Нарушения психического развития ребенка по дубровиной

Нарушения психического развития ребенка по дубровиной thumbnail

æR‡™³fÎZÑàbdz¾ÅIqâº%AžIÙó9Zœ•c~¸(IJ=?¤(p⺝ G›’H‰ŸoñCŽIÒ@Y†ŽŽŽŽ•fd fK¢£»#€–K0°di! ;§ŽA€a;«?Ó-F-Æ –8–b–o,.,“Xî°Ìg~Ï°”aÒµ`ÅÚJ¦E×K2°diF ‰ž@ZŠ%o8xØzÀ⬀”K[D£9@€ >Fn
endstream
endobj
158 0 obj
>/Metadata 28 0 R/Outlines 42 0 R/PageLayout/OneColumn/Pages 155 0 R/StructTreeRoot 51 0 R/Type/Catalog>>
endobj
159 0 obj
>/Font>>>/Rotate 0/StructParents 0/Type/Page>>
endobj
160 0 obj
>stream
hÞÌWioÜ6ý+ü˜ Ä›ðQ74qa»uA¯jØÃØUÐúß÷=êØU¼9êH±¦Hgșá›Z…(¤P!
QŠ Ð)a¨Q%mÀÀ`àV(ð‰N(­IA³ž²àžÌƒÀ%RsˆæRhe@ΕÐށ’×BGìZd³Óӓj[Ï!£¡Éeùúuv±™×›fu÷b6¯WmÓ>¾Ì.ë»fÛn_Ï×ïë—ÙՇ‡‡E½Ä²GG9ÞÞrb ^v:;»ª[ìh¸cvZ=¼©›»ûVx²³ºã|¥­7Ùù¢ºÛ
Ÿ¯WíÉÉúï╲Áu‹PÑÇ´c™ÖÏ«e³x|qZ-ßošJ¼­Úû—ÝB³¨á*ø…Ç‘ò®ZÖÙåìæ⏟èùɞ֮ÚMÝÞÞgï֛eµH¤›N=+e6k«Es{¼º[ÔBfWm½üMD›]?>ԉ•êoš‡v½É~ï­²>$Џd9t0]ò¸Ån³ÕŸëtßÉ3³³ëõO³³·ÕC6ø:;»ÁeC“éi ”¹úð¾¥2%Ó;õ²›ÂZKáµ^)áàGïµpðª3¡Tªð€ŠÑVÀ–“,¢rÂwވÄRƒM+as/ äm^ÚRUX ̕ÖbwççFðZÌ,@Z{Èá
8GƒÓdù}©l,¬²Â⨤Œ“Vܟ&9¶Î•6ªBKö:ѵçºíh9ôкtò2O:8¥›ËÒ;WÐz—睌…YŽ(á‰ÂYؓkŒÁçà)èۙ’ùzÀÉsÉv‰¨Ä…¹ Jðbo_zèá ï>òF•A†Þ/8g[ø‡6“h«‹eÀAџŒò =$x #öq1ïüã)ç;ßRwøÂG×ù%Hò”|>’½)¼
“XڏsÀÃ$@¾èd¡¤ÉËFଈpúÒzÜ>¸F¨K~wœ,Ž
¦ >|Õ],Ï+„ 8¶)c£?®n×s$Ô¯ÞŒ¸%Tev½þuՀ©Ê§£vN±ôR‚’LrŽÞå@þ@ÊámsIhÄ]’Ÿ$œëfYoÅ»ú/q¹^V«iÎqӜ“xÁš8¹z{ýܔ#?Ÿrlœ¦œ§ç~”q¢}FÆq_q åóÂIY”N–ɘ¥‹º üÐ#®°eКx/‚Œ¥—ˆYkÑÛ¢ Y%»x&
ã.~›Œm”:›ç »‚4œ%†üÈ’ã±_t=ø¤);π³> çIuüb94öÛÔC?Å曋˓‹óïP¯¶Í8?o6Ûöô¾Ú Oٕ͟«ž´»ˆÍ‡:iµfz8mÞÞoæ

