Научно практическая конференция детский сад будущего условия развития успешного ребенка
Пост-релиз
Научно-практическая конференция с международным участием
«Детский сад будущего:
условия развития успешного ребенка»
31 марта 2017 года кафедрой дошкольного образования Института детства
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования была
проведена шестая традиционная научно-практическая конференция с международным
участием «Детский сад будущего: условия развития успешного ребенка» (далее
Конференция) в рамках XVI специализированной выставки товаров и услуг для детей
и семей «Планета детства».
В конференции приняли участие более 350 человек, среди
которых представители Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Ярославля, Перми и
других городов России, а также представители зарубежных стран (США, Молдавия,
Эстония, Казахстан, Белоруссия и др.).
Основной идей конференции,
которая проходила лейтмотивом через все ее мероприятия, стало признание
необходимости комплексного изучения актуальных проблем современного детства.
Поскольку только такое, комплексное изучение позволяет сегодня сформировать адекватный
портрет ребенка дошкольного возраста, понять особенности возрастной динамики
его развития и на этой основе формировать новые эффективные модели воспитания,
развития, социализации наших дошкольников на основе уже существующих, важно
было обсудить основные подходы к типам воздействия на личность ребенка, для
того, чтобы определить условия наибольшего благоприятствования раннему развитию
его задатков и способностей.
Эта идея реализовывалась в цели конференции –
обсуждение проблем и поиск ответов на вопросы соотношения традиций и инноваций
в современном дошкольном образовании, направленных на восприятие и поддержку
успешной личности воспитанника ДОО, что необходимо сохранять в отечественном
дошкольном образовании, какие инновационные модели, формы, методы позволят
достичь качественно нового уровня координации усилий всех субъектов воспитания
в условиях современных требований к дошкольному образованию.
В рамках конференции были рассмотрены шесть основных
проблем:
1)
портрет
успешного дошкольника: поиск, возможности, перспективы;
2)
педагог
– ключевая фигура создания условий развития успешного ребенка;
3)
социальное
партнерство в интересах детей: совместные программы и проекты в условиях
реализации образовательных стандартов.
4)
семья,
как среда для ребёнка: лучшая из возможных. Профилактика семейного
неблагополучия.
5)
психолого-педагогическое
сопровождение как условие развития успешного ребенка;
6)
современные
образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного
образования.
Открыла конференцию пленарная дискуссия на тему: «Современное образование: теория и практика создания условий для развития успешного ребенка-дошкольника», в рамках которой приняли участиепредставители педагогического и научного сообщества, вузовской науки и
педагоги-практики. В центре внимания оказались вопросы:
1)
психология
успеха и варианты ее понимания различными субъектами воспитания;
2)
особенности
ожиданий взрослых и детей в отношении себя и других;
3)
педагогические
организации и их теоретическое и практическое наследие как источник понимания
условий и средств успешного ребенка (Ф. Фребеля и до настоящих дней).
И хотя, в ходе дискуссии обсуждались
вопросы, связанные с развитием дошкольного образования, но основной акцент был
сделан на:
– соотношение традиций и новаций в
воспитании и развитии личности успешного ребенка;
– конкретизацию и согласование воспитательных
позиций педагога, родителя и других социальных институтов в процессе
модернизации системы дошкольного образования;
– осмысление проблем и перспектив семьи и иных
социальных институтов в условиях современных реалий периода дошкольного детства.
Освоение педагогическими коллективами
содержания ФГОС создает условия, которые являются знаниевой и функциональной
основой, используя которую нужно реализовывать творческий потенциал
воспитателей и специалистов ДОО. Это особенно актуально для осуществления
дифференциации и индивидуализации, как направлений в педагогической
деятельности, ориентирующих на создание условий обретения успеха каждым
субъектом воспитания.
Кадровый потенциал детских садов должен
повышаться, в том числе благодаря проведению пилотных проектов под руководством
ученых и высококвалифицированных педагогов-практиков. Для этого требуется
сохранить научно-методическое сопровождение, а также совершенствовать систему
стимулов для приходящих в ДОО новых специалистов, чтобы не только их удержать,
но и привить идеологию самоценности детства.
