Неблагоприятное воздействие семейных дисгармоний на развитие личности ребенка

Неблагоприятное воздействие семейных дисгармоний на развитие личности ребенка thumbnail



В статье рассматриваются проблемы родительского воспитания и его влияние на психологическое состояние ребёнка. Выявлены и описаны факторы, влияющие на неблагополучие семей.

Ключевые слова: семья, алкоголизм, воспитание, неблагополучной семья, психологические особенности, детско-родительские проблемы, благополучная семья, семейная система.

Семья в жизни ребенка самый первый и главный социальный институт. Мы привыкли слышать, что семья, это там, где тепло, царит взаимопонимание и взаимоуважение. То место, куда тебе хочется приходить и возвращаться. Однако, если присмотреться, оказывается, что это не совсем так. Нет совершенных семей. Это розовая пелена, которую придумали люди, чтобы рекламировать вкусный йогурт, где в семье всегда все улыбаются и кушают на завтрак полезную еду.

Семья больше похожа на драматический театр со своим началом, кульминацией и развязкой. Не во всех семьях каждый день на арену выходят споры, обвинения и угрозы. Вследствие ухудшения социально-экономического фактора страны и неуверенности в следующем дне, зачастую родители на первый план ставят не воспитание своего чада, а увеличение материального состояния своей семьи, что неблагоприятно сказывается на становление личности ребенка.

Также из-за увеличения числа разводов более одной четвертой части ребятишек остаются без попечения одного из родителей. Растет число исков о лишение родительских прав и на учет к полиции встают родители, которые оказывают отрицательное влияние на своих детей.

Дети попадают в категории «группа риска», т. е. дети из неблагополучной семьи. Что происходит с ребенком, если он оказывается в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья и как она влияет на развитие ребенка и его будущее? Односложного ответа не существует. Ведь в нашем мире все относительно.

Благополучие и неблагополучие каждый рассматривает со своей точки зрения. И дети все разные, одни более выносливы, а другие очень ранимы и каждый повышенный голос со стороны взрослых для них воспринимается болезненно.

Если говорить о ребенке из неблагополучной семьи, это не значит, что мы ставим равно к антисоциальной или асоциальной семье. Нас окружают многие семьи, которые являются неблагополучными, но на первый взгляд о них так сказать нельзя. Естественно, что семья, в которой родители злоупотребляют алкоголем или присутствуют признаки насилия в отношение к ребенку, попадает в категорию «группы риска». Однако неблагополучие может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребёнком. Так что только система отношений между родителями и ребенком можно рассматривать, как благополучие или неблагополучие.

Бывают семьи неполные и полные. С одной стороны, сразу возникает вопрос, почему полная семья может быть неблагополучной. В полной семье, возможно, противоречивое воспитание или воспитание, где подавляют ребёнка. Иногда неполная более полезна для ребёнка, чем неполноценная (отец пьёт и каждый день терроризирует свою семью, однажды он решает уйти, и семья в дальнейшем живёт в мире и согласии).

Однако не всегда семьи неблагополучные, если родители выпивают. Также бывают семьи, которые на первый взгляд выглядят, как благополучная семья, а внутренне родители забывают о воспитании детей, и все свое внимание направляют на материальные ценности. Таким детям не хватает внимания и заботы со стороны родителей. Особенно дурно влияет такое поведение со стороны матери для ребёнка с самых ранних лет.

Недостатки воспитания и есть самый главный показатель неблагополучной семьи. Хозяйственно-бытовой фактор и престижные вещи не показатель семейного благополучия или неблагополучия-только отношение к ребёнку.

Неблагополучие в семье ведёт к нарушению у ребёнка психического развития. Это не значит, что ребёнок поглупеет или будут иные нарушения интеллекта, а произойдёт дисгармония в становлении эмоциональной сферы, т.е повлияет на будущий характер. В дальнейшем влияет на взаимоотношения человека с другими людьми.

Самый главный фактор, который разрушает не только семью, но и душевное равновесие самого ребёнка, это пьянство одного из родителей или обоих. Данный фактор может оказать неблагоприятное явление не только в момент воспитания и взросления ребёнка, но и во время зачатия плода.

