Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка thumbnail

    Рекомендации для родителей по речевому развитию

для детей старшего дошкольного  возраста.

Уважаемые родители!

 Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно – логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

 Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

 Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

 Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры:

 1.«Четвёртый лишний».

 Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

 Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

 Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок   и т.д.

3.«Скажи наоборот».

 Взрослый называет какое – либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

 Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

 Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

 Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

 Наречия: далеко-…, высоко- …

4. «Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала – любые слова, а потом – по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

 5. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

6. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

 Например: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

7. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

8. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

•   Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

•   В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

•   Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит

развитие ребенка.

•   Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее  – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

•   Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

•   Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Источник

Многие родители сталкиваются с проблемой позднего запуска речи у малышей. Как не парадоксально, часто виной этому непроизвольно выступают сами взрослые.

В современном мире есть общая тенденция позднего развитие речи у детей. Сегодня специалисты уже не говорят об обязательных 6 словах к году, и предложений – к двум. Очевидно, что все дети разные, каждый развивается в своём темпе и нет смысла загонять развитие ребенка в жесткие рамки нормы. Однако, если к двум годам ребенок не говорит ничего, то стоит показаться логопеду и нейропсихологу.

Но в первую очередь нужно родителям критически взглянуть на своё поведение и быт семьи. Часто ребенок не говорит, просто потому что не созданы для этого условия. Так что же мешает детям говорить?

Молчание родителей в первые месяцы жизни новорожденного

Не надо думать, что малыш ещё слишком мал и несмышлен. Даже находясь в животе у мамы, детки уже слышат и реагируют на речь близких. Важно постоянно разговаривать с крохой с первых дней жизни, комментируя действия, описывая окружение, говоря о своих чувствах. Это способствует развитию нейронных связей и формированию пассивного словаря ребенка.

Подробнее я писала об этом в статье «Почему важно разговаривать с новорожденными с первых дней жизни?»

Лепет взрослых

Чтобы научиться говорить, ребенок должен сразу слышать правильную речь. Как часто взрослые, умиляясь очарованием крохи, замещают правильную речь на сюсюканья, коверканье слов и невнятные наборы звуков. Как будет говорить ребенок, если взрослые всё время произносят что-то непонятное?

Речь идёт о таких вариантах: «Ути, какой холёсенький» и т.д. При этом звукоподражательные слова напротив будут способствовать развитию речи: «Смотри, машина «Би-би», а вон киса «мяу-мяу», давай кушать «ам-ам».

Постоянная работа телевизора

Если живая речь благоприятна для развития процессов мышления, то телевизор напротив тормозит развитие. Звук телевизора умом воспринимается не как живая речь, а как лишний раздражитель, создающий информационный шум. Для только формирующейся психики ребёнка – это слишком большая нагрузка.

Мультфильмы

До двух лет мультфильмы детям вредны. В этот период у ребенка идет активное развитие мыслительных процессов, малыш познает окружающий мир, жадно впитывая всю информацию о нем. Всё это способствует развитию речи. Что делают мультфильмы? Зомбируют ребенка, мозгу приходится тратить много усилий на переработку мерцания, шума, некорректного цвета, при этом познавательный процесс прерывается. Кроме того, ребенок не отличает реальность от мультфильма. Для него всё одинаково реально. При даже не длительном замещении объемного, реального мира плоским миром в экране, у ребенка происходит подмена представлений о мире.

Дозированный показ от 10-15 минут можно начинать после двух лет. С трех лет – 20 минут. С четырех – 30.

Важно подбирать такие мультфильмы, которые будут понятны малышу, которые не напугают его и не будут демонстрировать опасное поведение.

Ну и самое главное, чтобы гармонично развиваться, ребенок должен расти в доброжелательной среде без раздражения и негатива, где все члены семьи любят и ценят друг друга. Детская психика очень тонко реагирует на атмосферу в доме, если есть какой-то конфликт, то он в теле малыша запечатывается зажимом тех или иных мышц, а для запуска речи очень важен здоровый тонус и эмоциональный баланс.

Источник

Школьный логопед  –  Фисенко Елена Федоровна

Стаж работы – 30 лет

Личный сайт –

График работы

 План работы школьного логопеда на 2015-2016 учебный год

  Задачи логопедического пункта в школе

  Советы логопеда

  Артикуляционная гимнастика. Игровые упражнения

  Требования начальной школы к речевому развитию детей

   Дисграфия

Родителям о развитии речи ребёнка

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка

Необходимо обратить особое внимание на:

Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик), словоизменение (стул – стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод…

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный – весёлый, молодой – старый, высоко – низко, бежать – стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

И ещё кое-что….

u   Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

u   Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

u   Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

u   Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

u   Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.

Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.  Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты,  непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка,  указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны,  не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить.

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 Для отработки дикции и четкого произношения звуков,

Говори, не торопись и смотри не ошибись:

Собирала Маргарита                       
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на траве.
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса,
А Борис Ларису
Угостил Ирисом.
 

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

 

Ребёнок читает медленнее всех.

Как ему помочь?

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении.Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.

7. Не любит читать вслух

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

 Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного  и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости  останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а  могут разглядеть всего несколько слов.

– Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного  предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

-Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше  значений слов.

-Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

-Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится  вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

-Нежелание ребёнка читать —  взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.

 Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

  • Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений,  более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.

  • Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.

  • Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.

  • Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.

  • Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память(упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды,  шарады.

  • Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте).

  • Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.

  • Используйте приём параллельного чтения. Читайте  то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.

  • Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения.  У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.

  • Хвалите ребёнка за каждый успех,  он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.

Успехов вам!

Источник

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит
    развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
  • Раз в месяц записывайте речь ребёнка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем- беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи- от 1 до 5-10 минут, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

 МБДОУ  ДС «Белоснежка»                                      

Памятка для родителей:

«Календарь речевого развития дошкольника»

г. Новый Уренгой, 2020г.

Беседа

Взрослым очень интересно

То, что всем давно известно!

«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,

И «Кого ты больше любишь –

Маму, папу или братца?»

Всё не могут разобраться!

А вот завтра я поеду

На беседу

К логопеду!

Он мне скажет:

«Порычи!»

Он попросит:

«Помычи!

Пошипи

И пожужжи!

И язык мне покажи!»

Хорошо пойдёт беседа

У меня и логопеда!

Людмила Фадеева

Информацию подготовила:

учитель-логопед Чухарева С.А,

К двум годам ребенок:

  • Обладает запасом в 200-300 слов
  • Пользуется в речи двух-, трехсловными словосочетаниями
  • Прислушивается к словам и понимает их значение
  • Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации
  • Называет предметы, изображенные на картинках
  • Хорошо знает свое имя, произносит его
  • Пользуется словами «да», «нет», «еще»
  • Выражает просьбу словами, а не только жестами
  • Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями)
  • Согласует предмет и действие («машина едет». «я хочу…»)

К трем годам малыш

  • Часто задает вам вопросы
  • Пользуется двух-, трехсловными предложениями
  • Говоря, высказывает свои впечатления, мысли
  • Договаривает звуки, слоги, слова при чтении
  • Имеет словарный запас 1000-1500 слов
  • Понимает значение простых предлогов и множественного числа
  • Знает время суток
  • Называет два цвета

       К четырем годам

  • Владеет словарем примерно в 1500 слов
  • Начинает употреблять сложные предложения
  • Говорит предложениями из 4-5 слов
  • Задает много вопросов, используется слова «кто?» и «почему?»
  • Использует выражения типа: «Я думаю, что…» и «я надеюсь, что…»
  • Выполняет просьбы и команды, даже, если нужный предмет не находится в поле зрения
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени
  • Правильно произносит звуки

К пяти годам малыш

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов
  • Знает свой адрес
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  • Умеет пересказывать
  • Правильно произносит практически все звуки
  • Определяет право-лево у себя, но не у других
  • Знает простые антонимы (большой-маленький; твердый-мягкий)
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  • Считает до десяти
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны

К шести годам ваш ребенок

  • Обладает словарем около 4000 слов
  • Практически все звуки своего родного языка произнести правильно
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
  • Помнит и может описать прошедшие событие
  • Пользуется сложными предложениями
  • Употребляет все части речи
  • Использует абстрактные и отвлеченные понятия
  • Рисует, заштриховывает, обводит
  • Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги
  • Различает и дифференцирует звуки речи

«Звенит-«жужжит»»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж», затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

 «Цепочки слов»

Эта игра –  аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

 «Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Желаем Вам успехов!

Памятку подготовила учитель-логопед: Чухарева Светлана Александровна

К шести годам  ребенок:

  • Обладает словарем около 4000 слов
  • Практически все звуки своего родного языка произнести правильно
  • Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому
  • Помнит и может описать прошедшие событие
  • Пользуется сложными предложениями
  • Употребляет все части речи
  • Использует абстрактные и отвлеченные понятия
  • Рисует, заштриховывает, обводит
  • Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги
  • Различает и дифференцирует звуки речи

МБДОУ  ДС  «Белоснежка»                                                      

Памятка для родителей:

«Развиваем речь ребенка: дома, на прогулке, на даче…»

г. Новый Уренгой, 2020г.

Игры и упражнения

для развития речи

«Угадай предмет по его признакам».

Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый, холодный … (снег).

Трескучий, сильный, слабый, январский … (мороз).

Большая, серая, проворная, голодная … (ворона).

Красивый, забавный, смешной, большой, снежный …(снеговик).

Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый …(воробей).

«Отгадай предмет по его действиям».

Кружится, падает, тает, вьется, сверкает, искрится … (снежинка).

Трещит, ломается, тает, плывет, намерзает … (лед).

Летает, прыгает, клюет, сидит, тенькает … (синичка).

Охотится, плавает, ныряет, ловит (рыбу), ходит, отдыхает … (медведь).

Играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег) … (дети).

Каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья) …(ворона).

 «Скажи ласково».

воробей — воробышек, сова — совушка, снег — снежок, зима — зимушка, ветер — ветерок.

 «Скажи, какие?».

Птица — птичья, ветер — ветреный, зима — зимний, снег — снежный, мороз — морозный, мех — меховая,  шерсть — шерстяные.

