Неблагоприятные социальные условия развития ребенка

Неблагоприятные социальные условия развития ребенка thumbnail

Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:

1- кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал.

Среди объективных социально-экономических причин наиболее важны падение жизненного уровня и ухудшение условий содержания детей, сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития, нерешенная жилищная проблема, дистанцирование школы от детей с трудными судьбами, резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов, а также усиление влияния асоциальных криминальных групп в микросреде.

2- причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье.

Усугубляют семейное неблагополучие просчеты воспитания в семье. Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение. Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни, также имеет за собой негативные последствия в будущей жизни ребенка. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушки дезориентирует ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние ребенка. Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в заданности и запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот) также нередкая ошибка родителей в воспитании. Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям создает в семье эффект суматохи, хаотичности, всеобщего возбуждения. Тревожность и страх за детей, которые приобретают навязчивый характер и лишают родителей жизнерадостности и оптимизма, заставляют их прибегать к постоянным запретам и предостережениям, что заражает детей таким же беспокойством. Авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле; категоричность суждений, приказной тон; навязывание своего мнения и готовых решений; стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности детей; использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания; постоянный контроль за действиями ребенка не позволяют проявить самостоятельности, что замедляет социализацию. А также гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по определенной (пусть и позитивной) заданной схеме, не учитывая индивидуальности ребенка, предъявляя к нему завышенные требования, без надлежащего эмоционального контакта, отзывчивости и чуткости. Вот такие просчеты в воспитании чаще встречаются в семьях социального риска.

Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Напротив, нередко уже в раннем возрасте эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых – одним словом, еще сильнее осложняют жизнь как самих детей, так и их родителей.

3- , биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

С каждым годом возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Источник

                                 Влияние неблагоприятных факторов

                  на развитие ребенка в разных возрастных периодах.

        Развитие – это процесс, количественное и качественное изменение в организме человека. В переводе с латинского «процесс» означает «движение вперед», «изменение».  Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа.  Биологическое изменение в человеке  характеризуется физическим развитием,  включающим в себя морфологические,  биохимические,  физиологические изменения.  Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных качеств личности.  

       Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны и причинами, влияющими на них – другой.

      Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития ребенка добились П.П.Блонский, Л.С.Выгодский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштйн, А.Р.Лурия. заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л.Термин, Э.Геллель, Ф.Мюллер, И.Шванцара.    

      Вопрос о развития человека был поставлен таким образом:

 почему различные люди достигают различного уровня развития,

 от каких условий зависит этот процесс и его результат?

      Длительные исследования позволили вывести общую закономерность развития человека детермировано  внутренними и внешними условиями.

      К внутренним условиям относятся физиологические и психологические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда в которой он живет и развивается.

      Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным  в разных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.

      Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э.Геккелем и Ф.Мюллером. Некоторые педагоги и психологи пытались расширить содержание данного закона на весь процесс индивидуального развития человека, то есть, от индивидуального развития к развитию вида наблюдающиеся в развитии зародыша и до развития в целом человека, так как человек в его индивидуальном развитии отчасти повторяют развитие предков. Но есть условия признаками, которых становится приспособление организма к условиям жизни. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируется совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания.

      Схема Й.Шванцары иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития.

      Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействий главных внешних влияний – среды и воспитания. Ни один фактор не действует самостоятельно, результат развития зависит от согласования всех факторов.

     Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей человека наследственность. Наследование интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей.

Читайте также:  Формы общения по развитию у ребенка связной речи

     Основным фактором сохранения здоровья, продолжительности жизни человека, его физической работоспособности является здоровый образ жизни в самом широком его толковании. Сохранение и поддержание здоровья на должном уровне – важнейшая задача каждого государства. Особенно оно нуждается в здоровом потомстве. Но лишь от нас, от состояния нашего здоровья, зависит будущее нашей планеты. От этого зависит и демографическая политика государства в самом широком смысле этого понятия. М.В.Ломоносов сказал: « о каких материях сегодня рассуждать будем? Рассуждать будем о самом главном – о здоровье народа российского. В сохранении и размножении его состоит могущество и богатство всего государства, а не обширность тщетной без обитателей.»  Эти слова естественно можно отнести к любому государству, его народу.