Психологические особенности детей, у которых в семье присутствует пьянство, выглядит так. Ребёнок скрывает информацию о родителях, так как знает, что люди осуждают такое поведение и винят таких родителей, что они не справляются со своими обязанностями. Привычка скрывать, обманывать, уходить от ответа и не договаривать остаётся с ребёнком пожизненно. В будущем ребёнок становится подозрительным и злобным. В будущем ребёнку сложно открыто общаться с окружающими. Такие дети больше склоны к ревности, не доверию и зависти. Чем больше в семье было скрытности, тем больше это побуждало к появлению у ребёнка запутанности и одиночества.

Читайте также:  Взаимодействие семьи и доу в развитии речи ребенка

В таких семьях часто не выполняют своих обещаний родители. Это угнетает ребёнка. Так как все всё держат в секрете, это провоцирует не делиться своими эмоциональным переживаниями с родителями. И будучи уже взрослым человеком продолжают повторять свои привычки не доверять никому, появляются проблемы в интимных отношениях.

Зачастую детям приходиться становится взрослыми, несмотря на то что сами они ещё дети. Они чувствуют себя обделенными заботой и вниманием со стороны родителей. Им приходиться играть роль «родителя» для своих собственных. Выслушивать, одобрять и делать их жизнь более комфортной.

В дальнейшем у них появляется чувство, что они что-то упустили и им что-то не досталось, что они заслужили. Всю жизнь они продолжают бороться за то, чтобы вернуть ту долю внимания, которой они были лишены в детстве. Часто такие люди не умеют наслаждаться жизнью.

В алкогольной семье ребёнок часто слышит, что папа должен работать и приносить в дом деньги. Так ребёнок может начать деньги путать с любовью и вниманием. И когда друзьям будет требоваться помощь или внимание, такие дети могут отделаться от них подарками.

Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не понимают, как сочувствовать другим людям. Они не знают элементарных обязанностей родителей, что в будущем сказывается негативно на их собственной семье.

Если, ребёнок «девочка» в такой семье, и мама страдает от алкоголя, то ребёнку все чаще приходится заменять её роль в выполнении хозяйственно-бытовых дел, в заботе о младших, также однажды может случится, что она заменить роль жены в глазах своего отца.

Дети из неблагополучной семьи, очень рано стали самостоятельными и им требуется помощь. Главная задача стоит в том, чтобы сформировать у них верное представление о жизни. Но к данной проблеме нужно подходить дифференцировано, по возрасту. До подросткового возраста ещё можно повлиять на сознание ребёнка, а вот более старшим практически невозможно.

Но, попав в благополучный социальный круг, им нужно следовать правилам данной группы, и зачастую «отпетые мошенники» забывают постепенно свои «привычки».

Таким детям нужно помогать в выборе профессии, жильём и обустройством дальнейшей жизни. И если их оставить в одиночестве, то безусловно ждёт их тяжёлое будущее. Слишком многое потеряно в детстве, и им труднее вдвойне.

Литература:

  1. Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Педагогическая психология. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. — 171 с.
  2. Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Психология развития. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 193 с.
  3. Кобышева Л. И. Психолого-педагогические особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN416.pdf. Дата доступа: 20.05.2018.
  4. Проектная деятельность в библиотечном формате: как правильно писать заявки на гранты: метод. рекомендации [Электронный ресурс] / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка; сост. И. М. Хвостенко; отв. за выпуск С. А. Тарасова. — Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2016. — 62 с. — Режим доступа: https://www.ngonb.ru/activities/librarianship/izdaniya-i-publikatsii-nauchno-metodicheskogo-otdela/2014/
  5. Скуднова Т. Д., Кобышева Л. И.,Шалова С. Ю. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для вузов. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 356 с.
  6. Буянов М. И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».- Москва: Просвещение, 2018. — 167 с.
  7. Беличева С. А. «Основы превентивной психологии».- М.: Социальное здоровье России, 2017.-224 с.
  8. Бим-Бад Б. М. «Природа ребенка в зеркале автобиографии».- М.: УРАО, 2017.-431 с.
  9. Короленко Ц. П., Донских Т. А. «Семь путей к катастрофе».- Новосибирск, 2019. — 97 с.
  10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. «Психология и психотерапия семьи». -СПб., 2018. — 652 с.
Читайте также:  Роль социализации в развитии ребенка

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неблагополучная семья, ребенок, родитель, благополучная семья, будущее, внимание, полная семья, сторона родителей.

