Научные статьи психология развития ребенка

Отрасли        психологии

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Подростки лучше учатся на положительном опыте, чем на отрицательном

Известно, что подростки более склонны к принятию рискованных решений, чем взрослые. Согласно одной из гипотез, это может быть связано с тем, что подростки используют иные (более простые) алгоритмы обработки информации о результатах своих поступков. Эксперимент, проведенный британскими и итальянскими психологами и нейроэкономистами, подтвердил эту гипотезу. Оказалось, что подростки не хуже взрослых учатся на положительном опыте, но сильно уступают им в способности учиться на отрицательном. Кроме того, взрослые эффективно используют доступную информацию о том, к какому результату привело бы альтернативное…

Склонность к эмоциональному перееданию или недоеданию не наследуется

В Великобритании идет масштабный проект по изучению пищевого поведения с помощью близнецового метода. Одно из первых исследований в рамках этого проекта показало, что как переедание, так и недоедание в ответ на негативные эмоции практически не закреплено генетически. Оказалось также, что одни и те же дети могут и недоедать, и переедать — и это зависит от ситуации. В результате стало понятно, что изменения аппетита в ответ на эмоции у детей формируются под влиянием их семей.

Валидизация методик диагностики социальной тревожности на российской подростковой выборке

Представлены результаты валидизации двух методик исследования социальной тревожности на современной подростковой выборке — Шкала социального избегания и дистресса (Social Avoidance and Distress Scale — SADS; D. Watson, R. Friend, 1969) и Краткая шкала страха негативной оценки (Brief Fear of Negative Evaluation Scale — BFNE; Leary, M. R., 1983). Были обследованы 246 учащихся московских школ и колледжей. Показано, что факторы пола и возраста подростков не оказывают влияния на ответы испытуемых, что позволило выделить нормативные интервалы для обеих методик. Оба опросника показали высокую внутреннюю…

Помощь в самоисследовании подросткам с синдромом Аспергера: методика Тони Этвуда

Представлена программа «Исследование чувств», разработанная австралийским психологом Тони Этвудом для работы с подростками с синдромом Аспергера. Описаны направления психологической помощи при расстройствах аутистического спектра, обоснована ее необходимость, изложены и прокомментированы занятия по данной программе. Рассмотрены процедурные и методические особенности программы: работа с чувствами, методика «Сумка с эмоциональными инструментами», с помощью которой обсуждаются «инструменты» приведения чувств в порядок (физические, социальные, мыслительные). В курсе занятий участники группы учатся…

Индивидуальные и семейные факторы психологической адаптации подростков c онкогематологическими заболеваниями к лечению методом трансплантации гемопоэтических стволовых клеток

Представлены результаты исследования индивидуальных факторов психологической адаптации к стрессовой ситуации подростков и ухаживающих за ними матерей в условиях лечения методом трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК). Обследованы 28 семей: подростки 11—18 лет (M=14,25), 16 — мужского, 12 — женского пола; матери 31—53 лет (M=41,1). Выявлены значимые взаимосвязи между уровнями приспособления к требованиям лечения у подростков и ухаживающих за ними матерей (r=0,643, p=0,001), уровнями приспособления к лечению и эмоциональным дистрессом у подростков (r=0,544, p=0,007). Подтверждена основная…

Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью у подростков, воспитывающихся в семьях и в детских домах. Изучаются самоотношение, доверие к себе и отношения со значимыми взрослыми. Выборка: 96 подростков 14—16 лет, (46 живут в детских домах). Методы: Методика самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева, Опросник доверия Т.П. Скрипкиной, Опросник детско-родительских отношений (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская), Шкала удовлетворенности жизнью (Е. Динер). Исследование показало, что у воспитанников детских домов доверие к себе в важнейших сферах жизнедеятельности выражено существенно…

Формирование жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних: программа и методологические принципы

