Научное общество в развитии ребенка

Малышева Наталия Витальевна

Фёдорова Марина Анатольевна

Смирнова Юлия Алексеевна

«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»

       В настоящее время главной проблемой образования является переход к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности обучающихся. Необходимость такого перехода обусловлена с одной стороны – модернизацией образования, переходом на новые ФГОС и с другой – поиском новых форм организации образовательной среды, новых методов и приёмов обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса. Поэтому современный учитель – это, прежде всего творец учебного процесса, это педагог, способный создавать благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала личности каждого ребенка.  Одним из таких условий является проектно-исследовательская деятельность учащихся.

 Сегодня педагогический поиск и экспериментирование становятся средством целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, фактором совершенствования профессиональной педагогической культуры, принципиальным условием развития образовательного учреждения. Школа нового поколения предоставляет учителю и ученику вариативность в выборе направлений и способов учебной деятельности.

В нашей школе (МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа») одним из способов учебной деятельности является разработанная и апробированная система работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, можно сказать академически одаренными детьми. В нашу систему входят:

– работа предметных кружков, где проходит погружение ребенка в предметную область;

– организация и проведение ученических конференций и олимпиад, где учащиеся представляют свой интеллектуальный продукт  и показывают свои знания и широту кругозора;

– организация и проведение познавательных и интеллектуальных игр.

В целом, накоплен позитивный опыт по организации исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность в нашей школе начинается уже с первого  класса и продолжается на всем протяжении обучения школьников.

Учащиеся начальной школы по своей природе исследователи, поэтому их интересует всё новое, неизвестное. Дети лучше познают мир, если обучение и воспитание построено на проблемной основе, носит исследовательский характер. Самостоятельная творческая деятельность под руководством умного наставника будит жажду познания, любознательность, развивает их потенциальные способности, а значит, способствует самореализации и самоопределению человека в будущем.

С целью выявления и поддержки одарённых и способных учеников, в 2012 году под руководством инициативной группы учителей Малышевой Н.В., Фёдоровой М.А. и Смирновой Ю.А. в МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» было создано научное общество учащихся (НОУ) «Шаг к успеху».

Создание НОУ «Шаг к успеху» проходило в два этапа.

    Первый этап предусматривал знакомство и изучение опыта других образовательных учреждений по организации деятельности подобных обществ, а также оказание методического сопровождения учителям, внедряющим проектно – исследовательскую деятельность в образовательный процесс.

    В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура НОУ школы, которую возглавляет – руководитель методического совета школы.

     В соответствии с Положением о НОУ «Шаг к успеху» членами общества являются школьники, работающие в исследовательских кружках во главе с их руководителями, а также обучающиеся, проявляющие познавательный  интерес к занятием исследовательской деятельностью. Не скажу, что все педагоги нашего образовательного учреждения охотно включаются в работу НОУ, но наши ряды растут. И на сегодняшний день в НОУ состоит 50 учеников.

Целью школьного НОУ является создание условий для интеллектуального развития ребёнка в самостоятельной творческой деятельности, с учётом его индивидуальных возможностей и интересов. Работа с детьми младшего школьного возраста имеет свои особенности. Прежде всего – никакого принуждения. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ «Шаг к успеху». Ребёнок должен сам захотеть поработать над проблемой, а стимулирование его исследовательской активности, поддержка в ребёнке жажды новых впечатлений, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – это главная задача учителя.

 Поэтому мы выделяем следующие принципы работы НОУ:

  • сотрудничество – творческое объединение усилий педагогов, обучающихся и их родителей, в котором все участники процесса получают навыки совместной творческой деятельности, крепнет взаимопонимание детей и родителей;
  • межпредметность – взаимопроникновение, взаимосвязь различных учебных дисциплин формирует правильное мировоззрение ребёнка, показывает связь учебных предметов с окружающей жизнью;
  • научность – исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной и научно-популярной литературы, знакомятся на доступном им уровне с научными методами работы. Таким образом, уже в младшем школьном возрасте закладываются навыки научного поиска.

