Научная психология про развитие ребенка

Научная психология про развитие ребенка thumbnail

Современный родитель не представляет себе успешного воспитания без знания детской психологии. Наука помогает нам лучше понимать собственных детей и находить с ними общий язык. С ней легче решать спорные вопросы и искать ответы на далеко непростые вопросы родительства.

Однако психология — не математика, здесь на один вопрос может быть несколько ответов. Когда мы читаем о каких-либо воспитательных теориях, легко запутаться, что правильно, а что нет. Нередко мнения психологов на одну и ту же проблему могут кардинально различаться. Обычно мы придерживаемся тех научных взглядов, которые ближе к нам и нашему стилю воспитания.

Тем не менее существует ряд исследований, которые помогают родителям ориентироваться в современной психологии.

10 актуальным психологических исследований, о которых должны знать родители

1. В целом, родители более счастливы, чем те люди, у которых нет детей

В последние годы было несколько исследований, утверждающих, что все трудности родительства значительно перевешивают приятные моменты. «Вот! Я так и знал», — втайне подумали многие родители.

Не торопитесь с выводами! Новейшее исследование показывает, что в среднем родители ежедневно чувствуют себя лучше и получают больше удовольствия от заботы о своих детях и общения с ними, чем от каких-либо других занятий (Nelson et al., 2013).

Отцам особенно свойственно получать позитивные эмоции от общения со своими детьми.

2. Детоцентрированные семьи: нужды ребенка – превыше всего

В современном мире, подход, когда родители ставят ребенка на первое место в отношениях в своей семье, имеет ряд преимуществ. При таком подходе родители видят больше смысла в их воспитании, они получают большее удовлетворение от своей родительской роли, испытывая меньше негативных эмоций, связанных с заботой о ребенке.

«Исследование показывает, что чем больше заботы и внимания человек отдает другим, тем более он счастлив. По этой версии, чем больше родители «инвестируют» в благополучие своих детей, тем больше счастья и смысла они получают от родительства» (Ashton-James et al., 2013).

То, что хорошо для детей, хорошо и для их родителей.

3. Гиперопека провоцирует несамостоятельность

Каждому родителю важно вовремя понять две ключевые вещи. Во-первых, то что их ребенок имеет право быть отдельной личностью, и, во-вторых, то что он развивается и растет. Поэтому, необходимо различать адекватную вовлеченность в жизнь своего подросшего ребенка и гиперопеку.

В англоязычном психологическом дискурсе родители, чрезмерно опекающие своих уже взрослых детей, называются «родители-вертолеты», то есть такой родитель, дети которого настолько опекаемы, что становятся несамостоятельны в своих решениях и действиях. Сравнение с вертолетом возникло из метафоры, что родитель «кружит над ребенком», заслоняя собой все вокруг.

В ходе исследования о связи гиперопеки и случаев депрессии у детей было опрошено 297 студентов. Они описывали свои взаимоотношения с родителями и чувства, возникающие в ответ на родительские действия.

Результаты исследования выявили, что дети гиперопекающих родителей демонстрируют более высокий уровень депрессии, они менее инициативны и независимы в своих суждениях и поступках.

«Родителям необходимо учитывать возрастные особенности их детей и приспосабливаться к ним. Излишняя вовлеченность во все стороны жизни подростка или юноши не всегда уместны» (Schiffrin et al., 2013).

4. Строгая дисциплина часто имеет обратный эффект

Около 90% американских родителей признаются, что хотя бы раз были чрезмерно строги к своим детьми. Как правило, это примеры эмоционального насилия, включающего в себя вербальные оскорбления и угрозы.

Многим кажется, что строгость позволяет держать детей в рамках, но это правда лишь до определенной степени, ведь чрезмерная строгость может только усугубить проблему.

Исследование 967 американских семей с 13-летними подростками, сопоставляющее чрезмерную вербальную строгость (угрозы и оскорбления) и поведение детей, выявило, что поведение детей, подвергавшихся такого рода эмоциональному насилию, ухудшилось в течение следующего года (Wang et al., 2013).

