Научная статья развитие речи ребенка
Ситнова Ольга Евгеньевна
Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения.Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Ребёнок – дошкольникбольшую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание воспитателю следует уделить своей речи. Только ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.
Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная,растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
В процессе речевого общения с детьми мы используем и невербальные средства (мимика, пантомимические движения,которые выполняют важные функции:
• помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой., связанных с конкретными зрительными представлениями;
• помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (весёлый, грустный, злой, ласковый,.);
• способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
• помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
• являются образцами поведения детей;
• выполняют социальную, воспитывающую функцию.
Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Мы стремимся развивать детскую речевую активность, тактично исправлять ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказывать слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Так же мы должны помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её – нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
Повседневное общение даёт нам возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита,а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.
Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Мы рассказываем обо всём,что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши – зелёные, у Никиты – синие, у Маши – коричневые,. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани – с ремешком, у Кати – сапоги,.»
Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, мы даёт указания к работе и обязательно следим за правильностью их выполнения.
Когда дети умываются, можно говорить и о том, что они моют (лицо, руки, уши, тело, чем моют (водой, мылом, щеткой, какая вода (горячая, холодная, теплая, какое мыло (душистое, ароматное, белое и т. д., чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками и т. д.).
Во время дежурства по столовой привлекаем внимание детей к посуде, рассказываем о посуде, о том, как её расставлять на столы. В рассказах употребляем названия, демонстрируем форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, его свойства (бьётся, количество и место разных предметов посуды на столе.
С появлением активной речи задаём вопросы детям по усвоенному материалу.
Чем младше дети, тем чаще мы должен сопровождать словами свои действия. Воспитатель должен сам называть предметы и действия,но и задавать детям вопросы: Что ты делаешь? Во что играешь? Что строишь? Что надеваешь? Чем ты моешь руки? и т. д.
Необходимо также закреплять навыки общего и речевого поведения. В средней группе к концу года дети должны научиться пользоваться активной речью, рассказывая о выполненном трудовом процессе или, отвечая на вопросы,называть предстоящую деятельность словосочетаниями: будем одеваться, кормить рыбок и т. д.
Очень полезен такой приём: воспитатель поручает кому-нибудь из детей объяснить ребёнку, где в группе можно взять игрушки, карандаши, книги, настольные игры, и рассказать о правилах пользования ими.
Важно правильно организовать наблюдение за трудом взрослых на прогулке и экскурсиях, чтобы максимально использовать наблюдаемые объекты для развития различных сторон речи.
Развитию речи способствуют и игры. Так,сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц.Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других – меньше. Поэтому мы вводим в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.
В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет научить детей внимательно слушать. Развитиюслухового восприятия и внимания способствуют игры: «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.
Для полноценного речевого развития ребёнка играет роль семья. Воспитатель объясняет, что речевая игра или упражнение, беседа с ребёнком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то пострадает их ребёнок. Мы знакомим родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями, отбирая и учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома рекомендуется «играть на кухне».
Например.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
• «Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,
• «Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребёнка:
• «Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,
• «Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
Приготовим сок» Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из вишни. (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились?А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
Хорошо предложить игровые упражнения на развитие мелкой моторики:
• Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
• Попробовать вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
По дороге из детского сада (в детский сад)
• «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
• «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало,скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
• «Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребёнка
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её.Например: ворона каркает, воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади. .(жеребёнок) и т. п.
«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро.). «Я
надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т. п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения – ответах.
Подвижные игры
«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будеш ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет таког» звука, то мяч ловить не надо. Итак,начинаем: жаба, стул, ёжик, книга.»
«Лягушка»Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». Также можно провести игру на согласные звуки.
Вот такая совместная работа воспитателя и семьи по развитию речи даёт полноценное речевое развитие ребёнка.
Воспитатель помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким образом, создаётся благоприятная основа для эффективного развития ребёнка, что в итоге способствует овладению речью.
