес.
  Доступен смысл простых пословиц и поговорок 6 лет 6 мес.
  Видит сюжетную связь трех картинок и составляет по ним рассказ 6 лет 6 мес.
  Решает простые арифметические задачи 6 лет 6 мес.
  Считает до ста 6 лет 6 мес.
  Складывает и вычитает до десяти 6 лет 6 мес.
  Запоминает и декламирует простые стихи 6 лет 6 мес.
  Рациональный подход к действительности (ослабле­ние роли фантазии) 6 лет 6 мес.
  Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий 6 лет 6 мес.
  Аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, спо­собность воспроизвести образец) 6 лет 6 мес.
  Правильно различает сложные геометрические формы, указывает на их различие и сходство 6 лет 8 мес.
  Успешно использует цвета и формы в процессе конструктивной и изобразительной деятельности 6 лет 8 мес.
  Решает простые задачи со сложением и вычитанием 6 лет 8 мес.
  Правильно дифференцирует количество независимо от формы, величины и пространственного расположения объектов 6 лет 8 мес.
  Сформировано обобщение, правильно мотивирует ответы 6 лет 8 мес.
  Классифицирует предметные картинки по их назначению, называет видовые и родовые признаки 6 лет 8 мес.
  Устанавливает причинно-следственные отношения в рассказах, выделяет существенное звено 6 лет 8 мес.
  Самостоятельно может придумывать сказки, рассказы 6 лет 9 мес.
  Знает буквы, читает слоги, может самостоятельно прочитать простой текст 6 лет 10 мес
  Способен разделять объекты на классы и подклассы 7 лет
  Называет общую стоимость нескольких монет 7 лет
Память
  Владеет приемами образного запоминания 6-7 лет
  Запоминает легко и надолго 6-7 лет
  Объем непроизвольной кратковременной памяти – 5-6 объектов 6-7 лет
  Логическое запоминание 6 лет 6 мес.
Эмоции, коммуникация, поведение
  Ходит в садик (школу) без присмотра 6 лет
  Ориентируется среди детей (хороший и плохой, умеет и не умеет, сильный и слабый, понимает и не понимает) 6 лет
  Ориентируется в нормах поведения 6 лет
  Способен понять переживания другого человека, передает в рисунке настроение, характер, способен стать на позицию другого 6-7 лет
  Выполняет произвольные ми­мические движения по речевой инструкции взросло­го (с единичными ошибками) 6 лет 6 мес.
  Умеет сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия 6 лет 6 мес.
  Способен оценивать свои и чужие поступки, однако в оценках ориентируется на взрослого 6 лет 8 мес.
  Укрепляются навыки общественного поведения: первым здоровается, благодарит за оказанную помощь, бережно относится к вещам 6 лет 8 мес.
Самообслуживание
  Использует столовый нож для намазывания 6 лет
  Зашнуровывает ботинки 6 лет
  Может выполнять длительные индивидуальные поручения: убирает групповые комнаты, ухаживает за растениями и т.п. 6 лет 8 мес.
  Умеет пришивать пуговицы 6 лет 8 мес.
  Мальчики умеют пользоваться столярными инструментами 6 лет 8 мес.
  Моется (в бане) с посторонней помощью 6 лет 10 мес.
  Ложится спать без посторонней помощи 7 лет
Игра
  Ориентируется в правилах детской игры 6 лет
  Создает план игры 6 лет 8 мес.
  В процессе игры обобщает, анализирует свою деятельность 6 лет 8 мес.
  Может играть по несколько дней, обогащая замысел игры 6 лет 8 мес.
  Предпочитает групповые игры индивидуальным 6 лет 8 мес.
  Основа в игре – правила ролевого поведения; совместное построение сюжета, последовательное развертывание событий 6-7 лет
    
Читайте также:  Развитие ребенка и его отношений с окружающими читать

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

Возрастные нормы психического развития детей

от рождения до семи лет

       Большинство трудностей в общении с ребенком и в его воспитании возникают у родителей по причине родительской некомпетентности или недостаточной осведомленности о возрастных периодах и нормах развития детей. Очень часто родители ожидают от ребенка того, что не доступно его возрасту и, наоборот, снижают свои требования к нему в области поведения, навыков самообслуживания и общения. Взрослым необходимо четко ориентироваться в возрастных периодах детства и новых возможностях, приобретениях психики, которые  должны возникать на каждом этапе развития ребенка.                                                

      Итак, ранний возраст от рождения до 3-х лет, отличается единством физического и психического развития и стремительным ростом и развитием ребенка. Эпоха раннего возраста делится на два этапа: от рождения до года и от года до трех лет.

     На первом году жизни происходит активное развитие органов чувств в процессе ухода и общения, с первых месяцев жизни ребенок выделяет близкого взрослого, сосредотачивает свой взгляд и слух и, наконец, отвечает взрослому улыбкой, звуками и движением. Данная реакция, названная “комплексом оживления” должна появиться к 3-м месяцам жизни. Она является условием и предпосылкой для развития общения между ребенком и взрослым. Младенец постепенно учится схватывать и удерживать предметы, благодаря развитию руки.

