Нарушение привычной ситуации при развитии чувств и эмоций у ребенка может привести к

Марина Осипенко, психолог

Содержание

Эмоциональная сфера у ребенка начинает свое развитие задолго до того, как он приобретает навыки хождения и говорения. Дети проходят долгий путь к освоению эмоций в отличие от взрослых людей, которые знакомы с его многообразием. Некоторые чувства у ребенка и их проявления являются врожденными. Это гнев, страх и любовь. Однако первое время после появления малыша на свет, эти чувства являются трудно различимыми. Во время знакомства с окружающим миром и близкими людьми, младенец проявляет эмоциональные реакции, узнавая ситуацию, в которой оказывается. Их неоднократное повторение закрепляет в нем определенное эмоциональное поведение. Поэтому чем больше стабильных, узнаваемых процессов происходит в жизни малыша, тем скорее в нем закрепится та или другая эмоциональная реакция.

Если дети младенческом возрасте подвергаются стрессовым ситуациям — когда они не знают, как реагировать, эмоциональная сфера становится неустойчивой, они испытывают дискомфорт, самовосприятие нарушается. Впоследствии это может привести к тому, что дети будут страдать от нарушений эмоциональной системы. В чем это проявляется?

  • Трудно понимать свои эмоции и чувства других людей;
  • необъективная реакция в ответ на внешние раздражители;
  • агрессия;
  • страхи;
  • невозможность установить контакт;
  • сдерживание чувств.

О каких еще нарушениях в эмоциональной сфере ребенка необходимо знать родителям? В каких случаях они могут самостоятельно помочь детям, а в каких необходимо найти телефон специалиста — психолога, невролога — и, обговорив условия личного приема, записаться к врачу? Ответы на эти вопросы, а также, практические рекомендации взрослым можно найти в данной статье.

Как развиваются эмоции у детей?

Пока дети маленькие, их эмоциональная сфера существует на уровне инстинктов. Дети при помощи выражения чувств адаптируются к процессам, которые происходят в жизни, сталкиваясь социальным, психологическим и физическим взаимодействием. Инстинкты, которые руководят младенцем, формируют в нем восприятие окружающих людей, а также приводят к развитию эмоций в чистом виде.

Сначала малыш чувствует инстинкты, основанные на органических потребностях. Они связаны с получением удовольствия или дискомфортом. Опираясь на эти же процессы, ребенок бессознательно переживает комплекс оживления, а также, страх или злость. В самом начале эмоции ребенка являются безусловными, по мере взросления, он проявляет их в ответ на поведение и чувства близких людей.

Когда дети растут, вместе с ними формируется их эмоциональная сфера. За ее становление отвечают базовые потребности, эмоции родителей и собственные чувства. Позже ребенок связывает собственные эмоции с поведением — он испытывает радость от позитивных поглаживаний, которые ему дают мать и отец, а также, может чувствовать разочарование, грусть, боль.

Эмоциональная сфера ребенка, вместе с тем, подвергается влиянию со стороны близких значимых людей, в частности, того, какие установки они передают — они могут быть вербальными или проявляться на уровне отношений. Так, например, если запрещать ребенку злиться, плакать или проявлять желание отомстить другому, он будет понимать, что такие эмоциональные реакции являются нежелательными, не принимаются родителями.

Кроме того, что получают от матери и отца, дети, также строят свою систему ценностей — они начинают фантазировать, что если быть послушным, говорить о любви родителям, хвалить их, то в ответ тоже можно получить много приятного — любовь, радость, восхищение, похвалу. Если проанализировать жизнь ребенка с младенческого возраста, учитывая особенности воспитания, родительские установки, принципы, которые сформировались у него, то станет понятно, по каким причинам некоторые дети переживают нарушения эмоциональной сферы.

Какие нарушения бывают у детей?

Специалисты связывают развитие эмоций у ребенка с его волевой сферой. Детская психика отвечает за процесс саморегуляции чувств и поведения. Так, мы можем наблюдать, как одни дети хорошо управляют собой, их психические и поведенческие процессы, чаще всего, являются произвольными, однако, у других, действия отличаются непроизвольным характером.