Мы осуществляем контроль над речью детей на занятиях и во время режимных моментов, занимается развитием мелкой моторики, оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков, способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры, проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи. Также необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная,растянутая речь: она надоедает. Также следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают, как манеру речи, необыкновенно быстро. Сама речь у воспитателя должна быть эмоциональна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
Источник
Современные подходы к развитию речи дошкольников
Центральной фигурой образовательного процесса является ребенок – речевая личность. Становление речевой личности происходит не в линейной последовательности, а в комплексном развитии всех компонентов речи. Его венцом является коммуникативная компетентность – способность пользоваться родным языком как средством речевого взаимодействия в обществе людей, находить свое место среди них, понимать их и быть понятым, согласовывать свои желания с намерениями других участников общения.
Основой развивающей среды для становления такой личности является обеспечение доброжелательной атмосферы, где бы ребенку предоставлялось право на речевую активность, на доверие, на ошибку и доброжелательное отношение. Приоритетами для развивающей среды должны быть общение, обсуждение, речевая творческая деятельность, размышления вслух без боязни ошибиться или иметь другое мнение чем взрослый. Главное – развить у ребенка способность, потребность и интерес к общению с окружающим миром, к познанию его и себя в нем[1]. Развитие речевой личности ребенка дошкольного возраста должно проходить через игровую деятельность (игра, игра-забава, упражнение, игра-занятие, занятия).
Следует использовать работу в малых группах: мини-занятия, что является современным подходом и полностью соответствует личностно ориентированной модели. Во время проведения мини-занятий время не регламентируется взрослым и полностью зависит от желания и активности ребенка, от эмоционально-волевой готовности и содержательной погруженности.
Ставить и решать речевые задания можно в любой деятельности, которой интересуются дети, вне рамок нормированного, определенного во времени организованного занятия-урока. Например, изготовление дидактического материала, как правило, инициирует или принимает на себя воспитатель. Интерес воспитанников к работе взрослого, при доверительном к нему отношении, проявляется в заинтересованных взглядах. Дети подходят ближе, внимательно рассматривают принесенные материалы, задают вопросы. Это и есть точка отсчета активности ребенка, спровоцированная элементом развивающей среды и не ограничена традиционными рамками. Не стоит активно призывать детей к совместной работе, игре, а тем более, отвлекать их внимание от свободной, самостоятельно выбранной деятельности, лучше – заинтересовать их: подготовить атрибуты к игре-драматизации по известной детям сказке, развернуть книгу с яркими иллюстрациями, предложить узнать по характерным признакам героя произведения. Во время его изготовления у воспитателя возникли определенные трудности, что обязательно вызывает у детей желание помочь ему, приобщиться к совместной работе. Параллельно с этим пересказываются фрагменты сказки, обсуждаются поступки персонажей, вспоминается их внешний вид, делаются первые попытки проигрывания диалогов, и все это вместе работает на реализацию задач, которые и ставил педагог на фоне практической деятельности (изготовление атрибутов): пересказ сказки, подготовка к игре-драматизации. Выполнение задач происходит непринужденно, не в регламентированное время, не у фронтальной организации детей, когда интересы всех в полной мере не совпадают. Взрослый должен удовлетворить желание ребенка принять участие в совместной деятельности, параллельно реализуя речевые, познавательные, развивающие педагогические задачи.
Занятия как традиционная форма деятельности в дошкольном учреждении не изымается из практики работы, а просто имеет, не претендуя на первенство, исключительность, обязательность, занять должное место. Доминировать должна свободная, не регламентированная взрослым деятельность, где только режимные процессы остаются неизменными.
В общении с ребенком единственно возможный партнерский стиль. Понятно, что взрослый – партнер, который больше знает, дальновиднее, предусмотрительнее, умело действует, замечает важное, раскрывает причинно-следственные связи или словами, как штрихами, подводит к ним детей. Но делает это так естественно, искусно и незаметно, что ребенку кажется, что это он сам сделал вывод, открытие, удачно соединил, установил связь между разрозненными объектами, предметами, событиями. Педагогический такт, мастерство воспитателя в том и заключаются, чтобы, опираясь на знания индивидуального развития ребенка, отдельными шагами, репликами приближать его к успешному результату[2].
