Наука об общих закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка
Контрольно-измерительный материал
к темам «Цели и задачи музыкального развития дошкольников»,
«Характеристика музыкальных способностей дошкольников»
Вариант 1
Выбрать из предложенных вариантов ответа один правильный
1.Наука об общих закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка – это:
а) теория музыкального образования
б) средство музыкального образования детей
в) система музыкального образования детей
2.Теория музыкального образования имеет межнаучную связь с какой наукой?
а) социология
б) психология
в) экономика
3.Цель музыкального образования:
а) создание условий для саморазвития ребенка
б) воспитание,образование и развитие ребенка
в) развитие музыкальности ребенка, формирование основ музыкальной культуры
4.Формирование основ музыкальной культуры – это:
а) развитие музыкально-эстетического сознания, креативности ребенка
б) развитие музыкального опыта, музыкальной грамотности
в) все ответы верны
5.Комплекс способностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и связанных с любым видом музыкальной деятельности, образует понятие:
а) музыкальность
б) музыкальная одарённость
в) талант
6.Способность, проявляющаяся в восприятии и воспроизведении мелодий по слуху:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
7.Восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
8.Основная музыкальная способность, которая может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, но прежде всего, в процессе восприятия музыки: ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
9. Задание, применение которого целесообразно для диагностики развития у детей ладового чувства:
а) узнать по мелодии ранее исполнявшуюся песню, инструментальную пьесу, пляску
б) повторить за педагогом (прохлопать) простой ритмический рисунок
в) спеть мелодию знакомой песни на удобном для воспроизведения слоге, обращая внимание на чистоту интонирования
10.Задание, применение которого целесообразно для диагностики развития у детей музыкально-слуховых представлений:
а) закончить мелодию на тонике (я начну, а ты закончи)
б) спеть песню без фортепианного сопровождения
в) повторить за педагогом (прохлопать) ритмический рисунок мелодии
Вариант 2
Выбрать из предложенных вариантов ответа один правильный
1.Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста рассматривает:
а) психолого-педагогические основы развития музыкальной деятельности
б) музыковедческие и психолого-педагогические основы развития личности ребенка в процессе овладения музыкальной деятельностью
в) философские основы развития музыкальной деятельности
2. Музыкальное образование дошкольников – это:
а) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве
б) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающее формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятии, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей
в) целенаправленный процесс развития целостной личности ребенка в процессе приобщения к ценностям музыкального искусства
3.Наиболее актуальной задачей обучения детей образовательной области «музыка» (музыкальной деятельности) является:
а) содействие овладению ребенком знаниями о музыки
б) содействие развитию музыкально – творческой личности ребенка
в) содействие овладению ребенком умениями и навыками
4.Сущность процесса музыкального воспитания – это создание условий для:
а) музыкального образования ребенка
б) передачи накопленного старшими поколениями опыта младшим
в) развития личности ребенка
5.Эстетическое воспитание дошкольников – это:
а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества
б) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве
в) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников
6.Основные музыкальные способности (ядро музыкальности):
а) музыкальное мышление
б) ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма
в) исполнительские и творческие способности
7.Эмоциональное переживание звуковысотного движения:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
8.Основная музыкальная способность, которая развивается в тех видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху: в пении, в игре на звуковысотных музыкальных инструментах:
а) ладовое чувство
б) чувство ритма
в) музыкально-слуховые представления
9. Правильно и умело проведенная в педагогическом процессе музыкального образования детей педагогическая диагностика выявляет:
а) уровень музыкального развития детей
б) уровень качества освоения ребенком музыкальной деятельности
в) все ответы верны
10.Задание, применение которого целесообразно для диагностики развития у детей чувства ритма:
а) определить правильность спетой или сыгранной на инструменте педагогом ранее знакомой мелодии (знакома ли тебе эта мелодия? Правильно ли она звучит?)
б) прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранной педагогом на инструменте
в) повторять за педагогом голосом играемые на инструменте звуки
Ключ к контрольно-измерительным материалам
к темам «Цели и задачи музыкального развития дошкольников»,
«Характеристика музыкальных способностей дошкольников»
Вариант 1
1-а, 2-б, 3-в, 4-в, 5-а, 6-в, 7-б, 8-а, 9-а, 10-б
Вариант 2
1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-б, 6-б, 7-а, 8-в, 9-в, 10-б
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
г. НОВОКУЗНЕЦК, ул. ЦИОЛКОВСКОГО, 62
Тестовые задания
для проведения квалификационного испытания в письменной форме на подтверждение соответствия занимаемой должности музыкальных руководителей ДОУ
- Наука об общих закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка – это:
а) | теория музыкального образования; |
б) | средство музыкального образования детей; |
в) | система музыкального образования детей; |
г) | практика музыкального образования детей. |
- Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста рассматривают:
а) | музыковедческие и психолого – педагогические основы развития личности ребенка в процессе овладения музыкальной деятельностью; |
б) | педагогические основы; |
в) | психологические основы; |
г) | психолого – педагогические основы развития музыкальной деятельности. |
- Выбрать правильное определение музыкального образования дошкольников:
а) | целенаправленное развитие целостной личности ребенка в процессе приобщения к ценностям музыкального искусства; |
б) | педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению; |
в) | способов и знаний, необходимых для физического совершенствования детей; |
г) | организация жизни и деятельности детей, способствующая их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве. |
- Содержание теории музыкального образования дошкольников наиболее тесную связь имеет с:
а) | дошкольной педагогикой; |
б) | возрастной психологией; |
в) | музыкальной педагогикой; |
г) | коррекционной педагогикой. |
- Разработкой теоретических основ методики музыкального воспитания дошкольников в России занимались:
а) | В. Н. Шацкая, Н. А. Ветлугина, Н. А. Метлов, И. Л. Дзержинская; |
б) | Р. С. Буре, Т. А. Маркова, В. И. Нечаева, А. В. Запорожец; |
в) | Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Т. Н. Доронова; |
г) | В. Т. Кудрявцев, В. В. Давыдов, Т. Г. Казакова, Н. П. Саккулина. |
- Определите компонент музыкально-эстетического сознания:
а) | эстетические эмоции; |
б) | художественное воображение; |
в) | восприятие музыки; |
г) | выразительное исполнение. |
- Наиболее актуальной задачей обучения детей музыкальной деятельности является:
а) | содействие развитию творческой личности ребенка; |
б) | содействие овладению ребенком знаниями музыки; |
в) | содействие овладению ребенком знаниями о музыке; |
г) | содействие овладению ребенком умениями. |
- Формой организации музыкальной деятельности детей является:
а) | вокально – хоровая студия; |
б) | хоровод; |
в) | музыкальная игра. |
- Кто или что является субъектом музыкального образования дошкольников?
а) | Ребенок, педагоги ДОУ, родители; |
б) | игрушки; |
в) | ребенок и родители; |
г) | ребенок и среда. |
- Наиболее распространенный подход к решению проблемы навыков, умений, знаний.
а) | знание-умение-навык |
б) | знание-навык-умение |
в) | навык-умение-знание |
г) | умение-навык-знание |
- В ряду задач определитевоспитательную:
а) | воспитание средствами музыкального искусства отношения к окружающей действительности; |
б) | формирование потребности в музыке; |
в) | содействие ребенку в овладении музыкальной деятельностью; |
г) | развитие музыкальных способностей. |
- Укажите возраст детей, для которых создана программа музыкального воспитания Е.А. Дубровской «Ступеньки музыкального развития»:
а) | от 3 до 7лет; |
б) | от 2 до 4 лет; |
в) | от 1до 7лет; |
г) | от 4 до 7лет. |
- В какой комплексной программе дошкольного образования дошкольников впервые представлена культурно-досуговая деятельность?
а) | В «Программе воспитания и обучения в детском саду»; |
б) | «Истоки»; |
в) | «Детство»; |
г) | «Радуга». |
- Какая из перечисленных программ является комплексной?
а) | «Кроха»; |
б) | «Музыкальные шедевры»; |
в) | «Ладушки»; |
г) | «Музыкальная мозаика». |
- Правильно и умело проведенная в педагогическом процессе музыкального образования педагогическая диагностика выявляет:
а) | все ответы верны; |
б) | уровень музыкального развития детей; |
в) | креативного развития ребенка; |
г) | качество освоения ребенком музыкальной деятельности. |
- Что является универсальным средством развития музыкально-сенсорного восприятия?
а) | Музыкально-дидактические игры; |
б) | пение; |
в) | упражнения; |
г) | поощрение. |
- Отметьте наиболее благоприятный фактор музыкального воспитания детей в семье:
а) | социо–культурный; |
б) | социально-экономический; |
в) | демографический; |
г) | педагогический. |
- В какой парциальной программе представлены следующие темы: «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», « Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», « Музыкальные инструменты и игрушки»?