    К 6-ти месяцам ребенок должен брать, удерживать предмет, сосредотачиваться на нем и совершать простые действия с предметом, обследуя его, что является условием формирования мышления.

    С 6-ти месяцев ребенок овладевает самостоятельными движениями в горизонтальном положении, учится сидеть, стоять и ходить. Ребенок продолжает осваивать окружающий мир, он уже манипулирует с предметами и реагирует на взрослого не просто как на объект окружающего, а как на партнера в познавательной деятельности.  

     К концу первого года жизни ребенок должен активно изучать предметы и пространство и проявлять потребность в деловом общении с взрослым в процессе этого изучения. У малыша формируется первый предметный опыт, формируется представление о свойствах предмета, расположенного в пространстве. В этом возрасте малыш должен понимать обращенную к нему речь и говорить простые слова, состоящие иногда из одного слога.

     Начиная с 1 года до трех, ребенок овладевает самостоятельными сложными движениями: ходьбой, бегом, лазанием, бросанием, и т. д. Ребенок не только активно двигается, но и учится регулировать собственное движение, подражая взрослому. Именно поэтому важно постоянно обращать внимание малыша на цель и порядок выполнения действия: “Мы будем катать мячик. Положи мячик перед собой, как я, а теперь толкни мячик сильно, как я.” Ребенок переходит от обследования предмета к игровому действию с предметом: сначала он учится открывать и закрывать баночку, понимает, что ее можно использовать, как емкость, потом соотносит эту баночку по свойствам с кастрюлькой и, наконец, использует в игре баночку, как кастрюльку. Речь ребенка теперь становиться самостоятельной и активной. На фоне активизации речи зарождается общение со сверстниками, ребенок делает первые попытки взаимодействовать с другим малышом в предметной и игровой деятельности.                                                                                                  

     Главным приобретением личности в конце раннего возраста становиться осознание ребенком себя, как самостоятельного субъекта, своего личного действия и личного желания.  

                        С этого момента (с 3-х лет) начинается эпоха дошкольного возраста. Именно этот период перехода получил название “кризиса 3-х лет”. Обычно этот возраст сопровождается упрямством, капризами, агрессивностью, резкими сменами в настроении и поведении малыша. Такая картина есть результат конфликта между естественным стремлением ребенка к самостоятельности и независимости и ограничением этого стремления со стороны взрослых.  

     Дошкольное детство (от 3 до 7) характеризуется развитием разнообразных видов детской деятельности: игровой, бытовой, изобразительной, трудовой и др. Уровень развития ребенка должен определяться не только его умениями в той или иной деятельности, но и заинтересованностью в результате и умением его добиваться.

     Ребенок 5 лет может отлично уметь самостоятельно завязать шнурки, но не испытывать потребности это делать. Отсутствие у дошкольника потребности проявлять свою умелость или развивать ее являются показателем незрелости, которая будет тормозить его дальнейшее развитие. Способность ребенка подчинять свое поведение какой-либо цели, управлять своими поступками формируется на протяжении всего дошкольного возраста.  Только к семи годам ребенок способен выполнять как свою собственную задачу, так и задачу, поставленную взрослым не отвлекаясь, сохраняя интерес, контролируя себя при этом и оценивая свои результаты. Зачастую родители ожидают этого от детей 5-ти и даже 4-х лет.

    Существенным приобретением дошкольного возраста становится наглядно-образное мышление ребенка, благодаря которому становится возможной учебная деятельность. Чтобы понять, что легкие предметы не тонут, ребенку 6-ти лет уже не надо бросать их в воду, у него есть понятие легкого и тяжелого, понятие о свойствах воды, он может сделать самостоятельный выводы.  К семи годам дети хорошо разбираются в понятиях, символах и знаках, мышление становится логическим. У них намечается собственное мировоззрение, первые этические нормы, созревает новая социальная позиция и стремление быть взрослым.  К концу дошкольного детства у ребенка складываются предпосылки нового вида деятельности – учебной. Помните, что развитие ребенка проходит постепенно и последовательно и на каждом этапе ребенок  должен достичь определенных результатов.

Читайте также:  Дневник развития ребенка от рождения

Источник

Возрастные особенности развития ребёнка до 1 года

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

2-6 мес. Улыбка при общении со взрослым; комплекс оживления при общении. При виде матери беспокоится или оживляется, рассматривает окружающие предметы и людей.

6-12 мес. Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт, дифференцирует “своих” и “чужих”. Игровой контакт со взрослым.

– лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.);

– различные эмоциональные реакции при общении с матерью (с 9 мес.);

– голосом сигнализирует о биологических нуждах; избирательное отношение к окружающим (в конце года); требует к себе избирательного внимания, общается со взрослым с помощью звукосочетаний; выполняет некоторые инструкции, обращает внимание на лицо говорящего (в конце года).

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:


3-6 мес. Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 м.);

– на вытянутые руки (5 мес.);

– приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.);

– садится (6 мес.);

– хватает игрушки, ударяет по предметам, захватывает игрушки с любой стороны, чаще двумя руками (5 мес.);

– держит в каждой руке по предмету (6 мес.) 

6-12 мес. Посаженный сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.);

– садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.)

– встает, ухватившись за опору, переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.);

– стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой (10 мес.);

– уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.);

– ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.);

– перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке (7 мес.);

– манипулирует 2-3 предметами (8 мес.);

– берет мелкие предметы двумя пальцами (9 мес.);

– вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; пальцевой захват мелких предметов (10 мес.);

– выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражает движениям перелистывания страниц книги (11 мес.);

– вкладывает один предмет в другой; открывает коробку, ящик, пользуется ложкой (12 мес.). 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

3-6 мес. Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. 

6-12 мес. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

0-6 мес. Слуховое сосредоточение. Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого (с 1 мес.);

– локализует звук в пространстве (с 4 мес.);

– адекватная реакция на интонацию, голос матери: беспокоится или оживляется

(5 мес.);

– поворачивается на звук (с 6 мес.);

– фиксирует и прослеживает взглядом предмет (со 2-го мес.);

– смотрит на движение рук, ощупывает их (с 3-3,5 мес.);

– тянется к близко расположенному предмету, водит по нему руками, рассматривая одновременно и предмет, и свои руки (4 мес.);

– захватывает предмет (5-5,5 мес.);

– локализует предмет в пространстве из разных положений тела (лежа на спине, на животе, на руках у взрослого) (5-6 мес.);

– занимается с игрушкой (5-6 мес.).

6-12 мес. Под контролем зрения берет, рассматривает и ощупывает игрушки, перекладывает их из руки в руку. Стучит предметом о предмет и прислушивается к издаваемому звуку. Выделяет чужих. Слушает музыку и голосовые интонации. Узнает голоса близких (с 7 мес.); показывает части тела (с 11 мес.).

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

3-12 мес. Развивается контроль над движениями рук и ног. Захватывает, роняет, бросает, тянет к себе предметы. Проявляет недовольство, когда отбирают игрушку. Общение интонационно выразительными звуками и жестами.

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

3-12 мес. Поворачивается на голос (с 5-6 мес.);

– узнает голоса близких (с 7 мес.);

– отвечает на имя (с 8-9 мес.);

– хлопает в ладоши по речевой инструкции, выполняет простые словесные инструкции, дополняемые жестами (с 9 мес.);

– прислушивается к речи, к музыке, понимает названия отдельных предметов

(с 11 мес.);

– обращает внимание на лицо говорящего (с 12 мес.)

Возрастные особенности развития ребёнка от 1 до 2 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Развивается воля. Может играть один в присутствии взрослого. 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Чертит штрихи и “каракули”. Держит чашку, поднимает ее и пьет. 

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге. 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Знает свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела. 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Дает несколько предметов по просьбе. Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин. Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции. Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет “не трогай”. Ассоциирует простые слова по категориям: “пища”, “одежда”. 

Возрастные особенности развития ребёнка от 2 до 3 лет

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.

ВОСПРИЯТИЕ, ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой – маленький, мокрый – сухой и др.). Задает вопросы “Что это?”. Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает “нет” на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше – меньше, полный -пустой).

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: “Когда мы придем домой, я буду…”. Понимает вопросы типа: “Что у тебя в руках?”. Слушает объяснения “как” и “почему”. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: “Сначала вымоем руки, затем будем обедать”.

Возрастные нормы развития детей

от 3 до 4 лет

Читайте также:  Три года ребенку задержка речевого развития

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми. Развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. 

ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:

Бросает мяч через голову. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 мин. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит из 9 кубиков. 

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей путем проб. 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. 

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:

Понимает названия цветов: “Дай красный мяч”. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию (“Дай мне красный кубик и голубой шар”). 

Возрастные нормы развития детей

от 4 до 5 лет

ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. 

ПАМЯТЬ:

Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. 

ВНИМАНИЕ:

Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. 

РЕЧЬ:

Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. 

МАТЕМАТИКА:

Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. 

ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:

Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.

Возрастные нормы развития детей

от 5 до 6 лет

ОБЩАЯ МОТОРИКА:

Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ:

Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе

бумаги.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации

каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

Возрастные нормы развития детей

от 6 до 7 лет

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры. 

ПАМЯТЬ:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 4 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями. 

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта. 
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика. 

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты: 

•    личностная готовность
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

•    интеллектуальная готовность
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. 

•    социально-психологическая готовность
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. 

Источник