Нарушения в сенсорном развитии ребенка их систематика и статистика
Причины нарушений сенсорного развития ребенка
Определение 1
Сенсорные системы – это системы органов чувств, которые осуществляют перевод внешних ощущений в субъективное восприятие.
Формирование и развитие сенсорной системы, а именно ее отдельных анализаторов осуществляется на протяжении всей жизни. Успешность развития анализаторов зависит от того какие усилия прилагается для этого человек. Сущность сенсорного восприятия во многом зависит от работы ее анализаторов.
Определение 2
Анализатор – это функциональная единица, которая является ответственной за прием и последующий анализ определенной сенсорной информации (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и т.д.).
Таким образом, сенсорная система – это часть нервной системы, которая является ответственной за восприятие.
Состав сенсорной системы представлен рецепторами и нервами, которые получают сигналы из головного мозга и осуществляют их обработку.
Выделяют следующие сенсорные системы:
- Вестибулярная
- Двигательная
- Тактильная
- Зрительная
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Данные системы (анализаторы) «информируют» ЦНС ребенка об особенностях движения и создают совокупное представление о положении его тела в пространстве.
Основной причиной нарушений в сенсорном развитии детей является детский церебральный паралич (ДЦП). У детей отмечается снижение слуха, в результате которого развивается дизартрия (нарушение произношения звукового ряда). Ребенок не употребляет в своей речи такие звуки как «т, с, к, э, п, ш, ф», так как он их попросту не слышит. В дальнейшем все указанные нарушения оказывают негативное влияние на процесс обучения, а конкретно на овладение письмом и чтением.
Кроме того, при нарушении сенсорного развития у детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Любое из нарушений слуха приводит к тому, что у ребенка возникает задержка речевого развития или грубое недоразвитие речи.
Помимо ДЦП, нарушения в сенсорном развитии отмечается у детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость оказывает отрицательное влияние не только на психическое, но и на физическое развитие и здоровье ребенка, приводит к различной степени интеллектуального недоразвития. При обнаружении нарушений в сенсорном развитии необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам (психологу или неврологу).
Замечание 1
Таким образом, основными предпосылками нарушений сенсорного развития детей являются нарушения в той части нервной системы, которая отвечает за восприятие.
К нарушениям сенсорной системы, относят следующие нарушения:
- нарушение зрения
- нарушение слуха
- нарушение опорно-двигательного аппарата
Причинами, которые «запускают» заболевания, оказывающие негативное влияние на сенсорное развитие ребенка, могут быть различные травмы (особенно спины или головы), вирусные и инфекционные заболевания (как перенесенные ребенком при жизни, так и внутриутробно). Наибольшее негативное влияние оказывают заболевания, которые переносятся женщиной во время беременности, среди них особое место занимают краснуха, цитомегаловирус и венерические заболевания. Кроме того, нарушения в сенсорном развитии отмечается у недоношенных детей.
Нарушения в сенсорном развитии характеризуются:
- отсутствием у ребенка реакции на свет и звук;
- различной степенью нарушения речи;
- невозможность произвольного выполнения движений.
Дети, у которых отмечаются сенсорные нарушения, при общении стараются привлечь внимание к себе посредством движений, во время разговора внимательно следят за губами собеседника, их речь затруднена, а часть звуков они произносят не верно, либо же звуки и вовсе «выпадают» из их речи. В том случае, если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может передвигаться без посторонней помощи.
Классификация сенсорных нарушений у детей
В настоящее время классифицируют следующие формы нарушений в сенсорном развитии:
Эмоционально-сенсорные нарушения – отмечается ухудшение восприятия, внимания и мышечной чувствительности.
Внимание, особенно в стрессовых ситуациях и при напряжении, затруднено и рассеяно. Осложняется его переключаемость и значительно сокращается объем.
Низкая тактильная чувствительность, раскоординация движений и снижение их точности.
