Наследственность как оно влияет на развитие и воспитание ребенка

Наследственность как оно влияет на развитие и воспитание ребенка thumbnail

Споры о том, насколько сильное влияние оказывает наследственность на развитие, характер и возможное будущее ребёнка ведутся уже не одно столетие. Кто-то утверждает, что «во всём виноваты гены», а другие полагают, что есть гораздо более значимые факторы. Насколько велика роль наследственности в формировании личности?

Что мы «выигрываем» в генетической лотерее

Безусловно, наследственность – это очень серьёзный фактор в жизни каждого человека. Приходя в этот мир, мы получаем «в подарок» от своих мам и пап, бабушек и дедушек (и возможно, ещё от каких-то предков) цвет кожи и глаз, некоторые черты лица, конституцию тела, группу крови (она далеко не всегда напрямую передаётся по наследству), предрасположенность к определённым заболеваниям и т.д. Естественно, в качестве «бонуса» от появления на свет в человеческом обличье мы также приобретаем все эволюционные достоинства нашего вида (способность к прямохождению, развитию мышления и речи и т.д.)

Прежде всего, в генетической лотерее мы «выигрываем» какие-то внешние признаки, физиологические данные и исходный, стартовый запас здоровья. Скажем, если оба родителя высокие (или, если хотя бы один из них имеет весьма приличный рост), то их дети тоже вряд ли будут маленькими, и наоборот. Тип мышечных волокон («быстрые» или «медленные» мышцы) и склонность к взрывной, скоростно-силовой или продолжительной стайерской физической деятельности нам тоже достаётся из генетической программы одного из родителей.

По наследству также передаётся определённый тип нервной системы, который формирует у ребёнка склонность к проявлению тех или иных психологических качеств (уравновешенности, вспыльчивости, раздражительности и т.д.), но, естественно, не оказывает ключевого воздействия на становление его характера.  С помощью генетического «послания» малыш также может приобрести благоприятную «почву» для развития каких-то интеллектуальных и музыкальных способностей, имеющихся у родителей (но это лишь генетические задатки, а не сами способности).

Хорошая наследственность – это только стартовый запас и потенциальные возможности

Естественно, всё это оказывает большое влияние на развитие и будущее ребёнка. Если он родится красивым и здоровым, его судьба, вероятнее всего, будет складываться несколько по иному сценарию, чем в противоположном варианте. С другой стороны, хорошие гены – это только стартовый запас и потенциальные возможности, которые даются нам в начале жизни. Если эти возможности не развивать, то растерять их можно очень легко и быстро.

Например, можно иметь хорошее генетическое здоровье, от которого в результате пагубных привычек, неправильного питания и отсутствия должного уровня физической активности к 30 годам не останется и следа. И наоборот, можно получить «в подарок» от родителей какие-то наследственные заболевания, от которых впоследствии вполне реально избавиться с помощью повышенной дозы здорового образа жизни.

В каких сферах «генетика» особенно важна

Наибольшее значение генетическое наследство имеет, конечно же, в сфере спорта и в других областях, связанных с проявлением каких-либо физиологических свойств, поскольку тип мышечных волокон и склонность к спринтерской или стайерской работе передаются нам напрямую от одного из родителей (как и рост, который во многих видах спорта имеет немалое значение).

Поэтому, если ваш ребёнок страстно хочет заниматься спортом, имеет смысл уже в раннем детстве с помощью специальных генетических тестов определить у него наличие скоростно-силового или стайерского потенциала.

Конечно, одного только таланта мало. Если не развивать должным образом физиологические «бонусы», полученные от родителей, то никакие гены не помогут добиться успеха ни в одной спортивной дисциплине. С другой стороны, если усиленно тренироваться в том виде спорта, к которому у ребёнка нет генетической предрасположенности, то можно просто зря потерять время.

