Народное творчество в эстетическом развитие ребенка

Художественно-эстетическое воспитание детей̆ дошкольного возраста средствами народного фольклора

           «Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного фольклора».

           Нельзя быть равнодушным к истокам – Национальной культуре, особенно к русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе.

          Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая как русская, – нет. А мы знаем, что через культуру воспитывается эстетическое восприятие. Через музыку, песни, художественное слово ребёнок в возрасте от 2 до 7 лет жадно познаёт всё многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.

            Праздники и развлечения радуют малышей, создают у них приподнятое настроение. Музыка, песни, художественное слово (потешки, сказки, стихи) – самые доступные и эффективные средства эстетического развития маленьких детей. Кроме того, они воспитывают у малышей чувство товарищества, любовь к природе и родной земле. Различные виды художественной деятельности, основа которых – народное творчество, – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей. Знакомясь с народным искусством, они учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Так, слушая фольклорную сказку, получают представления о добре и зле, слушая музыкальное произведение, учатся понимать и эмоционально реагировать на содержание.

          Детский фольклор – это ценное средство в воспитании ребёнка. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и эмоциональную отзывчивость.  Часто используйте народный фольклор как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми: в играх, когда обыгрываю игрушку, например, берем игрушку кошечки и читаем малышам потешку:

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубы белые.

Выйдет котя в огород – 

Всполошится весь народ, 

И петух и курица

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

          Используйте потешки и на прогулках, при определённых явлениях погоды (когда идёт дождь или светит солнце, дует ветер или наблюдаем радугу).

«Радуга-дуга не давай дождя,

Давай солнышко-колоколнышко.»

Используйте скороговорки при закреплении определённых звуков:

От топыта копыт пыль по полю летит.

«Мышонок да мышь: Ты всё шуршишь – не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Шапка да шубка – вот и весь мишутка.

Баран – буян залез в бурьян.

У осы не усы, а усики.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Соломы воз возница вёз.

На возу коза. Под возом лоза.

          Дети с удовольствием слушают прибаутки, потешки, заклички. Обыгрывайте действия с куклой (укладываем спать, моем перед едой руки и т.д.), пойте колыбельные песенки, читайте потешку «Водичка, водичка…». Использую мирилки:

«Мирись – мирись

И больше не дерись,

– А если будешь драться,

– Я буду кусаться,

– А кусаться ни почём,

– Буду драться – кирпичом,

– А кирпич сломается,

– Скоро дружба – начинается»!

        В наше время, время хитов, невольно задумываешься о том, чему учатся наши дети, какую они слышат речь, современный сленг и хочется научить их слушать и слышать нашу народную речь через потешки, русские народные сказки, слушать русские песенки, знакомить их с русскими праздниками. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Источник

Зульфия Бикмурзина
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством русского народного творчества

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др).

Работая в старшей группе, мы взяли для себе приоритетным художественно-эстетическое направление, в частности, организовали кружок народного творчества «Горенка»,охватив все виды фольклора: русские народные песни, сказки, знакомились с русским прикладным искусством, отмечали народно- обрядовые праздники: «Масленицу», «Праздник русской берёзки – Троицу». В октябре месяце мы обязательно праздновали «Капустницу»– праздник квашения капусты. Специально для таких мероприятий были сшиты русские народные костюмы. Праздники проходили очень весело,а в конце мероприятий детей обязательно ожидало угощение: на масленицу – блины, на капустницу –пироги с капустой и т. д. Так же нас интересовал быт и одежда русского народа.Для ознакомления мы использовали сохранившуюся у бабушек и дедушек настоящую домашнюю утварь: угольные утюги, прялки, посуду, кто-то из родителей принёс настоящий русский сарафан. Дети поражались, с какой красотой и фантазией были изготовлены предметы русской старины. С удовольствием дети рассматривали вышитые скатерти, вязаные половички, корыта для рубки капусты и многое другое. Дети с удовольствием разучивали русские народные танцы, водили хороводы, играли в русские народные игры

«Прялица», «Горелки», «Селезень». К концу года дети знали много народных песен, хороводов, народных игр. Ознакомились с народными промыслами: хохлома, гжель, игрушками из Дымкова и Филимонова. С удовольствием сами изготавливали игрушки из глины и расписывали их, прониклись уважением и гордостью к труду народных умельцев. Т. е., параллельно с художественно- эстетическим развитием, дети получили ещё и патриотическое воспитание. Проделанную работу мы считаем важной и актуальной.