      Некоторое время назад в медицинской литературе появился новый термин, ставший в настоящее время крылатым – «фактор риска», или «риск – фактор». Сущность его состоит в том, что в развитии и становлении тех или иных заболеваниях, роль играют предрасполагающие, вредоносные факторы окружающей среды. Инфекции, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, переохлаждение, стрессовые нагрузки и другое.

      Есть универсальные риск – факторы, способные вызвать или провоцировать сотни самых различных болезней, они грозят человечеству несколько веков, но «смело» вошли в нашу жизнь за последние десятилетия. Речь идет прежде всего о курении, злоупотреблении спиртными напитками, сейчас все больше дает о себе знать радиологическое неблагополучие ряда регионов мира и помимо всего прочего, на территории нашей страны.

      Наша жизнь все ускоряется. Мы уже не ходим, а ездим, не читаем, а просматриваем, не едим, а заталкиваем в рот – перекусываем и все быстрее и быстрее. И в конечном итоге наносим, изнашиваем нервную систему, не говоря уже, о всем организме.  Отсюда появились многие болезни цивилизации. Обрушилась лавина новых, до сих пор неведомых болезней, инфекций, а старые, знакомые нам заболевания приобретают более зловещий характер. К тому же наступила эра генетических эпидемий: диабет, алкоголизм и так далее.

     Кто виноват? С одной стороны человек, с другой общество, государство. Мы стали меньше уделять внимание собственному здоровью, спорту, здоровому образу жизни. И не удивительно, ведь нам с детства внушали, что общества, государства важнее, чем интересы отдельно взятого «винтика».

    В современной западной цивилизации человек хорошо осознает личную ответственность за здоровье, постигая на собственном опыте.  Без хорошего здоровья нет ни карьеры, ни достойного заработка, невозможно выполнять обязанности перед семьей, самим собой, перед обществом, невозможно иметь здоровое поколение.

    Существуют сотни самых разнообразных риск  – факторов, действию, которых мы подвергаемся. Пример: рядом с больной гриппом матерью не использующую профилактическую маску, находится ее ребенок. От сюда – вся семья гриппует, а у некоторых ее членов грипп осложняется бронхитом или пневманией.  

       Курение однозначно вредит здоровью самого курильщика. Но давно уже доказано, что пассивное, вынужденное «курение» членов семьи, которым приходится дышать табачным воздухом, не менее вредно и отражается на некурящих, у которых развиваются постепенно те же болезни, что и у курящих. А в их числе можно наблюдать и беременных женщин, и новорожденных, и детей постарше. А самое главное и страшное в этой ситуации то, что наблюдая за курящими родителями, дети зачастую перенимают эту вредную привычку, не осознавая всего вреда для растущего организма.

     Неблагоприятная экологическая обстановка – серьезнейший риск – фактор в развитии множества как острых, так и хронических заболеваний. Повышенный фон радиации в ряде районов страны приводит к возникновению злокачественных болезней, грубо нарушает иммунные процессы и ответственные зоны генетического аппарата. Из – за этого в мире прибавилось немало болезней наследственной природы. Нерациональное питание, когда злоупотребляют животными жирами, мучными продуктами, сладостями становится причиной множества болезней, а в первую очередь сердечно – сосудистых. Большое значение имеет неритмичный прием пищи в течении дня, фастфуды, грубо нарушает обменные процессы в организме. У таких нарушителей  здорового образа жизни чаще развивается ожирение – фактор для многих недугов. Все риск – факторы не перечислить. А основные это малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, курение, излишества у много пьющих, хронические стрессовые ситуации, загрязненные воздух, вода, продукты питания со сниженной биологической ценностью, излишний радиологический фон в нашей среде обитания, пестициды и другие ядовитые продукты в земле, воздухе, воде, генетическое и иммунное неблагополучие в нашем организме и так далее. Одним словом: один личный или общественный порок, ведет к другому, создавая патологическую жизненную цепочку, болезненную пирамиду нашей жизни.