а) | «Музыкальные шедевры»; |
б) | «Ступеньки музыкального развития»; |
в) | «Камертон»; |
г) | «Гармония». |
- Какой мотив является ведущим для детей дошкольного возраста на занятиях музыкальной деятельностью?
а) | Личностный смысл, интерес к музыкальной деятельности; |
б) | уточнение и закрепление полученных ранее умений; |
в) | получение новых знаний; |
г) | желание общаться со сверстниками. |
- Какая форма организации музыкальной деятельности в ДОУ является ведущей?
а) | Музыкальные занятия; |
б) | консультации для родителей; |
в) | педсовет; |
г) | игра на музыкальных инструментах. |
Источник
Наука об общих закономерностях музыкального образования и развития личности ребенка – это _____.
теория музыкального образования
средство музыкального образования детей
практика музыкального образования детей
система музыкального образования детей
Ведущей формой обучения детей музыкальной деятельности является _____.
консультации для родителей
консультации для воспитателей
Программа музыкального воспитания дошкольников, целью которой является художественное развитие дошкольников на основе объединения трех основных видов искусств – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы – «_____».
Программа музыкального воспитания дошкольников, целью которой является целостное развитие творческой личности ребенка и качество его музыкального образования – «_____».
Дети ______ возрастной группы различают метроритмические особенности польки, вальса, марша.
Укажите соответствие между частями типового музыкального занятия и их содержанием:
оценка занятия и закрепление полученных знаний
обучение музыкально-ритмическим навыкам
пение или слушание, работа над выразительностью исполнения
Детям _____ предлагают для слушания музыкальное произведение, в котором представлен музыкальный образ в развитии.
Музыкальное занятие длительностью 18-25 мин проводится в _____ возрастной группе ДОУ.
Основательницей современной отечественной системы музыкального образования дошкольников считается _____.
Верны ли утверждения? А) Д.Б. Кабалевский считал, что главная задача педагога – научить ребенка эмоционально воспринимать музыку как целостное явление жизни, чувствовать ее, и что именно эта способность определяет музыкальную грамотность человека, его музыкальную культуру. В) Н.А. Ветлугина под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Подберите правильный ответ
Дети старшей группы на одном традиционном музыкальном занятии, как правило, поют _____ песни (число).
Колористическая (обертоновая) окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука – _____.
Игры, наиболее эффективные для музыкально-сенсорного развития дошкольника – _____.
Сенсорные музыкальные способности (по К.В. Тарасовой):
Верны ли утверждения? А) Наиболее актуальной задачей обучения детей музыкальной деятельности является содействие овладению ребенком знаниями о музыке. В) Содержание теории музыкального образования дошкольников наиболее тесную связь из всех наук имеет с возрастной психологией. Подберите правильный ответ
Одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела – _____.
Процедура педагогического обследования, наиболее полно выявляющая уровень музыкального развития ребенка – _____.
диагностика подражательности ребенка
диагностика качества овладения музыкальной деятельностью
диагностика уровня музыкального развития ребенка
музыкально-образовательная среда
Программа музыкального воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста – «_____».
Парциальная программа, в которой представлены следующие темы: «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», « Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки» – «_____» (два слова).
Закономерное чередование музыкальных звуков – _____.
метод обучения, в котором конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений
метод обучения, который при помощи слова педагога помогает понять содержание музыкального произведения и пробуждающий воображение, способствующий проявлению творческой активности ребенка
метод обучения, позволяющий в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта
совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств
Укажите соответствие между содержанием самостоятельных занятий детей и возрастной группой:
исполнение без участия взрослых песен, игр, плясок, дети самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях
дети проявляют устойчивые интересы в сфере музыкальной деятельности, имеют запас любимых произведений
имитация действий взрослого в играх, напевание песен, посильное исполнение танцевальных элементов
дети сознательно планируют свои действия, намечают их последовательность, играют с музыкально-дидактическими пособиями, выполняют упражнения с отдельными танцевальными элементами и т.д.
Музыкальнее занятие, в процессе которого превалирует процесс слушания музыки называется _____.
Программа музыкального воспитания дошкольников, целью которой является комплексное изучения фольклора в дошкольном учреждении с учетом ознакомления с музыкальным народным творчеством – «_____».
Виды планирования, общепринятые в музыкальном образовании детей:
Верны ли утверждения? А) Согласно аксиологическому подходу, основу содержания музыкально-эстетического воспитания составляют ценности музыкальной, художественной, эстетической культуры общества и личности. В) В личностном подходе очень важно выявить актуальные свойства личности ребенка дошкольного возраста, характеризующие его как субъекта музыкально-эстетической культуры. Подберите правильный ответ
Начиная со _____ группы ДОУ дети могут петь на одном дыхании отдельные фразы песни.
