Нарушение развития личности ребенка в семье

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание  иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а так же детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости.

Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, ус­тановках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанно­стями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психоло­гическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами раз­личных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:

  • реальное взаимодействие родителя с ребенком;
  • отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;
  • отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:

  1. Особенности личности родителей и форм их поведения.
  2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образо­вания.
  3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
  4. Диапазон средств воспитательного воздействия.
  5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.
  6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

В своем многолетнем исследовании Н. Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения:

  Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка

Группа

се­мей

Подгруппа

Характеристика профиля родительского отношения

Благо­приятные

Понимающие

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуа­ции, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях

Покрови­тельствую­щие

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диа­лог, считают свою точку зрения единственно правильной

Безразличные

Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ре­бенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе

Неблаго­приятные

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отверже­ния ребенка, большим количеством запретов, приказов. Роди­тели уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отноше­ния отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожно­стью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в пра­вильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ре­бенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амби­валентностью

Отстраненные

Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожи­дания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и пережива­ний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны

Читайте также:  Королькова развитие ребенка в кружке подготовка к школе скачать книгу

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он счита­ет, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

  • когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полно­стью отвергают его;
  • когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов меж­ду супругами;
  • когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «раз­любить» ребенка или уйти из семьи;
  • когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
  • когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять пе­реживания ребенка.

В одном из своих исследований А. С. Спиваковская выделила несколько ти­пов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воз­действия:

«Семья — санаторий».Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки не­рвной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражи­тельности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изме­нения ситуации.

«Семья — крепость».Родители стараются поступать подчеркнуто правиль­но, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация вни­мания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Се­мья — крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенно­му риску невротических заболеваний.

«Семья — третий лишний».В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и не­совершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполно­ценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких де­тей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обра­щения с детьми (СООД), включающего в себя диапазон от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД — это «поведение родителей, по отношению к ребенку сопровождаю­щееся нанесением физической, психической и нравственной травмы».

Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при посещении ребен­ком детского сада и становятся предметом внимания педагогов и психологов.

Родительское воспитание представляет собой единство трех основных компонентов – отношения к ребенку, представлений о нем и способов воздействий (контроля, наказаний, поощрений, предъявления требований и т. д.). Различные системы воздействий и способов обращения родителей с ребенком обозначаются как  «тип воспитания» (Захаров А. И., Эйдемиллер Э. Г., Шефер), «тактика воспитания» (Андреева Г. М.), «модель родительского поведения» (Баумринд), «стиль воспитания» (Кован Ф. А., Кован К. П.).

Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов и сбоев во внутренней картине здоровья ребенка, и как следствие нарушения психологического здоровья.

В. И. Гарбузов с соавторами выделили три типа неправильного воспитания:

1. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагиро­вания, сочетающиеся с жестким контролем, регламен­тацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме – реального отказа от ребенка, помеще­ния его в интернат, психиатрическую больницу и т. д. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недос­татком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.

2. Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выра­жается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, му­зыка, фигурное катание, технические и спортивные круж­ки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооцени­вают реальные психофизические особенности и ограни­чения ребенка.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в преддошкольном возрасте

3. Воспитание по типу В (эгоцентрическое) – «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» –  культивирование внимания всех членов семьи на ребен­ке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания.

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь самого ребенка.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке  сочетается с мелочным конт­ролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешитель­ность, неумение постоять за себя.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребен­ка, чрезмерное покровительство и обожание, резуль­тирующие непомерно высокий уровень притязаний, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует форми­рованию психопатий истероидного круга.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потреб­ностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощуще­нии родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно мас­кируется преувеличенной заботой и вниманием, но вы­дает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы.

5. Повышенная моральная ответственность: не соот­ветствующие возрасту и реальным возможностям ребен­ка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответст­венности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – все это естест­венно сочетается с игнорированием реальных потребнос­тей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Е.Т. Столин и В.В. Столин добавили еще несколько типов неадекватного родительского (ма­теринского) отношения к ребенку.

1. Отношение матери к сыну  как к «замещающему» мужу: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубой форме подобное отношение выливается в присвоении ребенку статуса «главы семьи».

2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка, что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обес­печения симбиотических связей с ним.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребен­ку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим пове­дением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице – как об отсутствующем.

4. Воспитательный контроль посредством вызова чув­ства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родитель­скую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие са­мостоятельности сковывается постоянным страхом оказаться виноватым в неблагополучии родите­лей, отношениями зависимости.

Читайте также:  Роль среды воспитания и режима для правильного развития ребенка

П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение и развитие тревожности у  ребёнка:

1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.

3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.

6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.

СураниРиццо выделили 3 типа родительского отношения, патогенных для эмоционального развития ребенка: эмоциональное отвержение, гиперопека и обращение с ребенком по принципу «двойной ловушки» (указание к действию ребенку дает родитель под страхом наказания, затем следует положительное эмоциональное подкрепление действия, а затем – указание, не позволяющее выйти ребенку из ситуации общения).

«Эмоциональное отвержение- это неэффективное родительское отношение, которое проявляется в недостатке или отсутствии эмоционального контакта родителя и ребенка, нечувствительности родителя к потребностям ребенка». Оно может быть явным и скрытым.

Э.Г. Эйдемиллери В.В. Юстицкис выделили личностные проблемы родителей, обуславливающие эмоциональное отвержение ребенка:

1. Неразвитость родительских чувств из-за:

а) отвержения самого родителя в детстве;

б) личностных особенностей родителя;

в) отсутствия места для ребенка в жизненных планах родителей.

2. Проекция на ребенка своих негативных черт – борясь с ними у ребенка, родитель извлекает эмоциональную выгоду для себя.

3. Стремление искоренить у ребенка черты нелюбимого супруга.

4. Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка.

 А.И.Захаров говорил о гиперопеке матери по отношению к ребенку, т.е. сверхзаботе, сверхзащите, связанной с контролем, занижением реальных способностей и потенций ребенка. Гиперопека может указывать на неуверенность родителя в себе, что связано с противоречивостью его личности, заниженной (либо неустойчивой) самооценкой.

Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариан­том нарушенного родительского поведения является ма­теринская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического раз­вития. Нередко эти нарушения необратимы.

Не только грубые нарушения родительского пове­дения сказываются на ходе психического развития ребен­ка. Разные стили ухода и обращения с ребенком, начи­ная с первых дней его жизни, формируют те или иные особенности его психики и поведения.

Список используемой литературы 

  1. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 568.
  2. Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. -1985. -№4.
  3. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностики, консультации, тренинг. -Я.: Академия развития, 2001.
  4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. Дубровиной. – М.: 1999.
  5. Родители и дети: психология взаимоотношений // Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003.
  6. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». -2009.- № 7
  7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001.
  8. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служюба в детских дошкольных учреждениях разных типов. – Ростов н/Д., 1993.
  9. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: 1983.
  10. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М.: 1996.
  11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. 

Автор: 
Бровко Н.С.

Источник