Наследственность как фактор психического развития ребенка

Наследственность как фактор психического развития ребенка thumbnail

Каждый ребенок рождается со своей только ему присущей комбинацией генов, которая закладывается еще до его появления на свет и отвечает за проявление наследственных признаков. Причем дети наследуют этот уникальный генетический набор не только у родителей, как это считалось ранее, а собирают его буквально по частицам у других представителей своего рода. Какие из генов окажутся задействованы и повлияют на развитие ребенка — заранее предсказать невозможно.

Дети: генетическая предрасположенность

Дети: генетическая предрасположенность

Одинаковых вариантов набора наследственных признаков не существует, у каждого человека свой собственный код, который делает его непохожим на других. При этом не все гены «включаются в работу», не все могут оказать влияние на развитие ребенка. 

Наследственность передается не только через гены, отвечающие за физические признаки, но и путем переноса из поколения в поколение свойств психического и психологического характера. Наследственность физических признаков изучена лучше. С выявлением и распознанием генов и их составляющих психологического и психического толка все обстоит гораздо сложнее. Попробуем рассмотреть влияние наследственности на психическое развитие ребенка, но начнем с воздействия наследственности на общее развитие ребенка.

Развитие ребенка: влияние наследственности

Все, что касается влияния наследственности на общее развитие ребенка, то это, пожалуй, одна из наиболее изученных областей в генетике. Как показали исследования, дети наследуют от своих родителей черты внешности и характера, стиль поведения, задатки способностей в пределах 30-50%. Более того, родители передают детям до 50% своих интеллектуальных данных.

Как видим, роль наследственности достаточно велика, но она далеко не определяющая. Помимо наследственности на развитие ребенка влияют еще среда, социум, воспитание. Воспитанию отдается приоритет, так как оно способно не только воздействовать на природные задатки ребенка, но и, в случае необходимости, корректировать их. Приобретенные родителями навыки, к сожалению, полностью передать по наследству невозможно. А вот социум и среда способны влиять на проявление генетических факторов ребенка. Подключаются такие механизмы как память, мышление, опыт, которые помогают усваивать новые навыки и качества.

Что касается влияния наследственности на асоциальное поведение, то здесь границы весьма размыты, и явных доказательств связи одного явления с другим нет. Как выяснилось, асоциальное поведение скорее вызвано внешними факторами: неблагоприятной средой, обстановкой, неблагополучными семейными отношениями. В этом случае можно говорить скорее о генетической предрасположенности ребенка к безволию, бездействию и неспособности сопротивляться негативным обстоятельствам.

Не пришли ученые к единому знаменателю и по поводу влияния наследственности на уровень интеллекта. В этой области реальный результат дали лишь исследования семей с усыновленными детьми. Были взяты две группы приемных детей, проживающих в одинаково хороших условиях. Отличие состояло в том, что в одной группе уровень интеллекта биологических матерей был выше среднего, а в другой — весьма средний. Дети продемонстрировали те же результаты, что и их биологические матери, несмотря на то, что растили их приемные родители. Так что наследственный фактор нельзя не учитывать. В противоречие вступает другой факт. Иногда в приемных семьях ребенок по уровню интеллекта оказывается гораздо ближе к неродным родителям, и в этом случае он может превосходить своих биологических предков. Так что наследственность определяет многое, но не все.

Еще одно наблюдение: под влиянием среды природные данные интеллекта ребенка претерпевают определенные изменения. Самые ранние из них проявляются в возрасте 3-4 лет. Примечательно, что у взрослых черты наследственности выражены гораздо сильнее, чем у ребенка. Так что на начальном этапе развития ребенка в плане наследственности скорее уместно говорить об арсенале задатков, предрасположенностей, но никак не о гарантированных способностях. 

Источник

Наследственность как фактор психического развития ребенка

Íàñëåäñòâåííîñòü êàê ñâîéñòâî îðãàíèçìà ïîâòîðÿòü â ðÿäó ïîêîëåíèé ñõîäíûå òèïû îáìåíà âåùåñòâ è èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ â öåëîì, àíàëèç èíòåðåñíûõ ôàêòîâ. Îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ ìåòîäîâ âîçðàñòíîé ïñèõîãåíåòèêè. Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ “íàñëåäóåìîñòü”.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäðåôåðàò
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ18.09.2015
Ðàçìåð ôàéëà22,4 K

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Íàñëåäñòâåííîñòü êàê ôàêòîð ðàçâèòèÿ

