Народное пение и развитие ребенка
Народное пение – это естественное, открытое, с соединением регистров на каждом звуке диапазона, основанное на открытой, распевной и характерной речи.
Определение «естественное» исходит из того, что самой природой человеку дано открытое речевое начало и «открытый» голос. Народные певцы любой национальности поют в открытой и разговорной манере. Песня рождается на осознанные и прочувствованные слова, следовательно, изначально она имеет приоритет смыслового начала. Под определением «открытое» пение подразумевается полностью открытое – разговорное произношение гласных звуков. Это дает возможность открыть грудной резонатор и в полной мере реализовать его аккустику. Пение предусматривает округление и высокую позицию ( наличие «высокой певческой форманты») на всем протяжении диапазона, но при открытом произношении гласных. По мере движения голоса вверх, этот процесс приобретает все более энергичный и волевой характер. У поющего при этом появляется ощущение сужения звука, остроты головного резонирования и плотной, все понижающейся, опоры (давления звукового столба на низ живота).
В начале учебной работы наибольшие усилия должны быть направленны на освоение основных навыков: закрепление правильной певческой установки, координации слова и звука, закрепление высокой позиции опоры звука на освоенном участке диапазона.
Певческая установка.
Певческая установка, почти в идеальном виде, образуется при позыве к зеванию. В этом положении мягкое небо поднимается, открывая путь в головной резонатор к высокой позиции звука. Это, как известно, придает голосу блеск и полетность. Диафрагма опускается, раздвигая стенки брюшного пресса. При этом возникает ощущение давления (опоры) на живот, который заметно выпячивается вперед.
Певческая установка должна быть закреплена до автоматизма во время пения. Мягкое небо очень подвижно. Во время разговора или пения со словами оно может подниматься и опускаться в зависимости от формы звуков. Например, самое высокое положение мягкое небо принимает на узких гласных и, у. На широких гласных а, е – поднимается значительно меньше, в паузах опускается вниз. Это происходит непроизвольно, по наработанной привычке. Однако мы может поднимать его произвольно – достаточно вызвать рефлекс зевания.
Обобщая результаты наблюдений можно сделать вывод: пока не будет в открытом народном пении достигнуто отчетливое, ясное и распевное произношение слов, не будет хорошо звучать и голос. Поэтому мы начинаем обучение с распева речи.
В хорошей (распевной, отчетливой) разговорной речи все гласные звучат открыто и естественно.
Разговорная речь скороговорочная. Скороговорка основывается на слитности произношения слов. В разговоре смысловая интонация сообщается протяженным интонационным посылом только на смысловых, ударных гласных, например: «ой да, заболе—ла моя голо—вушка». Неударные гласные почти не произносятся. Они, как бы, «съедаются».
Певческое дыхание.
Осваивая искусство пения, приходится переучивать, наработанную от рождения, автоматику дыхания и разговорной речи.
Голос человека может звучать только при наличии воздуха в груди, поэтому во время пения исполнитель осуществляет движение звукового потока, сознательно тормозя выдох и удерживая, как можно дольше, положение вдоха. При этом возникает ощущение напряжения – «опоры» в области диафрагмы. Опору необходимо удерживать постоянно. Поэтому в пении вдох – быстрый, а выдох медленный и постепенный. Чем прочнее и совершеннее опора, тем плотнее и ярче звучит голос, тем легче им управлять, недаром говорят, что искусство пения есть прежде всего искусство дыхания.
