Нарушение развития слепоты у ребенка

Нарушение развития слепоты у ребенка thumbnail

Причины слепоты и нарушения зрения у детей

Правильной оценке относительной значимости различных причин нарушений зрения, а также сравнению их роли в разных странах и внутри страны в различные периоды времени способствовало введение двойной классификации, в которой для каждого ребенка пораженная «анатомическая структура» сопоставляется с этиологическими факторами, разделенными на категории в зависимости от возраста их воздействия.

Сначала эта классификация была использована в развивающихся странах, в настоящее время она применяется при исследованиях и в индустриально развитых странах; классификация приведена в таблице ниже.

Данные из различных источников за 1999 год, собранные или переработанные в соответствии с данной системой классификации, представлены в таблицах ниже. Большая часть данных по развивающимся странам получена при обследовании детей из школ для слепых; данные по индустриально развитым странам в основном взяты из регистров слепых. Поражения более высоких отделов зрительных путей при преждевременных родах преобладают в наиболее богатых странах. В беднейших странах преобладает приобретенная детская патология, вызывающая рубцевание роговицы.

Для повторного анализа по регионам в период между 1999 и 2010 годами было опубликовано недостаточное количество данных. Однако снижение смертности и слепоты в азиатских странах может быть связано со снижением частоты коревой инфекции и недостаточности витамина А среди детей дошкольного возраста. Во многих регионах катаракта — наиболее значимая излечимая причина слепоты у детей.

Структура этиологических факторов нарушения зрения у детей в отдельно взятой стране определяется соотношением между биологическими, экологическими и социальными факторами развития заболеваний глаз, а также доступностью методик и средств их лечения и профилактики. Этим вызваны региональные различия относительной значимости различной патологии, но возможно, нельзя сравнивать данные из различных источников или из источников, использующих разные определения случая.

Основные национальные тенденции зависят от определяемого экономическим и социальным развитием соотношением между факторами риска и мерами по лечению или профилактике. Например, в индустриально развитых странах частота офтальмии новорожденных и других причин рубцевания роговицы значительно снижена, но возросло число церебральных нарушений зрения, ROP и наследственных дистрофий сетчатки.

Врожденные катаракты остаются важной причиной тяжелого снижения зрения во многих развивающихся странах, несмотря на недавние значительные успехи в лечении этой патологии в индустриально развитых странах. Наиболее заметные изменения произошли в странах «среднего достатка» — в Латинской Америке и Восточной Европе, где в настоящее время ROP является наиболее частой причиной слепоты у детей. Вероятно, что эта тенденция продолжается в быстро развивающихся странах Азии, где повышается качество неонатальной помощи и повышается выживаемость недоношенных детей.

Относительная значимость различных заболеваний также варьирует в зависимости от того, какая степень нарушения зрения подлежит изучению. Значение альбинизма и врожденной катаракты выше при обследовании детей с любыми степенями нарушениями зрения (нарушения зрения, в т.ч. тяжелые или слепота), тогда как ROP и церебральные нарушения зрения становятся более значимыми, если исследуются только слепые дети.

Полученные картины могут различаться в зависимости от того, изучается ли встречаемость или заболеваемость, поскольку важную роль может играть выживаемость. Исследования, ограниченные детьми среднего и старшего школьного возраста с имеющимся снижением зрения (встречающиеся случаи) недооценивают число детей за счет заболеваний, связанных с ранним летальным исходом, например рубцеванием роговицы при острой недостаточности витамина А или зрительными нарушениями, связанными с крайне низким весом при рождении или тяжелыми системными заболеваниями.

Такие искажения могут быть особенно выраженными в странах, где доступ к врачу-специалисту затруднен.

Данные, приведенные в статьях на сайте, не учитывают детей с нарушениями зрения вследствие только недиагностированных или некорригированных аномалий рефракции. Они составляют огромное количество детей — в настоящее время, возможно, 2 миллиона — большинство из которых живут в Юго-Восточной Азии и страдают некорригированной миопией.

Классификация причин нарушения зрения и слепоты у детей
Причины слепоты у детей в различных регионах мира
Причины слепоты у детей в различных регионах мира
Частота слепых детей и их излечимых причин

– Также рекомендуем “Меры профилактики слепоты и нарушения зрения у детей в программе VISION 2020″

Оглавление темы “Эпидемиология болезней глаз”:

  1. Проблемы эпидемиологии глазных болезней – офтальмологической эпидемиологии
  2. Критерии ребенка с нарушением зрения
  3. Нарушения зрения у детей как причина инвалидности
  4. Эпидемиология нарушения зрения и частоты слепоты у детей
  5. Причины слепоты и нарушения зрения у детей
  6. Меры профилактики слепоты и нарушения зрения у детей в программе VISION 2020

Источник

Слепота у детей диагностируется уже в первый месяц жизни ребенка в тот самый период, когда у ребенка впервые появляются несвязные движения глазок.

