Народная игра и ее роль в развитии личности ребенка
Дошкольное отделение МБОУ “СШ №40”
«Роль народной игры в развитии личности ребёнка»
Консультация для родителей
Подготовила: воспитатель первой категории Тубилова С.Х.
г. Нижневартовск
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Подвижная игра – естественный спутник ребёнка источник радостных эмоций. Обладающий великой воспитательной силой.
Игра – это средство всестороннего воспитания дошкольника, игра для них – учёба, труд, способ познания окружающего, серьёзная форма воспитания. Называя народные игры, она отмечала их большое значение в воспитания у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Мы считаем, что детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из них – национальные игры. Игра – это не только развлечение. Все народы во все времена придумывали именно такие игры, чтобы с малых лет ребёнок рос здоровым, развитым, смелым. Народ придумывал так много игр, связанных с движением: они развивают ловкость, гибкость, силу, хорошо тренирует зоркость и к тому же заставляют работать головой –развиваются сообразительность, находчивость, инициатива и т.д. Все это связано с подвижными играми. Такие игры – народное творчество, отшлифованное временем.
У каждого народа есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколении, вбирая в себе лучшие национальные традиции. Испокон веков в них отражался образ жизни татарского народа, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движения, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. В народных словесных играх отражаются исконная любовь народа к веселью. Движениям, удальству. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Перед воспитателями стоит такая задача – не только пополнить и разнообразить репертуар о жизни татарского народа, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства; ввести в игру элементы национального костюма, атрибуты, заинтересовать национальными обычаями, фольклором.
Сюжетную народную игру можно объяснить по-разному. Можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль вводящего, дать прослушать диалог, если он имеется , и перейти к распределению ролей, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами( поощрять и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким.) Объясняя новую игру, в которой есть зачин (считалка, жеребьевка, певалка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Дети, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Эти четкие считалки, напевы – забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются. С удовольствием проговариваются детьми в их повседневной игре. Народный фольклор устно передается от поколения в поколение и некогда не стареет.
Словесные подвижные игры для детей и младшего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умения считать, ориентироваться в пространстве. В старшем дошкольном возрасте необходимо больше использовать словесные игры с другой целью, а именно: для развития самостоятельности мыслительной деятельности детей.
Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая дошкольниками, педагогу необходимо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их общественно полезной и творческой деятельности.
Итак, я вам предлагаю, какие татарские народные игры татарского народа следует проводить с детьми того или иного возраста и описание игр, и как организовать эти подвижные игры.
Заключение
Организуя работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с народными играми, вовсе не ставится перед собой целью освоения детьми курса истории татарского народа. Важно воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной стране, традициям своего народа.
Важнейшем средством развития личности дошкольника, обогащения психических процессов ребенка является игра, развивающая функция которой общепризнанна. Потребность дошкольника к игре как в самостоятельном выражении своего отношения к миру, осмысления этого мира понята широким кругом педагогов и психологов.
Современная народная игра передает детям традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету народа, в толще которого он живет и развивается. Именно поэтому так высок наш интерес и уважение к играм детей, что они способны обогатить общечеловеческую культуру воспитанников, адресованную прежде всего каждому ребенку индивидуально.
Татарские народные игры несут в своем содержании все необходимые качества для формирования у ребенка исходных родовых психологических качеств человека.
Учитывая данные достоинства народной игры, мы в своей работе использовали татарские народные игры и как метод, и как средство формирования личности ребенка.
Анализ народных игр показал, что вырабатывают и развивают у детей такие важные и необходимые в жизни качества, как наблюдательность, находчивость, изобразительность, умение ориентироваться в пространстве, смелость догадливость, а также развивают и тренируют в своеобразной форме волевые качества.
Анализ психологического содержания народных игр показал, что они выступают в качестве социального инструмента психического развития ребенка.
Библиография
- «Детские подвижные игры народов СССР»: Пособие для воспитателей детских садов – сост. А.В.Кенеман; – М., Просвещение, 1988;
- « Игра – средство воспитания» – Ф.Ф.Харисова; – Н.Челны, 1994;
- «Народные и спортивные игры»- И.Г.Илдарханов – К.,1982;
- «Подвижные народные игры» – Р.Г.Ягфаров – К.,»Магариф», 1997;
- «Дитя мое»- к., 1997;
- «Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко- М.,Просв., 1974;
- «Игра дошкольника»; Л.А.Абрамян и др.,-М.,Просв.,1989;
- «Наш «взрослый» детский сад» (Из опыта работы о народных играх и методике использования)-М., просв.,1991;
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»(«Традиционные народные игры и их роль в воспитании детей»)-М., Просв., 1986;
- «Народные игры с пением»; А.Н.Зимина;- М.,2000.
