Наука о развитии ребенка в раннем детстве
ЛЕКЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
План лекции:
1. История педагогики раннего возраста.
2. Педагогика раннего возраста как наука. Цели, принципы и задачи образования детей раннего возраста.
3. Особенности развития ребенка в период раннего детства
4. Современные программы воспитания детей раннего возраста.
История педагогики раннего возраста неразрывно связана с историей развития теории и практики семейного и общественного воспитания детей.
Педагогические взгляды в разных странах и в разные исторические эпохи существенно различались в зависимости от общих философских представлений о человеке, государственной, религиозной идеологии и культурной специфики разных слоев общества. Различные философские воззрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания. Среди них выделяются авторитарный и гуманистический типы воспитания. Эти подходы переплетались и сосуществовали в реальной практике воспитания на протяжении многих веков. Гуманистические идеи, разработанные в трудах Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, легли в основу теории и практики западноевропейской и отечественной педагогики. Большой вклад в развитие системы общественного воспитания детей внесли такие выдающиеся педагоги как, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.
Первыми учреждениями общественного воспитания детей раннего возраста были приюты; массовые ясли и детские сады стали организовываться в XX вв. в связи с вовлечением женщин в производство. Переход воспитательных функций в ведение государства привел к необходимости создания специальных образовательных программ.
В России первые образовательные программы воспитания детей раннего возраста создавались в 30-50-е годы XX в. В 60-е годы была создана и внедрена в практику типовая «Программа воспитания в детском саду», составной частью которой стала программа воспитания детей раннего возраста. В рамках данной программы были разработаны задачи, содержание и методы работы с детьми, направленные на физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. Эта программа строилась на принципах авторитарной педагогики.
В 80-90-е годы XX века в связи с реформой образования произошел поворот к личностно-ориентированной педагогике, предполагающей вариативность образования. Была разработана новая Концепция образования (1989), принят новый Закон РФ «Об образовании» (1992), а в 2001 г. – Концепция непрерывного образования, обеспечивающая преемственность на всех ступенях образования.
В основу современной концепции образования положены принципы демократизации и гуманизации, отказ от авторитарной педагогики, переход к личностно-ориентированной педагогике сотрудничества, направленной на создание наиболее благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка, уважение к его личности, достоинству, обеспечение полноценности его жизни на каждом возрастном этапе.
Реализация принципов демократизации и гуманизации образования предполагает вариативность образования, т.е. разнообразие организационных форм образования и образовательных программ. Типовая образовательная программа перестала быть обязательной для всех детских учреждений. Появились государственные и частные учреждения для детей раннего возраста, работающие по разным программам.
Российская реформа образования начата в 90-е годы XX в. В качестве ее важнейших принципов выделяются: признание самоценности каждого возрастного периода жизни, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его творческого потенциала.
В настоящее время педагогика раннего возраста рассматривается в качестве отдельной учебной дисциплины в системе высшего педагогического образования, что свидетельствует о признании социумом (и педагогическим сообществом в частности) самоценности периода раннего детства, уникальности, высокой значимости воспитания, осуществляемого в первые три года жизни ребенка.
Педагогу, приступающему к работе с детьми младенческого и раннего возраста, необходимо: иметь представление о психолого-педагогических особенностях и возможностях их развития, о сущности, целях и задачах образования детей, вариативных способах их реализации, о современных отечественных и зарубежных педагогических теориях и технологиях образования детей первых трех лет жизни; уметь анализировать и обоснованно разрешать различные ситуации, возникающие в практике работы с детьми данных возрастных групп; ориентироваться в современной научно-методической информации, освещающей проблемы образования детей первых лет жизни; осознавать и принимать ответственность за результаты профессиональной педагогической деятельности.
Педагогика раннего возраста как наука
Раннее детство – уникальный период онтогенеза, отличающийся стремительностью физического, психического и личностного развития ребенка и его исключительной зависимостью от взрослого, которая проявляется в социальной ситуации их непосредственного (в младенчестве) и опосредованного предметом (в раннем возрасте) взаимодействия. Этим обусловлена высокая значимость педагогической компетентности воспитателей, гувернеров, родителей и их огромная ответственность за результаты как спонтанно складывающегося, так и целенаправленно организуемого воспитания и обучения малыша.