В статье рассматривается возможность расширения психолого-педагогического инструментария исправления осужденных через создание программы формирования их жизненных стратегий. Дается определение понятия жизненной стратегии условно осужденного несовершеннолетнего. Раскрывается необходимость комплексного воздействия на личность осужденного с учетом различного рода условий и факторов. Подробно описываются методологические принципы организации психологической коррекционной работы. Обосновывается разработка и использование в образовательной сфере методологии субъектно-соучаствующего подхода. Наряду с…

Семейная идентичность подростков из семей различного типа

Данная статья отражает часть исследования, посвященного изучению семейной идентичности подростков из различных типов семьи. В статье рассматривается вопрос о наличии связи между особенностями семейной идентичности подростков и типом семьи, в которой они воспитываются. Данный вопрос является актуальным для исследования в условиях современного дискурса психологии семьи, в рамках которого довольно часто ставится проблема кризиса семьи, связанного с демографической ситуацией в стране, количеством разводов, распространением альтернативных форм брачных союзов и пр. Традиционно принято считать, что кризис…

Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические аспекты проблемы

В фокусе внимания авторов выявление психологических аспектов проблемы информационной безопасности детей и подростков в современном мире. Отмечается, что новые технологии, проникающие все глубже в нашу жизнь, становятся культурным средством социализации и развития человека, способствуют образованию новых социальных практик в повседневной жизни человека, предписывают определенный стиль жизни. Обращается внимание на то, что воздействие этих технологий разнится в возрастных группах, самыми уязвимыми категориями оказываются дети и подростки. Вслед за западными исследователями проблемы информационной…

Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития

В статье обсуждается проблема интеграции детей с задержкой психического развития в единую образовательную систему. Приводятся данные, демонстрирующие опасность инклюзии без учета особых образовательных потребностей таких детей, обосновывается необходимость включения формирования сферы жизненной компетенции в содержание образования этих школьников. Раскрываются основные направления и требования к результатам специальной работы в сфере жизненной компетенции, включающие развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми…

Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков

Статья посвящена описанию и обсуждению результатов исследования связи образа семьи и семейной идентичности у подростков с их эмоциональным состоянием, измерявшимся с помощью Шкалы депрессии А.Т. Бека. Для исследования образа семьи применялись Шкала семейной адаптации и сплоченности Д.Х. Олсона (FACES-III), а также модифицированная проективная методика М. Куна и Т. Мак-Партланда «Моя семья». В исследовании участвовали 249 подростков обоего пола от 10 до 17 лет. Были выявлены связи эмоционального благополучия подростков с особенностями их переживания ценности семьи, с ее эмоциональной оценкой и с…

Диагностика и нейропсихологическая коррекция детей с неврозоподобными энурезом и энкопрезом

В статье проанализирован опыт работы с шестью детьми с неврозоподобным энурезом и одним ребенком с неврозоподобным энкопрезом. Работа включала психодиагностическое обследование и коррекционные мероприятия. Психодиагностическое обследование было направлено на измерение различных показателей сенсомоторных реакций с целью описания функционального состояния центральной нервной системы, а также включало оценку показателей памяти, внимания и мышления. Функциональные показатели центральной нервной системы у детей с неврозоподобными энурезом и энкопрезом были приближены к тем, что фиксировались у их здоровых…

Чувствительность к справедливости и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола

Исследование посвящено изучению взаимосвязи психологического благополучия и чувствительности к справедливости у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола. Был опрошен 171 респондент в возрасте от 13 до 18 лет, среди них 82 правонарушителя и 89 правопослушных подростков. Для исследования изучаемых переменных были использованы методики: опросник чувствительности к справедливости М. Шмитта, измеряющий чувствительность к справедливости с разных ролевых позиций, и Шкала психологического благополучия Варвик–Эдинбург. Выявлено, что правонарушители значимо более чувствительны к справедливости по…

Воплощение научных идей Л.С. Выготского в практику образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Польше

В статье представлена попытка анализа и описания воплощения концепции Л.С. Выготского в развитие польской психологии, педагогики и специальной педагогики. Особое внимание обращено на использование учения Л.С. Выготского в деятельности образовательных учреждений, целью которой является совершенствование и психолого-педагогическая терапия детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные направления деятельности в сфере образования детей и молодежи, в которых влияние идей Л.С. Выготского особенно заметно: ранняя реабилитация, дошкольное воспитание, обучение в начальной школе…

