Народные обычаи и традиции в физическом развитии ребенка

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В.В. Жукене,

 инструктор по физической культуре

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 33 «Радуга», Губкин

Ключевые слова: нравственное воспитание, народные игры,  народные традиции, физическое развитие, малые фольклорные формы.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному: что-то для себя заново открываем, что-то переоцениваем. Но средства народной педагогики в вопросах воспитания детей никогда не устаревают, имеют особый смысл и актуальность.

Как жили люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и других сферах заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития. На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, играх. Все это разнообразие несет в себе народное творчество, богатое по своему содержанию [1].

Народные игры – составная часть традиций каждого народа, элемент его духовного заряда, формировавшегося на протяжении длительного периода. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

День сменяет неделю, месяц – год, такие традиционные, сезонные народные праздники, игры, песни существуют для каждого времени года, каждого праздника. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь – живое отражение этой жизни.

В нашем детском саду давно стало традицией ходить зимой с веселыми колядками по группам, затем собираться всем вместе взрослым и детям, и продолжать праздник песнями, шуточными гаданиями, и конечно, играми («Бабка Ежка», «Жмурки», «Два мороза», «Скакалка», «Прялица», «Бубен», «Сокровищница» и др.), встречать и провожать Масленицу играми («Пирог», «Горелки», «Крута гора», «Лапти», «Салки») [2].

Весна в народном календаре ассоциируется с рождением природы; наши предки считали, что своими добрыми делами, игрищами, обрядами помогают весеннему пробуждению природы. И мы с детьми во время образовательной, свободной, досуговой деятельности тоже пытаемся способствовать этому, как и наши далекие предки, через игры «Родничок», «Ручеек», «Летят – не летят», «Коршун», «Пчелы и ласточка». На Пасху помимо других традиционных развлечений играем в игры с крашенками. На смену весне приходит лето со своими традициями, праздниками: это и Троицкие игры «В кресты», «Венок», «Ерыкалище», и игры на Никиту-гусятника «Гуси-гуси», «Волк и гуси», «Утка и селезень», и Купальские забавы, и народная спортивная игра «Городки», и много-много других забав [3].

Плавно выплывая из лета, осенняя пора набирает свою золотую силу. Осень так же неповторима своими традиционными обрядами. Когда убран урожай, вспахана земля, дождливым осенним вечером можно собраться на посиделки, где можно и песни спеть, и устроить конкурс скороговорок, и конечно, в интересные игры поиграть, традиционные для этого времени года: «Огородник», «Капуста», «Заря-зарница», различные варианты игры «Пятнашки», «Золотые ворота», «Узнай, кто?», «Жмурки» и др.

Привлекательны для детей в русских играх различные попевки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки и другие формы малого фольклорного жанра. Неоспорим тот факт, что особая значимость в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит фольклору.

В своей работе с дошкольниками мы широко применяем разные формы малого фольклорного жанра для развития двигательной активности и оздоровления: под масленичную песню дети с удовольствием выполняют упражнения для ступней под попевку «Жаворонки» делают массаж биологически активных зон, отгадывая загадки, выполняют упражнения – отгадки и т.д.

Считалки приучают детей уже со среднего возраста к самостоятельному, честному выбору водящих в играх. Со скороговорками, потешками дети выполняют различные движения, упражнения, сто делает их для детей более интересными, быстро запоминающимися, ритмичными. С весенними закличками мы делаем зарядку. Используем в своей работе народные песни, мелодии как одну из составляющих нравственного развития и, конечно, как средство физического воспитания.

Традиционным средством всестороннего развития и воспитания в народной педагогике, бесспорно, является сказка. В своей работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, используем сюжеты народных сказок, хорошо знакомых детям и любимых ими. Например, русская сказка «Колобок» стала основой оздоровительных досугов «В гости к Колобку», «Зимнее путешествие Колобка».

Таким образом, используя, традиции народной культуры в физическом воспитании детей помогают не только физически развить ребенка, но и сформировать   устойчивое отношение к культуре родной страны,   создать  эмоционально положительную основу для  развития патриотических чувств.

Читайте также:  Понятие связной речи и ее значение в развитии ребенка

Литература

  1. Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В.П. Ватаман. – Волгоград, 2008. – 43с.
  2. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду/ Л.А. Лялина. – М., 2008. – 56с.
  3. Петров, В.М., Гришина, Г.Н., Короткова, Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей/ В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М., 2002. – 16с.

