Назарбаев об интеллектуальном развитии ребенка

Назарбаев об интеллектуальном развитии ребенка thumbnail

07.04.2016

Президент Н.А. Назарбаев об интеллектуальном потенциале Казахстана

      Рисунок1.jpg    Опыт развитых в материально-техническом и демократическом отношениях стран, показывает, что образование и наука в них всегда предшествовали технологическим и социальным рывкам и революциям, а достигнутый уровень технологического и социального развития требовал приращения образования и новых научных знаний. Любая страна, достигшая высот в техническом, технологическом и социальном прогрессе, обязана этим, прежде всего, своему интеллектуальному потенциалу. Если в ней всесторонняя образованность населения и его склонность к научному творчеству, повсеместно поддерживаются и стимулируются, то безусловно она прорывается в группу развитых стран, признаваемую мировым сообществом.

         Для стран, отставших в своем технологическом и социально-экономическом развитии, повышение интеллектуального потенциала необходимо, прежде всего, для успешного заимствования передовых достижений техники и социокультурного развития. Современный мир, характеризующийся открытостью стран друг для друга, предоставляет широкие возможности для обмена научно-технической и социально-культурной информацией, для усвоения которой необходим соответствующий уровень образования, специальной, технической и научной подготовки.

       Рисунок2.jpg  Интеллектуальный потенциал общества по его направленности на объекты воздействия можно условно разделить на три большие сферы, одна из которой обращена на область материального производства, то есть на экономику. Другая – обращена на область духовного творчества – культуру. И, наконец, третья – обращена на социально-политическое обустройство общества.

         В зависимости от того, какой сфере интеллектуального потенциала отдается предпочтение в тот или иной период жизни общества, его развитие происходит под лозунгами либо технологической революции и перестройки экономики, либо культурного Ренессанса, либо торжества демократии. Разумеется, нельзя абсолютизировать ту или иную сферу интеллектуального потенциала общества и представлять дело так, будто внимание целиком сосредотачивается исключительно на одной из этих сфер. Тяжелые или благополучные периоды жизни общества предопределяют соответствующие приоритеты в развитии интеллектуального потенциала страны.

         Видимо, этим обстоятельством обусловлено то, что Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, в целом, уделяя большое внимание интеллектуальному потенциалу страны в разные периоды независимого развития Казахстана менял акценты по проблемам его развития  и использования.

         В начале девяностых годов ХХ века Казахстан, как все постсоветские республики, оказался перед необходимостью выбора социально-экономического и общественно-политического путей развития. Исторический опыт государственного строительства, начавшийся с образования Казахского ханства в середине XV века, и вобравший в себя периоды его расцвета и упадка, в большей степени был воодушевляющим примером, нежели практическим политическим ориентиром для казахстанского государства, которому предстояло действовать в новых общественных условиях, в новом мировом соообществе, при новом этническом составе населения, для которого Казахстан стал Родиной. Социалистическая экономика, основанная на монопольной государственной собственности с планово-распределительными и административно-командными механизмами, показала свою полную несостоятельность.

     В значительной степени, судьбоносный для страны выбор осложнялся искривлениями общественного сознания под мощным идеологическим воздействием компартии, хотя следует отметить, что в         1930-1940-е годы была успешно проведена кампания по ликвидации безграмотности. В связи с этим Н.А. Назарбаев выступая 12 октября 1990 года на торжествах по случаю 70-летия Казахской ССР отмечал: «все дети школьного возраста сели за парты, была ликвидирована безграмотность взрослого населения. В социальное творчество были вовлечены миллионы тех, кто еще вчера был на самом низу общественно-культурной жизни. Но была и обратная сторона медали, сказать о которой необходимо. Идеологическая направленность культурной революции способствовала унификации сферы материальной культуры, стандартизации образа жизни, психологии и мышления людей, исходных принципов различных направлений творческой деятельности».

       Интеллектуальный потенциал, сделавший в эти годы гигантский скачок в своем развитии, одновременно оказался в узких и строго очерченных рамках, установленных партийной идеологией. Более того, интеллектуальный потенциал казахского народа два раза отбрасывался назад, когда 1928-1930 годах был введен латинский алфавит взамен алфавиту, основанному на арабской графике, которым казахи пользовались издревле и в 1940 году, когда латинская письменность была заменена кириллицей. Взрослое население того времени практически дважды, помимо своей воли, автоматически становилось безграмотным. Народ пережил и это испытание.

