Недостатки в нравственном развитии ребенка

Недостатки в нравственном развитии ребенка thumbnail

Нравственное поведение дошкольника требует постоянного внимания со стороны взрослых. Не все в ней сразу удовлетворяет педагогов и родителей. Наблюдается несоблюдение детьми правил поведения по разным причинам. Нарушение я детьми установленных в обществе правил. Г. О. Люблинская назвалавала проступками. При их оценке воспитателем и разработке соответствующих педагогических воздействий необходимо учитывать мотив нарушения правил поведения. Вины детей появляются вследствие импульсивности, подражания плохого примеру, неумение сориентироваться в нестандартной ситуации. Иногда причиной является такая ситуация, что требует применения нескольких норм, которые ребенок не умеет соотнести между собой. Такие вины носят стихийный и, во многом случайный характер. Ребенок еще недостаточно способна предвидеть результаты своих действий. То, что ей кажется разрешенным, впоследствии оборачивается нежелательными последствиями: вот для своей игры она перес тавила горшок с растением с подоконника на стол. Когда родители на второй день заметили, где стоит горшок, растение увяла. Или искать заменитель для конфет, ребенок достала из шкафа витамины и в процессе игры”В магазин”съела йин” з’їла їх.

Среди явлений бессознательного нарушения поведения отличаются выходки, как проявление детской активности, инициативности, оригинальности. Ребенок еще недостаточно четко разграничивает возможное и невозможное, целесообразное и недо оречне. Так, играя с куклами в саду, девочка пообривала все цветы для изготовления кукольных украшений. Когда ей нужны были камни для изображения конфет, она собрала все камни, которыми бабушка метила на грядках место посева различных овощей. Для игры”В свадьба”нужна была фата, для которой она без разрешения использовала хорошо выглаженное покрывало с кроватиривало з ліжка.

Некоторые детские шалости обусловленные познавательными мотивами, стремлением к экспериментированию:”А что получится, если открыть кран и закрыть пальцем струю воды?” трагически, если происходят небрежно оставленной взрослыми оружием или случайно найденным боеприпасамоєприпасами.

Другим мотивом художеств является самопознание. Ребенок стремится узнать,”что я могу?” ого. Так она проверяет свою значимость, утверждает свое”я”, пытается определить круг дозволеногизначити коло дозволеного.

Частным случаем является то, что взрослые неправильно называют детской ложью, а по сути своей является фантазированием. В детских фантазированию переплетается реальное и вымышленное, поэтому взрослым трудно разграничить их с ложью. Например,. Е. В. Субботський вспоминал такие образы из своего детства:”Вот из разбитого соседней девочкой носа струится кровь, доверху заполняя объемное ведро. Вот близкий, родной человек идет шпалами, спотыкается об острую костыль – и кожа, как чулок, приходит из раненой ноги. Невозможно? я. Однако какими яркими являются эти образы! ость корыстного мотива. Поэтому взрослые должны проявить чуткость и понимание детей, склонных к фантазувань, ни в коем случае не ругать и не наказывать йі не сварити й не карати їх.

Дошкольники довольно редко прибегают к сознательному нарушению норм, когда ребенок осознает противоречие между своим поведением и социально одобряемым образцом. Мотивом таких проступков чаще всего выступает”Сделать ты наоборот”,”показать свою значимость”,”ослушаться”Все они обусловлены проблемами в развитии самосознания ребенка, недостаточным вниманием к его индивидуальности, блокировкой важных потребностей в опре нии и уважении, в активности, в общении. Вот малыш с мамой выбирают игрушки в магазине. Ребенок просит купить экскаватор, а мама хочет купить машинку. Даже не спросив малыша о его желании, в она быстренько заплатила деньги за машину и вышла из магазина. Во время обеда мальчик капризничал, отказывался есть. Тогда мама начала спрашивать”А чего же ты хочешь?” и повторяться всегда, когда нужно будет привлечь внимание к себе. На этой основе впоследствии возникают черты личности ребенка: упрямство, непослушание, лживостьті дитини: впертість, неслухняність, брехливість.

. Упорство проявляется в том, что ребенок настаивает на своем требовании, даже если понимает ее абсурдность и неосуществимость. К основным причинам упрямства следует отнести несправедливое отношение и унижение достоинства д ребенка; бестактность взрослых; ограничение самостоятельности и жесткое отношение к ребенку; игнорирование ее личных желанийь.