Мы хорошо понимаем, что исследовательскую работу младшего школьника назвать «научной» не совсем верно, так как у него нет ещё системы знаний, позволяющей увидеть все закономерности развития природы и общества. Мы и не требуем, и не ожидаем необыкновенных открытий от своих учеников. Но если ребёнок сумел найти и описать, пусть с нашей помощью, маленькую «изюминку» в каком- либо вопросе, относящемся к области науки, то он будет удивлён и горд от совершённого им «открытия». А это, несомненно, способствует его саморазвитию и самоутверждению.

Исследовательскую деятельность младших школьников мы строим по следующим направлениям:

  • организация проектно-исследовательской деятельности на уроке;
  • занятия исследовательской деятельностью в  кружках «Я – исследователь», «Вокруг тебя мир», «Почемучки» и др.;
  • работа НОУ «Шаг к успеху» в соответствии с Положением и утверждённым планом работы на учебный год;
  • проведение ежегодной научно-исследовательской конференции    «Первые открытия».
Читайте также:  Центр развития ребенка 21 саянск

Процесс реализации исследовательской деятельности НОУ «Шаг к успеху» проходит в несколько этапов:

  • 1 этап – предполагает выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков позволяющих заниматься исследовательской работой (психолог).

Для развития у детей навыков исследовательского поведения, необходимо сформировать у детей следующие умения:

-Видеть проблему;

-Задавать вопросы;

-Выдвигать гипотезы;

-Давать определения понятиям;

-Классифицировать;

-Наблюдать;

-Проводить эксперименты;

-Делать выводы и заключения;

-Структурировать материал;

-Доказывать и защищать свои идеи.

Формирование исследовательской культуры у младших школьников идёт на протяжении всех 4-х лет обучения в начальной школе.

  • 2 этап – выбор темы предполагаемого исследования, постановка проблем, задач.
  • 3 этап – индивидуальная (групповая) работа научного руководителя (как правило, классный руководитель) с учеником. Идёт сбор материала по теме исследования, работа в библиотеке, знакомство с научной и научно-популярной литературой, в музее и т.д. Консультативная помощь. Одно из главных правил для учителей: не делай за ученика то, что он сможет сделать самостоятельно.
  • 4 этап – оформление выполненных исследовательских работ, работа на компьютерах в кабинете информатики. (Родители обучающихся оказывают посильную помощь, приобретая вместе со своим ребёнком навыки совместной творческой деятельности.) Рецензирование работ научными руководителями.
  • 5 этап – публичное представление работ на конференции «Первые открытия». Учителя школы с большим желанием приглашают на уроки окружающего мира ребят из НОУ для представления исследовательских работ.

Именно на научно-исследовательской конференции «Первые открытия» подводятся итоги исследовательской деятельности за учебный год, заслушиваются лучшие  работы учащихся, отобранные в результате предварительного рецензирования по определенным, общим для всех критериям. Жюри из числа наиболее подготовленных обучающихся, учителей, родителей, представителей органов Управления образования оценивает выступление участников конференции и определяет победителей данного конкурса по номинациям:

  • лучший эксперимент, наблюдение;
  • лучшая защита;
  • постановка самой оригинальной проблемы;
  • лучший творческий проект;
  • лучший руководитель проекта.

Наше  НОУ существует уже третий год. За это время мы смогли создать Банк проектно-исследовательских работ обучающихся МОУ «Волосовская НОШ» Разработали методическое сопровождение для педагогов по организации исследовательской деятельности в НОУ:

-Положение о НОУ «Шаг к успеху»;

-Положение о научно-исследовательской деятельности;

-Положение о Научно-исследовательской конференции «Первые открытия»;

-Памятка для педагогов-руководителей проектов;

-Рекомендации для обучающихся по выбору темы и оформлению результатов исследовательской работы.