«Один — много».

Одна птица — много птиц,

один воробей — много воробьев,

   одна снежинка — много снежинок;

    один снеговик — много снеговиков;  одна      метель — много метелей.

 «Чья, чей, чьи, чье?».

Подобрать как можно больше слов к слову.

Моя — синица, ворона, галка, сова, сорока.

Мой — снегирь, воробей, снеговик, медведь, тюлень, олень, морж.

Мои — птицы, снежки, снежинки, постройки, игры.

«Давай посчитаем».

Предлагается посчитать любые предметы от 1 до 10.

1 синица, 2 синицы, .., … 5 синиц, ..,10 синиц.

1снегирь, 2 снегиря, …, 5 снегирей, ..,10 снегирей.

 «Закончи предложение».

На улице потеплело, и … (мы пошли гулять).

Наступила ночь и на небе … (появилась луна).

       «Выдели звук»

Выделять первый твердый согласный звук в любых словах («кот», «дом» и т.д.).

 Выделять гласные звуки [а], [о], [у] и согласные звуки [м], [с], [х], [р], [ш] в словах; определять место звука в слове.

 «Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

 «Придумай больше»

Взрослый, называя какой-нибудь звук, просит ребенка придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч.

 «Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.

 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит
    развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ.

К пяти годам малыш

  • Обладает словарным запасом около 3000 слов
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными
  • Умеет пересказывать
  • Правильно произносит практически все звуки
  • Определяет право-лево у себя, но не у других
  • Знает простые антонимы (большой-маленький; твердый-мягкий)
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Желаем Вам успехов!

Памятку подготовила учитель-логопед: Чухарева Светлана Александровна.

МБДОУ  ДС «Белоснежка»

Памятка для родителей:

«Развиваем речь ребенка»

г. Новый Уренгой, 2020г.

Игры и упражнения

для развития речи

 «Расскажи» (по картинкам).

Что это? Почему? — Это весна, потому, что…

Кто это? Почему? — Это птица, потому, что у нее есть…

 «Какой? Какая? Какое?».

Снег, какой? — Холодный, рыхлый, скрипучий, сырой, белый, грязный, липкий.

Снеговик, какой? — Красивый, забавный, смешной, большой, снежный.

Воробей, какой? — Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый.

 «Что делает?».

Дети — играют, бегают, катаются, лепят, строят, бросают, чистят (снег).

Ворона — каркает, летает, клюет, прыгает, сидит, чистит (перья).

Продавец — продает, взвешивает, заворачивает, показывает.

Снег — кружится, метет, летит, сверкает, блестит, лежит, тает, липнет.

 «Скажи наоборот» (закончить предложение).

Летом дни жаркие, а зимой — …

Летом день длинный, а зимой — …

Весной лед на реке тонкий, а зимой — …

Снег мягкий, а лед — …

Одни сосульки длинные, а другие — …

У синицы хвост короткий, а у сороки — …

Голубь тяжелый, а воробей — …

 «Назови ласково».

Снег — снежок, снежочек.

Ком — комок, комочек.

Воробей — воробышек, воробьишка.

    Лед — ледок, ледочек.

«Разные магазины».

Магазин, в котором продают хлеб … (хлебный).

Магазин, в котором продают молоко … (молочный).

Магазин, в котором продают овощи … (овощной).

Магазин, в котором продают мебель … (мебельный).

Магазин, в котором продают продукты … (продуктовый).

 «Один — много» .

Снеговик — снеговики, сосулька — сосульки, воробей — воробьи, санки — санки, дятел — дятлы, покупка — покупки,  продавец — продавцы, магазин — магазины.

 «Кто в чем?», «Кто на чем?», «Что у кого?»

Мальчик в шубе. Девочка в пальто.

Синица на дереве. Дятел в дупле.

Лопата у мальчика. Лыжи у девочки.

«Выдели звук»

Выделять первый гласный ударный звук в словах, например: Оля, осы, Аня, уши, окна…

Выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 Арт. гимнастику проводят ежедневно в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс упражнений

1. «Улыбка»: удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

  1. 2. «Трубочка»: вытягивание губ вперёд трубочкой;

 3. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);

 4. «Окошко»: спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;

 5. «Лопатка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 6. «Иголочка»: рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.

7. «Качели»: рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

8. «Часики»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

9. «Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит
    развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
  • Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ.

К четырем годам

  • Владеет словарем примерно в 1500 слов
  • Начинает употреблять сложные предложения
  • Говорит предложениями из 4-5 слов
  • Задает много вопросов, используется слова «кто?» и «почему?»
  • Использует выражения типа: «Я думаю, что…» и «я надеюсь, что…»
  • Выполняет просьбы и команды, даже, если нужный предмет не находится в поле зрения
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени
  • Правильно произносит звуки

Желаем Вам успехов!

Памятку подготовила учитель-логопед: Чухарева Светлана Александровна

МБДОУ  ДС «Белоснежка»

Памятка для родителей:

«Развиваем речь ребенка»

г. Новый Уренгой, 2020г.

Игры и упражнения

для развития речи