Неблагополучная семья и развитие ребенка дошкольного возраста

Любовь Миганова
Работа с неблагополучными семьями дошкольников

«Работа с неблагополучными семьями дошкольников»

Автор проекта

Миганова Любовь Юрьевна

Воспитатель ДОУ №64 «Журавлёнок»

Тольятти 2014

ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ

Титульный лист

Содержание папки

Формулирование проблемы.

Миссии проекта.

Цель и задачи проекта.

Требования, предъявляемые к работам по проекту (список всех работ, которые подлежат выполнению).

Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.

Декомпозиция работ.

Календарный график работ.

Необходимые ресурсы.

Мониторинг качества осуществления проекта.

Команда проекта и схема обязанностей.

Область рисков и план работы с ними.

Формы отчетности.

Приложения

Формулирование проблемы.

2. ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА –

НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА

СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ

В неблагополучной семье отсутствует любовь к ребёнку, забота о нём, защита его прав.

1. ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ.

Почему это стало проблемой?

Потому что первоначально семья обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не мог бы стать человеком и личностью.

Почему ее следует решать?

Дети не всегда способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными переживаниями.

Когда она становиться проблемой?

Когда в семье ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).

Чья это проблема? Это совместная проблема общества в целом.

Касается ли эта проблема других? Касается.

Кажется ли она им проблемой? Кажется, потому что дети, воспитывающиеся в «неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов, психолога.

Захотят ли они участвовать в ее решении?

Педагог, психолог, воспитатели, медсестра, родительский комитет группы дошкольного учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию.

Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее?

Педагог, психолог, воспитатели, медсестра, родительский комитет группы дошкольного учреждения.

Кто будет сопротивляться решению проблемы?

Это могут быть сами родители.

Что случиться если мы не решим проблему?

Не благополучность семьи может негативно отразиться на ребёнке, он может стать замкнутым, нерешительным, агрессивным.

Миссии проекта

Миссия проекта – идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект

Выявление неблагополучных семей в ДОУ и оказание помощи семье в организации правильного воспитания детей.

Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:

1. Для кого мы это делаем?

2. Что мы делаем?

3. Как мы делаем это?

1. Для детей из неблагополучных семей.

Для того чтобы дети из неблагополучных семей могли полноценно развиваться, расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

2. Выявление неблагополучной семьи

Посещение семьи; беседа в домашних условиях помогает выявить многие стороны семейной жизни, даёт реальную картину семейного воспитания детей, психологических особенностей взаимоотношений между членами семьи, вооружают сотрудников дошкольных учреждений фактическим материалом для последующей работы с членами семьи.

3. Разработать мероприятия по решению данной проблемы

Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций

Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ.

Выявление неблагополучных семей в ДОУ и оказание помощи семье в организации правильного воспитания детей.

ЗАДАЧА 1. Организовать принципы сотрудничества детского сада и семьи.

ЗАДАЧА 2. Разработать мероприятия по решению данной проблемы.

ЗАДАЧА 3. Установить контроль за семьёй.

Команда проекта и схема обязанностей

КОМАНДА ПРОЕКТА

№ Участник проекта (заинтересованное лицо проекта)Знак заинтересованности участника проекта:

+ – положительный

– – отрицательный Интерес участника

1. Воспитатель + Высокий

2. Педагог ДОУ + Высокий

3. Психолог ДОУ + Высокий

4. Родительский комитет группы +- Средний

5. Дети группы + Высокий

6. Родители семьи +- Средний

7.

№ Участник проекта Командные роли Обязанности

1 Воспитатель Руководитель Корректирует и направляет родителей на правильное воспитание и развитие ребёнка.

2 Педагог ДОУ Организатор Объединяет усилия детского сада и семьи для работы по решению данной проблемы.

3 Психолог ДОУ Помощник организатора Выявляет особенности интеллектуального развития ребенка и организует свою дальнейшую работу с данной семьёй.

4 Родительский комитет группы Помощники руководителя Принимать участие в совместной с воспитателем деятельности, оказывают помощь, посещение семьи на дому.

5 Родители Исполнители Самостоятельно и чётко выполняют различные этапы работы.

6

7

Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту (список всех этапов работы, которые подлежат выполнению и функционал участников проекта на каждом из них).

№ Этап Участники проекта Функционал

1

Подготовительный Воспитатель Сбор и изучение информации.

Родительский комитет Анализ имеющейся информации.

Педагог ДОУ Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности.

