Неблагополучие ребенка в речевом развитии
Виктория Демидова
Работа с родителями «Речевое развитие детей 3–4 лет. Признаки неблагополучия речевого развития»
Трехлетний возраст ребенка, это один из критических периодов в развитии речевой функции. Это возраст, когда интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдаются упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых. Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций.
Говоря о развитии речи у детей 3-4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация ребенка, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи. Не стоит допускать того, чтобы ребенок отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.
Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родителидолжны ориентироваться на следующие положения:
Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.
В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.
У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
Он может точно повторять то, что услышал.
С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
Может назвать имена родственников или друзей.
Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
Ребенок воспринимает и говорит простыми предложениями, состоящими из 3-6 слов, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным, задает вопросы, сорит, говорит о происшедшем.
Понимает значения предлогов, знает названия основных цветов.
Остается еще неправильное произношение отдельных звуков, а также аграмматизмы, что является физиологической закономерностью, а не патологией. Ребенок прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется.
К трем годам формируется звукопроизношение свистящих звуков, а к четырем шипящих.
Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.
У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
Родители не могут понять, что говорит ребенок.
Он говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, замедленно, растягивая их, хотя дома все говорят нормально
Не может построить даже простое предложение.
Говорит зеркально в основном фразами из мультиков и книжек
В ответ на просьбу «Повтори» или «Скажи еще раз», молчит или уходит, как будто вас не слышал
Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения
У ребенка часто приоткрыт рот, обильное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов).
Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам. Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию. Родители могут и должны обращаться за помощью к специалистам, а не искать ответа на свои вопросы на различных форумах, в социальных сетях. Реальную помощь ребенку можно оказать только при участии педагогов и врачей. Так как период активного становления речи приходится на возраст с 1 года до 3 лет, предпочтительно начать работу по формированию речи до трехлетнего возраста. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем больше пользы малышу она принесет. Ведь если у ребенка вовремя не сформируется речь, то это может привести к нарушениям в эмоциональной, волевой сферах, инфантилизму, речевому негативизму, вторичным нарушениям познавательной деятельности, нарушению адаптации в детском коллективе, трудностями в обучении.
Ниже приведены несколько простых рекомендаций, которые могут значительно помочь вашему ребенку в овладении речи.
По возможности ограничьте просмотр телевизора. Чем меньше возраст ребенка, тем менее желателен просмотр телепрограмм (даже «развивающих»)
Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи.
Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, а также свои собственные действия, используя доступные для него слова
Делайте паузы и повторяйте слова и фразы, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали
Избегайте искаженных слов. Говорите правильно.
Повторяйте знакомые ребенку слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день. Постарайтесь использовать новые слова применительно к реальной ситуации.
Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок, стихов, пение песен. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.
К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно.
Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
Используйте слова, обозначающие последовательность действий,например: «сначала, подожди, после, затем, до, в конце»
Помогайте ребенку классифицировать окружающие предметы и вещи, описывая и показывая, для чего они предназначены, из каких частей они состоят, что с ними можно делать.
Стимулируйте общение ребенка с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить ребенка и поощрять его.
Продолжительность игры определяется индивидуально, поскольку для многих детей с нарушениями речи характерны повышенная утомляемость, невнимательность
Источник
Библиографическое описание:
Ипатова, М. В. Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей / М. В. Ипатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 635-636. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14215/ (дата обращения: 16.09.2020).
Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь — это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития. Установлено, что определяющими для развития речи ребенка являются первые 2–3 года его жизни.
Формирование речи является одной из основных характеристик развития ребенка. По данным Департамента образования г.Москвы, до 60 % детей, поступающих в 1 класс школы, не выявляют должного запаса знаний и сведений, и на этом фоне у них появляются реакции пассивного и активного протеста, прогулы, тяга к группам детей с асоциальным поведением.
Если ребёнок растёт в неблагополучной семье, его речь иногда не может сформироваться так, как у детей благополучных родителей. Известны случаи, когда из-за плохой обстановки дома ребёнок начинал заикаться, но, как только условия становились комфортными, заикание исчезало. Причинами отставания в развитии речи ребенка могут быть: патологическое течение беременности и родов у матери, нарушения функции артикуляционного аппарата, поражение органов слуха, общее отставание в физическом и психическом развитии, влияние наследственности и неблагополучных социальных факторов, перенесенные в раннем детстве тяжелые заболевания, неправильное и неполноценное питание. При воздействии таких факторов детей относят к группе риска по возможности возникновения различного рода нарушений речи в процессе дальнейшего развития. Одним из важнейших факторов отставания речевого развития является семейное окружение и неблагополучие семьи. Чаще всего детей из неблагополучных семей относят к детям группы риска — у них отмечается более позднее возникновение речи в силу недостаточного общения с родителями.