Значимое место в конференции заняли и
секционные заседания. В рамках конференции были представлены 3 секции,
проведенные в формах: дискуссионной площадки, мастер-класса,
семинара-практикума, круглого стола.
·
Секция 1. Успешный педагог – успешный ребенок» (круглый стол)
·
Секция 2. Технологии успеха в дошкольном образовании
(мастер-класс)
· Секция 3. Развивающая предметно-пространственная среда – территория
успеха (мастер-класс, дискуссия)
Секция № 1 позволила включить
участников конференции в профессиональное обсуждение тех проблем
преемственности детского сада и школы, которые связаны с воспитательной
позицией педагога, ориентированного на всестороннюю поддержку активности и творчества
ребенка. Было акцентировано внимание участников секции современных особенностях
проблем преемственности воспитания в ДОО и школе. В рамках секции участникам
конференции была предоставлена возможность познакомиться с рядом новых
образовательных технологий и оригинальных методик преподавания в системе
дополнительного профессионального образования, новыми формами
профессионально-педагогического общения.
Большой интерес вызвало сообщение об обучении студентов
одного из ведущих педагогических вузов России РГПУ им. А.И. Герцена. Рассматривался
довольно таки противоречивый вопрос: каким должен быть и каким сейчас является
типичный студент педагогического вуза?
На секции
№2 участники рассмотрели современные психолого-педагогические подходы и
методы поддержки дошкольников в области социально-коммуникативного развития, а
также познакомились со
взглядами специалистов в области дошкольного детства на проблему оценивания
успешности ребенка в разных дидактико-воспитательных системах.
Секция № 3 позволила обсудить
эффективные практики создания и совершенствования развивающей
предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей
воспитанников, типа ДОО, интересов и способностей педагогов и специалистов в конкретных
ДОО, а также определить перспективы и направления сотрудничества с семьей по
созданию моделей внутрисемейной развивающей среды. Рекомендовано учитывать
методические рекомендации, разработанные преподавателями кафедры (Власова Г.И.,
Шувалов Д.В. и др.).
В рамках пленарной дискуссии конференции были
представлены доклады, позволяющие участникам конференции сформулировать
рекомендации педагогическим коллективам ДОО г.Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, а именно:
– обратиться к историческим корням дошкольного образования
в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе;
– становление и развитие личности ребенка-дошкольника
рассмтривать в русле идеи ученого-психолога А.В. Запорожца о «самоценности»
дошкольного периода детства;
– обратить внимание на придание приоритета разработкам
и использованию инноваций в условиях деятельности современного детского сада с
учетом проблемы личности успешного ребенка-дошкольника;
– по-новому взглянуть на воспитательную проблему
современной семьи и перспективу взаимодействия с ней в интересах детской
личности;
– акцентировать внимание на проблеме ожиданий ребенка
в современном мире и оценке его перспектив взрослыми.
Во
время прохождения конференции работала экспертная группа, состоящая из
представителей педагогической общественности и ведущих специалистов в области
дошкольного образования (Г.И. Власова, Г.Б. Монина, А.А. Арютина, Е.Е. Коренева-Леонтьева,Е.В.
Таяновская, А.С. Турчин, С.М. Шингаев). Эксперты объективно оценили мероприятия
конференции:
·
Экспертная группа отмечает, что осмысление феномена детства в
контексте научных исследований дает основания утверждать, что детство и успешный
ребёнок не просто определяются типом культуры, но и сами являются реальным
фундаментом ее развития. В этой связи хочется подчеркнуть важность характера
влияния социокультурного контекста на развитие, воспитание, социализацию
ребенка, как успешной личности, усвоения культурного опыта, образцов
деятельности которой опирается на понимание и поддержку со стороны взрослых
субъектов воспитания.
·
Экспертная группа акцентирует внимание на том, что необходима единая продуманная
государственная политика в решении основных проблем дошкольного детства,
которая позволит интегрировать общие усилия, обеспечить сотрудничество науки,
семьи, образования и бизнеса в решении проблем развития ребенка-дошкольника,
как будущего успешного члена общества.