Источник
Значение народных игр в воспитании дошкольников
Необходимость приобщения детей с самого раннего возраста к национальной культуре трактуется народной мудростью. Сегодня наше общество имеет успехи в воспитании достойного поколения, во многом благодаря донесённым до нас традициям прошлого, а наша задача передать лучшие педагогические традиции будущему поколению. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. За громкими, на первый взгляд, словами скрываются простые истины. Знакомство дошкольников с национальной культурой может даже не требовать специально организованных занятий. Национальный компонент может естественным образом интегрировать в образовательный процесс ДОУ.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них, наиболее живучая, – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. К таким играм, в настоящее время относятся: «Гуси – лебеди», «Коршун и цыплята» и другие. Кто придумал эти игры? Когда они возникли?
На этот вопрос можно ответить: они созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение. Как показывает практика воспитания, традиционное содержание многих народных игр до сих пор удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные запросы. Перенимают эти игры дети в детском саду, играя друг с другом, на улице, в скверах, именно в тех коллективах, которые организуются ими самими.
Важной частью национальной культуры являются игры. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.
В течение долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Русская народная игра – это наша историческая память. За многие века народом накоплен обширный игровой репертуар, богатый и разнообразный по своему содержанию. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Тот факт, что из глубины веков в современный мир высоких технологий дошли детские игры, говорит об их ценности для детей. Игры, придуманные много лет назад, актуальны по сей день и по-прежнему интересны детям.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. И хотя мы с вами живем в удивительное время, когда много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.
Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим играм. Им на смену приходят мультики и игры Запада. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые постоянно покупаются и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем, в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.
Воспитать ребёнка без игры невозможно. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: это игры с игрушками, игры с движениями, игры – состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно – это их естественная потребность, способ познания окружающего мира.
Отдельно хочется остановиться на подвижных народных играх. Потребность ребёнка в движении была отмечена очень давно. Движение – это жизнь. Подвижные игры способствуют развитию физических качеств и умственных способностей ребёнка. Подвижные игры — одна из разновидностей игр с правилами и практически, единственная возможность ненасильственно выработать навыки произвольного поведения, а также интенсифицировать двигательную активность. Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Русские народные игры ценны в педагогическом отношении. Они способствуют развитию логического мышления, коммуникативных качеств. В своих правилах игры ставят перед детьми задачи требующие размышления, хитрости, смекалки, умения договариваться. А всевозможные заклички, считалочки способствуют развитию речи. Подвижная игра имеет большое влияние на воспитание характера, воли, развивает нравственные чувства, взаимопомощь. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми.
В подвижных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства воспитателем. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, побуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Эффективность внедрения народных игр была замечена на личном педагогическом опыте. Включить подобного рода игры можно в любой вид детской деятельности в течение дня. Это и динамическая пауза в ходе проведения занятия познавательного характера, многообразие тематики игр позволяет подобрать игру в соответствии с темой занятия. Пальчиковые игры помогут подготовить детей к продуктивным видам деятельности. Занятие по физической культуре можно полностью составить из народных игр разной интенсивности. Народные игры включены в прогулку и позволяют детям весело и с максимальной пользой для здоровья провести время на улице. И конечно, настоящим украшением игра будет любого праздника или развлечения. Народная игра живёт рядом, пришедшая к нам из глубины веков она до сих пор актуальна в наши дни.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае дети приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущем.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость.
Литература:
Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР
Кудрявцев В. Ф. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995
Источник
Людмила Лебединская
Роль народных игр в развитии ребёнка дошкольного возраста
Роль народных игр в развитии ребёнка
дошкольного возраста
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Дети разных национальностей, посещая детские сады, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Педагог помогает детям понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка – дошкольника. В народных играх много шуток, юмора, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданно весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками.
Основным условием успешного внедрения игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Педагог, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры педагог привлекает внимание детей её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Работая с детьми педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Источник