       «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее»  –  заметил Лейбниц. Это значит, что наш генофонд, переданный нам далекими предками в здоровом состоянии, сейчас может подойти к грани катастрофы.  А когда генофонд в опасности исчезнуть может сама жизнь человеческая, а это значит, что человечество должно предпринять самые неотложные мероприятия сегодня, сейчас, ибо завтра может быть уже поздно.

      Ребенок проходит процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений. Согласно биогенетическому закону, сформированному Э. Геккелем, каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм, от которых она произошла. Закон читается так: « Онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений». Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, то есть происходит повторение развития предков, от общего корня, к которому данный организм относится. Согласно Э.Геккегю, быстрое повторение филогении обусловлено физиологическими функциями наследственности и приспособленности. Биологическое и социальное в человеке в действительности столь прочно воссоединены, что разделять эти две линии можно лишь теоретически. Если воспитать ребенка отсталого племени в современной семье он не будет ничем отличаться от нас и наоборот. Природные свойства ребенка создают предпосылки для образования психических качеств. Один из важных качеств является речь и слух. Речь, как и ее понимание проходит под руководством взрослого. Ребенок не имея от рождения каких – либо форм поведения, свойственных взрослому человеку, учится и приобретает формы поведения от близкого для него окружения. Различные воздействия на детей окружающей среды вызывают у ребенка защитные и ориентировочные рефлексы.

      В период детства происходит интенсивное созревание организма ребенка. Ход созревания зависит от того получает ли ребенок достаточное количество внимания, впечатлений, обеспечивают ли взрослые условия для воспитания. Созревающий организм представляет собой наиболее благодатную почву для воспитания. Известно, какое впечатление производят на нас события, совершающиеся в детстве, какое влияние они оказывают порой на всю дальнейшую жизнь. Природные предпосылки – строение организма, его функции его созревание – необходимы для психического развития. Без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у ребенка. Это зависит от условий жизни и воспитания.

Читайте также:  Как обвитие плода влияет на развитие ребенка

       Общественный опыт – источник психического развития, из него ребенок с помощью взрослого получает материал для формирования психических качеств и свойств личности.    

Источник

При анализе социальной ситуации развития в психологии выделяют две области: микросоциальную ситуацию развития и макросоциальную ситуацию развития. Исследования условий, влияющих на психическое развитие в онтогенезе во времена значительных общественных преобразований выходят за рамки различных аспектов микросоциальной ситуации развития ребенка. Начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества открыли перед людьми немало новых возможностей, но в то же время повлекли за собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации. Однако именно такие периоды демонстрируют в полной мере влияние особенностей исторической эпохи, выпавшей на долю подрастающего поколения, на своеобразие его развития, иначе говоря, зависимость психического развития детей и подростков от мощного воздействия макросоциальных факторов.

Семья во многих отношениях является наиболее уязвимой и чутко реагирующей частью социального организма, естественно, что столь глубокие трансформации в обществе не могли не сказаться на психологическом состоянии людей, не затронуть семью.Именно семья, в том числе дети, во многом приняла на себя груз происходящих в макросоциуме перемен. Рассмотрим далее основные психологические проблемы детей, связанные с особенностями их социальной ситуации развития, прямо или косвенно отражающей состояние современного российского социума. В первую очередь необходимо охарактеризовать ведущий параметр социальной ситуации развития – семейный фактор.

Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последнего десятилетия можно выделить следующие основные группы: это социально дезадаптированные дети, дети из остро неблагополучных семей, дети из распавшихся семей, детей из условно благополучных семей.