Источник

наталья Вязникова
Русские традиции, как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Русские традиции

как фактор развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Всем известен термин «Толерантность». Россия многонациональная страна. В настоящее время актуальной является задача сохранения русских национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наши наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Второй момент-это ДА (двигательная активность). Движение-это жизнь, тоже всем известно.

Владение навыками здорового образа жизни, повышение ДА в режиме дня, у взрослых и детей находится на чрезвычайно низком уровне. Одновременно с этим состояние здоровья подрастающего поколения не может удовлетворить современное общество, поскольку не отвечает требованиям общественного производства. Здоровье дошкольников напрямую зависит от уровня развития их двигательной активности (М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»).

Тем не менее, повысился интерес общества к возрождению русской национальной культуры, происходит переоценка ценностей, однако современные городские семьи не готовы к этому. Только в тех семьях, где сохраняются традиции и преемственность поколений, родители создают все условия для приобщения дошкольников к русской народной культуре, через организацию русских подвижных народных игр, праздников.

Существует и проблема:

-количество изданий по приобщению дошкольников к русским народным играм возрастает, но в то же время нет системной направленности в установлении правил игры, которое складывается на уровне русских национальных традиций и учитывает социальные и духовные ценности русского народа.

Отсутствует материал по истории возникновения каждой из игр.

Нет ярко выраженных компонентов ведения игр.

Повышено внимание общественности к личности современного ребенка, однако нет конкретных телепередач по приобщению дошкольников к русским народным играм.

Сохранение культурного наследия русского народа зависит от того, насколько глубоко и разносторонне проводится работа с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников.

В «Национальной доктрине образования» в качестве одной из основных целей физического образования определено воспитание здорового образа жизни и отмечается необходимость возрождения этнической самобытности народов России, их культур, традиций в самосохранении и саморазвитии личности. Русские традиции, народная культура рассматривается, как средство становления у подрастающего поколения здоровье сберегающего опыта.

Истинно русские календарно-обрядовые праздники -Рождество, Вербное Воскресенье, Пасха, Троица, Покров», «Пасхальный звон», «Масленица»;сезонные игровые праздники: «Осенние гуляния», «Русские игрища», «Прилет птиц».

На Руси всегда умели хорошо работать и отмечать праздники от всей души. Уже сейчас можно утверждать, что в традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое бесполезное время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека.

В русских традициях ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, природа, национальные устои, много юмора, шуток, задора, есть фольклорный текст, и музыка, и динамичность движений, и азарт. Происходит знакомство ребят с традиционными народными традициями воспитания девочек и мальчиков в русских семьях и это привлекает детей в русских народных подвижных играх, хороводах, праздникам – передача социального опыта.

Поэтому приобщение дошкольников к русским народным подвижным играм актуально и соответствует потребностям времени и детского сада. Идет возрождение к народной педагогике (К. Ушинский). Только через народную педагогику возможно приобщение к наследию русского народа.С фольклорно го материала: потешки и прибаутки, пестушки, колыбельные –это то, что мы начинаем делать в яслях, далее загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски – используется в соответствии с возрастными особенностями детей.

В фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит, он является универсальным средством педагогического воздействия на детей, на развитие двигательной активности.

Это игры «городки», «волчок», «биты», «скакалки», «юла», «мишень», «камушки» и другие. История русских игр их сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявлять смекалку и находчивость, быстроту, глазомер и хорошую координацию движений. Игры «Городки», «Горелка», «Лапта», «Палочка — выручалочка». игры, отражающие занятия наших предков женщин и мужчин, их бытовой уклад и деятельность» «Дедушка — рожок», «Встречный бой», «Каравай», «Невод» и другие. Эти игры отражают стремление детей стать сильнее, стать победителем. Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, воспитатели создают наилучший образ путем воображения в движении — собирают ягоды, сеют лен, рубят дрова, вяжут метелки, так как отражается быт, труд людей (отсюда появились игры имитационного характера или игры, связанные с отработкой трудовых действий); национальные устои, представление о чести, любви (игры на выбор партнера, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку.

