Нарушения физического развития ребенка до года
Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. На что стоит обратить внимание – в этой статье.
Говорить о задержках развития можно только после ряда обследований и постановки диагноза квалифицированным врачом. Обычные сравнения мам с другими детьми ещё ни о чём не говорят.
Марина Сыскова, педиатр: «Если ребёнок рано сел, то это не значит, что он будет хорошо учиться. Как и не значит, что поздно пошедший ребёнок будет отставать, например, в речи». Так, в норме обучение навыкам ходьбы с 9 до 15 месяцев.
Сильные и очевидные отклонения от нормы антропометрических показателей должны насторожить. Самые опасные отклонения проявляются в первый год жизни. Задержки в развитии могут быть по ряду причин: тяжёлая беременность, трудные роды, перенесённые заболевания, инфекции, генетические отклонения, плохие социальные условия, стрессы, курение и принятие алкоголя матерью во время беременности и другие.
Внешние признаки отставания в физическом развитии – это задержка роста, набора массы, потеря жирового подкожного слоя, облысение. Обычно внешнее отставание начинается с медленного набора массы тела. Врачи определяют степень физической задержки развития соответственно возрасту, доношенности, перенесённых болезней, генетики.
Малыши, появившиеся раньше срока, часто отстают от своих сверстников примерно на тот срок, который они «не досидели» в утробе.
Отставание физического развития бывает лёгким, умеренным и тяжёлым. Определение причины задержки развития зачастую затруднено. Например, ребёнок медленно растёт: возможно, в семье есть низкорослые или это эндокринное заболевание. Необходимо изучение щитовидной железы, костного возраста, проведение МРТ и других исследований. Возможно, он плохо питается из-за низкого достатка родителей, невозможности усвоить еду или особенностей восприятия родителями вопросов питания.
Чтобы выяснить причины задержки, нужно увидеть полную картину. И тогда можно понять, какой должна быть терапия. Будет ли это введение гормонов роста, усиленное витаминами питание или, возможно, будет достаточно курса физиотерапии — это может определить только лечащий врач. Некоторые выявленные заболевания могут тянуть за собой ряд проблем: с сердцем, костями, умственной деятельностью и другими. Чем раньше выявить патологию, тем проще с ней бороться.
https://programmamama.com/baby-0-6/
Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”
Что делать, чтобы не упустить момент
Для ребёнка в первые месяцы жизни важно развитие мышц шеи, туловища и конечностей. Его дальнейшее физическое развитие будет базироваться на этом. Значит, нет сковывающему пеленанию, выкладываем малыша на живот на несколько минут, делаем лёгкий массаж, который снимет родовые блоки, зажимы. Комплекс постоянных физических упражнений вплоть до года – хорошая профилактика нормального развития. Если отклонения в развитии всё же будут выявлены, то врач назначит физиотерапию и медикаментозное лечение.
Педиатр не может за короткое время приёма выявить все моменты, поэтому рассказывайте о подозрительных, на ваш взгляд, деталях («ещё не лезут зубы», «не ползает» и пр.)
У каждого ребёнка свой путь, но к определённому возрасту должны сформироваться все моторные навыки.
Главные моторные навыки по месяцам до 1 года
- к концу 1 месяца ребёнок на несколько секунд удерживает головку
- к концу 2 немного приподнимает голову, лежа на животе
- к концу 3 удерживает голову в вертикальном положении полминуты
- к концу 4 приподнимает туловище, лёжа на животе, и опирается на носочки, стоя с поддержкой
- к концу 5 держит голову, переворачивается
- к концу 6 держит игрушки, передвигает ногами, стоя с поддержкой
- к концу 7 хорошо сидит
- к концу 8 ползёт назад
- к концу 9 ползёт вперёд, пьёт из чашки
- к концу 11 ползёт на четвереньках
- к году делает несколько шагов, держась за руки взрослого, подаёт игрушки
Окончательное формирование моторных навыков произойдёт на втором- третьем годах жизни малыша, но нарушения физического развития, чаще всего, видны на первом году, потому необходимы профилактические осмотры детского невролога и хирурга в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Читайте на нашем канале статьи о развитии ребёнка:
Полезная статья? Подписывайтесь на канал и поделитесь ссылкой с друзьями.
Источник
В первый год жизни малыша очень важны такие показатели, как ежемесячная прибавка роста, веса, окружность головы и грудной клетки, а так же размеры родничка, которые и определяют насколько физическое развитие ребенка по месяцам, соответствует нормам.