Педагогика раннего возраста – область научного знания, изучающая особенности и закономерности воспитания и обучения детей первых трех лет жизни.
В педагогике раннего возраста, как особой дисциплине дошкольной педагогики, используются категории и понятия, общие для всех дисциплин педагогической науки. Основными понятиями ее являются: объект педагогики как науки, предмет педагогики как науки, образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педагогический процесс.
Объектом педагогики раннего возраста является образование детей в возрасте от 1 года до 3 лет, которое в настоящее время в нашей стране включено в систему дошкольного образования.
Предметом педагогики раннего возраста являются особенности и закономерности процессов воспитание и обучение детей раннего возраста.
В качестве целей педагогики раннего детства выдвигаются охрана и укрепление здоровья детей, формирование базиса личностной культуры ребенка, соответствующего общечеловеческим ценностям, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Знания, умения и навыки перестают выступать в качестве самостоятельных целей и становятся средствами развития ребенка. В базис личностной культуры включается овладение ребенком способами активного взаимодействия с окружающим миром, формирование гуманного отношения к людям, природе, предметам, созданным руками человека.
В современный период педагогика раннего возраста ориентируется на выявление и создание условий, наиболее благоприятных для физического и психического развития ребенка первых трех лет жизни.
Воспитаниерассматривается как целостный, специально организованный в учреждении педагогический процесс, представляющий собой целенаправленное, содержательно наполненное, логически выстроенное, результативно диагностируемое взаимодействие педагога с детьми, обеспечивающее их своевременное и качественное развитие.
Обучениевыступает средством воспитания, что не исключает возможности его рассмотрения как особого педагогического процесса, направленного на освоение детьми зафиксированных в социальной культуре средств и способов познания, преобразования и переживания мира.
Термином «образование» обозначается наиболее общая педагогическая категория, включающая процессы воспитания и обучения и подчеркивающая их интегративное единство. В настоящее время, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012, ст. 67), «получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев», то есть образование детей раннего возраста рассматривается внутри дошкольного.
Педагогика раннего возраста строится на положениях, определяемых общей педагогикой как интегративной наукой, синтезирующей инвариантное педагогическое знание для частных отраслей. Таким инвариантом являются методологические положения, знания о цели образования, сущности и структуре, педагогического процесса, принципах воспитания и обучения и т.д.
Задачи образования детей раннего возраста:
1) обеспечение эмоционального благополучия детей;
2) приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
3) создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка;
4) поддержка инициативности и творческого самовыражения каждого ребенка.
В соответствии с поставленными задачами, содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по следующим четырем сферам развития ребенка:
1. Физическое развитие.
2. Познавательно-речевое развитие.
3. Социально-личностное развитие.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Образование в каждой из этих сфер строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.
Источник
Воспитание и развитие детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности.
Термин «педагогика» — многозначный и означает – наука о воспитании и обучении человека и включает в себя:
– различные идеи, представления, взгляды на цели, содержание и технологии воспитания, обучения, образования?
– область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;
– практическую деятельность по воспитанию и обучению;
– учебный предмет в составе среднего, высшего профессионального и послевузовского педагогического образования;
– искусство, мастерство воспитания.
Особые области, ориентированные на возрастные особенности различных категорий людей, выделяют педагогику детства, в том числе дошкольную, педагогику юности, педагогику взрослых.
В педагогике раннего возраста, как особой дисциплине дошкольной педагогики, используются категории и понятия, общие для всех дисциплин педагогической науки: объект педагогики как науки, предмет педагогики как науки, образование, воспитание, обучение, содержание образования, образовательные программы, педагогический процесс.
Объектом педагогики раннего возраста является образование детей в возрасте от 1 года до 3 лет, которое в настоящее время в нашей стране включено в систему дошкольного образования.
Теоретические основы педагогики раннего детства составляют исследования и научные концепции, разработанные в трудах Н.М.Щелованова, В.М.Бехтерева, Н.М.Аксариной, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина и др.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.
Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.
