Натуралистический подход в понимании развития ребенка
Первым в объяснении процессов псих. развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или натуралистический подход. К числу его сторонников принадлежат психологи разных школ (интроспекционизм, бихевиоризм, психоанализ и др.); представителями были С.Холл, К.Бюлер, В.Штерн, Э.Клапаред, А.Гезелл, З.Фрейд и другие. Данное направление составляют различные теоретические течения: теория рекапитуляции, нормативный подход, теория трех ступеней, теория конвергенции двух факторов. Однако при всех различиях эти теории объединяет общий взгляд на процесс психического развития человека как биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам.
Первой теорией, объясняющей процесс психического развития, стала теория рекапитуляции, которую сформулировал С.Холл. Исследуя психическое развитие детей, С.Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Ч.Дарвина Э.Геккелем, который гласит, что онтогенез (развитие отдельного индивида) является кратким повторением филогенеза (истории развития всего вида). Применительно к детской психологии этот закон утверждает, что в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род. С.Холл является также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Нормативный подход к психическому развитию ребенка. Видным представителем педологии биологизаторского направления был американский психолог А.Геззел. Он солидарен с положением, что в первые годы жизни ребенок как бы повторяет историю развития человеческого рода, но утверждал, что детство – это также и продукт эволюции. У самых низших животных детство практически отсутствует; период детства тем длиннее, чем выше на эволюционной лестнице располагается данный вид. У человека не только самое длинное детство, но оно качественно другое. Сохраняется общая функция психического – биологическая адаптация к окружающей среде. Главную роль в психическом развитии ребенка он отводил созреванию нервной системы, где основным показателем развития является темп. Он сформулировал закон замедления развития с возрастом: темп развития максимален на начальных этапах развития и минимален на конечных. Значительный вклад А.Гезелла в детскую психологию состоит в том, что он положил начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Нормативный подход в детской психологии ориентирован на описание достижений ребенка в процессе роста и развития, на построение норм развития двигательной активности, речи, взаимоотношений ребенка с окружающим миром.
Для составления норм психического развития А.Гезелл ввел в детскую психологию лонгитюдный метод – продолжительное изучение одних и тех же детей на разных этапах их развития. На основе составленных норм разработал систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста.
Теория трех ступеней детского развития. Немецко-австрийский психолог К.Бюлер отмечал, что природа не делает скачков – развитие всегда происходит постепенно. Он отстаивал идею наследования психических свойств, их передачи от родителей детям. В работе «Очерк духовного развития ребенка» К.Бюлер выделяет три ступени развития ребенка: инстинкт, навык, интеллект. Эти ступени должен пройти каждый ребенок в процессе индивидуального развития. Переход ребенка от одной ступени к другой определяется структурой развития коры головного мозга, т.е. имеет биологические причины.
Теория конвергенции двух факторов в объяснении развития ребенка. В работах В.Штерна эволюционно-биологический подход к объяснению психического развития предстает в форме теории двух факторов и их конвергенции (сближения). Согласно В.Штерну, ребенок – это организм, который при появлении на свет уже имеет определенные органические задатки, инстинкты, врожденные влечения. Эти внутренние особенности составляют первый фактор психического развития. Второй фактор составляют влияния окружающей среды – природной и общественной. Развитие ребенка – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Психическое развитие ребенка есть результат сближения (взаимодействия) внутренних данных с внешними условиями. Теория конвергенции двух факторов, хотя и учитывает роль внешних влияний в развитии, представляет по своей сути концепцию наследственной предопределенности психического развития. Социальные факторы выступают лишь в роли условий, реализующих наследственно зафиксированные особенности психического развития.
Источник
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
Современный психолог Л.Ф. Обухова, опираясь на позицию Выготского относительно принципиальных различий “биологизаторского”, “натуралистического” и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественнонаучной и культурно-исторической. Вслед за Т. Куном она рассматривает понятие “парадигма” как “признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений”. Обухова считает, что понятие “парадигма” ориентирует психологов на осознание основополагающих установок психологических школ и направлений, что чрезвычайно важно при сегодняшней открытости российской науки, при знакомстве психологов со множеством различающихся подходов и концепций.
Естественно – научная парадигма представлена множеством вариантов и в истории возрастной психологии, и на современном этапе ее развития. Принципиальные натуралистические установки лежат в основе таких внешне несходных теорий, как биогенетическая теория, нормативный подход, классический бихевиоризм, теория конвергенции двух факторов, психоаналитическое изучение ребенка, концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже. Возникают новые концепции и направления изучения развития, базирующиеся на тех же натуралистических методологических позициях: этологическое, экологическое, инвайронментальное, социокогнитивное и др. В рамках этой парадигмы накоплено множество эмпирических фактов о содержании и условиях психического развития, проведены плодотворные исследования, проанализированы основные аспекты человеческой жизни и психики: поведение, интеллект и эмоционально-волевая сфера.