Источник

Дошкольный возраст как никакой другой
характеризуется сильнейшей зависимостью от
взрослого, и прохождение того этапа становления
личности во многом определяется тем, как
складываются отношения ребенка в семье.

На процесс психического развития ребенка
оказывает влияние множество семейных факторов:

1. Нарушение структуры семьи

Неполные семьи возникают в силу разных причин:

  • расторжения брака;
  • внебрачного рождения ребенка;
  • смерти одного из родителей или раздельного их
    проживания.

В связи с этим выделяют следующие
разновидности неполных семей:

  • разведенная семья;
  • внебрачная семья;
  • осиротевшая семья;
  • распавшаяся.

Есть дополнительная категория – так
называемые функционально неполные семьи. В
этой группе двое родителей, но профессиональные
или другие причины оставляют им мало времени для
семьи. Общение с детьми оказывается возможным
только по выходным дням, да и то несколько часов.
Более того, некоторые родители вообще забывают о
своих воспитательных функциях. Примером может
быть семья, в которой один из родителей занят
бизнесом. Такие родители, как бы выключены из
семейной группы, числятся в ней, а реального
участия в формировании личности своих детей не
принимают.

В зависимости от того, кто занимается
воспитанием ребенка, выделяют семьи
подразделяют на:

  • материнские
  • отцовские

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет
свои специфические особенности, которые
сказываются на развитии психики ребенка и
формировании его личностных качеств.

2. Дисгармония в семейных отношениях

Дошкольный возраст характеризуется тесной
эмоциональной привязанностью ребенка к
родителям (особенно к матери), причем не в виде
зависимости от них, а в виде потребности в любви,
уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще
не может хорошо ориентироваться в тонкостях
межличностного общения, не способен понимать
причины конфликтов между родителями, не владеет
средствами для выражения собственных чувств и
переживаний.

Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры
между родителями вызывают у детей-дошкольников
постоянное чувство беспокойства, неуверенности
в себе, эмоционального напряжения и могут стать
источником их психического нездоровья.

3. Стили родительского поведения

Стиль воспитания – это способ управления
человеческим поведением, типичная для родителя
система приемов воздействия на ребенка. В идеале
родители должны создавать разумные ограничения
автономии ребенка, настойчиво передавать ему
свои ценности, способствовать развитию
самоконтроля, действуя при этом очень осторожно,
чтобы не пресекать любопытство, инициативу и
растущее чувство компетентности ребенка.
Определяющими измерениями родительского
поведения являются контроль и теплота.
Термином родительский контроль обозначают
степень выраженности у родителей запретительных
тенденций.

Термином родительская теплота обозначается
количество любви и одобрения, демонстрируемое
родителями.

Воздействие стилей родительского
поведения на ребенка

Авторитетный стиль предполагает высокий
уровень родительского контроля, поощрение
растущей автономии своих детей, теплые отношения
с детьми. Как результат – дети социально
адаптированы, уверены в себе, способны к
самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется
высоким контролем: родители ждут
неукоснительного выполнения своих требований,
отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети
замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и
раздражительны. Девочки в большинстве своем –
пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и
агрессивны.

Либеральный стиль предполагает низкий
уровень контроля и теплые отношения: родители
слабо или совсем не регламентируют поведение
ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но
доминирующее направление коммуникации – от
ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию
и агрессивности, ведут себя неадекватно и
импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых
случаях дети становятся активными, решительными
и творческими людьми.

Индифферентный стиль – с низким уровнем
контроля и холодными отношениями: родители не
устанавливают для детей никаких ограничений,
безразличны к детям, закрыты для общения. Если
безразличие сочетается с враждебностью, ребенок
проявляет разрушительные импульсы и склонность
к отклоняющемуся поведению.

«Традиционные родители». В полных семьях
родители иногда придерживаются различных стилей
поведения. Например, при так называемом
традиционном стиле воспитания родители
исполняют роли, закрепленные давней традицией за
мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно
авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая.
Здесь влияние одного родителя уравновешивается
влиянием другого.