Такие примеры «строгой дисциплины», как моральное унижение ребенка, не проходят бесследно даже в случае, если в целом эмоциональная привязанность ребенка и родителя достаточно сильна.

5. О важности режима сна

Ребенку важно ложиться каждый день в одно и то же время. Это подтверждается многолетним исследованием, в котором приняло участие 11 000 детей. На момент начала исследования детям было 3 года, на момент окончания – 4. Ученые сопоставляли влияние регулярного отхода ко сну в одно и то же время на когнитивные способности ребенка (Kelly et al., 2013).

Исследователи выявили, что:

«Дети, режим сна которых не был четко установлен в возрасте 3 лет, в дальнейшем демонстрировали более низкую скорость чтения, более низкие результаты в математике и заданиях на пространственное мышление. Это утверждение верно, как для мальчиков, так и для девочек».

3 года – именно тот возраст, когда режим ребенка должен быть окончательно установлен.

Чем раньше ребенок научится ложиться и вставать в одно и то же время, тем лучше для его когнитивных способностей.

6. Домашние хлопоты – дело всей семьи

Родителям намного проще воспитать счастливого ребенка, если их отношения между собой – близкие и гармоничные. Домашние обязанности – это общая работа всех членов семьи, и отсутствие бесконечных ссор между родителями на бытовой почве благоприятно сказывается на атмосфере в семье.

Супруги более удовлетворены своей семейной жизнью, если они справедливо разделяют обязанности по дому и выполняют их одновременно, каждый – свои (Galovan et al., 2013). Со временем и у ребенка будут появляться свои обязанности по дому, что приучит его к дисциплине и командной работе.

7. Меньше мультиков!

Американская Академия Педиатрии не рекомендует родителям включать мультфильмы детям до 2 лет. После двух лет просмотр телевизора допускается, однако время просмотра не должно превышать 2 часов в день.

Новое исследование, проведенное среди 2 000 канадских детей, показывает, что каждый дополнительный час просмотра телевизора, негативно влияет на их развитие и способность к обучению в будущем (Pagani et al., 2013).

Чем больше дети смотрели телевизор в возрасте 2,5 лет, тем меньше был их словарный запас, менее развита мелкая моторика и математические способности в возрасте 5 лет.

8. Физическое развитие улучшает результаты в школе

Физические упражнения – это отличный способ увеличить активность мозга.

Новое исследование 11-летних детей показало, что умеренные физические нагрузки улучшают академические показатели по математике, естественным наукам и родному языку (Booth et al., 2013). Это подтверждается и исследованием, проведенном среди 16-летних подростков по результатам годовых экзаменов. Интересно, что особенно высокие результаты в области естественных наук показывают девочки, активно занимающиеся спортом.

Читайте также:  Работа с ребенком на развитие познавательной сферы

9. Опасности интенсивного материнства

Некоторые женщины заявляют, что заботиться о детях – намного труднее, чем работать.

Существует взаимосвязь между воспитанием детей и уровнем стресса и чувства вины. Но ведь ранее говорилось о том, что родительство – это источник радости и смысла. Чем объясняется данное несоответствие? Возможно, это связано с разницей подходов к родительской роли. Интенсивное материнство, например, может отражаться на матери достаточно негативно.

В ходе исследования, участниками которого стали 181 женщины, дети которых были младше 5 лет, было установлено, что матери, которые считают детей исключительно женской сферой и отказываются разделять обязанности по уходу за детьми с мужьями, больше подвержены депрессии и менее удовлетворены своей жизнью (Rizzo et al., 2012).

Каждая мать в той или иной степени посвящает себя детям. Тем не менее, это не должно осуществляться ценой собственного психического здоровья.

10. Каждый ребенок — уникален

Каждый родитель двух или более детей заметил любопытную вещь: братья и сестры, даже при внешней схожести, могут кардинально отличаться характерами.

По результатам исследования Пломина и Дениелся (1987), по характеру братья и сестры похожи не больше, чем два совершенно незнакомых, не связанные между собой человека. Это звучит странно, учитывая, что 50% их генетического кода идентичны. Разгадка кроется вовсе не в генах, а в обстановке, в которой росли дети. Но ведь обстановка в одной и той же семье вряд ли кардинально отличается? Да, но у каждого ребенка разные отношения с родителями, братьями и сестрами, одноклассниками и учителями и так далее. Именно этим определяется разность характеров братьев и сестер.