Актуальность художественного – эстетического воспитания дошкольников через русский фольклор:

1. Русский фольклор не перестаёт удивлять своим полным содержанием и безупречной формой. Он постоянно изучается историками, искусствоведами, педагогами.

2. .При наблюдении за дошкольниками во время проведения фольклорных праздников, театральных представлений по народным сказкам, при знакомстве с различными формами народного фольклора, виден их неподдельный интерес и познавательная активность.

3. В результате занятий с фольклорными методами у детей рождается интерес к обычаям и культуре своего народа, слаженно развиваютсянравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские потешки, пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только раскрывают всю красоту родного слова, согласовывают речь, но и обогащают словарный запас ребенка, воспитывая гармонично развитую личность.Цель: сформировать интерес к познанию культуры наших предков у детей дошкольного возраста. Способствовать художественно- эстетическому развитию дошкольников.

Читайте также:  Мдоу центр развития ребенка детский сад 60 журавушка

Задачи:

1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

3. Способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, природе, русскому языку).

4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учётом их возрастных и психологических особенностей.

5. Реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

6. Объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.

Проблема художественно- эстетического развития дошкольников через русский фольклор в научно- методической литературе.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по- иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили? Как работали и отдыхали? Что их радовало? Какие обычаи соблюдали? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов- авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в XXI, если мы будем озабочены воспитанием души ребёнка, а не только передачей знаний.», писал Д. С. Лихачёв.

Программа «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, Т. И. Гризик и др. уделяет внимание созданию традиций группы, одним из которых является проводимый раз в неделю «Сладкий вечер». За празднично сервированным столом, в непринуждённой обстановке дети осваивают соблюдение застольного этикета. Для того, чтобы этот вечер был по-настоящему тёплым, интересным, были задуманы тематические вечера для детей с использованием русского фольклора.Каждое мероприятие требует подготовки: это и подготовка костюмов, и изготовление атрибутов. И подготовка демонстрационного материала, кукол для драматизации сказки. В содержание фольклорных тематических вечеров включены русские народные сказки, потешки, загадки, подвижные игры и игровые хороводы, народные песни. Мероприятия заканчиваются чаепитием, которое подчёркивает ощущение праздника, подчёркивает интерес дошкольников к народной культуре, способствует художественно- эстетическому развитию ребёнка.

Данной проблемой озадачены не только научные работники, но передовые педагоги, работающие в дошкольных учреждениях. Авторы парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва предлагают новые ориентиры в художественно-эстетическом развитии детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре. Основная цель программы – способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно «пробудить», а не заучить и не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное начало, которое обретается и переживается индивидуально.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фольклор по самой своей природе педагогичен, он всегда включает в единое действие и детей, и взрослых. Русский фольклор открыт для всего нового, изобретательности, создавал богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на развитие личностных качеств подрастающих и взрослых поколений. В фольклоре зачастую используется игра на разнообразных народных музыкальных инструментах. Утренники, праздники, массовые мероприятия с применением фольклора вызывают у детей самый большой отзыв. В большинстве своём фольклор интегративен: он сочетает в себе и устное народное творчество, и музыкальный фольклор, и прикладное искусство, и народный театр, что определенно оказывает содействие художественно- эстетическому росту ребенка, формированию образного мышления, музыкальных способностей,

индивидуального творчества, активизирует речь детей. Например, ознакомление с подвигами богатырей из русских народных сказок развивает силу воли и мужество, русский хоровод позволяет девочкам стать «лебёдушкой», а мальчикам «ясным соколом», народные игры и театрализованные представления народных сказок помогают в развитии коммуникативных качеств личности ребёнка. Каждый народный праздник для ребёнка – встреча со сказкой, поэтому для всех педагогов и родителей дошкольного учреждения основной целью является – сотрудничество. Педагоги проводят не только дополнительную работу в группе по ознакомлению детей с обычаями и традициями русского народа, но активно и творчески исполняют роли, готовят атрибуты вместе с детьми. Родители шьют костюмы, пекут угощение, учат роли с детьми. Только все вместе,педагоги совместно с родителями, могут воспитать гармонично- развитую личность.