Программа музыкального воспитания дошкольников (1998 г.) авторов И. Каплуновой и И. Новооскольцевой, основной задачей, которой является «введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой» – «_____».
Интеллектуальные музыкальные способности (по К.В. Тарасовой)
мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма
Специальные музыкальные способности (по Б.М. Теплову)
эстетическое отношение к музыкальным произведениям и музыкальной деятельности
Общие музыкально-эстетические способности (по Б.М. Теплову)
основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство) и их сенсорная основа
Сенсорные музыкальные способности (по К.В. Тарасовой)
музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение
Укажите соответствие между понятием и определением:
Музыкально-слуховое представление
способность активно, двигательно переживать музыку, эмоционально воспроизводить ее характер, настроение в движении
способность различать ладовые функции звуков мелодии, эмоционально воспринимать музыку
Музыкально-ритмическое чувство
способность запомнить музыкальное произведение, воспроизвести его мелодию по памяти
Верны ли утверждения? А) Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик, чем типовое, поскольку его содержание объединено единой темой. В) Занятия по развитию творчества проводятся в старшем дошкольном возрасте. Подберите правильный ответ
Верны ли утверждения? А) Пляска – вид музыкально-ритмического движения, который активизирует слух ребенка, способствует выработке четких красивых движений и развивает его творческую активность. В) Обучение игре на музыкальных инструментах начинается в средней группе со второй половины года с самого доступного инструмента – металлофона. Подберите правильный ответ
Взаимосвязь музыкальных звуков, которая проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых – _____.
Подбирая песню для детей третьего года жизни, необходимо ориентироваться на _____, согласно возрастным особенностям певческого диапазона (по Н.А. Ветлугиной).
ре первой октавы – до второй октавы
Верны ли утверждения? А) Под педагогической технологией понимается совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. В) Проблемно-поисковые методы обучения способствуют запоминанию учебной информации и формированию у детей представлений о музыкальном искусстве, его особенностях. Подберите правильный ответ
Укажите соответствие между видом музыкального занятия и его содержанием:
проводится с небольшой группой детей, продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий
совершенствуются навыки более одаренных детей, проводится проверка уровня музыкальных способностей и степени усвоения навыков
проводится с детьми всей группы, используются различные виды музыкальной деятельности
Позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.) – одно из определений понятия _____.
Созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков – _____.
Верны ли утверждения? А) По мнению Ю.Б. Алиева, музыкально одаренные дошкольники, помимо интереса к музыке, должны обладать музыкальным кругозором и опытом умения взаимодействовать с музыкой, а также уметь интерпретировать музыкальные образы в доступных и интересных видах деятельности, проводить попытки музыкального сочинительства. В) Врожденные музыкальные способности у всех детей одинаковы от рождения, но, в силу воспитания, развиваются неодинаково. Подберите правильный ответ
Определенный композиционный план музыкального произведения – _____.
Торжественное событие, в котором принимает участие весь коллектив ДОУ – _____.
Общие сенсорные процессы – _____.
процессы, характеризующиеся целостностью восприятия, когда средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязях
процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, а именно их высоты, длительности, тембра, динамики
художественно-педагогические процессы, способствующие развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы
наличие определенного уровня слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанных с выразительными средствами музыки
Из перечисленных программ музыкального воспитания дошкольников комплексными являются:
Музыкальные способности – _____.
эстетическое отношение к музыкальным произведениям и музыкальной деятельности
процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, а именно их высоты, длительности, тембра, динамики
индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки
наличие определенного уровня слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанных с выразительными средствами музыки
Порядок проведения праздника в ДОУ:
раздача подарков или торжественный обед (чаепитие)
концертная часть – групповые и индивидуальные выступления детей
торжественная часть – поздравление заведующего, пение праздничных песен
праздничное шествие детей
Музыкальное занятие длительностью 25-30 мин проводится в _____ возрастной группе ДОУ.
Порядок чередования равных по длительности долей музыки – _____.
Метод практической деятельности – _____.
метод обучения, позволяющий в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта
метод обучения, в котором конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений
метод обучения, который при помощи слова педагога помогает понять содержание музыкального произведения и пробуждающий воображение, способствующий проявлению творческой активности ребенка
совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств
Музыкальное занятие длительностью 15-18 мин проводится в _____ возрастной группе ДОУ.
Источник