Негативные факторы влияющие на развитие ребенка в семье
Ответственные родители делают все, чтобы вырастить счастливого и успешного ребенка, но иногда они ошибаются. Ошибки в воспитании могут заставить детей начать анализировать события, происходящие вокруг них. А также могут сформировать определенное мировоззрение, которое повлияет на их будущую жизнь.
Мы хотим, чтобы этот мир был полон счастливых детей и взрослых, поэтому сегодня обсудим некоторые негативные моменты, которые определенно повлияют на жизнь ребенка, когда он станет взрослым.
8. Не показывать ребенку свою любовь к нему
Для маленького человечка мама и папа – самые авторитетные люди на свете. Что происходит, когда ребенок не чувствует любви своих родителей?
– Самооценка ребенка сильно занижается, и он не любит себя. В результате некоторые люди во взрослой жизни пытаются изменить себя с помощью пластической хирургии.
– Другие родители, напротив, стараются отдать всю свою любовь детям и превратить свою заботу в тотальный контроль. Дети таких родителей также будут чувствовать себя несчастными.
7. Вы пытаетесь все контролировать
Почему родители должны строить отношения со своими детьми без тотального контроля? Родители порой забывают, что их дети выросли, и продолжают делать все за них. Такие дети не растут в эмоциональном плане и будут испытывать проблемы в межличностных отношениях.
Они будут продолжать думать, что весь мир вращается вокруг них. Повзрослев, эти люди не смогут строить нормальные отношения с людьми, так как не могут принимать решения и думают только о себе. Такое поведение, безусловно, приведет к конфликту.
6. Вы не даете своему ребенку самостоятельно принимать решения
Когда родители принимают решения за своих детей, они лишают их независимости. Каждый ребенок имеет право делать выбор (в соответствии с возрастом).
Неспособность принимать решения делает людей неспособными решать проблемы, и им всегда будет нужен кто-то, кто мог бы помочь. Таким людям будет нелегко найти свое место в этом мире, потому что они даже не знают, чего хотят.
5. Вы выясняете отношения с супругами при детях
Если родители постоянно спорят, дети могут посчитать себя виноватыми.
Эти люди обычно стараются избегать различных конфликтов или, наоборот, оскорбляют других. В будущем девочки неосознанно пытаются показать мужчинам, что они сильнее, а мальчики обычно повторяют поведение своих отцов. Кроме того, они часто думают, что их поступки носят негативный характер, и в результате этого у них могут развиться зависимости (например, алкогольная).
4. Вы требуете невозможного от своих детей
Ребенок доверяет взрослым, особенно своим родителям, и изо всех сил пытается сделать все, что ему говорят. Если он терпит неудачу, то начинает думать, что он – неудачник, который не заслуживает любви родителей.
Жить с таким человеком очень сложно. Эти люди всегда будут чрезмерно сосредоточены на успехе. Если они не сделают все возможное (по их мнению), будут чувствовать себя несчастными и даже подавленными. Такие дети в будущем обычно пытаются помешать членам своей семьи быть счастливыми.
3. Вы “убиваете” независимость ваших детей
К сожалению, контроль желаний ребенка – нормальное явление. Зачастую родители советуют своему ребенку посмотреть телевизор или поиграть в видеоигры, чтобы он их не беспокоил. Если такие ситуации происходят нечасто, то это нормально. Однако, этого не должно происходить постоянно. Цель каждого родителя – воспитать человека, способного жить независимо и принимать самостоятельные решения, руководствуясь своими потребностями и ценностями.
Эти люди обычно не могут жить нормальной самостоятельной жизнью и становятся зависимыми от кого-либо.. Они также не понимают, чего они хотят. В особо запущенных случаях у таких людей может развиться зависимое расстройство личности.
2. Как отец, вы не уделяете должного внимания своему ребенку
Недостаток внимания со стороны отца влияет на будущую жизнь как мальчиков, так и девочек. Мужество ребенка и его личностное развитие зависят от поведения их отцов. Так что же происходит, когда дети не получают достаточного внимания?