” zΙ!§ß¡gña“é‡ÒƒŒêú™LÅUN~QíS†2ºÏL»ÏÑU9–Ôa…¥´?eWD)їP9P9–OùÌCé[ý`CùïÓòúÏÉËÿ³,ü8šws5…¹vî Ì?uÀ;æ{6Ô Þ>éMց)bÎ5>^¹Æ–ÖN=?{¾™/µô¾$¿·ccþç[Œµ…u‡-U.³%E†µØSMêù|ÿãú°–cÿaLzÒ:${ñßõJcð
õhèG›÷uïÇá€ÝƒŽû>IúõãT딓—L=ߜL&I¶÷éÀDz>Ù¸#À:Nh=%’En’=X’´ïwN‚Èy•äÕÒ¥®;Šc½wüäÊö4ž¦û-©LšÅÞäíùx­3£b‰®z·¸]³{Wôq£¡ 0t¿{öíSòÉýþÓûÓ¡ãÕhé}€>ÀaŸl6ÿRh ßþ#À 0
endstream
endobj
161 0 obj
>stream
H‰•Ínâ0F÷[BH‰
‹ùÑ0ó 41¤!D.xû 9QgT¤V:º¾ß1¾Y†]Üu§›Z~.Í>ÝÔñÔµCº^އ&©×ôvêZT{jn3Mÿ›ó¡_,LJ÷÷ë-wÝñ²X­ÔòÇX¼Þ†»zªÚËkz^,¿
mNݛzúöÏj¹ïû?霺›ÊÔz­Út¿èË¡ÿz8’µœ{Ùµcýt»¿ŒÏü[ñóÞ’%kši.mºö‡&
‡î–VÙøY«Õvü¬©k?Õu–ñÜë±ù}Æõ2­Ï2×?ž6Påå* ,d Ê!‡,TC
‡”TA¨†¶P˜HÓu!
m H¤ITH“¡ ƒ&CAM†‚š4ŠG-¦Â’ƒH$¢ë¢†èº˜ú4Å£3Ñz2aJú4DŸFC˜7ѵ1]›¢kS@tmæèڔ};ö³œ­c?‹Ç~/Žý,^ûY¼8ö³œ­c?[BX²œ´cw;ïι[NÚqv´œ´Ã 
”kNÓó+°Ó¹”ky~vKMS#ŸÇ|™Qj2i=^J¡–S#»ÇR‰%¥2g¥e%&ƒ%=˒•ž•Xòø,µŠÎ