Каждый ребенок в семье обладает собственной индивидуальностью, и к каждому из детей необходим свой подход. Это еще один из многих вызовов, с которыми родители встречаются на своем нелегком пути к счастью.

Перевод: Маргарита Елисеева

По материалам: www.псиблог.рф

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Источник

Научная психология про развитие ребенка

Детская психология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития.

Социальное развитие ребенка начинается с его отношений с родителями

​​​​​​​​​​​​​​Одно из первых проявлений узнавания ребенком окружающих — улыбка. Мнения о том, что вызывает у младенца улыбку, противоречивы, однако общеизвестно, что к двухмесячному возрасту она может появляться при виде человеческого лица.

В этом возрасте младенец не отличает лицо матери от других, но к 6-7 месяцам улыбка ребенка становится избирательной. Теперь он улыбается маме и тем, кого хорошо знает, а незнакомых встречает сдержанно. Для детей такого возраста типичны страх и смущение при появлении незнакомых лиц. Это указывает на развитие важной в социальном отношении способности отличать «своих» от «чужих».

Уже для малышей отец и мать выполняют разные функции. По данным исследования, малыши воспринимают папу в первую очередь как игрушку. И для мальчика, и для девочки папа – самая лучшая игрушка: интерактивная игрушка, у которой можно научиться всему. Маму малыши воспринимают по-другому: как субъект, от которого можно получить пищу, тепло и защиту.

Какими бы разными ни были дети, все маленькие дети с 9 месяцев до 9 лет имеют общие, по крайней мере похожие черты и особенности. Какие?

Маленький ребенок – это природная энергия и сообразительность. Разговоры о хрупкости детской души – миф, у ребенка более крепкая психика, чем у взрослых. Ребенок маленьким является, а беспомощным – нет. Это живчик, это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник и манипулятор, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть. Арсенал влияния у ребенка существенно беднее, чем у взрослого, но у ребенка больше энергии, фантазии и настойчивости. См.→

Маленький ребенок – это опережающая активность в заботе о своих интересах. У ребенка есть свои задачи относительно жизни и относительно вас. В то время. когда взрослый подходит к маленькому ребенку со своими задачами, ребенок делает взрослому то, что входит в его планы и интересы. Дети знают, чего они хотят, и получают это.

Ситуация. Я в аэропорту, лечу в командировку. Вижу семью, четыре взрослых человека: мама, папа, бабушка и дедушка. На руках папы – маленький ребенок. Ребенок, живыми глазками стреляя в сторону бабушки, тянется к дедушке. Показывает бабушке, что с дедушкой ему интересней. Дедушка довольный, тянет руки к ребенку, ребенок попадает к нему, бабушка расстроена. Но тут ребенок оборачивается лицом к наивному дедушке и ему в лицо плачет. Дедушка умыт… Мама забирает дитё у дедушки, он прижимается к ней, но смотрит уже на папу… Ребенок играет этими взрослыми, сталкивает их друг с другом, развлекается по полной программе. При этом, похоже, сами взрослые, включенные в эту ситуацию, не очень понимали, кто собственно в этой ситуации ими управляет.

С самых первых дней своей жизни ребенок активно использует свои эмоции (врожденные, выученные и придуманные) для того, чтобы добиваться от окружающих того, что он от них хочет. По крайней мере некоторые дети уже с года осознанно управляют родителями и другими взрослыми.

Из ранних воспоминаний людей о своём детстве, рассказ: «Помню, мне было года два, лежу я в кроватке, заходит дедушка, и улыбается мне, хочет, чтобы я ему тоже улыбнулась. Я дедушку любила и относилась к нему хорошо. Я с ним играла и ему улыбалась. А бабушку я мало любила, ей не улыбалась, и часто ей плакала в лицо».

Большинство эмоций детей – не реакции, не механическое отражение ваших действий, а их маленькие творческие проекты. Когда-то исследование, когда-то игра, когда-то проверка вашей прочности, когда-то с наслаждением месть.