Неприемлемым в общении с ребенком является акцентирование внимания на недостатках речи ребенка. Это может стать поводом для критики, насмешки со стороны других детей. Наибольшей педагогической ошибкой взрослых в таком случае является прямолинейное, открытое исправления: «Скажи правильно, повтори так, как я». Иногда воспитатели прибегают к не менее оскорбительному привлечению других, «грамотных» сверстников для озвучивания правильного варианта: «Повтори так, как сказала Оля». Оба приема неприятны ребенку, оскорбительные, унизительные. Деликатным, тактичным, корректным будет такой вариант действий взрослого: в разговоре с ребенком сказать проблемную для него фразу или слово в соответствии с нормами русской орфоэпии, но в другом контексте, в другой конструкции, с другим логическим ударением, например, в диалоге персонажей литературных произведений, персонифицированных игрушек, предметов и т.д. Важно, чтобы взрослый брал на себя роль не контроллера или эксперта, а носителя информации.
Ориентируясь на принцип интеграционного подхода, уместно использовать в практике работы по речевому развитию пальчиковые игры, методы символической синектики и приемы моделирования, методы сендплея.
Среди известных методов и приемов считаем целесообразным выделить пальчиковые игры и упражнения, поскольку речевое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики мышц пальцев рук. Пальчиковые игры совершенствуют звукопроизношение, помогают развитию коммуникативной активности, развивают внимание, терпение, сдержанность, формируют уверенность в системе телесных координат, позволяют чувствовать радость взаимопонимания без слов, невербального общения. Игры можно предлагать всем детям и для забавы, и для речевого развития. Полезными будут пальчиковые игры и упражнения для детей, малоактивных в диалоге, отвечающих преимущественно одним словом, иногда затрудняющихся при формулировке вопросов, однако демонстрирующих отдельным словом интерес к играм сверстников. Некоторые дошкольники, испытывая недостаток лексического запаса, часто дополняют или заменяют слова жестами, движениями, мимикой. Именно в работе с ними предлагаем начинать с самых простых упражнений, чтобы каждому они были посильны (упражнение «Пальчики здороваются», «Моя семья» и т.п.). Для других детей можно использовать более сложные и разнообразные упражнения, к которым интересно будет присоединиться и родителям (упражнение «Кто с кем дружит», «Быстрый мальчик» и т.п.)[3].
Эффективным средством решения проблемы развития речи ребенка является прием моделирования (замещение объектов, персонажей произведения геометрическими фигурами, которые отличаются по размеру, цвету, фактуре). Обучение моделированию целесообразно начинать в младшем дошкольном возрасте, поскольку дошкольный возраст – это период интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, растет его речевая активность. Приемы моделирования можно использовать для пересказа известного произведения, составления новой сказки. Методы символической синектики помогают при описании объектов окружающей среды, составлении или пересказе сказок.
Внедрение принципиально новых подходов к ребенку, требует во многом и новейших технологий. Одна из таких технологий – технология сендплей. Практика показывает, что песок является прекрасным средством развития и саморазвития детей. Работа с песком имеет многовекторную направленность. Очень интересный вид работы для детей – рисование на песке и рисования песком. Рисование способствует развитию мелкой моторики, а как следствие – развитию речи и умственных способностей. «Песочные» игры и задания побуждают ребенка к проговариванию, заучиванию, пересказу, разыгрыванию диалогов, обеспечивают обогащение словарного запаса, воспитание звуковой культуры речи. Итак, педагоги должны быть ориентированы на личностный и интегрированный подход в работе с ребенком и в речевом развитии в частности, потому что он проходит насквозь через всю жизнедеятельность дошкольника. Рассмотренные приемы и подходы к развитию речи детей дошкольного возраста имеют личностную ориентированность и смогут обеспечить воспитание языковой личности.
[1] Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. – 80 с.
[2] Самохвалова А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция : уч.-метод. пособие /А. Г. Самохвалова – СПб : Речь, 2011. – 150 с.
[3] Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеев, В.И. Яшина. – з-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
Источник