Мальчик может вести себя так же, как его отец. А девушки обычно испытывают трудности в построении отношений с противоположным полом. Дело в том, что женщины выбирают мужчин, которые похожи на их отцов. Они хотят иметь счастливую семью, но детский опыт заставляет их быть подозрительными по отношению к мужчинам.
1. Вы пренебрегаете чувствами своего ребенка
Иногда дети расстраиваются, как кажется взрослым, по пустякам. Но вместо поддержки их осуждают (например, «Это плохо», «Это хорошо» или «Мальчики не плачут») или бранят (например, «Хватит плакать» или «Не сердись»). Именно так некоторые родители пренебрежительно относятся к чувствам и эмоциям своих детей.
Чем лучше человек понимает и контролирует свои чувства, тем более он эмоционально устойчив. Также это важно, когда дело доходит до принятия решений. Повзрослев, такие дети не могут делиться своими эмоциями и зачастую “взрываются”, выплескивая на окружающих свой подавленный гнев.
Так что, дорогие друзья, старайтесь не допускать ошибок в воспитании детей.
Источники картинок: depositphotos, depositphotos
Если данная статья оказалось полезной, ставьте лайк.
Не забывайте подписываться на мой канал, чтобы не пропустить интересное.
Читайте также:
15 очаровательных детей-моделей, смотреть на которых можно бесконечно
Дочь певицы Алсу стала победителем шоу “Голос.Дети”. Справедливо ли?
Если бы герои сериала “Игра престолов” выступали на Олимпийских играх
Источник
Дошкольный возраст как никакой другой
характеризуется сильнейшей зависимостью от
взрослого, и прохождение того этапа становления
личности во многом определяется тем, как
складываются отношения ребенка в семье.
На процесс психического развития ребенка
оказывает влияние множество семейных факторов:
1. Нарушение структуры семьи
Неполные семьи возникают в силу разных причин:
- расторжения брака;
- внебрачного рождения ребенка;
- смерти одного из родителей или раздельного их
проживания.
В связи с этим выделяют следующие
разновидности неполных семей:
- разведенная семья;
- внебрачная семья;
- осиротевшая семья;
- распавшаяся.
Есть дополнительная категория – так
называемые функционально неполные семьи. В
этой группе двое родителей, но профессиональные
или другие причины оставляют им мало времени для
семьи. Общение с детьми оказывается возможным
только по выходным дням, да и то несколько часов.
Более того, некоторые родители вообще забывают о
своих воспитательных функциях. Примером может
быть семья, в которой один из родителей занят
бизнесом. Такие родители, как бы выключены из
семейной группы, числятся в ней, а реального
участия в формировании личности своих детей не
принимают.
В зависимости от того, кто занимается
воспитанием ребенка, выделяют семьи
подразделяют на:
- материнские
- отцовские
Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет
свои специфические особенности, которые
сказываются на развитии психики ребенка и
формировании его личностных качеств.
2. Дисгармония в семейных отношениях
Дошкольный возраст характеризуется тесной
эмоциональной привязанностью ребенка к
родителям (особенно к матери), причем не в виде
зависимости от них, а в виде потребности в любви,
уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще
не может хорошо ориентироваться в тонкостях
межличностного общения, не способен понимать
причины конфликтов между родителями, не владеет
средствами для выражения собственных чувств и
переживаний.
Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры
между родителями вызывают у детей-дошкольников
постоянное чувство беспокойства, неуверенности
в себе, эмоционального напряжения и могут стать
источником их психического нездоровья.
3. Стили родительского поведения
Стиль воспитания – это способ управления
человеческим поведением, типичная для родителя
система приемов воздействия на ребенка. В идеале
родители должны создавать разумные ограничения
автономии ребенка, настойчиво передавать ему
свои ценности, способствовать развитию
самоконтроля, действуя при этом очень осторожно,
чтобы не пресекать любопытство, инициативу и
растущее чувство компетентности ребенка.
Определяющими измерениями родительского
поведения являются контроль и теплота.
Термином родительский контроль обозначают
степень выраженности у родителей запретительных
тенденций.