Незнание или игнорирование закономерностей развития ребенка раннего возраста порождает негативные тенденции в практике его воспитания. Одна из этих тенденций выражается в отсутствии образовательных задач, сведении воспитания к обеспечению ухода за ребенком — кормлению, гигиеническим процедурам, прогулкам, что ограничивает перспективы развития, не дает возможности актуализировать богатые резервы возраста.
Другая негативная тенденция связана с широко распространенной в наши дни практикой раннего обучения детей. Многие родители и педагоги ошибочно полагают, что чем раньше начинается подготовка ребенка к школе, тем успешнее его дальнейшее развитие и обучение. Следствие: возраст «подготовки детей к школе» неуклонно снижается. С этой точки зрения детство не имеет значения как самоценный период жизни человека, а рассматривается лишь как этап подготовки ребенка к будущей взрослой жизни. В массовом порядке организуются «мини-школы» для самых маленьких, создаются группы, в которых с двух-трех летними детьми проводятся занятия по обучению математике, чтению, письму, иностранным языкам.
1. Социальные проблемы – взаимосвязь общественного и семейного воспитания: неграмотность родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста (незнание основ нервно-психического, физического развития); – сложности в организации работы с родителями детей, не посещающих ДОУ.
2. Проблемы здоровья новорожденных детей с врожденной патологией, – полученной в пренатальный период (во многом из-за неправильного поведения будущей матери).
3. Проблемы создания предметно-развивающей среды в соответствии с особенностями развития детей раннего возраста.
4. Адаптация детей к условиям ДОУ.
5. Проблема подготовки кадров к работе с детьми раннего возраста.
Задачи образования детей раннего возраста:
– обеспечение эмоционального благополучия детей;
– приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
– создание условий для развития коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности ребенка;
– поддержка инициативности и творческого самовыражения каждого ребенка.
В соответствии с поставленными задачами, содержание образования детей раннего возраста дифференцируется по следующим четырем сферам, в которых происходит развитие ребенка:
– физическое,
– познавательно-речевое,
– социально-личностное,
– художественно-эстетическое.
Образование в каждой из этих сфер строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника.
В педагогике существуют методы, направленные на изучение ребенка, разработку и апробацию содержания, форм и технологий образования, и педагогические методы как способы воспитания и обучения детей.
Основными исследовательскими методами педагогики раннего возраста являются: наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, интервью, изучение документации, анализ процесса и результатов детской деятельности, видеосъемка.
Методы воспитания и обучения: словесные; наглядные; практические методы; методы прямого и опосредованного (косвенного) педагогического воздействия; проблемного воспитания и обучения.
Современные организационные формы образования детей раннего возраста
В настоящее время существуют разнообразные формы образования детей раннего возраста. Это государственные дошкольные образовательные учреждения, включающие группы для детей раннего возраста, образовательные учреждения, в которых действуют только группы для детей ясельного возраста. Также существуют аналогичные частные образовательные учреждения.
В некоторых из них имеются группы круглосуточного пребывания детей (пятидневки) и кратковременного (группы неполного дня). Первые – посещают дети, родители которых имеют сменный график работы и не могут забирать ребенка домой каждый день, вторые – посещают дети, основное время живущие в семье под присмотром родителей, других родственников или няни. В эти группы малыши приходят на занятия и прогулки.
В системе дошкольного образования существуют также учреждения дополнительного образования для детей раннего возраста (центры творчества и развития, клубы и пр.). В них дети занимаются несколько раз в неделю.
Для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, от рождения до 3 лет организованы дома ребенка, которые находятся в ведомстве Министерства здравоохранения.
В последнее время много сделано для возрождения педагогики раннего детства: созданы новые программы, методики, разработаны развивающие технологии.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1. Технология информационного обучения – ИКТ (информационно-коммуникативные технологии);
2. Технология проблемного обучения.
Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.
3.Технология проектного обучения. Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач.
4.Технология игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии – организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.)
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Технология ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Личностно – ориентированные технологии.