– Анкеты для родителей, анкета для учащихся

-Карта развития метапредметных результатов курса внеурочной деятельности (исследовательский кружок), которая помогает учителю определить уровень сформированности метапредметных результатов каждого ученика в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе.

Стараясь познать мир вокруг себя, малыши делают посильные для себя открытия: «Как появляются снежинки?», «Почему лягушка скользкая?» или «Кто раскрасил радугу?», «Как вырастить птенца стрижа в домашних условиях?». Разумеется, за этим результатом стоит творчески работающий учитель. Практика убедительно показывает, что организация исследовательской деятельности обучающихся является трудным, кропотливым для педагога занятием, но в тоже время очень интересным и увлекательным. Ведь победа ученика это радость учителя, работающего с ним. С ростом ученика растёт и учитель! Таким образом, научное общество учащихся «Шаг к успеху» создает оптимальные условия и для повышения квалификации учителей школы  в области реализации современных подходов к организации проектно – исследовательской деятельности .

 Одним из главных результатов работы НОУ «Шаг к успеху» мы считаем создание атмосферы творческого научного поиска, формирование культуры исследовательской деятельности обучающихся, развитие познавательных интересов обучающихся, выходящих за рамки школьной программы. Научное общество учащихся способствует становлению и развитие личностных качеств обучающихся, благодаря которым ученик начальной школы может успешно адаптироваться в основной школе, а качество его подготовки соответствовать запросам государства, времени, семьи. У ребят появляется возможность представить работы для участия в  школьных, городских и межрегиональных конференциях и семинарах, опубликовать наиболее интересные исследования на сайте одарённых детей «Алые паруса». И быть может нынешние члены общества это не только будущие победители муниципальных, областных конференций, это не только студенты ВУЗов, но и будущие учёные!

Источник

Научное общество как одна из форм организации работы с одарёнными детьми

Петрачковой Татьяны Григорьевны,

учитель английского языка

 МБОУ «Лицей № 17»

г. Славгорода

vip621@yandex.ru

        Развитие системы работы с одаренной учащейся молодежью – одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы. Проект модернизации образования России предусматривает обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей.

Читайте также:  Рекомендации для логопеда по развитию у ребенка связной речи

        Работа с одарёнными детьми в МБОУ «Лицей «17» г. Славгорода ведётся по  авторской подпрограмме «Одарённые дети» которая является частью Комплексно – целевой программы  развития образования учреждения. В декабре 2012 года завершилась реализация подпрограммы, рассчитанной на работу с одарёнными детьми лицея на период с 2008 по 2012 учебные годы. На педагогическом совете лицея утверждена новая подпрограмма  на период 2013-2017 учебные годы.    Целью подпрограммы является формирование системы работы с лицеистами через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;   обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов, стимулирования мотивации развития способностей, поддержке его талантов семьей, системой основного и дополнительного образования.                                                                                                   Учащиеся объединены   в научное      общество «Поиск». Научное общество имеет Положение о лицейском научном обществе и  Устав научного общества учащихся МБОУ «Лицей №17».  Работа планируется на текущий учебный год. Членам общества вручаются удостоверения, свидетельствующие о принадлежности учащихся к сообществу исследователей. Научное общество имеет свою историю. НОУ занесено во Общероссийский реестр научных объединений при Общественной Малой Академии Наук «Интеллект будущего в 2010 году по итогам всероссийского конкурса научных объединений, г.Обнинск Об этом свидетельствует сертификат с регистрационным номером П-2010/48.

       Работа в НОУ ведётся по 5 предметным направлениям: секция гуманитарных наук (русский язык и литература, история, обществознание,  иностранные языки, искусство), секция    точных наук (математика, информатика, физика, астрономия), секция естественных наук (химия, биология, краеведение, география, медицина), секция общих наук (социология, психология) и     секция начальных классов. Научным обществом решаются следующие      задачи:

  • готовить членов общества к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать  познавательную активность и творческие способности;
  • знакомить  с методами и приемами научного поиска;
  • учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать,                                             систематизировать информацию, выявлять и формулировать исследовательские проблемы,           грамотно оформлять научную работу.