Если во время обследования глаз ребенка врачом-офтальмологом в возрасте 31-й недели появляется подозрение, что у ребенка зрачки плохо реагируют на свет, необходимо в полном объёме обследовать глазки ребенка.

Дело в том, если имеется плохая реакция зрачков ребенка на свет, можно в полнее обоснованно предположить, что у ребенка слепота обоих глаз. Если у ребенка слепота обоих глаз, то в возрасте четырех месяцев и старше, то свидетельствующим признаком этого будет ярко выраженное неспособность фиксировать взгляд.

Причины врожденной слепоты

Врожденная слепота у ребенка может иметь, как явные причины, которые влекут за собой структурные изменения глаз, так и латентные, то есть скрытые, без видимых структурных изменений. Давайте рассмотрим и немного разберем их.

— Аниридия –  порок развития цветной структуру глаза, может быть врождённым или приобретённым. Данный порок развития, диагностированный при рождении, встречается значительно чаще, чем приобретенный.

— Врожденная катаракта – весьма распространённое врожденное заболевание. Диагноз врожденная катаракта ставиться более чем в 50% случаях. Среди всех патологий глаз диагностируемых при рождении, эта патология является самой распространённой. Для неё характерно как одностороннее развитие (на одном глазу), так и двухстороннее (на обоих глазах), кроме этого она может развиваться параллельно с другой патологией глаз.

— Ретинопатия недоношенных – порок врожденного развития, при котором нарушается развитие сетчатки в силу воздействия различных факторов, среди которых: преждевременные роды, ИВЛ (искусственная вентиляция легких), кислородная зависимость, воздействия инфекций в период развития плода, общая незрелость.

— Гипоплазия зрительного нерва – чаще всего это врожденный дефект развития, чем приобретенный, при котором размер диска зрительного нерва маленький в результате недоразвития нервных волокон. К причинам относят СЗРП (синдром задержки развития плода), гормональный дефицит во время беременности, употребление алкоголя и табака, наркотических веществ в первые три месяца беременности, некоторых специфических препаратов, например, стероидов, лекарственный препаратов от простуды в последующие месяцы беременности. Гипоплазия зрительного нерва может быть односторонней, двусторонней, изолированной. Часто протекает совместно с косоглазием, двусторонняя гипоплазия в ряде случаев сочетается с синдромом Морсье.

— Врожденная атрофия зрительных нервов – возникает при полном или частичном разрушении волокон зрительного нерва с последующей заменой их соединительной ткани. Причина врожденной атрофии зрительного нерва носит наследственно-генетический характер развития, чаще всего встречается болезнь Лебера. Различаю первичную и вторичную атрофию зрительного нерва. У детей врожденная атрофия зрительного нерва встречается редко.

— Врожденное нарушение сумеречного зрения – имеет наследственно-генетическую природу развития. При данной патологии нарушается адаптация глаз к условиям с плохой освещенностью (сумерки, темнота, искусственное затемнение). Очень часто наблюдается при синдроме Ашера, наследственном пигментном ретините и другой патологии передающейся по наследству. Симптомы этого заболевания заметны уже в раннем возрасте, наблюдается сужение полей зрения и снижение зрения. Снижение зрения при этой патологии не поддается лечению. Дети с такой патологией боятся темноты, поэтому часто кричат и плачут.

— Ахроматопсия — это  врожденная патология, для которой характерно полное отсутствие цветового восприятия. Заболевание имеет две формы: палочковая монохромазия и колбочковая монохромазия. При палочковой монохромазии отсутствуют колбочки, поэтому человек видит весь мир в сером цвете, а вот при колбочковой монохромазии мир воспринимается только в каком-то одном оттенке цвета.

— Выраженные аномалии рефракции –  миопия, гиперметропия, астигматизм.

Обследования для выявления слепоты у детей

— Для выявления той или иной причины, необходимо собрать данные о ребенке, матери и отца, а также о наследственных заболеваниях, как протекала беременность, в какой срок родился ребёнок, антропометрические данные ребёнка.
— Оценивают способность ребенка фиксировать взгляд
— Оценивают реакции зрачков на свет, их симметричность
— Определяют степень рефракции после циклоплегии
— Обязательно необходимо пройти консультацию у невролога
— Если у ребенка имеется неврологическая симптоматика, назначают КТ и МРТ головного мозга.

Лечение слепоты обоих глаз у ребенка

Лечение слепоты обоих глаз у ребенка может быть разным и проводится на основании установленной причины, поэтому носит индивидуальный и специфический характер. Лечение проводится под наблюдением офтальмолога, педиатра и невролога.

