Нарушения психического развития ребенка по дубровиной
æR³fÎZÑàbdz¾ÅIqâº%AIÙó9Zc~¸(IJ=?¤(p⺠G’HoñCIÒ@Yfd fK¢£»#K0°di! ;§Aa;«?Ó-F-Æ 8bo,.,Xî°Ìg~Ï°aÒµ`ÅÚJ¦E×K2°diF @Z%o8xØzÀâ¬K[D£9@ >Fn
endstream
endobj
158 0 obj
>/Metadata 28 0 R/Outlines 42 0 R/PageLayout/OneColumn/Pages 155 0 R/StructTreeRoot 51 0 R/Type/Catalog>>
endobj
159 0 obj
>/Font>>>/Rotate 0/StructParents 0/Type/Page>>
endobj
160 0 obj
>stream
hÞÌWioÜ6ý+ü ÄðQ74qa»uA¯jØÃØUÐúß÷=êØU¼9êH±¦HgÈáZ
(¤P!
Q Ð)a¨Q%mÀÀ`àV(ðN(IA³²àÌÀ%RsæRhe@ÎÐÞ’×BGìZd³ÓÓj[Ï!£¡Éeùúuv±×fu÷b6¯WmÓ>¾Ì.ë»fÛn_Ï×ïëÙÕE½Ä²GG9ÞÞrb ^v:;»ª[ìh¸cvZ=¼©»ûVx²³ºã|¥7Ùù¢ºÛ
¯WíÉÉúïâ²ÁuPÑÇ´cÖÏ«e³x|qZ-ßoJ¼ÚûÝB³¨á*ø
Çò®ZÖÙåìæâèùÉÖ®ÚMÝÞÞgïÖeµH¤N=+e6k«Es{¼º[ÔBfWm½üMD]?>Ôêov½É~ï²>$Ðd9t0]ò¸Ån³ÕëtßÉ3³³ëõO³³·ÕC6ø:;»ÁeCéi ¹úð¾¥2%Ó;õ²ÂZKáµ^)áàGïµpðª3¡TªðÑVÀ,¢rÂwÞÄRM+as/ äm^ÚRUX ÌÖbwççFðZÌ,@Z{Èá
8GÓdù}©l,¬²Â⨤VÜ&9¶Î6ªBKö:ѵçºíh9ôкtò2O:8¥ËÒ;WÐzç
Y(áÂYØkÁçà)èÛùzÀÉsÉv¨Ä
¹ Jðbo_zèá ï>òFAÞ/8g[ø6h«eÀAÑò =$x #öq1ïüã)ç;ßRwøÂG×ù%Hò|>½)¼
“XÚsÀÃ$@¾èd¡¤ÉËFà¬púÒzÜ>¸F¨K~w,
¦ >|Õ],Ï+ 8¶)c£?®n×s$Ô¯Þ¸%Tev½þuթʧ£vN±ôR’LrÞå@þ@ÊámsIhÄ]$ëfYoÅ»ú/q¹^V«iÎqÓxÁ8¹z{ýÜ#?rl¦§ç~q¢}FÆq_q åóÂIY”NÉ¥º üÐ#®°eÐx/¥YkÑÛ¢ Y%»x&
ã.~m:ç »4%üÈ’ã±_t=ø¤);ϳ> çIuüb94öÛÔC?ÅæËóïP¯¶Í8?o6Ûöô¾Ú OÙÍ«´»Í:iµfz8mÞÞoæ
zÎ!§ß¡gñaéÒêúLÅUN~QíS2ºÏL»ÏÑU9Ôa
¥´?eWD)ÑP9P9OùÌCé[ý`CùïÓòúÏÉËÿ³,ü8ws5
¹vî Ì?uÀ;æ{6Ô Þ>éMÖ)bÎ5>^¹ÆÖN=?{¾/µô¾$¿·ccþç[µ
u-U.³%EµØSMêù|ÿãú°cÿaLzÒ:${ñßõJcð
õhèG÷uïÇáÝû>IúõãTë”L=ßL&I¶÷éÀDz>Ù¸#À:Nh=%En’=X´ïwNÈyäÕÒ¥®;c½wüäÊö4¦û-©LÅÞäíùx3£b®z·¸]³{Wôq£¡ 0t¿{öíSòÉýþÓûÓ¡ãÕhé}>Àal6ÿRh ßþ#À 0
endstream
endobj
161 0 obj
>stream
HÍnâ0F÷[BH
ùÑ0ó 41¤!D.xû 9QgT¤V:º¾ß1¾Y]Üu§Z~.Í>ÝÔñÔµCº^Þ&©×ôvêZT{jn3Mÿó¡_,Ç÷÷ë-wÝñ²XÔòÇX¼Þ»zªÚËkz^,¿
mNÝzúöÏj¹ïû?éºÊÔzÚt¿èË¡ÿz8’µ{Ùµcýt»¿Ïü[ñóÞ’%ki.mºö&
î–VÙøY«Õvü¬©k?ÕuñÜë±ù}Æõ2Ï2×?6Påå* ,d Ê!,TC
”TA¨¶PHÓu!
