Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка thumbnail

Речь – психофизиологический процесс, реализующийся в общении, опосредованный языком.

Речевой аппарат регулируется высшими отделами мозга человека – корой. Значительные участки сенсорных и моторных областей коры специализированы к восприятию, интерпретации, запоминанию и воспроизведению речи. Первичная кора: Зрительные (затылочные доли) поля, Слуховые (часть первой височной извилины височной доли) поля, Соматосенсорные (задняя центральная извилина) поля.

Произвольная двигательная активность мышц лица, конечностей и туловища человека во время речи и письма управляется первичным моторным полем передней центральной извилины правого и левого полушарий. В непосредственной близости от первичных зон расположены вторичные сенсорные и моторные поля

Речь человека асимметрично регулируется в правом и левом полушарии мозга. В левом полушарии речевые зоны задней височной области, нижней центральной извилины и дополнительной моторной коры действуют как единое целое и определяют лингвистические способности человека.

Акустическая информация, заключенная в слове, обрабатывается в первичной слуховой коре. Понимание человеком смысла обращенной к нему речи осуществляется в зоне Вернике-22поле (левая височная область, в непосредственной близости к первичной слуховой коре). При произнесении речи активируется зона Брока-44поле (третья лобная извилина). В зону Брока информация поступает из зоны Вернике, где формируется детальная программа артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами.

41поле (Ощущение звука)=>42поле (Выделение сложных характеристик) =>22поле (Понимание речи) =>44поле (Формирование ответа) => 4,6поля (Моторный центр речи)

При восприятии письменной речи сначала активируется первичная зрительная кора, затем информация о прочитанном слове поступает в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акустическим аналогом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же, как и при чисто акустическом восприятии.

Языковые функции.

17поле (Первичная зона) => 18,19поле=> 37,39поля (Перевод зрит. инф. в слух.) =>22поле=>44поле => 4,6поле (Моторный центр речи).

Нарушения речи – афазии, возникают при повреждении участков коры левого полушария, либо соединяющих эти участки нервных путей.

Взаимодействие речевых корковых зон осуществляется не только по горизонтали с помощью корково-корковых связей, но и по вертикали, через таламические ядра мозга.

Функциональная асимметрия мозга в связи с механизмами речи проявляется следующим образом: тональный слух идентичен для обоих полушарий. Левое полушарие – обнаружения и опознания артикулированных звуков речи, восприятия и их генерации. Правое полушарие опознает интонацию, музыкальные мелодии, выделяет сигнал из шума, понимание устной речи и написанных слов, опознание по голосу.

3 сенсорных канала получения информации об успешной реализации речевого процесса:

1)Слуховая обратная связь контролирует точность воспроизведения речи. Она начинается в слуховой височной зоне и проходит в центробежном направлении параллельно путям и центрам афферентной слуховой системы вплоть до волосковых клеток улитки внутреннего уха. 2)Проприоцептивные и кинестетические рецепторы мышц и суставов речеобразующих органов контролируют точность воспроизведения речи. Возбуждение от рецепторов соматосенсорной системы сравнивается с хранящимся в памяти образом правильного двигательного акта. В механизмах проприоцептивного контроля участвуют кора третьей лобной извилины левого полушария и нижняя моторная кора обоих полушарий. 3)Зрительный и слуховой каналы афферентации контролируют конечный результат влияния экспрессивной речи на слушателя. Зрительное восприятие обеспечивает человеку оценку реакции слушателя на произнесенные звуки. Слуховой канал позволяет говорящему дать оценку результата воздействия речи по речевому ответу слушателя.

Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Слайд 2
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

ПОНЯТИЕ «РЕЧЬ»
РЕЧЬ – это высшая психическая функция;
РЕЧЬ – это исторически сложившаяся форма общения людей;
РЕЧЬ – высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков.

Слайд 3
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

ПОНЯТИЕ «РЕЧЬ»

Слайд 4
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Мозговые центры речи

Слайд 5
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Мозговые центры речи: зона Брока
Локализация: нижняя лобная извилина в левом полушарии.
Функциональная специализация: речедвигательный центр – реализация моторной программы артикуляции конкретного высказывания.
Нарушение работы приводит к тому, что человек, понимая, что ему говорят, не в состоянии сам что-либо произнести.

Слайд 6
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Мозговые центры речи: зона Вернике
Локализация: задняя треть верхней височной извилины (в непосредственной близости от третичных полей) в левом полушарии.
Функциональная специализация: речесмысловой центр – организация понимания (осмысления) конкретного высказывания.
Поражение приводит к нарушению понимания устной речи.

Слайд 7
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Мозговые центры речи: общая речевая зона
Локализация: дугообразный крючок.
Функциональная специализация: центр, осуществляющий последовательность реализации высказывания – передачу информации из зоны Вернике в зону Брока.

