Недостаток в развитии ребенка это
Дети с проблемами в развитии – кто они?
Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. По медицинским диагнозам, физическим или интеллектуальным возможностям эти дети отличаются от нормально развивающихся сверстников, но пору детства они проживают наравне со всеми. Точнее, должны проживать наравне со всеми.
Долгие годы пытливый ум исследователей, педагогов-практиков, как, впрочем, и требования государства, и запросы родителей, концентрировались на задаче исправления особого ребёнка, доведения его до нормы. Отсюда и шокирующая терминология минувших лет – ненормальный, аномальный, дефективный!
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов, в ходе такого образования они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик.
Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:
Психологические особенности детей с нарушениями речи
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.
ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это нарушение нормального темпа психического развития. Термин «задержка» подчеркивает временной характер нарушения, то есть уровень психофизического развития в целом может не соответствовать паспортному возрасту ребенка.
Конкретные проявления ЗПР у ребенка зависят от причин и времени ее возникновения, степени деформации пострадавшей функции, ее значения в общей системе психического развития.
Клара Самойловна Лебединская выделяет четыре основных варианта ЗПР по этиопатогенетическому принципу:
– конституционального происхождения;
– соматогенного происхождения;
– психогенного происхождения;
– церебрально-органического генеза.
Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.
ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психическим инфантилизмом. В современной психиатрии термин психический инфантилизм означает личностную незрелость.
Эмоциональная сфера детей с психическим инфантилизмом как бы находится на более ранней ступени развития. У детей относительно сформированы психические процессы, но замедлен темп их становления. Наблюдается недоразвитие мотивации учебной деятельности, личностная незрелость. У таких детей нарушена динамика умственной работоспособности. Снижен объем памяти и внимания вследствие недостаточной мотивации деятельности.
Соматогенная форме ЗПР. При соматогенной форме так же наблюдается психическая незрелость, но причинами чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.
ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.
ЗПР церебрально-органического генеза
Наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР. Причина данной формы – органическое поражение цнс на ранних этапах онтогенеза. Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности. У большинства детей наблюдается замедленный темп созревания психических функций. В эту группу входят дети, у которых наблюдается частичное (парциальное) недоразвитие отдельных психических функций.
Интеллектуальная недостаточность (Умственная отсталость).
Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети.
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Мы рассмотрим умственную отсталость по степени выраженности интеллектуального дефекта:
– легкая умственная отсталость;
-умеренная умственная отсталость;
– тяжелая умственная отсталость;
– глубокая умственная отсталость.
Легкая умственная отсталость. Это дети, которые приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них пользуются речью в повседневных целях. Но у них ограничен словарный запас, неточное употребление значений слов. Восприятие недостаточно развито, вследствие чего ребенок получает неправильное представление об окружающем мире. Произвольное внимание нецеленаправленное. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточность воспроизведения. Эмоции недостаточно дифференцированы и неадекватны. Дети овладевают практическими и домашними навыками.
Умеренная умственная отсталость – характеризуется несформированными познавательными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное. Медленно развиваются понимание и использование речи, она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден. Грубо нарушено внимание, они с трудом привлекается. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы.
При тяжелой умственной отсталости мышление ригидное, лишено способности к обобщению. Дети с трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания, могут самостоятельно передвигаться, выделять людей, которые хорошо к ним относятся. Эти дети не могут существовать самостоятельно, они требуют постоянной помощи и поддержки.
Глубокая умственная отсталость. У детей не развито внимание, восприятие и память. Отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство детей неподвижны, или резко ограничены в подвижности.
Ранний детский аутизм
Ранний детский аутизм является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и относится современными авторами к группе так называемых первазивных расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5 – 3 летнему возрасту.
Под термином аутизм понимается «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые месяцы годы и даже месяцы жизни ребенка), занимает центральное, ведущее место в клинической картине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка.
В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого, искаженного варианта нарушения психического развития.
Согласно разрабатываемой концепции, по уровню эмоциональной регуляции может проявляться в разных формах:
Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте. Даже близким невозможно добиться от ребенка ответной улыбки, поймать его взгляд, получить ответную реакцию на зов. Главное для такого ребенка – не иметь с миром никаких точек соприкосновения.
Дети 2-й группы исходно более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам аутизм их более «активен». Он проявляется не как отрешенность, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Родители обычно указывают на задержку психического развития таких детей, прежде всего – речи; отмечают повышенную избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение некоторых влечет бурные аффективные реакции. По сравнению с детьми других групп они в наибольшей степени отягощены страхами, обнаруживают массу речевых и двигательных стереотипий. У них возможны неожиданное бурное проявление агрессии и самоагрессии.
Дети 3-й группы отличает несколько другой способ аутистической защиты от мира – это не отчаянное отвержение окружающего мира, а сверхзахваченность своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители, как правило, жалуются не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учета интересов другого. Годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер.
У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте. На первый план выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах (взаимодействие прекращается при ощущении ребенком малейшего препятствия или противодействия). Этот ребенок слишком сильно зависит от эмоциональной поддержки взрослых.
Источник
«Дети с недостатками развития» – так называется недавно переведённая и изданная у нас книга американского психолога Кэрол Тингей-Михаэлис, матери, которая на собственном опыте испытала трудности и успехи в воспитании сына, страдавшего болезнью Дауна. Эту книгу полезно прочесть, на наш взгляд, всем. Она поможет многим людям взглянуть на ребёнка с отклонениями в развитии совершенно другими глазами и особенно полезна будет тем, кто в силу обстоятельств или по роду своей деятельности воспитывает таких детей.