Наиболее тяжелая (и исчисляемая примерно полутора миллионами!) – первая группа, которую составляют социально дезадаптированные,т.е. беспризорные, не посещающие школу и бродяжничающие дети, а также дети-сироты. К ним примыкают дети с особыми нуждами– дети беженцев и переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей, часто становящиеся жертвами насилия и, в свою очередь, вовлекаемые в преступные действия. Естественно, что такие дети практически не бывают на приеме в психологической консультации и могут попасть в круг внимания психологов главным образом лишь тогда, когда поступают в приют, кризисный центр, интернат или иные детские учреждения, численность которых в стране неуклонно возрастает (что само по себе уже является страшным показателем, характеризующим государство в целом).

Тяжелая социальная дезадаптация значительной части населения, как подчеркивает Г.В. Бурменская приводит к появлению опасно большого числа остро неблагополучных семей (вторая группа),по сути, не справляющихся со своими основными функциями и потому нуждающихся во внешней – социально-психолого-педагогической – поддержке. Главной задачей сотрудников центров семейного воспитания в таких случаях становится защита ребенка от родителей, которые часто не заботятся о ребенке в должной мере, не обеспечивают соответствующие физические условия для роста и развития; заняты своими проблемами и не осознают ответственности за психическое и душевное здоровье ребенка; практикуют неприемлемые методы воспитания: жестокое обращение, насилие, передачу несовершеннолетнему взрослой роли без учета его возрастных возможностей и т.д.; пренебрегают своими родительскими обязанностями, бросая детей на произвол судьбы.

Основой таких грубых нарушений семейного воспитания чаще всего являются алкоголизм, наркомания, профессиональная несостоятельность, социальная дезадаптация, личностная незрелость родителей и другие факторы. К их числу следует отнести увеличение на 73% за последние 11 лет случаев первичной инвалидности взрослого населения вследствие психических заболеваний, а также значительно возросшее число повторных госпитализаций. Оценивая приведенные тенденции в контексте задач психологической помощи детям, необходимо иметь в виду тот очевидный факт, что многие инвалиды, страдающие психическими заболеваниями, являются родителями и, так или иначе, воспитывают детей.

Следует признать, что без специальных мер внешней помощи дети, растущие в деструктивных, хронически конфликтных семьях с различными видами неправильного воспитания, по сути дела обречены на нарушение нервно-психического здоровья (эмоциональные и поведенческие отклонения, неврозы и психосоматические заболевания, патохарактерологическое развитие и др.), не говоря уже о неизбежности серьезных искажений формирования их личности, включая эмоциональную и ценностно-смысловую сферы. Неудивительно, что специальные психологические исследования обнаруживают у 26% детей младшего школьного возраста агрессивность как достаточно закрепившуюся личностную черту [канд. дис., Копчелова Е.Е., 2000].

Чрезвычайно усложняет условия развития многих детей и неуклонно происходящий рост численности распавшихся семей (третья группа). Число разводов, доходящее в нашей стране до 1 млн. в год, заставляет специалистов говорить о кризисе семьи как важнейшего социального института нашего общества. Достаточно сказать, что для любого ребенка распад семьи относится к категории весьма тяжелых психогенных факторов: в большинстве случаев распад супружеских отношений между родителями, семейные конфликты и вызываемый ими стресс ставят детей в столь тяжелую эмоциональную ситуацию, что на ее преодоление после развода детям требуется весьма длительное время (по некоторым данным, не менее двух лет). Умелая психологическая помощь в этом случае может способствовать менее болезненной перестройке взаимоотношений между членами распавшейся семьи, а также профилактике ряда широко распространенных ошибок в воспитании ребенка в этот сложный период.

Разумеется, с точки зрения условий, создаваемых для развития детей, «проблемны» не только маргинальные, конфликтные или неполные семьи, о которых говорилось выше. Так называемые благополучные семьи (четвертая группа – дети из условно благополучных семей) нередко оказываются таковыми лишь по видимости, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения, а главное, субъективное состояние ребенка, которое вследствие неправильного воспитания в таких семьях может характеризоваться длительной эмоциональной травматизацией [Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998].

