Нарушения в развитии ребенка воспитательного процесса

Нарушения в развитии ребенка воспитательного процесса thumbnail

Татьяна Гаврилова
Нарушение семейного воспитания — причина нарушения поведения детей

Нарушение семейного воспитания – причина нарушения поведения детей.

Консультация для родителей

В семьях часто встречаются различные нарушения воспитательного процесса. В медицинской, психологической и педагогической литературе рассмотрены такие виды отклонения в воспитании, как гипо- и гиперпротекции, безнадзорность, эмоциональное отвержение и др. Эти нарушения связаны как с индивидуально-психологическими особенностями родителей, так и наличием определенных личных проблем, решаемых за счет ребенка.

Первое различение нарушений связано с тем, сколько сил, внимания и времени уделяют родители своим детям (уровень протекции).Выделяют два уровня протекции:

1. Гиперпротекция – родители уделяют подростку крайне много времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь.

2. Гипопротекция – случаи крайне заниженного уровня протекции, когда ребенок фактически лишен внимания родителей, до него «руки не доходит», родителям «не до него». Ребенок просто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Второе основание определения нарушений – степень удовлетворенности потребностей подростка.Здесь возможны два типа отклонения:

1. Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его «балуют». Любое желание для них – закон. Аргументируя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы,являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.

2. Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, – количество требований к подростку в семье.

Требования – это и обязанности подростка – те задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи, и требования-запреты (то, что подросток не должен делать). Невыполнение требований предусматривает санкции от осуждения до суровых наказаний. Здесь можно выделить следующие формы нарушений системы требований:

1. Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответственность. Требования к подростку в этом случае очень велики; непомерны, не соответствуют его возможностям, не только не содействуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу.Особенно важны два случая: в первом – на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень нагружен, но не видят в этом чрезмерности и уверены в пользе.

В другом случае – от подростка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.

2. Недостаточность обязанностей. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье.

3. Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку «все нельзя. Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоя-тельность.

4. Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, – строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсутствия.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправ-ленного воспитания.

Одна из классификаций типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом. Выделяются следующие типы воспитания:

1. Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

2. Доминирующая гиперпротекция. Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

3. Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки».

4. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.

5. Гипопротекция (гипоопека). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. Часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка.Это может выражаться в следующем:

– расширении сферы родительских чувств;

– предпочтении в подростке детских качеств;

воспитательной неуверенности родителя;

– фобии утраты ребенка;

– неразвитости родительских чувств;

– сдвиге установки родителей по отношению к полу ребенка, например, предпочтение женских качеств у мальчиков;

– проекции на ребенка собственных нежелательных качеств;

– вынесении конфликта между супругами в сферу воспитания.

Подобные отношения родителей вызывают повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.

Таким образом, правильно выбранный стиль семейного воспитания способствует формированию гармонично развитой личности. И наоборот, ошибки в выборе стиля семейного воспитания способствуют нарушению личностного развития ребенка, формированию комплекса неполноценности и другим отягчающим последствиям.

Читайте также:  Задержка речевого развития у ребенка когитум

Источник

Обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта развития.

Воспитание, обучение и развитие умственно отсталых детей является в настоящее время важнейшей социально-педагогической проблемой. Дети со сложной структурой дефекта — это такая категория детей, которые наряду с общим для всех них состоянием – интеллектуальная недостаточность, опорно-двигательные нарушения, слепота, глухота — имеют одно или несколько системных нарушений. Иными словами таких детей называю «особый ребенок», ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Нуждающиеся в особом уходе, воспитание, обучение (с особыми образовательными потребностями).

Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.

Л.С. Выготский утверждал, что задача коррекционного педагога заключается не в лечении или ослаблении первичного дефекта, а в коррекции и предупреждении вторичных дефектов. Л.С. Выготским выделена следующая закономерность – чем дальше отстоит в иерархической последовательности возникновения вторичный дефект от первичного, тем легче он поддается коррекции. Так, работа по обогащению словарного запаса неслышащего ребенка имеет большую продуктивность, чем коррекция его звукопроизношения, развитие наглядных форм мышления ребенка с умственной отсталостью будет иметь больший эффект, чем формирование его словесно-логического мышления, нарушение которого является прямым следствие недостаточности аналитико-синтетической деятельности головного мозга. Теория о структуре дефекта легла в основу принципа коррекционной педагогики об учете соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений ребенка. При этом важно учитывать и механизм возникновения вторичных нарушений.