Наиболее целесообразный и экономичный тип дыхания – грудобрюшной или диафрагмальный. Он хорошо закрепляется, в ощущении, следующим упражнением: положите кисти рук (одна на другую) на область диафрагмы. Быстро и легко вдохните «в руки» и мысленно представляя огонь постепенно и длительно «раздувайте» его. Повторите несколько раз. Обратите внимание на напряжение в области диафрагмы и живота (ощущение «опоры»). Сделайте вывод, что во время вдоха диафрагма опускается, выдвигая живот вперед. Заметьте, что чем постепеннее вы «дуете на огонь», тем длительнее выдох. Оставляя небольшой запас грудного воздуха, подновляйте его быстрыми и короткими полувдохами и вы убедитесь, что долгое время, почти непрерывно и без усталости, можете «дуть на огонь». При пении механика та же, только подключаются голосовые связки. Смыкаясь, они регулируют выдох, создавая давление на грудной воздух сверху. Теперь можно с меньшими усилиями извлекать, вместо воздушной струи, длительный звук и воспроизводить протяжную мелодию.
Укрепление навыков дыхания – одна из важнейших задач в вокальном воспитании детей. Техника пользования дыханием – бесшумный вдох, опора дыхания и спокойное постепенное его расходование.
Работа с детским голосом накладывает на учителя особую ответственность, так как он имеет дело с еще неокрепшим, растущим организмом, очень хрупким и нежным голосовым аппаратом. Длина, ширина и толщина голосовых складок и жизненная емкость легких все время увеличиваются, расширяются полости резонанса (надставной трубы и груди). В силу этих обстоятельств в течение всего периода обучения голос ребенка непрерывно изменяется во всех своих основных качествах: по звуковысоте, силе, тембру, диапазону, продолжительности звучания и в регистрах. Все это протекает неравномерно, скачками.
Развивая детский певческий голос, важно сохранить его природное качество, физическое здоровье голосового аппарата. Отсюда первая и главная установка – не форсировать голосообразование, звук. Лучше сразу сконцентрировать внимание на правильных речевых навыках. Если родители, воспитатели и другие окружающие ребенка лица следят за культурой своей и его речи, она развивается естественно и правильно, отличается внятностью, выразительностью, логичностью, осмысленным отношением к содержанию, соблюдением правил орфоэпии, опорой «на дыхание», чистотой фонетики, распевности). В этом случае вокальное обучение будет протекать легче, свободнее.
Учитель обязан следить, чтобы занятия проходили с перерывами, продолжительность занятий не превышала 30-40 минут. Не злоупотреблять силой звучности, соблюдать удобную тесситуру и выполнимую длительность фраз.
Некоторые академические учителя пения боятся грудного резонирования у детей, которое они связывают с горловым, напряженным пением. Однако грудной регистр человеческого голоса является натуральным, то есть естественным и грудное резонирование наполняет его особыми, человеческими интонациями, придает сочность, благородство, обертоновую красочность звучания. Поэтому не надо боятся полноценного грудного резонирования. здесь важно только одно – неукоснительно соблюдать наличие в голосе высокой певческой позиции. Достигается же она головным резонированием возникающим в результате так называемого «зевка».
В системе навыков, необходимых для всех видов вокального искусства (и академического и народного), есть одна общая область, связанная с психофизиологией певческого процесса так такового, без знания которой невозможна никакая вокальная работа. Если не умеешь координировать работу всех органов голосообразующей системы, то не сможешь петь ни в какой манере.
Напомним несколько общих правил.
От положения корпуса зависит свобода и правильность работы внутренних частей голосового аппарата. Учитель тактично напоминает детям об этом, если замечает сгорбленную спину, бесформенно развалившуюся на стуле фигуру ребенка, гримасу при пении и т. п.
От навыков певческого дыхания зависит качество звука, его сила, тембр длительность, интонационная чистота: в коллективном пении – строй, хоровая звучность. Наиболее оптимальный – диафрагмальный тип певческого дыхания. Он самый глубокий («в пояс») и является основой, на которой формируется смешанный тип дыхания, дающий возможность каждому певцу приспособиться к удобному для него состоянию вдоха, используя для этого все типы дыхания, кроме ключичного. Навыки певческого дыхания должны быть усвоены в детстве. Механизм дыхания можно представить в общих чертах так: при вдохе диафрагма (грудобрюшная мышечная перегородка) опускается, давит на внутренности брюшной полости, от чего живот как бы выпячивается вперед. Выдох регулируется брюшным прессом, помогающим «удерживать »дыхание, то есть сохранять на выдохе вдыхательное состояние.
Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления и плотности смыкания голосовых связок, брюшной пресс подается чуть вперед складок. Она регулируется работой дыхательного аппарата, в частности брюшным прессом. Под опорой голоса понимается непрерывное поддерживание во время пения подсвязочного давления. В народном пении для удержания на опоре открытого звука требуется большее подсвязочное давление. Поэтому обертоновое насыщение народного голоса происходит в большей мере за счет досвязочного давления, а академического – за счет вибрато.
Если в первый момент руководитель обращает внимание детей на то, куда брать дыхание («в пояс, в живот »), то в последующий момент внимание фиксируется на том, как удержать дыхание, экономно расходуя его, обеспечивая по возможности длительное и плавное звучание. Первое время ребятам предлагается держать руки на поясе, плечи не поднимать и, вбирая воздух одновременно через нос и рот, стараться в момент выдоха представить давление воздушного столба вниз (на диафрагму ) и ощутить тяжесть в животе, при этом брюшной пресс поддается чуть вперед. Существует немало упражнений, тренирующих мышцы, участвующих в дыхательном процессе . одно из них: проинтонировать слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга, при этом атака звука должна быть стремительной, сконцентрированной на одну точку – диафрагму, так как именно в этом месте ощущается опора звука . После его фиксации надо протянуть, продолжить звук на гласной «И» . В момент атаки певец чувствует своеобразный мышечный «удар» в область брюшного пресса и потом следит (по ощущениям ), как изменяется сила звука в зависимости от интенсивности мышечной работы дыхания: с увеличением давления воздушного столба на диафрагму усиливается звук и наоборот. Механизм дыхания, постепенно закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычные навыки, которые затем автоматизируются.
Певческий звук, как известно, возникает, в результате колебаний голосовых складок усиливается и темброво окрашивается с помощью резонаторов. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: органов дыхания, подающих воздух к голосовой щели, гортани, где помещаются голосовые складки, и артикуляционного аппарата с резонаторными полостями, который служит для образования гласных и согласных звуков. Голосовые складки являются источником звука, их величина определяет тип голоса. А тембр звука изменяется благодаря резонансу полостей, которые расположены над гортанью (глоточная, ротовая, носовая и придаточные полости носа ).
Легкий «зевок», вызывает свободное, несколько расширенное состояние глотки и приподнятое положение мягкого неба. «Зевок» надо научится фиксировать и сохранять на протяжении всего пения. О нем всегда следует напоминать детям, пока он не станет рефлекторным. Определять его наличие можно по слуху: если пение тусклое, звук не летит, словно прижат, значит «зевок» недостаточен или вообще отсутствует. В академическом и народном пении место «зевка» находится в разных точках мягкого неба: в народном – ближе к передним зубам, в академическом -чуть глубже. Окраска голоса подскажет верное месторасположение: она должна оставаться естественной для каждого конкретного голоса. При глубоком зевке звук народного голоса звучит задавленно, с глоточно – гортанным призвуком.
Вырабатывать правильный механизм голосообразования следует на динамике меццо-форте, поскольку начинающим легче соблюдать опору звука именно в этом динамическом режиме и лучше с примарного тона, где голос звучит более естественно.
Регистры детских голосов одинаковы с регистрами взрослых, то есть детские голоса имеют те же два основных регистра – грудной и головной. Тем не менее у детей довольно часто встречается микстовое (смешанное) звучание, что облегчает работу. Соединение регистров придает голосу акустическую объемность, полноценность, сочетание всех возможных обертонов. При воспитании детского голоса одинаково важными будут как выработка высокого головного звучания, так и соединение его с грудным регистром.
Овладение головным резонансом помогает упражнение – пение с закрытым ртом (на «М»), мычание. При этом следить, чтобы «дыхание всегда захватывало головные резонаторы» и голос звучал звонко и собранно. Упражнение помогает певцу найти точку головного резонирования.