распространенные причины детской лжи – страх перед наказанием и негативный пример взрослого. Ложь всегда корыстный мотив, чем и отличается от детской фантазии

драчливость характерна для детей подвижных, импульсивных, которые не умеют общаться, взаимодействовать с товарищами. Такую форму поведения ребенок начинает распространять не только на своих обидчиков, но и на маленьких, слаб бких, беззащитных. Ощущение своей силы приводит к еще большей агрессивности и к ухудшению отношений со сверстниками. Способствует появлению драчливости культ силы в семье, неправильная позиция взрослых:”дай зд. Ачу!”,”Покажи свою силу;покажи свою силу”.

Заключение о недостатках нравственного развития дошкольников:

– при оценке нарушения норм поведения детьми необходимо учитывать их мотив;

– вины дошкольников носят преимущественно бессознательный и непреднамеренный характер;

– недостатки нравственного развития дошкольника (упрямство, лживость, драчливость) служат сигналом о нехватке необходимых условий личностного развития

Источник

Этичное поведение дошкольника требует постоянного внимания со стороны взрослых. Но не все в ней сразу удовлетворяет педагогов и родителей. Наблюдается несоблюдение детьми правил поведения по разным причинам. Нарушение детьми установленных в обществе правил Г. А. Люблинская назвала проступками. При их оценке воспитателем и разработке соответствующих педагогических воздействий необходимо учитывать мотив нарушения правил поведения. Вины детей появляются вследствие импульсивности, подражание дурным примером, неумение сориентироваться в нестандартной ситуации. Иногда причиной является такая ситуация, что требует применения нескольких норм, которые ребенок не умеет соотнести между собой. Такие вины носят стихийный, во многом случайный характер. Ребенок еще недостаточно способна предвидеть результаты своих действий. То, что ей кажется разрешенным, впоследствии оборачивается нежелательными последствиями: вот для своей игры она переставила горшок с растением с подоконника на стол. Когда родители на второй день заметили, где стоит горшок, растение увяла. Или искать заменитель для конфет, ребенок получил из шкафа витамины и в процессе игры “В магазин” съела их.

Читайте также:  Развитие ребенка карточки с предметами

Среди явлений бессознательного нарушения поведения отличаются выходки, как проявление детской активности, инициативности, оригинальности. Ребенок еще недостаточно четко разграничивает возможное и невозможное, целесообразно и неуместно. Так, играя с куклами в саду, девочка пообрывало все цветы для изготовления кукольных украшений. Когда ей нужны были камни для изображения конфет, она собрала все камни, которыми бабушка заметила на грядках место посева различных овощей. Для игры “В свадьба” нужна была фата, для которой она без разрешения использовала хорошо выглаженное покрывало с кровати.

Некоторые детские шалости обусловленные познавательными мотивами, стремлением к экспериментированию: “А что получится, если открыть кран и закрыть пальцем струю воды?». К сожалению, такие эксперименты могут закончиться трагически, если происходят с небрежно оставленной взрослыми оружием или случайно найденными боеприпасами.

Другим мотивом выходок является самопознание. Ребенок стремится узнать, “что же я могу?». Их источником выступает развитие самостоятельности. Такие выходки граничат с озорством. Ребенок нарушает правила и ждет реакции взрослого. Так она проверяет свою значимость, утверждает свое «я», пытается определить круг дозволенного.

Частным случаем является то, что взрослые неправильно называют детской ложью, а по сути своей является фантазиями. В детских фантазированию переплетается реальное и вымышленное, поэтому взрослым трудно разграничить их с ложью. Например, Е. В. Субботський вспоминал такие образы из своего детства: “Вот из разбитого соседней девочкой носа струится кровь, доверху заполняя объемное ведро. Вот близкий, родной человек идет шпалами, спотыкается об острую костыль – и кожа, как чулок , приходит с раненой ноги. Невозможно Да, невозможно. Что-то, конечно, было, но не до такой степени. Здесь хорошо поработала детская фантазия. Однако какими яркими эти образы! Насколько реальными, настоящими кажутся чувством, только ум настойчиво утверждает “нет” [141, с. 3]. Главное, что отличает детское фантазирование от лжи, является отсутствие корыстного мотива. Поэтому взрослые должны проявить чуткость и понимание детей, склонных к фантазирований, ни в коем случае не ругать и не наказывать их.