Зрительная агнозия – отмечаются нарушения в работе зрительного анализатора, вызванные нарушениями в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Зрительная агнозия подразделяется на несколько форм:
- предметная агнозия – является одной из наиболее распространенных, при данной форме агнозии ребенок адекватно воспринимает и описывает отдельные части и признаки предмета, но при этом у него затруднено понимание смысла данного предмета в целом;
- оптико-пространственная агнозия – отмечаются затруднения в ориентировании в пространстве, трудности при понимании изображений, особенно если изображения содержат пространственные свойства предмета;
- цветовая агнозия (дальтонизм – не цветовая агнозия) – нарушение в восприятии цветовой гаммы, ребенок не может правильно назвать цвет, но при этом у него сохранено цветоощущение;
- симультанная агнозия – отмечается уменьшение объема зрительного восприятия, выражается в том, что ребенок с данной формой агнозии не может одновременно воспринимать два и более предметов;
- буквенная агнозия – с данной формой нарушения ребенок пишет буквы верно, но не может их назвать;
- лицевая агнозия – проявляется тем, что ребенок теряет способность распознавать людей по лицу, узнает их только по голосу (даже близких).
Слуховая агнозия – нарушения в слуховом восприятии.
Выделяют следующие формы слуховой агнозии:
- собственно слуховая агнозия – ребенок различает звуки и слова по частоте, тембру, длительности, но при этом он не может понять, что именно звучит;
- слуховая аритмия – трудности определении ритмических структур, сложность восприятия их на слух;
Тактильная агнозия – нарушения в тактильном восприятии предметов на ощупь.
Выделяют следующие формы тактильной агнозии:
- астероагнозия – трудности при узнавании предмета на ощупь
- анхилоагнозия – трудности при объединении в единый образ текстурных признаков объекта
- аморфоагнозия – трудности при узнавании формы предмета
- соматоагнозия – нарушение восприятия собственного тела
Источник
Дети с сенсорными нарушениями: причины, виды сенсорных нарушений, психические особенности детей с данными нарушениями; особенности общения и воспитания детей с сенсорными нарушениями.
Сенсорная система – это часть нервной системы ответственная за восприятие: зрительная, слуховая и тактильная.
Сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства. Сенсорное развитие – это развитие органов чувств и восприятия.
Сенсорное нарушение у детей – это нарушение, связанное с нарушением в части нервной системы ребенка, ответственной за восприятие. К сенсорным нарушениям относят нарушения слуха, зрения, опорно-двигательной функции.
Причинами сенсорных нарушений могут стать различные травмы (например, головы или спины), инфекционные и вирусные заболевания, как ребенка, так и матери во время беременности, венерические заболевания родителей, патологические состояния беременности и родов. Очень часто сенсорные нарушения наблюдают у глубоко недоношенных детей.
Сенсорные нарушения характеризуются: отсутствием реакции ребенка на звук, свет, нарушением речи, невозможностью выполнения произвольных движений. Дети, страдающие сенсорными нарушениями, часто пытаются привлечь к себе внимание посредством движений, в ходе разговора внимательно смотрят на движения губ собеседника, их речь затруднена, часть звуков произносится неправильно. Если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может двигаться без посторонней помощи (при ДЦП, параличах и парезах).
При каких заболеваниях возникает сенсорное нарушение у детей?
ДЦП, параличи, слепота, глухота, парезы, последствия полиомиелита, нарушения ЦНС, умственная отсталость.
Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат. “sensus” – чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) – это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на раннее сформированные сенсорные эталоны. Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую они получают при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, различных вкусах и т. д. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У. Кислинг (2010) и др. Все они сходятся во мнении, что взаимодействие органов чувств необходимо для движения говорения и игры, – это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Чтобы нормально развиваться и работать мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации.
Среди аномальных детей значительную категорию составляют дети с различными выраженными отклонениями слуха.
Овладение речью одной из центральных, важнейших психических функций-в определяющей степени зависит от слуха.
Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, а следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность.
Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения.