m H¤ITH¡ &CAM4G-¦ÂH$¢ë¢èºú4Å£3Ñz2aJú4DFC7ѵ1]¢kS@tmæèÚ};ö³c?Ç~/ý,^ûY¼8ö³c?[BX²´cw;ïι[NÚqîv´´Ã
kNÓó+°Ó¹ky~vKMS#Ç|Qj2i=^J¡S#»ÇR%¥2g¥e%&%=ËXòø,µÎ
ÉÞ%ö¼òn¾»pnêë¼;MÏ;9#³]ëëý
0 NE·
endstream
endobj
163 0 obj
>stream
HÝÂ0
ïû¹Ôé¢P[z±?lw ¶£[ئ%Öß~çtÄ
´ùBfNN&ã徴ݤüw74MêÜÙÖÑu¸¹Ô.õÂHµ]3=Vó¿éëÑó9¹º_’êK{¼,Sþo^’wW];héùo®%×ÙZ|ÕRùÕm¨’;©@m·ª¥3½ÔãkÝòç´UÙò~7ÝWóñyIEó:3ÍÐÒu¬rµ½Âx/¼Ìq83O̱pN
SðZx
Þ ïÀ¹p>
³É, fæYtè$â!TÎJqV’`ÑL¡©Å7 G`××¢¯¡¯Å7-wÔ¸£oÞx3ðfDÓ@Ó?F4
4Ö`©AÔÙ ÎÄDAÜüçðÏ%ÓxÂÓ=ÞȽ¦ÒÜãærî
ôCgéÙ³ã0*ÎÂçý
0 ¯½
endstream
endobj
164 0 obj
>stream
HÄWKo#7¾ûWè8>¬÷ð¼Aáu]X;u&èî¿/)Éã±c£iìE6¥É¢HL·Ýêq¾èÈÍÍdÚuóÅ×åMÚ͹åæ;YF¥óÄ*O9sÆ©RZ’
8ï^>w?dòËrþ°ÜIfæ_Vëy·Ú¬IQuEF XÿH§©6+*¬’Ûåè#YÊv4©îYFÈób
Sñ#´#F¤]S`#PÉ XÊi¿f7LL«”@«¦°HáÔEÎj>ײPHx¼5+x$9&|®ªDETùBã¢ÙG¹
TÌu Âo«øÙ7Q»JE0Ä÷í¯£¦ý~±§8º*
^yJpyä§GÝnliy0u¼ÞÓÉt¼(ÓÑ#Éwb°TÄz(²cOH½4 ųǰÓUMYÈ¥ç{l²ÞÁèݶ:Wì{*¥qT
Ý==sýç*[s=s½¯eÒ1¾÷¨fo@FÇí×Û¼Úm^ؼ!Im_®
~Åùç°òB¤}
½ÒÔZ©=2ZC¬åT³Ô ¬¦¿½¸ñ¾¸JYÍØaT¡ ð,N=á¡æðF!7¤UXo¤øHÌ0!Þgý¹sÑÊÒ¡¯²||©£z¨7øI3’Ú
êÜO3xßtÿOB+ A¢ê»^½Áé1EödN]^ó¼ÿ½úcü)uèÞðp/
Þï2©C6ÝKWNCÐ&@äÿô@ìÁ1ã¶+ÇíûïKmÞ~_Í«²Ï¨;ð_~ÎaV>Í(ò*¨Äs¶ªÌóH,wæ!ÑR©ºïà{zNÈ-/ó:t¯¾rNøsÓ¨%êDÁÝÐIgû@9^9n°XmÁÅÐ #¾_H¨«ç1}£KÌ
«¾6:0ÁÇ |Õ@½óöû3æU¢P8OÝAQ{ì{Ih(9vJì’sÑ-ö’ZË«Ø”¥8(°§{®wÂ+,K¥8[QNZÍ£&.¢ ©Vh
íZL¹Íoð$E%Óm·z/:rs3vÝ|ñuù@frÓuoð¾-ËÍw2³
