Нарушения психического развития современного ребенка

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.
Нарушение психического развития (НПР) – это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.
Основными причинами нарушений психического развития являются:
наследственные патологии головного мозга;
хромосомные заболевания;
пороки головного мозга;
эпилептический синдром;
поражения и патологии центральной нервной системы , головного мозга;
тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
наследственные эндокринные заболевания;
соматические патологии;
нарушения и заболевания органов чувств;
отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.
В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:
- 1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
- 2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР).
- 3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
- 4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
- 5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
- 6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии)
В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития» . Расстройства, включенные в рубрику F80 – F89 имеют следующие признаки:
- а) начало обязательно в младенчестве или детстве;
- б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
- в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств
Клинические формы патологии психического развития систематизированы следующим образом:
- · Умственная отсталость
- · Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
- · Искажения и другие нарушения психического развития
- · Аутистические расстройства
- · Акселерация
- · Инфантилизм
- · Соматопатии
Рассмотрим их подробнее:
1. Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира. Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми.
В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей». Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения
- 2. Задержки психического развития ( ЗПР) — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой. Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания. Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.
- 3. Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия
- 4. Акселерация — ускорение (в среднем на 1–2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация.
- 5. Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Однако если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию .
- 6. Соматопатии. В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимостинервной системы и незрелости вегетативной регуляции. В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте. У более старших детей она исчезает или сменяется другими психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня. Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.
Источник
Приписать себе депрессию, а ребёнку аутизм — одно из любимых развлечений жителя современного мегаполиса. При этом обратиться к психотерапевту для многих по-прежнему неочевидный шаг. Журналисты Дарья Варламова и Антон Зайниев в своей книге «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» рассказывают, от каких расстройств на самом деле страдают современные взрослые и дети.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Депрессия
Об этом расстройстве больше всего говорят в последние годы, но тем не менее одни продолжают путать его просто с сезонной хандрой, а другие упорно не замечают у себя опасных симптомов. Люди, знакомые с депрессией понаслышке, иногда называют её выдуманной болезнью, которой якобы страдают жители развитых стран, у которых нет реальных проблем. Но по статистике это не так. Чаще всего депрессией страдают в Афганистане и в странах Африки.
Главные признаки депрессии:
- пониженное настроение вне зависимости от внешних обстоятельств: беспричинная грусть, чувство вины, проблемы с самооценкой;
- плохое настроение преследует большую часть дня не менее двух недель;
- соматические проявления — резко повышенный или пониженный аппетит, проблемы с засыпанием или наоборот сонливость, постоянная усталость, отсутствие сексуального желания.
Симптомы проявляются у каждого по-разному. Бывает даже и так, что настроение остаётся в норме. Депрессия может вызывать вполне реальные проблемы с физическим здоровьем: у некоторых начинаются головные боли, у других — расстройства пищеварения. Повышается уровень кортизола, гормона стресса, становится сложнее концентрироваться, могут появиться проблемы с памятью. От депрессии даже снижается иммунитет и возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний.
Точная причина возникновения депрессии до сих пор неизвестна. Есть теория (одна из самых популярных), что депрессия возникает как следствие сбоя в механизме обмена нейромедиаторов. Именно нейромедиаторы в нашем организме помогают передаче информации от одного нейрона к другому. И если их не хватает, мозг начинает работать неправильно.
При депрессии обычно не хватает сразу нескольких нейромедиаторов — норадреналина, дофамина и в первую очередь серотонина. Именно на повышение концентрации серотонина работают антидепрессанты последнего поколения — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Достаточно серотонина в нейронах накапливается не сразу, поэтому эффект от антидепрессантов наступает только через пару недель после начала приёма. Именно поэтому антидепрессанты назначают исключительно курсами.
Кроме того, депрессию лечат с помощью психотерапии — прежде всего когнитивно-бихевиоральной, её эффективность доказана исследованиями. У психотерапии, в отличие от антидепрессантов, нет побочных эффектов, и при лёгкой депрессии терапия — лучший вариант.
2. Синдром дефицита внимания
Считается, что СДВГ страдают дети, но на самом деле этот синдром сохраняется у половины и во взрослом возрасте. В мире это расстройство есть у 4-6% взрослого населения. Людям с СДВГ сложно заниматься рутинной работой, они не могут долго сидеть на месте и легко отвлекаются.
Ещё они с трудом строят планы и плохо предвидят последствия своих действий. При этом у кого-то симптомы могут проявляться совсем незначительно, а кому-то сложно даже высидеть школьный урок до конца. Одновременно люди с СДВГ часто креативны, легко идут на риск и быстро принимают решения в критической ситуации. Среди них много успешных бизнесменов — например, основатель ИКЕА Ингвар Кампрад.
Некоторые люди с СДВГ вообще не считают себя больными, а диагноз называют особенностью характера
Но в последнее время открыты гены, отвечающие за развитие СДВГ, а также физиологические особенности пациентов — у них более тонкая кора отделов головного мозга, отвечающих за внимание и когнитивный контроль.