Для этого педиатр заносит в карточку показатели физического развития детей в сантиметрах и граммах и высчитывает, насколько прибавка соответствует определенному возрасту.
Такая таблица физического развития ребенка индивидуальна для каждого малыша и зависит от изначальных параметров, которые были при рождении. В случае сильной динамики отклонения в ту или иную сторону есть повод дополнительно обследовать малыша на предмет различных нарушений связанных с патологией новорожденного или заболеваниями. Иногда задержка физического прогресса у детей появляется вследствие плохого ухода за малышом.
Нормы физического развития ребенка до года
Умственное и физическое развитие ребенка тесно взаимосвязаны друг с другом, это объясняется тем, что отделы головного мозга, отвечающие за двигательные функции и речь, расположены рядом. При каких либо ограничениях новорожденного, связанных с его активностью замедляется его интеллектуальный рост и, наоборот, при врожденных патологиях, отражающихся на интеллекте, его становление в плане физическом отстает по многим показателям.
Кроме основных показателей, которые обычно заносятся в таблицы и дают представление об общей тенденции набора веса и роста, есть еще и другие критерии, с их помощью педиатры, да и сами родители могут понять, насколько кроха отстает, соответствует или опережает нормы физического развития ребенка.
Основные виды и критерии физического развития детей до года:
- Антропометрические показатели. Прибавки в росте и весе по месяцам.
- Статика. Умение малыша держать равновесие, управлять собственным телом. У новорожденных движения хаотичны, ко второму месяцу младенец может управлять движением рук, к трем держит голову из положения лежа. Четырехмесячный малыш пытается подняться из положения, лежа на спине, задирает ноги, может руками ловить ступни и подносить ко рту и т.д. в том случае если движения малыша с взрослением продолжают быть хаотичными необходимо проверить его органы слуха и зрения, а так же сделать томограмму головного мозга. Координация движений во многом зависит от вестибулярного аппарата, находящегося в ухе, нарушения этого, или прилегающих органов может повлиять на физическое развитие ребенка.
- Моторика. Двигательная активность, как отдельных органов, так и их совокупность для выполнения какого-либо действия – переворотов, ползания, хлопанье в ладоши, ходьба. Становление моторики происходит сверху вниз, то есть сначала младенец учиться управлять головой, руками, затем ногами и потом всем телом. Физическое развитие ребенка в 6 месяцев подразумевает умение малыша переворачиваться с живота на спину и наоборот, сидеть без поддержки, уверенно держать средние предметы в ладошках.
Различают еще и мелкую моторику рук с помощью, которой малыш может держать ложку, ручку, совершать какие-либо действия. - Сенсорные реакции. Этому критерию особое внимание уделяется на первом месяце жизни, поскольку при отсутствии реакции на звук, свет, движение говорит о возможных врожденных патологиях.
- Развитие речи. Речевой аппарат малыша усовершенствуется с первых дней жизни, сначала младенец учиться, не сбивать дыхание при плаче, и этим тренирует легкие, затем начинается период агукания, гуления, первых слогов, и слов. Физическое развитие ребенка в 8 месяцев при отсутствии нарушений интеллекта подразумевает умение произносить односложные слова, а так же восприятие речи обращенной к нему.
- Восприимчивость к эмоциям и воспитанию. Не первом году жизни, говорить о каких-либо социальных понятиях рано, тем не менее, малыш живет инстинктами и эмоциями и рефлексами которые проявляются в страхе, радости, голоде, любопытстве. Отсутствие одного из этих реакций может говорить о психоэмоциональных нарушениях.
Задержка физического развития у детей
Физическое развитие детей до года оценивается в первую очередь по антропометрическим показателям. При отклонениях от нормы можно говорить об отставании легком, умеренном или тяжелом. Виды нарушений физического развития у детей разделяются в зависимости от причины на:
- органические – обусловленные заболеваниями, недоношенностью, эндокринными нарушениями.
- психосоциальные – задержка в роста при недостаточном уходе, плохих условиях проживания, напряженной обстановке в семье.
Диагностика физического развития детей раннего возраста, при которой сравниваются показатели прироста массы тела и роста в процентах с диаграммами соответствующего возраста, помогают определить степень отставания. При этом показатели детей рожденных недоношенными сопоставляются не с данными диаграмм, здесь главное наличие положительной динамики прироста веса и роста. Как правило, к двум годам такие малыши догоняют сверстников по всем показателям.