Это значит, что дети часто поступают необдуманно, повинуются чувствам, игнорируя разум. Родители в таких случаях характеризуют ребенка следующим образом: он совсем не думает о том, что говорит и делает. Так, можно предположить, что дети страдают от нарушения в эмоциональной сфере, если у них появляется следующее поведение:

  • чрезмерная впечатлительность;
  • страхи и фобии;
  • повышенная возбудимость — особенно в напряженных, новых ситуациях или перед сном;
  • робость и застенчивость, которые мешают устанавливать контакты с окружающими;
  • эмоциональная заторможенность;
  • агрессивное поведение, склонность к насилию;
  • отсутствие контроля над чувствами радости или грусти;
  • раздражительность и плаксивость;
  • капризное поведение;
  • инфантилизм;
  • тревожность, расторможенность;
  • демонстративность.

Заметив подобные признаки, мать и отец должны задуматься — что послужило причиной их появления, составить план действий для коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка. В некоторых случаях это можно сделать самостоятельно, однако в большинстве — следует найти телефон специалиста, который имеет опыт работы с детьми в этой области и записаться к врачу.

Чем могут помочь мать и отец?

Могут ли взрослые самостоятельно, без вмешательства специалиста оказать помощь детям? Да, если станут соблюдать следующие рекомендации.

  • Необходимо проанализировать детство ребенка, условия, в которых он живет, чтобы предположить — какая причина послужила развитию эмоциональных нарушений.
  • Хорошо, если мать и отец, также, посмотрят на свою жизнь со стороны — удовлетворены ли они тем, что в ней происходит? Испытывают ли чувство радости и счастья от отношений, позволяют себе быть искренними и откровенными? Часто, когда взрослые живут противоположным образом, дети бессознательно отражают их состояние — злятся, если взрослые не позволяют себе испытывать гнев, жалуются на жизнь и все, что у них есть, проявляют агрессию, когда родители не разрешают себе выражать чувства.
Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка мосты

Кода пора записаться к врачу?

Если дети не умеют контролировать свои эмоции, и последствия негативного поведения являются разрушительными для психики и отношений с другими людьми, возможно, таким образом, ребенок удовлетворяет какую-то потребность. Чем младше дети, тем больше им требуется любви, заботы и внимания со стороны близких. Если в жизни им этого не хватает, то желание получить общение и установить контакт может проявляться через нарушение эмоционально-волевого поведения. Необходимо записать ребенка на прием к врачу в том случае, если вышеприведенные рекомендации не приводят к результату — ребенок не становится спокойным, не умеет управлять собой, его поведение необъективно. Консультация психолога и невролога является обязательной — ребенку будут назначены коррекционные занятия, возможно, медикаментозная поддержка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Пырьев. Е. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. = 2012. – ВАК
  2. Социальные функции эмоций / Горбунова М. Ю. // Научный журнал КубГАУ. = 2011. – №67
  3. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций / Овсянникова В. В. // Психология. Журнал высшей школы экономики. = 2014. – №1

Источник

Young Girl. By Rika De Klerk. Источник: https://www.pinterest.ru/

Как показывает педагогическая практика, многие современные дети в младшей и даже средней школе не знают определений человеческих состояний: опустошение, томление, тоска, печаль, скорбь, злорадство, зависть, тщеславие… Этот список можно продолжать. Если человек не знает точного слова для выражения своих чувств, значит, он плохо осознает свое состояние. Почему это происходит? – Потому что ребенка никто не научил называть чувства своими именами. Сделать это можно, разговаривая по душам и совместным чтением. Зачем это нужно? Жаль, что не существует статистики о возможном влиянии на характер ребенка непрочитанных книг и несостоявшихся разговоров по душам.

Осознанные, осмысленные чувства дают человеку энергию, а непроявленные, наоборот, отбирают силы. Часто человек, которого в детстве не научили определять свои чувства, заявляет «Мне ничего не нужно, я ничего не хочу» (но это не так, он просто не знает, что он чувствует). Такой человек своим внешне благополучным состоянием вводит окружающих и самого себя в заблуждение. Он может испытывать депрессию любой глубины, опустошение и горечь. Но не умеет об этом ни с кем говорить, потому что в детстве его к этому не приучили. Эмоциональное пренебрежение к себе делает человека независимым и самостоятельным. Но внутри его — отчужденность, изолированность, отсутствие близких отношений с другими людьми.

