Наталья алексеевна ветлугина музыкальное развитие ребенка читать онлайн
Форми рование нового человека — одна из главнейших задач современиого советского общества. На XXVI съезде КПСС Л. И. Брежнев подчеркнул: «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь:. Незаменимую роль в воспитании человека играет искусство. Леонид Ильич призывает мастера искусства: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства»
Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо, ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.
Дошкольное детство — пора наиболее оптимального приобщения ребенк а к миру прекрасного. Цель музыкально-эстетического воспитания обосновывается обществеиными требованиями развитого социалистического общества и направлена на максимальное удовлетворение нужд и, интересов ребенка. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионально го мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.
Вот почему придается такое большое значение всестороннему развитию педагога, его приобщению к миру музыкального искусства, которое оказывает незаменимое влияние на его духовное обогащение и творческое отношение к окружающему.
Комплекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает способность чувствовать и понимать музыку, учит творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с детьми.
Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое существенное — развить стремление и способность применить свой музыкальный опыт в во спита ни и детей. Все музыкальные дисциплины способствуют осуществлению этой задачи. В этом особое назначение методики музыкального воспитания.
Коммекс предметов музыкального цикла, входящих в программу дошкольных педагогических училищ, развивает у учащихся способность чувствовать и понимать музыку, учит их творчески применять полученные знания и умения в повседневном Общении с детьми. 1 ,
Курс «Методика музыкального воспитания:. состоит из трех разделов.
В первом (главы I — 111) раскрываются значение и задачи музыкального воспитания дошкольников, особенности проявления у детей с посо бностей к во с приятию музыки, методы воспитания и обучения, содержится анализ музыкальных произведений. .
Во втором (главы IV — VII) излагается методика работы с детьми во всех возрастных группах по видам музыкальной деятельности: слушанию музыки, пению, ритмике, игре на детских инструментах.
В третьем (главы VIII, — XII) даны формы организации детской музыкальной деятельности:, занятия, праздники, развлечения, а также приводится характеристика обязанностей педагогического персонала, планирование и учет работы по музыкальному воспитанию детей.
В учеб ник вх одят разл ичные вспомогательные материалы. В конце каждого раздела указан список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения содержания курс а методики. Каждая глава заканчивается вопросами и заданиям и. Вначале изложены вопросы, требующие умения анализировать и обобщать основные положения текста. Далее следуют задания, выполняя которые необходимо проявить самостоятельность и творчество. Все это позволит судить о степени усвоения матери ала.
Отдельные параграфы, в которых изложены теоретические вопросы, заканчиваются краткими выводами, суммирующимн основные положения.
В конце книги дано приложение «Словарь музыкальных терминов:.. Он составлеи на основе различных справочных материалов и включает небольшие подразделы: «Элементарная теория музыки», «Вокально-хоровое искусство», «Танец». Словником пользуются при изучении материала соответствующих разделов. Он невелик по объему, но содержит термины, наиболее часто встречающиеся. Пояснения терминов отличаются краткостью и популярностью. Термины, которые не вошли в словарь, но встречаются в учебнике, разъясняются в тексте.
Прекрасное пРобужДает доброе.
Д. Б. Кабалввский
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ГЛАВА I
ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
§ 1. Значение музыки как вида искусства
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека?
Прежде всего ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует народ — это выливается в торжественные и радостные звуки музыки- поет солдат в походе — песня придает особое бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне — печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю жизнь.
«Какой интересный материал! … Ведь на этом материале можно было бы написать прекрасное исследование о чаяниях и ожиданиях народных», — сказал В. И. Ленин о сборнике русских крестьянских песен.
Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Музыкальные произведения отражают страницы истории. В дни Великой Отечественной войны родилась одна из лучших песен того времени — «Священная война» А. Александрова. Она объединяла советских людей в их суровой, непреклонной решимости вести борьбу до полной победы. В осажденном Ленинграде Д. Шостакович создает знаменитую Седьмую симфонию. В ней осуждается величайшее зло, которое несет фашизм. «Не люблю про себя такие слова говорить, но это была моя самая вдохновенная работа»2, — вспоминал композитор. Ему принадлежат и такие слова: «В горе и в радости, в труде и на отдыхе — музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что ее принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая… Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».