Физическое развитие детей дошкольного возраста
Ранее физическое развитие ребенка основано на укреплении иммунитета путем закаливания, гимнастических упражнений, усовершенствование мелкой моторики, ловкости и психологического равновесия.
Физическое развитие ребенка в 3 года во многом зависит от его активности, поэтому детям необходимо предоставлять возможность бегать и резвиться. Кроме того детям нужно обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, здоровый сон не менее 9 часов ночью и дневной в течение 2 часов, а так же физическое воспитание, которое не имеет ничего общего с изнурительными спортивными нагрузками.
Физическое развитие детей дошкольного возраста по фгос подразумевает интеграцию системы ДОУ в плане всестороннего воспитания. Положительный результат таких изменений в образовательной системе возможен только при гармоничном взаимодействии всех участников процесса воспитания – педагогов, родителей и их детей.
Доктор Комаровский: ранее развитие ребенка
Загрузка…
Источник
Задержка освоения двигательных навыков (моторного развития) у ребенка до года встречается часто, вызывая тревогу и даже панику у родителей и близких родственников. Но всегда ли это так страшно, а когда нужно начинать тревожиться постараемся разобраться в этой статье.
Родители достаточно часто сравнивают физическое (моторное) и психоэмоциональное развитие своего ребенка со сверстниками. Как педиатр мне приходится часто обсуждать с родителями эти вопросы – признаки опережающего развития или малейшее отставание от статистической «нормы», которое вызывает страхи у многих близких.
Конечно же существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений – это перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба, которые помогают врачам и родителям ориентироваться в данной сфере.
На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.
Но при этом важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.
Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором – как генетическими особенностями малыша, факторами внешней среды, заболеваниями.
Чаще всего это:
- различные виды перинатальных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода;
- инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни;
- врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата;
- длительная неонатальная желтуха;
- эндокринные патологии (гипотиреоз), обменные нарушения;
- генетические заболевания;
- анемия и другие соматические заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
Когда нужно начинать тревожиться – факторы риска возникновения задержки моторного развития:
- недоношенность менее 35 недель;
- оценка по Апгар — 5 и менее;
- ИВЛ после рождения;
- желтуха более 300 мкмоль/л;
- внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
- крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
- если есть регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
- если были судороги в анамнезе или периодически появляются любые судорожные приступы у ребенка до года;
- если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
- если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
В любом из этих случаев нужно ждать как будет развиваться малыш, обязательно необходимо наблюдение врача-педиатра и невролога, уточнение причины отклонения темпов моторного развития.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
- темповая задержка моторного развития;
- заместительная гидроцефалия;
- перинатальная энцефалопатия;
- синдром повышенной возбудимости;
- нарушения тонуса мышц;
- другие симптомы и синдромы.
Но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма – в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны – не начать лечить, без причин.
Но при этом важно помнить, что во всех этих таблицах приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.
Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).
При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:
- Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
- Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
- Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
- В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.
Именно поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение других врачей. При этом не вижу большой проблемы в консультации у разных педиатров или неврологов, если определяются значительные нарушения физического развития – это право родителей! Особенно если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо – проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций узких специалистов, консультации в области или краевой больнице. Очень часто время играет большую роль – своевременно выявленное заболевание и вовремя начатое лечение у детей до года!
Источник
Говорить об отставании в физическом развитии ребенка можно только после того, как врачи проведут ряд необходимых обследований и поставят диагноз. До этого момента родители могут делать лишь предварительные заключения, основанные на наблюдениях за малышом, но ни в коем случае не на сравнении его с другими детьми его возраста.
Важно понимать, что каждый ребенок растет и развивается в своем ритме. Одни опережают сверстников в физическом развитии, другие же, наоборот, демонстрируют некоторое отставание, которое, тем не менее, нельзя считать серьезным отклонением от нормы.
Итак, когда нужно начинать задумываться о том, что физическое развитие малыша не соответствует его возрасту? После года уже можно наблюдать за попытками крохи делать шаги, произносить первые слова. Нормой считается освоение навыков ходьбы до 14 месяцев и начальных речевых навыков до двух лет. Естественно, что небольшие отклонения от нормы не могут послужить поводом для волнения, однако уже в этом случае нужно будет усилить наблюдение за малышом, фиксируя малейшие продвижения вперед.
Что собой представляет задержка физического развития?
О задержке физического развития ребенка принято говорить в случаях, когда налицо отставание его по ряду антропометрических показателей. Достаточно часто проблема усугубляется отставанием в сфере формирования познавательных и моторных навыков.