Характеризуя психологические проблемы детей из семей, благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, необходимо отметить, что практика консультирования все чаще сталкивается с уменьшением продолжительности и обеднением содержания общения в семье,дефицитом теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновением действительно совместных форм полезной деятельностиребенка со взрослыми или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода, режима, контроля за успешностью в учебе, а поощрение детей сводится только к его материальным формам.

При этом усиливается тенденция переносить многие исконно родительские функции на воспитателей яслей и детских садов или специально приглашаемых в семьи нянь и гувернанток, а позднее – на школу и другие учреждения.Между тем специалистам хорошо известно, насколько серьезными для эмоционального состояния и здоровья детей бывают последствия от недостаточности общения с матерью в раннем детстве. Обеднение и формализация контактов с родителями в сочетании с повышенной требовательностью последних к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Напротив, нередко уже в раннем возрасте эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых – одним словом, еще сильнее осложняют жизнь как самих детей, так и их родителей.

Читайте также:  Развитие и навыки пятимесячного ребенка

Заметное место среди неблагоприятных семейных тенденций занимает фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей, в общественном производстве. И если некоторое время назад жуткий феномен «ночных групп» практически исчез, то сейчас он вновь реанимируется, причем по запросу не только родителей, которые в силу особенностей профессии вынуждены работать сутками или по запросу неблагополучных родителей, но и для родителей, чье материальное положение существенно превышает средние показатели. Неограниченное расширение рабочего дня взрослых, включенных в бизнес, в первую очередь сказывается на детях. А подобное расширение рабочего дня и помещение детей в ночные группы, гимназии по типу пансионата и т.п. учреждения (пусть и высокого уровня) не всегда продиктованы объективной необходимостью, но всегда сказываются на детях. Сложный комплекс острых психолого-педагогических проблем, возникающих в этих условиях (порой вплоть до эмоциональной депривации, задержки речевого и общего психического развития), требует специального обсуждения.

Другим важным фактором социальной ситуации, определяющим направления и особенности психического развития, являются те общественно-образовательные учреждения, которые посещает ребенок. Ориентация на массовую систему дошкольных учреждений, в целом характерная для нашей культуры, существенно повлияла на «психологию родителей», точнее на их социально-воспитательные установки. Современный ритм жизни и занятости родителей существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей.

Следует признать, что на психологию родителей, точнее, на их ошибочные воспитательные установки влияет неадекватная переоценка возможностей системы так называемых элитных до-школьных и школьных учреждений, предоставляющих детям определенные преимущества, но, разумеется, не способных заменить непосредственное общение с родителями, участие их в жизни детей. Кстати, по данным США лишь 15-20% детей в стране посещают детские сады обычного типа.

Серьезную проблему представляет собой сама система общественного воспитания. Вся она направлена на деиндивидуализацию, усреднение ребенка, нивелирование его личностных особенностей. Редкий воспитатель осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку, в состоянии оценить сегодняшнее настроение, состояние малыша, его потребности. И вина здесь не только воспитателей, а всей системы в целом. Однако, если воспитание в д/саду осуществляется на должном уровне, «детсадовские» дети могут даже получить некоторое преимущество. Исследования, проведенные в детских садах с хорошо организованной воспитательной работой, показали, что общественное воспитание не наносит вреда детям и не разрушает привязанности между родителями и детьми.

Увы, приходится констатировать, что пока хорошие детские сады – большая редкость. К сожалению, больше посредственных, где потребности ребенка удовлетворяются не полностью. У специалистов по детской психологии есть веские причины предупредить родителей: плохой детский сад вреден для Вашего ребенка! Чтобы определить качество ухода за детьми, ученые разработали перечень важнейших требований, которым должен удовлетворять хороший детский сад (К. Флэйк-Хобсон и др. «Мир входящему». – М., 1992).