Наилучший результат в спорте даёт сочетание хорошей «генетики» и сумасшедших тренировок до десятого пота (конечно, эти «сумасшедшие» тренировки должны быть правильно организованы). При отсутствии одного из этих факторов все усилия по достижению спортивных вершин могут оказаться напрасными (хотя, конечно, крепкое здоровье от занятий спортом ваш ребёнок в любом случае приобретёт).

Передаются ли по наследству талант и гениальность?

Талант и гениальность с помощью генетической лотереи, к сожалению, или к счастью, не передаются, как бы кому этого не хотелось. Хотя, «успех» вполне можно получить по наследству, но уже не по генетическому, а по социально-семейному. Это происходит, например, когда знаменитый и талантливый родитель пристраивает своё подросшее дитя на какую-то престижную должность, или способствует его телевизионной «прописке», что в нашей стране равносильно достижению звёздного статуса (особенно часто такой «успех» передаётся по наследству в отечественном шоу-бизнесе).

Но стать яркой, самостоятельной творческой единицей, благодаря «генетике» невозможно. Ещё ни один реальный гений, и ни один Нобелевский лауреат никак не поспособствовал размножению своего уникального дара на этой планете. Природа на детях гениев отдыхает далеко не всегда (хотя, и очень часто), но если отпрыски «звёзд» и добиваются самостоятельно какого-то успеха, то совсем не в той сфере, что их знаменитая родня.

Существуют, конечно, династии цирковых артистов, актёров и режиссёров, музыкантов и певцов, но, как правило, в таких семейных творческих кланах детям по наследству достаются не талант и способности, а навыки и известное имя.  По-настоящему что-то талантливое и гениальное, чаще всего, появляется в семьях, где никто из родителей не имеет никакого отношения к тому, в чём ребёнок проявляет свою уникальность и эксклюзивность.

Наверное, это происходит потому, что для полноценной реализации и становления, настоящему таланту нужно преодолеть многочисленные трудности, пройти через огонь, воду и медные трубы. Если же он родится в богатой и знаменитой семье, где всё схвачено и за всё заплачено, то вряд ли у него будет стимул работать до десятого пота над развитием своих природных данных (в этом случае ему достанутся только чужие «медные трубы»).

Поэтому не нужно удивляться тому, что дети из бедных семей нередко добиваются гораздо большего жизненного успеха, чем те, кто изначально родился «в шоколаде» («шоколадные» дети, чаще всего, довольствуются достижениями своих родителей).

Не пытайтесь искусственно вырастить гения

Все попытки каким-либо образом искусственно вырастить гениальную личность на фабрике талантов закончились полным провалом.  Даже если оба родителя будут Нобелевскими лауреатами (можно вообразить себе такой теоретический вариант), то вряд ли их ребёнок повторит успех своих именитых предков, и будет обладать какими-либо уникальными способностями.

Поэтому даже не стоит пытаться каким-либо образом запрограммировать талантливость ребёнка ещё до его рождения. Всё равно из этого ничего не получится. Настоящий талант может развиться только в естественных условиях в результате колоссальной работы по самосовершенствованию с учётом имеющихся природных данных.

Это не означает, что ребёнка с детства нужно нагружать посещением всевозможных секций и кружков, испытывать на нём новейшие методики воспитания и пытаться с его помощью реализовать свои амбиции, и то, что у вас самих когда-то не получилось. Он сам должен выбрать свой жизненный путь. Следуйте за его природным даром, а не навязывайте ему свои желания, пытаясь с малых лет воспитать из него гения.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка наследственные факторы

Не нужно всё списывать на «плохие» гены

Есть немало родителей, которые постоянно списывают все свои неудачи в воспитании детей на «плохие» гены (матери, как правило, винят во всём «дурные» гены отца, а те – наоборот). Вряд ли такие отговорки говорят о чём-то, кроме лени родителей и их неспособности понять своего ребёнка.

Дети не рождаются ни злыми, ни добрыми, ни хорошими, ни плохими. Такими их делают воспитание, условия жизни и личная биография. Вместо того, чтобы оправдывать свои родительские неудачи «плохими» генами, лучше вовремя помогите понять своим детям, в чём заключается их жизненное призвание, и максимально способствуйте развитию того, для чего они появились на этот свет.