       В этих условиях переход к демократической политической системе и рыночным отношениям, о необходимости которого Н.А. Назарбаев заявлял неоднократно с самого начала девяностых годов двадцатого столетия, помимо других факторов затруднялся еще незрелостью общественного сознания. Интеллектуальный потенциал общества, деформированный прежним режимом в части социально-экономической и социально-политической ориентации, с трудом воспринимал его новаторские идеи. Некоторые, хорошо осознавая суть грядущих перемен, открыто сопротивлялись им, преследуя личные, в том числе, корыстные цели.

Читайте также:  Этапы развития ребенка в утробе по неделям

      Но даже в условиях такого низкого уровня интеллектуального потенциала Н.А. Назарбаев не оставляет надежды на научное обеспечение проводимых в экономике реформ. Низкий уровень экономической науки, не позволяющий ей разработку научно обоснованных практических рекомендаций по модернизации экономики, подталкивает к принятию нестандартных решений, ведущих, в конечном  счете, к научному обеспечению экономических реформ. Эту идею Глава государства озвучил следующим образом еще в 1993 г., выступая перед Верховным Советом 12 октября 1993 года: «Я убежден в необходимости научного обеспечения проводимых реформ, и его разработка на должном уровне во многом будет зависеть от притока в науку свежих, молодых сил, которые уже появляются. Успех в реализации гибкой экономической политики будет достигнут, во-первых, благодаря системе государственной бюрократии, укомплектованной выдающимся «человеческим материалом». А во-вторых, благодаря подкреплению этой системы слоем ученых-практиков, их общей предрасположенности к уважению реальной действительности, а не к безоглядному погружению в абстрактные дискуссии».

         Эти суждения можно безошибочно распространить и на сферу политических отношений, где главным был вопрос строительства нового независимого государства.

         В итоге экономические структуры, управляемые государством, государственные органы, особенно, тесно связанные с производством быстро стали пополняться  перспективными кандидатами и докторами наук, в том числе, с дипломами зарубежных вузов, которые своей повседневной творческой и управленческой деятельностью доказали продуктивность идеи Президента именно таким образом использовать интеллектуальный потенциал страны для преодоления кризисных явлений в обществе. Разумеется, эти ученые, прошедшие хорошую научную школу,  цвет нации, впоследствии занявшие высокие государственные должности, не имеют ничего общего с кандидатами и докторами наук, умудрявшимися защищать свои диссертации не отрываясь от своих, многолетиями занимаемых государственных  должностей.

         Проявляя последовательность в реализации своего курса на интеллектуализацию общественных процессов Глава государства заявил в своем выступлении перед Ассамблей народа Казахстана в 1996 году : «Наука является важнейшим стратегическим ресурсом нашей суверенной республики. Причем данный ресурс требует особого отношения со стороны государства из-за специфичности и, в лучшем понимании этого слова, консервативности сложнейшего организма, называемого наукой. Понимание ее роли и значения в становлении и укреплении нашей государственности, в процессах изменения социально-экономических отношений, формировании интеллектуального потенциала страны, развитии экономики объективно привело к принятию решения о совершенствовании структуры управления наукой и мер по ее укреплению».

         В ближайшем или в отдаленном будущем результаты науки находят отражение в общественной практике, воплощаются в жизнь. Только ее невостребованность обществом порождает иллюзию, что наука есть некая обособленная структура. Действительно, в советское время сотни научно-исследовательских институтов академического и отраслевого профилей, тысячи опытно-конструкторских учреждений из-за бюрократических проволочек, отсутствия заинтересованности производственных предприятий, годами не могли внедрить в практику результаты своих разработок. Отсюда отставание страны в техническом и технологическом отношениях, «утечка мозгов» за рубеж, склонность к абстрактному теоретизированию и мелкотемью. Из-за закрытости советского общества узким был ручеек научной и научно-технической информации за рубеж и из-за рубежа. Интеллектуальный потенциал страны не был востребован или же востребован избирательно по указанию центральных партийных органов.