2

Практический Психолог Внесение (при необходимости) изменений в работу с неблагополучной семьёй.

Воспитатель Ежедневный контроль.

Родительский комитет Выполнение запланированных мероприятий с неблагополучной семьёй.

3

контрольный Психолог Анализ результатов выполнения проекта.

Педагог ДОУ Оценка качества выполнения проекта.

Воспитатель Поддержка и контроль семьи в течение года, педагог встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной жизни

Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата

Ожидаемый результат Созданы условия для полноценного развития детей из неблагополучных семей.

Критерий Показатели

Отсутствие конфликтов между детьми в группе.

Количество конфликтов между детьми в течение учебного года уменьшились.

Обеспеченность детей дома материально-техническими ресурсами для развития.

Количество детей, обеспеченных дома материально-техническими ресурсами для развития увеличилось.

Декомпозиция работ (блок-схема)

Задачи и мероприятия к ним

задачи мероприятия

1. Организовать принципы сотрудничества детского сада и семьи:

-Принцип обеспечения органической связи и единства в работе детского сада и семьи, осуществление систематической связи детского сада и семьи.

-Принцип взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогом и родителем, понимание нужд и интересов ребёнка;

-Принцип взаимопомощи в совместной работе по воспитанию дошкольника;

-Принцип использования эффективных и разнообразных форм работы с семьёй;

-Принцип изучения лучшего опыта семейного воспитания в семье, пропаганда его среди широкого круга родителей.

1.Круглый стол:

– Доска предпочтений.

– Обмен опытом семейного воспитания.

-Вредные привычки легче предупредить.

-Здоровье даром не даётся, за него бороться придётся».

2.Родительские собрания:

Задачи:

•направить родителей на положительное общение с ребёнком;

•сформировать активную педагогическую позицию родителей;

•вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями.

3. Школа молодых родителей.

Темы многообразны: Растим малыша здоровым; Игра в жизни ребёнка; В царстве упрямства и каприз и др.

Формы проведения заседаний: беседы; консультации и рекомендации; обмен мнениями, дискуссии, деловые игры, анкетирование, практическая работа с детьми, рефлексия.

2.. Разработать мероприятия по решению данной проблемы. – изучение лучшего опыта семейного воспитания в семье, пропаганда его среди широкого круга родителей.

-привлекаются члены родительского комитета, медицинские работники.

­встречи родителей с узкими специалистами учреждения (педагогом-психологом, учителем-логопедом, руководителем по физическому воспитанию; медицинским персоналом).

-коррекция взаимодействия в общении со своими собственными детьми в тесном сотрудничестве со специалистами (Педагог ДОУ, Психолог)

-максимальная педагогическая и психическая поддержка: беседы; консультации и рекомендации; обмен мнениями, дискуссии, деловые игры, анкетирование, практическая работа с детьми.

– совместное проведение свободного времени;

3.. Установить контроль за неблагополучной семьёй. -Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи.

– Поддержка и контроль семьи в течение года, педагог встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной жизни.

Семья и воспитатель получают заключительные рекомендации специалистов (Педагог ДОУ, Психолог).

-Совет ДОУ принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается.

План проекта

Название проекта (продукт)

Подготовлен

Имя ответственного за структуру (организацию, реализующую проект Миганова Л. Ю.

Дата: 25.07.14

Краткая информация о проекте

Включая название проекта и имя проектного менеджера, отвечающего за реализацию проекта, сроки реализации

Обоснование проекта, общая цель

Выявление неблагополучных семей в ДОУ и реабилитация в них основных семейных функций воспитания.

Организовать принципы сотрудничества детского сада и семьи.

Разработать мероприятия по решению данной проблемы.

Установить контроль за семьёй.

предыстория, обоснование потребности

анализ рынка (конкретно) с цифрами

целевая группа (конкретно) с цифрами

Определите клиентов, которые получат выгоду от создания продукта и которые нуждаются в нем

как проблему, которая будет решена или как возможность, которую можно использовать

цель

Описание продукта.

Ожидаемые результаты продукта

Определите, какой продукт станет результатом реализации проекта, а также промежуточные результаты.

