Нарушения зрительных функций и их влияние на психическое развитие ребенка

Нарушения зрительных функций и их влияние на психическое развитие ребенка thumbnail

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                Маннанова З.М., педагог-психолог

                                                                     ГБОУ Белебеевская специальная

                                                                          школа – сад № 37 «Ягодка» IV вида

Нарушение  зрительных функций вызывает ряд отклонений в  психическом развитии ребенка.  Сложности  его развития заключаются в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии.  

Нарушение зрения у детей дошкольного возраста затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих  на психическое развитие ребенка.    Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении,  игре,  овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. (1,3)

Необходимо  иметь в виду, что дети со зрительной  депривацией  оказываются в стрессовых ситуациях значительно чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства. На это указывали отечественные тифлопсихологи,    отмечавшие, что среди слабовидящих можно встретить людей, обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим имеющих такие качества характера, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Однако, при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности, происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок, и ребенок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Некоторые особенности психических процессов

 у детей с нарушением зрения

Особенности внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Из-за недостаточности  зрительных функций у детей дошкольного возраста часто нарушено непроизвольное внимание.  Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности,  резкому переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому,  у детей с  нарушениями зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

Особенности памяти. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Рассматривая специфические особенности памяти  у детей с нарушениями зрения, дошкольного возраста, специалисты     отмечают, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала  объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушениями зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания  имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемым им отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, проявляется  слабость сохранности зрительных образов, быстрый распад зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объём кратковременной слуховой памяти у  детей с нарушениями зрения достаточно высокий. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован  образ воспринимаемого объекта, ранее.  Слабовидящим свойственно отставание от нормально видящих сверстников в  правильности узнавания, специфичности восприятия, для них характерно достаточно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания,  способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание  слабовидящими детьми точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как нормально видящим сверстникам — 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени, например каникулярный период,  между подкреплениями,  отрицательно сказывается на их представлениях, что проявляется в снижении уровня адекватности образов восприятия.

         Особенности восприятия. Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека предметов, окружающего мира в целом, в совокупности свойств. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на  полноте, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. Если в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, то у слабовидящих детей  доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Нарушения зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Исследования специалистов в этой области показали   идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими детьми  определенной суммы знаний, умений и навыков.

Особенности мышления.  Мышление – это обобщение и опосредованное отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушениями зрения, проходят те же стадии в развитии мышления,  и примерно,  в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительное восприятие. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих детей  отмечается преобладание словесно-логического и наглядно-образного мышления. Специфическое развитие ребенка,  вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и позитивные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности  к определенному вторичному нарушению развития. (2)

Читайте также:  Лекция выготский психология развития ребенка

Обобщая выше сказанное, следует отметить,  что психическое развитие детей с нарушениями  зрения носит специфический характер и несколько отличается от темпа развития нормально видящих сверстников. Опираясь на мнение специалистов можно сделать вывод, что дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию психических процессов. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т.е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия для его жизнедеятельности и развития.

Список литературы

1.Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.- 204 с.

2.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

3.Петров В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.

4.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

Источник

Влияние нарушениях зрения на развитие детей

Нарушения зрительных функций оказывают серьезное влияние на развитие индивида в связи с той огромной ролью, которую играет зрение в процессах отражения, и контроля за деятельностью. Рассмотрим, в чем же конкретно проявляется это влияние, подчеркнув сразу же, что оно не может быть однозначным для различных структурных компонентов психики, поскольку роль зрения в формировании различных психических функций и его участие в отдельных видах психической деятельности неодинаковы. В ориентировочной деятельности зрение уже с первых дней жизни ребенка играет ведущую роль. При формировании устойчивых свойств личности оно непосредственно не участвует. Нарушения зрения могут лишь провоцировать возникновение неблагоприятных ситуаций, приводящих к отклонениям в развитии психики. Возникающие в этой сфере нарушения могут быть устранены в процессе воспитания и обучения.

Постановка вопроса о развитии психики в условиях сенсорной недостаточности обусловлена чем, что у подавляющего большинства (слепых и слабовидящих, дефекты зрения являются врожденными или рано приобретенными.