Ââåäåíèå

 íàñòîÿùåå âðåìÿ âñå áîëüøåå ðàñïðîñòðàíåíèå ïðèîáðåòàåò ìåæäèñöèïëèíàðíûé ïîäõîä ê ïðîáëåìå ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, ïðåäïîëàãàþùèé èíòåãðàöèþ êîíêðåòíûõ íàó÷íûõ çíàíèé, ïðèíàäëåæàùèõ ê ðàçíûì îáëàñòÿì — ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ, âîçðàñòíîé ôèçèîëîãèè, ãåíåòèêå. Íàðàñòàþùàÿ èíòåãðàöèÿ çíàíèé çàñòàâëÿåò ïåðåñìàòðèâàòü íåêîòîðûå ñëîæèâøèåñÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î ñîîòíîøåíèè áèîëîãè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî â ðàçâèòèè ÷åëîâåêà. Íà ñìåíó òðàäèöèîííîé êîíôðîíòàöèè áèîëîãè÷åñêèõ è êóëüòóðîëîãè÷åñêèõ ïðåäñòàâëåíèé î ÷åëîâåêå ïðèõîäèò áîëåå êîíñòðóêòèâíûé ïîäõîä, â ðàìêàõ êîòîðîãî íà ïåðâûé ïëàí âûäâèãàåòñÿ êîýâîëþöèÿ áèîëîãè÷åñêîãî è ñîöèàëüíîãî, óòâåðæäàåòñÿ ñîöèàëüíàÿ äåòåðìèíèðîâàííîñòü áèîëîãèè ÷åëîâåêà. Êàê áîëåå àäåêâàòíîå âûñòóïàåò ïîëîæåíèå î òîì, ÷òî äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè õàðàêòåðíî íåðàçðûâíîå åäèíñòâî ïðèðîäíîãî è ñîöèàëüíîãî.

Ïðè òàêîì ïîäõîäå ïî-íîâîìó èíòåðïðåòèðóåòñÿ çíà÷åíèå ãåíåòè÷åñêèõ îñíîâ â ðàçâèòèè ÷åëîâåêà. Ãåíåòè÷åñêîå óæå íå ïðîòèâîïîñòàâëÿåòñÿ ñîöèàëüíîìó. Íàïðîòèâ, âûäâèãàåòñÿ ïîëîæåíèå î òîì, ÷òî ãåíîòèï ñîäåðæèò â ñåáå â ñâåðíóòîì âèäå, âî-ïåðâûõ, èíôîðìàöèþ îá èñòîðè÷åñêîì ïðîøëîì ÷åëîâåêà è, âî-âòîðûõ, ñâÿçàííóþ ñ ýòèì ïðîãðàììó åãî èíäèâèäóàëüíîãî ðàçâèòèÿ, àäàïòèðîâàííóþ ê ñïåöèôè÷åñêè ñîöèàëüíûì óñëîâèÿì æèçíè. Òàêèì îáðàçîì, ãåíåòèêà è, â ïåðâóþ î÷åðåäü, íàñëåäñòâåííîñòü ïðèîáðåòàåò âñå áîëüøåå çíà÷åíèå â èçó÷åíèè âîïðîñà î äâèæóùèõ ñèëàõ è èñòî÷íèêàõ ðàçâèòèÿ èíäèâèäóàëüíîñòè ÷åëîâåêà.

Èìåííî ýòèì è îáóñëîâëåíà àêòóàëüíîñòü òåìû äàííîé ðàáîòû.

Öåëüþ è çàäà÷àìè äàííîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå íàñëåäñòâåííîñòè êàê ôàêòîðà ðàçâèòèÿ.

1. Åãîðîâà Ì. Ñ. Ãåíîòèï è ñðåäà â âàðèàòèâíîñòè êîãíèòèâíûõ ôóíêöèé // Ðîëü ñðåäû è íàñëåäñòâåííîñòè â ôîðìèðîâàíèè èíäèâèäóàëüíîñòè ÷åëîâåêà. Ì., 1988

2. Åãîðîâà Ì. Ñ., Ìàðþòèíà Ò. Ì. Îíòîãåíåòèêà èíäèâèäóàëüíîñòè ÷åëîâåêà // Âîïð. ïñèõîë. 1990. ¹ 3.

3. Åãîðîâà Ì.Ñ, Ðàâè÷-Ùåðáî È.Â., Ìàðþòèíà Ò.Ì. Ïñèõîãåíåòè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ // Ìîñêîâñêàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ øêîëà. Èñòîðèÿ è ñîâðåìåííîñòü, ò. 1, êí.2 Ì.: ÏÈ ÐÀÎ. – 2004.

4. Åãîðîâà Ì.Ñ., Çûðÿíîâà Í.Ì., Ïàðøèêîâà Î.Â., Ïüÿíêîâà Ñ.Ä., ×åðòêîâà Þ.Ä. Ãåíîòèï. Ñðåäà. Ðàçâèòèå. – Ì.: Î.Ã.È., 2004.

5. Åãîðîâà Ì.Ñ., Ìàðþòèíà Ò.Ì. Ðàçâèòèå êàê ïðåäìåò ïñèõîãåíåòèêè // Õðåñòîìàòèÿ ïî ïñèõîëîãèè ðàçâèòèÿ. – Ì.: ÌÃÓ, 2005.

6. Çàïîðîæåö Ë.ß. Îñíîâíûå ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ ïñèõèêè // Èçáðàííûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäû. Ò. II. Ì., 1986.

7. Ìàëûõ Ñ.Á., Åãîðîâà Ì.Ñ., Ìåøêîâà Ò.À. Îñíîâû ïñèõîãåíåòèêè. – Ì.: Ýïèäàâð, 1998.

8. Ìàðþòèíà Ò. Ì. Âèäîâîå è èíäèâèäóàëüíîå â ðàçâèòèè ÷åëîâåêà.

9. Ìîçãîâîé Â. Ä. Èññëåäîâàíèå íàñëåäñòâåííîé äåòåðìèíàöèè ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ // Ïðîáëåìû ãåíåòè÷åñêîé ïñèõîôèçèîëîãèè. Ì., 1978.

