Направления в развитии творческого потенциала ребенка
Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе педагогу следует ориентироваться на следующие основные направления:
- Развитие воображения
- Развитие мышления
- Формирование качеств творческой личности
- Формирование культуры общения, поведения, чувств.
Необходимо уточнить, какие конкретные педагогические задачи ставятся в процессе развития и формирования психических процессов и качеств личности дошкольников.
В первую очередь, следует раскрыть задачи по развитию воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.
Известно, что творческое продуктивное воображение характеризует умение направлять свои представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Поэтому важнейшая стадия в развитии воображения – это развитие направленности, управляемости воображения.
Определяя задачи по развитию мышления, мы, в первую очередь, уделяем внимание формированию качеств мышления, которые развивают креативность, или «творческость», – способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Давая определение творческого мышления, американский психолог Дж. Гилфорд связывает креативность с развитием качеств дивергентного мышления.
Дивергентное мышление – целостное, интуитивное, релятивное – опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей. В отличии от конвергентного мышления, предполагающего единственный правильный ответ, дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько или даже множество правильных ответов.
Дивергентное мышление является важнейшим элементом творческой деятельности и характеризуется следующими качествами:
быстротой – способностью высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а количество;
гибкостью – способностью высказывать многообразные идеи;
оригинальностью – способностью порождать новые, нестандартные идеи (может проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми);
– точностью (законченностью) – способностью совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.
Одним из важных направлений в развитии креативности дошкольников является формирование качеств творческой личности. Это предполагает решение следующих задач.
- Формирование независимости мышления, т.е. умения находить собственное мышление, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументированно отстаивая собственное мнение.
- Развитие целеустремленности и настойчивости при поиске решения проблем, стремление доводить начатое дело до конца.
- Формирование умения принимать критику без обид, а также способности находить недостатки в собственных сужениях и оценках, с позитивных позиций высказывать критику в адрес других людей с желанием помочь.
- развитие умения сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые нас окружают.
- Поощрение в ребенке инициативности, независимости, изобретательности, уверенности в своих силах и способностях.
- Развитие умения сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
Источник
Развитие творческого потенциала ребенка
Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: малыши учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же раскрыть талант ребенка?
Дошкольный возраст – время становления и интенсивного развития творческого воображения у детей. Они фантазируют, сочиняют истории, придумывают свой собственный язык, намеренно изменяя знакомые им слова.
Становление гармоничной, здоровой личности невозможно без развития эмоциональной сферы, воображения. Поощрение проявления творчества в детстве – весомый вклад во взрослую жизнь человека, ведь любое дело принесет удовольствие, станет успешным, если вложить в него душу, проявить особый подход к его воплощению.
Способности к творчеству, умение фантазировать, воображать, создавать необычное, играет важную роль в жизни ребенка – через творчество он самовыражается, показывает свой внутренний мир, открывает душу. Накопление опыта, особенно эмоционального становится важнейшим условием развития воображения – ребенок получает информацию, вместе с этим совершенствуются его мышление и память, затем ребенок учится комбинировать и применять полученный опыт в других сферах своей деятельности.
Важно развить у ребенка желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы, умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу», пороявлять инициативу. Пусть у него формируется чувство, что узнавать новое – здорово.
Важно дать понять ребенку, что задача может решаться разными способами. Таким образом у ребенка развивается воображение и креативное мышление. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, тем быстрее задатки перерастают в способности, творчество становится частью жизни маленького человека.
Разнообразная, богатая на содержание среда, где постоянно находится ребенок, его активные действия, пробы, опыты, эксперименты помогают раскрывать предпосылки для творчества. Необходимо расширить представления ребенка о доступных ему материалах для творчества, обеспечить ребенку возможность доступа к ним, пробудить в ребенке эмоции радости от процесса творчества и его результата.
В жизни всем нам нужна фантазия. Фантазия, предполагающая независимость мышления, формирует умение самостоятельно мыслить. Надо только уметь вовремя подсказать ребенку, заинтересовать, направить. В первую очередь, нужно «учить» ребенка быть наблюдательным. Большую пользу в этом принесут прогулки с ребенком. Гуляя, стоит выбирать разные места; предварительно подумать, чем они могут быть интересны ребенку (перелетные птицы, необыкновенные цветы или серебряные нити-паутинки на траве). Рассказывать ребенку о красоте, творить с ним эту красоту, собирать на прогулках поделочный материал: это могут быть листья, плоды и семена растений, камни, раковины, ветки, кора и мох, – все, что покажется необычным. Хорошо делать игрушки, которые легко можно преобразовывать в другие. Не зря в свое время дети поголовно были увлечены играми в «трансформеров». Видоизменяя игрушку, ребенок учится видеть разносторонность явления, не зацикливается на одной мысли, – т.е. приобретает гибкость мышления.