Слепота к чувствам ребенка приводит во взрослом возрасте к мыслям «Я хуже, чем другие». Такой человек подменяет свою человеческую ценность статусом, талантами, способностями или хорошим поведением. Он считает себя хорошим, только если он хороший семьянин, или работник, или талантливый специалист. Он не знает, что он ценен сам по себе. Ведь в детстве он не получил для этого никаких данных.

Как научить ребенка «выходить на чистую воду»

Есть много причин, по которым прекрасные родители оказываются эмоционально слепыми к детям. Сосредоточившись на собственных болевых точках и трудностях, мы считаемся только со своими чувствами. Мы думаем, что дети и так знают, что мы чувствуем, и понимают свое состояние. Так проходит год за годом. Порой родители бывают осведомлены о ребенке куда хуже, чем чужие люди. «Ты поел? Почистил зубы? Будешь завтракать?» У нас нет времени на разговоры по душам. У нас нет времени присмотреться к странным детским реакциям и разобраться, что случилось. Гораздо проще наказать или оборвать, чем выслушать. Детская тревога и страх, обида и злость, отчаяние и разочарование – все эти реакции остаются за границей нашего осознания, и самое главное, за границей понимания ребенка. Незаметно рядом с нами маленький человек теряет контакт со своими чувствами. Черствеет, замыкается, теряет внутренний свет.

Если внимательно наблюдать за ребенком и слушать, что он говорит, вы увидите неожиданные вещи. Вот пример.

Пятилетняя Катя отказывалась причесываться, собираясь в детский сад. Никто не мог понять, почему. Ни уговоры, ни угрозы, ни шлепки (чего уж там) не помогали. «Будешь ходить, как баба-яга, и над тобой все будут смеяться в группе!» «Ты что меня позоришь!» «Прекрати, Катя!» и другие не менее эффективные высказывания не помогали. Не помогали новые заколки и десяток роскошных расчесок на любой вкус. Наконец мама усадила Катю перед собой и начала «выводить на чистую воду». Она задавала вопросы и внимательно слушала ответы. Это очень просто.

Читайте также:  Условие и движущие причины развития ребенка

Что выяснилось в итоге? Катя — девочка аккуратная и ухоженная. Она очень хотела дружить с Леной и Юлей, но они не принимали ее к себе. Сами девочки ходили в детский сад непричесанные, да еще и смеялись над Катей. Девочки завидовали ей, но она этого не понимала. Ребенку казалось, что если она не будет причесываться, то попадет в заветный дружеский круг. Мама рассказала дочери, что такое зависть и что такое дружба. Вопрос с расческой был снят раз и навсегда.

Бывает и наоборот. Мать возвращается домой после трудного дня. Ей досталось от начальства за сорванную сделку. Мало того что критика была несправедливой, так ей еще пригрозили начислить штраф. В испорченном настроении она входит в комнату к дочери. Ее сегодня особенно раздражает беспорядок, и она требует, чтобы дочь убрала у себя в комнате. Дочь упрямится, начинается ссора… В эту минуту матери стоит остановиться и осознать истинный источник своего раздражения. Ведь дело не в непослушании ребенка, а в проблемах по работе.

Порой достаточно просто сесть рядом и с искренним интересом выслушать ребенка. Помочь ему разобраться в своих чувствах – значит не только устранить причину ссор и конфликтов, но и дать ему бесценный инструмент – возможность проявлять в словах, проговаривать все, что лежит на душе. Это чрезвычайно важно во взрослой жизни. При этом у ребенка развивается безопасная привязанность, он чувствует себя уверенно и спокойно в отношениях с родителями. Такие дети и сами постепенно учатся понимать чувства других людей и разбираться в собственных эмоциях. У них лучше работает саморегуляция, они способны быстрее успокоиться. Говорить по душам особенно важно, если в семье по каким-то причинам наступили трудные времена.