10. Ðîëü ñðåäû è íàñëåäñòâåííîñòè â ôîðìèðîâàíèè èíäèâèäóàëüíîñòè ÷åëîâåêà / Ïîä ðåä. È. Â. Ðàâè÷-Øåðáî. Ì., 1988.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ñîäåðæàíèå îñíîâíûõ ìåòîäîâ ïñèõîãåíåòèêè. Õðîìîñîìíàÿ òåîðèÿ íàñëåäñòâåííîñòè, ñóùíîñòü ãåíîòèïà è ìóòàöèîííîé èçìåí÷èâîñòè. Ïñèõîãåíåòèêà ñåíñîðíûõ ñïîñîáíîñòåé, äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé è òåìïåðàìåíòà. Ãåíåòè÷åñêàÿ ïðèðîäà íàðêîìàíèè, ïñèõè÷åñêèõ áîëåçíåé.

    øïàðãàëêà [325,6 K], äîáàâëåí 01.05.2012

  • Ðîëü è âçàèìîäåéñòâèå ôàêòîðîâ íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû â ôîðìèðîâàíèè èíäèâèäóàëüíûõ ðàçëè÷èé ïî ïñèõîëîãè÷åñêèì è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèì ïðèçíàêàì. Ýòàïû ðàçâèòèÿ ïñèõîãåíåòèêè. Óñòàíîâëåíèå íàñëåäñòâåííûõ ðàçëè÷èé. Èñòîðèÿ åâãåíè÷åñêîãî äâèæåíèÿ.

    ðåôåðàò [23,4 K], äîáàâëåí 16.02.2011

  • Áèîãðàôèÿ À.Ã. Àñìîëîâà – èçâåñòíåéøåãî ðîññèéñêîãî ïñèõîëîãà, äîêòîðà íàóê. Îáëàñòè íàó÷íûõ èíòåðåñîâ Àñìîëîâà, àíàëèç åãî ðàáîò. Ñðåäà, íàñëåäñòâåííîñòü è ðàçâèòèå ëè÷íîñòè. Ìåòîäîëîãè÷åñêèå ïðåäïîñûëêè êîíöåïöèé äâîéíîé äåòåðìèíàöèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [38,5 K], äîáàâëåí 17.02.2011

  • Ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ â âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè, à òàêæå ñóùíîñòü, êëàññèôèêàöèÿ è îñîáåííîñòè ïðèìåíåíèÿ îñíîâíûõ ìåòîäîâ åå èññëåäîâàíèÿ. Èñòîðèÿ ñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ âîçðàñòíîé è ïåäàãîãè÷åñêîé ïñèõîëîãèè â Ðîññèè, àíàëèç åå ñîâðåìåííîãî ñîñòîÿíèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,4 K], äîáàâëåí 05.12.2010

  • Óñëîâèÿ, èñòî÷íèêè, äâèæóùèå ñèëû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ “ïîèñêîâàÿ àêòèâíîñòü”. Âîçðàñò è ïåðèîäèçàöèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïðîáëåìà ïîèñêîâîé àêòèâíîñòè ó íîâûõ ïîêîëåíèé, ïðèíöèïû è îñíîâíûå ýòàïû åå ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [58,6 K], äîáàâëåí 12.10.2014

  • Ðàçâèòèå ìàòåìàòè÷åñêèõ ìåòîäîâ è èõ èñïîëüçîâàíèå â ïñèõîãåíåòè÷åñêèõ èññëåäîâàíèÿõ. Êîýôôèöèåíòû íàñëåäóåìîñòè. Ôåíîòèïè÷åñêàÿ äèñïåðñèÿ. Îöåíêà ãåíåòè÷åñêèõ çàäàííûõ ñèíäðîìîâ. Àíàëèç ïñèõîëîãè÷åñêèõ è ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ â îíòîãåíåçå.

    ðåôåðàò [33,1 K], äîáàâëåí 09.12.2014

  • Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ êàê ñôåðà íàóêè. Ïðîáëåìû âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè. Ðîëü ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà â ïîëó÷åíèè ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîâ. Êàðòèíà ìèðà êàê ÷åëîâå÷åñêàÿ ïîçèöèÿ. Îáðàòèìîñòü – âàæíåéøåå ñâîéñòâî ïñèõè÷åñêîé ðåàëüíîñòè. Òåñò Áèíå-Ñèìîíà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [56,8 K], äîáàâëåí 24.12.2010

  • Èñòîðèÿ âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ ïñèõîãåíåòèêè. Îñíîâíûå ïîíÿòèÿ è ïîñòóëàòû ïñèõîãåíåòèêè. Ðàçðóøèòåëüíûå ìîäåëè ïîâåäåíèÿ. Ñåìèøàãîâàÿ ìîäåëü ïåðåîáó÷åíèÿ. Àôôèðìàöèè êàê èíñòðóìåíò èçìåíåíèÿ îáùåíèÿ. Ïðèíöèïû èäåàëüíîãî îáùåíèÿ ×. Òîé÷à è Äæ. Òîé÷à.