Все более широкое распространение получают новые модели образования для детей раннего возраста, ориентированные на интересы и потребности семьи. Они представляют собой варианты кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении и предъявляют особые требования к сотрудничеству воспитателей, педагогов, медицинского персонала, которые должны постоянно координировать свои действия, чтобы дети за короткий срок пребывания в группе могли получать полноценное образование. Существуют разные модели групп кратковременного пребывания детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьева Г. Г. «Концептуальные основы программы воспитания детей раннего возраста «Кроха». Сборник статей и документов. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004–220 с.
2. Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста — Москва: Медгиз, 1951. — 98 с.
3. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное //Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.:1980.-195с.
4. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанов. Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
5. Павлова Л. Н. «Перспективные направления взаимодействия семейного и общественного воспитания детей раннего возраста». Сборник статей и документов. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004–220 с.
Источник
Белград – декабрь, 2008 г.
Текст видео материалов – РАЗВИТИЕ МОЗГА
1. Фиона Стэнли
Video: BD1_Stanley1
Мне кажется, это все так интересно, потому что сейчас мы знаем больше о развитии мозга и развитии ребенка, чем когда-либо в прошлом. Конечно, раньше мы знали многое интуитивно. Когда я говорю с нашими исследователями и коллегами аборигенами, они говорят: «Зачем вы это исследуете? Мы все об этом знаем уже 40 тысяч лет». И я отвечаю им: «Очевидно, мы все забыли. Очевидно, мы забыли, как важны эти ранние годы для развития знаний и способности взаимодействовать со сверстниками, способности понимать свою среду и обладать компетентностью в отношении ее. А также чтобы успешно взаимодействовать в социуме, что позволяет вам быть интеллектуально и социально компетентным человеком. Мы забыли, как важны эти ранние годы. Когда думаешь об этом, это так логично. Так логично».
Что особенно важно и интересно – это исследования в области нейрофизиологии, исследования головного мозга, которые показывают, какое огромное значение имеет развитие мозга – еще до рождения ребенка в утробе матери, и затем в первые три, четыре, пять лет его жизни. Хотя, конечно, для общей картины того, как выглядит головной мозг, очень важен генетический компонент – у нас у всех есть мозжечок, у нас у всех есть кора головного мозга, мозжечковая миндалина, и так далее. Однако то, как эти части головного мозга работают вместе и, по сути дела, как достигают эффективности – в утробе, в эти первые несколько лет – вот это обусловлено социальной средой, окружающей ребенка. Влияет и то, какие сенсорные стимулы получает ребенок; и кто его сверстники, родители, и каково его окружение; звуковое, зрительное окружение, а также какова та среда, которая «включает» лобную кору, особенно заботливое отношение, надлежащая реакция на плач, кормление грудью, чтение ребенку, разговоры с ним – все те действительно «глупые» вещи, которые мы говорим ребенку, которые на самом деле развивают понимание ребенка того, как происходят социальные взаимодействия. Фактически, мы теперь знаем, что именно это и «включает» специфические нейро-эндокринные пути в мозге. Это все просто замечательно.
Итак, все это очень четко говорит нам о важности этих взаимодействий и как важно обучать родителей, чтобы они знали об этих взаимодействиях. Они имеют огромные последствия: они влияют на то, каким этот ребенок будет в возрасте 10 лет, в возрасте 20 лет, и даже в возрасте 50 лет и 60. И поэтому именно здесь на этом этапе и возможно решение проблем. Мы должны дать эти знания родителям, сообществам, семьям, правительствам – местным, областным, федеральным. Поскольку будущий потенциал этого ребенка, этой семьи, этого сообщества, этой нации зависит от того, насколько эффективно мы «включаем» эти нейронные пути и обеспечиваем правильную работу мозга. Интересно. Просто. Замечательно.
2. Стюарт Шэнкер
BD1_Shanker1
Итак, один из вопросов, который нам необходимо понимать с самого начала – почему родители, основные воспитатели так важны во всем этом процессе развития мозга? И чтобы ответить на этот вопрос, мы начали изучать эволюцию. Мы исследовали ее очень тщательно. Теперь ученые-неврологи, занимающиеся эволюцией мозга человека, начинают понимать, что перед природой стояла очень интересная дилемма при развитии головного мозга. С одной стороны, мы видим, что способность ходить на двух ногах, дала людям замечательное преимущество перед всеми другими видами. С другой стороны, мы видим, что большой головной мозг дал нам еще одно замечательное преимущество в плане нашей способности планировать, помнить и проектировать. Это породило дилемму, и дилемма эта состоит в том, насколько большой мозг могла развить природа, все же позволяя при этом женщинам ходить на двух ногах – поскольку им нужно рожать это существо с большим головным мозгом.