Значительную роль для становления коррекционной педагогики сыграла теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, состоящая в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы.

Согласно данной теории, любое усваиваемое ребенком действие имеет первоначально развернутую форму и осуществляется в плане предметных действий и при прямой помощи взрослого. По мере того как ребенок научается выполнять его самостоятельно, действие приобретает все более обобщенный характер, сокращается и переходит в умственный план. На этом этапе можно квалифицировать это действие как интериоризированное, а значит усвоенное. Данная теория обосновала необходимость включения в дидактику коррекционной работы соответствующего принципа – принципа поэтапного формирования умственной деятельности. Кроме того, теория поэтапного формирования позволяет говорить о трех общеинтеллектуальных умениях, составляющих иерархическую структуру любой познавательной деятельности – перцептивной, мнемической, мыслительной, которые следует формировать в процессе коррекционного обучения детей с особыми образовательными потребностями. К этим действиям относится ориентировка в задании, планирование и контроль.

В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность обучения, воспитания и развития личности ребенка.

В начале обучения с детьми со сложным дефектом обычно сталкиваются такие проблемы:

  1. С проблемой неподготовленности воспитанников с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе (дети до поступления в школу не посещали другие образовательные учреждения). Из-за специфики заболеваний и нарушений физического развития многие обучающиеся не имели элементарных представлений об окружающем мире, были, можно сказать, изолированы от общества. В связи с этим было крайне трудно за кратчайшие сроки определить уровень интеллектуальных данных школьников. Первый год обучения был подготовительным. Основная цель первого года обучения — подготовка детей с нарушениями интеллектуального развития к обучению в школе, расширение знаний об окружающей среде, развитие коммуникативных навыков, облегчение прохождения периода школьной адаптации.
  2. Вторая проблема — недостаточный опыт учителей в обучении детей со сложным дефектом.
  3. Трудности возникли при диагностике имеющихся знаний, умений и навыков у детей, для составления индивидуальных карт-маршрутов развития и программы обучения.
  4. Недостаточное материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса (недостаточное количество специальной методической литературы, учебников и учебно-дидактических пособий). Все это приобреталось постепенно.

Построение моделей индивидуальных программ для детей является со сложными дефектами не чем иным, как процессом органического соединения определенных противоположностей: всеобщего и специфического, стандартного и творческого, нормативного и гибкого. Это обусловлено сложной структурой дефектов в каждом индивидуальном случае, ибо имеющиеся нарушения неоднородны по своим проявлениям, по степени выраженности, по своеобразию взаимовлияния друг на друга. Индивидуальные коррекционные программы для детей с комплексными нарушениями можно назвать альтернативными программами или интегрированной моделью коррекционно-образовательной программы.

При разработке индивидуальных коррекционно-педагoгических программ для детей этой категории обязательно учитываются меж предметные связи, междисциплинарный подход, столь важный для построения программ, достигается благодаря скоординированному объединению дисциплин, заимствованных из различных направлений дефектологии, интегрированный подход предусматривает отбор разделов и тематического содержания из уже разработанных программ, дозированность объема изучаемого материала.

Читайте также:  Развитие ребенка в 3 года и как их воспитывать

При построении образовательно-воспитательного процесса с детьми, имеющими сложные нарушения умственного и физического развития, необходимо опираться на ряд принципов организации коррекционно-развивающей работы:

  • учёт зоны ближайшего развития ребёнка при использовании методов, приёмов, создания оптимальных условий для организации образовательно-воспитательного процесса;
  • принцип компенсаторной направленности (обучение направлено на возмещение недоразвитых или нарушенных функций путём исправления или перестройки частично нарушенных функций;
  • определение оптимального содержания образовательно-воспитательного процесса;
  • один из главных принципов работы с обучающимися данной категории воспитывающий характер обучения;
  • наглядности и практической направленности;
  • расширения социальных связей; развития коммуникативной функции речи;
  • доступности обучения, индивидуального и развивающего подхода, коррекционно-развивающей направленности обучения, целостности и комплексности коррекционно-развивающей работы

Образовательно-воспитательная работа предусматривает организацию индивидуализированного процесса обучения и воспитания. Все реабилитационные технологии направлены на совершенствование психомоторной активности.