Это не обязательно должны быть какие-то хорошо знакомые вам сферы. Не нужно удивляться тому, что ваш сын неожиданно начал проявлять неординарные вокальные или инструментальные способности, в то время как в вашей родне никогда не было музыкантов (возможно, у кого-то из ваших родственников и были музыкальные способности, но поскольку они не развивались должным образом, то никак и не проявились).

Ориентироваться в воспитании детей нужно не на «гены», а на то, что получается у них лучше всего, и могло бы стать их жизненным призванием.  А «гены» пусть отвечают за внешние данные, красоту и анатомические параметры. По крайней мере, в этом случае сразу видно, что досталось ребёнку от матери, а что – от отца (или ещё от кого-то другого).

Источник

Наследственность как фактор развития личности Фото: pixabay.com

С рождения до смерти мы развиваемся: физически, нравственно, духовно, психологически. На наше формирование влияют пять факторов. Среди них по Зеньковскому (педагог, культуролог):

  • наследственность,
  • воспитание,
  • среда.

Некоторые учёные добавляют культуру и индивидуальный опыт человека. Эти факторы, влияющие на развитие личности, обсуждаются в течение десятилетий: что важнее, генетика или обучение? Каково влияние искусства на человека? На эти вопросы пока нет точного ответа, как на многие другие, связанные с обществом. Влияние среды на развитие личности неоспоримо. Но попытаемся расставить приоритеты хотя бы для себя.

Наследственность и среда в развитии и формировании личности

На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.

Наследственность как фактор развития личности

Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.

Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что уровень интеллекта не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.

Вредные привычки мам и пап всегда сказываются на потомстве: алкоголизм, наркомания, психические заболевания вносят свои негативные коррективы в наследование способностей и интеллекта.

Среде как фактор развития личности

Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.

Человек постоянно взаимодействует с окружающим его социумом таким, как друзья, знакомые, школа, институт, рабочий коллектив. Индивид не может сформироваться без общения. Как вещают все школьные учебники: человек — существо биосоциальное, в нём соединилась природа и дух. Отсутствие влияния общения на развитие личности чревато психическими отклонениями.

Кроме обретения условий обучения, коммуникация позволяет человеку умственно обогащаться. Новые знания невозможно получить без ведения диалога с интеллектуальной собственностью (устной или письменной) другого человека.

Тяга к взаимодействию с другими людьми заложена в нас с самого рождения. Первым делом младенец ищет контакт с матерью: телесный, зрительный, эмоциональный. Не получая отклик своим запросам, новорожденный может замкнуться в себе, потерять доверие к окружающему миру.

Среда, помимо социальной, бывает домашней (семейной). Семья очерчивает круг интересов, формирует ценности и нравственные качества человека. Здесь пока не идёт речь о воспитании, только о влиянии семьи на развитие личности с точки зрения среды:

  • материальное положение;
  • психологический климат внутри ячейки общества;
  • условия для самореализации.

Также существует географическая среда (место рождения, проживания индивида), которая учитывает:

  • плотность населения;
  • климат;
  • экологические условия.

Заметьте, как разительно отличаются жители Норвегии от коренного населения Зимбабве, причём не только внешне.

Отдельно выделяют влияние социальной роли на развитие личности. Важно не только нахождение в обществе как таковое, но ещё роль, которую в этом обществе играет конкретный человек: отец семьи или холостяк, директор или подчиненный, ребёнок или уже взрослый мужчина. Каждая роль влияет по своему, формируя качества индивида, необходимые в данный момент бытия. Об отношениях в семье и обществе подробно читайте здесь.

Семья и воспитание в вопросах становления личности

Влияние воспитания на развитие личности Фото: pixabay.com

Влияние воспитания на развитие личности важно так же, как наследственность со средой. Порой, именно воспитание может скорректировать формирование человека с плохой наследственностью или выросшего в плохой среде.