Содержанием работы с одарёнными детьми является:

  • разработка проектов  исследований;
  • удовлетворение персонального спроса участников НОУ на изучение интересующих проблем;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;
  • проведение научно-практических конференций в лицее;
  • заседания совета научного  общества лицея;
  • встречи с учеными, сотрудниками  архивов, музеев;
  • представление исследовательских работ на городском, краевом, всероссийском уровне и международном уровне;
  • создание банка данных об исследовательских работах членов НОУ, размещение информации по исследовательской работе на сайте лицея, в сети Интернет, в СМИ.

НОУ «Поиск» осуществляет свою деятельность в тесном контакте с            администрацией и педагогическим коллективом лицея. Практически каждый педагог занимается исследовательской деятельностью с учащимися и имеет удостоверение научного руководителя по программе «Будущее Алтая». Сотрудничество с высшими учебными заведениями (АГТУ, АГУ, г.Барнаул) помогает руководителям в работе с одарёнными детьми. Учащиеся информационно-технологического класса занимаются в Педагогическом университете при ТУСУР г.Томск.

        Организован и проводится по плану курс юного исследователя, где учащиеся получают первые навыки исследовательской работы. Целью программы курса является знакомство учащихся с основными приёмами научно – исследовательской деятельности и получение начальных навыков проведения научного исследования; способствовать развитию мировоззренческого потенциала. Рабочая программа  обеспечивает закрепление учащимися теоретических занятий на практических работах. Особенностью данной программы является то, что состав разновозрастной. Предполагается объединение детей разного возраста (5 – 11 класс), но с одним общим качеством – интерес к научным исследованиям. Программа курса составлена с учётом принципов системности, научности, доступности. На занятия отводится 34 часа (1 час в неделю). Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, растёт качество и актуальность исследовательских работ, количество и качество использования информационных технологий. Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях. При выполнении научного исследования по данной программе ученик обучается работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.

Большая  часть работы отводится индивидуальным занятиям и консультациям, когда исследователем  под руководством научного руководителя составляется программа действий,  многократно обсуждаются и прорабатываются все её пункты. Исследователи  лицея ежегодно участвуют в работе    установочных сессий  по программе «Будущее Алтая».

Читайте также:  Mp3sort biz музыкальные инновации для развития ребенка

          Значительно расширилась география и результативность участия в конкурсных мероприятиях в форме предметных турниров, олимпиад, чемпионатов, игровых конкурсов от городского уровня до международного.  Непременное условие работы с одаренными детьми – активное участие в олимпиадном движении. На протяжении нескольких лет учащиеся лицея становятся победителями и призерами заочных Всероссийских олимпиад школьников. В 2012-2013 учебном году Никитин Кирилл, ученик 6 класса, стал победителем чемпионата по информатике на Российском уровне и был награждён медалью победителя. Медали (1 серебряную и 2 бронзовых) получили ученики 9 касса Мельниченко Артём, Круподёрова Инна и Кононенко Семён за победу во всероссийском чемпионате по английскому языку. Возросло количество победителей и призёров на краевом уровне по информатике, русскому языку, английскому языку, обществознанию, истории, математике в среднем и старшем звене. Отличные результаты показали в заочных предметных олимпиадах учащиеся начальных классов.

Третий год НОУ лицея принимает участие во  всероссийской акции «VIVAT, Наука!». Она является завершающим этапом месячника Науки, который проходит в лицее ежегодно. В его программе предметные недели, конкурсные мероприятия, брейн-ринги, лицейские конференции по возрастным категориям. Отчёт отправляется в город Обнинск – центр программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Информационно-творческий коллективный проект юных исследователей «Мировые достижения науки» опубликован на сайте МАН «Интеллект будущего», г.Обнинск.