ÉÞ%ö¼ònŒ¾»pnêë¼;MÏ;9#³]ëëý
0 NE·•
endstream
endobj
163 0 obj
>stream
H‰’ÝŠÂ0…ïû¹Ôé¢P[z±?lw ¶£[ئ%Öß~çtą
´ùBfNN&ã徴ݤüw74MêÜÙÖÑu¸¹†Ô‰.õÂHµ]3=Vó¿éëÑó9¹º_’êK{¼,Sþo^’wW‹];œhéùo®%×ًZ|ÕRùÕm¨’;©@m·ª¥3½Ôãkݓòç´UÙò~7ÝWœóñyIEó:3ÍÐÒu¬rµ½—Âx/¼„Ìq83O̱pN…SðZx
Þ ïÀ¹p>
³É, fæ‰Ytè$â!‡TÎJqVš’`ÑL¡©Å›†7 G`‰×ˆ×¢¯¡¯Å›†7-wÔ¸£oތx3ðfDÓ@ӈ?F4
4Ö`©ƒAŒÔÙ ÎÄDAˆÜüçðÏ%–ÓxÂÓ=ޏȽ¦žÒܜãæ˜rî
ôCgéÙ³ã0*ÎÂçý
0 ¯½›
endstream
endobj
164 0 obj
>stream
H‰ÄWKo#7¾ûWè8>Œ¬÷ð¼Aáuœ]X;u&èî¿/)Éã±c£iìE6¥É¢HŠšL·Ýêq¾èÈÍÍdÚuóÅ×å™MÚ͹Ÿ”åæ;™YF¥óÄ*O9sšÆ©RZ’…8ï^>w?ž–dòËrþ°Ü’Ifæ_Vëy·Ú¬IQ”uEFœ ‚XÿŠH§©6„+*¬’Ûåè#YÊv4©îYFÈób
Sñ#œ´#F¤]S`#PÉ XÊi¿f7LL«”—@«¦°HáÔEÎj>ײPHx¼5+x$9ƒ&|®ªD“ETùBã¢Ù‹G¹
T„Ìu Âo«øÙ7Q»J†•E0Ä÷í¯£¦ý~±§‚ƒ8º*
^yJpy䧚GƒÝnl‚iy0uš¼ÞÓÉt“¼(ӆÑ#›Éwb°T›Äz(²cOH½4 ų‰Ç°ÓUM“YÈ¥ƒç{˜l²ÞÁèݶ:Wìœ{*¥qT
ݛ==s“ýç*[Žs—=Œsž½Œ¯eÒ1¾÷¨fo@FÇíŸ×Û¼Úm^Ø¼‚!†I˜m_®…~Åù瓰òB¤}
½‚ÒԋZŒ©=š2–ZC¬åT³Ô ¬¦¿½¸ñ¾¸JYÍØaT¡ ð,N=á¡æðF!7¤UXo¤‘øHÌ0!Þgý¹sÑÊÒ¡¯²||©£z¨7øI3’Ú
êÜOŒ“3xߐtÿOB+ A¢ê˜ƒ˜»^”½Áé1Eö–dN]^ó¼ÿ½úcü)uèÞðp/…Þï2©C6ÝKWNCÐ&††@äÿô@ìÁŽ1–㈶+ÇíûïKmÞ~_Í«²Ϩ;ð_~ÎaV™>”͉(ò*¨Äs¶ªÌóH,wæ!ÑR©ƒºïšà{zNȉ-/ó:t¯¾rN‡øsÓ¨%êDÁÝÐIg‰û@9^9n°˜XmÁÅÐ #¾_H¨«ç1}£ŒK̅«¾6:0ÁÇ |Õ@½óöû3æU¢P8OÝAQ{‹ì{Ih(9v”Jì’s‘Ñ-ö—’ZË«Ø”¥8(°§{®wÂ+,K¥8[QNZÍ£&.¢ ©Vh…íZL’¹Íoð$E%Óm·zœ/:rs3™vÝ|ñuù@f“rÓu›oð¾-ËÍw2³Ž
,ŠZŽÕÎ`i0¤@î’w/Ÿ»ðê½Ýlºå–LÚ0û0ÿ²ZÏ»ÕfMŠ¢¬po#šíK@ì¤Óî“ѝü“Ð|l3″ØΛÙpº,„+Êźt¨Ð₤RYäy %Q˜Ë#a×£_ð4øًŽQ¡eRo+Ycš
™žZÊÁ¯îŸq˜ÐBVñ9¦|X×fËԇl9a³¦ÆØ=ˆ
m­0 Ü”Exçº
eð½àW`&“Ð]ôL“|ùŽÅݱ¬ñ‡ŒIÿmÁ{•z/Û#÷ä AÕÏ
endstream
endobj
165 0 obj
>stream
H‰¬WÉn#7½ë+xtMsgHl H€ 2°€” ‡,‡ ¹ø÷SÅ*v³å¶=öøÐâZÛ«ºü°»¿´Ðâò×N‰Ëï~ÅÝðÝåïÝ}1¿ñÑ ¤R¦žÓäQ÷ʄ¤Œ?gíaîOð²Áé”Ü
cR¿6ÊD‡°¯dx5ipÙñ…`•R6)ÔõˆcÄCØÄ[¾dÛq8Æ Y’×n”üëeÛP¥Ñçìî~1Ñ¢ÝڈAÁŒÎzðF‚Íÿìîž+i“Ôõ(=/GkÚl”iƒ–Ú/wOŸŠØ.»ûŸÄ~ÿ©|?iÎÇ ¶ÿÛ¡TŸ¼´ZŒNˤµøòçîgñïî$åA‰ò WÄCù´ðъGQݤ7iö’®ö‰Ëa`åÈ$šŽ^ªQDíd
hº2%@ÆrʂV,­’‡_F—•#oÅê,X”Ȝk{‚”SwùdȝÈ`RDØnڇ@¦cŽx:V¶í.)•dádH³Y¥>MZ²“†y˜9L:³šæí&Œ( c`®êK{‚ï7O¯T€ìB•W­ª£fF€“ÖÀ:Öf¹·ˆ@¦n>_Dœ‰ŠxSÇ&· $~Ó¸ÒOûÕù@çl{Â+{Oæ˜¹JÞ.suËÜ·«cãV꺖»nm0I¹á”CÅæPI“Ò’‘h&]«n¼­’êmë¢U>tÊôh}(¶bŸE«$­¹Aå ˆÄZ`jšê V’IårSõ¹wÅø©êA£Î=†ú¤?Çç$GŒømïÕXÿÙ/oZÀ¿l(5P‡#G«3Òέ¦Ä®îN=­¡ÄaðÒ úm«ùšÎÕ&ÓKSKó³Ôšì~&·Ôxy¢+MÄ%¶šÐú‘q~›MxÓîc¥ã7ÌìÁ+WN´ÄPÏöÌÏ0Œ†eV¨i1t…îÈ
Íè6ƒIJ˜c«îõ7_Ý-¹µãEø*{« ¡3€1XáÕÑ kóªáç¹É¯þW»¿có¢C‹ëEãÜú6É:mš„9ÀCku¤ì™`óóÉ,S=5‡_&-éÔîϙpè²ÊçU«µNðVXGÐ6¹¶ðÓõm·‚o–}cUoB÷r[aõvg¸V^ØÎÜ~µ õQUû(¾Ä•½‰©HÿæV0±Zt¨ž8×D Çç”ÖI“H‡+;”QiQ¾è«¥1ËÕdê«*qŽ¥©bw0”&‰2(H?8Å^FÔÌteÎaι¸Ô°–ÒéØâ™(8}§)vÿúž3چӝG~ŒëuruÈÛköö•†‚ž{-»dX’h|šß`èm„¥”wÄ’ƒÿ—êöÿå݀úºn‰²Ÿc_óªFzSö;×Z§EÕ萵e
p0÷­5
Ajó*òëä¹rR`N{Nƚ”¾)ÈA )¶Ö2á:™/Aï»bío1mÀ‰ÿ ¬ù“
endstream
endobj
166 0 obj
>stream
H‰ŒWێä4}ÏWø±[“ß/R+b:IVZ$4ý6¬ÌÀb´,ü=.»|K§‡QҎ]uªêÔ)ÏÈ(c‚?“ÃwÂÊ/Ž×_†‡Y|ϒןF®/„ÁgA¼¼’ƘœÂ¶Žò¸!½|&Ï’&üyMx.yø=ëIÀCNöÄøÊã.0¿úË4ÊæT