Индивидуализация — это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.

Задача педагога — организовать процесс обучения таким образом, чтобы у учащихся повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе, чтобы каждый ребенок принимал самое активное участие, работал с полным напряжением своих сил, чтобы самостоятельная работа способствовала более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей детей.

Успешному решению поставленной задачи перед педагогом способствует индивидуализация обучения. Только индивидуальное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого (продуктивного) обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Принципами работы педагога выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ребенка и педагога, стимулирование творческих способностей обучаемого.

Обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых коррекционных занятиях, уроках, воспитательских часах. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив детского образовательного учреждения или школы и в дальнейшем будет работать над сохранением и укреплением здоровья детей в процессе его развития и социализации.

Данную работу для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать, так, как при её отсутствии утрачивается накопленный опыт, и дети, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития будут оставаться без внимания, а данную проблему можно решить только усилиями всего окружающего общества.

Источник

Родительские ошибки в воспитании детей

Рейтинг
5

Девять основных ошибок, которые родители совершают по не знанию, и их последствия для ребенка

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Родители могут относиться к ребенку как положительно, так и отрицательно, и это отношение в определенной степени влияет на процесс развития ребенка. Ошибки воспитания в значительной мере связаны с отрицательным отношением родителей к ребенку. Поэтому вам необходимо научиться избегать его. Далее представлена информация, которая облегчит понимание ошибок и поможет вам изменить ситуацию.

Нарушения развития

Каждый человек в своей жизни совершает всевозможные ошибки, идеальных людей нет. Происходят они также и в процессе воспитания. Если они разовые, то их последствия легко устранить, но если они случаются снова и снова, то могут повлечь за собой серьезные и глубокие негативные последствия. Известным специалистом, занимающимся классификацией ошибок в воспитании, является психолог Антонина Гурецкая, написавшая книгу «Ошибки в воспитании».

Согласно Гурецкой, эти ошибки кроются непосредственно в поведении человека, воспитывающего ребенка. Такое поведение искажает взаимодействие и оказывает негативное влияние на жизнь ребенка и/или его развитие. На первый взгляд кажется, что эти ошибки поверхностны и не могут вызвать помехи во взаимоотношениях, но они действительно являются причиной возникновения нарушений развития.

Очень важным фактором при возникновении воспитательной ошибки (и это важно понять!) является незнание о ее совершении, то есть отсутствие намерения причинить ребенку вред. Если родитель (или другой воспитывающий человек) вредит подопечному преднамеренно (умышленно), имея полную осведомленность об отрицательном влиянии своего поступка на его развитие, а следовательно, и на всю личность маленького воспитанника, его поведение не классифицируется как ошибка, а является преступлением, которое карается по закону!

Можно выделить несколько следующих факторов, которые отвечают за совершение родителями воспитательных ошибок:

  • личность – очень часто темперамент или характер человека диктует ему то или иное поведение, например, люди, уверенные в себе и имеющие высокую самооценку, могут быть склонны к совершению ошибок при экспонировании себя (правильной подаче себя), что вовсе не означает, что подобную ошибку допускают все лица подобной категории;
  • ориентации воспитания, выбранный курс и понятия о воспитательном процессе;
  • опыт прошлого – многие взрослые повторяют ошибки своих родителей;
  • ситуативные факторы – например, стресс или избыток обязанностей.

Виды ошибок в воспитании

Гурецкая в своей книге описывает девять ошибок воспитания. Первой из них является строгость, то есть решительное обеспечение выполнения ребенком заданий и поручений, скрупулезность оценивания, постановка непомерных и чрезвычайно точно обозначенных требований, отсутствие свободы, контроль над поведением ребенка и требование беспрекословного послушания. Ребенок отождествляется с заданием, его выполнение и результаты являются приоритетными.

Читайте также:  Таблицы динамики развития речи ребенка

Вторая ошибка – это агрессия, то есть словесные, физические или символические нападки, которые угрожают ребенку и/или унижают его. Сын или дочь рассматриваются как ненужный, хлопотный и обременительный элемент, а также как человек, угрожающий стабильности в жизни.