Источник

Причины врожденной слепоты и задержки зрительного развития

а) Оценка зрения у ребенка. Состояния, приводящие к снижению остроты и сужению поля зрения, весьма распространены и часто связаны с системными расстройствами. Следовательно, необходимы тщательный сбор анамнеза и осмотр. Полное офтальмологическое обследование включает в себя офтальмоскопию, оценку остроты зрения и измерение полей зрения. У младенцев и маленьких детей такие исследования затруднительны (Hoyt et al., 1982).

Исследование должно включать в себя оценку рефлекторных реакций, таких как зрачковый рефлекс на свет, который достоверно присутствует после 31 недели гестации. Мигательный рефлекс на световой раздражитель развивается примерно в это же время (рефлекс на ослепляющий свет), но реакция мигания при опасности ненадежна и возникает позже. Фиксация объекта и слежение присутствуют с самого раннего возраста. Младенцы поворачивают голову в сторону рассеянного света в возрасте нескольких дней.

Человеческое лицо на расстоянии примерно 30 см является лучшим объектом для фиксации. Слежение за объектом в вертикальной плоскости особенно полезно при осмотре, так как вертикальные движения глаз не являются случайными, следовательно, они более надежны, чем горизонтальные. Нистагм, вызываемый поворачиванием ребенка вокруг оси тела, присутствует у нормальных доношенных младенцев, но исчезает в течение нескольких секунд при зрительной фиксации, тогда как у слепых детей он может длиться в течение 15 секунд.

Для измерения остроты зрения должны использоваться стандартные таблицы, разработанные с этой целью. Однако такая методика практически неприменима у детей, которые еще не умеют говорить. В этих случаях оценку остроты зрения можно провести методом преимущественной фиксации взгляда (McDonald et al., 1985; Atkinson и van Hof-van Duin, 1993); при отсутствии стандартизованных тестов могут применяться функциональные методы. Дети могут считаться слепыми, если очевидно, что они ничего не видят или если они замечают большие объекты на расстоянии всего нескольких футов (Jan et al., 1977).

Аналогично можно применять стандартные методы периметрии, такие как периметрия по Гольдману. У маленьких детей поле зрения обычно исследуется с помощью конфронтационных методик.

Иногда нужны дополнительные исследования для оценки зрительных путей. Регистрация вызванных потенциалов зрительного нерва при вспышках — замечательная методика объективной оценки сохранности зрительных путей (Baker et al., 1995). Положительная корковая волна с максимальной задержкой 300 мс впервые появляется на 30 неделе гестации. Затем на протяжении последних 10 недель гестации происходит еженедельное уменьшение примерно на 10 мс (Taylor et al., 1987; Leaf et al., 1995).

В возрасте примерно трех месяцев морфология и задержка вызванных потенциалов зрительного нерва уже относительно зрелая, но в более ранний период интерпретация результатов все еще затруднена. Для получения дополнительной информации о зрительной оси могут использоваться другие методики регистрации вызванных потенциалов зрительного нерва (ВПЗН), такие как паттерн-ВПЗН, регистрации ВПЗН при ориентации в движении и при поиске. Могут применяться дополнительные тесты для оценки зрения, например, электроретинография при диагностике многих заболеваний сетчатки.

При обследовании детей с потерей зрения центрального генеза используются лучевые методы исследования нервной системы (Flodmark et al., 1990); они могут выявить патологию головного мозга, например, отсутствие прозрачной перегородки или агенезию мозолистого тела. Кроме того, лучевые методы диагностики помогут выявить поражения зрительной лучистости, особенно дилатацию задних рогов и перивентрикулярную лейкомаляцию (Van Nieuwenhuizen и Willemse, 1988; Scher et al., 1989).

Данные обследования ребенка не только подтверждают диагноз заболевания, но также используются как основа для начала развивающих занятий для детей с потерей зрения. Понятие потери зрения определяется по-разному. В Канаде и США с юридической (правовой) точки зрения слепотой считается дальнозоркость не более 20/200 (0,1) на лучшем глазу с коррекцией, или наибольший размер поля зрения должен быть не более 20°. В Соединенном Королевстве таким показателем считается острота зрения 3/60 (0,05.).

Эти определения неприменимы к маленьким детям, так как измерение остроты зрения в некоторых клинических ситуациях не всегда точно. К тому же острота зрения и зрительные функции развиваются со временем. Следовательно, маленькие дети, у которых острота зрения по взрослым стандартам снижена, возможно, и не имеют ухудшения зрения по сравнению со сверстниками.

Амблиопия клинически определяется как значительное снижение остроты зрения, несмотря на адекватную коррекцию аномалий рефракции (Friendly, 1987). Это наиболее частая причина монокулярной потери зрения. Обычно при обследовании выявляются факторы, ведущие к амблиопии, а именно, анизометропия, косоглазие, монокулярная зрительная депривация или их комбинация. В отличие от многих причин потери зрения, амблиопия лечится, что ведет к повышению остроты зрения.