Слайд 8
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Слайд 9
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Слайд 10
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Мозговая организация речи

Слайд 11
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Мозговая организация речи (продолжение)

Слайд 12
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Мозговая организация речи

Слайд 13
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛУШАРИЙ
ПО РЕЧЕВОЙ ФУНКЦИИ
Левое полушарие – речевое, в нем находятся центры моторной и понятийной речи;
Правое полушарие – неречевое, но в нем находятся центры выразительности и интонационности речи
Для осуществления нормативной речи необходимо участие обоих полушарий

Слайд 14
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Интересно!!!
Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат (у всех людей вообще, у глухих при жестовой речи – конкретно). Поэтому мозговую проекцию руки можно рассматривать как дополнительный речевой центр.

Слайд 15
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Рука является вышедшим
наружу головным мозгом.

И.Кант

Слайд 16
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

Перенос центров речи
При повреждении речевых зон левого полушария в ранний период жизни, выполнение их функций могут взять на себя симметричные отделы правого полушария. При этом развитие речи не прекращается и более того – идет без видимых нарушений (Симерницкая Э.Г.).

Слайд 17
Нейрофизиологические основы развития речи у ребенка

Описание слайда:

СПАСИБО
СПАСИБО

Источник

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

В социальной сфере, медицине и  образовании используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) – это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но вторичными.

Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.

Речь – это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Опираясь на анатомо-физиологические основы, речь реализуется сложными структурными образованиями, в которые объединены центральный и периферический отдел. Сегодня мы коснемся центрального отдела, который состоит из головного мозга.

Для понимания функционирования головного мозга необходимо обратится к нейропсихологии. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов.

 Другими словами нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают когда человек читает или говорит.

Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся  ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.

Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ. 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:

– истощаемость, утомляемость, вялость;

– эмоциональная неуравновешенность;

– аллергии у ребенка;

– часто болеющие дети;

– гипо/гипертонус;

– дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

– движение языком во время письма (другие синкинезии);

– дизартрии, дисграфии;

– сужение полей зрения и др.

Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!

Признаки несформированности 2 блока:

–  несформированность пространственных представлений (напр. у школь-ников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);

–  несформированность  сенсо-моторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т.п.);

–  неловкость, однотипность движений.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз: Я ДОЛЖЕН!

Признаки недостаточной сформированности у детей:

–  отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

–  упрощение любой программы;

–  пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

–  бедная речь;

–  не могут решить смысловую задачу.

Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие  головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение, недоразвитие  мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Признаки нарушения взаимодействия полушарий:

Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить,  с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно,

у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий  до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т.к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.

.Г.Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом:

основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.

Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений:

– при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимика, жесты..)

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам в утробе фильм

-при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.

Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Кинезиологические физминутки.

Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают процесс письма.

1.Колечко.
 Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

« Мы, конечно, любим лето:

Летом все теплом согрето,

 Но за ним приходит осень,

 Хоть ее мы и не просим,

А потом идет зима –

И бела, и холодна.

За зимой идет весна –

 Вновь тепло несет она»

Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.

«Тает снег, уходит лед,

 И на речке – ледоход.

Скоро к нам придет апрель –

С крыш опять польет капель»

2.Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро-ладонь).

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки—

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

5. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

6. Кулак-ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.

8. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

9. Горизонтальная восьмерка. Вытяните перед собой  правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами, взглядом, направленным на промежуток между кончиками пальцев, не поворачивая головы.

Источник

Санькова Христина Викторовна

Нейрофизиологическая взаимосвязь

развития мелкой моторики

и речевой функции

«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов»,- писал Джордано Бруно.

В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Проекция кисти, и особенно большого пальца, в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и проекция остального тела. Функции кисти уникальны и универсальны. Она — основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, подтвердить слова, сделать их более весомыми. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

При отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Чем длиннее слог, а тем более слово, тем больше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма. Как подчеркивает M.M. Кольцова, упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга.

Читайте также:  Игры с картинками и рисунками для развития ребенка

Вся деятельность человека в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от высшей нервной деятельности и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, так функциональным  дозреванием   и   налаживанием   работы координационных уровней. Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни человек продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

Очень большую работу по составлению карты речевых зон мозга провел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он уточнил вопрос о речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока (которую он назвал передней речевой областью) и зоны Вернике (задняя речевая область), он обнаружил дополнительную, или верхнюю речевую область, которая не имеет таких определяющих функций, как передняя и задняя речевые области, а играет вспомогательную роль. Ему удалось показать взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм. Движения пальцев рук оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки — она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью: эта связь дает о себе знать и у современного человека.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. Данный период имеет особое значение, так как с этого момента и движения остальных пальцев становятся более свободными. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными. На седьмом – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т.д. В восемь-девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов.

Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Так как у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области – сенсорная речевая зона, оказалось, что если ребенок производит ритмические движения пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывает такую же активацию в правом полушарии. Данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

На данном этапе развития человека около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, раcположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции речи и руки. Давно известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека страдает не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев остается незатронутой. Однако были описаны случаи поражения лобной доли левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти больные — левши, и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии. Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки.

Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь — пальцев рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Следовательно, говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду тренировку не только артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук.

Приведенные факты позволяют отнести кисть руки к peчевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Источник