Выпадение или глубокое нарушение функций зрения, прежде всего, сказывается на фундаментальном свойстве отражательной деятельности человека – активности, которая определяется как биологическими, так и социальными факторами. Первоначально эта активность имеет биологический характер и направлена, как показал основоположник биологии и физиологии активности П.А. Бернштейн, на приспособление к окружающей среде. Первоначальная активность реализуется во время онтогенетического развития человека в ряде безусловных рефлексов, лежащих в основе органических потребностей (пищевая и др.) и ориентировочно-поисковой деятельности. Последняя имеет в своей основе тоже безусловные рефлексы.

Особенно существенно нарушения зрения затрудняют ориентировочно-поисковую деятельность, так как первоначально активность имеет исследовательский характер (рефлекс “Что это такое?”). Развитие активности зависит не только oт возможности удовлетворить желание узнать, что окружает индивида, но и от внешних воздействий, определяющих возникновение самого желания – мотива ориентировочной деятельности. Количество же внешних воздействий на слабовидящих и особенно слепых детей в связи с нарушением зрительных функции и обусловленной этим ограниченной возможностью перемещения в пространстве резко снижается.

Наиболее отчетливо снижение активности наблюдается в преддошкольном и дошкольном возрасте. Отмечая основную особенность слепого дошкольника, Л.И. Солнцева пишет, что она “заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего… Несколько замедленное общее развитие слепого ребенка вызнано меньшим и бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира”. (Солнцева Л.И., О некоторых особенностях развития слепого ребенка дошкольного возраста // Воспитание и обучение слепого дошкольника. – М.1967г. с.6.)

У учащихся начальной школы снижение активности наблюдается также достаточно отчетливо. Характеризуя деятельность слепых детей, Б.И Коваленко и И.Б. Коваленко отмечали, что “слепота и ее последствия снижают активность и возможность применения на практике усвоенного, особенно в трудовой деятельности, если в процессе обучения слепые дети организованно и систематически не учатся это преодолевать. Ввиду указанного недостатки активности… чаще встречаются у незрячих (слепорожденных. – А. Л.), реже у ослепших и еще реже у частично зрячих”. (Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. – М., 1962. Вып. 1.С. 256.) Однако постепенно, в процессе компенсации, благодаря систематическим педагогическим воздействиям отражательная деятельность слепых активизируется и может достигать достаточно высокою уровня.

Первоначально снижение активности проявляется в редуцированности безусловного ориентировочного поискового рефлекса, заторможенность которого у некоторых слепых, особенно слепорожденных, может быть очень велика. Редуцированность и заторможенность ориентировочного рефлекса объясняется многократными отрицательными подкреплениями этого рефлекса (неудачи поисковой деятельности, связанные с болевыми ощущениями при столкновении с предметами, и т.п.), а также отсутствием дистантно и сильно действующих световых и цветовых раздражителей. Снижение активности ярко проявляется в поведении ребенка, в темпе овладения им окружающей действительностью. «Слепые дети, – пишут Б.И. Коваленко и Н.Б. Коваленко, – крайне ограничены в отношении ощущений и восприятий. Они очень пассивны и неподвижны… Недостаток зрительных ощущений сводит до минимума хватательные движения… Ребенок не потягивается, не привстает, не ползает, не стоит, придерживаясь ручками.

Читайте также:  Роль семьи ребенка с отклонениями развития

В преддошкольном и дошкольном возрасте на несколько лет затягивается период ползанья, нередко наблюдается ползанье ногами вперед, чтобы защитить голову от ушибов, умение и навыки сохранения вертикального положения и ходьбы запаздывают на два-три года…

Вследствие недостаточной потребности в общении задерживается развитие речи на три-четыре года».

Аналогичное, хотя и не так ярко выраженное снижение активности наблюдается и у слабовидящих детей. Оно связано с затруднениями зрительной фиксации предметов, запаздыванием первых зрительных дифференцировок и, главное, отсутствием стремления овладеть близлежащим предметом.

Кроме того, отрицательные подкрепления ориентировочного рефлекса негативно сказываются на первоначальной мотивации сенсорной деятельности – формировании потребности в ощущениях, “желании воспринимать” (Вудвортс), а, следовательно, и на активности отражения.

Таким образом, снижение активности, недоразвитие перцептивной потребности, обусловленные сокращением стимуляции психики извне и трудностями приспособления к окружающей среде, оказывают серьезное влияние на психическое развитие ребенка, в первую очередь на его ориентировочную и познавательную деятельность.

Однако, как показывают многочисленные исследования и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих, действие этих неблагоприятных факторов можно в известной мере нейтрализовать. Стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слепых и слабовидящих новое направление, приближающееся к развитию нормально видящих.