Читайте также:  Развитие ребенка в тазовом предлежании

Интересны интегрированные занятия, связанные с легендарными русскими богатырями,с историческим прошлым нашего народа можно применять игры: «Единоборство», «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Тяни за булавы», где мальчики могут помериться силой и ловкостью. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали в популярности нынешним современным киногероям. Все это найдет отражение в православных праздниках, например, «Богатыри Земли русской».

Славилась Русь и кулачными боями. Умение показать свою удаль, силу, сноровку, проявить своё «Я» помогут народные игры «Тяни-толкай», «Бои смелых», «Перетяжки». Девочки проявят себя в смекалке, ловкости, плавности движений, аккуратности. Но есть игры, которые учат оказывать знаки внимания к противоположному полу, проявлять с уважением свои симпатии (гендерный подход).

Говоря об инновационных формах приобщении дошкольников к русским народным подвижным играм можно провести фестиваль «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай» на основе русских традиций.

Двигательную активностьможно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физминутки, прогулка, закаливающие процедуры, логоритмика, музыкальные занятия, свободная двигательная деятельность ребенка и т. д.).

У старших дошкольников средний объём составил 16500 движений, продолжительность 315 минут в весенне-летний сезон.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, а включение фольклора в процесс физического развития помогает качественной реализации программы по физическому воспитанию.

Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом достигает 80%. Данные наработки могут существенно обогатить содержание ООП ДО в соответствии с ФГОС.

Детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных – персонажах игр, рассказывают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации,мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнения с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно.

Каждому хочется быть в главной роли, но не все умеют считаться с мнением товарища, справедливо разрешать споры. Здесь нам на помощь приходят мудрые народные считалки. Дети с большим удовольствием их разучивают и применяют как в двигательной деятельности, так и в свободной. Идет обогащение словарного запаса. Дети активно употребляют такие слова, как водящий, ведущий, считалка, поговорка, закличка и т. п. На музыкальных занятиях дети погружаются в образы животных и нарабатывают движения. Также хороводы помогают создать атмосферу

Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Спортивные фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию физических качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа.

Здесь:

– культура движения, выраженная в представлениях о движениях и их особенностях назначении, характере, направленности, о взаимосвязи и взаимозависимости между движениями человека и изменениями в жизни и в природе, о ценностях движения – красота, созидательность, результативность, в самостоятельной двигательной активности и др. ;

– культура телосложения, отраженная в представлениях ребенка о строении тела человека и животного, женского и мужского, физическом идеале, взаимосвязи и взаимозависимости строения тела и возраста, видами деятельности, способах сохранения здоровья и др. ; эмоционально-ценностных отношениях к состоянию своего тела и др. ;

– культура здоровья, включающая представления о своем состоянии, способах сохранения здоровья, детский активный опыт сохранения здоровья в самостоятельной двигательной деятельности.

Таким образом, уровень ДА включает в себя не только объем (количество) движений за единицу времени в период бодрствования детей, но и качество и характер движений (не хаотичные, бессмысленные, импульсивные с агрессивной мотивацией, а осмысленные, с соразмерной возрасту нагрузкой, развивающиекак основные физические качества: быстроту, ловкость, силу и выносливость; дополнительные,влияющие на характер движений: ритмичность, пластичность, гибкость и т. п., так и личностные качества. И этому фольклор-надежный творческий помощник.

Проектная деятельность, включение в перспективное планирование фольклора, как составляющей части любой образовательной области, разработка конспекта занятия, досуга, развлечения- вот далеко не полный перечень деятельности педагогов в реализации повышения и развития двигательной активности воспитанников через ознакомление с русскими традициями.

Источник

Тема: «Народная педагогика в физическом воспитании дошкольников».

Микрюкова Н.Д.

Народная педагогика – это совокупность накопленных и проверенных практикой знаний, умений и навыков. Реализующаяся в повседневной жизни через произведения устного народного творчества, традиции, обычаи, детские игры, она несомненно, содействует физическому воспитанию и развитию дошкольников: укреплению здоровья, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков и пр.

