Научный интерес развития речи ребенка

Научный интерес развития речи ребенка thumbnail

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь детей – очень изумительная, забавная, изобретательная вещь! Как же часто нам приходится слышать от детей много разнообразных детских высказываний, выдуманных детьми слов и смешных фраз, и бывает так, что иногда мы даже не понимаем их смысла.

Развитие культуры речи у детей неотделимо от культуры речи педагога и всех окружающих, ведь дети видят все предметы и явления, которые их окружают, глазами взрослых. Дети оценивают те или иные жизненные ситуации, перенимая взгляды взрослых людей, а также подражая их речи. Речь взрослого человека должна быть правильной грамматически, чётко выраженной и понятной – и это поспособствует в полноценном формировании речи ребенка, ну а в последующем – в успешном школьном обучении. Воспитатель является самым близким человеком, с которым непосредственно в детском саду связан ребёнок. А значит, и речь, поведение воспитателя, его внешний вид – всё это будет ориентиром и  образцом для детей.

Зная, что дошкольники овладевают языком при помощи устной речи, через общение с другими окружающими их людьми, нужно учитывать следующие факторы:

• Образцом для детей является речь воспитателя, и прежде всего – разговорная речь, на которой происходит ежедневное общение воспитателя и ребенка.

• Дети, слушая на занятиях речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком.

• Обращённая к ребёнку речь, должна быть близкой и понятной по смысловому содержанию детям.

• При речевом общении с детьми необходимо применять средства выразительности языка.

Речь – важное условие развития личности ребенка, поэтому очень важно вовремя ее у него развивать.

Для дошкольников свойственна неспособность к длительному волевому усилию, так как у них неустойчивое внимание. И поэтому задача воспитателя – чтобы каждая игра или занятие проходили для детей в доступной и привлекательной для них форме.

Очень хорошо для активности детей использовать различные сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, небылицы, песни, то есть произведения устного народного творчества, ведь от детей к ним исходит огромный интерес. Сказка способствует правильному построению диалога с собеседником, развитию логической связной речи, делает речь насыщенной, эмоциональной и  красивой. Очень хорошо на занятиях придумывать сказки, небылицы, потешки совместно с детьми.

В группах детского сада создаются различные игровые центры, которые развивают представление детей о предметах, явлениях, событиях, пополняют их словарный запас, учат рассуждать, делать собственные выводы, действовать самостоятельно и взаимодействовать с окружающими, группой, договариваться, слышать и слушать, высказывать общее мнение.

Организация проектной деятельности. Для изучения природных явлений и экосистем реализуется проект «Птичий дом», в котором дети выбирали понравившуюся птицу, после чего рисовали ее и составляли ее описание в виде небольшого рассказа.

Экспериментирование. Для экспериментирования используются события – придуманные или реальные, вызвавшие интерес у детей (свойства материалов – глины или пластилина, свойства тканей, явления, свойственные определенным сезонам – снег, дождь, туман и так далее).

Каждый вид исследовательской деятельности подразумевает выполнение речевых задач: подбор определений к разным словам, подбор слов, разгадывание загадок. Развивается диалогическая и монологическая речь. Дети приучаются к правильному построению своих высказываний в соответствии с услышанным и увиденным.

Кроме того, активно используются другие виды совместной деятельности: посещение библиотеки, различные экскурсии (школа, музей, полиция, завод, лесопарк, аптека и так далее).

По результатам сравнительного анализа в конце года видно, что дети показывают устойчивый интерес к изучению окружающего мира, задают много интересующих их вопросов, умеют делать выводы. Также обогащается словарный запас детей: применяются синонимы, словообразование, прилагательные.

Таким образом, познавательно – речевое развитие для дошкольников – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если подходить к решению этих задач с творческим подходом и грамотно, то и проблем в усвоении детьми задач не возникнет.

Удовлетворение детской любознательности, вовлечение детей в активное освоение окружающего мира, помощь ему в овладении способами познания связей между явлениями и предметами – все это позволяет игра.

Игра – это центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением. Для здорового развития ребенка игра – абсолютно необходимая составляющая.

Для ребят-дошкольников  игра имеет исключительное значение: она для них и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. Игры, которые способствуют развитию восприятия, памяти, мышления, внимания, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие детей в целом. В игре для ребенка открывается то, что взрослому известно уже давно. Желание играть и потребность в этих играх у детей дошкольного возраста можно и нужно использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. И если игра будет включена в педагогический процесс, то она станет средством воспитания и обучения. При этом, воспитатель, организуя жизнь детей в игре и руководя ей, всесторонне воздействует на развитие личности ребенка: чувства, сознание, волю и на поведение в целом.

Одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка – это дидактическая игра. В ней создаются условия, при которых каждый ребёнок получает возможность действовать самостоятельно в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая при этом свой собственный действенный и чувственный опыт.

Серьёзная учебная функция дидактических игр – организация и дальнейшее совершенствование опыта детей, а также формирование у них обобщённых представлений и способов действий.

Помочь в развитии речи ребенка могут артикуляционные гимнастики и упражнения, а также пальчиковые игры, ведь движения пальцев и кисти рук ребенка имеют особое развивающее воздействие в развитии речи.