·
Рассматривая
детство дошкольника как стратегический ресурс развития общества, учитывая исключительное
значение решения проблем, связанных с полноценной социализацией детей,
экспертная группа предлагает итогом конференции
считать следующие позиции:
– обратить внимание руководства и работников
дошкольных образовательных организаций на расширение возможностей повышения
квалификации воспитателей в области организации сотрудничества с родителями
детей и социальными институтами;
– определить условия, обеспечивающие организацию
успешной исследовательской познавательной деятельности детей разного возраста с
учётом индивидуальных особенностей;
– через систему
повышения квалификации стимулировать воспитателей и специалистов ДОО к включению
родителей в совместную творческую деятельность с детьми;
– провести международную конференцию, сохранив
преемственную связь ее темы с учетом полученного и подлежащего
последующему рассмотрению и обобщению опыта работы ДОО в условиях реализации
ФГОС ДО.
Все участники 6-ой традиционной Конференции обращаются
ко всем заинтересованным представителям мирового педагогического и научного
сообщества принять непосредственное участие в очередной, 7-ой ежегодной
конференции, организуемой кафедрой дошкольного образования Института детства
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
Руководство академии и кафедра выражает
признательность всем, кто принял участие и оказал поддержку в подготовке и
проведении Конференции.
Более подробная информация о результатах Конференции, в том числе
презентации докладчиков, размещена на сайте Академии – https://www.spbappo.ru/
Материалы с конференции:
Источник
IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием
«Лучшие практики дошкольного образования в эпоху цифровизации»
25 июня 2020 на вебинарной площадке СПб АППО была проведена IХ Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Детский сад будущего: лучшие практики дошкольного образования в эпоху цифровизации». В рамках мероприятия было представлено более 40 докладов, в конференции приняли участие более 400 человек, среди которых представители разных регионов России, а также зарубежных стран Белоруссии, Литвы.
Основной целью конференции стало обсуждение тенденций развития дошкольного образования в эпоху цифровизации. Ведущие педагоги системы дошкольного образования поделились лучшими практиками внедрения цифровых технологий в предметно-пространственную среду образовательного учреждения.
На пленарном заседании были представлены доклады, позволяющие участникам конференции отметить, что сейчас дети живут в эпоху цифровизации, для них сетевые технологии – неотъемлемая часть жизни, особенно для поколения «альфа» (тех детей, которые родились после 2010 года). Ведущие ученые России Шерайзина Р.М., Майер А.А., Рыжова Н.А., Кондаков А.М. рассуждали о профессии – педагог дошкольной образовательной организации в современном информационном обществе, «цифровой» педагогике: оптике аналогового дошкольного образования», плюсах и минусах влияния цифровизации на подрастающее поколение. Выступающими было отмечено, что, несмотря на внешне изменившийся мир, дети остаются детьми, равно как и педагоги – наставниками. Для того чтобы процесс воспитания в ДОО шёл продуктивнее, нужен хорошо организованный контакт с ребёнком, который возможен, если мы принимаем увлечения ребёнка и направляем их в нужное русло. Использование цифровых технологий расширяет границы реального мира, но, как отметила спикер конференции, профессор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета Наталья Рыжова, сетевые технологии нужно использовать в меру и сочетать их с реальным миром. Например, сортировать мусор «по-настоящему» после сортировки на экране электронной доски. Участники конференции уделили большое внимание особенностям личности современного ребёнка. Несмотря на цифровизацию, дети по-прежнему любят подвижные игры, с увлечением играют в игры настольные. Дети всё также любят взаимодействовать со взрослыми и открыты их миру. Докладчики ещё раз подчеркнули важность согласованных действий семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах формирования личностных качеств ребёнка. И, как отметил член-корреспондент Российской академии образования, генеральный директор платформы «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков, «никакая машина (искусственный интеллект) не сформирует навыки и компетенции, основанные на эмоциональном интеллекте – умение управлять собственным поведением, умение адекватно оценивать поведение других людей, умение взаимодействовать с другими людьми». Спикер также отметил, что личностные качества ребёнка может сформировать только педагог «в содружестве с семьёй», и, начиная с дошкольного возраста, у детей надо формировать важные навыки ХХI века – навыки самоорганизации, самоактуализации и саморефлексии. Александр Михайлович сказал: «Во все времена дети умеют мечтать, надеяться, дерзать, творить, и в этом мы должны их поддерживать».