Маленький ребенок – это активное управление отношениями. У ребенка всегда много замыслов и планов, и что у тебя с ним будет происходить – решаете уже не только вы, это уже ваш общий роман. И возможно, что не вы, а ребенок определит, кто у кого будет учиться и кто с кем будет мириться.

Если ты не купил ребенку игру по его требованию, он будет тебе плакать, но это не несчастная обида, а атака на тебя и месть за твое плохое поведение. Когда ребенок тебя простит – он решит сам, и в истории ваших отношений основной игрок чаще ребенок, а вы – марионетка в его руках.

Читайте также:  Развитие ребенка с дцп в раннем возрасте

Хорошо, что дети обычно отходчивы и прощают нас достаточно быстро.

У каждого ребенка изначально – свой мир. Ребенок родился – и создал свой собственный мир. Он теперь живет в своем мире, со своими персонажами и своими историями. Пустит ли он вас туда – спроси его. Насильно вы туда не попадете, но если ребенку захочется, он будет приоткрывать дверцы и вы сможете туда заглядывать.

Взаимодействие между детьми

Процесс взаимодействия между детьми развивается с возрастом. До года двое детей, находящихся вместе, обычно вообще не обращают внимания друг на друга. Став чуть старше, они уже начинают взаимодействовать, часто потому, что оба одновременно хотят взять один и тот же предмет и просто вынуждены обратить внимание друг на друга. Игра двухлетних детей по сути не является совместной деятельностью — каждый играет сам по себе. В дошкольный период игра постепенно становится все более социально-ориентированной. К пяти годам малыши, находясь в детском саду, играют в одиночку менее половины времени, у них уже появляются совместные игры, в которых участвуют четыре-пять человек. В последующие годы социальная структура игр усложняется; развиваются и поддерживаются отчасти уже установившиеся социальные роли.

С возрастом изменяются и специфические типы социального поведения тоже изменяются с возрастом. Например, в дошкольном периоде, когда дети начинают сравнивать себя с другими, конкуренция между ними усиливается. Количество драк и ссор почти не зависит от возраста ребенка, но характер их меняется. Вместо кратковременных чисто физических конфликтов дети старшего возраста затевают более изощренные, словесные ссоры, при которых обида сохраняется значительно дольше.

Подобным же образом изменяется устойчивость дружеских отношений. Дружеские связи маленьких детей мимолетны. По данным одного исследования, даже в 11-летнем возрасте только у 50% детей лучший друг оставался тем же, что и две недели назад. При аналогичном опросе 18-летних школьников (в том же исследовании) 80% из них оба раза называли одного и того же человека.

Одна из наиболее острых социальных проблем в настоящее время — формирование негативных социальных установок, особенно национальных и расовых предрассудков. Дети из семей и социальных групп с ярко выраженными предрассудками начинают усваивать те же негативные взгляды в раннем школьном возрасте; в юношеском периоде эти взгляды закрепляются.

Развитие ощущений и восприятия

Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство формы. Когда младенцу раз за разом показывают один и тот же предмет, он привыкает к его форме, и время зрительной фиксации на нем становится все короче. Несмотря на эти первые достижения, младенец еще относительно неразвит. Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок — они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными.

Развитие эмоций и чувств в детском возрасте

Согласно одной из наиболее интересных гипотез, существует ограниченное количество т. н. базисных эмоций, по-видимому врожденных, хотя и не все они проявляются сразу после рождения. К ним относятся страх, недовольство, гнев, радость, удивление и ряд других. Гнев, например, вызывается вмешательством в действия ребенка; мимику и поведение, выражающие гнев, можно распознать в самом раннем возрасте. Одни и те же эмоциональные проявления обнаруживаются в различных культурах, что подтверждает представление об их врожденном характере.

Эмоции и чувства детей – продукт социального научения, и это социальное научение идет в две стороны: в то время, как дети осваивают те состояния, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им родителями управлять, взрослые обучают детей тем состояниям, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.