В этом другая особенность музыки — объединить людей в ед и -ном переживании, стать средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызывает определеннЫй отклик в душе другого. Великий русский композитор П. И. Чайковский говорил: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» И дальше: «Может быть, никогда в жизни не был польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Лев Николаевич [Толстой], слушая andante моего квартета и сидя со мной, залился слезами:.Л
Яркие художественные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Третья особенность музыки, по выражению Д. Шостаковича, «прекрасный своеобразный язык». Сочетая выразительную, яр кую мелодию, гармонию, своеобразный ритм, композитор выражает свое мироощущение, Свое отношение к окружающему. Такими произведениями и обогащаются все те, кто воспринимает их.
Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом еще одна ее особенность. Каждый человек по-своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушания. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, слушать внимательно, отмечая динамическое развитие образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык». П ос те п енно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.
Еще одна интересующая нас особенность музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марщ, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.
§ 2. Музьжа и всестороннее развитие личности ребенка
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству — необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы о на выполнила эту важну ю функцию, надо, развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности — способность чувствовать характер, на строение музыкального прои зведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.
Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение иесни, передающей душевное состояние человека.
В торой признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-елуховой культуры, произвол ьного слухового внимания, н а правленного на те или иные средства выразительности. На пример, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низки й, тембровое звучание рояля и скрипки и т. д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т. д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный — припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим ж еланием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. (…)
Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения.
Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальней опыт, приобрести элементарные сведения, знания, навыки: В свою очередь ребенок активно усваивает это.
Воспитание в целом, и обучение в частности, по выражению советского психолога Л. С. Выготского, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обусловливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития.
Все положения, изложенные в этой главе, дают возможность определить задачи музыкального воспитания в детском саду, которые подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом -своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание- услышанных произведений. Осуществляется воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями.
3. Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкальноритмического движения, игры на детских музыкальных инструментах.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладо-высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Обучать элементарным певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений.
6. Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе иолученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных, образов в играх и хороводах; использовании выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен, попевок. Формируются самостоятельность, инициатива и стремление применять в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на музыкальных инструментах, петь и танцевать.
Задачи музыкального воспитания детей относятся ко всему дошкольному возрасту. На каждой возрастной ступени они видоизменяются и усложняются.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Охарактеризуйте особенности музыки как искусства.
2. Какова роль музыки в эстетическом развитии ребенка, в формировании его нравственного облика, умственных способностей и физического здоровья?
3. Перечислите основные признаки музыкальности ребенка.
4. В чем проявляются возрастные особенности музыкального развития детей?
5. Какова взаимосвязь музыкального воспитания, обучения и развития?
6. Назовите за дачи м узыкального воспитания и докаж ите, что их решени е обеспечивает всестороннее и гармоническое музыкально-эстетическое развитие ребенка.
7. Назовите яро изведения, в которых ярко выражены определенные мысли, идеи, чувства.
8. ПриведИте примеры народных песен, повествующих об исторических событиях.
9. Назовите любимое произведение и скажите, почему оно вам нравится.
10. Понаблюдайте за музыкальными проявлениями ребенка, охарактеризуйте их.
11. Вспомните и назовите любое музыкальное произведение, которое вы слушали. Опи шите, какие чувства вы звало у вас восприятие данного произведения.
12. Какие песни для детей вы знаете? Исполните одну из них.
13. Напойте мелодию одной из знаком ых вам песен. Определите ее характер, расскажите о том, какие чувства выражены в данной песне.
14. Считаете ли вы, что знакомство с музыкальным искусством необходимо каждому современному человеку? Если да, объясните, почему.
KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
Источник
Ветлугина Наталья Алексеевна (1909-1995 г.)
Великий педагог-музыкант, чья концепция музыкального воспитания дошкольников по сей день остается ведущей в нашей стране. Имя Н. А. Ветлугиной при жизни было внесено в энциклопедические словари . Главное дело ее жизни — создание системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Начав научную деятельность в 1940-е гг., Н. А. Ветлугина, опираясь на научные достижения своих учителей, создала научную школу музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Заложила концептуальные, теоретические, методические основы системы эстетического воспитания дошкольников. Педагог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980) . Одна из создательниц эстетического воспитания дошкольников. Автор программ и методических пособий по эстетическому воспитанию в детском саду , программ для педагогических училищ и педагогических факультетов вузов, широко распространенного «Музыкального словаря».
Ветлугина, Н. Музыкальный букварь. М.: Музгиз. 1963 г.. Переплет: мягкий; 96 страниц; формат: энциклопедический
Музыка Е. Теличеевой. Стихи М. Долинова.
Во втором разделе использованы мелодии и тексты русских народных песен.
