Нарушения в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста

Нарушения в психологическом развитии ребенка дошкольного возраста thumbnail

Алеся Владимировна Шамрай
Семинар-практикум «Виды нарушений психологического здоровья у дошкольников»

Виды нарушений психологического здоровья у дошкольников

Нарушение психического здоровья у дошкольников проявляются: в поведении, в эмоциях, в общении.

Рассмотрим такие психологические состояния как:

– агрессия

-фрустрация (стресс)

-психоэмоциональные нарушения (тревожность, страх, подавленное состояние, замкнутость)

Агрессивные проявления у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, касанием, драчливостью. К трем годам жалобы на упрямство сына или дочери звучат настойчивее. В этот период дети 2х – 3х лет попадают в детские сады, начинает формироваться опыт взаимодействия со сверстниками как процесс более или менее длительного поддержания и развертывания действий, направленных на другого.Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

– стремление привлечь к себе внимание сверстников;

– стремление получить желанный результат;

– стремление быть главным;

– защита и месть;

– желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство

Фрустрация (лат frustratio – обман, расстройство)психическое состояние человека, обусловлен непреодолимыми трудностями на пути к цели или удовлетворения собственных потребностей и желаний.

Проявляется она как агрессия (на фрустратора, на воображаемую причину, на себя) или как депрессия. В состоянии агрессии ребенок переживает гнев, ярость, стремление физической расправы с противником; Если ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или постоянно изображает страшные сны – это сигнализирует о ее эмоциональное неблагополучие Оно может проявится в не довольствии ребенка в общением с взрослыми (родители) и сверстниками, дефицитом человеческого тепла, ласки, расстройствами в семье Симптомами фрустрации является тревожно-пессимистические ожидания, неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с возможным негативным отношением взрослого Все это провоцирует у него упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть серьезным психологическим барьером между ним и взрослыми.

У избалованных детей, при отсутствии или ограничении чего-либо, часто возникает фрустрация. В этом состоянии человек испытывает особое сильное нервно-психическое потрясение. Оно раскрывается, как крайняя досада, озлобленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание.

Поведение ребенка в ситуации фрустрации является значимым показателем его личностного развития. Структура родительской семьи оказывает влияние на тип реакций детей в ситуации фрустрации. Дети, воспитывающиеся в полных семьях, в своих ответах чаще подчеркивают наличие препятствия, а дети, воспитывающиеся в неполных семьях, напротив, ориентируются в ответах.

Страх – отрицательное эмоциональное состояние, выпячивает в ситуациях мнимой или реальной угрозы биологическому или социальному существованию человека, направленный на источник данной ситуации.

Появление страхов зависит от жизненного опыта ребенка, уровня развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, волнения, тревожности, застенчивости, неуверенности часто предопределяют боль, др. инстинкт самосохранения зависимости от сложившейся ситуации,степени ее опасности и индивидуальных особенностей человека он может приобретать разной интенсивности: от легкого опасения до ужаса. Для ребенка дошкольного возраста невыносимая даже короткая разлука с матерью, поэтому он плачет, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть ближе к ней. Страх темноты и одиночества не в возникает, если ребёнок привык спать в неосвещенной комнате, часто страхи проявляются перед сном. Поэтому после ужина нужно позаботиться об уюте и покое вокруг ребенка Перед сном неуместны шумные игры, просмотры фильмов, чтение сказок, сюжеты которых способны спровоцировать страх. Предотвращают страхам эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям ребенка, готовность всегда помочь ребёнку преодолевать страх. Нельзя стыдить ребенка за страх, который он переживает, ведь страх и стыд взаимосвязаны. Боясь насмешек, он скрывает страх, который не только не исчезнет, но и усилится.