Ценностно-смысловая сфера ребенка и формирование жизненных ценностей

Как появляются жизненные ценности в жизни ребенка? По-разному. Когда-то это постепенное вызревание, кристаллизация чего-то изначально аморфного в нечто определенное, когда-то это случается резко, вдруг, как озарение. Иногда это приходит изнутри, иногда – задается снаружи, традициями и ритуалами социума. Рождение жизненных ценностей обычно происходит в результате сложения нескольких факторов: 1) сложившегося или готового сложиться поведения, 2) внутренне или внешне мотивирующей ситуации и 3) смысловых формочек, подсказывающих человеку название и статус его новой жизненной ценности. Если ребенок начал вести себя “мальчик”, если его “мальчуковое поведение” поддерживается окружающими; если его “мальчиком” называют все и особенно те, на кого он хотел бы быть похожим, скоро у ребенка появятся мужские ценности…[/CO]

Однако тот же вопрос можно поставить и более содержательно: благодаря чему формируются (или не формируются) будущие жизненные смыслы и ценности ребенка? Основными источниками здесь, похоже являются детская субкультура, (еще пока) семья и уже имеющая серьезное влияние виртуальная реальность СМИ и компьютерных игр.

Исследовательское поведение

Здоровые дети обычно любопытны, хотя нет никаких данных утверждать, что дети имеют природную склонность к саморазвитию. Скорее, данные говорят о том, что дети развиваются только тогда, когда их развивают родители.

Ребенок с момента рождения активно исследует, причем в первую очередь те объекты, которые движутся или каким-то образом изменяются. Младенец изучает окружающую его обстановку, хотя сначала не слишком умело; следить глазами за крупными движущимися объектами он начинает очень рано. При этом уже в какой-то степени координируется слуховое и визуальное восприятие. Зрительное поле недолго остается расплывчатым пятном — грудной ребенок пытается сделать его четким. Если эксперимент организован таким образом, что быстрое сосание соски приводит к перемещению предмета в фокус зрительного поля младенца, он будет сосать очень быстро; в противоположной ситуации, т. е. когда при быстром сосании предмет выходит из фокуса, ребенок начинает сосать медленно.

В раннем младенческом возрасте​ исследовательское поведение несистематично и не слишком хорошо контролируется, но к пяти месяцам малыш уже в состоянии доставать предметы и брать их в рот. Еще через несколько месяцев он начинает сам искать предметы и к концу первого года активно исследует все, что его окружает. Когда ребенок начинает ходить, его исследовательская деятельность значительно расширяется.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка в процессе работы с природным материалом

Развитие речи

С момента рождения ребенок начинает издавать звуки, но реально он начинает использовать речь лишь по достижении примерно двухлетнего возраста.

Постепенное изменение детского лепета происходит под действием как врожденных, так и средовых факторов. Многие звуки современных языков сложны по произношению, а ребенку вначале доступны только простые артикуляционные движения, вроде смыкания и размыкания губ. Поэтому слоги «па» и «ма» или, при повторе, «папа» и «мама» появляются рано.

На протяжении первого года жизни артикуляция ребенка усложняется, и количество звуков, которые он может издавать, увеличивается во много раз. На втором году жизни издаваемые ребенком звуки уже соответствуют тому языку, который он слышит вокруг себя.

Между двумя и пятью годами ребенок уже по-настоящему осваивает родной язык. Он начинает обозначать словами действующее лицо, само действие, то, что подвергается действию, и осваивает различные обороты речи, встречающиеся в родном языке. Ребенок научается правильно изменять слова (например, склонять и спрягать), может преобразовать утвердительное предложение в вопросительное и составлять вопросы, начинающиеся со слов «что», «где», «когда». Наконец, он осваивает сложные предложения.

Тот факт, что существуют разные языки и дети в разных культурах научаются тому языку, на котором говорят окружающие, казалось бы исключает какую-либо врожденность речи. Тем не менее доказано, что развитие некоторых фундаментальных речевых особенностей является врожденным. Например, самым разным языкам присущи общие признаки: во всех есть существительные и глаголы, а также части речи, такие как предлоги, указывающие на связь предмета и действия. Эти общие признаки образуют ту фундаментальную основу речи, которая является врожденной и составляет базовую, или глубинную, структуру языка. Так называемая внешняя структура языка образуется путем различных преобразований базовой структуры.