Художники Л. Гладнева, Б. Десницкий, Е. Короткова, П. Логвинов, Б. Фридкин, Е. Сафонова.
Букварь предназначен для детей дошкольного возраста. Он может быть использован в старших группах детского сада, в подготовительных классах общеобразовательной школы, в дошкольных группах музыкальной школы, а также в домашних условиях. Задача музыкального букваря — ввести ребенка в мир музыки и воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней.
Ранее изданный музыкальный букварь (8-е издание 1972 года и более ранние) преследовал более узкую цель, направленную главным образом на развитие музыкального слуха и подготовку детей к обучению пению по нотам.
Новый букварь отличается широким музыкально-эстетическим подходом, хотя в нем частично сохранился материал прежних изданий.
«Музыкальное воспитание в детском саду» 1981 г.
В пособии раскрыты содержание и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста, рассмотрены виды их музыкальной деятельности на занятиях, в играх, в повседневной жизни, приводятся разнообразные приемы развития творческих и музыкальных способностей детей. В книге дан практический материал – примерные конспекты музыкальных занятий творческие задачи, нотные примеры.
«Музыкальное развитие ребенка» 1968 г.
В книге отражены исследования развития общей музыкальности детей, их способностей. Автор устанавливает закономерности музыкального развития ребенка в дошкольном детстве, условия формирования зачатков творчества в условиях разнообразной музыкальной деятельности.
«Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» 1983 г.
Пособие содержит необходимый для студентов теоретический, музыковедческий и методический материал, раскрывающий своеобразие музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. В нем определено место теории и методики музыкального воспитания детей в системе педагогических наук, показано значение искусства как способа, отражения действительности и его роль в формировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальной деятельности на всестороннее развитие ребенка.
Труды Н. А. Ветлугиной рассматривают развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Она разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей настольные, подвижные, хороводные.
Эмиль Жак-Далькроз (1985-1950)
Швейцарский композитор и педагог. Настоящее имя Эмиль Жак. Издательство его произведений предложило ему несколько изменить свою фамилию, так как в это же время был еще другой композитор, носящий фамилию «Жак», имя которого знают сейчас, вероятно, только узкие специалисты. Далькроз взял фамилию своего друга Валькроза, изменив только первую букву. С тех пор он подписывает свои произведения «Жак-Далькроз».
В Вене, где родился Жак-Далькроз, постоянно звучала музыка Иоганна Брамса, Антона Брукнера, Иоганна Штрауса. Эмиль Жак с детства был окружен музыкой. Дед играл на скрипке, дядя — пианист, в доме постоянно музицировали. С шести лет Далькроз начал брать частные уроки музыки, в семь лет сочинил марш, а в двенадцать стал учеником Консерватории в Женеве, куда в 1875 году переехала семья. Далькроз учился у Гуго де Зенгера и неоднократно награждался призами. С раннего детства окружающие отмечали его бунтарский характер. Окончив колледж, он радостно воскликнул, что наконец покидает эту «тюрьму» и только теперь чувствует себя человеком. Далькроза возмущало, что большинство педагогов не считает нужным объяснять, для чего надо выполнять то или иное задание — то есть то, что сам он с такой любовью выполнял в своей педагогической деятельности.
В 1881 году Далькроза принимают в члены общества «Belles-lettres», объединяющего любителей художественной литературы, и он с гордостью носит имя «belletrien». В эти годы он сочиняет уже маленькие песни. В возрасте 19-ти лет Далькроз едет в Париж, где посещает музыкальные и театральные курсы и начинает колебаться — быть ли ему музыкантом или актером? В 1886 году его пригласили вторым дирижером в Алжир, где Далькроз познакомился со музыкой Африки, с ее сложными ритмическими комбинациями. Уезжая в Алжир, Далькроз, чтобы придать своей внешности более солидный вид, отпустил бороду и надел пенсне, в которое были вставлены простые стекла… По возвращении из Алжира в Вену он два года занимался музыкой у Антона Брукнера. Из Вены Далькроз едет в Женеву, где исполняют многие его произведения, затем снова в Париж, где занимался у Матисса Люсси, Цезаря Франка и Лео Делиба. В 1892 году Далькроз стал профессором Женевской Консерватории по классу гармонии и сольфеджио. Его лекции вызывают большой интерес, он увлекает учеников своим жизнерадостным характером — и позднее, будучи стариком, будет упрекать молодых композиторов в пренебрежении к веселым стилям в музыке. Далькроз стал членом веселого кабачка, названного «Japajou», центра артистической жизни Женевы. Там он сочинял и распевал свои веселые куплеты, писал забавные и остроумные стишки. В этот период жизни Далькроза уже многие его сочинения исполнялись на концертах в Женеве, Германии, Лондоне.