У природы появилось очень интересное решение. По сути дела, она заставляет нас рожать детей преждевременно. Наши дети на протяжении первых девяти месяцев жизни представляют собой, по меткому выражению Стивена Дж. Гоулда, «плод вне матки». Итак, дети рождаются с головным мозгом, который приблизительно составляет ¼ от размера мозга взрослого человека. Теперь природа должна была позаботиться о том, чтобы дети получали надлежащий жизненный опыт, который необходим для развития архитектуры развивающегося головного мозга. Итак, что делает природа – она дает нам всякого рода механизмы, призванные обеспечить, чтобы основной воспитатель – обычно это биологическая мать – оставался в тесной близости со своим ребенком.
И поэтому у нас имеются различные механизмы как, например, определенные гормоны, которые высвобождаются у матери как следствие того, что ребенок сразу после рождения ползет по ее животу в поисках молока, руководствуясь своим обонянием. И когда мы изучаем это, мы видим, что у матери вырабатывается окситоцин, т.н. гормон «нежности». Это также стимулирует гастро-интестинальные гормоны. Определенные вещи происходят также в мозгу ребенка. Итак, у нас имеются все эти механизмы, в значительной мере являющиеся врожденными, которые нацелены на то, чтобы у нас были тесные взаимоотношения между воспитателем и младенцем в первые два года жизни ребенка, т.е. в период, когда мозг ребенка претерпевает это огромное развитие.
3. Брайен Кольб
BD1_Kolb1
Вспомним сейчас, что при развитии мозга мы проходим серию этапов. Итак, у нас генерируются клетки, происходит миграция и так далее. Мозг реагирует различным образом, сталкиваясь в разные моменты во время этих процессов с разным жизненным опытом. Представим плод в утробе матери; идет второй триместр (т.е. срок беременности от трех до шести месяцев); нейроны только образуются, а ребенок испытывает различный жизненный опыт. Синапсы не могут меняться, поскольку пока еще они не образовались. И поэтому, очевидно, существуют такие периоды, когда мозг более или менее реагирует. Если вы пытаетесь изменить синапсы (а как я уже сказал, это и является задачей), то когда будет наиболее подходящее время для этого?
Тогда, когда в мозгу образуются все эти синапсы. Поэтому имеется такой период развития – и оказывается, что приблизительно это первые два года жизни – когда происходит создание миллиардов и миллиардов синапсов, а затем мы избавляемся от половины из них, поскольку они, в каком-то смысле, созданы плохо; это плохо спроектированная система. Среда действует в качестве резца ваятеля, если угодно, и отсекает те, которые нам не нужны. И поэтому это период, когда мозг претерпевает колоссальные изменения, а значит, мы можем рассматривать этот период как важнейший, поскольку события, происходящие во время этого периода, будут способствовать развитию синапсов и изменять те, которые теряются.
Поэтому, когда я объясняю этот процесс своим студентам, я использую следующее сравнение: я говорю, вот представьте, Микеланджело изваял Давида. Ведь он мог взять гору песка, склеить все и сделать статую. Но вместо этого он начинает работать над огромной глыбой мрамора и резцом отсекает то, что ему не нужно. И вот также поступает мозг. Он сначала заготавливает гораздо больше, чем нужно, а затем отсекает ненужное. Поэтому можно сделать Давида или Мону Лизу (если бы она статуей) из одной и той же глыбы гранита – хотя Давид и Мона Лиза очень разные. И вот такую функцию и выполняет жизненный опыт ребенка в раннем детстве. После того как эта фаза пройдена, процесс «ваяния» закончен и создано нечто определенное, поэтому жизненный опыт играет менее эффективную роль в изменении конечного результата. Вы можете изменить Давида – сделать мускулы не столь рельефными или еще что-нибудь, но его уже невозможно превратить в Мону Лизу.