Культурно-историческая парадигма, заложенная в работах Л.С. Выготского, продолжена в исследованиях российских психологов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, Н.Ф. Талызиной, Н.Г. Салминой и многих других. Зарубежные последователи теории Л.С. Выготского — Дж. Брунер, М. Коул, С. Скрибнер, Р. Ван дер Веер, Дж. Верч и др.
Таблица 14
Две парадигмы в исследовании психического развития
Параметры психического развития человека | Естественно-научная парадигма | Культурно – историческая парадигма |
Источник развития | Внутри индивида, в его природе | В социальной среде (как в “пространстве” существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся формой реального развития) |
Факторы (движущие силы) развития | Фактор наследственности: одаренность, задатки, способности как природные особенности; созревание; фактор среды: как обстановка развития, в сходном значении как для животных, так и для человека; взаимодействие факторов наследственности и среды | Обучение, деятельность самого ребенка |
Условия развития | [Наследственность и среда | Морфофизиологические особенности мозга; общение |
Форма (трактовка процесса) развития | Приспособление (адаптация) ребенка к среде; по аналогии с развитием биологического типа — путем наследования свойств вида или путем накопления индивидуального опыта | Присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления, овладение общественным опытом |
Понимание хода (направления) развития | От индивидуального гуманоидного состояния к социальному существованию (социализация) | От социального к индивидуальному (индивидуализация) — по механизму интериоризации |
Специфика развития человека | Отрицается, нивелируется, подчиняется общим биологическим законам | Подчиняется действию общественно – исторических законов |
Обе эти парадигмы имеют право на существование и дальнейшее развитие, но необходимо четко осознавать, что в их основе лежат взаимоисключающие научные установки, поэтому они не могут быть просто суммированы; необходимо избегать упрощенного, эклектического подхода и некритического заимствования идей, понятий или даже фактов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Чем характеризуется “натуралистический” подход в понимании развития ребенка?
2. В чем состоит разница элементарных и высших психических функций в понимании Л.С. Выготского?
3. Что такое знаки, или стимулы-средства?
4. Дайте определение понятия “высшие психические функции”.
5. В чем выражается специфика психического развития человека?
6. Сформулируйте гипотезу Выготского о происхождении и природе высших психических функций.
7. Что такое идеальная и реальная формы развития?
8. Как решается Выготским проблема соотношения обучения и развития?
9. Охарактеризуйте понятие “зона ближайшего развития”; его теоретическое и практическое значение.
10. В чем принципиальное значение введения понятия “деятельность” в анализ проблемы психического развития?
ЗАДАНИЕ
Прочитайте статьи ведущих психологов, посвященные творчеству Л.С. Выготского; выделите следующие аспекты:
— в каких сферах научного знания и социальной практики используются положения, сформулированные Л.С. Выготским?
— какие выводы прошли проверку временем и последующим развитием научного знания?
— какие положения вызывают критические замечания и нуждаются в уточнении?
Литература к заданию:
1. Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюзной конференции 23—25 июня 1981 г. М., 1981.
2. Журнал “Вопросы психологии”. 1996. № 5, 6. Статьи В.П. Зинченко, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаева, Л.Ф. Обуховой и др.
Могут быть использованы и другие публикации.
Дополнительная литература:
Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.; Воронеж, 1996.
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. 23—25 июня 1981 г. М., 1981.
Источник
2.2. Натуралистические концепции психического развития человека
Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии
Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или натуралистский, подход. К числу его сторонников принадлежат психологи разных школ в психологии (интроспекционизм, бихевиоризм, психоанализ и др.); видными представителями были С. Холл, К. Бюлер, В. Штерн, Э. Клапаред, А. Гезелл, З. Фрейд и другие. Данное направление составляют различные теоретические течения: теория рекапитуляции, нормативный подход, теория трех ступеней, теория конвергенции двух факторов. Однако при всех различиях эти теории объединяет общий взгляд на процесс психического развития человека как биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам.
Первой теорией, объясняющей процесс психического развития, стала теория рекапитуляции, которую сформулировали С. Холл и Д. Болдуин. Фундамент этой теории составляет биогенетический закон Э. Геккеля, который гласит, что онтогенез (развитие отдельного индивида) является кратким повторением филогенеза (истории развития всего вида). Применительно к детской психологии этот закон утверждает, что в процессе индивидуального развития ребенок в сокращенном виде проходит этапы эволюционного и культурного развития, которые прошел человеческий род.