Психологическое просвещение в контексте содержания ФГОС и стандартов профессиональной деятельности

Представлены материалы, позволяющие обозначить основные проблемы подготовки психологов к работе по психологическому просвещению в контексте требований ФГОС и утверждённых стандартов профессиональной деятельности. Показана связь ряда вопросов методологии практической психологии и тех задач, которые решает специалист в этой области при реализации работы по психологическому просвещению. Проведён детальный анализ основного содержания существующих и действующих ФГОС, тех его аспектов, которые определяют перечень и характер видов работ специалиста, а также уже утверждённых стандартов профессиональной…

Новости психологии

14.08.2020

Новое в психологии

06.08.2020 14:37:00

О проблеме взросления и дистанционной поддержке людей с аутизмом

24.07.2020

Что почитать на выходных?

Партнеры

Портал психологических новостей

Информационные партнеры

Союз охраны психического здоровья

Источник

Психолого-педагогические исследования

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2017

12 место —
направление «Психология»

1,733 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,874 —
двухлетний импакт-фактор

 

Психолого-педагогические исследования  |  Рубрики

Общая психология  |  Жилинская А.В.

Анализ трудностей целеполагания у старших подростков

Психология развития  |  Малюкова Д.А., Пуговкина О.Д.

Взаимосвязь коммуникативного и формального аспектов мышления у старших подростков в контексте проблемы эмоциональной дезадаптации

Математические методы в психологии и смежных науках, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология развития, Теория и методология, Экспериментальная психология  |  Кузнецова О.В., Петрушова И.В.

Взаимосвязь механизмов психологической защиты и временной перспективы в период средней взрослости

Психология развития  |  Денисенкова Н.С., Выроцкова В.В.

Взаимосвязь стратегии поведения в конфликтной ситуации и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников

Психология личности  |  Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н.

Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку

Инновационные модели, Нейропсихология, Общая психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психофизиология, Семейная психология  |  Исаев Е.И.

Возрастно-нормативная модель развития в дошкольном детстве

В помощь психологу, Нейропсихология, Общая психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психофизиология, Семейная психология, Социальная психология  |  Исаев Е.И.

Возрастно-нормативная модель развития младших школьников

Психология развития  |  Хухлаева О.В.

Возрастное развитие в период взрослости

История психологии, Психологическая диагностика, Психология развития, Философия, антропология, культура, Экспериментальная психология  |  Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е.

Воображение и творчество: культурно-исторический подход

Психология развития  |  Песков В.П.

Выявление различий интегральных характеристик представления на разных этапах школьного обучения

Психология развития  |  Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М.

Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта

Психология развития  |  Славутская Е.В.

Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков

В помощь психологу, Инновационные модели, Межкультурная коммуникация, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психотерапия и психокоррекция, Специальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология  |  Кочетова Ю.А., Климакова М.В.

Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков

Педагогическая психология, Психология личности, Психология развития  |  Силакова М.М., Захарова Л.М.

Готовность воспитателей к развивающему взаимодействию с детьми

Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психология труда, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология  |  Арон И.С.

Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития

Психология развития, Социальная психология  |  Котляр И.А., Соколова М.В.

Детская площадка. Место прогулки или пространство развития?

История психологии, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология образования, Психология развития, Теория и методология, Экстремальная психология  |  Исаев Е.И., Тараненко А.В.

Диагностика планирования как возрастного новообразования младших школьников

Психология образования, Психология развития  |  Зак А.З., Сорокова М.Г.

Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников

Психология образования  |  Ермаков С.С.

Диагностика уровня развития теоретического способа мышления у интеллектуально одаренных младших школьников

Психология образования, Психология развития  |  Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М.

Диагностическая беседа, направленная на выявление психологических условий благополучного проживания ребенком кризиса семи лет

 

Источник