Читайте также:  Ребенок 3 месяцев нервно психическое развитие

Для народной педагогики характерны:

– гуманизм, так как она возникла в народной среде как одно из проявлений культуры и складывалась под воздействием исторических, социально-экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа, служила его интересам, в том числе и сохранению и укреплению здоровья;

– эмпиризм и синкретизм, поскольку на протяжении тысячелетий путем проб и ошибок народом отбиралось только то, что способствовало эффективному воспитанию подрастающего поколения в целом и физическому развитию ребенка в частности при организации всей его жизнедеятельности;

– преемственность, поскольку в постоянной преемственности оказывались цели, задачи и методы воспитания, уровень воспитанности индивида и общества, а также семейные традиции воспитания, в том числе и физического развития детей;

– целенаправленность в воспитании и бучении детей, которая у каждого народа выражалась в существовании определенного идеала, достижение которого являлось важнейшей задачей воспитания;

– универсальность системы народной педагогики (она охватывает все области обучения, воспитания и развития детей: физическое, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и т.д.)

Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы должно обеспечивать гармоничное развитие личности. В частности, физическое развитие направлено на формирование опорно-двигательной системы, развитие физических качеств, равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение основными движениями и подвижными играми с правилами, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и пр.

Для физического развития дошкольников эффективно использовать различные средства народной педагогики.

  • Пословицы. «Найди лишнюю пословицу». Из нескольких зачитанных пословиц о здоровье и здоровом образе жизни дети выбирают лишнюю, которая отражает несколько иную идею, нежели остальные. «Изобрази пословицу». Обеспечивает лучшее понимание смысла пословиц и развития творческих способностей. Ребенок показывает пословицу, а остальные отгадывают ее. «Добрые советы». Обсуждение пословиц.
  • Потешки. Песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
“Мал, мал, не хорош!
Ты водички не принес.
Кыш, пошел!”

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

  • Загадки. Загадываются детям загадки о животных, а они должны совершать имитационные действия, характерные для тех или иных животных. При помощи народных загадок дети знакомятся с органами и частями тела человека.

Зимой — беленький,
Летом — серенький.

Пришла из леса птичница
В рыжей шубке —
Кур посчитать.

Кто зимой всё время спит,
А летом улья ворошит?

Сама крошка, боится кошки,
Под полом живет,
Туда все несет.

  • Считалки. На основе считалок и потешек организуется «Фольклорная гимнастика» и «Гимнастика пробуждения»

Вышли мыши как-то раз 
Поглядеть, который час, 
Раз, два, три, четыре, 
Мыши дёрнули за гири. 
Вдруг раздался страшный звон – 
Убежали мыши вон! 

Раз, два, три, четыре, пять

Негде зайчику скакать,
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами- щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди,
Как попрячемся – иди!

  • Подвижные игры. Это одно из самых любимых и полезных занятий детей. Характерная особенность русских народных игр – движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передача и ловля мяча, сопротивления и т.д.)

Классификация народных игр.

  1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. («Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и т.д.)
  2. Игры, передающие быт русского народа. Знакомят детей с историческим наследием. Сюда входят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. («Невод», «Ворота», «Шишки, желуди, орехи», «Каравай» и т.д.)
  3. Игры, в которых нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. («Горелки», «Ловишки», «Жмурки», «Третий – лишний» и т.д.)
  4. Игры, которые дают детям возможность померяться силой и ловкостью. Интерес к этим играм отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. («Перетяни за черту», «Перетягивание каната», «Бои на бревне» и т.д.)

Народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а главное, с пользой играют в них.

Итак, несомненным достоинством народной педагогики является то, что она располагает огромным арсеналом средств, которые доказали свою жизненность и эффективность, а также пользу в физическом развитии детей. Использование подвижных игр и фольклора в процессе физического воспитания дошкольников возможно, если тщательно подобраны произведения народного творчества, содействующие формированию культуры здоровья и безопасного поведения; применяются разнообразные нетрадиционные методы и приемы их использования в педагогическом процессе; реализуются культурологический, личностно ориентированный и деятельностный подходы.

Используемая литература:

https://ru.rfwiki.org/wiki/Малые_жанры_фольклора

https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-vospitanie-i-razvitie-detey-sredstvami-narodnoy-pedagogiki

https://elibrary.ru/item.asp?id=25347857

https://festival.1september.ru/articles/639593/

https://kladraz.ru/metodika/rol-folklora-v-fizicheskom-vospitani-doshkolnikov.html

Источник