Дошкольники достаточно редко прибегают к сознательному нарушению норм, когда ребенок осознает противоречие между своим поведением и социально одобряемым образцом. Мотивом таких проступков чаще всего выступает “сделать наоборот”, “показать свою значимость”, “ослушаться”. Все они обусловлены проблемами в развитии самосознания ребенка, недостаточным вниманием к его индивидуальности, блокировкой важных потребностей в признании и уважении, в активности, в общении. Вот малыш с мамой выбирают игрушки в магазине. Ребенок просит купить экскаватор, а мама хочет купить машинку. Даже не спросив малыша о его желании, она быстренько заплатила деньги за машинку и вышла из магазина. Во время обеда мальчик капризничал, отказывался есть. Тогда мама начала спрашивать “А чего же ты хочешь?” Такой способ поведения может закрепиться и повторяться всегда, когда нужно будет привлечь внимание к себе. На этой основе впоследствии возникают негативные черты личности ребенка: упрямство, непослушание, лживость.

Упрямство проявляется в том, что ребенок настаивает на своем требовании, даже если понимает ее абсурдность и невыполнимость. К основным причинам упрямства следует отнести несправедливое отношение и унижение достоинства ребенка; бестактность взрослых; ограничение самостоятельности и жесткое отношение к ребенку; игнорирование его личных желаний.

Самые распространенные причины детской лжи – страх перед наказанием и отрицательный пример взрослого. Ложь всегда корыстный мотив, чем и отличается от детской фантазии.

Драчливость характерна для детей подвижных, импульсивных, которые не умеют общаться, взаимодействовать с товарищами. Такую форму поведения ребенок начинает распространять не только на своих обидчиков, но и на маленьких, слабых, беззащитных. Ощущение своей силы приводит к еще большей агрессивности и к ухудшению отношений со сверстниками. Способствует появлению драчливости культ силы в семье, неправильная позиция взрослых: “дай сдачу!”, “Покажи свою силу”.

ВЫВОДЫ о недостатках нравственного развития дошкольников:

– При оценке нарушения норм поведения детьми необходимо учитывать их мотив;

– Вины дошкольников носят преимущественно бессознательное и непреднамеренный характер;

– Недостатки нравственного развития дошкольника (упрямство, лживость, драчливость) служат сигналом о нехватке необходимых условий личностного развития.

Источник

Как объяснить ребенку, что хорошо, а что плохо? Как сделать так, чтобы у него возникала “правильная” мотивация поступков? Эти вопросы рано или поздно задают себе все родители. Подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды.

Читайте также:  Новорожденность как критический период в развитии ребенка

В вашей семье растет малыш. И, хотя он еще совсем маленький, как и всем родителям, вам хочется, чтобы он стал человеком высоко нравственным и не совершал подобные проступки.

Миша Пьяных и Ваня – друзья с детского сада. В первый день, когда дети пришли в школу, мальчишки из их класса, конечно, тут же нашли себе развлечение, придумывая дразнилки с фамилией Миши. Ваня мог бы вступиться за Мишу, но не сделал этого. Он вместе со всеми бегал вокруг парты Миши и кричал обидные слова. В ситуации, когда все были против одного, Ваня проявил малодушие. Он и не пытался защитить друга или сказать нечто подобное: “Перестаньте. Вам ведь не понравится, если над вами станут смеяться из-за вашего имени”.

За неделю до события Вика была приглашена на день рождения к Наташе. Вика с радостью приняла приглашение, а ее мама купила подарок для подружки дочери. Было известно, что придут еще две девочки, бабушка испечет пирог и устроит для них чаепитие. Но в день праздника к Вике зашла Катя и предложила поехать с ней и ее папой в детское кафе. Это приглашение показалось очень лестным для Вики. Она тут же побежала к телефону, чтобы сообщить Наташе «радостную» весть: к ней она не придет, потому что едет на машине есть мороженое в кафе, где выступают клоуны.