При этом С. Холл считал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить какую-то стадию своего развития ребенок не может. Онтогенетическое развитие рассматривалось как биологически детерминированный процесс. С. Холл выявил и механизм перехода с одной стадии на другую: так как реально ребенок не может прожить те же ситуации, которые переживало человечество в своей истории, то переход от одной стадии к другой осуществляется им в игре.
Теория рекапитуляции была достаточно популярна в конце XIX – начале ХХ в.; с некоторыми модификациями она разрабатывалась и другими психологами. Д. Болдуин считал, например, что онтогенетическое развитие не является полным повторением филогенеза и человеческой истории – в нем есть «пропущенные главы».
Немецкий психолог К. Гросс, разрабатывая проблемы детской игры, исходил из положения, что игра обращена не к прошлому, а к будущему. Игра является школой подготовки организма к жизненным испытаниям, она упражняет функции для будущего, служит целям биологического приспособления.
С. Холл является основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т. е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, педология была призвана объединить все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.
Педология завоевала популярность во всем мире: ее привлекательность была связана с ориентированностью на практические нужды педагогики. В реальной педагогической практике учителя и воспитатели имеют дело с целостным ребенком, в единстве его физических, психических и социальных качеств. Именно такой комплексный подход к изучению ребенка и процессов его развития провозглашала педология. Однако идея создания комплексной науки о ребенке оказалась нереализованной.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Основные закономерности психического развития ребенка
Психическое развитие ребенка зависит от целого ряда факторов. Прежде всего от тех качеств, которые заложены в нем природой. Они характеризуют строение и функции его организма. Особая роль отводится нервной системе
Показатели физического и психического развития ребенка
Третий год жизни ребенка – это последний год раннего детства или ясельного возраста. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад. Рассматривая этот период жизни малыша, следует
Особенности психического развития детей
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Диагностика готовности ребенка к школе
2.1. Клинические проявления при задержке психического развития
Анализ теоретических разработок и повседневной практики показывает, что в медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. По результатам
2.2. Систематика задержек психического развития
В настоящее время существует несколько видов классификаций задержек психического развития: клинические (Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и Т. А. Власова, В. В. Ковалев, Ю. Г. Демьянов), клинико-психолого-педагогическая (К. С.
2.3. Особенности психического развития при задержанном дизонтогенезе
В отечественной дефектологии понятие «задержка психического развития» является в большей степени психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в психическом развитии ребенка.
3.1. Организация помощи детям с задержкой психического развития на современном этапе общественного развития
Наличие подобной группы детей обратило на себя внимание исследователей еще в девятнадцатом столетии (Н. А. Добролюбов). Они описывались под разными названиями:
Основные понятия психологии развития и факторы психического развития
Нервно-психическое развитие является одним из основных показателей здоровья ребенка. Родители, учителя, врач-педиатр должны уметь правильно оценивать нервно-психическое развитие и психологическое
2.3. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека
Социум как объяснительный принцип во французской социологической школе
Своя объяснительная конструкция психического развития была предложена исследователями, полагавшими
Закономерности психического развития в онтогенезе
Согласно Л. С. Выготскому, движущую силу психического развития составляет обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Он писал, что «правильно организованное обучение ребенка ведет за собой
Основания и схемы периодизации психического развития
Л. С. Выготский был первым из отечественных психологов, предпринявшим категориальный анализ проблемы возраста, его динамики, структуры, механизмов смены. Проблему возраста он считал ключевой для детской психологии и
Опыт развития культурно-исторической концепции
Перспективы развития культурно-исторической концепции, критический анализ ее отдельных положений, выявление нового образа психологической реальности и ее развития в онтогенезе составляют содержание современного этапа
1.2. Общенаучные подходы в изучении психического развития
Системный подход в изучении психических явлений
Системный подход представляет собой особое направление в методологии научного познания, в основе которого лежит представление об объекте как системе. В качестве
Деятельностный подход в изучении психического развития
Особое место в психологии занимает деятельностный подход, успешно разрабатываемый в отечественной психологии благодаря работам А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна. Категория «деятельность» в психологии выступила
§ 7. Атипия психического развития
Проблема левшества является уже долгие годы одной из наиболее активно обсуждаемых в различных областях науки о человеке. Право или леворукость — одно из важнейших его психофизиологических свойств, отражение которого актуализируется в
Источник