Значимое место в конференции заняли секционные заседания.
С каждым годом цифровые технологии становятся все доступнее и все совершеннее, наполняя собой нашу жизнь. Дети включаются в цифровой мир почти с рождения. Система образования может стать драйвером цифровых изменений человеческой жизни, но для этого она должна идти на острие новых цифровых решений и технологий. Именно этой актуальной теме и была посвящена секции № 1. «Цифровые технологии в ДОО: условия внедрения».
На секции обсуждались вопросы, изменения дошкольного образования в цифровую эпоху, использования цифровых технологий и ресурсов в обучении и воспитании ребенка дошкольника, места педагога в цифровом мире, использования как традиционных так и инновационных форм работы ДОУ, которые позволяют решать актуальные задачи дошкольного образования, при этом как подчеркнула докладчик Скоролупова О.А. должно быть разумное и эффективное их сочетание в организации образовательного процесса. При актуальной цифровизации образовательной среды и всей работы ДОО весьма важно сохранить сенсорное развитие ребенка как первую чувственную ступень познания окружающего мира и формирования мышления. Руководитель департамента образования и руководители ДОО и рассказали о возможностях, которые дает сетевое взаимодействие и использование интерактивных методов работы. Ершова О.С. из Перми предложила всем участникам конференции принять участие в конкурсных сетевых проектах технической направленности для детей дошкольного возраста, организованных департаментом образования. О преимуществах профессиональной коммуникации в условиях использования в образовательном процессе технологии электронного обучения рассказали заведующие ДОО Волнеина Д.А., Латыпова В.П., Погадаева Т.В. из Перми, Степанова М.М. из Воронежа. Данный ресурс соответствует мировой установке «образование длинною в жизнь», которое осуществляется без отрыва от производства и повышает профессиональную мотивацию и личностный рост педагогов.
Выступления педагогов-практиков были посвящены апробации различных технологий работы в условиях детского сада: интерактивное образовательное пространство в ДОО, использование электронного образовательного ресурса «Путешествие по Санкт-Петербургу», использование интерактивного плаката в профессиональном развитии педагога, мульти-студия как цифровой ресурс развития инклюзивной образовательной среды детского сада, «буктрейлер» как мотиватор развития творческих способностей детей дошкольного возраста и др.
Каралашвили Е.А. представитель издательства «Русское слово» вызвало интерес у участников конференции. Она продемонстрировала новинки издательской продукции, созданной в актуальных цифровых форматах.
Основные проблемы и перспективы, которые прозвучали в выступлениях педагогов дошкольного образования, были следующие: новое информационно-цифровое пространство детского сада требует новых квалификационных характеристик от педагогов ДОУ, повышения их квалификации; необходимо сохранить лучшие традиции, свойственные для дошкольного образования в нашей стране, избегая перекосов, использовать новое, позитивное, цифровое в детском саду, как в отношении детей, так и в отношении педагогов и родителей; одобрить творческий поиск педагогов, связанный с использованием информационных и цифровых технологий в пространстве детского сада, при этом, организовать дискуссионные площадки, на которых можно открыто обсуждать влияние цифровизации на различные аспекты здоровья современных детей.
Целью проведения секции №2 «Вариативные формы дошкольного образования в эпоху цифровизации» являлось открытое обсуждение современных вариативных форм дошкольного образования, обмен опытом и распространение лучших современных образовательных практик.
В рамках секции № 2 обсуждались:
- актуальные вопросы цифровизации дошкольного образования;
- вариативные и неинституциональные формы дошкольного образования;
- возможности для развития «дружественных сред», берущих на себя образовательные функции.
На заседании секции № 2 были обсуждены следующие вопросы:
- обеспечение качества образования детей в вариативных формах дошкольного образования;
- цифровые технологии в образовании дошкольников XXI века.
В чате участники секции конференции смогли обсудить проблемные вопросы, обменяться впечатлениями, определив важность данной встречи, а также наметить тематику последующих мероприятий.
