Нарушение социальной ситуации развития ребенка

Нарушение социальной ситуации развития ребенка thumbnail

На чтение 9 мин.

Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.

Социальная адаптация – важный этап в развитии дошкольника

Предпосылки к изменению социальной ситуации

Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.

Таким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).

Социальное развитие дошкольников

Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.

Что представляет собой социальная ситуация?

В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.

Социальная ситуация -проявления

Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика

Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.

Социализация детей – этапы

К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.

Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте

Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.

Общение со сверстниками – важная составляющая социализации

Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.

Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.

Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.

В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.

Тестирование дошкольников психологом

Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.

Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.

Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.

Направления социализации в схеме

Несмотря на то, что поначалу вопросы, задаваемые детьми, могут показаться нелогичными, странными, а порой и вовсе бессмысленными, пренебрегать ими все же не следует. И воспринимать их следует максимально серьезно. Почему? Именно в это время, в младшем дошкольном возрасте, у ребенка начинают проявляться зачатки познавательной мотивации. Развив их и обеспечив должную поддержку, родитель может разбудить в ребенке потребность в саморазвитии и активной познавательной деятельности.

Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.

Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:

  1. Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
  2. Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.

Домашний любимец – один из важный элементов социализации

Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.

Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.

Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.

Читайте также:  Центр развития ребенка в астане с 2 лет

Роль игры в социализации неоспорима

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.

Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему

Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.

Сюжетно-ролевые игры могут иметь разные напрвления. в том числе, патриотическое

Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.

Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.

Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характер

Старший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.

Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.

Игры приобретают совместный характер

Таким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.

Кризис семилетнего возраста

После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).

Источник

Исследования условий, влияющих на психическое развитие в онтогенезе, часто сосредоточиваются на различных аспектах микросоциальной ситуации развития ребенка, что вполне закономерно и оправданно в стабильные периоды социальной жизни, но оказывается явно недостаточным во времена значительных общественных преобразований. Однако именно такие периоды обнажают подлинную силу влияния особенностей исторической эпохи, выпавшей на долю подрастающего поколения, на своеобразие его развития, иначе говоря, зависимость психического развития детей и подростков от мощного воздействия макросоциалъных факторов. Есть все основания утверждать, что последние 10— 15 лет кардинально изменили жизнь большей части населения нашей страны. Начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества открыли перед людьми немало новых возможностей, но в то же время повлекли за собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень скоро перешедшие в системный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Глубокие изменения социальной структуры общества (прежде всего социальная дифференциация) и общественно-экономических отношений, дискредитация прежних и внедрение совершенно новых ценностных ориентиров — эти и многие другие вызовы времени потребовали от людей максимального напряжения сил для адаптации к резко изменившимся условиям. Миллионы людей были вынуждены сменить не только место работы, но и профессию, а то и место жительства, изменить свой социально-профессиональный статус и т. д. Возникла новая для нашей страны (и весьма немалая по численности) социальная категория людей, не имеющих работу. Люди пережили обесценивание своего советского прошлого и стали привыкать жить в обществе, основанном на принципах западного индивидуализма, диктуемого принципами рыночной экономики.

Читайте также:  Особенности раннего развития ребенка с аутизмом

Естественно, что столь глубокие трансформации в обществе не могли не сказаться на психологическом состоянии людей, не затронуть семью как наиболее чутко реагирующую и уязвимую часть социального организма. Именно семья, в том числе дети, во многом приняла на себя груз происходящих в макросоциуме перемен. Рассмотрим далее основные психологические проблемы детей, связанные с особенностями их социальной ситуации развития, прямо или косвенно отражающей состояние современного российского социума.

Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последнего десятилетия, бесспорно, наиболее тяжелую (и исчисляемую примерно полутора миллионами!) составляют так называемыесоциально дезадаптированные, т.е. беспризорные, не посещающие школу и бродяжничающие дети, а также дети-сироты. К ним примыкаютдети с особыми нуждами дети беженцев и переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей, часто становящиеся жертвами насилия и, в свою очередь, вовлекаемые в преступные занятия. Естественно, что такие дети практически не бывают на приеме в психологической консультации и могут попасть в круг внимания психологов главным образом лишь тогда, когда поступают в приют, кризисный центр, интернат или иные детские учреждения, численность которых в стране неуклонно возрастает.

Тяжелая социальная дезадаптация значительной части населения приводит к появлению опасно большого числа остро неблагополучных семей, по сути, не справляющихся со своими основными функциями и потому нуждающихся во внешней — социально-психолого-педагогической — поддержке. Главной задачей сотрудников центров семейного воспитания в таких случаях становится защита ребенка от родителей, которые часто «не заботятся о ребенке в должной мере, не обеспечивают соответствующие физические условия для роста и развития; заняты своими проблемами и не осознают ответственности за психическое и душевное здоровье ребенка; практикуют неприемлемые методы воспитания: жестокое обращение, насилие, передачу несовершеннолетнему взрослой роли без учета его возрастных возможностей и т.д.; пренебрегают своими родительскими обязанностями, бросая детей на произвол судьбы» [97].