Такие нарушения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения слуха встречаются значительно реже (примерно у 25% детей с недостатками слуха), чем приобретенные. Неправильное внутриутробное развитие слухового органа может быть обусловлено влиянием наследственности. Так, могут быть унаследованы полная или частичная аплазия (недоразвитие) внутреннего уха, нарушения развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и заращения наружного слухового прохода (атрезии). Наследственностью можно объяснить врожденную неполноценность слухового органа, которая определяет предрасположенность к тяжелым нарушениям слуха, вызванным сравнительно слабыми вредными воздействиями.
Социокультурная адаптация детей с нарушениями слуха часто (40%) осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей при неадекватных условиях воспитания ребенка, как в семье, так и в детском учреждении. Такие дети в большинстве случаев замкнуты, предпочитают общение с себе подобными, болезненно реагируют на случаи обнаружения их дефекта. Их речь характеризуется количественной недостаточностью и качественным своеобразием. Часто отмечаются нарушения звуко-буквенного состава слов: некоторые звуки ребенок не улавливает, другие воспринимает неправильно, отчетливо слышит только ударные части слова, недостаточно ясно дифференцирует на слух приставки, окончания слов. Таким образом, ребенок искаженно слышит слово, искаженно запоминает его и искаженно произносит, пишет. Все это обусловливает необходимость предельно раннего начала сурдологической учебно-воспитательной работы.
Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.
Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности.
Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения.
Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития. В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т. е. лишившихся зрения после рождения.
Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.
Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением.
В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.
Такие дети часто пытаются “скрыть” или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно. Стесняются обращаться за помощью. Бывают ранимы и чувствительны к критике. При глубоких нарушениях зрения могут наблюдаться навязчивые движения. Дети надавливают на глаза, чтобы получить ощущение света, раскачиваются, издают стереотипные звуки.
Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы.
Формирование обследовательских способностей решается в дидактических играх: «Угадай на ощупь», «Назови как можно больше признаков в предмете», «Убери лишние детали», «Что так, что не так», «Что бывает, чего не бывает», «Угадай, кто пришел», «Кто назвал?», «Найди путь исследования», «Угадай на вкус», «Какой это запах?»
Для обучения сериации, классификации, дифференциации используются мозаики, пирамидки разных размеров, лото, домино, разрезные картинки, пазлы.
Для формирования образов предметного мира используются игры, в которых упражняются в систематизации знаний во внешнем облике предмета и его функциональном назначении. При этом в процессе знакомства с предметом или объектом включаются по возможности все сенсорные ориентации. При использовании дидактической игры «Мама и детки» у детей уточняются представления о внешнем облике взрослого животного и облике их детенышей. А далее конкретизируется конкретное питание, среда обитания и взаимодействие с человеком.
Различные модели животных, птиц, картинки с их изображением создают у детей представления об их сходстве и различие как в облике, так и в образе жизни.
Дидактическая игра «Скотный двор» позволяет детям ориентироваться на слух, зрение, осязание и обоняние. Для этого можно подобрать записи реальных звуков (мычание коров, ржание лошади, крик петуха и т. д.).
Для формирования экологических знаний используются конструкторы, позволяющие детям воспроизводить загоны, пастбища для животных. Детей можно научить отличать продукты жизнедеятельности животных на осязание (мягкая шерсть, тонкий пух, теплая шубка и др.). детям можно предложить выделить по запаху мясные и молочные продукты, определить их качество как на обоняние, так и на вкус.
Сенсорные нарушения лишают ребенка важнейших источников информации, что обусловливает его отставание не только в психическом, но и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также раннего начала специальной коррекционно-реабилитационной работы.
Источник
Развитие нормального и аномального ребенка подчиняются общим психофизиологическим законам. Это определяет большое значение для развития аномального ребенка, его потенциальных возможностей, которые используются для коррекции и реабилитации. Кроме того, данная закономерность применяется в современных условиях для интеграции аномального ребенка в общее образовательное пространство, для совместного обучения и воспитания в коллективе с нормальными детьми. Это уменьшает возможность вторичных психологических нарушений.