В рамках работы секции № 3 «Профессионализм педагога в условиях цифровизации дошкольного образования: тенденции и перспективы» обсуждались вопросы, связанные с вопросами становления профессионализма педагога в условиях цифровизации дошкольного образования; с многообразием ресурсов индивидуального развития педагога в образовательной среде профессионального образования. Рассматривались вопросы с акцентом на новых компетенциях педагога детского сада в цифровом пространстве профессионального роста. Участники обратили внимание на смещение акцента с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетенций и личностную позицию педагога в осуществлении профессиональной деятельности. Выступающие уточнили, что именно педагог является основной фигурой при реализации на практике нововведений, и для успешного введения различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать высоким уровнем профессионализма.
Докладчики акцентировали внимание на том, что во время стремительной цифровизации современного образования вопрос: «Каким должен быть современный педагог?» является приоритетным для системы дошкольного образования.
В данном контексте профессионализм педагога представляет собой системный феномен, выражающий уровень владения педагогом профессиональной деятельностью, который проявляется в профессиональной компетентности в решении задач любой сложности с использованием цифровых ресурсов.
Ведущим компонентом профессионализма педагога является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность представляет интегративный личностный ресурс, от которого зависит результат педагогической деятельности и профессиональная компетентность воспитателя в целом.
На эмпирических данных был проиллюстрирован методический потенциал педагога, действующего в условиях цифровизации образовательного пространства на уровне проявления педагогической умелости, педагогического мастерства, педагогического творчества и педагогическое новаторства.
Профессионализм используется как показатель продуктивности и результативности деятельности педагога.
Последнее десятилетие характеризуется явным интересом к вопросу цифровизации в педагогической деятельности. Докладчиками были рассмотрены ключевые моменты педагогической деятельности в условиях новых форматов реализации образовательных проектов. Подробно представлено многообразие ресурсов повышения квалификации для профессионального роста современного педагога, которые способствуют формированию отношения к собственной деятельности; осознанию собственного педагогического опыта; выработке критериев успешности собственной педагогической деятельности; способности анализировать изменения, происходящие в современном образовании. Своеобразно и интересно был представлен методический ресурс, с помощью которого возможно создавать и преобразовывать развивающую предметно-пространственную среду для детей в условиях неопределенности, поддержки их активности и инициативы в выборе разнообразных видов деятельности.
Благодаря онлайн формату работы секции участники имели уникальную возможность понаблюдать за реализацией креативной технологии поддержки исследовательского поведения дошкольников под названием «А у нас чудо-час» в условиях образовательного пространства детского сада.
Профессионализм педагога является условием совершенствования качества современного дошкольного образования. В контексте качества дошкольного образования была предложена система работы с документами в условиях информационно-образовательной среды детского сада.
В процессе работы секции участники имели возможность присоединиться к поиску ответа на вопрос: «Каким же должен быть педагог дошкольного образования в условиях цифровой образовательной среды?
Выступления докладчиков имели ценные содержательные характеристики развития профессионализма педагога в условиях цифровизации дошкольного образования. Ситуация обмена информацией профессионального характера будет способствовать в перспективе амплификации профессионального развития педагогов, участвующих в работе конференции. В работе секции приняли участие более 40 человек, среди которых представители профессионального сообщества дошкольного образования Хабаровского края, Республики Татарстан, Минска, Москвы и Санкт-Петербурга.
В целом, работа секции проходила в режиме баланса информационно-теоретического и практического характера, направленного на сотрудничество и творческое взаимодействие представителей профессионального сообщества в обсуждении вопросов профессионализма педагога дошкольного образования как ресурса совершенствования современного качества дошкольного образования в условиях цифровизации.
ВЫВОД:
Конференция обозначила проблемы, актуальные в настоящее время для системы дошкольного образования, позволила обобщить итоги деятельности различных образовательных организаций. Конференция стала площадкой для обмена инновационным опытом работы, послужила импульсом для ознакомления и использования новейших достижений науки и практики, а также поиска новых профессиональных решений по рассматриваемым вопросам. Состоялся взаимообмен идеями, моделями, технологиями, а значит, конференция стала еще одним шагом в решении основной задачи государственной политики Российской Федерации в условиях модернизации образования – создание условий для цифровизации дошкольного образования. Участники высоко оценили теоретическую значимость и практическую направленность конференции.
Руководство академии выражает признательность всем, кто принял участие и оказал поддержку в подготовке и проведении конференции.
Источник