Воспитание как фактор развития личности проявляется ещё в детстве. Первоначально главную роль в этом процессе играют родители, обучающие малыша есть, спать, самостоятельно одеваться. Затем наступает очередь детских садов, школ, в которых права воспитания передаются воспитателям, учителям. Но в то же время важно не прекращать воспитательный процесс дома, раскрывая ребёнку нормы морали, чести, достоинства. Не все школьные учителя способны вплести в сугубо образовательный предметный процесс этические, эстетические моменты.

семья

Влияние воспитания на развитие личности родителями всегда будет главнее, чем какое-либо другое. Отношение родителей к ребёнку, выбранный вектор взаимодействия с чадом, количество уделённого ему времени, внимания отражается во всей дальнейшей жизни человека, формируя основополагающую базу.

Приобщение к культуре — залог успеха

Социологи, педагоги и культурологи активно исследуют вопрос, какие факторы влияют на развитие человека, помимо уже упомянутых. Оказалось, что влияние культуры на развитие личности – неоценимо. Художественное отображение действительности формирует интеллект, моральные принципы, установки, чувства человека.

Читайте также:  Развитие ребенка через игровую деятельность

Духовное влияние искусства на человека специфично, оно просветляет, очищает чувства, вызывая порой так называемый «катарсис». Помимо очищающей функции искусства на развитие личности, существует компенсаторная, то есть способствующая духовной гармонии человека.

культура

Влияние культуры на развитие личности заключается в обретении способности видеть прекрасное вокруг себя, в формировании эмоционального интеллекта, в воспитании навыка связного и образного выражения своих мыслей. Это расширяет кругозор, обогащает внутренний мир.

«Эмоции искусства суть умные эмоции», — Л. С. Выготский, психолог, основатель культурно-исторической теории.

Чувства и переживания, получаемые при созерцании шедевров, подтверждают влияние искусства на обогащение взаимоотношений человека с окружающим миром, духовно возвышая человека. Но для правильного восприятия художественных и музыкальных произведений, необходимо обладать художественно-эстетическим пониманием, то есть постоянно с самого детства получать знания о культуре и искусстве, вырабатывая у себя эстетическое чутьё.

Немаловажно влияние музыки на развитие чувства прекрасного, особенно классической, формирующей яркое восприятие гармоничного звучания. Люди, создающие шедевры искусства подтверждают своим талантом еще и то, что и деятельность как фактор развития личности очень важна, особенно в любимом деле.

Вместо вывода

Зная, что влияет на становление индивида, можно постараться вырастить умное, способное, творческое общество. Если каждый с детства ощутит влияние музыки на развитие человека и влияние искусства на его восприятие мира в целом, родится от здоровых родителей с хорошей наследственностью, готовых подарить малышу благоприятную семейную среду и грамотное воспитание, тогда мир станет чуточку лучше.

Желаем всем здоровья и добра!

Оригинал статьи находится здесь.

Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал.

Источник

От педа­го­ги­че­ских воз­зре­ний мам и пап во мно­гом зави­сит стиль их вза­и­мо­дей­ствия с соб­ствен­ным ребен­ком. Бесе­дуя с роди­те­лями своих уче­ни­ков, педа­гог выслу­ши­вает немало объ­яс­не­ний того, откуда у детей берутся опре­де­лен­ный харак­тер, те или иные спо­соб­но­сти или какие-то привычки.

Но все эти объ­яс­не­ния сво­дятся в конеч­ном итоге к четы­рем «тео­риям». Какая же из них ближе всего к истине?

Во всем вино­ваты гены

«Мой сын ведет себя как дев­чонка – всего боится, посто­янно пла­чет. Моя супруга такая же – чуть что, сразу в слезы. Я сна­чала его нака­зы­вал, хотел вос­пи­тать из него насто­я­щего муж­чину, а он еще больше ста­но­вился похо­жим на мать. Когда понял, что все бес­по­лезно, пере­стал пытаться его пере­вос­пи­тать. Видимо, ему по наслед­ству пере­да­лась от матери слез­ли­вость и бояз­ли­вость. Это не я ведь вино­ват в том, что он таким рас­тет?» – спра­ши­вает отец маль­чика в надежде услы­шать утвер­ди­тель­ный ответ.