Термином родительская теплота обозначается
количество любви и одобрения, демонстрируемое
родителями.
Воздействие стилей родительского
поведения на ребенка
Авторитетный стиль предполагает высокий
уровень родительского контроля, поощрение
растущей автономии своих детей, теплые отношения
с детьми. Как результат – дети социально
адаптированы, уверены в себе, способны к
самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль характеризуется
высоким контролем: родители ждут
неукоснительного выполнения своих требований,
отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети
замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и
раздражительны. Девочки в большинстве своем –
пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и
агрессивны.
Либеральный стиль предполагает низкий
уровень контроля и теплые отношения: родители
слабо или совсем не регламентируют поведение
ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но
доминирующее направление коммуникации – от
ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию
и агрессивности, ведут себя неадекватно и
импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых
случаях дети становятся активными, решительными
и творческими людьми.
Индифферентный стиль – с низким уровнем
контроля и холодными отношениями: родители не
устанавливают для детей никаких ограничений,
безразличны к детям, закрыты для общения. Если
безразличие сочетается с враждебностью, ребенок
проявляет разрушительные импульсы и склонность
к отклоняющемуся поведению.
«Традиционные родители». В полных семьях
родители иногда придерживаются различных стилей
поведения. Например, при так называемом
традиционном стиле воспитания родители
исполняют роли, закрепленные давней традицией за
мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно
авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая.
Здесь влияние одного родителя уравновешивается
влиянием другого.
Таким образом, неблагоприятные типы воспитания
способствуют возникновению отклонений и
нарушений в психике ребенка, формированию у него
неадекватного, диффузного образа Я.
4. Порядок появления ребенка в семье
З.Фрейд был первым, кто заметил, что позиция
ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее
значение во всей его последующей жизни. Первый
ребенок чаще всего вызывает у родителей
трепетную любовь и восхищение. На нем
концентрируется внимание всей семьи. Родители
только начинают открывать для себя мир ребенка,
переживают и тревожатся за него. Старший ребенок
сначала воспитывается как единственный.
Первенцы, как правило, больше ориентированы на
успех и достижения. С другой стороны, такой
ребенок более зависим от родителей, социально
изолирован. Большое влияние на развитие личности
первого ребенка оказывает рождение второго.
Когда в семье появляется новорожденный, даже те
дети, которые с нетерпением ждали его, могут
чувствовать себя забытыми и отверженными. Он
вынужден искать новые формы поведения, чтобы
добиться внимания и любви родителей, ощутить
свою значимость в семье. Для привлечения к себе
внимания ребенок может использовать такие формы
поведения, как агрессивность, капризность,
упрямство. Более соперничают между собой дети
одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до
4-5 лет). Поэтому после появления новорожденного в
доме родителям необходимо избегать существенных
изменений в отношениях со старшим ребенком;
стараться уделять старшему ребенку достаточно
внимания, помочь старшему найти адекватную форму
вхождения в жизнь изменившейся семьи – как
помощника, как друга малыша. Вторые дети обычно
более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как
много времени проводят со старшими братьями или
сестрами. Родители более спокойно относятся ко
вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена
роль родителей. Младшие дети более творческие и
самостоятельные, но под покровительством и
защитой старших у них может сложиться заниженная
самооценка и чувство неполноценности. Тогда
младший ребенок выбирает по отношению к
родителям испытанный способ поведения: «Когда я
беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего
хочу, родители обязательно будут заботиться обо
мне». Самое сложное положение у среднего ребенка.
Он не имеет привилегий старшего ребенка, он как
бы ограничен сверху первым ребенком – сильным и
способным. В то же время роль «малыша» для него
уже не подходит. Он не может конкурировать с
малышом, так как не обладает его качествами.
Оказавшись между старшим и младшим, средние дети
чаще других чувствуют себя отвергнутыми,
одинокими.
В психическом развитии близнецов возникают две
основные проблемы: взаимное соперничество и
зависимость. Близнецы показывают более низкие
результаты, по сравнению с другими детьми, в
тестах на интеллект, они позже начинают говорить.
