Направления в развитии психики ребенка

Направления в развитии психики ребенка thumbnail

Блохина Оксана
Консультация «Основные направления психического развития ребенка»

Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»):

1) возникновение цельного детского мировоззрения;

2) возникновение первичных этических инстанций;

3) возникновение соподчинения мотивов;

4) возникновение произвольного поведения;

5) появление внутреннего плана умственных действий;

6) возникновение личного сознания.

В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность,принято указывать:

1) формирование произвольного поведения;

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей);

4) мотивационное развитие познавательной деятельности.

Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению.

Исследователи выделяют ряд направлений образовательной деятельности и умения, которые являются показателем развитияу детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1) развитие умений включаться в достойные формы общения и взаимодействия с другими людьми, а также умений считаться с интересами других людей.

2) развитиеречевых умений и способностей:

а)фонематические и грамматические умения:

– умение дифференцировать звуковой состав речи;

– умение согласовывать слова в предложениях;

– устанавливать значения слов;

б)регулятивные функции речи:

– выполнение действий по словесной инструкции;

– организация действий другого человека с помощью речи;

– выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования;

– умение подчиняться правилам и следить за этим;

в)коммуникативные функции речи:

– речевое описание каких-либо предметов;

– умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки;

– совместное планирование действий в речевом общении;

– понимание смысла сообщений;

г)коммуникативно-личностные и рефлексивные функции речи:

– умение рассказать о поведении другого и объяснить его;

– умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их;

– умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины;

3) формирование и развитиеумений выполнять знаково-символические действия и умений выполнять действия во внутреннем умственном пространстве:

а) умение обозначать и замещать различными знаками явления, процессы и события;

б) умение разводить обозначаемое содержание и средства обозначения;

в) умение «наполнять» условные знаковые схемы и модели содержанием;

г) умение выполнять простые действия схематизации и моделирования;

д) умение объективировать представления;

е) умение использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие;

4) развитие простых логических и математических умений и способностей –дифференциация качественных и количественных характеристик предметов:

а) умение сравнивать множество предметов;

б) умение выделять и классифицировать свойства и признаки предметов по различным основаниям;

в) использование эталонов измерения с целью сравнения предметов и их количества;

г) умение использовать простые математические знаки;

д) умение выполнять последовательности математических действий по речевой инструкции.

5) Развитиедвигательных умений и способностей:

а) умение выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;

б) умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве;

в) умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами;

г) умение изменять, поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры;

д) развитие «тонкой моторики» манипулятивных действий;

е) умение осознавать выполняемые действия (рассказать о выполняемом действии);

ж) умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом;

6) развитие художественно-изобразительных умений и способностей. Умения,связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности:

а) умение пользоваться карандашом;

б) умение пользоваться кисточкой и красками;

7) умения,связанные с техникой построения изображения:

а) умение ориентироваться в пространстве листа бумаги;

б) умение передавать изображение в цвете;

в) умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами и использовать «глубину».

8)умения рассказывать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка:

а) умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения;

б) умение рассказать о своем сюжете изображаемого и перечислить элементы сюжета;

в) умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом;

9) развитиемузыкально-выразительных умений и способностей:

а) умение ориентироваться в ритмических характеристиках музыки;

б) умение ориентироваться в звуковысотных отношениях;

в) умение рассказать об объективных особенностях музыкального произведения;

г) умение рассказать о переживаниях и образах, которые вызывает музыкальное произведение;

д) умение выражать свои эмоционально-ценностные переживания, отношения и представления через музыкальные произведения;

е) умение самостоятельно воспроизводить и интонировать мелодии, песни;

ж) умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Источник

В психологии детского развития можно выделить много направлении. Для целей анализа

материнских функций целесообразно остановиться на следующих:

1. Когнитивная психология. В этом направлении изучается становление связей ребенка с

внешним миром. Выделяются возрастные особенности и механизмы развития, их физиологическое

обеспечение. Роль матери рассматривается в двух аспектах: как предоставление необходимой для

развития ребенка стимуляции и как обеспечение физического и психического комфорта, что также

необходимо для нормального развития. При этом акцент делается на первое, а второе рассматривается

как условие, но не входит в предмет исследования.