Источник

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  № 23 «Колокольчик»

Доклад

 на тему:

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников через приобщение к русской народной культуре»

Составил:

Попова Л. А.

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству »

«Пусть ребенок чувствует красоту

и восторгается ею, пусть в его сердце и

в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина»

(В.А.Сухомлинский)

Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываешь или переоцениваешь, появляется возможность экспериментировать, накапливать опыт. И жизнь показывает, что используемые формы обучения на основе народного творчества дают детям более глубокие знания об истории России.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в каждом возрастном этапе

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, порой, самобытных видах искусств.

 От матери к дочери, от отца к сыну передавалось  мастерство.

Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди  воспевали в песнях и сказках ее красоту и умели ее творить.

 Никогда на Руси не угасала традиция  древнего искусства, оно пережило столетия, сохранилось, порой, в единичных образцах.

Декоративно-прикладное искусство это часть  нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры.

 В старшем дошкольном  возрасте у ребят появляется гордость за свои достижения, и они уже способны гордиться за свою Родину, за свой народ.  

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям.

 И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.    

Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.

Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Актуальность данной темы побудила меня начать работу по формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

Прежде всего, надо найти ответы на вопросы:

1. Как повысить интерес к народно-прикладному искусству?

2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?

3. Как влияет развивающая среда на нравственное развитие детей, на развитие художественных способностей?

4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народными промыслами?

 Гипотеза

Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством народов родного

края, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

 – Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

– Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.

– Знакомство с народно-прикладным искусством помогает раскрыть красоту родной природы.

– Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности.

Таким образом цель  моей  работы заключается в следующем: создать оптимальные условия для  приобщения  детей старшего  дошкольного возраста к народной культуре средствами  декоративно-прикладного искусства.

В соответствии с целью работы  были выдвинуты следующие задачи:

1. создать развивающую среду, способствующую формированию у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства, изобразительной деятельности, развитию детского творчества;

2. разработать  поэтапную технологию ознакомления детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством, как средства  приобщения к народной культуре;

3. формировать обобщенные знания и умения: понимание детьми характерных особенностей изделий народных промыслов, освоение характерных элементов; умения создавать выразительные узоры, развивать чувства формы, цвета, композиции

4. осуществлять взаимосвязь народного декоративно – прикладного искусства с устным фольклором.

5. повышать  педагогическую  просвещенность  родителей  о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.  

Для достижения поставленной цели  мной была разработана программа, позволяющая наиболее доступными средствами  знакомить детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством  на всех уровнях (восприятие-исполнительство-творчество)

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. 

Программа  составлена с учетом принципа интеграции, который позволяет совместить в решении задач приобщения  детей старшего дошкольного возраста к народной культуре средствами  декоративно-прикладного искусства

разные виды деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкально-эстетической) с использованием народного фольклора.

 В основу реализации  данной  программы положены следующие принципы:

принцип культуросообразности реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении.

принцип личностно-ориентированного общения – личностно-ориентированный подход в воспитании, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;  в процессе общения педагог выступает как активный соучастник творческой  деятельности; партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии, подлинные изделия, альбомы, открытки, видеофильмы.

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети осваивали умения и навыки  постепенно (от простого к сложному);

принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые  виды заданий, стремится к достижению результата;

принцип интеграции позволяет осуществлять образовательную работу с детьми на основе тематического единства изобразительной деятельности с познавательно-речевой деятельностью;

принцип целостности предполагает соблюдение единства обучения, воспитания  и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

принцип деятельностного  подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.

Постепенно происходит его усложнение.

 Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

 Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физкультминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.

В работе используются различные методы и приемы: 

одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

 метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

 словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

 практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

эвристический (развитие находчивости и активности);

 частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность

Читайте также:  Задачи развития ребенка по тестопластике

детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

 метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;

 мотивационный (убеждение, поощрение);

 жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

   Необходимость данной программы существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.

И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

При  осуществлении  данной  программы в  целом  мною учитываются  следующие  структурные  моменты  построения  образовательной деятельности:

– Организационный – преследует  цель  создания  условий,  обеспечивающих  эмоциональный  настрой  ребенка  на  содержание  занятия.