4. Майкл Раттер
BD1_Rutter2
Это означает то, что на определенные аспекты развития, включая развитие головного мозга, оказывает воздействие жизненный опыт ребенка; таким образом, представление о том, что такое развитие не зависит от того, что происходит в окружающей ребенка среде, просто неверно. Существует три разных способа взаимодействия жизненного опыта и развития мозга. Во-первых, существуют определенные разновидности жизненного опыта, которые необходимы для того, чтобы имело место нормальное развитие мозга. Так, работа, проделанная Хьюбелом и Визелом (Hubel and Wiesel), за которую эти ученые получили Нобелевскую премию, показала, что для развития той части мозга, которая отвечает за зрение, необходимо поступление зрительной информации в соответствии с определенными моделями. Однако имеются и иные виды жизненного опыта – иные в том смысле, что они служат для того, чтобы адаптировать мозг к среде: чтобы мозг, как и все тело, являющийся адаптивным организмом, развивался определенным образом в соответствии с окружающей средой.
Наиболее четким примером этого может служить тот факт, что до шестимесячного возраста все младенцы во всем мире одинаково различают звуки. Однако после шести месяцев все меняется, и, начиная с этого возраста, японские младенцы способны различать звуки, имеющиеся в японском языке, а английские младенцы – в английском языке. Т.е. здесь мы не говорим, что это необходимо для нормального развития, а говорим, что мозг развивается в соответствии с жизненным опытом ребенка, обусловленным конкретной средой.
Наконец, имеется и более общее свойство: любой опыт приводит к изменениям мозга. Вот пример, который очень нравится англичанам. Водителям такси в Лондоне приходится на протяжении трех лет проходить ужасную программу обучения, когда они изучают улицы Лондона. Это оказывает воздействие на размер конкретной части гиппокампа, маленького отдела мозга. Итак, жизненный опыт также изменяет мозг и у взрослых. Отличие в данном случае в том, что такое воздействие на развитие мозга не сохраняется в дальнейшем. Т.е. что-то появляется и исчезает.
5. Клайд Херцман
BD1_Hertzman1
Биологическое встраивание – это термин, связанный с представлением о том, что у детей имеется социальный и жизненный опыт, под которым понимаются и взаимоотношения детей с родителями, и их питание – например, кормление грудью и т.д. и т.п. Различный личный опыт может попадать «под кожу» и изменять то, как функционирует развивающийся мозг младенца и, следовательно, и то, как тело будет функционировать в будущем. Идея биологического встраивания связана с пониманием того, что систематические изменения в качестве среды воспитания ребенка в раннем детстве могут приводить к системным различиям в том, как тело функционирует в будущем (т.е. «встраиваться» в биологию тела). Это важно по ряду причин. В частности, это влияет на то, в какой мере воспринимаем и ощущаем стресс, а также на то, как мы реагируем на стресс.
Вы знаете, что одни дети развиваются так, что они вполне легко могут справляться с неоднозначными или трудными ситуациями. Другие же дети реагируют на такие ситуации так, что делают себе жизнь более трудной. Подобным же образом, есть четкие данные о том, что качество жизненного опыта в раннем детстве может влиять на способность понимать язык и выражать себя вербально и т.д. С течением времени такие влияния «проникают» в тело человека и воздействуют на то, как стареют органы тела и, таким образом, могут воздействовать на здоровье и благополучие человека уже в его взрослой жизни – как результат жизненного опыта в раннем детстве. В сущности, вы знаете, значительная часть работы, которую мы осуществляем в программах по изучению формирования мозга на основе жизненного опыта и биологического развития, связана с попыткой понять, как и где происходит биологическое встраивание.