Следующая воспитательная ошибка – это торможение активности, которое выражается в прерывании, запрете и изменении (без уважительных причин) активности ребенка посредством физического или символического поведения родителей. Деятельность ребенка считается бесполезной и маловажной, отсюда и явление маргинализации (социологическое понятие, обозначающее промежуточность положения человека между какими-либо социальными группами, его плохую социальную адаптацию и потерю социального статуса). При этом потребности или цели взрослого ставятся на первое место.

Четвертая ошибка – это безразличие. Полезная дистанция между родителем и ребенком (включая его дела и деятельность), позволяющая ему свободно самовыражаться, легко подменяется проявлением отсутствия заинтересованности в его личности. Родитель расценивает потребности и активность ребенка как незначительные, несущественные лично для него, считает, что они не требуют его внимания или эмоционального участия. Такой родитель может воспринимать их также как очень тягостные, поэтому дистанцирование служит ему формой защиты.

Следующей ошибкой является экспонирование себя, под которым подразумевается манипулирование вниманием ребенка, так, чтобы он видел преимущества родителя, его потребности и успехи; это желание быть в центре внимания и импонировать (отношения выстраиваются ради собственного ощущения позитива и комфортности), всяческое оправдание и «отбеливание» своих поступков, а также обида на ребенка. Взрослый считает себя самым важным человеком во взаимоотношениях, уверен в том, что ребенок слаб, и его значимость возрастет только благодаря тщательно продуманному воспитанию.

Еще одна ошибка – это потакание (беспомощность), которая характеризуется безусловным выполнением всех прихотей ребенка и отсутствием требований к нему. Родитель показывает свою беспомощность и считает воспитание чем-то таким, что превосходит его силы и возможности, и, соответственно, не может справиться с ним. Таким образом, единственным выходом для него являются избегание и сбегание от ребенка.

Седьмая ошибка воспитания – это замена ребенка во всех его действиях и обязанностях. Родители не допускают его самостоятельности, не позволяют ему самому реализовать поставленные перед ним задачи. Взрослый рассматривает ребенка как слабого, пассивного, переутомленного, требующего помощи, защиты и опеки, при этом деятельность родителя по отношению к ребенку становится наиболее важным делом, ради которого стоит жертвовать и другими делами.

Предпоследней ошибкой является идеализация ребенка, восприятие его как величайшее благо, отождествление себя с ним, чрезмерная и непрерывная заинтересованность им и его делами. Это постоянный контроль над его безопасностью, даже если к этому нет никаких предпосылок, не признание в нем качеств и поведения, которые находятся в противоречии с воображаемым (прекрасным) образом его личности, созданным родителем, отсутствие критического восприятия. Родитель уменьшает количество замечаний как по отношению к действиям ребенка, так и к его делам и занятиям, и все свои действия подчиняет созданному идеалу.

Последняя ошибка воспитания – это непоследовательность, т. е. изменчивость своих родительских оценок, реакций, комментариев, ощущений или чувств по отношению к ребенку и его поступкам.

Существуют ошибки, например, такие как вербальная агрессия или строгость, которые большинство людей признали бы неприемлемыми, однако есть множество неоднозначных ситуаций, в которых трудно судить о том, было ли это ошибкой или нет, или, возможно, это было ситуативно оправдано и целесообразно. Существует даже понятие релятивности (относительности) ошибки воспитания, так как то, что одними людьми расценивается воспитательной ошибкой, другие посчитают правильным решением.

Последствия

Гурецкая отмечает, что существуют два основных вида последствий ошибок воспитания. Первый – это немедленное следствие, которое возникает из-за неправильного или сорванного взаимодействия. Ребенок негативно оценивает обстоятельства и события, испытывает чувство несправедливости или обиды, а затем перекладывает полученный негативный уничижительный опыт на другие ситуации воспитательного характера, и даже более того, на жизненные ситуации в целом. Второй вид последствий – это отдаленное во времени воздействие, которое вызывает негативные изменения в самой личности ребенка, а также может привести к ее расстройствам или психическим отклонениям в будущем.

К сожалению, ошибки неизбежны. Очень трудно воспитывать детей без ошибок и сомнений. Однако если человек знает, в чем его родительские проблемы, что именно приводит к тому, что его благие намерения не всегда приносят положительные результаты, это уже половина успеха. Знание об ошибках и их неблагоприятных последствиях поможет вам избежать их и воспитать здорового и жизнерадостного ребенка.

Екатерина Кулавик

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
08.06.2015

Источник