Науки изучающие развитие и воспитание ребенка

Науки изучающие развитие и воспитание ребенка thumbnail

1. Современная
педагогика – разветвленная система наук о воспитании.

2.
Отрасли педагогики.

3. Новые отрасли педагогики.

1. Педагогика – обширнейшая
наука. Ее предмет настолько сложен, что отдельная наука не в состоянии охватить
сущность и все связи воспитания. Педагогика, пройдя длительный путь развития,
накопив множество знаний, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему
научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой
наук о воспитании
.

Фундаментом педагогики является философия, которая выступает как
методологическая основа педагогики.

2. Фундаментом системы наук о
воспитании является общая педагогика,
которая изучает закономерности воспитания человека, разрабатывает основы
учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа и
вида.

В системе наук о воспитании
особое место занимают отрасли, относящиеся к возрастной педагогике. Они заняты изучением
закономерностей воспитания и обучения детей в соответствии с особенностями
возрастного развития на всех этапах детства: от рождения до перехода к
состоянию взрослости. Объектом возрастной педагогики является ребенок, а предметом
изучения – закономерности, методы, средства технологии организации
учебно-воспитательной работы на различных ступенях детства (ранний возраст,
дошкольный, школьный).

Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и
образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу).

Педагогика школы представляет собой одну из старейших
отраслей педагогической науки, накопившую богатые научные данные о
закономерностях воспитания и обучения школьников в различных учебных
учреждениях (начальной и средней школе, лицее, гимназии и др.).

Педагогика профессионально-технического образования изучает
подготовку рабочих высокой квалификации.

Педагогика среднего специального образования находится в
стадии становления. Она изучает содержание и формы образования и проблемы
профессионального воспитания в средних специальных учебных заведениях.

Педагогика высшей школы изучает закономерности
учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения,
специфические проблемы получения высшего образования.

Коррекционная педагогика разрабатывает теоретические
основы, принципы, методы и средства воспитания, образования и коррекции детей и
взрослых, имеющих различные нарушения и отклонения в развитии:

– 
вопросами обучения и воспитания глухих и
слабослышащих занимается сурдопедагогика;

– 
обучения и воспитания слепых – тифлопедагогика,

– 
с речевыми нарушениями – логопедия,

– 
обучения и воспитания умственно отсталых – олигофренопедагогика.

История педагогики изучает развитие
педагогических идей в единстве с педагогической практикой в различные исторические
эпохи.

Особую группу педагогических наук
составляют частные методики, изучающие закономерности и специфику преподавания
конкретных областей знаний (учебные предметы в школе).

3.По мере роста объема новых
знаний, распространения педагогической мысли на разные области реальной жизни
появляются новые отрасли педагогики.

 1. Этнопедагогика – наука об
эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о
морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода,
племени, народности, нации. Этнопедагогика обобщает народную практическую
педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях.

 2. Семейная педагогика
наука о воспитании в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания,
его потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации
родителям по формированию личности ребенка, позволяет решать многие вопросы
воспитания, обнаруживать трудности и найти верное решение.

 3. Социальная педагогика
содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного
воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные
учреждения (клубы, спортивные секции, студии музыкального и театрального
искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и
развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей
людей.

 4. Производственная педагогика
изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства
и орудия труда, повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

 5. Исправительно-трудовая педагогика
содержит теоретические обоснования и разработки практики перевоспитания лиц,
находящихся в заключении за совершенные преступления.

Сравнительная педагогика исследует закономерности
функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных
странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

Лечебная педагогика разрабатывает систему
образовательно-воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими
и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука,
когда ведется лечение и обучение в щадящем режиме.

Источник

Современная педагогика

Современная педагогика — наука, изучающая принципы и закономерности образования, воспитания, творческого и социального развития человека.

Зарождению науки способствуют следующие факторы:

  • возникает общественная потребность;
  • можно выделить предмет исследования.

Предмет педагогики — педагогический процесс (деятельность, в ходе которой происходит обмен социальным опытом).

Объектом педагогики выступает человек в процессе своего развития и образования.

Педагогическая наука ставит следующие задачи:

  • накопление и кодификация знаний о воспитательном процессе;
  • исследование учебных, воспитательных и образовательных закономерностей;
  • накопление и анализ педагогического опыта;
  • формирование и внедрение форм, средств, методик воспитания и обучения;
  • реализация исследований на практике.

Педагогические инновации опираются на межнаучные разработки и взаимосвязаны с другими науками.