1. Соответствующее помещение (11–17 квадратных метров на ребенка) и персонал (1 взрослый на 4 детей);

2. Наличие необходимых для ребенка вещей: игрушек, мебели, оборудования.

3. Вкусная, полноценная, хорошо приготовленная и имеющая привлекательный вид пища, диетическое питание для нуждающихся в нем детей.

4. Сердечно и дружелюбно настроенные к детям и родителям воспитатели.

5. Оборудование для физических упражнений и тренировок.

6. Разнообразие игровых занятий и материалов для них.

7. Возможность выбора вида активности. Регулярное чередование активных игр и спокойных занятий с отдыхом.

8. Умение воспитателей заинтересовать и вовлечь детей в различные игры и занятия.

9. Безопасное оборудование помещений.

10. Поощрение детей.

11. Участие родителей в жизни детского сада. Регулярное проведение родительских конференций с привлечением персонала детского сада.

12. Элементы новизны и оригинальности в программах воспитательной работы по сравнению с другими детскими садами. Постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.

Современная школа, будучи незаменимым институтом социализации детей, к сожалению, занимает в наше время далеко не последнее место среди источников разнообразных психологических проблем, осложняющих развитие ребенка. Неудовлетворительное состояние существующей ныне системы среднего и специального образования стало предметом широкого общественного обсуждения и всестороннего критического анализа, результатом которого явилось признание необходимости последовательного реформирования содержания и форм школьного обучения.

Не претендуя на исчерпывающий обзор обширной проблематики, связанной с состоянием отечественного среднего образования, приведем лишь некоторые данные, указывающие на истинные масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой. Еще 10–15 лет назад специалисты констатировали состояние школьной дезадаптации, требующей либо кратко-временной, либо более или менее систематической психотерапии у 15–20% детей школьного возраста [Каган В.Е. Вопросы психологии. – 1984. № 4]. Сегодня этот показатель поднялся до 35%, чему явно способствует и ослабление соматического здоровья школьников, которое к концу обучения в средней школе таково, что только 10–15% выпускников могут считаться здоровыми, 40% страдают хроническими соматическими заболеваниями, а 30% – неврозами.

Спектр распространенных психологических проблем школьников чрезвычайно широк: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, агрессивность, различные формы отклоняющегося поведения и др. В совокупности с ослабленным нервно-психическим и соматическим здоровьем эти причины приводят к тому, что 30% детей практически не справляются с усвоением большей части программного материала, а еще 40% испытывают серьезные трудности в процессе усвоения программы.

Расхождения между школьными условиями и возрастными возможностями детей особенно сильно проявляются у шестилеток. Всеобщее обучение с шести лет, является прямым следствием устоявшейся в обществе недооценки объективного характера законов психического развития ребенка. Одной из основных общих причин многообразных проблем школьников является недостаточный учет современной школой глубинных закономерностей и потребностей возрастных этапов формирования личности, а также игнорирование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей детей как результат стандартизованных требований к их поведению. Как правило, далеко не в каждой школе находится место для настоящей творческой активности, мощный потенциал которой имеется у каждого ребенка, так же как для подлинно коллективных форм жизни, от которых прямо зависит формирование личности детей в школьном периоде детства. Между тем консультирование родителей и учителей показывает, что большинство из них недооценивают степень расхождения между практически создаваемыми школой условиями и условиями, необходимыми для реализации возрастных возможностей детей.

В связи с этим необходимо признать, что возможность радикального разрешения многих острых психологических проблем детства находится за рамками индивидуальной консультативной помощи. Устранение их причин и источников может быть осуществлено только в русле коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования, а главное – в результате коренного оздоровления социальной, культурной, материально-бытовой и других сторон жизни семьи.

Что же касается индивидуально-психологической помощи, то в сложившихся в настоящее время условиях она, очевидно, может быть направлена на поиск и определение таких конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бы нормализации и оздоровлению микросоциальной среды,в которой он растет.

Итак, каковы конкретныезадачи возрастно-психологического консультирования в различных областях жизни семьи и общества?

Источник