К атаке звука следует подходить осторожно. С одной стороны, учителю надо каким-то образом активизировать пение начинающих заниматься им детей
и он просит активного начала; с другой стороны, это может спровоцировать форсировку, крик, пережим в пении.
Несколько советов по артикуляции и дикции.
У детей нередко артикуляционные движения вялы, их надо активизировать, тренируя органы артикуляционного аппарата – губы, язык, нижнюю челюсть. Для свободы движений рекомендуются упражнения на такие слоги, как «дай», «бра», «май», и т. п.. Подвижности языка способствует пение на слог «ля» вокальных упражнений, которые постепенно доводятся до быстрого темпа (конечно не в один урок!)
Вообще языку в народном пении отводится особое место, так как от его правильных действий зависит открытие гласных. Его положение во рту: лежит плоско на нижней части и по возможности действует с ней одним монолитом, упираясь в корни нижних резцов и образуя в этом местечке ямку, способствующую собиранию звука. Все гласные строятся языком именно в этом месте, на кончике (а не всем языком в целом). Действия языка быстрые, ловкие (для этого он должен быть подвижным), направленность действий – вперед и вниз, в корни зубов).
Открытый способ звукообразования в народном пении достигается исключительно благодаря нижней челюсти и языку: ударные гласные открываются нижней челюстью, на которой лежит язык, безударные – только языком. Поскольку дети поют натуральными голосами нужно следить, чтобы пение не было плоским, «белым», то есть следить за округлением звука, за обязательным наличием высокой певческой позиции. Чтобы пение было кантиленным, надо учить детей переносить согласные, находящиеся в конце слога, в начало следующего. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно менее препятствовать звучанию голоса на гласных.
Специфика народной манеры пения заключается не только в открытом способе звукообразования, но и в особом складе вокального мышления певца. Если академист мыслит звуком, то народный певец словом, оно для него является главной заботой (чтобы его мысль, его дума дошла до людей), звук же при этом является как бы следствием слова, интонационным отражением его. Певец словно сказывает песню, а не вокализирует ее! Эта важнейшая специфическая черта народного пения должна быть всегда в поле зрения учителя.
Важно, чтобы процесс обучения народному пению носил творческий характер, школьники получали бы удовольствие от исполнения народных песен, незаметно для самих себя певчески росли, расширяли бы репертуарный багаж, представления о глубине и многокрасочности русского песенного фольклора и как результат – формировали ценностные ориентации в огромном потоке современной музыкальной информации.
Источник
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр детского творчества»
Плохих Наталья Ивановна
г. Сургут
2014 год
Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей.
Работа с детским голосом должна быть очень осторожной и грамотной, так как педагог имеет дело с неокрепшим, растущим организмом, очень нежным и хрупким голосовым аппаратом.
Длина, ширина и толщина голосовых складок у ребенка и объем легких все время увеличивается, расширяется резонатор, отсюда следует постоянное изменение, в период обучение ребенка, его голосовых возможностей: меняется звуковысотность, сила звука, тембр, диапазон, продолжительность звучания.
Развивая детский певческий голос, важно сохранить его природное качество и физиологическое здоровье голосового аппарата, отсюда следует: звук не форсировать, начинать работу с текста тем самым, проверив речевые данные ребенка. Речь должна быть правильной, то есть внятной, выразительной, логической, распевной, с опорой «на дыхание». В этом случае вокальное обучение будет протекать легче и свободнее.
При грамотном подходе, с детьми можно заниматься с 3 лет. Работа с детьми 5-6 лет не должна превышать 15-20 минут (с перерывами). Обязательно нужно обращать внимание на силу звука, не превышать, а так же соблюдать удобную тесситуру. В возрасте 6-7 лет (1 класс) – голоса девочек и мальчиков еще однородны. Из-за малой ёмкости легких и слабости дыхательных мышц голос звучит слабо, преобладает головной регистр, характерен легкий фальцет, при котором вибрирует только края голосовых складок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками Ре1 – До2, наиболее удобные звуки Mи1 –Ля1. Тембр неровный, гласные звучат пестро. К 8 – ми годам начинает формироваться грудное звучание, фальцет переходит в смешанное (микстовое) звучание.