    ðåôåðàò [62,1 K], äîáàâëåí 19.12.2008

  • Ïîíÿòèå î ñïîñîáíîñòÿõ ÷åëîâåêà, èõ êëàññèôèêàöèÿ. Âêëàä Òåïëîâà â òåîðèþ ñïîñîáíîñòåé, èäåÿ êîìïåíñàöèè. Ñâÿçü ïðèðîäíûõ ñïîñîáíîñòåé ñ âðîæäåííûìè çàäàòêàìè. Áèîëîãè÷åñêàÿ è ñîöèàëüíàÿ íàñëåäñòâåííîñòü. Îòëè÷èÿ õóäîæåñòâåííîãî òèïà îò ìûñëèòåëüíîãî.

    ðåôåðàò [29,7 K], äîáàâëåí 30.11.2009

  • Ðîëü íàñëåäñòâåííîñòè â âîçíèêíîâåíèè ðàçëè÷íûõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé, óìñòâåííîé îòñòàëîñòè, äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ, âêëþ÷àÿ àëêîãîëèçì è ïðåñòóïíîñòü. Òèïè÷íûå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðóäíîñòè (äåâèàöèè). Ãåí ðåöåïòîðà äîôàìèíà è ñêëîííîñòü ê àëêîãîëèçìó.

    ðåôåðàò [21,8 K], äîáàâëåí 11.05.2009

Наследственность как фактор психического развития ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Äàëåå: Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ
Ââåðõ: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
Íàçàä: Ëåêöèÿ 9. Ïîíÿòèÿ ëè÷íîñòè

Ëåêöèÿ 10. Íàñëåäñòâåííîñòü, ñðåäà è âîñïèòàíèå êàê ôàêòîðû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè

Íàñëåäñòâåííîñòü – ýòî îòðàæåíèå áèîëîãè÷åñêîãî â ÷åëîâåêå,
ïåðåäà÷à îò ðîäèòåëåé ê äåòÿì îïðåäåëåííûõ êà÷åñòâ è îñîáåííîñòåé
. Íîñèòåëè
íàñëåäñòâåííîñòè – ãåíû (â ïåðåâîäå ñ ãðå÷. – “ðîæäàþùèé”), ëîêàëèçîâàííûå â
ñòðóêòóðàõ ÿäðà êëåòêè – õðîìîñîìàõ.

Ñîâðåìåííàÿ íàóêà äîêàçàëà, ÷òî ñâîéñòâà îðãàíèçìà çàøèôðîâàíû â
ñâîåîáðàçíîì ãåííîì êîäå. Ãåíåòèêà ðàñøèôðîâàëà
íàñëåäñòâåííóþ ïðîãðàììó ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, êîòîðàÿ âêëþ÷àåò:

äåòåðìèíèðîâàííóþ ÷àñòü – îïðåäåëÿåò òî îáùåå, ÷òî äåëàåò
÷åëîâåêà ÷åëîâåêîì
:

äåòåðìèíèðîâàííàÿ ÷àñòü ïðîãðàììû îáåñïå÷èâàåò ïðîäîëæåíèå ÷åëîâå÷åñêîãî
ðîäà;

îáåñïå÷èâàåò âèäîâûå çàäàòêè ÷åëîâåêà êàê ïðåäñòàâèòåëÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ðîäà,
çàäàòêè ðå÷è, ïðÿìîõîæäåíèÿ, òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, ìûøëåíèÿ;

îò ðîäèòåëåé ê äåòÿì ïåðåäàþòñÿ âíåøíèå ïðèçíàêè (îñîáåííîñòè òåëîñëîæåíèÿ,
êîíñòèòóöèè, öâåò âîëîñ, ãëàç è êîæè);

æåñòêî ãåíåòè÷åñêè çàïðîãðàììèðîâàíî ñî÷åòàíèå â îðãàíèçìå ðàçëè÷íûõ áåëêîâ,
îïðåäåëåíû ãðóïïû êðîâè, ðåçóñ-ôàêòîð;

ê íàñëåäñòâåííûì ñâîéñòâàì îòíîñÿòñÿ îñîáåííîñòè íåðâíîé ñèñòåìû,
îáóñëîâëèâàþùèå îñîáåííîñòè ïðîòåêàíèÿ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (ïàòîëîãè÷åñêèå
íåäîñòàòêè íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè ðîäèòåëåé, âûçûâàþùèå, íàïðèìåð, øèçîôðåíèþ,
ìîãóò ïåðåäàâàòüñÿ ïîòîìñòâó); íàñëåäñòâåííûé õàðàêòåð èìåþò áîëåçíè êðîâè
(ãåìîôèëèÿ), ñàõàðíûé äèàáåò, íåêîòîðûå ýíäîêðèííûå ðàññòðîéñòâà (íàïðèìåð,
êàðëèêîâîñòü), îòðèöàòåëüíîå âëèÿíèå íà ïîòîìñòâî îêàçûâàþò àëêîãîëèçì è
íàðêîìàíèÿ ðîäèòåëåé.

ïåðåìåííóþ ÷àñòü – îïðåäåëÿåò òî îñîáåííîå, ÷òî îòëè÷àåò
ëþäåé äðóã îò äðóãà, îáåñïå÷èâàåò ðàçâèòèå ñèñòåì, ïîìîãàþùèõ îðãàíèçìó
÷åëîâåêà ïðèñïîñîáèòüñÿ ê èçìåíåíèþ óñëîâèé åãî ñóùåñòâîâàíèÿ
; êàæäûé
÷åëîâåê äîïîëíÿåò ýòó ÷àñòü ïðîãðàììû ñàìîñòîÿòåëüíî ïóòåì ñàìîðàçâèòèÿ è
ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèÿ, òàêèì îáðàçîì, íåîáõîäèìîñòü âîñïèòàíèÿ çàëîæåíà â
÷åëîâåêå ïðèðîäîé.