В процессе игровой деятельности и в ходе общения с родными, близкими и воспитателями, в речи детей дошкольного возраста начинают появляться простые распространённые и сложные предложения. В беседах с детьми нужно так задавать вопросы, чтобы ребенок при ответе был бы вынужден применять предложения различной структуры. Если речь ребенка развита хорошо и он способен внимательно слушать и четко произносить слова, ему не будет страшно выражать свои мысли и он с удовольствием будет общаться со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, если мы создаем благоприятные условия для нормального речевого развития ребёнка в дошкольный период, то тем самым мы закладываем прочную основу для всего последующего обучения.

Источник

Современные подходы к развитию речи дошкольников

Центральной фигурой образовательного процесса является ребенок – речевая личность. Становление речевой личности происходит не в линейной последовательности, а в комплексном развитии всех компонентов речи. Его венцом является коммуникативная компетентность – способность пользоваться родным языком как средством речевого взаимодействия в обществе людей, находить свое место среди них, понимать их и быть понятым, согласовывать свои желания с намерениями других участников общения.

Основой развивающей среды для становления такой личности является обеспечение доброжелательной атмосферы, где бы ребенку предоставлялось право на речевую активность, на доверие, на ошибку и доброжелательное отношение. Приоритетами для развивающей среды должны быть общение, обсуждение, речевая творческая деятельность, размышления вслух без боязни ошибиться или иметь другое мнение чем взрослый. Главное – развить у ребенка способность, потребность и интерес к общению с окружающим миром, к познанию его и себя в нем[1]. Развитие речевой личности ребенка дошкольного возраста должно проходить через игровую деятельность (игра, игра-забава, упражнение, игра-занятие, занятия).

Следует использовать работу в малых группах: мини-занятия, что является современным подходом и полностью соответствует личностно ориентированной модели. Во время проведения мини-занятий время не регламентируется взрослым и полностью зависит от желания и активности ребенка, от эмоционально-волевой готовности и содержательной погруженности.

Ставить и решать речевые задания можно в любой деятельности, которой интересуются дети, вне рамок нормированного, определенного во времени организованного занятия-урока. Например, изготовление дидактического материала, как правило, инициирует или принимает на себя воспитатель. Интерес воспитанников к работе взрослого, при доверительном к нему отношении, проявляется в заинтересованных взглядах. Дети подходят ближе, внимательно рассматривают принесенные материалы, задают вопросы. Это и есть точка отсчета активности ребенка, спровоцированная элементом развивающей среды и не ограничена традиционными рамками. Не стоит активно призывать детей к совместной работе, игре, а тем более, отвлекать их внимание от свободной, самостоятельно выбранной деятельности, лучше – заинтересовать их: подготовить атрибуты к игре-драматизации по известной детям сказке, развернуть книгу с яркими иллюстрациями, предложить узнать по характерным признакам героя произведения. Во время его изготовления у воспитателя возникли определенные трудности, что обязательно вызывает у детей желание помочь ему, приобщиться к совместной работе. Параллельно с этим пересказываются фрагменты сказки, обсуждаются поступки персонажей, вспоминается их внешний вид, делаются первые попытки проигрывания диалогов, и все это вместе работает на реализацию задач, которые и ставил педагог на фоне практической деятельности (изготовление атрибутов): пересказ сказки, подготовка к игре-драматизации. Выполнение задач происходит непринужденно, не в регламентированное время, не у фронтальной организации детей, когда интересы всех в полной мере не совпадают. Взрослый должен удовлетворить желание ребенка принять участие в совместной деятельности, параллельно реализуя речевые, познавательные, развивающие педагогические задачи.

Занятия как традиционная форма деятельности в дошкольном учреждении не изымается из практики работы, а просто имеет, не претендуя на первенство, исключительность, обязательность, занять должное место. Доминировать должна свободная, не регламентированная взрослым деятельность, где только режимные процессы остаются неизменными.

В общении с ребенком единственно возможный партнерский стиль. Понятно, что взрослый – партнер, который больше знает, дальновиднее, предусмотрительнее, умело действует, замечает важное, раскрывает причинно-следственные связи или словами, как штрихами, подводит к ним детей. Но делает это так естественно, искусно и незаметно, что ребенку кажется, что это он сам сделал вывод, открытие, удачно соединил, установил связь между разрозненными объектами, предметами, событиями. Педагогический такт, мастерство воспитателя в том и заключаются, чтобы, опираясь на знания индивидуального развития ребенка, отдельными шагами, репликами приближать его к успешному результату[2].

Неприемлемым в общении с ребенком является акцентирование внимания на недостатках речи ребенка. Это может стать поводом для критики, насмешки со стороны других детей. Наибольшей педагогической ошибкой взрослых в таком случае является прямолинейное, открытое исправления: «Скажи правильно, повтори так, как я». Иногда воспитатели прибегают к не менее оскорбительному привлечению других, «грамотных» сверстников для озвучивания правильного варианта: «Повтори так, как сказала Оля». Оба приема неприятны ребенку, оскорбительные, унизительные. Деликатным, тактичным, корректным будет такой вариант действий взрослого: в разговоре с ребенком сказать проблемную для него фразу или слово в соответствии с нормами русской орфоэпии, но в другом контексте, в другой конструкции, с другим логическим ударением, например, в диалоге персонажей литературных произведений, персонифицированных игрушек, предметов и т.д. Важно, чтобы взрослый брал на себя роль не контроллера или эксперта, а носителя информации.