Источник

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

Нарушение психического развития (НПР) – это психическое состояние, сопровождающееся замедленными темпами формирования психических функций личности, а также, нарушениями познавательной и умственной способности. НПР чаще всего, проявляются в детском и младенческом возрасте.

Основными причинами нарушений психического развития являются:

наследственные патологии головного мозга;

хромосомные заболевания;

пороки головного мозга;

эпилептический синдром;

поражения и патологии центральной нервной системы , головного мозга;

тяжелые заболевания нервной системы и нейрокожные синдромы;

наследственные эндокринные заболевания;

соматические патологии;

нарушения и заболевания органов чувств;

отсутствие воспитания и педагогическая запущенность.

В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:

  • 1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  • 2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР).
  • 3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
  • 4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  • 5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  • 6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии)

В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития» . Расстройства, включенные в рубрику F80 – F89 имеют следующие признаки:

  • а) начало обязательно в младенчестве или детстве;
  • б) повреждение или задержка в развитии функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы;
  • в) постоянное течение, без ремиссий или рецидивов, характерных для многих психических расстройств

Клинические формы патологии психического развития систематизированы следующим образом:

  • · Умственная отсталость
  • · Задержки психического развития (пограничные и парциальные)
  • · Искажения и другие нарушения психического развития
  • · Аутистические расстройства
  • · Акселерация
  • · Инфантилизм
  • · Соматопатии

Рассмотрим их подробнее:

1. Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира. Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми.