Основой таких грубых нарушений семейного воспитания чаще всего являются алкоголизм, наркомания, профессиональная несостоятельность, социальная дезадаптация и личностная незрелость родителей и другие факторы. К их числу следует отнести увеличение на 73 % за последние 11 лет случаев первичной инвалидности взрослого населения вследствие психических заболеваний, а также значительно возросшее число повторных госпитализаций[5]. Оценивая приведенные тенденции в контексте задач психологической помощи детям, необходимо иметь в виду тот очевидный факт, что многие инвалиды, страдающие психическими заболеваниями, являются родителями и так или иначе воспитывают детей.

Следует признать, что без специальных мер внешней помощи дети, растущие в деструктивных, хронически конфликтных семьях с различными видами неправильного воспитания, по сути дела обречены на нарушение нервно-психического здоровья (эмоциональные и поведенческие отклонения, неврозы и психосоматические заболевания, патохарактерологическое развитие и др.), не говоря уже о неизбежности серьезных искажений формирования их личности, включая эмоциональную и ценностно-смысловую сферы. Неудивительно, что специальные психологические исследования обнаруживают у 26 % детей младшего школьного возраста агрессивность как достаточно закрепившуюся личностную черту [76].

Чрезвычайно усложняет условия развития многих детей и неуклонно происходящий рост численности распавшихся семей. Число разводов, доходящее в нашей стране до 1 млн в год, заставляет специалистов говорить о кризисе семьи как важнейшего социального института нашего общества. Достаточно сказать, что для любого ребенка распад семьи относится к категории весьма тяжелых психогенных факторов: в большинстве случаев распад супружеских отношений между родителями, семейные конфликты и вызываемый ими стресс ставят детей в столь тяжелую эмоциональную ситуацию, что на ее преодоление после развода детям требуется весьма длительное время (по некоторым данным, не менее двух лет) [79]. Умелая психологическая помощь в этом случае может способствовать менее болезненной перестройке взаимоотношений между членами распавшейся семьи, а также профилактике ряда широко распространенных ошибок в воспитании ребенка в этот сложный период [26].

Разумеется, с точки зрения условий, создаваемых для развития детей, «проблемны» не только маргинальные, конфликтные или неполные семьи, о которых говорилось выше. Так называемые благополучные семьи нередко оказываются таковыми лишь по видимости, пока психологическому анализу не подвергаются детско-родительские отношения, а главное, субъективное состояние ребенка, которое вследствие неправильного воспитания в таких семьях может характеризоваться длительной эмоциональной травматизацией [60; 63].

Частым проявлением нарушения детско-родительских отношений (и внутрисемейных отношений в целом) может служить высокая тревожность у детей. Как показали исследования этой важной особенности эмоциональной сферы, признаки устойчивой тревожности распространены весьма широко: например, у детей 7 — 9 лет они отмечаются более чем у 50 % обследованного контингента [123]. Ее появление свидетельствует в первую очередь о неблагополучии эмоционально-личностной сферы детей, но не ограничивается им: установлена тесная связь тревожности с трудностями осуществления деятельности и познавательных процессов. Высокая тревожность затрудняет интеллектуальную активность, вызывает сильное эмоциональное напряжение, а в долгосрочной перспективе способствует формированию у детей низкой самооценки и неуверенности в себе. Она, как привило, сопутствует нарушениям детско-родительских отношений, школьным неврозам и другим эмоциональным расстройствам [63; 70;123].

Характеризуя психологические проблемы детей из семей, благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса, необходимо отметить, что практика консультирования все чаще сталкивается с уменьшением продолжительности и обеднением содержания общения в семье, дефицитом теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновением действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми или общего досуга. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы — по поводу обихода, режима, контроля за успешностью в учебе, а поощрение детей сводится только к его материальным формам.

При этом усиливается тенденция переносить многие исконно родительские функции на воспитателей яслей и детских садов или специально приглашаемых в семьи нянь и гувернанток, а позднее — на школу и другие учреждения. Между тем специалистам хорошо известно, насколько серьезными для эмоционального состояния и здоровья детей бывают последствия от недостаточности общения с матерью в раннем детстве, даже если она не связана с излишне ранним помещением ребенка в ясли [60; 126]. Обеднение и формализация контактов с родителями в сочетании с повышенной требовательностью последних к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности, значимости для других. Напротив, нередко уже в раннем возрасте эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых — одним словом, еще сильнее осложняют жизнь как самих детей, так и их родителей.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 месяцев прикорм при

Следует признать, что обеднение детско-родительских отношений по содержанию и сокращение по времени во многих случаях носит вынужденный характер и является следствием резкого возрастания занятости родителей, их хронически высокого стресса, связанного с профессиональными обязанностями, низкой материальной обеспеченностью, проблемами с собственным здоровьем и т.д. Но имеется и другая категория случаев, когда на психологию родителей, точнее, на их ошибочные воспитательные установки влияет неадекватная переоценка возможностей системы так называемых элитных дошкольных и школьных учреждений, предоставляющих детям определенные преимущества, но, разумеется, не способных заменить непосредственное общение с родителями, участие последних в жизни детей.