Сотрудничество с Малой Академией наук даёт неограниченные возможности учащимся проявить себя и развить свои творческие способности: научно-исследовательские конференции, проектная деятельность, конкурсные мероприятия, олимпиады развивают критическое мышление, способность к анализу.

В этом учебном 2012-2013 году исследователи лицея впервые имели опыт участие в межрегиональной конференции проектных и исследовательских работ (КИПР, г.Киров) в режиме on-line. От НОУ лицея было опубликовано  13 работ. Все работы имеют сертификат о публикации и 8 их них отмечены дипломом победителя. Учащиеся имели возможность не только представить свои работы, но и получить оценку за своё исследование от оппонентов, задать вопросы по работам, которые были опубликованы  на сайте КИПР.

Следствием работы с одарёнными детьми являются достижения учащихся  по разным направлениям. Высоких результатов ежегодно добиваются учащиеся лицея на всероссийском уровне в конкурсе    научно-исследовательских работ «Шаги в науку» и «Юность. Наука. Культура» по программе МАН «Интеллект будущего»; «Земляне»,г.Астрахань, «Человек на земле», г.Москва. В копилке лицея имеется четыре медали Э.Галуа за победы в научно-исследовательских проектах «Первые шаги».  

Учебное заведение является активным участником Всероссийского креативного конкурса «Познание и творчество». МБОУ «Лицей №17» занесён в список лучших учебных заведений, работающих по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Педагоги  имеют опыт и хорошие результаты в организации конкурсных мероприятий в этом направлении.

Отмечается высокая результативность участия исследователей в конкурсных мероприятиях: 10-12 учащихся ежегодно заносятся в Книгу «Ими гордится Россия» по программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Впервые в лицее  в 2012-2013 учебном году Коновалова Анастасия, ученица 10 класса, стала  победителем международного заочного конкурса исследовательских работ «Общественные науки». Её работа опубликована в сборнике научно-исследовательских работ «Проба пера». Корнейчук Татьяна, ученица 9 класса, получила диплом I степени на III межрегиональной научно-практической конференции учащихся и студентов «Первые шаги в науку – 2013» с международным участием. В апреле 2013 года три ученицы стали победителями в очной всероссийской научно-практической конференции  «Юность. Наука. Культура.» в г.Новосибирске, организованной Малой Академией Наук по  программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». Это Поликарпова Ксения, Функ Лилия  (10 класс), Шульгина Дарья (11 класс). Щетинин Евгений получил Президентскую премию в размере 30 тысяч, став участником очной конференции научно-исследовательских работ в г.Обнинске. В 2011 году Дмитрий Фоменко, дипломант III степени XVII Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (МГТУ им.Баумана, г.Москва)  был приглашён в США для участия в Международной выставке Intel ISEF.

Ежегодно выпускники, поступая в ВУЗы, используют наработанный материал, обучаясь по курсу, связанному с исследованиями в лицее. Они получают  автоматические зачеты, применяя знания, умения, навыки, которые приобретают при работе над определёнными темами.        

       Для ребёнка важно, чтобы его работа была оценена и замечена. Заключительным этапом работы НОУ каждый год является торжественное заседание научного общества, где подводятся итоги работы за год, и происходит награждение победителей, на котором присутствуют и родители. В мае 2013 года по окончании сезона всех конкурсных мероприятий победители всероссийского и международного конкурсов «Медвежонок – языкознание для всех» и «Британский Бульдог» были приглашены на церемонию награждения за победу в конкурсах в г.Барнаул, где побывали дети и родители учащихся.

Результаты работы НОУ «Поиск» регулярно выставляются на сайте лицея и освещаются в местном СМИ, в сети Интернет. Лучшие исследовательские работы пополняют банк достижений НОУ лицея.

Источник