От 3-х до 5-6-ти лет дети переживают страхи, которые часто переходят в навязчивые формы, подобные невротических состояний их могут вызывать высокая эмоциональность, богатое воображение. Такие страхи течение 3-4-х недель исчезают. Часто они могут быть вызваны необдуманными поступками взрослых, например ошибками в умственном воспитании, которые обуславливают снижение уровня в ориентации, в социальной среде. Во избежание страхов необходимо давать правильные ответы на то, что интересует и беспокоит ребенка, обогащать его знания о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, сложной обстановке, ребёнка пугает (например, войти в темную комнату, нужно участвовать в совместной деятельности, словом и поступком вселять уверенность, поддерживать его конструктивные попытки, вместе радоваться детскими достижениями.

Читайте также:  Развитие культуры ребенка начинается с детства

Замкнутость проявляется в поведении детей достаточно рано. В раннем возрасте она обычно имеет такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с какими—либо изменениями в жизни ребенка (поход в зоопарк, поездка в гости т. п.).

Для замкнутых детей характерен также страх перед другими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к своей матери (или лицу, ее заменяющему). Они очень тяжело переносят расставание с ней (например, приходя в детский сад) г-г болезненно реагируют даже на непродолжительное ее отсутствие.

Замкнутый ребенок чувствует себя неуютно и в группе сверстников: как правило, ритм жизни окружающих детей (частая смена видом деятельности, шумные коллективные игры и др.) не соответствуют его собственному ритму. На первый взгляд, такой ребенок очень самодостаточен и не нуждается в общении с окружающими.

Основные факторы, влияющие на поведение ребенка,характеризующееся как замкнутое:

l) природные особенности (например, тип темперамента);

2)социальные факторы:

3) влияние окружающих (сверстников, воспитателя);

4)влияние семьи

Важным фактором, влияющим на нарушения поведения ребенка, на возникновение у него проблем в эмоционально—волевом развитии, является семья и типы воспитания ребенка.

Одним из основных нарушений психологического здоровья у дошкольников являются:

– вредные привычки

-нарушение физической и психологической активности ребёнка

Вредные привычки – это ковыряние в носу, грызение ногтей, сосание пальца, сосание верхней, нижней губы, кусание губ, накручивание волос на палец, подергивание края уха, бровей. А также жевание одеяла, простыни, карандашей и ручек, волос, одежды и так далее. Вредные привычки -отличная “замена счастью”. Они восполняют ребенку недостаток положительных эмоций.

Самая распространенная “вредина”- сосание пальца. Удовлетворение от сосания ребенок получает с самого рождения, это первый в жизни человека рефлекс. Так как сосание ассоциируется у ребенка с комфортом и защитой, он при помощи сосания голод утоляет и успокаивается. Кстати, жевание одеяла, простыни, карандашей и ручек, волос, одежды-все “из этой же серии”. Попытка расслабиться и успокоиться может выливаться и в других “вредных” привычках – грызение ногтей, обкусывание кожи, дергание за ушко, носик и т. д. Все это признаки того, что ребенок нервничает.

Ребенок-это маленький человек. Семья, друзья, группа в детском саду-до школы это и есть его маленький мир. Все, что происходит внутри этого мира, отражается на ребенке. Чтобы выяснить, почему ребенок нервничает,нужно понять, что происходит в его маленьком мире.

“Проблема отцов и детей”, а также наблюдение за домашними ссорами чаще всего расстраивает ребенка. Поэтому, во-первых, восстановите мир в семье. Это единственное верное решение. Если в семье все спокойно, выясните, что происходит с ребенком в саду. Уточните у воспитателей, нет ли у вашего ребенка проблем с другими детьми из группы, с самими воспитателями? Необходимо сначала поговорить с воспитателями, если разговоры не помогли, необходимо сменить группу.

Просмотр телевизора должен занимать у ребенка 15-30 минут в день. Телевизор “раздражает” детскую неокрепшую психику. Не важно,что смотрит ребенок: новости или мультфильмы- это одинаково тормошит нервную систему малыша. Так же беспокойство у малыша вызывает невнимание к нему родителей или гиперопека с их стороны.