Речевые нарушения детей из социально-неблагополучных семей в возрасте 2–4 лет условно относят к задержкам в речевом развитии. Термин «задержка речевого развития» трактуется как задержка темпа формирования средств общения с задержкой речемыслительной деятельности при нормальном строении артикуляционного аппарата и сохранном слухе.
Уже в раннем возрасте у ребенка из социально-неблагополучной семьи обращают на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Родители не замечают молчаливость ребенка и не могут вовремя отметить, что он все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально-окрашенных ситуациях. Минимальное количество слов, либо их отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразы появляются поздно и порой непонятны родителям, которые и не стремятся их понять. Речь детей из социально-неблагополучных семей часто замедлена, словарный запас формируется медленно и искаженно. Часто встречаются неправильное использование слов, трудности построения фразы. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от возрастных норм увеличивается почти в геометрической прогрессии. По данным современны исследователей, если в возрасте 3 лет ребенок отстает на 1–1,5 года, то в 6 летнем возрасте он отстает почти на 3 года.
Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые из социально-неблагополучных семей наносят большой вред развитию речи ребенка, или совершено не общаясь с детьми или если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык, а в социально-неблагополучных семьях ребенок, как правило, не получает должного общения.
Общение — один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают и он растет «один», если ребенок все время лежит и смотрит в потолок или белый верх коляски, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой, которая скажется в последующие годы. Миф о саморазвитии речи по мере взросления такого ребенка успокаивает родителей, а в итоге — мы поздно начинаем оздоравливать его и нередко тогда, когда в статусе уже видное место начинают занимать вторичные отклонения в развитии: страдает познавательная деятельность, снижен общий запас знаний и представлений, нередки нарушения поведения. Поэтому необходим комплексный подход к изучению и преодолению не только речевых нарушений, но и вторичных отклонений в развитии, которые требуют совместных усилий врачей, психологов, дефектологов, логопедов, социальных работников, родителей.
В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка из социально-неблагополучных семей и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику. На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых:
– неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
– занятость родителей;
– ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.
У детей из социально-неблагополучных семей к началу школьного возраста уровень сформированности лексико-грамматических средств языка значительно отличается от нормы. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами.
В различных исследованиях было охарактеризовано многообразие проявления аграмматизмов в активной речевой деятельности детей на разных уровнях ее развития (Левина Р. Е. и др. [1]). Описывались и проявления импрессивного аграмматизма у детей из социально-неблагополучных семей (Жаренкова Г. И. [2]). Было показано, что недостаточное понимание значений грамматических конструкций и форм слова детьми с общим недоразвитием речи “является следствием недоразвития активной речи, речевого опыта в целом, отсутствие которого препятствует выработке так называемого чувства языка, благодаря которому нормальный ребенок эмпирически овладевает всей сложной системой грамматики русского языка” (Г. И. Жаренкова) [2].
Проявления аграмматизмов отмечались не только в устной речи детей из социально-неблагополучных семей, но и при овладении ими письмом (Спирова Л. Ф. [3]).
Аграмматизмы, по мнению ряда авторов, являются чуть ли не самым устойчивым и одним из основных проявлений нарушений речи детей из социально-неблагополучных семей.
Таким образом, ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. У детей из социально-неблагополучных семей отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников из социально-неблагополучных семей приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков.
Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в социально-неблагополучных семьях наиболее часто встречаются дети с недоразвитиями речи, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики речевого и психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.
Литература:
1. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей // Основы теории и практики логопедии, М., 1968.
2. Жаренкова Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Школа для детей с ТНР / Под ред. Р. Е. Левиной — М., 1961.
3. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с ТНР (1–4 классы). — М., Педагогика, 1980.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, развитие речи ребенка, речевое развитие, артикуляционный аппарат, психическое состояние, речь, родитель.
Источник
Мария Волкова
Отклонения в развитии речи детей дошкольного возраста
Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
Они не соответствуют возрасту говорящего;
Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Причины нарушений речи:
Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности, токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.
Основные причины речевых нарушений –это:
Соматическая ослабленность;
замедленное психофизическое развитие;
отягощенная наследственность, травмы;
неправильное строение органов речевого аппарата;
невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
двуязычие в семье и др.
В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы.Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:
1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).
Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточнаясформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.
3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
Замена звука на более простой по артикуляции
Нестабильное использование звука в речи
Искаженное произношение звука
У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.
Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.
4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР, т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
5. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.
Как вести себя с заикающимся ребенком:
не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;
ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым
дефектом;
объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
поощряйте его общение с другими детьми;
не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.
Источник