Для гуманного общества характерно стремление создать максимально благоприятные условия жизни всем людям, а особенно слабым, больным, инвалидам. Чтобы обеспечить их посильное включение в нормальную жизнь, помимо экономической, технологической помощи необходима и психологическая помощь. В неё кроме моральной поддержки должны входить и рекомендации по воспитанию больного ребёнка. Мы затрагивали один из аспектов этой проблемы, когда речь шла о физических недугах двигательной сферы ребёнка.
Столь же сложные проблемы встают перед родителями и воспитателями, если у ребёнка нарушено зрение, слух или и то и другое, а также в случаях умственной отсталости вследствие врождённых или приобретённых заболеваний. Самим родителям чрезвычайно сложно справиться с проблемами воспитания таких детей, тем не менее многие из них предпочитают не отдавать малышей на попечение государства, а растить их в семье. Конечно, во всех подобных случаях необходима постоянная консультация специалистов, но некоторые общие советы мы считаем необходимым сформулировать в нашей книге.
Все конкретные советы вытекают из аргументированных выше положений о ведущей роли общения со взрослыми в развитии ребёнка. Если Вы прочтёте книгу «Дети с недостатками развития» или книгу замечательного российского психолога А.И. Мещерякова «Слепоглухонемые дети», то поймёте, что и в них в центре внимания находится общение ребёнка со взрослыми.
Каков бы ни был дефект, но если ребенок в состоянии воспринимать Ваши обращения с помощью слуха, зрения или осязания, хорошо ли, плохо ли, медленно или быстро, он их воспримет. Ваша задача – быть чутким и внимательным к любым проявлениям активности малыша. Каждое из них может стать для Вас сигналом его желаний и потребностей, всегда найдётся такое Ваше действие, которое будет воспринято малышом. Ведь свою любовь и заботу Вы проявляете в том, что откликаетесь на обращения ребёнка, поддерживаете их, сопереживаете ему. Некоторые дети в состоянии освоить лишь первую форму общения – эмоциональную. На её основе могут быть построены различные, свойственные только Вашему ребёнку средства общения, опирающиеся на те каналы связи, которые у него есть.
Терпеливо и последовательно родители должны устанавливать причинно-следственные связи между определённым проявлением ребёнка и последующим собственным действием. Например, какой-то звук или жест влечёт за собой с Вашей стороны поглаживание, или вкладывание в ручку ребёнка предмета, или какое-то другое действие. Если Вы вовремя и правильно угадаете желание малыша и поддержите таким образом его инициативное действие, оно постепенно закрепится, и ребёнок будет пользоваться им в дальнейшем, вкладывая в него определённый смысл. Отталкиваясь от достигнутого, не форсируя событий, расширяйте круг знаний, доступных восприятию ребёнка. Если Вам удастся организовать элементарное общение, достигнуть эмоционального контакта, понимать желания ребёнка и быть понятым им в простейших проявлениях своих чувств, значит, Вы вышли на ситуативно-личностное общение. Попытайтесь перейти в дальнейшем к ситуативно-деловому. Оно непременно сопряжено с совместными действиями.
Если для нормального ребёнка этот этап начинается со второго полугодия жизни, то у больного он может задержаться на более длительный срок. Здесь всё зависит от специфики недуга, индивидуальных особенностей ребёнка и от Вас. Ориентирами служит не биологический возраст, а психологический возраст – те достижения, к которым Вы совместно с ним пришли.
Если физические возможности малыша допускают какие-либо совместные действия – используйте любую возможность и подключайте его собственную активность к их осуществлению. Это может быть и протягивание ручки или ножки во время одевания, и попытки самостоятельной еды, и, конечно же, игры.
В случае нарушений слуха или зрения, на этом этапе уже следует обучать малыша специальным средствам общения, для чего прежде Вы должны обучиться им сами. Тогда ребёнок сможет овладевать знаковой речью, необходимой для его дальнейшего нормального развития.
Если у малыша недостатки умственного развития, вызванные дефектами центральной нервной системы, то не следует заранее устанавливать «потолок», которого он может достичь. Каждый случай индивидуален, хотя и имеются какие-то общие закономерности, характерные для того или иного заболевания.
Часто случается, что прогноз не оправдывается и ребёнок достигает чего-то больного, чем предполагали врачи. Иногда может быть и наоборот, но всегда лучше предпринять всё, чтобы помочь ребёнку, чем остановиться и Не предоставить ему возможности дальнейшего развития. Ведь очень часто прогнозы врачей основаны на наблюдениях за развитием больных детей в специальных учреждениях. Но Вы знаете теперь, что там часто к фактору болезни подключается фактор неправильного воспитания, в основном дефицита общения, который сам по себе может вызвать задержку психического развития ребёнка. Поэтому никогда не теряйте надежды на более благоприятный исход событий и приложите к этому максимум усилий.
Природа и течение многих болезней ещё очень мало изучены. Случается и в учреждениях, что ребёнок долгое время не продвигается в развитии, но в какой-то момент происходит скачок и начинается постепенное наращивание способностей и умений, позволяющих ему освоить некоторые навыки самообслуживания, простейшие предметные действия и затем включиться в общественно-полезную деятельность. Таким образом, младенческий возраст может затянуться на годы, но потом ребёнок сумеет достичь и более высокого уровня развития. Ваша любовь, терпение и знание основных приёмов воспитания помогут ему.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г.
Психология Вашего младенца: у истоков общения и творчества.
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- Рекомендации для оптимизации общения между родителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением
- Что делать, если ребенок застал родителей во время секса
- Нелегко быть одаренным
- Развитие навыков счета «Правильное количество точек»
- Развитие мышления «Клоуны»
- Основные закономерности формирования понятий у детей
- Проблема мужественности и женственности
- Одаренные дети
- У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?
- Семейные ссоры
Источник