,ZÕÎ`i0¤@î’w/»ðê½ÝlºåLÚ0û0ÿ²ZÏ»ÕfM¢¬po#íK@ì¤ÓîÑüÐ|l3″ØÎÙpº,+Êźt¨Ðâ¤RYäy %QË#a×£_ð4øÙQ¡eRo+Yc
ZÊÁ¯îqÐBVñ9¦|X×fËÔl9a³¦ÆØ=
m0 ÜExçº
eð½àW`&Ð]ôL|ùÅݱ¬ñIÿmÁ{z/Û#÷ä AÕÃ
endstream
endobj
165 0 obj
>stream
H¬WÉn#7½ë+xtMsgHl H 2° , ¹ø÷SÅ*v³å¶=öøÐâZÛ«ºü°»¿´Ðâò×NËï~ÅÝðÝåïÝ}1¿ñÑ ¤R¦ÓäQ÷ʤ?gíaîOð²ÁéÜ
cR¿6ÊD°¯dx5ipÙñ
`R6)ÃõcÄCØÄ[¾dÛq8Æ Y×nüëeÛP¥Ñçìî~1Ñ¢ÝÚAÁÎzðFÍÿìî+iÔõ(=/GkÚliÚ/wOØ.»ûÄ~ÿ©|?iÎÇ ¶ÿÛ¡T¼´ZNˤµøòçîgñïî$åAò WÄCù´ðÑGQݤ7iö®öËa`åÈ$^ªQDíd
hº2%@ÆrÊV,’_F#oÅê,X”Èk{SwùdÈÈ`RDØnÚ@¦cx:V¶í.)dádH³Y¥>MZ²y9L:³æí&( c`®êK{ï7O¯TìBWª£fFÖÀ:Öf¹·@¦n>_DxSÇ&· $~Ó¸ÒOûÕù@çl{Â+{Oæ¹JÞ.suËÜ·«cãV꺻nm0I¹áCÅæPIÒ’h&]«n¼’êmë¢U>tÊôh}(¶bE«$¹Aå ÄZ`jê VÂIårSõ¹wÅø©êA£Î=ú¤?Çç$GømïÕXÿÙ/oZÀ¿l(5P#G«3ÒΦĮîN=¡ÄaðÒ úm«ùÎÕ&ÓKSKó³Ôì~&·Ôxy¢+MÄ%¶Ðúq~MxÓîc¥ã7ÌìÁ+WN´ÄPÏöÌÏ0eV¨i1t
îÈ
Íè6IJc«îõ7_Ý-¹µãEø*{« ¡31XáÕÑ kóªáç¹É¯þW»¿có¢CëEãÜú6É:m9ÀCku¤ì`óóÉ,S=5_&-éÔîÏpè²ÊçU«µNðVXGÐ6¹¶ðÓõm·o}cUoB÷r[aõvg¸V^ØÎÜ~µ õQUû(¾Ä½©HÿæV0±Zt¨8×D Çç”ÖIH+;QiQ¾è«¥1ËÕdê«*q¥©bw0&2(H?8Å^FÔÌteÎaι¸Ô°ÒéØâ(8}§)vÿú3ÚÓG~ëuruÈÛköö{-»dX’h|ß`èm¥wÄ’ÿêöÿåÝúºn²c_óªFzSö;×Z§EÕèµe
p0÷5
Ajó*òëä¹rR`N{Nƾ)ÈA )¶Ö2á:/Aï»bío1mÀÿ ¬ù
endstream
endobj
166 0 obj
>stream
HWÛä4}ÏWø±[“ß/R+b:IVZ$4ý6¬ÌÀb´,ü=.»|K§QÒ]uªêÔ)ÏÈ(c?ÃwÂÊ/×_Y|Ï’×F®/ÁgA¼¼’ƶò¸!½|&Ï’&üyMx.yø=ëIÀCNöÄøÊã.0¿úË4ÊæT
Источник
Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.