В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей». Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения

  • 2. Задержки психического развития ( ЗПР) — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой. Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития, либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания. Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.
  • 3. Детский аутизм — нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия
  • 4. Акселерация — ускорение (в среднем на 1–2 года) физического, интеллектуального и сексуального развития, в целом или парциально. Для парциальной акселерации характерны дизритмичность и неравномерность психофизического развития. Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается исключительно редко. Чаще наряду с ускорением психического и физического развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и эндокринные нарушения (в более старшем). В самой психической сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а иногда соматическая акселерация опережает психическую. Во всех этих случаях имеется в виду дисгармоничная акселерация.
  • 5. Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности. Если при инфантилизме имеет место интеллектуальная недостаточность, то ее динамика в отличие от таковой при умственной отсталости характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности. Вместе с тем у детей старшего возраста при наличии неблагоприятных средовых факторов возможна отрицательная динамика простого инфантилизма. Однако если оценивать динамику инфантилизма в целом, то она преимущественно благоприятна. Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию .
  • 6. Соматопатии. В психиатрии детского возраста этот вариант нарушения развития ранее называли невропатией детского возраста. Невропатия — синдром повышенной возбудимостинервной системы и незрелости вегетативной регуляции. В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте. У более старших детей она исчезает или сменяется другими психическими нарушениями — синдромами пограничного уровня. Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

Источник

Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды  повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи

Некоторые родители неправильно понимают состояние своего ребенка из-за неточной постановки диагноза. К примеру, при расстройстве аутистического спектра часто специалисты пишут «Задержка психического развития», хотя по своей сути РАС нельзя отнести к классической задержке. И это существенно усложняет понимание механизма нарушения, коррекцию его состояния, а также дальнейший прогноз.

Нормальное психическое развитие ребенка представляет собой сложный процесс, в основе которого лежит генетическая и видовая программа, которые реализуются в условиях смены средовых факторов. Есть такое понятие, как «онтогенез», которое означает постепенное изменение организма от менее к более совершенному по функционированию и состоянию. Дизонтогенезом, в широком смысле, называется индивидуальное развитие, которое в какой-либо форме отклоняется от общепринятой нормы.

Психический дизонтогенез – это нарушение психического развития (его составляющих или в целом) ребенка, которое вызвано расстройствами процессов созревания психических функций.

Классификация психического дизонтогенеза формировалась постепенно. Л. Каннером была предложена классификация, которая основывалась на двух типах дизонтогенеза – недоразвитие и искаженное развитие.

Сейчас же используется классификация, предложенная В.В. Лебединским (созданная на основе предыдущих классификаций):

  • Общее психическое недоразвитие. Это стойкая задержка психического развития при наиболее раннем времени поражения мозга, что обуславливает тотальность и первичность недоразвития мозговых систем. Речь, интеллект и другие высшие психические функции более нарушены, чем базовые (моторика, память и т.д.). Данный вид патологии соответствует медицинскому диагнозу «Умственная отсталость». Отмечают 4 степени умственной отсталости у детей: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Дети с легкой степенью достаточно успешно адаптируются в социуме, но только в том случае, если было проведено специальное обучение и воспитание в рамках вспомогательной школы.
  • Задержанное психическое развитие. Это тоже отставание от общепринятой нормы психического созревания, но в этом случае незрелость высших психических функций частична, поэтому прогноз в целом более благоприятный. Разрыв между биологическим возрастом ребенка и уровнем его фактического умственного развития составляет не более двух лет. Для ЗПР характерны недостаток общего запаса знаний, незрелое мышление, ограниченность представлений, низкий познавательный интерес (преобладание игровых интересов), а также быстрая истощаемость в плане интеллектуальной деятельности. Возможно обучение детей с ЗПР по программе общеобразовательной школы, но в большинстве случаев они обучаются по коррекционным программам.
  • Поврежденное психическое развитие. Для этой формы характерно изначально правильное развитие малыша (до 2-4 лет) до момента травмирующего фактора: перенесенная инфекция, травма головного мозга и т.д. В неврологическом статусе часто отмечаются судорожные припадки, парезы и параличи. Кроме того, у детей могут наблюдаться нарушения памяти, внимания, речи, моторики и т.д.
  • Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью какой-либо системы организма: слух, зрение, опорно-двигательный аппарат. В связи с этим вторично происходит изменение процесса созревания эмоционально-волевых, познавательных, а также личностных функций и свойств психики.
  • Искаженное психическое развитие. Это сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития «в одном флаконе». Оно характерно для процессуального психического заболевания и раннего детского аутизма.
  • Дисгармоничное психическое развитие. В этом случае речь идет о врожденной или рано приобретенной диспропорциональности психики (преимущественно в эмоционально-волевой сфере). Происходит патологическое формирование личности, что часто имеет под собой наследственную природу.