В методологии путей трактования педагогических процессов прослеживается связь с философией. Структуру явлений педагогики объясняет психология. Воздействие среды и социальных групп на развитие личности раскрывает социология. Знания о специфике физического, физиологического формирования человека педагогика берет у медицины, генетики, анатомии. Этнология помогает понять характерные черты национальности ученика и применить в воспитании народные традиции.

Педагогические системы описываются при помощи терминов социологии, кибернетики, синергетики. Научные разработки антропологии и психологии выступают базовыми для осознания принципов действия педагогических явлений.

Классификация в современной педагогике

В соответствии с задачами и направлениями исследований педагогическая система наук делится на отрасли:

  • общая педагогика;
  • возрастная педагогика (ясельная, дошкольная, школьная);
  • педагогика средне специального образования;
  • отраслевая педагогика (военная, производственная, спортивная);
  • социальная педагогическая отрасль;
  • сравнительная педагогика;
  • исправительно-трудовая;
  • коррекционная;
  • лечебная.

У каждой отрасли существуют свои задачи и определена специфика исследований.

Общая педагогика

Общая педагогика ­­— отрасль педагогической науки, изучающая ключевые закономерности воспитания и обучения.

Она основывается на исследовании учебных и воспитательных форм, принципов и методов. В общей педагогике выделяют такие части:

  • теория и практика обучения;
  • теория и практика воспитания;
  • теория организации и управления образовательной системой.
Читайте также:  Развитие ребенка планеты солнечной системы

Возрастная педагогика

Возрастная педагогика — отрасль педагогической науки, которая исследует процесс формирования, развития и становления человека на протяжении всей жизни.

Дошкольная и школьная части педагогики исследуют особенности процесса воспитания и обучения детей соответствующего возраста. Теоретические и практические разработки в этих отраслях основаны на определении закономерностей и условий психологического климата, в которых происходит личностное формирование ребенка.

Педагогика школы считается наиболее развитой отраслью, её опыт насчитывает тысячелетия. Она занимается исследованиями моделей образования в различных социально-экономических условиях. Данная отрасль выступает базовой для вузовской педагогической науки.

Педагогическая отрасль высшей школы имеет отношение сразу к двум ветвям педагогики: к возрастной и к отраслевой. Перед ней стоит задача не только профессионального, но и личностного роста студентов.

Педагогика «третьего возраста» (андрагогика) занимается разработкой образовательной системы и развития людей пожилого возраста. Отрасль ещё до конца не сформирована. Предпосылками её появления стало внедрение компьютерных технологий во все сферы жизни, вследствие чего появилась необходимость обучать людей пенсионного возраста пользованию гаджетами.

Коррекционная педагогика

Коррекционная педагогическая наука (дефектология) исследует специфику воспитательного и образовательного процессов у детей с определенными дефектами.

Среди её ответвлений выделяют:

  • сурдопедагогика ­­— процесс обучения, воспитания глухих и слабослышащих;
  • тифлопедагогика изучает учебные методики для слепых и слабовидящих;
  • олигофренопедагогика занимается воспитанием и обучением детей с умственной отсталостью и с задержками умственного развития;
  • логопедия исследует процессы нарушения речевых возможностей ребенка.

Предметные дидактики

Предметные дидактики исследуют методы, подходы и способы обучения различным учебным дисциплинам.

История педагогики и образования

История педагогики и образования выделилась как отдельная отрасль в середине XIX века. Она изучает теорию и практику образования и воспитания в динамике её эволюционного развития и становления. Основная научная задача ­­— определить предпосылки возникновения педагогических теорий разных эпох и выяснить роль образования в историческом контексте.

В истории педагогики и образования выделяют функции:

  • раскрывает историю обнаружения проблем образования и пути их решения;
  • является критерием подлинности педагогических теорий и маяком в формировании новых подходов;
  • показывает путь, пройденный наукой для накопления определенного опыта;
  • поясняет процесс образования и преобразования учебных традиций;
  • отслеживает взаимовлияние и взаимосвязь педагогических концепций, теорий в разные исторические периоды.

Социальная педагогика

Социальная педагогическая отрасль изучает социальную сторону воспитания людей всех категорий. В её состав входят следующие разделы:

  • социально-педагогическая виктимология;
  • социология воспитания;
  • теория социального воспитания;
  • философия социального воспитания;
  • методика социального воспитания;
  • психология социального воспитания;
  • экономика и менеджмент социального воспитания.

Специфика современной социальной педагогики проявляется в гуманистических концепциях, общем уважении как учителя, так и ребенка. Наука нацелена на решение сложных вопросов социальной помощи людям, поддержание уровня развития социума, заботу о нравственном здоровье, формировании моральных ценностей в подрастающем поколении. Социальный педагог помогает человеку совершенствовать себя в моральном и духовном плане, оттачивать личностные качества.