Этот папа ско­рее всего при­дер­жи­ва­ется тео­рии о том, что в раз­ви­тии ребенка все зави­сит от наслед­ствен­но­сти, что вос­пи­та­ние не играет боль­шой роли, потому что пере­вос­пи­тать зало­жен­ные гене­ти­че­ски черты харак­тера невоз­можно. Сто­рон­ники этой тео­рии все поло­жи­тель­ные каче­ства ребенка обычно при­пи­сы­вают «хоро­шей наслед­ствен­но­сти», а все отри­ца­тель­ные – «пло­хой». При­чем мамы чаще всего гово­рят, что пло­хое пере­да­лось ребенку от отца, а папы – наобо­рот. Часто споры о том, чья наслед­ствен­ность хуже, пере­рас­тают в кон­фликт между супру­гами. Заме­тим, что кон­фликт этот воз­ни­кает абсо­лютно на пустом месте.

Но прежде чем дать тот или иной ответ нашему отча­яв­ше­муся папе, давайте попро­буем разо­браться, дей­стви­тельно ли его тео­рия верна. Опыт вос­пи­та­ния своих детей, опыт наших зна­ко­мых пока­зы­вает, что дети дей­стви­тельно очень часто вырас­тают похо­жими на роди­те­лей. Нагляд­ный при­мер – семьи извест­ных и талант­ли­вых людей, где на про­тя­же­нии несколь­ких поко­ле­ний могут про­яв­ляться неза­у­ряд­ные спо­соб­но­сти. Как, напри­мер, в семье ком­по­зи­то­ров Бахов.

И напро­тив, у роди­те­лей необ­ра­зо­ван­ных, склон­ных к чрез­мер­ному упо­треб­ле­нию алко­голя, дети вырас­тают ничем не лучше. Ведь все мы знаем, что яблоко от яблони неда­леко падает. Но все­гда ли это так? А может ли на яблоне вырасти груша?

Может! Неко­то­рые дети талант­ли­вых людей идут совсем по иному пути раз­ви­тия и абсо­лютно не похожи на своих роди­те­лей. Так что, пожа­луй, семей­ство Бахов – ско­рее исклю­че­ние, нежели пра­вило. Встре­ча­ются и семьи небла­го­по­луч­ные, бед­ные, с «труд­ными» и необ­ра­зо­ван­ными роди­те­лями, в кото­рых вырас­тают хоро­шие и умные дети.

Однако вера в то, что наслед­ствен­ность играет реша­ю­щую роль в раз­ви­тии ребенка, выгодна неко­то­рым мамам и папам. Это отча­сти сни­мает с их плеч ответ­ствен­ность за вос­пи­та­ние. Дей­стви­тельно, зачем мучиться, искать под­ходы к ребенку? Легче опу­стить руки, обви­нив супруга или бабу­шек-деду­шек в «пло­хих» генах. Вот и наш папа пыта­ется пере­ло­жить вину за харак­тер ребенка на свою супругу. А так ли уж он не вино­ват в том, что ребе­нок его рас­тет плак­сой? Давно дока­зано, что слиш­ком суро­вые методы вос­пи­та­ния из маль­чи­ков «насто­я­щих» муж­чин могут при­ве­сти к раз­ви­тию у детей прямо про­ти­во­по­лож­ных черт харак­тера – зави­си­мо­сти, подат­ли­во­сти и тревожности.

С дру­гой сто­роны, маль­чик, стал­ки­ва­ясь со слож­ной ситу­а­цией, может про­сто выби­рать стра­те­гию пове­де­ния, кото­рой чаще всего при­дер­жи­ва­ется его мама – то есть копи­рует ее, бро­са­ясь в слезы. И в том и в дру­гом слу­чае бояз­ли­вость и плак­си­вость маль­чика не явля­ются врож­ден­ными чер­тами харак­тера. Так что нашему папе искать себе оправ­да­ние в «сквер­ной» мами­ной наслед­ствен­но­сти ребенка не стоит, лучше заду­маться о том, какие усло­вия вос­пи­та­ния маль­чика в семье спо­соб­ствуют появ­ле­нию у него стра­хов и излиш­ней эмоциональности.