Некоторые музыкальные сочинения Далькроза:
Комические оперы, лирическая легенда, музыкальная идиллия, лирическая комедия, поэма в стихах. Среди них — «Добряк Жади». Фестивали. Крупные произведения с участием хора, солистов. Тацевальные номера, выполняемые детьми и взрослыми ритмистами. Они сочинялись в разное время по случаю тех или иных знаменательных национальных торжеств. Наиболее известные из них: «Фестиваль кантона Во» (1903 г.), «Июньский Праздник» (1914 г.), «Праздник Юности и Радости» (1923 г.).
Кантаты и Оратории. Среди них «Эхо и Нарцисс», сочинение Хеллерауского периода, показанное еще в Институте силами учеником Далькроза, в 1912 г. Поэмы и пьесы для детей. Жанровые картинки, исполняемые детьми, посвященные воспоминаниям детства — школьным каникулам, отдельным сезонам: лету, осени, зиме и весне. Среди этих сочинений наибольшим успехом пользовался спектакль «Маленький король, который плачет». Это детская сказка в 3-х актах и 13 картинах, исполняемая 180 детьми, с танцами, сольными номерами.
Оркестровые произведения. 13 маленьких вариаций на тему «Швейцария прекрасна», которые Далькроз сочинил в бытность свою профессором Консерватории в Женеве и предложил ученикам своим написать вариации на его тему и, в качестве примера, сочинил сам эти 13 вариаций.
Балеты. Танцевальные сюиты.
Концерты. Концерт для скрипки, посвященный знаменитому скрипачу Анри Марто, поэмы, ноктюрны.
Камерная музыка. Квартеты, трио, сюиты, серенады, новелетты, танцы, дивертиссименты.
Пение и рояль. Сочинения для голоса: соло, дуэты, вокализы, в сопровождении рояля и оркестра.
Рояль. Большое количество пьес для рояля, любимого музыкального инструмента Далькроза. В них встречаются сложные ритмические комбинации и ритмические оригинальности, но все они всегда музыкальны и оправданны. Немало этих сочинений вошли в репертуар учеников Консерватории. Среди них — вальсы, этюды, ноктюрны, арабески, баллады и сочинения специально на метрические и ритмические задания.
Песни. Целый большой раздел занимают песни. Сочинения Далькроза в этом жанре пользовались большой популярностью. Тексты их, а также инсценировка, принадлежат в большинстве случаев самому композитору. Насчитывается около 1000 песен. Эти песни слышны были повсюду и могут быть с полным основанием названы народными. Это были картины природы — гор, леса, а также темы труда, детской жизни. Припев песни «Песня мира и счастья» звучал так: «Если бы дети всей земли дали руки друг другу…», этот припев распевали далеко за пределами родины Далькроза. О популярности песен Далькроза говорит такой случай: гуляя однажды по горам родной Швейцарии, он услышал голос пастушка, распевающего одну из его песен. Пастушок все время ошибался на одном и том же месте, и Далькроз ему на это указал. Но пастушок не согласился исправить свою ошибку, он сказал, что и отец и дед его пели именно так и уж они, конечно, лучше знали!.. Эти песни звучали по всей Швейцарии, их пели дети, сопровождая стада овец, гуляющие по горам любители природы и даже пели негры в Африке в переводе на свой язык. Песни Далькроза вышли в печати в различных сборниках: «27 песен для детей» (Париж, 1907 г.) и «15 новых хороводов» (1905 г.). Полный перечень музыкальных сочинений Далькроза занимает 109 страниц монографии.
Книга «Ритм»
В своей знаменитой работе основатель Ритмической гимнастики Э. Жак-Далькроз дает ответ на самые актуальные вопросы: как ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Основу книги составляют шесть широко известных лекций Далькроза по ритмике, полностью раскрывающие философскую и эстетическую программу швейцарского педагога.
В приложении опубликованы программа упражнений по ритмике, ритмические игры, марши и этюды, приведена методика развития беглости пальцев “по Далькрозу” и др.
Книга адресована широкому кругу читателей – преподавателям ритмики, сольфеджио, фортепиано, учащимся и студентам музыкальных и театральных учебных заведений.
Источник