Ñ ïåäàãîãè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ èíòåðåñ ïðåäñòàâëÿþò 3 ãëàâíûå
ïðîáëåìû
:

1. Íàñëåäîâàíèå èíòåëëåêòóàëüíûõ êà÷åñòâ.

Äåòè íàñëåäóþò íå ãîòîâûå ñïîñîáíîñòè ê îïðåäåëåííîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè, à
òîëüêî çàäàòêè – ïîòåíöèàëüíûå âîçìîæíîñòè äëÿ ðàçâèòèÿ
ñïîñîáíîñòåé
. Ïðè ýòîì èìåþùèåñÿ ðàçëè÷èÿ â òèïàõ âûñøåé íåðâíîé
äåÿòåëüíîñòè èçìåíÿþò ëèøü ïðîòåêàíèå ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ, íî íå
ïðåäîïðåäåëÿþò êà÷åñòâà è óðîâíÿ ñàìîé èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè.
Óíàñëåäîâàííûå ÷åëîâåêîì çàäàòêè ðåàëèçóþòñÿ èëè íå ðåàëèçóþòñÿ â
çàâèñèìîñòè îò îáñòîÿòåëüñòâ (óñëîâèé æèçíè, ñðåäû, ïîòðåáíîñòåé
îáùåñòâà, îò ñïðîñà íà ïðîäóêò òîé èëè èíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà).
Èçâåñòíûé ãåíåòèê, àêàäåìèê Í. Ï. Äóáèíèí ñ÷èòàåò îøèáî÷íûì
ðàñïðîñòðàíåííîå ìíåíèå î òîì, ÷òî óðîâåíü èíòåëëåêòà ïåðåäàåòñÿ îò
ðîäèòåëåé ê äåòÿì
. Âìåñòå ñ òåì ïåäàãîãè âñåãî ìèðà ïðèçíàþò, ÷òî
ñóùåñòâóåò íåáëàãîïðèÿòíàÿ äëÿ ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ
ñïîñîáíîñòåé íàñëåäñòâåííîñòü
(âÿëûå êëåòêè êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà ó äåòåé
àëêîãîëèêîâ, íàðóøåííûå ãåíåòè÷åñêèå ñòðóêòóðû ó íàðêîìàíîâ, íàñëåäñòâåííûå
ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ). Ñîâðåìåííàÿ ïåäàãîãèêà äåëàåò àêöåíò íå íà
âûÿâëåíèè ðàçëè÷èé è ïðèñïîñîáëåíèè ê íèì âîñïèòàíèÿ, à íà ñîçäàíèè
ðàâíûõ óñëîâèé äëÿ ðàçâèòèÿ èìåþùèõñÿ ó êàæäîãî ÷åëîâåêà çàäàòêîâ äëÿ
ðàçâèòèÿ ñâîèõ óìñòâåííûõ ñèë
.

2. Íàñëåäîâàíèå ñïåöèàëüíûõ êà÷åñòâ.

Ñïåöèàëüíûìè íàçûâàþòñÿ çàäàòêè ê îïðåäåëåííîìó âèäó äåÿòåëüíîñòè
(ìóçûêàëüíûå çàäàòêè, õóäîæåñòâåííûå, ìàòåìàòè÷åñêèå, ëèíãâèñòè÷åñêèå,
ñïîðòèâíûå è äð.). Óñòàíîâëåíî, ÷òî äåòè, îáëàäàþùèå ñïåöèàëüíûìè
çàäàòêàìè, äîñòèãàþò çíà÷èòåëüíî áîëåå âûñîêèõ ðåçóëüòàòîâ è ïðîäâèãàþòñÿ â
èçáðàííîé îáëàñòè äåÿòåëüíîñòè áûñòðûìè òåìïàìè
. Ïðè ñèëüíîé âûðàæåííîñòè
òàêèõ çàäàòêîâ îíè ïðîÿâëÿþòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå, åñëè ÷åëîâåêó
ïðåäîñòàâëÿþòñÿ íåîáõîäèìûå óñëîâèÿ.

3. Íàñëåäîâàíèå ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ.

Âåäóùèì ïîëîæåíèåì îòå÷åñòâåííîé ïåäàãîãèêè äîëãîå âðåìÿ áûëî óòâåðæäåíèå î
òîì, ÷òî âñå ïñèõè÷åñêèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè íå íàñëåäóþòñÿ, à ïðèîáðåòàþòñÿ â
ïðîöåññå âçàèìîäåéñòâèÿ îðãàíèçìà ñ âíåøíåé ñðåäîé. Ñ÷èòàëîñü, ÷òî ðåáåíîê
íå ðîæäàåòñÿ íè çëûì, íè äîáðûì, òî åñòü â ãåíåòè÷åñêèõ ïðîãðàììàõ ÷åëîâåêà
íå çàëîæåíà èíôîðìàöèÿ î ñîöèàëüíîì ïîâåäåíèè (äóøà íîâîðîæäåííîãî –
“÷èñòûé ëèñò”). Äåéñòâèòåëüíî, ðàñøèôðîâûâàÿ ãåíåòè÷åñêèå ïðîãðàììû,
ó÷åíûå íå îáíàðóæèëè íè ãåíîâ äîáðà èëè çëà, íè ãåíîâ àãðåññèè èëè
ïîêîðíîñòè, íè äðóãèõ ãåíîâ, ïðè÷àñòíûõ ê íðàâñòâåííîñòè
.