Причины детской слепоты или тяжелого расстройства зрения

б) Признаки ранней двусторонней потери зрения. Врожденная слепота обычно легко диагностируется, за исключением младенцев с тяжелой недостаточностью когнитивных и реляционных функций, у которых трудно дифференцировать слепоту и безразличие к окружающему.

Наиболее часто встречается потеря зрения при поражениях прегеникулярных зрительных путей. Дети с поражением хориоидеи и/или сетчатки обычно давят на глаза пальцами (Jan et al., 1983). Механизм этого окуло-дигитального феномена может быть связан с вызыванием фосфенов и других зрительных ощущений механического давления. Интенсивное надавливание ребенком на глаз должно вызвать подозрение о наличии заболевания сетчатки. Это особенно часто наблюдается у слепых детей с задержкой умственного развития.

Снижению остроты зрения, вызванного атрофией зрительного нерва или другими поражениями прегеникулярных путей, часто сопутствуют патологические движения глаз по типу «ищущих» или блуждающих в случае полной слепоты, или по типу врожденного нистагма при некотором сохранении полезного зрения или полном восстановлении после раннего периода полной слепоты (Jan et al., 1986). Большая часть центральных причин зрения не всегда проявляются такими блуждающими движениями глаз (Whiting et al., 1985); однако в этих случаях можно наблюдать глазодвигательные апраксии и дискинетические движения глаз (Matsuba и Jan, 2006).

Кроме развития визуальной дисфункции, слепота может вызывать и такие неврологические проявления как гипотония и задержка моторного развития (Jan и Scott, 1974). Тем не менее, значительная задержка никогда не объясняется расстройствами зрения. Sonksen (1993) наблюдала 600 детей с тяжелыми расстройствами зрения и тщательно оценивала их речевое развитие и социальные навыки. Она настаивала на необходимости ранней диагностики и лечении таких детей с целью компенсации развивающейся уязвимости.

Ухудшение зрения также может вызывать патологические изменения на ЭЭГ, в частности, спайки в затылочных отведениях, которые, возможно, являются отражением деафферентации затылочной коры (Jan и Wong, 1988). Такие пики при отсутствии клинических проявлений и припадков не являются признаком эпилепсии и не требуют лечения.

Врожденную слепоту бывает трудно отличить от задержки зрительного созревания (Tresidder et al., 1990; Fiedler и Mayer, 1991). Это состояние определяется как ослабление или отсутствие зрительных реакций при нормальном офтальмостатусе, присутствующее с рождения, с последующим улучшением в течение нескольких месяцев. Диагноз ставится ретроспективно и при исключении другой патологии зрительного анализатора. Важно, что зрение улучшается со временем, но может не восстановиться полностью, так как задержка зрительного созревания часто связана с глазной и системной патологией.

Существует несколько классификаций задержки зрительного развития. Uemura et al. (1981) использовали классификацию, выделяющую три типа заболевания: тип I включал пациентов с задержкой зрительного созревания при отсутствии других аномалий; тип II — пациенты с задержкой зрительного созревания и системными заболеваниями, такими как припадочные расстройства или когнитивные нарушения; тип III — пациенты с задержкой зрительного созревания и сопутствующей патологией зрения. Таким же образом, Fielder и Mayer (1991) различали четыре типа: тип I без поражений органа зрения и ЦНС; тип II при наличии сопутствующей неврологической патологии; тип III — дети с альбинизмом и младенческим нистагмом; и тип IV, при котором присутствует тяжелые структурные изменения глаз.

Клинически при улучшении зрительных функций у некоторых младенцев появляется «блуждающий» нистагм. Часто наблюдается транзиторное косоглазие. При офтальмоскопии патологии не выявляется, но у младенцев диск зрительного нерва бледнее, чем у детей более старшего возраста, и глазное дно и макула могут быть несколько крапчатыми, что может быть принято за атрофию диска зрительного нерва или ретинопатию. Вызванный ответ зрительного нерва при замедленном созревании может иметь аномальную форму, включая отсутствие негативного зубца после первого потенциала (Mellor и Fiedler, 1980) и возросшую задержку вызванного ответа. Электроретинограмма (ЭРГ) обычно нормальна.

Выздоровление происходит в возрасте 4-6 месяцев, хотя это зависит от типа заболевания. У детей с системными заболеваниями прогноз хуже. У некоторых младенцев могут сохраняться нистагм и низкая острота зрения. Причина этого состояния неизвестна.

– Также рекомендуем “Причины ухудшения зрения у ребенка при поражении зрительной коры”

Редактор: Искандер Милевски. Дата публикации: 8.1.2019

Источник