Ориентируясь на принцип интеграционного подхода, уместно использовать в практике работы по речевому развитию пальчиковые игры, методы символической синектики и приемы моделирования, методы сендплея.

Среди известных методов и приемов считаем целесообразным выделить пальчиковые игры и упражнения, поскольку речевое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики мышц пальцев рук. Пальчиковые игры совершенствуют звукопроизношение, помогают развитию коммуникативной активности, развивают внимание, терпение, сдержанность, формируют уверенность в системе телесных координат, позволяют чувствовать радость взаимопонимания без слов, невербального общения. Игры можно предлагать всем детям и для забавы, и для речевого развития. Полезными будут пальчиковые игры и упражнения для детей, малоактивных в диалоге, отвечающих преимущественно одним словом, иногда затрудняющихся при формулировке вопросов, однако демонстрирующих отдельным словом интерес к играм сверстников. Некоторые дошкольники, испытывая недостаток лексического запаса, часто дополняют или заменяют слова жестами, движениями, мимикой. Именно в работе с ними предлагаем начинать с самых простых упражнений, чтобы каждому они были посильны (упражнение «Пальчики здороваются», «Моя семья» и т.п.). Для других детей можно использовать более сложные и разнообразные упражнения, к которым интересно будет присоединиться и родителям (упражнение «Кто с кем дружит», «Быстрый мальчик» и т.п.)[3].

Эффективным средством решения проблемы развития речи ребенка является прием моделирования (замещение объектов, персонажей произведения геометрическими фигурами, которые отличаются по размеру, цвету, фактуре). Обучение моделированию целесообразно начинать в младшем дошкольном возрасте, поскольку дошкольный возраст – это период интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, растет его речевая активность. Приемы моделирования можно использовать для пересказа известного произведения, составления новой сказки. Методы символической синектики помогают при описании объектов окружающей среды, составлении или пересказе сказок.

Внедрение принципиально новых подходов к ребенку, требует во многом и новейших технологий. Одна из таких технологий – технология сендплей. Практика показывает, что песок является прекрасным средством развития и саморазвития детей. Работа с песком имеет многовекторную направленность. Очень интересный вид работы для детей – рисование на песке и рисования песком. Рисование способствует развитию мелкой моторики, а как следствие – развитию речи и умственных способностей. «Песочные» игры и задания побуждают ребенка к проговариванию, заучиванию, пересказу, разыгрыванию диалогов, обеспечивают обогащение словарного запаса, воспитание звуковой культуры речи. Итак, педагоги должны быть ориентированы на личностный и интегрированный подход в работе с ребенком и в речевом развитии в частности, потому что он проходит насквозь через всю жизнедеятельность дошкольника. Рассмотренные приемы и подходы к развитию речи детей дошкольного возраста имеют личностную ориентированность и смогут обеспечить воспитание языковой личности.

[1] Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 80 с.

[2] Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : уч.-метод. пособие /А. Г. Самохвалова – СПб : Речь, 2011. – 150 с.

[3] Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеев, В.И. Яшина. – з-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

Источник

Развитие речи у дошкольников

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Выделяют четыре функции речи:

– семантическая (обозначающая) – предполагает возможность использования речи для общения, посредством обозначения своих мыслей, чувств;

– коммуникативная – обозначает возможность процесса общения между людьми, где речь-инструмент общения;

– эмоциональная (экспрессивная) – способность языка передавать внутренние состояния, желания, эмоции и т.д.;

– регуляторная (функция воздействия) – речь, являясь средством общения, имеет социальное предназначение и служит средством воздействия [2, c. 316].

Коммуникативная функция речи является исходной и основополагающей. Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития. В становлении коммуникативной функции выделяют три этапа: довербальный, возникновение речи, развитие речевого общения [3, c. 21].

Психологи, специализирующиеся в области возрастной психологии, дошкольном детстве выделяют три периода (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин, А.В. Запорожец и др.) :

1 Младший дошкольный возраст (3 – 4 года), характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У детей этого возраста ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним ребенок получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в развернутых высказываниях.

2 Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет): этот период является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

3 Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет): в этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, “взрослые” дела, быть “взрослым”; потребность в признании сверстников и т.д.). Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального “Я”, формирование внутренней социальной позиции.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка: Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.

Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания, в частности на это обращает внимание А.А. Леонтьев и Л.В. Щерба.

Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев выделяли в структуре речевой деятельности мотивационную, исполнительскую и ориентировочную части, такие ее составляющие как мотив (чего хочу достичь речевым поступком), этап замысла, построения внутренней программы высказывания, исполнительную часть и блок контроля. Все блоки в речевой деятельности работают одновременно [3, c. 26].

Источник