В сороковых годах химик Леандро Панизон синтезировал новый препарат со стимулирующим эффектом и назвал его в честь своей жены Маргариты — «Риталин». Вскоре его начали применять для лечения детей с СДВГ. Критерии диагностики расстройства были и остаются расплывчатыми, поэтому в связи с назначением «Риталина» было много скандалов: якобы с его помощью узаконили оборот наркотических стимуляторов.
Сейчас СДВГ в первую очередь корректируют с помощью психотерапии и уже потом, если необходимо, прибегают к стимуляторам. Также помогает уменьшить симптомы регулярная физическая нагрузка, особенно занятия, требующие фокусироваться на разных частях тела, например, балет, восточные единоборства или гимнастика.
3. Синдром Аспергера
Синдром Аспергера — лёгкая форма аутизма, его ещё называют высокофункциональным аутизмом. Люди с этим диагнозом вполне способны вести полноценную жизнь, но им сложно общаться с людьми и соблюдать общепринятые нормы. Яркие примеры — детектив Сага Нурен из сериала «Мост», Шелдон Купер из «Теории большого взрыва», Алан Тьюринг.
Дети-аспи обычно не сильно отстают в развитии от сверстников, но их можно распознать по маловыразительной мимике и интонациям. Они любят придерживаться ритуалов, привязываются к местам и иногда коллекционируют необычные предметы (вроде батареек). Нарушение привычного порядка и всё новое — стресс для них. Даже внезапный приход гостей или отмена урока может вызвать у аспи ступор и панику. Часто такие дети демонстрируют исключительные способности в какой-то узконаправленной области — например, в шахматах, математике, музыке.
Аспи, как правило, сильнее других реагируют на громкие звуки, свет, их может вывести из равновесия даже «неправильная» текстура скатерти. Чтобы успокоиться, люди с синдромом Аспергера иногда совершают повторяющиеся действия, стереотипии: покачиваются, дёргают рукой, бормочут. Почти половина аспи имеют проблемы с тревожностью — мир для них намного агрессивнее, чем для обычного человека.
«Обычная прогулка по улице большого города оглушает какофонией звуков, цветов и запахов, а находиться в компании других людей для них — примерно то же самое, что стоять в центре оживлённой трассы, где автомобили с бешеной скоростью проносятся мимо».
Главная боль людей с синдромом Аспергера — проблемы с коммуникацией
Они не умеют считывать невербальные сигналы, воспринимают слова буквально, ирония и сарказм для них недоступны. Аспи не разбираются в общепринятых правилах и из-за этого часто кажутся излишне прямолинейными и даже грубыми.
Основная причина синдрома — генетическая. Лекарства от него не существует, можно только приспособиться и сгладить сопутствующие симптомы вроде тревожности. «Главная задача — максимально адаптировать человека к окружающему миру, не подавляя его личности. Здесь на первый план выходят психотерапевтические и педагогические методики, и чем раньше их применить, тем лучше, считает большинство исследователей».
4. Пограничное расстройство
Людей с пограничным расстройством часто считают просто людьми скверного характера. Они ведут себя непоследовательно и нелогично: взрываются из-за мелочей, ссорятся с близкими, через минуту просят прощения. Их настроение меняется стремительно по нескольку раз в день, от любви до ненависти у них на самом деле один шаг.
Часто люди с пограничным расстройством ведут себя импульсивно: сорят деньгами, злоупотребляют наркотиками и алкоголем. У пограничников случаются вспышки неконтролируемого гнева, и тогда они становятся глухи к любым рациональным доводам.
На самом деле больные пограничным расстройством слишком быстро привязываются к людям, сильно вкладываются в отношения и ждут того же от близких. Кроме того, у них нарушено восприятие собственного «я», они подстраиваются под текущих партнёров: меняют вслед за ними вкусы и взгляды. Внутри у пограничников ощущение постоянного хаоса, поэтому «прицепиться» к кому-то — возможность для них получить хоть какую-то систему координат. Они могут чувствовать себя покинутыми даже в безобидных ситуациях (вроде внезапной отмены встречи с другом из-за его болезни) и реагировать на них неадекватно.
Это расстройство, в отличие от предыдущих, по большей части связано не с генами, а с психологическими потрясениями, пережитыми в детстве
Если ребёнок пережил насилие со стороны взрослых или остался без родителей в раннем возрасте, у него повышается вероятность развития пограничного расстройства.
«Эмоциональная отчужденность родителей или отрицание ими значимости мыслей и чувств ребёнка тоже может подтолкнуть развитие болезни — например, если взрослые запрещают малышу выражать огорчение и наказывают за любые проявления дурного настроения».
Пока от пограничного расстройства не существует лекарства. Сейчас ведутся исследования спрея для носа с окситоцином — гормоном привязанности. Единственный доказано эффективный способ лечения сейчас — диалектическая поведенческая терапия (одна из форм когнитивно-поведенческой терапии) и терапия, основанная на ментализации.
Фото: Shutterstock (Monkey Business Images, polya_olya, Suzanne Tucker, mary981, Jan H Andersen)
Источник