Âìåñòå ñ òåì â çàïàäíîé ïåäàãîãèêå (Ì. Ìîíòåññîðè, Ê. Ëîðåíö, Ý. Ôðîìì è
äð.) äîìèíèðóåò óòâåðæäåíèå î òîì, ÷òî íðàâñòâåííûå êà÷åñòâà
÷åëîâåêà áèîëîãè÷åñêè îáóñëîâëåíû
, òî åñòü ëþäè ðîæäàþòñÿ äîáðûìè èëè
çëûìè, ïðèðîäîé ÷åëîâåêó äàåòñÿ àãðåññèâíîñòü, æåñòîêîñòü. Òàêèå âûâîäû
äåëàþòñÿ íà îñíîâàíèè ïðèçíàíèÿ íàëè÷èÿ èíñòèíêòîâ (èíñòèíêòû íàñëåäóþòñÿ) è
ðåôëåêñîâ ó æèâîòíûõ è ëþäåé, òî åñòü ïîâåäåíèå ÷åëîâåêà ïðèçíàåòñÿ
èíñòèíêòèâíûì, ðåôëåêòîðíûì. Â ïîëüçó íàñëåäñòâåííîé îáóñëîâëåííîñòè
íðàâñòâåííîñòè ÷åëîâåêà è åãî ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ
îòêðûòî âûñêàçûâàþòñÿ
àêàäåìèê Ï. Ê. Àíîõèí, Í. Ì. Àìîñîâ è äð. ó÷åíûå, óêàçûâàÿ, ÷òî ÷åëîâåê êàê
áèîëîãè÷åñêèé âèä ïîäâåðãñÿ î÷åíü íåçíà÷èòåëüíûì èçìåíåíèÿì çà âñþ èçâåñòíóþ
ëþäÿì èñòîðèþ ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ, – ýòî ÿâëÿåòñÿ äîêàçàòåëüñòâîì
íåèçìåííîñòè ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû.

Òàêèì îáðàçîì, âîïðîñ î íàñëåäîâàíèè ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ ÿâëÿåòñÿ äî
ñèõ ïîð îòêðûòûì è ñëîæíûì.

×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ëè÷íîñòüþ òîëüêî â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè, òî
åñòü âçàèìîäåéñòâèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Âíå ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà äóõîâíîå,
ñîöèàëüíîå, ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïðîèñõîäèòü íå ìîæåò.

Íàóêå èçâåñòíî 15 ñëó÷àåâ âñêàðìëèâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ äåòåíûøåé âîëêàìè, 5 –
ìåäâåäÿìè, 1 – ïàâèàíàìè, äðóãèìè ïîðîäàìè îáåçüÿí – íå ìåíåå 10 ñëó÷àåâ,
1 ðåáåíîê áûë âñêîðìëåí ëåîïàðäîì, 1 – îâöîé. Â 1920 ã. â Èíäèè äîêòîð Ñèíã
îáíàðóæèë â âîë÷üåì ëîãîâå äâóõ äåâî÷åê – 2 ëåò è 5-7 ëåò: âûâåçåííûå èç
äæóíãëåé äåòè õîäèëè è áåãàëè íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðè÷åì òîëüêî íî÷üþ, à äíåì
ñïàëè, çàáèâøèñü â óãîë; ìëàäøàÿ äåâî÷êà – Àìàëà – ñêîðî óìåðëà, òàê
íè÷åìó è íå íàó÷èâøèñü, ñòàðøàÿ – Êàìàëà – ïðîæèëà äî 17 ëåò (äâà ãîäà
ïðèøëîñü ó÷èòü åå ñòîÿòü, çà 10 ëåò îáó÷åíèÿ ëåêñèêîí äåâî÷êè ñîñòàâèë ñòî
ñëîâ – äàëüøå ÿçûêîâîé ïðîãðåññ íå ïîøåë, äåâî÷êà íàó÷èëàñü åñòü ðóêàìè,
ïèòü èç ñòàêàíà, â 17 ëåò ïî óðîâíþ ðàçâèòèÿ Êàìàëà ñîîòâåòñòâîâàëà
4-ëåòíåìó ðåáåíêó).

Ñðåäà – ýòî ðåàëüíàÿ äåéñòâèòåëüíîñòü, â óñëîâèÿõ êîòîðîé
ïðîèñõîäèò ðàçâèòèå ÷åëîâåêà
:

ñîöèàëüíàÿ ñðåäà (îáùåñòâåííûé ñòðîé, ñèñòåìà ïðîèçâîäñòâåííûõ
îòíîøåíèé, ìàòåðèàëüíûå óñëîâèÿ æèçíè, äð.); ñîöèàëüíóþ ñðåäó îòíîñÿò ê
îòäàëåííîìó îêðóæåíèþ;

áëèæíÿÿ ñðåäà (ñåìüÿ, ðîäñòâåííèêè, äðóçüÿ).