Развитие нормальных детей, кроме общих особенностей, характерных для всех, может иметь и своеобразные свойства индивидуальности. Они заключаются в возникновении, в частности, явления “одаренности”, которое проявляется в наличии особых способностей, более высоких по уровню развития, чем у среднестатистических детей.
Своеобразное аномальное развитие заключается в возникновении на фоне часто биологической недостаточности определенных функций вторичных психо-эмоциональных изменений, отличающих ребенка от обычных детей. Они могут быть представлены в виде положительного своеобразия, вследствие компенсаторного усиления конкретных ВПФ; так и в виде отрицательного своеобразия, вследствие нарушения других ВПФ и личностных отклонений. Так, недостаточность рационального мышления вызывает усиление образно-художественного мышления, возможно, до степени одаренности или, наоборот, недостаточность логического мышления вторично ухудшает функции соответствующего типа восприятия и памяти. Положительное своеобразие аномальных детей часто сближает их по уровню психологического развития с одаренными детьми.
Понятие”дети с отклонениями в развитии” имеет свою предысторию. В начале 20 века. В.П. Кащенко предложил термин “исключительные дети”, подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при правильной коррекционной работе. После 1918 г. стал использоваться термин “дефективные дети”, когда ведущее значение придавалось самому дефекту, и вся работа была направлена на его компенсацию. Дефект (от латинского “недостаток”) отражает недостаточность определенных функциональных систем.
В 50-х годах в исследованиях по специальной психологии стало чаще применяться понятие “аномальные дети”, в котором акцент делался не на самом дефекте, а на вызываемом им аномальном развитии. Оно является основной причиной социально-психологической дезадаптации ребенка. При этом необходимо учитывать, что аномалия нарушает развитие ребенка только при определенных условиях. Их появление сопровождается актуализацией дефекта с возникновением аномального развития в виде определенных психологических нарушений. Именно они и требуют специального обучения, воспитания и психокоррекции.
Последние 20 лет (в 80-е годы) стали отдавать предпочтение понятию “дети с отклонениями в развитии”, т.к. специальное обучение распространилось и на умеренные нарушения в развитии, хорошо поддающиеся коррекции. Дети с отклонениями в развитии – учащиеся, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития и социально-психологической дезадаптации. При этом выделяют следующие категории детей с отклонениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, поздно оглохшие);
2) с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
4) с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые дети, дети с ЗПР); понятие интеллектуальной недостаточности;
5) с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
6) с девиантным поведением;
7) с комплексными нарушениями психофизического развития (слепо-глухонемота, слепые умственно отсталые, глухие умственно-отсталые и др.).
8)дети-сироты;
9)дети-инвалиды;
10)дети группы риска (по школьной дезадаптации);
11)с эмоционально-волевыми нарушениями (акцентуации, психопатии, аутизм).
В настоящее время важное значение приобретают комбинированные отклонения в развитии. В связи с этим в специальной психологии внедряется МКБ-10 имеющая, синдромологическую структуру диагностики.
Сегодня широко используются понятия: «дети с ограниченными возможностями», «дети с особыми нуждами» в соответствие с международным подходом в специальной психологии и дальнейшей гуманизацией данной области знаний.
Различные отклонения в развитии отражаются на особенностях формирования социальных связей детей, их познавательных способностях и ограничениях в трудовой деятельности. Поэтому они различаются следующим образом:
1. Пo степени восстановления. В зависимости от характера нарушений одни аномалии могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь частично коррегироваться, а некоторые только временно компенсироваться.
2. Пo образовательному уровню детей. Одни дети могут овладеть только навыками самообслуживания, другие – элементарными общеобразовательными знаниями, третьи – полным курсом средней школы.
3. По профессиональной пригодности. Одни дети компенсируются в пределах социально-бытовой ориентации, другие – в условиях малоквалифицированного труда, третьи – способны к достаточно высококвалифицированной работе.
Источник