Современная школа, будучи незаменимым институтом социализации детей, к сожалению, занимает в наше время далеко не последнее место среди источников разнообразных психологических проблем, осложняющих развитие ребенка. Неудовлетворительное состояние существующей ныне системы среднего и специального образования стало предметом широкого общественного обсуждения и всестороннего критического анализа, результатом которого явилось признание необходимости последовательного реформирования содержания и форм школьного обучения.

Не претендуя на исчерпывающий обзор обширной проблематики, связанной с состоянием отечественного среднего образования, приведем лишь некоторые данные, указывающие на истинные масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой. Еще 10—15 лет назад специалисты констатировали состояние школьной дезадаптации, требующей либо кратковременной, либо более или менее систематической психотерапии у 15—20 % детей школьного возраста [70]. Сегодня этот показатель поднялся до 35 %, чему явно способствует и ослабление соматического здоровья школьников, которое к концу обучения в средней школе таково, что только 10— 15 % выпускников могут считаться здоровыми, 40 % страдают хроническими соматическими заболеваниями, а 30 % — неврозами[6].

Спектр распространенных психологических проблем школьников чрезвычайно широк: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность, конфликтные отношения с учителями и сверстниками, низкая самооценка, агрессивность, различные формы отклоняющегося поведения и др. В совокупности с ослабленным нервно-психическим и соматическим здоровьем эти причины приводят к тому, что 30 % детей практически не справляются с усвоением большей части программного материала[7], а еще 40 % испытывают серьезные трудности в процессе усвоения программы[8].

Как показало исследование школьников Санкт-Петербурга, по оценке самих детей только 10 % мальчиков и 28 % девочек не испытывают затруднений в учебе и, таким образом, не подвергаются разрушающему влиянию хронического школьного стресса [63].

В свете приведенных данных неудивительно, что среди причин для обращения родителей в психологическую консультацию одно из первых мест занимает неудовлетворительная (с точки зрения родителей) успеваемость младших школьников, а также такие «школьные проблемы» детей, как несложившиеся (конфликтные, изолированные и др.) отношения со сверстниками и напряженные взаимоотношения с учителями.

Многие из перечисленных проблем имеют конкретные причины возникновения и поддаются если не разрешению, то существенному смягчению в результате индивидуальной помощи со стороны школьного психолога или консультанта из психологического центра. Но одной из основных общих причин многообразных проблем школьников является недостаточный учет современной школой глубинных закономерностей и потребностей возрастных этапов формирования личности, а также игнорирование индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей детей как результат стандартизованных требований к их поведению. Как правило, далеко не в каждой школе находится место для настоящей творческой активности, мощный потенциал которой имеется у каждого ребенка, так же как для подлинно коллективных форм жизни, от которых прямо зависит формирование личности детей в школьном периоде детства. Между тем консультирование родителей и учителей показывает, что большинство из них недооценивают степень расхождения между практически создаваемыми школой условиями и условиями, необходимыми для реализации возрастных возможностей детей.

Аналогичным образом обстоит дело и с проявлениями одаренности у детей. Парадоксально, но факт: сугубо положительные особенности ребенка, к примеру рано проявившаяся яркая одаренность в музыке, поэзии, математике и т.п. или резко ускоренный темп общего психического развития, во многих случаях могут стать источником немалых психологических и педагогических проблем. Они связаны с необходимостью индивидуализации сроков и содержания обучения, трудностями межличностных отношений такого ребенка в коллективе более старших учеников, нестандартностью его интересов и многих личностных качеств, опасностью формирования чрезмерных ожиданий и уровня притязаний как у самого ребенка, так и у его близких (родителей, учителей).

В связи с этим необходимо признать, что возможность радикального разрешения многих острых психологических проблем детства находится за рамками индивидуальной консультативной помощи. Устранение их причин и источников может быть осуществлено только в русле коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования, а главное — в результате коренного оздоровления социальной, культурной, материально-бытовой и других сторон жизни семьи.

Что же касается индивидуально-психологической помощи, то в сложившихся в настоящее время условиях она, очевидно, может быть направлена на поиск и определение таких конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям (в том числе и к существующей системе общественного воспитания), которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности, способствовали бы нормализации и оздоровлению микросоциальной среды, в которой он растет.

Источник