1. Прежде всего осмыслите собственные чувства

Во время стрессовой ситуации сделайте паузу и проанализируйте свои эмоции, подумайте, какое влияние они могут оказать на ребенка. Скорее всего, он испытывает такой же стресс, как и вы. Задайте себе несколько вопросов:

– Как называется чувство, которое я сейчас испытываю?

– Что физически происходит сейчас в моем теле?

– Как мои мысли и чувства сейчас отражаются на ребенке?

– Какие последствия они могут принести ему и мне через некоторое время?

Во время напряженной ссоры с помощью этих вопросов вы вдруг осознаете, что на самом деле злитесь, потому что опаздываете на важную встречу. Что сейчас вы неосознанно стискиваете кулаки и расширяете глаза. Вы незаслуженно обижаете ребенка. Научившись проверять себя и обращать внимание на свои текущие, сиюминутные состояния без оценки, без осуждения, отстраненно, вы научитесь беспристрастно анализировать ситуацию со стороны.

2. Сделайте паузу

Прервитесь, чтобы проанализировать слова и чувства вашего ребенка. Если он демонстрирует поведение, которое вас озадачивает или расстраивает, сделайте паузу и представьте все возможные и даже невозможные объяснения его поведения — что он думает, что он чувствует, чего хочет. Наши эмоции многослойны. Мы можем показывать одно чувство, а на самом деле испытывать другое.

Задайте себе несколько вопросов:

– Мой ребенок сейчас встревожен? разозлен? огорчен?

– Какую глубинную потребность он пытается сейчас выразить своими действиями?

– Как я могу помочь ему, чтобы эту потребность удовлетворить?

Например, ребенок заперся в комнате после ссоры с братом или сестрой. Легче всего предположить, что он обижен. Если вы «просканируете» его состояние, то поймете, что он, возможно, чувствует себя отверженным, изгоем, и родительское внимание может это исправить. Даже если его поведение заставляет его демонстрировать злость, возможно, он таким образом прячет тревогу или страх.

3. Вовлекайте ребенка в диалог

Во время ссоры говорить друг с другом бесполезно. Но мы же в пункте 2 делали паузу, помните? По прошествии времени ребенок и сам с готовностью выйдет с вами на разговор. Ведь на самом деле дети умеют прощать гораздо быстрее и проще, чем взрослые. Разговор по душам лучше начинать, когда никто никуда не спешит и ничто не отвлекает вас друг от друга. Хорошее время – перед сном. Сначала расскажите, что чувствуете вы, – без раздражения, без осуждения, без оценки. Теперь спросите у ребенка, что чувствует он. Спрашивать нужно прямо, с помощью открытых вопросов. Здесь важен искренний интерес, желание понять и выслушать.

4. Поддержите ребенка

Ребенок доверяет вам свои чувства. Относитесь к этому бережно и с уважением. После того как вы создали правильный настрой, важно выслушать ребенка, привести его к тому, чтобы он высказал вам свои опасения и тревоги и при этом чувствовал вашу поддержку и принятие. Истинные причины событий и поступков, которые ребенок совершает, могут вас удивить или показаться смешными. Однако в детской жизни нет мелочей. Порой случайные мелочи могут оказать глубокое влияние на всю последующую жизнь маленького человека. Опыт разговора по душам впоследствии сослужит вам обоим добрую службу. Ребенок будет знать, что вы всегда примите его и поможете ему. Этот диалог попадет в копилку вашего совместного опыта, который постоянно будет пополняться и пересматриваться в течение жизни. Если вы сможете достичь душевного взаимопонимания ребенком, пока он еще маленький, это взаимопонимание сохранится с вами на всю жизнь.

Читайте также:  Динамика психического развития ребенка при рда

Детские книги, помогающие настроить эмоциональную близость с ребенком

Есть книги, которые помогают настроиться на душевный разговор. В них чувства называются своими именами. И помимо занимательного сюжета они затрагивают важные психологические вопросы. Читайте вслух с детьми, анализируйте поведение героев, показывайте истинные мотивы их поведения, исследуйте природу чувств. Это простой способ научить ребенка проговаривать свое эмоциональное состояние и укрепить с ним доверительные отношения.