        Осуждая подобные пороки закрытого общества, препятствовавшие развитию науки и, следовательно, интеллектуального потенциала Н.А. Назарбаев выступая в 1996 году в МГУ верно отмечал: «Наука как социокультурное явление переживает драматический период адаптации к открытому обществу, впрочем, как и многое другое в новых независимых государствах, хотя глубокое генетическое родство свободной науки и открытого общества очевидно».

    Таким образом, даже в кризисный период начала годов, когда  для широкомасштабного развития науки и образования не было возможностей, Глава государства акцентируя внимание государственных органов, научной и педагогической общественности на безусловной высокой роли интеллектуального потенциала страны в решении проблем экономической и социально-политической жизни, способствовал его сохранению и развитию.

Еркеш Нурпеисов,


главный научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, кандидат юридических наук, доцент.

Читайте также:  Психологические развития ребенка младшем школьном возрасте

Марал Томанова,


научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, магистр социологии

Источник

Цель:   Познакомить учителей с модулями Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы».

            и их взаимосвязью с технологиями   современного урока.

Задачи:  

    Учить коллег  умению применять модули Программы на своих урока

    Показать значимость стратегий критического мышления для развития учащегося

    Учить по ходу занятия составлять вопросы  высокого порядка .

Ожидаемый  результат:   Вопрос высокого порядка для лектора, практические предложения учителей усовершенствования своей практической деятельности  с использованием модулей Программы.

Оценивание:       Рефлексия (Свободный микрофон),  барометр

Ход сессии:

1Этап:    Организационный

    Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы (создание пар случайным выбором)

    Подготовить психологически учителей к общению и предстоящему занятию

    Сообщить тему, цель, задачи коучинг – семинара.

Работа коуча

Работа  пар

Продолжительность этапа

Тема нашего сегодняшнего занятия: « Технологии современного  урока и их интеграция в модули Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы».

Мы сегодня будем работать парами, поэтому мне хотелось бы начать нашу работу со слов  Э.Асадова:

Свалилось зло, какого и не чаял.

 Мир стал весь будто каменным. И вдруг

 К тебе пришёл твой закадычный друг

 И в трудный час плечо своё подставил.

 И ты уже не в безнадёжной мгле,

 И уж не так по сердцу лупит вьюга.

 И нет прочней опоры на земле,

 Чем то плечо надёжнейшего друга… 

Мне бы хотелось, чтобы в сегодняшней работе вы чувствовали  плечо друга всегда рядом и вам от этого  было легко и приятно.

1.      Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.

2.      Наша работа сегодня будет заключаться в следующем: я бы хотела вместе с вами  в ходе занятия выяснить возможно ли модули Программы использовать конкретно у вас на уроке, в чём сложность и что нужно для того, чтобы данный процесс пошёл быстрее?

3.      Перед Вами лежат оценочные листы и первое задание: оценить по шкале Ваши знания по вопросу: Какие модули лежат в основе Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы».

Улыбаются друг другу и желают хорошей работы.

5 минут

2 Этап:    Основная часть

1.      Составление кластера (выделение смысловых единиц текста)

Работа коуча

Работа  пар

Продолжительность этапа

Фиксирует на  доске ответы

Отвечают на поставленный вопрос: какие технологии современного урока вы знаете?

3 минуты

2.      Теоретическая часть

Работа коуча

Работа  пар

Продолжительность этапа

Выступление с теоретической частью Приложение 1

Выступление сопровождается презентацией

В ходе выступления приводятся примеры практической деятельности учителя: видео на постановку цели, стратегии «Синквейн», «Бортовой журнал», «Инсерт», «Лесенка» и т.д. на опрос и оценивание.

Слушают, составляют вопросы высокого порядка

Учителя  получают распечатанный материал с модулями Программы и первые слова для создания вопросов высокого порядка

20 минут

3.      Диалоговое общение

Работа  пар

Работа коуча

Продолжительность этапа

Задают вопросы коучу:

üКак сочетаются друг с другом здоровье сберегающая технология и модули Программы

üЧто является доказательством того, что модули, которые вы применяете у себя на уроках нравятся вашим учащимся?

üКаким образом модули Программы помогают в подготовке к ЕНТ?

Отвечают на поставленные вопросы:

Диалоговое общение с коллегами

20минут

Этап:  Рефлексия   10 минут

Вопросы для свободного микрофона

                    – В чём состояла трудность сегодняшней работы?