На даче Сережа и его друзья решили провести «научный эксперимент». Они поймали «ничейного» котенка, поместили его в автомобильную покрышку, крепко привязали проволокой и спускали с горы. Этого показалось мало. Котенка сбрасывали с крыши сарая, учили «подавать голос» и плавать в местном пруду. Вечером «исследователи» посадили котенка в металлическую бочку, наглухо закрыли крышкой, и Сережа сообщил друзьям, что утром они отнесут котенка в лес, завяжут ему глаза и посмотрят, найдет ли он дорогу к их поселку.

Что же является основой воспитания нравственности у детей?

О процессе воспитания ребенка в ранний период можно говорить как об общем его развитии в кругу тесных семейных отношений. Данный процесс нельзя разделить на физическое и нравственное воспитание. За начальный этап жизни ребенка полностью отвечают родители. Как вы кормите и одеваете малыша, как ласкаете и наказываете его, как разговариваете и играете с ним – все это имеет огромное значение не только для его физического, но и духовного роста. Любовь и забота, спокойствие и доброта не должны «превращаться» в смятение и грубость, безразличие и эгоизм по отношению к маленькому человечку. Ребенок, не знающий горя и страха, радостно открывающий и познающий мир, легко приобщается к морально-нравственному опыту взрослых.

Сама жизнь предоставляет малышу возможности чисто физически ощутить истинные ценности бытия. Он держит в руках пушистого котенка, трогает и целует портрет бабушки, висящий над его кроваткой, нюхает цветы и любуется красками природы… Его губы ощущают вкус меда, он чувствует капли холодной речной воды на своем теле, слушает пение птиц, поет и танцует вместе с вами, даже если все это кажется ему игрой. Все эти предметы, чувства, переживания не являются третьестепенным, что потом, во взрослом состоянии, отвергают. Все это на протяжении жизни человека не теряет значимости и смыла, будь то действие, жест или эмоции. Ребенок, соприкасаясь с ними, приобретает свой подлинный духовный опыт.

Нравственность не является автономной областью знаний или каким-то предметом, который необходимо преподавать детям. Нравственность – это то, как вы все живете, что одухотворяет вашу жизнь. С ребенком не стоит рассуждать о нравственных ценностях – правдивости, любви, ответственности, послушании, добре, зле – как об отвлеченных понятиях. Нравственные ценности должны воплощаться в реальный опыт его существования. Хотя и нельзя говорить о нравственном воспитании малыша, но его целостное миросозерцание все же подготавливает его к восприятию нравственных ценностей. Открытие и осознание свободы и запретов, безопасности и любви, удовольствия от одобрения, веселой атмосферы семейных праздников и многого другого вливается в основу его нравственного развития.

Воспитанность

Мы часто слышим словосочетание «воспитанный ребенок». А что такое воспитанность?

Воспитанность ребенка – это его личностные качества, в которых органически слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (бытовая культура).

Ядром этой своеобразной триады является культура общения. Стержнем, основой истинной культуры общения считается гуманное отношение человека к человеку. Для этого у ребенка формируют позицию открытости, доверия, дружелюбия – непременное условие правильного, хорошего воспитания. Культура общения не исчерпывается лишь одной вежливостью. Ее главный атрибут – тактичность, умение понять чувства и настроения другого человека, поставить себя на его место, представить, какую эмоциональную реакцию вызовут у него те или иные слова. Основным средством общения является речь. По тому, как ребенок владеет этим средством коммуникации, судят и о его воспитанности. Он должен уметь завязывать и поддерживать беседу, приветливо и внятно отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, избегая при этом резкости и категоричности.

Читайте также:  Теория развития мышления ребенка жана пиаже

Культура внешности проявляется в том, как ребенок выглядит, как он одет. Воспитывают культуру внешности путем формирования у него привычки к безупречной чистоплотности, потребности выглядеть привлекательно, умения одеваться модно, со вкусом, в соответствии со временем и местом нахождения. Не меньшее значение для характеристики воспитанности имеют походка, позы, жесты, мимика ребенка. Если он сутулится, втягивает голову в плечи, шаркает ногами, то это, безусловно, снижает уровень так называемой культуры внешности. Ребенок должен знать, какую походку для мальчиков и девочек принято считать правильной и красивой, как управлять своим лицом: открытым, приветливым, живым. Границы дозволенного для жестов и движений должны быть ему хорошо известны.