Специалисты говорят о задержке физического развития в случаях, когда антропометрические показатели опускаются ниже 3-5 процентиля либо же заметно снижаются за короткий срок. Принято разделять отставание в физическом развитии на вызванное заболеваниями и спровоцированное социальными условиями.
Причины задержки физического развития
На задержку в физическом развитии детей оказывают влияние самые разные причины:
- педагогическая запущенность;
- ЗПР;
- биологические факторы;
- социальные факторы.
Когда речь идет о педагогической запущенности, то подразумевают серьезные пробелы в воспитании малыша, не связанные с мозговой деятельностью. В таких случаях дети совершенно здоровы, при этом неспособны усваивать простую информацию, не знают элементарных вещей.
Родители и педагоги просто обязаны приобщать детей к умственной работе, поощряя их даже незначительные достижения. В противном случае способность к обучению и усвоению новой информации у них будет заметно снижаться. Как правило, проблему такого характера можно решить, если правильно выстроить схему работы с малышом.
Несколько иначе дело обстоит с задержкой психического развития, которая также может вызывать отставание в физическом развитии. Обычно такие дети отличаются несоответствующим возрасту поведением, несмотря на то, что работа мозга осуществляется без существенных нарушений. Ребята с ЗПР быстро утомляются, неспособны долго концентрировать внимание и выполнять задание до конца.
На отставание в физическом развитии ребенка также могут влиять и биологические факторы, связанные со сложным протеканием беременности, нарушением правил здорового образа жизни во время вынашивания ребенка матерью, тяжелые роды, патологии, а также перенесенные внутри утробы или в первые месяцы жизни серьезные инфекции.
И, наконец, социальные факторы, влекущие за собой отставание в физическом развитии, подразумевают за собой тотальный контроль со стороны взрослых, неадекватное отношение к ребенку, а также стрессы, перенесенные в младшем возрасте.
Как определить, что ребенок отстает в развитии?
Как проявляется отставание детей в физическом развитии? Внешние признаки могут быть разными, начиная от задержки роста и набора массы и заканчивая потерей подкожного жирового слоя, облысением и белковым истощением. Чаще всего задержка в физическом развитии проявляется именно отставанием в росте и наборе массы.
Специалисты определяют уровень задержки, анализируя все антропометрические показатели, соответствующие возрасту ребенка. В процессе учитывают особенности ребенка, степень доношенности, возможные перенесенные им недавно заболевания, способные оказать влияние на процесс развития. У малышей, которые появились на свет недоношенными, допускаются некоторые отклонения в физическом развитии, на которые влияют продолжительность их недоношенности.
Отставание в физическом развитии может быть нескольких типов:
- легким;
- умеренным;
- тяжелым.
Чаще всего первым признаком задержки в развитии является медленный набор массы тела, со временем можно заметить и изменения показателей роста.
Особенности диагностики задержки физического развития
Важно понимать, что лабораторные исследования не дают полную картину, поэтому проводятся скорее для ее дополнения. Чтобы отличить заболевания эндокринного характера от семейной низкорослости, обязательно определяют костный возраст. Дополнительно обследуют щитовидную железу ребенка, проводят МРТ и ряд дополнительных исследований.
Диагностировать задержку физического развития ребенка можно на основании полученных в результате обследования клинических данных, а также по результатам наблюдений за взаимоотношениями в семье и опроса родителей.
Очень важно, чтобы малыш рос в спокойной, дружественной атмосфере, получал достаточное для его возраста питание, а также не имел сложностей с его усваиванием.
Чаще всего малыш не получает достаточного питания из-за некомпетентности родителей в этом вопросе, из-за низкого материального достатка, из-за халатности родителей. В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное количество грудного молока или адаптированной под него смеси каждые 2-3 часа. Врачи обязаны выяснить, какое питание получал ребенок в первые месяцы, через какие промежутки времени и какой была реакция родителей на беспокойство крохи между кормлениями.
Достаточно часто неспособность малыша усваивать необходимое количество молока в первые месяцы жизни связана с анатомическими аномалиями: увеличенными небными миндалинами, аденоидами, сокращениями мышц полости рта. Именно поэтому, диагностируя отставание в физическом развитии, врачи просто обязаны принимать во внимание возраст малыша и общую клиническую картину, воссозданную на основе подробной беседы с родителями.