Люсино детство (Л. Чарская)

Для детей от 6 лет.

Серия “Заветная полка”

Главное достоинство книг Чарской в том, что писательница как никто умеет описывать эмоциональные состояния героев. Нарочитые, экзальтированные, преувеличенные – тем понятнее они для восприятия 6–8-летнего человека. В книге «Люсино детство» повествование идет от лица главной героини, шестилетней Люси. У нее богатый спектр чувств, и каждому из них она подбирает правильное слово. В один прекрасный день у Люси появляется кумир – соседская девочка Аня. Непослушная и строптивая Люся покорена необычным поведением Ани. Люся во всем подражает своему кумиру и не замечает ее избалованности и эгоизма. У Чарской всегда очень точно передаются мотивы страстного детского обожания, и она умеет развенчивать ложные идеалы.

Упрямица (Э. Роден)

Для детей от 7 лет.

Серия “Маленькие женщины”

Когда отец Ильзе, герр Маккет, приводит в дом вторую жену, его любимая дочка совсем отбивается от рук. Она ведет себя безобразно, подстраивает каверзные шуточки, компрометирует ни в чем не виноватую женщину. Отец вынужден отправить свою любимицу в закрытый пансион. Ильзе бунтует. Она искренне ненавидит мачеху и считает ее причиной всех своих несчастий. Если дома она привыкла повелевать всеми, то в пансионе ей, наоборот, приходится подчиняться. Писательница не скупится на описания эмоций девочки. Вся книга посвящена ее внутреннему преображению. Но мы предлагаем читать эту книгу с ребенком, чтобы объяснить, что за вспышками негативного поведения у Ильзе прячется страх потерять любовь горячо любимого отца.

Одна-одинешенька (Ш. Шабрье-Ридер)

Для детей от 12 лет.

Серия “Дорога к счастью”

Шарлотта, главная героиня этой книги, – тот самый отверженный человек, который совсем не умеет правильно оценивать свои чувства и при этом поставлен в трудную жизненную ситуацию. С самого детства у нее не было с матерью эмоциональной близости. Девочка изо всех сил пытается быть идеальной, чтобы доказать окружающим свою ценность. После смерти матери она берет на себя ответственность за ее троих маленьких детей от второго брака… По этой книге можно рассказывать ребенку, что такое обесценивание. Чем раньше он узнает, что это такое, тем легче ему будет в будущем.

Прекрасная второгодница (А. Алексеев)

Для детей от 12 лет.

Серия “Куда уходит детство”

Игорь – умный парень, но влюбленный. Его избранница – рыжая красавица Соня – от идеала далека. Она учится плохо и как будто погружена в сон. Она смотрит на окружающих с равнодушием и презрением. Игорь пытается объяснить себе, что же она из себя представляет. Он ищет помощи у своего старшего брата и знакомит его с Соней. Он же не знает, что в любви помощников не бывает, а бывают только соперники. В подростковом возрасте особенно сложно интерпретировать чужие чувства. Собственно, их трудно интерпретировать даже взрослым. И в этом смысле Алексеев дает «мастер-класс» для молодых людей, которые пытаются научиться понимать девушек.

Я сегодня всех люблю (Н. Карпова)

Для детей от 3 лет.

Серия “Весёлые книжки для малыша и малышки”

У Натальи Карповой стихи всегда эмоциональные. «Я смеяться не хочу, почему же хохочу? / Потому что рыжий пес в одуванчик сунул нос, /И теперь летят за мной /Стайкой легкой, озорной / Парашютики-пушинки, шекоталки-рассмешинки». Из этих стихов летят не только парашютики одуванчиков и радужные мыльные пузыри. В них талантливая языковая игра сочетается с богатой лексикой, они транслируют хорошее настроение. Будь то прогулка, или мечтательная задумчивость, или игры на природе – герои этих стихов, во-первых, всегда проживают настоящий момент, во-вторых, одновременно с этим отчетливо осознают свое состояние и называют его словами: «Про подснежник синий-синий громко-громко запою. Я сегодня сильно-сильно, нежно-нежно всех люблю!»

Посмотреть книги можно на сайте издательства “ЭНАС-КНИГА”

Источник