Ïåäàãîãè âñåãî ìèðà ïðèçíàþò îãðîìíóþ âàæíîñòü ñðåäû, îäíàêî ïðè îöåíêå
ñòåïåíè âëèÿíèÿ ñðåäû âçãëÿäû ïåäàãîãîâ íå ñîâïàäàþò, òàê êàê àáñòðàêòíîé
ñðåäû íå ñóùåñòâóåò – åñòü êîíêðåòíûé îáùåñòâåííûé ñòðîé, êîíêðåòíûå
óñëîâèÿ æèçíè ÷åëîâåêà, åãî ñåìüÿ, øêîëà, äðóçüÿ. Êîãäà ïåäàãîãè ãîâîðÿò î
âëèÿíèè ñðåäû, òî èìåþò â âèäó, ïðåæäå âñåãî, ñðåäó ñîöèàëüíóþ è äîìàøíþþ.

Äîìàøíÿÿ ñðåäà îêàçûâàåò îãðîìíîå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà,
îñîáåííî â äåòñêîì âîçðàñòå. Ñåìüÿ âî ìíîãîì îïðåäåëÿåò êðóã èíòåðåñîâ è
ïîòðåáíîñòåé, âçãëÿäîâ è öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé ðåáåíêà; ñåìüÿ ïðåäîñòàâëÿåò
óñëîâèÿ (â òîì ÷èñëå ìàòåðèàëüíûå) äëÿ ðàçâèòèÿ ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ ðåáåíêà;
â ñåìüå çàêëàäûâàþòñÿ íðàâñòâåííûå è ñîöèàëüíûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè. Êðèçèñ
ñîâðåìåííîé ðîññèéñêîé ñåìüè (ðîñò ÷èñëà ðàçâîäîâ, íåïîëíûõ ñåìåé, ðîñò
÷èñëà ñîöèàëüíî îáåçäîëåííûõ äåòåé) ÿâëÿåòñÿ, ïî ìíåíèþ ñïåöèàëèñòîâ,
ïåðâîïðè÷èíîé ðîñòà ïðåñòóïíîñòè ñðåäè íåñîâåðøåííîëåòíèõ – çíà÷èòåëüíîå
÷èñëî ïðàâîíàðóøåíèé â ñòðàíå ñîâåðøàåòñÿ ïîäðîñòêàìè è ìîëîäûìè ëþäüìè â
âîçðàñòå 14-18 ëåò.

Ïî âîïðîñó î òîì, ÷òî îêàçûâàåò áîëüøåå âëèÿíèå íà ðàçâèòèå
÷åëîâåêà – ñðåäà èëè íàñëåäñòâåííîñòü
– ñóùåñòâóþò äâå ïîçèöèè:

ïðèâåðæåíöû áèîãåííîãî (áèîãåíåòè÷åñêîãî) íàïðàâëåíèÿ â ïåäàãîãèêå îòäàþò
ïðåäïî÷òåíèå íàñëåäñòâåííîñòè;

ïðèâåðæåíöû ñîöèîãåííîãî (ñîöèîãåíåòè÷åñêîãî) îòäàþò ïðåäïî÷òåíèå ñðåäå.

Àíãëèéñêèé ïñèõîëîã Ä. Øàòòëåâîðò (1935) óñòàíîâèë êîëè÷åñòâåííûå ïðîïîðöèè âëèÿíèÿ ñðåäû è íàñëåäñòâåííîñòè íà óìñòâåííîå ðàçâèòèå: 64% – íàñëåäñòâåííûå
âëèÿíèÿ, 16% – ðàçëè÷èÿ â óðîâíå ñåìåéíîé ñðåäû, 3% – ðàçëè÷èÿ â
âîñïèòàíèè äåòåé â ñåìüå, 17% – ñìåøàííûå ôàêòîðû (âçàèìîäåéñòâèå
íàñëåäñòâåííîñòè ñî ñðåäîé).

Îáùèé âûâîä ñîñòîèò â òîì, ÷òî ÷åëîâåê äîñòèãàåò áîëåå âûñîêîãî óðîâíÿ
ðàçâèòèÿ òàì, ãäå áëèçêîå è äàëåêîå îêðóæåíèå ïðåäîñòàâëÿåò åìó íàèáîëåå
áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ. Êàæäûé ÷åëîâåê ðàçâèâàåòñÿ ïî-ñâîåìó, è
“äîëÿ” âëèÿíèÿ íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû ó êàæäîãî ñâîÿ
.

Âëèÿíèå íàñëåäñòâåííîñòè è ñðåäû êîððåêòèðóåòñÿ âîñïèòàíèåì.

Ýôôåêòèâíîñòü âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â
öåëåíàïðàâëåííîñòè, ñèñòåìàòè÷íîñòè è êâàëèôèöèðîâàííîì ðóêîâîäñòâå
. Âìåñòå
ñ òåì ñëàáîñòü âîñïèòàíèÿ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îíî îñíîâûâàåòñÿ íà
ñîçíàíèè ÷åëîâåêà è òðåáóåò åãî ó÷àñòèÿ, òîãäà êàê íàñëåäñòâåííîñòü è ñðåäà
äåéñòâóþò áåññîçíàòåëüíî è ïîäñîçíàòåëüíî.