Опишите продукт, который удовлетворял бы выше описанные нужды или решал вышеописанную проблему

Ожидаемые результаты проекта Кратко изложите промежуточные результаты, которые покажут, что реализация проекта идет успешно. Итоговые предполагаемые результаты

Цели и задачи Формулирование целей и задач в соответствии с ожидаемым результатом

Деятельность (расписание и описание всех мероприятий, начало и конец, ожидаемые результаты каждого мероприятия, ответственный за каждое мероприятие)

Команда и организационная структура проекта Кратко укажите общий подход к управлению проектом (инструменты проектного менеджмента);

Критерии, использованные в подборе команды;

Полномочия, уровень принятия решения;

Источник

Неблагополучная семья для детей: что это?

Под термином «неблагополучная семья» у нас стойко закрепилось понятие: это семья, где муж и жена, мать и отец не имеют нормальных отношений на почве пьянства и нежелания работать – жить, по принятым социальным меркам, нормально.

Дети из неблагополучных семей, мало того, что, по сути, предоставлены сами себе, а воспитываются на, буквально, антисоциальных примерах жизни. Находясь, в этой самой, асоциальной, не человеческой среде.

Есть такое образное понятие: дети из неблагополучных семей – это придорожная трава на дороге жизни, которая растёт сама по себе, как чертополох.

Но, на мой взгляд, с точки зрения педагогики, психологии, да и социологии, как бы ни была она идеологизирована, понятие неблагополучной семьи для детей, включает не только семьи алкоголиков и явных асоциалов.

Но и целый ряд видов семей, отношения в которых фактически лишают детей детства.

Если под детством, мы понимаем время формирования личности, закладки её психического и телесного здоровья, и развития человека социализированного – приспособленного жить в обществе, без противостояния с ним.

Смею утверждать, что только ангажированный или недалёкий человек не видит, что детей из неблагополучных семей, — детей, лишённых нормального детства, а, как следствие, с проблемами во взрослой жизни, значительно больше, чем состоит на учёте семей в социальных учреждениях.

А раз так, то и этих неучтённых неблагополучных семей и детей из неблагополучных семей значительно больше, чем официально считается.

Более того, на мой взгляд, есть правило: Каждый взрослый человек, большинство своих проблем начинает в том периоде своей жизни, когда у него было потерянное детство.

Ибо, вместо детства, он был вынужден остаться один на один со взрослой жизнью, без защиты, опеки и воспитания семьи, полностью отсутствующих или недостаточных.

Такую семью, поэтому, и следует считать неблагополучной семьёй. Ибо она не выполнила основную свою естественную функцию: не вырастила детей для жизни, адаптированной к действительности.

Иначе говоря, неблагополучная семья, лишив ребёнка нормального детства, на порядки подняла градус проблемности его жизни, которая и без того есть проблемой.

Дети из неблагополучных семей и дети из нормальных семей, в чём разница?

Что должна дать нормальная семья своим детям и что, соответственно, не получают дети из неблагополучных семей?

1. Любовь родителей, обоих, к своим детям.

Это не изображение любви перед собой, другими людьми и перед ребёнком, потому что ребёнка положено любить, а действительную любовь «от сердца».

Дети, с незамутнёнными, как у взрослых, стереотипами и ложью, чувствами и разумом, чисто по животному – инстинктивно, понимают отношение к себе взрослых.

Их не обманешь, изображая любовь, – они признают только действительную родительскую любовь. И, если они её не чувствуют, то это глубочайшая рана в психике, в подсознании ребёнка, пусть, пока не осознаваемая.

Ибо это даёт целый комплекс негативных чувств ребёнка: незащищённость, одиночество, страх всего и всех, агрессивность, как реакция на страх, и тому подобное.

2. Семья должна давать детям защиту от негатива взрослой жизни.

Ибо, очевидно, что ребёнок не должен и не может воспринимать адекватно «мерзости» взрослой жизни.

3. Семья должна социализировать ребёнка: он должен усвоить правила отношений с людьми и соблюдать основы морали общества, в котором живёт.

Это, как минимум. Вместе с тем, семья должна заложить в нём общечеловеческие нравственные ценности, как основу личной нравственности.

4. Семья должна обеспечить психическое и телесное здоровье детей:

— не подвергать его психику непомерным нагрузкам и деформациям, от этого;

— кормить лучшим и здоровым питанием, которое может добыть семья;

— следить за телесным развитием и своевременным лечением и профилактикой болезней — обеспечивать охрану жизни и здоровья ребёнка.

5. Семья должна сформировать у ребёнка жизненно важные привычки и стереотипы поведения:

— привычку вести целеполагающую жизнь – ребёнок должен чувствовать ненормальность бесцельного времяпровождения;

— привычки учиться и работать с удовольствием от достигнутых результатов;

— привычки жить в чистоте и в аккуратности – упорядочивать своё окружение и себя в нём;

— привычки культурного поведения и общения с людьми, на основе своей культуры и духовности.