Читайте также:  Система развития ребенка по зайцеву

Таким образом, неблагоприятные типы воспитания
способствуют возникновению отклонений и
нарушений в психике ребенка, формированию у него
неадекватного, диффузного образа Я.

4. Порядок появления ребенка в семье

 З.Фрейд был первым, кто заметил, что позиция
ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее
значение во всей его последующей жизни. Первый
ребенок чаще всего вызывает у родителей
трепетную любовь и восхищение. На нем
концентрируется внимание всей семьи. Родители
только начинают открывать для себя мир ребенка,
переживают и тревожатся за него. Старший ребенок
сначала воспитывается как единственный.
Первенцы, как правило, больше ориентированы на
успех и достижения. С другой стороны, такой
ребенок более зависим от родителей, социально
изолирован. Большое влияние на развитие личности
первого ребенка оказывает рождение второго.
Когда в семье появляется новорожденный, даже те
дети, которые с нетерпением ждали его, могут
чувствовать себя забытыми и отверженными. Он
вынужден искать новые формы поведения, чтобы
добиться внимания и любви родителей, ощутить
свою значимость в семье. Для привлечения к себе
внимания ребенок может использовать такие формы
поведения, как агрессивность, капризность,
упрямство. Более соперничают между собой дети
одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до
4-5 лет). Поэтому после появления новорожденного в
доме родителям необходимо избегать существенных
изменений в отношениях со старшим ребенком;
стараться уделять старшему ребенку достаточно
внимания, помочь старшему найти адекватную форму
вхождения в жизнь изменившейся семьи – как
помощника, как друга малыша. Вторые дети обычно
более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как
много времени проводят со старшими братьями или
сестрами. Родители более спокойно относятся ко
вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена
роль родителей. Младшие дети более творческие и
самостоятельные, но под покровительством и
защитой старших у них может сложиться заниженная
самооценка и чувство неполноценности. Тогда
младший ребенок выбирает по отношению к
родителям испытанный способ поведения: «Когда я
беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего
хочу, родители обязательно будут заботиться обо
мне». Самое сложное положение у среднего ребенка.
Он не имеет привилегий старшего ребенка, он как
бы ограничен сверху первым ребенком – сильным и
способным. В то же время роль «малыша» для него
уже не подходит. Он не может конкурировать с
малышом, так как не обладает его качествами.
Оказавшись между старшим и младшим, средние дети
чаще других чувствуют себя отвергнутыми,
одинокими.

В психическом развитии близнецов возникают две
основные проблемы: взаимное соперничество и
зависимость. Близнецы показывают более низкие
результаты, по сравнению с другими детьми, в
тестах на интеллект, они позже начинают говорить.
Это связано с тем, что они не стремятся выходить
за пределы пары, не «тянутся» за другими.
Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом
расстаются. Именно поэтому к ним стоит
относиться как к двум разным людям.

5. Низкая психолого-педагогической
культура родителей

Родителей необходимо обучать культуре
семейного воспитания и умению выработать
собственный неповторимый стиль родительского
воспитания. Чем более  родители будут
ориентированы на предоставление возможности
выбора ребенку, будут понимать и чувствовать,
чего хочет ребенок (поддерживать его
автономность), чем больше они будут уделять ему
внимания, а также более четко описывать свои
требования, сдерживать обещания
(структурированность отношений), тем более
психологически благополучен будет ребенок.

Таким образом, последствия влияния
отрицательных факторов  семейной среды на
психическое развитие ребенка
могут иметь
для детей необратимый характер, приводить все к
большим аномалиям психики и поведения. Поэтому
так важно  своевременное выявление и оказание
психологической помощи таким семьям.

Список литературы:

  1. Г. Крайг «Психология развития», СПб., Питер,
    2000.
  2. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в
    поведении ребенка. С-Пб., 1997 г.
  3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и
    его значение. – М.: “Педагогика”, 1991.
  4. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького
    человека. – Санкт-Петербург: изд-во “Речь”, 2002.
  5. Смирнова Е.О. и др. Специфика
    эмоционально-личностной сферы дошкольников,
    живущих в неполной семье // Вопросы психологии.
    1999, №6

Источник