Грудной регистр является натуральным, естественным и наполняет человеческий голос особыми интонациями, предает сочность, благородство, обертоновую красочность звучания. Здесь важно только одно – соблюдать высокую певческую позицию. В основном голосовые связки становятся сильными в 9 лет.
Основные навыки голосообразования:
- Положение корпуса – от этого зависит свобода и правильность работы внутренних частей голосового аппарата.
- Навыки певческого дыхания – от этого зависит качество звука, его сила, тембр, длительность, интонационная частота. В коллективном пении важен строй, хоровая звучность
Наиболее оптимальный – диафрагмальный тип певческого дыхания. Он самый глубокий и является основой, на которой формируется смешанный тип певческого дыхания. Каждый певец приспосабливается к удобному для него состоянию вдоха, используя для этого все типы дыхания, кроме ключичного.
Навыки певческого дыхания должны быть усвоены с детства.
Механизм дыхания: при вдохе, диафрагма опускается, давит на внутренности брюшной полости, отчего живот, как бы выпячивается вперед. Вдох регулируется брюшным прессом, помогающим «удерживать» дыхание, то есть сохранять на выдохе вдыхательное состояние. Продолжительная и эластичная опора звука достигается успешнее всего при диафрагмальном типе дыхания. Обертоновое насыщение академического голоса происходит за счет вибрато, народный голос отличается более прямым звуком. Есть опасность при извлечении очень громкого звука, перехода его к форсировке. Это может привести как к заболеванию, «стиранию» голоса, так и к его временной потери.
Первое время руководитель обращает внимание детей на то, куда брать дыхание («в пояс»; «в живот»), на следующих занятиях внимание фиксируется на том, как удержать дыхание, экономно расходуя его, обеспечивая по возможности длительное и плавное звучание. Первое время, ребятам предлагается держать руки на поясе, плечи не поднимать и вбирать воздух одновременно через нос и рот. Должно образоваться давление воздушного столба вниз (на диафрагму), появляется ощущение тяжести в животе, при этом брюшной пресс подается чуть вперед. Существуют не мало упражнений тренирующих мышцы дыхательного процесса. Например, проинтонировать слог «ой» на удобной высоте, имитируя состояние испуга. Механизм дыхания, постепенно закрепляется в сознании ребенка и переходит в привычные навыки и в последствии автоматизируется.
Большую роль играют личные показы учителя, приемов голосообразования и самого звучания. При этом нужно обращать внимание на то, что ребенок должен подражать не тембру, а именно манере и способу голосообразования. Учитель обязан уметь владеть певческим голосом, и правильно показывать механизм его образования. Словесное объяснение педагога должно быть доступным и образным.
Детская вокальная педагогика отличается от взрослой только практическими приемами, формами и методикой обучения. Принципы же вокального исполнительства для всех едины.
Голосовой аппарат состоит из 3 разделов:
- органов дыхания, подающих воздух голосовой щели;
- гортани, где помещаются голосовые складки;
- артикуляционного аппарата с резонаторными полостями (язык, губы и мягкое нёбо).
Следует постоянно напоминать детям о фиксированном «зевке», его нужно сохранять на протяжении всего пения. Если пение тусклое, звук не полетный, словно прижат, значить «зевок» недостаточен или вообще отсутствует. В академическом и народном пении место «зевка» находится в разных точках мягкого нёба: в народном – ближе к передним зубам, в академическом – чуть глубже. При этом окраска голоса должна оставаться естественной. При глубоком «зевке» звук академического голоса звучит тускло, перекрыто, народного голоса – задавлено, с глоточно-гортанным призвуком.