  Удивление  в  процессе  общения  педагога  с  детьми  может  стать  фактором,  организующим  и  стимулирующим  детское  внимание  и  деятельность.  Появление  педагога  в  необычном  костюме,  головном  уборе  или  гриме,  со  странным  на  вид  предметом  в  руке  или  куклой  обеспечит  заинтересованность  детей  проблемой  занятия 

 Проблемно – мотивационный  аспект призван  стимулировать  активность  ребенка  за  счет органичного  включения  проблемной  ситуации  в  ход  образовательной деятельности.

  В  результате  она  оказывается  особым  педагогическим  механизмом,  который  ставит  ребенка  в  новые  для  него  условия,  требует  от  него  максимальной  мобилизации  знаний,  умений  волевых  усилий,  направленных  на  решение  проблемной  задачи.

– Деятельностная  основа  деятельности  во  многом  обеспечивает  его  развивающий  эффект,  создает  условия  для изобразительного  творчества,  анализа  художественных  образов  созданных  детьми. 

– Прикладное значение  продуктов  детской деятельности  особенно  значимо  в  связи  со 

становлением  их  социального  статуса. 

 Во-первых,  это  явное  проявление  уважения  к  ребенку  со  стороны  взрослых  и  сверстников, 

 во-вторых,  его продукт,  материализованный  в  рисунке, приобретает  черты  особой  значимости:  это  часть  его  символического  «Я».

 Правильно  организованная  предметно – развивающая  среда  имеет  неоспоримое  значение  для  развития  ребенка  дошкольного  возраста.

  Для  организации  работы по  ознакомлению детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством  создана  предметно-развивающая  среда,  включающая  в  себя  две  взаимосвязанные  мини-среды:

Культурно – познавательная  среда

Индивидуально – творческая  среда

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с  родителями.

 Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Любая  профессиональная  деятельность  воспитателя  может  быть  по-  настоящему  результативной  лишь в  том  случае,  если  родители  являются его  настоящими  помощниками  и  единомышленниками.  Преемственность  в  воспитании  и  обучении  детей  в  ДОУ  и  в  семье  является  необходимым условием  для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.

Поэтому, одной из задач  образовательной работы по приобщению детей к народной культуре  является повышение  педагогической  просвещенности  родителей  о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

  Очень  эффективным  воздействием  на  сознание  родителей  считаю  проведение  консультаций – практикумов «Палитра красок»,  в  результате 

которых  родители  не  только  знакомятся  с  теорией  того  или  иного  вопроса,  но   и имеют возможность  совместно  со  своими  детьми  апробировать  всевозможные  техники  декоративного рисования,  поиграть  в  игры  и  т.д.

  В  результате  проведения  таких  консультаций – практикумов,  родители,  станут активнее  участвовать  в  групповых мероприятиях,  принимать участие  в  различных  конкурсах  на  лучший  рисунок,  поделку и т.д.

 Также рекомендую родителям совместно  с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.

 Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам приобщения детей к народной культуре происходит при проведении совместных фольклорных праздников и досугов

 («У матрешки день рождение»,  досуг «Диво дивное, чудо чудное» и др.).

 При подготовке к данным праздникам  родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий декоративно-прикладного искусства и др.).

 Таким образом,  данные формы взаимодействия с родителями  позволят повысить родительскую компетентность  о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.

 Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.

Ожидаемые результаты

-В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появится желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

-Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов сформирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
-Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Заключение

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, диктует нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов  и технологий.

 На смену традиционному образованию (которое сводилось к передаче готовых знаний) приходит продуктивное обучение.

Декоративно-прикладное искусство выступает одним из первых видов народной культуры для дошкольника. Культурный опыт ребенка приобретается через опыт взрослого.

 Мастер народной игрушки присутствует в своих произведениях не как один автор, а целый народ, поэтому своим прямым (мастер-класс) или опосредованным (произведение искусства) участием в образовании детей открывает им путь в мир общечеловеческой культуры.

Значение народной культуры для эстетического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, что в ней опредмечены основополагающие ценности духовной культуры народа, передаваемые от поколения к поколению (оптимизм, открытость, коллективизм, доброта и другие).

 Ребенок начинает осмысливать внешний мир в его гармоничной целостности и в своих отношениях к нему на основе универсальных понятий.

Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.

 Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства. 

Источник