Исправительно-трудовая педагогика

Исправительно-трудовая отрасль разрабатывает теоретические положения для перевоспитания лиц, отбывающих наказания за преступления. Она тесно взаимосвязана с правоведением и юриспруденцией. Отрасль ставит перед собой цель перевоспитать преступных лиц в социально ответственных людей, для улучшения их качества жизни и окружающих. Отличительными понятиями исправительно-трудовой педагогической ветви выступают исправление и перевоспитание.

Исправление ­­— двойственный процесс разрушения сформированных установок поведения и сознания осужденных, который подразумевает жесткое вмешательство в жизнь заключенных и управление их деятельностью.

В процесс перевоспитания входят педагогически направленная работа воспитателей, администрации по формированию комплекса исправительно-трудового влияния и деятельность заключенных по усвоению этого воздействия. В результате взаимодействия педагогов с осужденными происходит перестройка их поведения.

Целью и результатом перевоспитания является исправление. В перевоспитательном процессе приобретают статус правовых такие нравственные нормы: добросовестное отношение к труду, уважение личной и чужой собственности, следование законам, соблюдение правил проживания на общей территории.

Сравнительная педагогика

Сравнительная отрасль рассматривает особенности деятельности и развития систем образования и познания в других странах, выявляет их сходства и отличия.

Данное ответвление педагогической науки устанавливает способы улучшения национальной образовательной системы путем заимствования зарубежного опыта.

Выделяют разные подходы:

  • конкретно-исторический;
  • культурологический;
  • этнопсихологический;
  • комплексный;
  • объективный.

Задача сравнительной педагогики состоит в изучении предпосылок и особенностей кризиса образования, выделения характерных черт проявления в разных странах для того, чтобы создавать прогнозы кризисных моментов и ослаблять их последствия.

Отраслевая педагогика

Отраслевая педагогическая ветвь исследует специфику обучения и воспитания исходя из профессии или социальной категории. К ней относятся:

  • семейная;
  • правовая;
  • профессиональная (военная);
  • культурно-просветительной работы;
  • спортивная.

Подробнее остановимся на двух видах:

  1. Педагогика среднего специального образования. Развитие отрасли базируется на школьной и вузовской педагогике.
  2. Производственная педагогика исследует:
  • особенности воспитательного процесса работающих ­­— необходимы для освоения студентами рабочих процессов;
  • переподготовка на новые производственные технологии вследствие модернизации оборудования;
  • повышение квалификационного уровня работающих ­­— на каждом предприятии обязательным является регулярное прохождение переаттестации, повышение профессионального уровня;
  • переквалификация рабочих на новые профессии.

Лечебная педагогика

Лечебная педагогическая отрасль является новаторской и тесно связана с медициной. Её предметом выступает процесс воспитательно-образовательной деятельности педагогов с болеющими или отстающими учениками. Рост специфических заболеваний среди школьников вызвал необходимость разработки щадящих обучающих концепций. Работа с такими детьми требует медицинских и педагогических знаний одновременно. Лечебная педагогика преследует цель ­­— предоставить помощь в адаптации к окружающему миру детям с заболеваниями или отклонениями. Для достижения цели обустраиваются специализированные учреждения: интернаты, детские сады и педагогические лечебные центры.

Разделы педагогики и их функции

Педагогика в своем развитии тесно связана социально-экономической общественной жизнью, научно-техническим прогрессом, что способствует возникновению и ответвлению новых отраслей науки. На базе разных сторон педагогического процесса выделяют несколько разделов педагогики:

  • дидактика;
  • методология;
  • теоретическая педагогика;
  • практическая педагогика.
Читайте также:  Скачать методики воспитания и развития ребенка

Дидактика

Дидактика изучает и разрабатывает общую теоретическую часть обучения и воспитания. Она отвечает на вопросы: «Чему, когда, как и зачем учить?». Проведение педагогической работы невозможно без теоретической базы знаний, что и объясняет значение роли дидактики для преподавателей. Наука прогнозирует внедрение новых методик преподавания, обучающих материалов, оценивает их значимость в педагогическом процессе. Дидактика не является пошаговой инструкцией для педагога, она дает направление, ориентируясь на которое, учитель сам разрабатывает наиболее удачные вариации обучения.

Методология

Методология — раздел педагогической науки, описывающий внутреннее устройство и логическую организацию педагогического процесса.