Лечение задержки физического развития
Для того чтобы лечение было успешным, необходимо выявить основную причину, которая привела к отставанию развития. Так, например, если причина в вызывающим задержку роста заболевании, то необходимо сосредоточить терапию именно на нем. Если ребенок медленно растет и набирает вес из-за семейной генетики, стоит прекратить попытки воздействовать на процесс, ведь в результате показатели роста будут так или иначе связаны с показателями роста родителей.
Если основная причина задержки физического развития — это дефицит гормона роста, то решением может стать соответствующая терапия с его включением. Правильно подобранная терапия поможет малышу в первый год прибавить от 8 до 13 см, а в последующие – до 6 см в год.
Независимо от того, какая причина оказала основное влияние на задержку в росте и наборе массы ребенка, необходимо позаботиться о том, чтобы в семье был налажен режим дня, практиковалось правильное питание, преобладала спокойная атмосфера.
Если речь идет о малышах первого года жизни с ярко выраженной задержкой физического развития, связанной с социальными причинами, после 6 месяцев кормить их необходимо преимущественно густой пищей в течение получаса. В это время важно, чтобы ребенок не отвлекался. Дети после года могут есть за общим столом со взрослыми.
Крайне важно не заставлять малыша есть против воли. Вода, соки и другие низкокалорийные продукты в рационе должны быть в меньшинстве, тогда как высококалорийная пища, такая как масло, сыр, сливки, обязательно должна входить в ежедневный рацион.
Каких последствий опасаться?
Во многом осложнения будут связаны с заболеванием, которое стало причиной отставания в физическом развитии. Так, например, если задержка роста связана с болезнью Иценко-Кушинга, то возможны проблемы с сердечно-сосудистой системой, давлением. Кроме того, осложнения могут проявиться в виде сахарного диабета или остеопороза, язвы желудка и пр.
Если ребенок страдает гипотиреозом, то возможны последствия в виде аритмии, увеличения щитовидной железы, а также общего снижения интеллектуальной деятельности, комплексов, вызванных несоответствием роста нормам.
Для того чтобы ребенок имел нормальный рост, он должен расти в способствующих развитию условиях, получая полноценное питание, необходимое для его возраста количество витаминов и микроэлементов. Отмечая низкорослость детей, важно своевременно обращаться к специалистам, которые помогут выявить причину и назначить программу для коррекции отставания.
Когда стоит думать о госпитализации?
О госпитализации имеет смысл говорить в случаях, когда у детей диагностируют сложную форму истощения, заметное отставание в росте. В стационаре ребенка обследуют для выявления истинной причины отставания в физическом развитии, назначат адекватное лечение. Как правило, срок госпитализации в этом случае не превышает 10 дней, в течение которых медики контролируют рацион детей, следят за их режимом дня.
Основная цель госпитализации — научить детей и родителей составлять правильный рацион сбалансированного питания и придерживаться его для стимуляции роста, независимо от причины отставания в физическом развитии.
О прогнозах
Самым опасным отставание в физическом развитии малыша считается в первый год жизни, независимо от того, какова причина проявления проблемы. Следует понимать, что постнатальный рост головного мозга наиболее активен в первые полгода, поэтому ребенок должен иметь подходящие условия для полноценного развития именно в этот период. У многих малышей, которым поставили диагноз «задержка физического развития», отмечают сбои в развитии эмоциональной сферы и сложности в социальной адаптации.
Если причина задержки — заболевания, прогноз может быть озвучен только после определения степени тяжести болезни и эффективности методики ее лечения. Детей с задержкой физического развития, независимо от причины, необходимо постоянно держать под присмотром, контролируя процесс эмоционального и когнитивного развития, при необходимости применяя коррекционные методы воздействия.
В заключение стоит отметит, что решить проблемы с задержкой физического развития у детей можно, но далеко не во всех случаях. Если дело в генетической предрасположенности к маленькому росту и несоответствующей возрасту массе, то, скорее всего, с этим придется жить всю жизнь.
В отдельных случаях помочь могут хирургическое вмешательство, массаж, сеансы физиотерапии, занятия со специалистами, практикующими работу по раннему развитию мозга. Особенно важной является атмосфера в семье. Родители должны быть уверенными в силах малыша, спокойными и ответственными, практиковать регулярные занятия в рамках программ раннего развития.
Важно понимать, что замедленное физическое развитие не может поставить крест на будущей жизни и судьбе ребенка. Часто именно своевременное определение причины отставания поможет эффективнее устранить проблему и позволит малышу догнать и даже перегнать сверстников с верой в себя, свои силы и навыки.
Источник