Но и при этом психическое развитие аномального ребенка будет иметь свои особенности, связанные с выпадением или глубоким нарушением зрительных функций. В общих чертах они сводятся к тому, что, во-первых, ряд психических процессов (ощущения, восприятия, представления) оказывается в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические особенности (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии; во-вторых, имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от восприятий и представлений), и, в-третьих, имеются такие структурные компоненты психики, которые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждения, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т.д.).

Одновременно зависимость развития психики от состояния зрительных функций проявляется не столько в конечных результатах этого процесса, сколько в его динамике.

Иначе говоря, нарушения зрительных функций вызывают задержку развития, которая при соответствующих условиях обучения и воспитания снимается. Так, даже у тотально слепых можно сформировать адекватные представления и понятия, автоматизировать различные навыки, воспитать необходимые волевые качества и т.д., которые принципиально ничем не будут отличаться от нормы. Однако сам процесс достижения подобных результатов будет не только растянут во времени, но и в ряде случаев специфичен, о чем пойдет речь в соответствующих главах.

Источник

Тема: «Особенности психического развития детей с нарушением зрения»

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие.

Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью.

Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники.

Постоянное высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Особенности внимания.

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у людей с патологией зрения утомление наступает быстрее.

Классификация нарушений зрительных функций у детей.

В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

  • Слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению.

  • Абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений.

  • Частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, способны выделять фигуру из фона.

  • Слабовидящие – при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

  • Слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.

  • Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам. Пространственная ориентация и различного рода деятельность слепых требует способности дифференцировать звуки, шумы, локализовать источники звуков, определять направление звуковой волны, поэтому у них чаще используется слух при выполнении различных видов деятельности.

Большое познавательное значение имеет осязание. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, особое место занимает осязание при чтении брайлевского шрифта.

Читайте также:  Общая задержка развития у ребенка диагностика

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы.

Становление эстетических чувств у слепых в большой мере затруднено, так как при этом выключается из сферы восприятия целая гамма чувств, возникающих при зрительном восприятии красоты. Однако, сохранные анализаторы позволяют слепому испытывать эстетические чувства, наслаждаться природой, поэзией, музыкой. Формирование эстетических чувств, связано с воспитанием. Способности эстетически наслаждаться развиваются, прежде всего, не в сфере сознания, а в сфере деятельности.

Психологическая диагностика детей с нарушениями зрительной функции и коррекция этих нарушений.

Необходимым условием выявления Людой патологии развития является тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения. О возможности зрительной патологии может свидетельствовать отсутствие у ребенка к 2-3 месяцам фиксации взора на человеческом лице или игрушке.

Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого ребенка в трех направлениях:

  1. Клиническое ассистирование и клиническая помощь;

  2. Самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

  3. Обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.

Существуют разные формы компенсации слепоты:

Органическая, или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

Межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.

При компенсации частичного дефекта начинает играть роль коррекция первичного дефекта, развитие слуха, осязания, зрения. Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных условий восприятия, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением, в первую очередь это относится к гигиене зрения.

Особенности памяти.

Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии. У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, присутствует слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Высокий объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован ранее образ воспринимаемого объекта. Для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа.

В процессе специального обучения дети овладевают навыками осязательно-зрительного и зрительного узнавания, а иногда используются навыки неспецифичного узнавания по второстепенным, несущественным признакам (например, по звуку, характерному для данного предмета, запаху). Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. У частично видящих наблюдается снижение объема кратковременной памяти, который изменяется в зависимости от фона, цвета зрительных стимулов, а также от степени сформированности свойств зрительного восприятия. Приобщение учащихся с нарушением зрения к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов является стимулом и условием для развития различных видов и типов памяти.

Особенности восприятия.

У детей с нарушением зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на целостности и полноте образов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Следует отметить, что ослепшие во взрослом возрасте имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки, их движения выглядят более уверенными, точными, но в случае если навыки слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем.

Особенности мышления.

Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников. Однако,у детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены.

У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление. На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно- образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной форме.

Используется также практически- действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуществляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений. Этотвид оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью. У отдельных учащихся может преобладать тот или иной тип мышления.

Специфическое развитие ребенка с проблемами развития, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации, они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному нарушению развития.

Источник