Базовыми для данного раздела являются научно обоснованные идеи, определяющие суть педагогической работы и самоидентификацию субъектов процесса в условиях изменчивого социума.

Теоретическая педагогика

Основная цель теоретического раздела состоит в исследовании феноменальных педагогических проявлений и формулировании законов и закономерностей воспитания и обучения. Целью теоретической педагогики является постижение истины, поэтому степень применения разработок на практике уходит на второй план.

Практическая педагогика

Практический раздел педагогической науки базируется на данных теоретической педагогики и преследует цель улучшения эффективности учебного и воспитательного процессов. Технология выступает как главная категория данного научного раздела. Проблема практической педагогики состоит в разрыве между уровнем теории и практики. Теоретические исследования прогрессируют быстро, однако, в силу недостаточной информированности, педагоги не всегда могут применять их на практике. На данный момент практический раздел науки чаще всего основывается на педагогической интуиции и мастерстве.

Какие дисциплины не являются отраслями педагогики

Отраслью педагогической науки не являются следующие дисциплины:

  • эстетика;
  • гигиена детей и подростков;
  • биология;
  • анатомия.

Источник

Знание основ детской психологии поможет правильно воспитать родителям своего отпрыска, чтобы он сформировался как полноценная личность и смог реализовать себя в будущем. Они несут ответственность за то, кем вырастет их малыш и именно родители должны уметь правильно организовать воспитательный процесс. Детская психология — это наука, изучающая психическое развитие детей от рождения до окончания подросткового периода, под воздействием биологических и социально-экологических факторов.

Что изучает детская психология?

Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.

По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.

Психология ребенка и его развитие до 5 лет

Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

  • развитие опорно-двигательной системы;
  • изучение мира и языка;
  • эмоциональное развитие;
  • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.

Психология воспитания детей после 5 лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Воспитание детей: уроки психологии для родителей

Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:

  • не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
  • нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
  • не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
  • мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
  • следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.
Читайте также:  Форум о раннем развитии ребенка

Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.

Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту.

Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания

Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:

  • принуждают. Ситуация: карапуз чего-то не хочет делать — взрослый заставляет. Ошибка такого поведения заключается в том, что подавляется воля крохи, и он привыкает жить под принуждением. Впоследствии вырастает безвольный человек, неспособный самостоятельно принять решение, неуверенный в своих суждениях, привыкший подчиняться воле других;
  • пристыжают. Стыдя, особенно прилюдно, взрослые совершают акт насилия над детской психикой. Мол, ты такой плохой, как можно так себя вести. Этим они поселяют неуверенность в крохи себе, малыш действительно начинает считать, что он хуже других. Замыкается в себе, подавляя свои эмоциональные импульсы, боясь опять вызвать порицание родителей;
  • наказывают. Наказывая (особенно несправедливо), родители считают, что дают урок так не поступать в будущем. Но часто за этим скрывается беспомощность, разочарование в себе и злость. В детской психологии наказание рассматривается как насилие, физическое либо психологическое, а это оставляет след навсегда. Дети, часто наказываемые в детстве, обычно вырастают тиранами и насильниками;
  • угрожают. Угрозы и запугивания приводят к тому, что кроха перестает чувствовать себя ценным для окружающих. А это значит, что он начинает со своей стороны обесценивать близких ему людей. К тому же он не чувствует себя в безопасности и живет в постоянной тревоге быть наказанным или отданным «буке»;
  • критикуют. Это наиболее губительная ошибка в воспитании. Детская психология устроена так, что постоянное сопротивление родительской критике приводит к прямо противоположному результату. К примеру, вместо того чтобы приносить одни пятерки, школьник скатывается на двойки. Ведь критика отнимает уверенность в себе, и он перестает стараться быть лучше. Частая и необоснованная критика может привести к болезненной закомплексованности;
  • игнорируют. На детскую психологию особенно сильное воздействие оказывает игнорирование его родителями. Ошибочно полагают, что игнорирование не наносит такой травмы, как наказание. Однако растущий человек получает посыл: он настолько плох, что с ним даже не разговаривают. Он чувствует отвержение, теряет уверенность, что он любим и по-настоящему страдает.

Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.

Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?

Детская психология — это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.

С одной стороны, поощрение — это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:

  • не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
  • за хороший поступок не хвалить более одного раза;
  • не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
  • не хвалить, стараясь завоевать расположение.

Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.

Обучение детей с точки зрения детской психологии

Цель детской психологии — установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:

  • физическая готовность к обучению;
  • интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
  • психологическая готовность;
  • социально-психологическая готовность.

Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.

Взаимодействие между детьми

Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.

Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.

Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.

Источник