Äèàïàçîí îöåíîê ðîëè âîñïèòàíèÿ øèðîê: îò óòâåðæäåíèÿ ïîëíîé áåññèëüíîñòè âîñïèòàíèÿ (ïðè íåáëàãîïðèÿòíîé
íàñëåäñòâåííîñòè è îòðèöàòåëüíîì âëèÿíèè ñðåäû) äî ïðèçíàíèÿ åãî
åäèíñòâåííûì ñðåäñòâîì èçìåíåíèÿ ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäû. Ñïðàâåäëèâûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ âûñêàçûâàíèå ôðàíöóçñêîãî ïðîñâåòèòåëÿ
Ä. Äèäðî î òîì, ÷òî âîñïèòàíèåì ìîæíî äîñòèãíóòü ìíîãîãî, îäíàêî âîñïèòàíèå ðàçâèâàåò òî, ÷òî äàëà ðåáåíêó ïðèðîäà.

Òàêèì îáðàçîì, âîñïèòàíèåýòî çàïîëíåíèå ïðîáåëîâ â
ïðîãðàììå ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ
. Îäíà èç âàæíåéøèõ çàäà÷ ïðàâèëüíî
îðãàíèçîâàííîãî âîñïèòàíèÿ – âûÿâëåíèå ñêëîííîñòåé è äàðîâàíèé, ðàçâèòèå â
ñîîòâåòñòâèè ñ èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ÷åëîâåêà, åãî ñïîñîáíîñòÿìè è
âîçìîæíîñòÿìè. Ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçàëè, ÷òî âîñïèòàíèå
ìîæåò îáåñïå÷èòü ðàçâèòèå îïðåäåëåííûõ êà÷åñòâ, òîëüêî îïèðàÿñü íà
çàëîæåííûå ïðèðîäîé çàäàòêè
. Èññëåäîâàíèÿ Í. Í. Ëàäûãèíîé-Êîòñ ïîêàçàëè,
÷òî âîñïèòàíèå äåòåíûøåé îáåçüÿíû â îäèíàêîâûõ óñëîâèÿõ ñ ðåáåíêîì – ïðè
íàëè÷èè òåõ æå êîíòàêòîâ ñ ëþäüìè, õîðîøåãî ïèòàíèÿ è óõîäà, – íå ïðèâåëî ê
ïðèîáðåòåíèþ äåòåíûøàìè îáåçüÿíû íè îäíîãî ïñèõè÷åñêîãî êà÷åñòâà,
ñâîéñòâåííîãî ÷åëîâåêó.

Âîçäåéñòâóÿ íà ðàçâèòèå ÷åëîâåêà, âîñïèòàíèå ñàìî çàâèñèò îò ðàçâèòèÿ è
ïîñòîÿííî îïèðàåòñÿ íà äîñòèãíóòûé óðîâåíü ðàçâèòèÿ, òî åñòü
ðàçâèòèå – ýòî öåëü, à âîñïèòàíèå – ñðåäñòâî. Ýôôåêòèâíîñòü
âîñïèòàíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ óðîâíåì ïîäãîòîâëåííîñòè ÷åëîâåêà ê âîñïðèÿòèþ
âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ, îáóñëîâëåííîãî âëèÿíèåì íàñëåäñòâåííîñòè è
ñðåäû. Ëþäè ïîääàþòñÿ âîñïèòàíèþ íåîäèíàêîâî – îò ïîëíîãî íåïðèÿòèÿ
âîñïèòàòåëüíûõ òðåáîâàíèé äî àáñîëþòíîãî ïîä÷èíåíèÿ âîëå âîñïèòàòåëåé.

Ñèëà âîñïèòàòåëüíîãî âîçäåéñòâèÿ çàâèñèò îò ðÿäà óñëîâèé. Îòå÷åñòâåííûé
ïñèõîëîã Ë. Ñ. Âûãîòñêèé îáîñíîâàë çàêîíîìåðíîñòü, ñîãëàñíî êîòîðîé
öåëè è ìåòîäû âîñïèòàíèÿ äîëæíû ñîîòâåòñòâîâàòü íå òîëüêî óðîâíþ
ðàçâèòèÿ, óæå äîñòèãíóòîìó ðåáåíêó
(óðîâíþ àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ),
íî è çîíå åãî áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ, êîòîðàÿ îïðåäåëÿåòñÿ òåìè
âîçìîæíîñòÿìè ðåáåíêà, êîòîðûå îí ìîæåò ðåàëèçîâàòü â íàñòîÿùèé ïåðèîä
òîëüêî ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî è êîòîðûå, áëàãîäàðÿ ñîòðóäíè÷åñòâó ñî âçðîñëûì,
áóäóò ñîáñòâåííûì äîñòîÿíèåì ðåáåíêà â áëèæàéøåå âðåìÿ.

Çàäà÷à âîñïèòàíèÿ ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû ñîçäàòü “çîíó áëèæàéøåãî
ðàçâèòèÿ”, êîòîðàÿ â äàëüíåéøåì ïåðåøëà áû â “çîíó àêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ”.

Äàëåå: Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ
Ââåðõ: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
Íàçàä: Ëåêöèÿ 9. Ïîíÿòèÿ ëè÷íîñòè

ßÃÏÓ, Îòäåë îáðàçîâàòåëüíûõ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé

09.06.2010

Источник