Дети в неблагополучной семье, как это бывает. Типы неблагополучных семей

Кроме неблагополучных семей, которые, по установленным государством и обществом меркам, попадают в разряд оных, есть ещё целый ряд семей, которые, с точки зрения воспитания детей, являются неблагополучными.

Дети из неблагополучных семей, эти семьи можно разделить на такие виды:

1. Хаотичная семья.

Быт и все события в такой семье протекают как неуправляемые членами семьи, по мере их возникновения.

Жизнь взрослых членов семьи лишена осмысленности: у таких родителей воспитание детей происходит от случая к случаю, «под настроение», и сводится к набору заезженных нравоучений или беспредметных наказаний.

Одним словом: жизнь этой семьи подвержена событийной текучке, которая происходит, от бессмысленности, в которую погружены обыватели этой семьи, по принципу: День прошёл, ну, и ладно. А что? — да все так живут!

Понятно, что такие родители могут продуцировать в своих детях или своё подобие, или людей, которые с большими трудностями и проблемами будут, потом, приучаться жить по-другому.

2. Деловая, «современная» семья.

Родители в такой семье, вечно заняты собственным саморазвитием или (и) «деланием карьеры». Или решением собственных проблем.

Кстати, на все упрёки повзрослевших детей в недостатке внимания, они непременно будут говорить: Для вас же старались!

А по сути же дела, дети, в такой семье, лишь обуза, которая мешает им жить, так как им хочется, отнимая у родителей их ресурсы, предназначенные ими для себя.

Всё воспитание, по существу, упакованное, как правило, в красивые обёртки для публики и самих себя, сводится к тому, чтобы от детей отвязаться. При этом сохранить себя в своих глазах и глазах окружающих, как очень хороших, примерных родителей.

Такие семьи, как это ни странно на первый взгляд, довольно часто встречаются в среде учителей и прочей интеллигенции. А ещё чаще, в семьях богемы.

3. Авторитарная семья.

Тоже, тот случай, когда всё благое в жизни, в частности, в семье и в воспитании детей, можно довести до идиотизма, когда не соблюдать меру и доводить ситуацию до крайностей.

Строгость в семье и в воспитании детей нужна, но, когда её превращают в деспотизм, такая неблагополучная семья для детей делает из них безропотных марионеток. И не только в детстве, в руках родителей, но и со всеми проблемами из этого в их взрослой жизни.

Дети из неблагополучных семей приумножаются и в этих семьях вечных тружеников.

Вот уж, где, никто открыто не скажет, что это неблагополучная семья для детей. Наоборот, даже похвалят родителей, а детей заклеймят в чёрной неблагодарности.

У таких родителей дети «сыты, обуты, одеты». Ну, и, а что ещё им надо? А воспитывать: «пусть школа занимается» или «сами вырастут, на примере родителей».

5. Семья «всё для детей».

Дети из неблагополучных семей такого вида, тоже не редкость.

Приучив ребёнка с детства, что весь мир, включая и родителей, вращается и ДОЛЖЕН вращаться вокруг их «самого лучшего» чада, такие родители, потом, искренне недоумевают, почему их ребёнку так не везёт в жизни, почему люди такие плохие вокруг него.

И почему он им платит такой чёрной неблагодарностью: «Ведь всё для него, всю жизнь».

6. Семья с «плохим» ребёнком.

Не находя в своём ребёнке свойств и черт, которые могли бы потешить больное самолюбие и амбиции родителей, они, буквально, «затюкивают» своего ребёнка постоянными утверждениями, какой он плохой.

При этом, часто, ещё других детей ставят в пример, дополнительно и этим формируя у ребёнка комплекс неполноценности.

Резюме: Дети из неблагополучных семей

Конечно, эти виды семей редко бывают в чистом виде: чаще, дети из неблагополучных семей и сами эти неблагополучные семьи, имеют «всего по чуть-чуть».

Смысл остаётся в том, что, с виду вполне благополучные семьи, при даже не глубоком наблюдении и педагогическом и житейском анализе, оказываются не вполне благополучными в плане воспитания детей — отношения к ним.

А иногда, и очень неблагополучными семьями – ломающими жизни своих детей.

Дети из неблагополучных семей – все мы «родом из детства». А многие ли могут похвалиться, что их воспитали правильно, даже любимые родители?

Источник