Научите ребенка любоваться красотой окружающего мира. Интересно придумывать образы, разглядывая облака, или угадывать предметы по их очертаниям поздним вечером. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Много новых знаний маленький человек получает, проводя эксперименты и опыты. Если взять с собой увеличительное стекло или бинокль, наблюдать за птицами и насекомыми будет еще интереснее.
Никогда не игнорируйте «детские» вопросы. Чтобы пробудить в ребенке мышление, поощряйте его на выдумывание «маленьких проблем». Научите ребенка рассуждать и искать оригинальные способы решения проблемы. Решение логических задач и головоломок — хороший способ развить нестандартное мышление. Научите ребенка видеть новые возможности и находить нестандартные решения.
Важно побуждать ребенка экспериментировать, поощрять и поддерживать творческие находки. Проводя эксперименты и опыты, маленький человек получает много новых знаний. Дети любят экспериментировать. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Творческая фантазия ребенка лучше всего раскрывается там, где ребенку предоставляется свобода фантазии и ему дают возможность не бояться своих творческих задумок и идей.
Вопросы ребенка считаются основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Умение толково ответить на вопрос ребенка —большое искусство. Отвечая на вопрос ребенка, стоит побуждать его к новым размышлениям, наблюдениям. Целесообразно иногда вместо ответа предложить ребенку встречный вопрос: «А как ты думаешь?»
Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.
Познавательный интерес носит поисковый характер и положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов —мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выявить непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений. Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность.
Под влиянием познавательного интереса ребенок способен к длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственного или практического задания.
Не подносите ребенку готовое решение, рассуждайте вместе с ним; если ребенок не знает, с какого конца подойти к проблеме, можно попробовать задавать ему вопросы, постепенно подводя к правильному ответу. Позвольте ему испытать гордость от своего маленького открытия. Это очень важно, в дальнейшем ребенок не будет бояться решения сложных проблем. А, возможно, решение будет не одно: поспорьте с ребенком, научите его отстаивать свою позицию, видеть многогранность мира.
Источник
Основные направления работы по развитию творческих способностей дошкольников
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребенка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе педагогу следует ориентироваться на следующие основные направления:
Развитие воображения
Развитие мышления
Формирование качеств творческой личности
Формирование культуры общения, поведения, чувств.
Необходимо уточнить, какие конкретные педагогические задачи ставятся в процессе развития и формирования психических процессов и качеств личности дошкольников.
В первую очередь, следует раскрыть задачи по развитию воображения, ведь именно оно помогает освободиться от инерции мышления. Важно формировать у детей умение представлять себе то, что не существует в действительности, преобразовывать представления памяти, обеспечивающие в конечном счете создание заведомо нового, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; учить детей смотреть на предметы с разных позиций, видеть новое в старом, знакомом, привычном.
Известно, что творческое продуктивное воображение характеризует умение направлять свои представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Поэтому важнейшая стадия в развитии воображения – это развитие направленности, управляемости воображения.
Определяя задачи по развитию мышления, мы, в первую очередь, уделяем внимание формированию качеств мышления, которые развивают креативность, или «творческость», – способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Давая определение творческого мышления, американский психолог Дж. Гилфорд связывает креативность с развитием качеств дивергентного мышления.
Дивергентное мышление – целостное, интуитивное, релятивное – опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей. В отличии от конвергентного мышления, предполагающего единственный правильный ответ, дивергентное мышление предполагает, что на один вопрос может быть дано несколько или даже множество правильных ответов.
Дивергентное мышление является важнейшим элементом творческой деятельности и характеризуется следующими качествами:
быстротой – способностью высказывать максимальное количество идей, причем в данном случае важно не их качество, а количество;
гибкостью – способностью высказывать многообразные идеи;
оригинальностью – способностью порождать новые, нестандартные идеи (может проявляться в ответах, не совпадающих с общепринятыми);
– точностью (законченностью) – способностью совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту.
Одним из важных направлений в развитии креативности дошкольников является формирование качеств творческой личности. Это предполагает решение следующих задач.