6. Фрейзер Мастард
BD3_Mustard 1
Понимание развития мозга на основе опыта означает, что вам необходимо понимать воздействие сенсорных стимулов, поступающих в мозг. Итак, если вы читаете ребенку или говорите с ним, держа его на коленях, когда ребенок еще в младенческом возрасте или учится ходить, то вы задействуете много сенсорных проводящих путей: работают не только звук и зрительные стимулы, но также запах, температура и прикосновение. Тогда как если вы посадите ребенка на стул, то эти многочисленные сенсорные пути вы не задействуете. Мозг – это орган, который интегрирует разнообразные стимулы для обеспечения оптимального функционирования, если воспользоваться специальным языком. Поэтому дети, которым читали и которых держали на руках, будут лучше развиваться не только в плане языка и навыков грамотности позже в жизни, но у них также будет меньше анти-социального поведения, когда они повзрослеют, поскольку прикосновение оказывает огромное влияние на то, как этот проводящий путь устанавливается в раннем детстве.
Людям важно понимать, что раннее детство является критическим периодом и периодом наибольшей восприимчивости для развития мозга – именно в этот период происходит формирование систем проводящих путей нервной системы, а они связаны с проводящими путями ощущений. Например, осязание оказывает огромное влияние на то, как работает лимбическая гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система, которая является поводящим путем стресса. Если вы держите на руках ребенка, когда вы с ним разговариваете, и так далее, или даже когда ребенок еще в младенческом возрасте вы смотрите на него, то это оказывает огромное влияние на развитие этого проводящего пути; а мы знаем, что то, как в этом периоде он развивается, впоследствии во взрослой жизни будет управлять вашим поведением; он также управляет вашей уязвимостью в плане проблем душевного здоровья (таких как депрессия). Возможно он также воздействует на риск сердечнососудистых заболеваний – честно говоря, мы пока еще не знаем этого в достаточной мере, но у нас уже имеются некоторые данные, что дело, вероятно, обстоит именно так. Поэтому так важно, чтобы родители это понимали.
Итак, в этом смысле, чрезвычайно важно чтобы у ребенка не было недостатка во взаимодействиях, предполагающих физический контакт с людьми.
7. Роб Сантос
Video: BD1_Santos1
За последние 30 лет мы узнали больше о том, что происходит в ранние годы развития ребенка, чем мы знали в предшествующие 2500 лет. Итак, большая часть этих исследований новые, и только недавно их начали осмыслять. В плане того, что же происходит – на самом деле все начинается с зачатия. Зачастую мы думаем о детях, уже когда они родились, и нам часто следует напоминать себе, что очень многое происходит в утробный период во время беременности. В плане того, какую поддержку мы обеспечиваем детям, нам действительно нужно начинать с предоставления поддержки родителям и особенно беременным женщинам. В плане того, что же происходит в развитии ребенка, история того, как развивается мозг, мне кажется, действительно поразила воображение широкой общественности и всех, кто над этим работает…
То, что называют «ваянием» – это метафора того, что происходит на уровне нейронов в головном мозге; и подобно большинству других живых существ в этом мире, у людей при рождении мозг развит не полностью. После рождения ребенка еще многое требуется сделать, чтобы помочь ребенку развиваться так, чтобы увеличились его возможности и потенциал.
Обучение на основе жизненного опыта очень зависит от социального окружения ребенка. Поэтому в качестве «данного» ребенку необходимо достаточно еды и воды, тепло и физическая безопасность; то, как в ранние годы развивается мозг, в большой мере зависит от присутствия заботливых взаимоотношений или присутствия заботливого взрослого в жизни ребенка; говоря о «ваянии», связи в мозгу ребенка действительно зависят от такого взаимодействия. Поэтому наша обязанность – в свете этих исследований – думать, как способствовать тому, чтобы такие взаимоотношения действительно имели место.
Я хочу упомянуть, что часто и много говорят о том, что раннее детство является критическим периодом и периодом наибольшей восприимчивости для развития ребенка. И хотя это справедливо, зачастую делают ошибку, полагая, что все на этом и заканчивается, что возможности для развития детей заканчиваются до того, как дети идут в школу. А это не так! Если взглянуть на развитие на протяжении всей жизни человека, от зачатия ребенка до взрослой жизни, то наибольшая активность – это развитие мозга в раннем детстве, но существует еще один пик активности – ранние подростковые годы. Но это тема для другого обсуждения.
Поделитесь с Вашими друзьями:
Источник