Вос­пи­та­ние – сила!

«Я счи­таю, что из ребенка можно вырас­тить кого угодно, если при­ло­жить все уси­лия. Глав­ное, не пус­кать вос­пи­та­ние на само­тек. Я вот все­гда меч­тала вос­пи­тать из дочери бале­рину – отдала ее на танцы с малых лет, водила на выступ­ле­ния и балет, дома сама с ней музы­кой зани­ма­лась. Но закон­чив школу, она решила посту­пать учиться на… дизай­нера. Видимо, мало я ее в дет­стве все-таки застав­ляла зани­маться, все жалела. Я сама вино­вата в том, что дочь отка­за­лась про­дол­жать зани­маться тан­цами», – рас­ска­зы­вает мама студентки.

Это уже дру­гая, прямо про­ти­во­по­лож­ная пер­вой, тео­рия раз­ви­тия: с помо­щью пра­вильно постав­лен­ного вос­пи­та­ния из ребенка можно вырас­тить кого угодно. Узнать таких мам и пап легко – обычно они инте­ре­су­ются раз­лич­ными мето­дами вос­пи­та­ния и нова­тор­скими мето­ди­ками обу­че­ния, слиш­ком много сил и денег вкла­ды­вают в созда­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий для раз­ви­тия ребенка с самого ран­него возраста.

Роди­тели попроще исполь­зуют ста­рую и про­ве­рен­ную не одним поко­ле­нием систему кнута и пря­ника, что очень напо­ми­нает дрес­си­ровку. И дей­стви­тельно, дете­ныша живот­ного, если его пра­вильно дрес­си­ро­вать с рож­де­ния, можно научить каким угодно цир­ко­вым трю­кам. Но можно ли так же выдрес­си­ро­вать ребенка? Неко­то­рые счи­тают, что можно.

А если не полу­ча­ется, как у этой мамы? Если вкла­ды­ва­ешь всего себя в вос­пи­та­ние сына или дочери, а они вырас­тают совсем не такими? По-преж­нему счи­тая, что вос­пи­та­ние – это сила, мы начи­наем винить самих себя в том, что при­ло­жили недо­ста­точно уси­лий. Мы начи­наем чув­ство­вать себя непол­но­цен­ными роди­те­лями, кото­рые не сумели спра­виться со своей глав­ной ролью – вос­пи­тать ребенка таким, каким надо. Вот только кому надо?

Читайте также:  Влияние детского лагеря на развитие личности ребенка

Кому было надо, чтобы дочь стала бале­ри­ной? Девочке или маме? Ответ оче­ви­ден. Мама при­ло­жила для этого массу уси­лий. Но дочь «изме­нила» маме и выбрала иной путь даль­ней­шего про­фес­си­о­наль­ного раз­ви­тия. Для мамы же это озна­чало, что она не сумела вос­пи­тать дочь, что она – мать-неудачница.

Что же полу­ча­ется: с помо­щью вос­пи­та­ния можно вырас­тить из ребенка кого угодно, словно выле­пить его из куска глины, и про­сто неко­то­рые взрос­лые не умеют пра­вильно вос­пи­ты­вать детей? Или эта тео­рия не все­гда ока­зы­ва­ется верна, и есть семьи, где, как бы гра­мотно роди­тели ни вос­пи­ты­вали своих детей, те не оправ­ды­вают надежд. Тогда, может быть, на раз­ви­тие ребенка оди­на­ково сильно вли­яет и вос­пи­та­ние, и наследственность?