Формирование независимости мышления, т.е. умения находить собственное мышление, оригинальные ответы, открыто высказывать смелые идеи и гипотезы, защищая и аргументированно отстаивая собственное мнение.
Развитие целеустремленности и настойчивости при поиске решения проблем, стремление доводить начатое дело до конца.
Формирование умения принимать критику без обид, а также способности находить недостатки в собственных сужениях и оценках, с позитивных позиций высказывать критику в адрес других людей с желанием помочь.
развитие умения сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, предметам, которые нас окружают.
Поощрение в ребенке инициативности, независимости, изобретательности, уверенности в своих силах и способностях.
Развитие умения сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные трудности и неудачи.
Источник
«Развитие творческого потенциала ребенка»
С.Г. Дайнеко, старший воспитатель МАДОУ детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида
Идея креативной педагогики, образование как “образование человека” должно стать побуждением к творчеству, так как в творчестве заключается суть человеческого в человеке. Педагоги и психологи рассматривают творчество как важнейший механизм развития личности. Поскольку становление личности начинается в дошкольном возрасте, то главная задача воспитателя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности ребенка. Известно, что творчество формируется в деятельности.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.
В связи с этим возникает необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности. Известно, что первый кризисный период в развитии личности ребенка приходится на возраст 2-3 лет. А к пяти годам в структуре личности ребенка уже сформированы основные элементы ее структуры. По данным Н.Ф. Полякова и К.В. Солоеда проявление первых инициативных действий у ребенка происходит в период от 2-х до 6-ти месяцев и зависит от качества отношения взрослых. А к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.
Таким образом, дошкольный возраст является синзитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач ДОУ – создание благоприятной образовательной среды, оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников.
Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту готов к социализации (сформированность речи), а, с другой стороны, – еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку как столовый прибор, как палку, как музыкальный инструмент, как весло и т.д., поскольку такое поведение для него доступнее. Ведь стандартное употребление одного способа требует опреде ленной социализированности и стереотипизации навыка, и, кроме того, развития произвольного внимания, кото рое у ребенка к 3-4 годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен.
Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств
Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы – это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Что же такое творческое мышление? По мнению Р.С. Немова – это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Практические способы развития творческого мышления :
- Элементы «ТРИЗ»
- Задания типа – «На что это похоже?», «Раскрась так чтобы одна волшебница была добрая, а другая злая», «Дорисуй» и т.д.
- Из простых фигур составить разные изображения
- Придумывание рассказов, историй, сказок
- Проблемные ситуации
- Рисование нетрадиционными способами
- Рисование по программе И. Лыковой
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро извлекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.
Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:
1. Развитие умения выявлять противоречия в любом предмете и явлении;
2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия;
3. Формирование умения разрешать противоречия;
И еще одно качество, формирующее творческое мышление – это системность.
Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.
Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.
Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:
1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему развивающеюся во времени;
2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий для такого роста, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.
- В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними.
- Обеспечьте ребенку полную безопасность, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
- Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру. Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
- Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки.
- Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям своего ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.
Второе, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у малыша в общую взаимосвязанную картинку.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста трудно представить без развития воображения. Воображение – это способность составлять из отдельных фрагментов жизненного опыта, что-то новое, отличающееся от ранее усвоенного.
Обучать можно без скучной передачи данных, развитие творческих способностей детей должно проходить в стиле игры, можно рассказывать сказки, петь песни, придумывать окончание стихов.
Развитие творческих способностей детей при помощи игры
Вы, конечно, можете выбрать для развития своего ребенка определенную методику и четко следовать ей, а можете, придерживаясь основных принципов обучения, придумывать незамысловатые, но эффективные игры сами.
Для более маленьких деток подойдет игра «Что в коробочке», она способствует умению формулировать и задавать вопросы, чтобы понять неопределенную ситуацию.
Возьмите маленький предмет и положите его в коробочку. А ребенок должен понять, что так. Он может задавать всякие вопросы о предмете, форма, цвет, размер предмета, что им делают. С помощью ваших ответов ребенок может строить догадки.
Не всегда можно выделить много времени для занятий с ребенком, можно развивать даже по дороге в садик, например, можно поиграть в противоположности. Это поможет малышу усвоить противоположные понятия, вы можете называть свойства предметов, а ребенок должен догадаться какой предмет может обладать такими признаками.
Источник