Это связано с тем, что они не стремятся выходить
за пределы пары, не «тянутся» за другими.
Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом
расстаются. Именно поэтому к ним стоит
относиться как к двум разным людям.
5. Низкая психолого-педагогической
культура родителей
Родителей необходимо обучать культуре
семейного воспитания и умению выработать
собственный неповторимый стиль родительского
воспитания. Чем более родители будут
ориентированы на предоставление возможности
выбора ребенку, будут понимать и чувствовать,
чего хочет ребенок (поддерживать его
автономность), чем больше они будут уделять ему
внимания, а также более четко описывать свои
требования, сдерживать обещания
(структурированность отношений), тем более
психологически благополучен будет ребенок.
Таким образом, последствия влияния
отрицательных факторов семейной среды на
психическое развитие ребенка могут иметь
для детей необратимый характер, приводить все к
большим аномалиям психики и поведения. Поэтому
так важно своевременное выявление и оказание
психологической помощи таким семьям.
Список литературы:
- Г. Крайг «Психология развития», СПб., Питер,
2000. - Захаров А.И. Предупреждение отклонений в
поведении ребенка. С-Пб., 1997 г. - Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и
его значение. – М.: “Педагогика”, 1991. - Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького
человека. – Санкт-Петербург: изд-во “Речь”, 2002. - Смирнова Е.О. и др. Специфика
эмоционально-личностной сферы дошкольников,
живущих в неполной семье // Вопросы психологии.
1999, №6
Источник
Влияние неблагоприятных факторов
на развитие ребенка в разных возрастных периодах.
Развитие – это процесс, количественное и качественное изменение в организме человека. В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение». Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое изменение в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных качеств личности.
Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны и причинами, влияющими на них – другой.
Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития ребенка добились П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштйн, А.Р.Лурия. заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л.Термин, Э.Геллель, Ф.Мюллер, И.Шванцара.
Вопрос о развития человека был поставлен таким образом:
почему различные люди достигают различного уровня развития,
от каких условий зависит этот процесс и его результат?
Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития человека детермировано внутренними и внешними условиями.
К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.
Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным в разных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.
Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Некоторые педагоги и психологи пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека, то есть, от индивидуального развития к развитию вида наблюдающиеся в развитии зародыша и до развития в целом человека, так как человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяют развитие предков. Но есть условия признаками, которых становится приспособление организма к условиям жизни. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.
Схема Й.Шванцары иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития.
Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействий главных внешних влияний – среды и воспитания. Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от согласования всех факторов.
Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей человека наследственность. Наследование интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей.
Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: « о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.» Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.
Некоторое время назад в медицинской литературе появился новый термин, ставший в настоящее время крылатым – «фактор риска», или «риск – фактор». Сущность его состоит в том, что в развитии и становлении тех или иных заболеваниях, роль играют предрасполагающие, вредоносные факторы окружающей среды. Инфекции, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, переохлаждение, стрессовые нагрузки и другое.
Есть универсальные риск – факторы, способные вызвать или провоцировать сотни самых различных болезней, они грозят человечеству несколько веков, но «смело» вошли в нашу жизнь за последние десятилетия. Речь идет прежде всего о курении, злоупотреблении спиртными напитками, сейчас все больше дает о себе знать радиологическое неблагополучие ряда регионов мира и помимо всего прочего, на территории нашей страны.
Наша жизнь все ускоряется. Мы уже не ходим, а ездим, не читаем, а просматриваем, не едим, а заталкиваем в рот – перекусываем и все быстрее и быстрее. И в конечном итоге наносим, изнашиваем нервную систему, не говоря уже, о всем организме. Отсюда появились многие болезни цивилизации. Обрушилась лавина новых, до сих пор неведомых болезней, инфекций, а старые, знакомые нам заболевания приобретают более зловещий характер. К тому же наступила эра генетических эпидемий: диабет, алкоголизм и так далее.
Кто виноват? С одной стороны человек, с другой общество, государство. Мы стали меньше уделять внимание собственному здоровью, спорту, здоровому образу жизни. И не удивительно, ведь нам с детства внушали, что общества, государства важнее, чем интересы отдельно взятого «винтика».