Два в одном 

«Я его и на спор­тив­ную гим­на­стику запи­сала, и в худо­же­ствен­ную сту­дию он у меня ходит. Бла­го­даря мне научился рисо­вать, под­тя­нулся по физ­куль­туре в школе. Но сколь­ких тру­дов мне стоит заста­вить его ходить на все заня­тия, потому что сам он себя заста­вить не может – ему лень напря­гаться. Это у него все от отца – тот тоже насто­я­щий лен­тяй. А с наслед­ствен­но­стью не поспо­ришь», – жалу­ется на 12-лет­него сына и его «плохую наслед­ствен­ность» мама.

Рас­кри­ти­ко­вав отцов­скую наслед­ствен­ность ребенка, мама все его успехи при­пи­сала соб­ствен­ным вос­пи­та­тель­ным уси­лиям. Это при­мер еще одной тео­рии. Такие роди­тели счи­тают, что на раз­ви­тие ребенка оди­на­ково сильно вли­яет и наслед­ствен­ность, и вос­пи­та­ние. Как пра­вило, все успехи своих детей и их поло­жи­тель­ные каче­ства взрос­лые объ­яс­няют тем, что хорошо вос­пи­тали ребенка, а любые нега­тив­ные про­яв­ле­ния объ­яс­няют наслед­ствен­но­стью. Не правда ли, очень удоб­ная пози­ция? «Я хоро­ший роди­тель, ведь я при­ло­жил огром­ные уси­лия для вос­пи­та­ния ребенка и вырас­тил из него хоро­шего чело­века, но его отвра­ти­тель­ный харак­тер пере­дался ему по наслед­ству, тут уж я бес­си­лен» – такой взгляд помо­гает сохра­нить роди­тель­скую само­оценку на высо­ком уровне.

Может, здесь есть раци­о­наль­ное зерно? Если нельзя ска­зать, что на раз­ви­тие ребенка вли­яет только наслед­ствен­ность или только вос­пи­та­ние, то вполне разумно пред­по­ло­жить, что вли­яет и то и дру­гое вме­сте. Но и здесь есть одно «но». А как же тогда объ­яс­нить слу­чаи, когда при отлич­ном соче­та­нии вос­пи­та­ния ребенка (мама и папа – забот­ли­вые, чут­кие, вни­ма­тель­ные) и пре­крас­ной наслед­ствен­но­сти ребе­нок имеет про­блемы в раз­ви­тии или вообще вырас­тает пол­ной про­ти­во­по­лож­но­стью роди­те­лям? Как гово­рится – необъ­яс­нимо, но факт. А так ли уж необъяснимо?

А как же Бахи?

«Мне кажется, что ни наслед­ствен­ность, ни вос­пи­та­ние не вли­яют так сильно на раз­ви­тие детей, как это при­нято думать. У меня при­мер: в семье моих дру­зей – поря­доч­ных обра­зо­ван­ных людей, кото­рые дали отлич­ное вос­пи­та­ние сво­ему ребенку, сын в итоге вырос раз­гиль­дяем и без­дель­ни­ком – учиться нигде не хочет, лишь бы с дру­зьями по улице днем и ночью гулять. А напри­мер, в классе моей дочери есть маль­чик, у кото­рого роди­тели алко­го­лики и вообще семья крайне бед­ная. Несмотря на это маль­чик неплохо учится, ста­ра­ется и в школе ведет себя хорошо. Да и на соб­ствен­ном опыте я убе­ди­лась, что пока дочь сама не захо­чет чему-то научиться, застав­лять ее или пере­убеж­дать бес­по­лезно», – раз­мыш­ляет мама одной школьницы.