Когда выявлена причина “вредной” привычки, необходимо заняться следствие. Не мажте пальчик ребенка перцем или горчицей, и не бейте ребенка по рукам. Этим вы победите симптом, но проблема выльется в другую “вредину”.Увидев, что ваш ребенок занят “врединой”, спокойно отвлеките его. И так каждый раз. Главное – сохранять спокойствие! У детей раннего и младшего школьного возраста важно и нужно бороться с “вредными” привычками. Уделяйте ребенку больше нежного внимания, развивайте его самостоятельнось, веру в свои силы. Также важно постоянно общаться с воспитателями, чтобы знать о поведении ребенка в группе.

Нарушениемвнимания и активности формирование навыков саморегуляции осложнено следующими характерными проявлениями:

1)неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

2) снижение избирательного внимания, неспособность надолго сосредоточиться на предмете;

Читайте также:  Сложности в развитии слепого ребенка

3) частые забывания того, что нужно сделать;

4) повышенная отвлекаемость,повышенная возбудимость: дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое;

5) еще большее снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

6) неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т. д.

7) частые драками с другими детьми (причина — не дурные намерения или жестокость, а неумение проигрывать).

Проявление признаков нарушения внимания и активности приводит в дальнейшем к дезадаптации. Поэтому формирование навыков самоконтроля является одной из приоритетных задач коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением активности и внимания. Одним из эффективных методов формирования навыков саморегуляции детей является релаксация. Кроме того, формирование начальных навыков саморегуляции предусматривает освоение некоторых начальных навыков релаксации. Методы релаксации, используемые при занятиях с детьми дошкольного возраста, основаны на игре. Так как, ведущий вид деятельности в этом возрасте – это игра.

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Читайте также:  Возможности развития личности ребенка в младшем возрасте

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА. ПРИЧИНЫ ЕГО НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛНЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Ключевые слова: психологическое здоровье, демонстративная агрессивность, страх самовыражения, дошкольный возраст, нарушения психологического здоровья.

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная сторона этого процесса – общество становится все более психологически нездоровым. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

Итак, психологическое здоровье – это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни[1].

Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:

  • состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;

  • адекватное социальное поведение;

  • умение понимать себя и других;

  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;

  • умение делать выбор и нести за него ответственность.

Истоки нарушений психологического здоровья лежат в дошкольном возрастеВ это время для ребенка особо значимы стабильные внутрисемейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей, либо их эмоциональная холодность могут привести к депривации потребностей в сопричастности.

Дети с активным стилем реагирования в конфликте могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Их цель – привлечение внимания к себе. Поэтому возникает демонстративная агрессивность. В связи с демонстративной агрессивностью можно вспомнить работу Р. Дрейкурса, в которой он описывает четыре цели плохого поведения детей. Первая цель плохого поведения – получение внимания – вполне могла бы быть названа демонстративной агрессивностью. Как отмечает Р. Дрейкурс, ребенок ведет себя так, что у взрослых (педагогов, психологов, родителей) создается впечатление, что ребенок хочет, чтобы абсолютно все внимание было сосредоточено на нем. Если же внимание взрослых отвлекается от него, за этим следуют различные бурные моменты (выкрикивания, вопросы, нарушения правил поведения и т.п.). Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, отметить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость [2].

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При внимательном наблюдении за ними можно заметить существенные изменения в их поведении, хотя родители обращаются за помощью только в том случае, когда у ребенка появляются уже те или иные невротические или психосоматические проявления или ухудшается успеваемость в школе. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, то есть боязнь показать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недооценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения непосредственности самовыражения в нашей культуре в целом. Поэтому необходимо в работе с родителями уделяют этому аспекту особое внимание. Это необходимо, поскольку, как следствие заблокированности или ограниченности самовыражения человека может развиться чувство собственной ничтожности, ослабеть его «Я».  Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.

Очень важно помнить, что именно взрослые несут ответственность за развитие и психическое здоровье детей, и именно заботливое отношение к ребенку, внимание к его потребностям, любовь и уважение в семье позволят сформировать из ребенка сильную, успешную, психологически здоровую личность.

Список литературы:

  1. Дёмина Л. Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2012. – 123 с.

  2. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка : Книга для родителей: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2014. – 239 с.

Источник