                    –  Почерпнули ли вы что- то новое для себя?

                    – Какие вы сделали выводы на основе полученной информации?

 – Возможно ли модули Программы использовать конкретно у вас на уроке,

 – В чём сложность их внедрения?

  – Что нужно для того, чтобы данный процесс пошёл быстрее?

После нашего разговора оценить по шкале Ваши знания по вопросу: Какие модули лежат в основе Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы».

Приложение

Сегодня мы хотим поговорить о технологиях современного урока и их прямой связью с модулями Программы « Назарбаев Интеллектуальные школы», так как именно это направление школьной жизни сейчас  актуально и важно.

   Прежде чем перейти к разговору я прошу вас о том, чтобы по окончании нашего разговора вы задали нам вопрос: любой, который возникнет у вас в ходе нашего разговора. Вам раздали примеры первых слов для создания вопросов высокого порядка.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка от рождения

   Я вам предложила 7 модулей на которых базируется Программа « Назарбаев Интеллектуальные школы» в распечатанном виде, чтобы вы увидели, подумали, спросили…

   Ученик активный – вот чтобы увидеть его таковым на уроке –  и создана данная Программа.

В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории (сам управляет своим процессом обучения).  Технологии современного урока следующие

-Технология проблемно – диалогического обучения

-Технология критического мышления

-Технология деятельностного обучения

-Игровая технология

-ИКТ

-Технология дифференцированного обучения

Все эти технологии прослеживаются в модулях Программы  « Назарбаев Интеллектуальные школы»

·         Технология проблемно – диалогического обучения и Технология деятельностного обучения в модуле  – Новые подходы в  преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

·         Технология критического мышления в модуле –  Обучение критическому  мышлению

·         ИКТ  в модуле  – Использование ИКТ в преподавании

·         Технология дифференцированного обучения  –   Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников,  Обучение талантливых и одарённых детей

Добавляются отдельные модули:      Оценивание для обучения и оценивание обучения                                                      

                                                                   Управление и лидерство в обучении

Технология проблемно – диалогического обучения на уроках помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог (побуждающий и подводящий). Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Применение данной технологии создает условия для формирования у обучающегося готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей.

Модуль Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться) включает в себя

  – желание самостоятельно учиться и развиваться

 –  желание самостоятельного обдумывания обучения (обучение обучению), например учащийся должен уметь отбирать стратегии, оптимально подходящие для решения конкретной задачи.  Учитель в данном процессе должен сосредоточить своё внимание не на своём собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. Т.е. мы должны создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию.

      Именно на решение этих задач направлены такие  приёмы на уроке, как

·         Совместная формулировка темы и цели урока ( зси – видео, наводящие вопросы, опыт,  ряд физических величин,  диалог)

·         Работа над проверкой домашнего задания:

·               Парное проговаривание определений, формул, физических величин и многого другого.

·               Групповые ответы на вопросы и оценивание работ групп и своей собственной работы в   группах

·         Работа над изучением нового материала

·               Приёмы и технологии развития критического мышления:

(стратегии работы с текстами: приём чтения с остановками, чтение с пометками, таблица вопросов высокого и низкого порядка, прогнозирование по названию, стратегия «Идеал», бортовые журналы)

·               Письменные стратегии критического мышления: (синквейн,  биопоэма, письмо герою, письмо самому себе, стратегия РАФТ, стратегия «Временная капсула»)

·               Графические стратегии критического мышления: (кластер, таблица верные и неверные утверждения, стратегия «Временная линия», инсерт и т.д.)

·               Коллективные методы обучения (стратегия джигсев, тур по  галерее, 6 шляп, перекрёстная дискуссия, двухрядный круглый стол)

·      Работа над закреплением нового материала

·         Составление вопросов по пройденному

·         Мозговой штурм

·         Кто быстрее и т.д.

   Технология критического мышления в модуле Обучение критическому  мышлению, Обучение талантливых и одарённых детей  направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

   При использовании данного модуля на уроке должны быть конкретные стадии построения урока:

Стадия вызова  (Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.)

 Стадия осмысления  (Этап усвоения новых знаний, этап повторения)

               Рефлексия

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.

Хотелось бы остановиться отдельно на модуле:

Источник