И надо ска­зать, что к истине она ближе всего. Потому что никто из преды­ду­щих мам и пап ни разу не упо­мя­нул о том, что ребе­нок может сам вли­ять на ход сво­его раз­ви­тия. Конечно, чем младше ребе­нок, тем больше роль роди­те­лей в его раз­ви­тии и вос­пи­та­нии. Малыши под­чи­ня­ются мамам и папам и в боль­шин­стве слу­чаев с удо­воль­ствием усва­и­вают роди­тель­ские истины, часто под­ра­жают роди­те­лям, непро­из­вольно раз­ви­вая у себя похо­жие черты харак­тера. Но с воз­рас­том он ста­но­вится более кри­тич­ным к самому себе, и если его что-то в себе не устра­и­вает, он может наме­ренно попы­таться изме­нить себя. Этот про­цесс так и назы­ва­ется – само­вос­пи­та­ние. Спо­соб­ность к само­вос­пи­та­нию появ­ля­ется у детей ближе к под­рост­ко­вому воз­расту, когда дети могут отка­заться от роди­тель­ских прин­ци­пов и ценностей.

Даже если ребенку по наслед­ству пере­да­ются задатки каких-то спо­соб­но­стей – музы­каль­ных, тан­це­валь­ных, мате­ма­ти­че­ских или дру­гих, – то их раз­ви­тие будет зави­сеть от того, насколько он сам захо­чет раз­вить их в себе и какие уси­лия для этого при­ло­жит. Без этого самые выда­ю­щи­еся врож­ден­ные задатки могут зачах­нуть и все вос­пи­та­тель­ные уси­лия роди­те­лей пой­дут насмарку.

Озна­чает ли это, что роди­тели бес­сильны повли­ять на раз­ви­тие ребенка? Нет, это озна­чает лишь то, что нам не сле­дует думать, будто мы все­сильны и только от вос­пи­та­ния или генов зави­сит то, каким вырас­тет ребе­нок. Чем он взрос­лее, тем в боль­шей сте­пени он сам выби­рает свой жиз­нен­ный путь, при­ла­гает уси­лия для дости­же­ния постав­лен­ных перед собой целей, под­ра­жает тем или иным близ­ким людям. И если у него появятся инте­ресы и черты харак­тера, кото­рые мы в нем не вос­пи­ты­вали, спо­соб­но­сти, кото­рые мы целе­на­прав­ленно не раз­ви­вали – это вовсе не озна­чает, что здесь обя­за­тельно есть наша вина или наша заслуга. Про­сто при­шло время, когда сын или дочь сами стали решать, в каком направ­ле­нии им хочется раз­ви­ваться дальше.

Это совсем не озна­чает, что теперь маме и папе сле­дует пол­но­стью отстра­ниться от вос­пи­та­ния ребенка. Ему в любом воз­расте нужна под­держка роди­те­лей. Не дрес­си­ровка, не навя­зы­ва­ние своих иде­а­лов, а помощь в само­раз­ви­тии и само­со­вер­шен­ство­ва­нии. Конечно, можно заста­вить ребенка зани­маться тем, чем хочется его роди­те­лям, дру­гими сло­вами – «сло­мать» ребенка. Но в буду­щем такой чело­век может так и не научиться само­сто­я­тельно менять себя и вос­пи­ты­вать в себе нуж­ные каче­ства и спо­соб­но­сти, если рядом не будет того, кто бы направ­лял его при­выч­ным кну­том и пряником.

А как же Бахи? Дума­ется, что если бы дети в этой семье не при­ла­гали соб­ствен­ных уси­лий для обу­че­ния музыке, вряд ли они стали бы извест­ными ком­по­зи­то­рами. И если бы малень­кий Иоганн в свое время пред­по­чел музыке живо­пись, мы бы не насла­жда­лись сей­час его музы­каль­ным гением. Но маль­чик решил про­дол­жить зани­маться музы­кой и посвя­тить ей всю жизнь, при­ло­жил само­сто­я­тель­ные уси­лия для того, чтобы достичь своих целей. Его реше­ние и уси­лия – это уже про­яв­ле­ние само­вос­пи­та­ния и само­раз­ви­тия. Поэтому прав тот, кто одна­жды ска­зал: «Талант – это 1% спо­соб­но­стей и 99% пота». Заметьте, не роди­тель­ского пота.

Игорь Пав­лов

Источ­ник: газета «Пер­вое сен­тября», №4–2010

Источник