Нарушение психического развития (НПР) – это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.
Основными причинами нарушений психического развития являются:
наследственные патологии головного мозга;
хромосомные заболевания;
пороки головного мозга;
эпилептический синдром;
поражения и патологии центральной нервной системы , головного мозга;
тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;
наследственные эндокринные заболевания;
соматические патологии;
нарушения и заболевания органов чувств;
отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.
В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:
- 1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
- 2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР).
- 3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
- 4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
- 5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
- 6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии)
В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития» . Расстройства, включенные в рубрику F80 – F89 имеют следующие признаки:
- а) начало обязательно в младенчестве или детстве;
- б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
- в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств
Клинические формы патологии психического развития систематизированы следующим образом:
- · Умственная отсталость
- · Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
- · Искажения и другие нарушения психического развития
- · Аутистические расстройства
- · Акселерация
- · Инфантилизм
- · Соматопатии
Рассмотрим их подробнее:
1. Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира. Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми.
В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей». Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения
- 2. Задержки психического развития ( ЗПР) — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой. Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания. Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.
- 3. Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия
- 4. Акселерация — ускорение (в среднем на 1–2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация.
- 5. Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Однако если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию .
- 6. Соматопатии. В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимостинервной системы и незрелости вегетативной регуляции. В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте. У более старших детей она исчезает или сменяется другими психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня. Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.
Источник
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Некоторые родители неправильно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза. К примеру, при расстройстве аутистического спектра часто специалисты пишут «Задержка психического развития», хотя по своей сути РАС нельзя отнести к классической задержке. И это существенно усложняет понимание механизма нарушения, коррекцию его состояния, а также дальнейший прогноз.
Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит генетическая и видовая программа, которые реализуются в условиях смены средовых факторов. Есть такое понятие, как «онтогенез», которое означает постепенное изменение организма от менее к более совершенному по функционированию и состоянию. Дизонтогенезом, в широком смысле, называется индивидуальное развитие, которое в какой-либо форме отклоняется от общепринятой нормы.
Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.
Классификация психического дизонтогенеза формировалась постепенно. Л. Каннером была предложена классификация, которая основывалась на двух типах дизонтогенеза – недоразвитие и искаженное развитие.
Сейчас же используется классификация, предложенная В.В. Лебединским (созданная на основе предыдущих классификаций):
- Общее психическое недоразвитие. Это стойкая задержка психического развития при наиболее раннем времени поражения мозга, что обуславливает тотальность и первичность недоразвития мозговых систем. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Отмечают 4 степени умственной отсталости у детей: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Дети с легкой степенью достаточно успешно адаптируются в социуме, но только в том случае, если было проведено специальное обучение и воспитание в рамках вспомогательной школы.
- Задержанное психическое развитие. Это тоже отставание от общепринятой нормы психического созревания, но в этом случае незрелость высших психических функций частична, поэтому прогноз в целом более благоприятный. Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его фактического умственного развития составляет не более двух лет. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Возможно обучение детей с ЗПР по программе общеобразовательной школы, но в большинстве случаев они обучаются по коррекционным программам.
- Поврежденное психическое развитие. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д.
- Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью какой-либо системы организма: слух, зрение, опорно-двигательный аппарат. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики.
