Нарушения в речевом развитии ребенка педагогика

Нарушения в речевом развитии ребенка педагогика thumbnail

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.

Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

Признаки задержки речевого развития

Нарушение развития речи можно заметить уже в младенчестве

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

Важный этап дошкольного развития − сюжетно-ролевая игра

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Признаки нарушения речевого развития:

  • В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Неправильное согласование слов в предложении.
  • В речи ребенка преобладают простые предложения.
  • Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
  • Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Причины речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.

Внутриутробные патологии

Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:

  • Гипоксия плода.
  • Инфекционные заболевания матери.
  • Травмы живота во время беременности.
  • Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
  • Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
  • Стресс.
  • Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.
Читайте также:  Лисина общение и его влияние на развитие психики ребенка

Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.

Родовые травмы

Недоношенность как фактор риска речевых нарушений

К ним относятся:

  • Асфиксия.
  • Травмы, полученные малышом во время родов.
  • Младенцы с маленьким весом.

В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Послеродовые патологии

К ним относятся:

  • Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
  • Травмы артикуляционного аппарата.

Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.

Генетическая предрасположенность

Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.

Генетическая предрасположенность к развитию нарушений речи

Неблагоприятные социально-бытовые условия

На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Клинико-педагогическая классификация нарушения речи

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Читайте также:  Игры для развития памяти для ребенка трех лет

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Дислексия или неспособность к овладению чтением

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Особенности диагностики

Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.

Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:

  • отоларингологу;
  • ортодонту;
  • неврологу;
  • дефектологу.

После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.

Рекомендации

Пальчиковые игры полезны для развития речи ребенка

Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:

  1. С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
  2. Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
  3. Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
  4. На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
  5. Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой

Источник

Дети с нарушениями речевого развития – особая категория детей, имеющих отклонения в развитии, у них сохранены интеллект и слух, но при этом имеются значительные речевые нарушения, оказывающие негативное влияние на формирование других сторон психики. То есть, речевые нарушения являются первичными, влекущими за собой вторичные нарушения высших психических функций.

На сегодняшний день учеными-логопедами разработаны две основные классификации нарушений речевого развития детей:

  • клинико-педагогическая
  • психолого-педагогическая

Клинико-педагогическая классификация нарушений речевого развития ребенка

Клинико-педагогическая типологизация опирается на медицинские показатели ребенка. Выделяемые в данной классификации виды речевых нарушений не являются заболеваниями. По своей природе они делятся на нарушения письменной и устной речи.

Типы нарушений устной речи:

Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи.

Фонационные речевые нарушения – это расстройства, которые различаются в зависимости от поражения конкретного речевого звена:

  • голосообразования
  • темпоритмическая организация высказывания
  • интонационно-мелодическая
  • звукопроизносительная

Замечание 1

Указанные расстройства могут проявляться как по отдельности, так и в различных комбинациях.

Читайте также:  Периодизацию психического развития ребенка д б эльконина кратко

Выделяют следующие виды нарушения фонационного оформления речи: дисфония, брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия.

Каждое из указанных нарушений возникает при наличии определенной причины, оказывающей влияние на развитие речевого аппарата. Основной причиной являются разнообразные поражения коры головного мозга ребенка (например, вследствие перенесенных инфекционных заболеваний, патологий внутриутробного развития и т.д.).

Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления речи (высказывания).

Представлено двумя видами нарушений:

  1. Алалия – недоразвитие или отсутствие речи, вызванное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга в период внутриутробного развития или в раннем детстве.
  2. Афазия – частичная или полная утрата сформированной ранее речи, вызванная локальными поражениями головного мозга (воспалительные процессы, черепномозговые травмы, сосудистые нарушения и т.д.) у ребенка в возрасте до 3-х лет.

Нарушения письменной речи делятся на две группы, в зависимости от вида нарушения – нарушение акта письма (продуктивное нарушение) и расстройство чтения (рецептивное нарушение).

Таким образом, классификация нарушений устной речи весьма разнообразна. Важным является вовремя поставить диагноз и приступить к коррекции нарушения. Диагностика нарушений осуществляется комплексно. В состав комиссии входит логопед, детский психолог, педиатр. После того как будет точно поставлен диагноз, выявлено нарушение и его причина, разрабатывается индивидуальная коррекционная работа с ребенком.

Выделяют следующие виды нарушений письменной речи:

  • Дислексия – специфическое, частичное нарушения процесса чтения, вызванное недоразвитием или поражением определенных участков коры головного мозга.
  • Дисграфия – специфическое, частичное расстройства процесса письма. В основе дисграфии чаще всего лежит недоразвитие устной речи.
  • Аграфия – наиболее тяжелая форма дисграфии (неспособность соединять буквы в слоги, слоги в слова и т.д.).

Нарушения письменной речи могут проявляться как вторичные нарушения. Это в том случае, если не были своевременно выявлены нарушения устной речи, и соответственно, не проводилась необходимая коррекционная работа с ребенком. То есть, по сути, нарушения из устной речи постепенно перешли в письменную речь. После того как будут диагностированы нарушения в письменной речи, разрабатывается комплексная коррекционная программа, которая направлена на исправление и устранение нарушений как письменной, так и устной речи. Только при таком подходе можно будет добиться ожидаемого результата.

Психолого-педагогическая классификация нарушений в речевом развитии ребенка

В рамках психолого-педагогической типологизации выделяют две группы нарушений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение формирования процесса произношения систем родного языка, вызванное дефектами восприятия и произношения фонем.

Характерным для данного вида нарушения является то, что ребенок не только не правильно произносит звуки, но и недостаточно их различает между собой, то есть «не видит» артикуляционной или акустической разницы.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – разнообразные сложные речевые расстройства, характеризующиеся нарушением формирования всех компонентов речевой системе, которые относятся и к звуковой, и к смысловой ее стороне.

Характерным для ОНР является то, что данное нарушение распространяется не только на звуковую сторону речи, но и на умении правильно оформлять слова, различать звуки, страдает связная и грамматическая речь. В том случае, если ребенку с ОНР не будет оказана своевременная логопедическая помощь, то в дальнейшем ему будет сложно полноценно овладеть письменной и устной речью.

В настоящее время выделяют следующие уровни ОНР, при сохранном физическом слухе:

  • 1 уровень – частичное или полное отсутствие у ребенка словесных форм общения (возраст 5-6 лет). Словарный запас представлен звуками, которые чаще всего не понятны окружающим.
  • 2 уровень – у ребенка появляются общеупотребительные слова, но чаще всего в искаженной форме.
  • 3 уровень – имеется развернутая фразовая речь, с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакты с окружающими, но свободное общение крайне затруднено.
  • 4 уровень – характеризуется лёгкими лексико-грамматическими нарушениями, которые затрудняют овладение детьми письменной речью в начале школьного обучения.

Замечание 2

Дети с ОНР имеют ряд психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют их социализацию в обществе и требуют проведения специальной коррекционной логопедической работы.

Источник