2.Развитие эмоциональной сферы. Это направление имеет своим предметом исследование

возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка, развитие обеспечивающих их

физиологических и психологических механизмов. Роль матери здесь является весьма существенной, а

во многих подходах — решающей. Она выражается в эмоциональном поведении матери, качестве

ухода, важным является своевременное и адекватное обеспечение физиологических потребностей

ребенка. Большое внимание уделяется отношению матери к ребенку и стилю материнско-детского

взаимодействия.

3.Развитие личности (психоанализ, микропсихоанализ, гуманистическая психология,

психотерапевтически ориентированные направления). Здесь выделяются структура личности и этапы ее

развития. Роль матери признается решающей, особенно в становлении базовых, ядерных структур

личности в раннем онтогенезе. Функции матери состоят в своевременном и качественном

удовлетворении потребностей ребенка, в предоставлении любви и поддержки. Эти ее функции

рассматриваются как врожденные, обеспеченные «материнским инстинктом». Неудовлетворительное

обеспечение матерью своих функций связывается с деструктивным влиянием на реализацию

материнского инстинкта внутренних, личностных конфликтов матери.

4.Развитие отдельных структур субъективного опыта (самосознание, Я – концепция, рабочая

модель мира, образ мира, привязанность, общение, мотивация достижений и др.). В этих направлениях

углубленно изучается становление отдельных структур личности или содержаний субъективного опыта,

имеющих значение в развитии личности ребенка и его отношений с миром. Именно в этих

направлениях происходит прорыв «за грань рождения» — во внутриутробный период, причем не с

позиции актуализма, как в классических направлениях психологии личности, проецирующих модель

взрослой личности в ранний онтогенез, а на основе изучения развития самого ребенка и его

взаимодействия с матерью. В этих направлениях роль матери оценивается как решающая, а во многих

случаях даже абсолютизируется (например, концепции «objekt relation» Д. Винникотта, М. Кляйн,

частично у Э. Эриксона). К этому направлению можно отнести пренатальную и/или перинатальную

психологию.

5.Этологический подход. К этому направлению можно отнести современные варианты теории

социального научения и часть теории привязанности. Мать и ребенок рассматриваются как члены

специфической диады, развивающиеся во взаимодействии. Недостатком этого подхода является точка

зрения на изначально существующие способности матери и ребенка включиться в это взаимодействие,

как бы не имеющие предварительной истории. Однако ювелирное описание структуры и содержания

взаимодействия в диаде дает необыкновенно богатый материал для интерпретации. Рассматриваемый

подход, несмотря на его описательный характер, а может быть, именно благодаря этому, служит

источником данных для анализа практически во всех остальных направлениях психологии раннего

онтогенеза и материнства.

6. Исследования структуры деятельности ребенка и ее развития в онтогенезе. Это направление

относится главным образом к отечественной детской психологии, традиционно развивающейся в

рамках деятельностного подхода. Здесь разработана система периодизации детского развития как

смены ведущих деятельностей, периодизация развития общения, становление знаковой функции в

онтогенезе, самосознания. Роль взрослого рассматривается как участие в развитии не только

содержания, но и структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка и структуры его

взаимоотношений с миром. К сожалению, экспериментальные и теоретические данные, полученные в

этих исследованиях, недостаточно востребованы учеными, работающими в рамках других направлений,

чего нельзя сказать о представителях деятельностного подхода, в последнее время активно

обращающихся к современным психологическим теориям.

Все указанные направления интерпретируют феномены психического развития ребенка в аспекте

своего предмета исследования и с позиций своих теоретических подходов. Однако функции матери

присутствуют в любом случае. С точки зрения характеристики этих функций рассмотрим кратко

особенности онтогенеза, которые изучаются в каждом из отмеченных направлений в отдельные

возрастные периоды. Необходимо отметить, что традиционно детская психология начинала свой анализ

с момента рождения. В современных учебниках, особенно отечественных, пренатальный период либо

вообще отсутствует, либо есть указание на то, что до рождения происходят физиологическая

подготовка ребенка к существованию во внеутробной среде, созревание некоторых рефлексов и т.п.