- Искаженное психическое развитие. Это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе». Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма.
- Дисгармоничное психическое развитие. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу.
В психиатрии выделены основные типы психического дизонтогенеза – это регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Ниже представлена характеристика видов дизонтогенеза.
Регрессия – это регресс, т.е. возврат функций на более ранний период развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести обычное соматическое заболевание, перенесенное в первые годы жизни. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, что вызвано потерей необходимости в общении, что характерно для расстройства аутистического спектра.
Для распада характерен не возврат функций на более ранний период развития, а их выпадение или грубая дезорганизация.
Ретардация – это приостановка или запаздывание психического развития. Ретардация бывает тотальной и парциальной. Для парциальной ретардации характерно запаздывание или приостановка развития свойств личности и отдельных психических функций.
Асинхрония – это дисгармоничное и диспропорциональное психическое развитие. В этом случае имеется в виду, что одни психические функции развиваются в ускоренном темпе, тогда как другие функции развиваются со значительным отставанием от нормы.
Ранний дизонтогенез может быть вызван различными причинами. К нарушениям могут привести как биологические, так и социальные факторы (или их совокупность).
К биологическим факторам относятся:
- Нарушение развития головного мозга, что вызвано генной мутацией, хромосомными аберрациями и т.д.
- Патологическое течение беременности (перенесенная краснуха, тяжелые токсикозы, а также другие инфекции и интоксикации, в том числе связанные с приемом определенных медикаментов).
- Травмы при родах, конфликт резус-фактора, внутриутробная асфиксия.
- Инфекционные заболевания и травмы (в постнатальный период).
Социальные факторы:
- Неблагоприятные условия воспитания в семье.
- Депривация (культурная и эмоциональная).
- Внешние факторы среды, вызывающие стресс у ребенка.
- Прочие средовые факторы (питание, экология и т.д.).
К моменту появления двигательных нарушений и их клинических особенностей, было выделено несколько симптомов, характерных для детей раннего возраста:
- Нетипичные позы и движения при засыпании или во время сна («сон на корточках», поза «эмбриона»). Стереотипные ползания по кровати, раскачивания. Сосание пальцев, а также другие стереотипные движения. Данная симптоматика проявляется в возрасте до двух лет.
- Неусидчивость, психомоторное беспокойство, постоянная смена поз. Различные проявления, которые напоминают кататоноподобные расстройства при синдроме Каннера и шизофрении. Симптоматика проявляется в возрасте от 2 до 3,5 лет.
- Оформленные навязчивые действия (в некоторых случаях – действия, приближающиеся к «целостным поведенческим ритуальным актам»).
Вопросы профилактики и коррекции психического дизонтогенеза широко обсуждаются в отечественной и зарубежной психиатрии.
Профилактика в большей степени основывается на устранении основных факторов риска возникновения данной патологии. Это:
- улучшение внутриутробного развития плода, устранение негативных факторов, которые могут повлиять на ЦНС ребенка;
- совершенствование медико-социальных и лечебно-профилактических мероприятий, которые проводятся во время беременности, родовой деятельности и в послеродовой период;
- профилактика детского травматизма;
- раннее выявление и лечение различных интоксикаций и инфекционных заболеваний.
Психический дизонтогенез относится к психическим расстройствам, поэтому в терапии используются ноотропные препараты и нейропсихокоррекция.
Ноотропы благоприятно воздействуют на высшие интегративные функции головного мозга. Точный перечень препаратов определяет врач, в соответствии с клинической картиной патологии.
Нужно отметить, что использование ноотропов для лечения психических нарушений у детей является крайне распространенной практикой. Связано это с тем, что эти препараты практически не имеют противопоказаний, они эффективны, не оказывают токсического действия на организм, а также могут сочетаться с препаратами других фармакологических групп.
Нейропсихокоррекция включает два основных направления.
Первое – это когнитивные методы, направленные на устранение сложностей усвоения школьных знаний, а также на формирование ВПФ.
Второе – методы двигательной коррекции. Основная цель – снятие телесных напряжений, восстановление контакта с собственным телом и т.д.
Источник