Когда язык крайне упрощен, как у маленьких детей, или когда общаются люди, говорящие на разных языках, именно базовая структура используется для передачи основного смысла. Сходство детской речи с базовой структурой языка подтверждается тем фактом, что многие первые фразы ребенка удивительно похожи в разных языках. Предложения из двух слов, составляемые американскими детьми во второй половине второго года жизни, при буквальном переводе с английского на русский оказываются теми же выражениями, которые используют русские дети того же возраста.

Более того, эти детские высказывания не имитируют фразы, которые используют родители. Не зная или не умея воспроизвести то или иное правильное выражение, дети часто придумывают свои собственные (типа “убежалое молоко”), которые они, безусловно, не могли слышать от своих родителей.

Другая удивительная особенность речевого развития детей — быстрота, с которой они усваивают языковые нюансы. К пяти годам ребенок воспроизводит более 95% специфических оборотов родного языка. Уже один этот факт показывает, что дети имеют врожденную способность к освоению речи.

Дети старше пяти лет продолжают пополнять свой словарный запас и усваивают более сложные грамматические структуры, но в основном развитие разговорной речи в этом возрасте уже завершено. Теперь перед ребенком стоит не менее сложная задача освоения письменной речи.

Развитие интеллекта

Наиболее разработанная теория интеллектуального развития была предложена швейцарским ученым Жаном Пиаже. Он выделил в этом развитии четыре стадии.

Сенсомоторная стадия охватывает период младенчества. В первые месяцы жизни ребенок ведет себя так, как будто предметы, которые он в данный момент не может наблюдать, просто не существуют, и лишь постепенно начинает искать предметы, которые вышли из поля зрения, начиная предполагать, где они находятся. Он способен также координировать информацию, поступающую от разных органов чувств, так что осязательное, зрительное и слуховое восприятие предмета представляют собой не три независимых элемента его опыта, а три аспекта одного и того же объекта. Другое значительное достижение на данной стадии — развитие способности к целенаправленным действиям. На первых этапах грудной ребенок совершает только те произвольные движения, которые сами по себе чем-то для него привлекательны и интересны, но постепенно он переходит к действиям, направленным на достижение цели. Первоначально они основаны лишь на ранее освоенных произвольных движениях; в дальнейшем ребенок начинает самостоятельно и намеренно варьировать свое поведение.

Стадия дооперационального мышления. На этой стадии начинает формироваться вербальное и понятийное мышление. Первый этап, или первая стадия развития мышления, характеризуется тем, что ребенок осваивает окружающий мир на поведенческом уровне, но не может предвидеть или выразить словесно последствия того или иного события. Например, он узнает предмет, если видит его под другим углом, но не в состоянии предвидеть, как он будет выглядеть в новом положении. На второй стадии ребенок начинает приобретать знания, делать сравнения и предсказывать последствия. Однако его мышление еще не носит систематического характера.

Стадия конкретных операций. На третьей стадии, начинающейся примерно в семь лет, ребенок в состоянии рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество. Если на предыдущей стадии ребенок думает, что, например, при переливании воды из узкого стакана в широкий воды становится меньше, то на третьей стадии он понимает, что количество воды не зависит от формы сосуда. К концу второй стадии ребенок может сказать, какая из двух палок больше, но не может расположить несколько палок по длине в правильной последовательности. На третьей же стадии он приобретает понятие об упорядоченности объектов.

Стадия формальных операций начинается примерно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления. Например, если жидкости А и Б при смешивании становятся красными, при добавлении жидкости В цвет исчезает, а жидкость Д ничего не меняет, ребенок будет систематически перебирать все возможные комбинации, пока не установит особенности действия каждой жидкости. Таким образом, на 4-й стадии ребенок приобретает способность формулировать и проверять гипотезы путем систематического научного поиска.

Развитие мальчика и девочки

Разница между мальчиками и девочками всерьез начинает проявляться где-то с 6 лет… Свои стадии развития есть у мальчиков, свои – у девочек.

Литература

Карабанова Возрастная психология.docx – М.: 2005.

Источник