Вырабатывать механизм правильного голосообразования следует на динамике mf, начинающим легче соблюдать опору звука в этом динамическом
режиме, нежели на р. Должен быть удобный, примарный тон, где голос звучит наиболее естественно. Постепенно диапазон расширяется вверх и вниз по средствам хроматических ходов, при этом надо стараться уровнять звучание смежных тонов с примарным («на одной ниточке»).
Примарный тон у детей 9-10 лет – Си Ь] – До2 (для высоких голосов), Фа] – Ля Ь1 (для альтов). Голоса и детей и взрослых, имеют грудной и головной регистры. У детей часто встречается микстовое (смешанное) звучание, что облегчает вокальную работу. Соединение регистров придает голосу объемность, полноценность, сочетание всех возможных обертонов. Методы сглаживания регистров те же, что и для взрослых. Сглаженность регистровых переходов обеспечивает ровность голоса на всём его диапазоне, расширяет этот диапазон и вырабатывает контиленное пение. При воспитании детского голоса одинаково важными будут, как головной регистр, так и соединение его с грудным резонатором.
Для развития головного резонатора помогает упражнение – пение с закрытым ртом (на «М»), «мычание». Звучание голоса должно быть собранным и звонким. Это упражнение помогает легко посылать звук в головной резонатор и вырабатывать чистую интонацию.
Атака звука.
К атаке звука следует подходить очень осторожно. Чтобы активизировать пение детей, педагог требует активного начала. Иногда это может вызвать форсировку звука, крик, пережим в пении. Здесь нужен обязательный индивидуальный подход к каждому ученику. Атака звука бывает мягкая и твердая. Мягкая атака является постоянной манерой пения, а твердая, придыхательная применяется только в особых случаях, для передачи соответствующего музыкального характера. Пение должно быть свободно льющимся.
Дикция и артикуляция.
Нередко у детей артикуляционные движения вялые, их нужно активизировать, тренируя органы артикуляционного аппарата – губы, язык, нижняя челюсть. Для свободы движений используются упражнения на слоги «дай», «бра», «май» и т.п. Подвижность языка развивает пение на слог «ля».
Языку в народном пении отводится особое место, так как от его правильных действий зависит открытие гласных. Действие языка должны быть быстрые и ловкие. Для этого он должен быть очень подвижным. Открытый способ звукообразования в народном пении достигается исключительно благодаря нижней челюсти и языку. Обязательно соблюдается высокая певческая позиция. Соблюдение правильности словесных и логических ударений и правил соединения слов в предложения придаст пению осмысленность. Кантилена – согласная в конце слога переносится в начало следующего, например: ё – ло – чки; ма – ли – нка и т.п. Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы не препятствовать звучанию голоса на гласных.
В русских народных песнях часто встречаются диалектические формы речи, их нужно обязательно соблюдать при исполнении. Если же ученик не владеет диалектом, такие песни лучше не брать в репертуар, а подготовиться на специальных упражнениях, на речевых текстах произносимых на распев, на скороговорке и так далее. Академист мыслит звуком, настраивается на красивый звук; народный певец мыслит словом, звук является следствием слова, важно чтобы его мысль, душа дошла до людей. Такая речевая установка на певческий процесс придает народной манере особый характер звуковедения. Певец словно сказывать песню.
Для выработки технически подвижного артикуляционного аппарата, скороговорки, считалки, дразнилки, являются лучшим материалом. В обучении пению можно и нужно использовать разнообразные формы: игра, танец, музыкальные инструменты. Плясовые песни лучше учить с движениями, например: «Заплятися плетень, заплятися» – пляска Брянской области.
Работа с детьми должна начинаться с речевых упражнений, с самого малого диапазона. Ладовые попевки не должны превышать кварто – квинтовых объемов, можно поиграть в «эхо».
Когда чтобы процесс обучения народному пению носит творческий характер, дети получают удовольствие от исполнения народных песен, незаметно для себя певчески ростут, расширяют репертуарный багаж и свои представления о русском песенном фольклоре.
Источник