Последние десятилетия знаменуются активным изучением внутриутробного развития как с

физиологической, так и с психологической точки зрения. Влияние же состояния матери и ее поведения

в беременности на развитие ребенка известно издревле, а в практической психологии является объектом

работы психолога уже несколько десятилетий. Поэтому относительно характеристики материнских

функций рассмотрение развития ребенка необходимо начинать с пренатального этапа индивидуального

развития, который вообще не представлен в классических психологических периодизациях детского

развития. С современных позиций (в плане развития ребенка, материнских функций и направленности

научных исследований) в рабочем порядке целесообразно выделить следующие периоды развития

ребенка: пренатальный (от возникновения чувствительности, которая позволяет говорить о наличии у

ребенка субъективного переживания в самой элементарной форме до готовности к рождению); период,

объединяющий перинатальный, катальный и ту часть неонатального, которая характеризуется как

критическая для возникновения тесной материнско-детской связи (bonding — первые двое суток после

рождения); период новорожденное (до появления комплекса оживления); первое полугодие

младенчества; второе полугодие младенчества; второй и третий год жизни. Такая периодизация, как

будет ясно ниже, связана именно с содержанием материнских функций.

Источник

Основные направления психического развития ребенка

Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»):
1) возникновение цельного детского мировоззрения;
2) возникновение первичных этических инстанций;
3) возникновение соподчинения мотивов;
4) возникновение произвольного поведения;
5) появление внутреннего плана умственных действий;
6) возникновение личного сознания.
В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность, принято указывать:
1) формирование произвольного поведения;
2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей);
4) мотивационное развитие познавательной деятельности.
Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению.
Исследователи выделяют ряд направлений образовательной деятельности и умения, которые являются показателем развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
1) развитие умений включаться в достойные формы общения и взаимодействия с другими людьми, а также умений считаться с интересами других людей.
2) развитие речевых умений и способностей:
а) фонематические и грамматические умения:
– умение дифференцировать звуковой состав речи;
– умение согласовывать слова в предложениях;
– устанавливать значения слов;
б) регулятивные функции речи:
– выполнение действий по словесной инструкции;
– организация действий другого человека с помощью речи;
– выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования;
– умение подчиняться правилам и следить за этим;
в) коммуникативные функции речи:
– речевое описание каких-либо предметов;
– умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки;
– совместное планирование действий в речевом общении;
– понимание смысла сообщений;
г) коммуникативно-личностные и рефлексивные функции речи:
– умение рассказать о поведении другого и объяснить его;
– умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их;
– умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины;
3) формирование и развитие умений выполнять знаково-символические действия и умений выполнять действия во внутреннем умственном пространстве:
а) умение обозначать и замещать различными знаками явления, процессы и события;
б) умение разводить обозначаемое содержание и средства обозначения;
в) умение «наполнять» условные знаковые схемы и модели содержанием;
г) умение выполнять простые действия схематизации и моделирования;
д) умение объективировать представления;
е) умение использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие;
4) развитие простых логических и математических умений и способностей – дифференциация качественных и количественных характеристик предметов:
а) умение сравнивать множество предметов;
б) умение выделять и классифицировать свойства и признаки предметов по различным основаниям;
в) использование эталонов измерения с целью сравнения предметов и их количества;
г) умение использовать простые математические знаки;
д) умение выполнять последовательности математических действий по речевой инструкции.
5) Развитие двигательных умений и способностей:
а) умение выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;
б) умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве;
в) умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами;
г) умение изменять, поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры;
д) развитие «тонкой моторики» манипулятивных действий;
е) умение осознавать выполняемые действия (рассказать о выполняемом действии);
ж) умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом;
6) развитие художественно-изобразительных умений и способностей. Умения, связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности:
а) умение пользоваться карандашом;
б) умение пользоваться кисточкой и красками;
7) умения, связанные с техникой построения изображения:
а) умение ориентироваться в пространстве листа бумаги;
б) умение передавать изображение в цвете;
в) умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами и использовать «глубину».
8) умения рассказывать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка:
а) умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения;
б) умение рассказать о своем сюжете изображаемого и перечислить элементы сюжета;
в) умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом;
9) развитие музыкально-выразительных умений и способностей:
а) умение ориентироваться в ритмических характеристиках музыки;
б) умение ориентироваться в звуковысотных отношениях;
в) умение рассказать об объективных особенностях музыкального произведения;
г) умение рассказать о переживаниях и образах, которые вызывает музыкальное произведение;
д) умение выражать свои эмоционально-ценностные переживания, отношения и представления через музыкальные произведения;
е) умение самостоятельно воспроизводить и интонировать мелодии, песни;
ж) умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Источник