В современной западной цивилизации человек хорошо осознает личную ответственность за здоровье, постигая на собственном опыте. Без хорошего здоровья нет ни карьеры, ни достойного заработка, невозможно выполнять обязанности перед семьей, самим собой, перед обществом, невозможно иметь здоровое поколение.
Существуют сотни самых разнообразных риск – факторов, действию, которых мы подвергаемся. Пример: рядом с больной гриппом матерью не использующую профилактическую маску, находится ее ребенок. От сюда – вся семья гриппует, а у некоторых ее членов грипп осложняется бронхитом или пневманией.
Курение однозначно вредит здоровью самого курильщика. Но давно уже доказано, что пассивное, вынужденное «курение» членов семьи, которым приходится дышать табачным воздухом, не менее вредно и отражается на некурящих, у которых развиваются постепенно те же болезни, что и у курящих. А в их числе можно наблюдать и беременных женщин, и новорожденных, и детей постарше. А самое главное и страшное в этой ситуации то, что наблюдая за курящими родителями, дети зачастую перенимают эту вредную привычку, не осознавая всего вреда для растущего организма.
Неблагоприятная экологическая обстановка – серьезнейший риск – фактор в развитии множества как острых, так и хронических заболеваний. Повышенный фон радиации в ряде районов страны приводит к возникновению злокачественных болезней, грубо нарушает иммунные процессы и ответственные зоны генетического аппарата. Из – за этого в мире прибавилось немало болезней наследственной природы. Нерациональное питание, когда злоупотребляют животными жирами, мучными продуктами, сладостями становится причиной множества болезней, а в первую очередь сердечно – сосудистых. Большое значение имеет неритмичный прием пищи в течении дня, фастфуды, грубо нарушает обменные процессы в организме. У таких нарушителей здорового образа жизни чаще развивается ожирение – фактор для многих недугов. Все риск – факторы не перечислить. А основные это малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, курение, излишества у много пьющих, хронические стрессовые ситуации, загрязненные воздух, вода, продукты питания со сниженной биологической ценностью, излишний радиологический фон в нашей среде обитания, пестициды и другие ядовитые продукты в земле, воздухе, воде, генетическое и иммунное неблагополучие в нашем организме и так далее. Одним словом: один личный или общественный порок, ведет к другому, создавая патологическую жизненную цепочку, болезненную пирамиду нашей жизни.
«Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее» – заметил Лейбниц. Это значит, что наш генофонд, переданный нам далекими предками в здоровом состоянии, сейчас может подойти к грани катастрофы. А когда генофонд в опасности исчезнуть может сама жизнь человеческая, а это значит, что человечество должно предпринять самые неотложные мероприятия сегодня, сейчас, ибо завтра может быть уже поздно.
Ребенок проходит процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Согласно биогенетическому закону, сформированному Э. Геккелем, каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: « Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений». Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, то есть происходит повторение развития предков, от общего корня, к которому данный организм относится. Согласно Э.Геккегю, быстрое повторение филогении обусловлено физиологическими функциями наследственности и приспособленности. Биологическое и социальное в человеке в действительности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Если воспитать ребенка отсталого племени в современной семье он не будет ничем отличаться от нас и наоборот. Природные свойства ребенка создают предпосылки для образования психических качеств. Один из важных качеств является речь и слух. Речь, как и ее понимание проходит под руководством взрослого. Ребенок не имея от рождения каких – либо форм поведения, свойственных взрослому человеку, учится и приобретает формы поведения от близкого для него окружения. Различные воздействия на детей окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы.
В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка. Ход созревания зависит от того получает ли ребенок достаточное количество внимания, впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия для воспитания. Созревающий организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они оказывают порой на всю дальнейшую жизнь. Природные предпосылки – строение организма, его функции его созревание – необходимы для психического развития. Без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания.
Общественный опыт – источник психического развития, из него ребенок с помощью взрослого получает материал для формирования психических качеств и свойств личности.
Источник