Культура удовлетворения бытовых потребностей прививается ребенку с самого раннего детства, когда у него формируются представления о приличном и неприличном. Понятно, что если ребенок шмыгает носом, трет кулаком глаза, не умеет пользоваться столовыми приборами и т.п., то воспитанным его никто не назовет. Также важно научить ребенка сводить к минимуму всякое публичное проявление физиологических процессов: чихания, сморкания, зевоты и т.п.

В идеале воспитанный человек – это тот, кто приятен в общении, у которого безукоризненная внешность и безупречные манеры поведения.

Пробуждение духовности

Ваш ребенок неплохо разбирается в компьютерных играх, изучает английский язык, знает все марки автомобилей, занимается спортом и т.д. Но вы понимаете, что этого мало, что надо пробуждать в ребенке духовность. Что это за «штука» такая – духовность?

Отечественные мыслители прошлого оставили нам богатое философское наследие. Некоторые из них в своих трудах рассуждали о том, что воспитать хорошего человека можно лишь при одном условии – если в детстве пробудить в нем духовность.

Известно, что образование не воспитывает, а «полуобразованность» развращает людей. Образование без воспитания – дело опасное. Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему моральных проповедей. Задача воспитания не в развитии памяти и интеллекта, а в зажигании сердца. Обогащенная память и подвижная мысль – при мертвом и слепом сердце – создают ловкого, но черствого и, возможно, злого человека.

Не следует сводить сущность ребенка к его сознанию, мышлению, рассудку: он больше всего этого. Он глубже своего сознания, проницательнее своего мышления, богаче своего разума. Человек, даже маленький, определяется тем, что он любит и как он любит. Где-то в глубине человеческого бессознательного находится то «святое место», где дремлет первоначальное духовное естество. В детстве душа еще не обросла той грубой «корой», которая будет образовываться в течение дальнейшей жизни. Душевная оболочка у ребенка еще тонка и чувствительна, поэтому в нем легко пробудить духовность, пока он не пережил острые и тяжелые, болезненные и мучительные впечатления, травмы души.

В том, что называется «пробудить духовность», главную роль играет мама. Ее ласковый взор и приятный голос уже начинают это дело. Каждая женщина, поющая своему младенцу колыбельную, пробуждает в нем первые ростки духовности. Малыш растет, и надо сделать так, чтобы он полюбил простые задушевные мелодии – их так много в русских народных песнях! Вообще в искусстве есть изумительные, одухотворенные образцы слова, музыки, живописи, танца, и надо способствовать тому, чтобы их благотворное влияние коснулось ребенка и дохнуло на него.

Природа полна чудесных состояний красоты – естественно-гармоничных, безупречных, разнообразно богатых. Надо показать их ребенку и постоянно радовать его ими. У дошкольника, наблюдающего внешний мир, чувства уже открыты для восприятия и переживаний. Надо стремиться давать ему богатство духовных впечатлений. Направляйте внимание ребенка на самые красивые и изящные формы, явления природы, чтобы он осознавал их таинственную целесообразность. Иногда достаточно того, чтобы он заметил совершенство, иногда можно что-то объяснить ему. Любуйтесь вместе с ним красотой бабочек и цветов, их нежными тонами, изысканными формами. Не забывайте напоминать о хрупкости всего живого на земле. Всматривайтесь в величавое и легкое, а порой и грозное зрелище плывущих по небу облаков, вслушивайтесь в тишину молчаливого леса или пенье птиц, понаблюдайте за поведением добродушно-задумчивой коровы и поговорите ласково с ней… Ребенок обязательно вместе с вами оценит и лукавое изящество кошки, и верный нрав собаки, и утренний клич петуха, он непременно ощутит богатство и тайну природной жизни: величие грозы, волшебство инея, запахи весны, коварство мороза.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, беречь, ценить, помогать и т.п. Необходимо научить его отличать добро от зла, хотеть добра и избегать, стыдиться зла. Если вы пойдете таким путем в воспитании, то поселятся в его сердце благоговение перед природой и искусством, чуткость и благодарность по отношению к людям. А это и есть не что иное, как духовность.

Татьяна Порецких

Источник