В психиатрии выделены основные типы психического дизонтогенеза – это регрессия, распад, ретардация и асинхрония. Ниже представлена характеристика видов дизонтогенеза.

Регрессия – это регресс, т.е. возврат функций на более ранний период развития. Регрессия может носить временный или стойкий характер. К примеру, к временной потере навыков ходьбы и опрятности может привести обычное соматическое заболевание, перенесенное в первые годы жизни. Проявлением стойкого регресса может быть возвращение к автономной речи, что вызвано потерей необходимости в общении, что характерно для расстройства аутистического спектра.

Для распада характерен не возврат функций на более ранний период развития, а их выпадение или грубая дезорганизация.

Ретардация – это приостановка или запаздывание психического развития. Ретардация бывает тотальной и парциальной. Для парциальной ретардации характерно запаздывание или приостановка развития свойств личности и отдельных психических функций.

Асинхрония – это дисгармоничное и диспропорциональное психическое развитие. В этом случае имеется в виду, что одни психические функции развиваются в ускоренном темпе, тогда как другие функции развиваются со значительным отставанием от нормы.

Ранний дизонтогенез может быть вызван различными причинами. К нарушениям могут привести как биологические, так и социальные факторы (или их совокупность).
К биологическим факторам относятся:

  1. Нарушение развития головного мозга, что вызвано генной мутацией, хромосомными аберрациями и т.д.
  2. Патологическое течение беременности (перенесенная краснуха, тяжелые токсикозы, а также другие инфекции и интоксикации, в том числе связанные с приемом определенных медикаментов).
  3. Травмы при родах, конфликт резус-фактора, внутриутробная асфиксия.
  4. Инфекционные заболевания и травмы (в постнатальный период).

Социальные факторы:

  1. Неблагоприятные условия воспитания в семье.
  2. Депривация (культурная и эмоциональная).
  3. Внешние факторы среды, вызывающие стресс у ребенка.
  4. Прочие средовые факторы (питание, экология и т.д.).

К моменту появления двигательных нарушений и их клинических особенностей, было выделено несколько симптомов, характерных для детей раннего возраста:

  • Нетипичные позы и движения при засыпании или во время сна («сон на корточках», поза «эмбриона»). Стереотипные ползания по кровати, раскачивания. Сосание пальцев, а также другие стереотипные движения. Данная симптоматика проявляется в возрасте до двух лет.
  • Неусидчивость, психомоторное беспокойство, постоянная смена поз. Различные проявления, которые напоминают кататоноподобные расстройства при синдроме Каннера и шизофрении. Симптоматика проявляется в возрасте от 2 до 3,5 лет.
  • Оформленные навязчивые действия (в некоторых случаях – действия, приближающиеся к «целостным поведенческим ритуальным актам»).

Вопросы профилактики и коррекции психического дизонтогенеза широко обсуждаются в отечественной и зарубежной психиатрии.

Профилактика в большей степени основывается на устранении основных факторов риска возникновения данной патологии. Это:

  • улучшение внутриутробного развития плода, устранение негативных факторов, которые могут повлиять на ЦНС ребенка;
  • совершенствование медико-социальных и лечебно-профилактических мероприятий, которые проводятся во время беременности, родовой деятельности и в послеродовой период;
  • профилактика детского травматизма;
  • раннее выявление и лечение различных интоксикаций и инфекционных заболеваний.

Психический дизонтогенез относится к психическим расстройствам, поэтому в терапии используются ноотропные препараты и нейропсихокоррекция.

Ноотропы благоприятно воздействуют на высшие интегративные функции головного мозга. Точный перечень препаратов определяет врач, в соответствии с клинической картиной патологии.

Нужно отметить, что использование ноотропов для лечения психических нарушений у детей является крайне распространенной практикой. Связано это с тем, что эти препараты практически не имеют противопоказаний, они эффективны, не оказывают токсического действия на организм, а также могут сочетаться с препаратами других фармакологических групп.

Нейропсихокоррекция включает два основных направления.

Первое – это когнитивные методы, направленные на устранение сложностей усвоения школьных знаний, а также на формирование ВПФ.

Второе – методы двигательной коррекции. Основная цель – снятие телесных напряжений, восстановление контакта с собственным телом и т.д.

Источник