Направления в развитии психики ребенка
Блохина Оксана
Консультация «Основные направления психического развития ребенка»
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»):
1) возникновение цельного детского мировоззрения;
2) возникновение первичных этических инстанций;
3) возникновение соподчинения мотивов;
4) возникновение произвольного поведения;
5) появление внутреннего плана умственных действий;
6) возникновение личного сознания.
В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность,принято указывать:
1) формирование произвольного поведения;
2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей);
4) мотивационное развитие познавательной деятельности.
Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению.
Исследователи выделяют ряд направлений образовательной деятельности и умения, которые являются показателем развитияу детей дошкольного и младшего школьного возраста:
1) развитие умений включаться в достойные формы общения и взаимодействия с другими людьми, а также умений считаться с интересами других людей.
2) развитиеречевых умений и способностей:
а)фонематические и грамматические умения:
– умение дифференцировать звуковой состав речи;
– умение согласовывать слова в предложениях;
– устанавливать значения слов;
б)регулятивные функции речи:
– выполнение действий по словесной инструкции;
– организация действий другого человека с помощью речи;
– выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования;
– умение подчиняться правилам и следить за этим;
в)коммуникативные функции речи:
– речевое описание каких-либо предметов;
– умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки;
– совместное планирование действий в речевом общении;
– понимание смысла сообщений;
г)коммуникативно-личностные и рефлексивные функции речи:
– умение рассказать о поведении другого и объяснить его;
– умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их;
– умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины;
3) формирование и развитиеумений выполнять знаково-символические действия и умений выполнять действия во внутреннем умственном пространстве:
а) умение обозначать и замещать различными знаками явления, процессы и события;
б) умение разводить обозначаемое содержание и средства обозначения;
в) умение «наполнять» условные знаковые схемы и модели содержанием;
г) умение выполнять простые действия схематизации и моделирования;
д) умение объективировать представления;
е) умение использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие;
4) развитие простых логических и математических умений и способностей –дифференциация качественных и количественных характеристик предметов:
а) умение сравнивать множество предметов;
б) умение выделять и классифицировать свойства и признаки предметов по различным основаниям;
в) использование эталонов измерения с целью сравнения предметов и их количества;
г) умение использовать простые математические знаки;
д) умение выполнять последовательности математических действий по речевой инструкции.
5) Развитиедвигательных умений и способностей:
а) умение выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;
б) умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве;
в) умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами;
г) умение изменять, поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры;
д) развитие «тонкой моторики» манипулятивных действий;
е) умение осознавать выполняемые действия (рассказать о выполняемом действии);
ж) умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом;
6) развитие художественно-изобразительных умений и способностей. Умения,связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности:
а) умение пользоваться карандашом;
б) умение пользоваться кисточкой и красками;
7) умения,связанные с техникой построения изображения:
а) умение ориентироваться в пространстве листа бумаги;
б) умение передавать изображение в цвете;
в) умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами и использовать «глубину».
8)умения рассказывать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка:
а) умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения;
б) умение рассказать о своем сюжете изображаемого и перечислить элементы сюжета;
в) умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом;
9) развитиемузыкально-выразительных умений и способностей:
а) умение ориентироваться в ритмических характеристиках музыки;
б) умение ориентироваться в звуковысотных отношениях;
в) умение рассказать об объективных особенностях музыкального произведения;
г) умение рассказать о переживаниях и образах, которые вызывает музыкальное произведение;
д) умение выражать свои эмоционально-ценностные переживания, отношения и представления через музыкальные произведения;
е) умение самостоятельно воспроизводить и интонировать мелодии, песни;
ж) умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Источник
В психологии детского развития можно выделить много направлении. Для целей анализа
материнских функций целесообразно остановиться на следующих:
1. Когнитивная психология. В этом направлении изучается становление связей ребенка с
внешним миром. Выделяются возрастные особенности и механизмы развития, их физиологическое
обеспечение. Роль матери рассматривается в двух аспектах: как предоставление необходимой для
развития ребенка стимуляции и как обеспечение физического и психического комфорта, что также
необходимо для нормального развития. При этом акцент делается на первое, а второе рассматривается
как условие, но не входит в предмет исследования.
2.Развитие эмоциональной сферы. Это направление имеет своим предметом исследование
возрастных особенностей эмоциональной сферы ребенка, развитие обеспечивающих их
физиологических и психологических механизмов. Роль матери здесь является весьма существенной, а
во многих подходах — решающей. Она выражается в эмоциональном поведении матери, качестве
ухода, важным является своевременное и адекватное обеспечение физиологических потребностей
ребенка. Большое внимание уделяется отношению матери к ребенку и стилю материнско-детского
взаимодействия.
3.Развитие личности (психоанализ, микропсихоанализ, гуманистическая психология,
психотерапевтически ориентированные направления). Здесь выделяются структура личности и этапы ее
развития. Роль матери признается решающей, особенно в становлении базовых, ядерных структур
личности в раннем онтогенезе. Функции матери состоят в своевременном и качественном
удовлетворении потребностей ребенка, в предоставлении любви и поддержки. Эти ее функции
рассматриваются как врожденные, обеспеченные «материнским инстинктом». Неудовлетворительное
обеспечение матерью своих функций связывается с деструктивным влиянием на реализацию
материнского инстинкта внутренних, личностных конфликтов матери.
4.Развитие отдельных структур субъективного опыта (самосознание, Я – концепция, рабочая
модель мира, образ мира, привязанность, общение, мотивация достижений и др.). В этих направлениях
углубленно изучается становление отдельных структур личности или содержаний субъективного опыта,
имеющих значение в развитии личности ребенка и его отношений с миром. Именно в этих
направлениях происходит прорыв «за грань рождения» — во внутриутробный период, причем не с
позиции актуализма, как в классических направлениях психологии личности, проецирующих модель
взрослой личности в ранний онтогенез, а на основе изучения развития самого ребенка и его
взаимодействия с матерью. В этих направлениях роль матери оценивается как решающая, а во многих
случаях даже абсолютизируется (например, концепции «objekt relation» Д. Винникотта, М. Кляйн,
частично у Э. Эриксона). К этому направлению можно отнести пренатальную и/или перинатальную
психологию.
5.Этологический подход. К этому направлению можно отнести современные варианты теории
социального научения и часть теории привязанности. Мать и ребенок рассматриваются как члены
специфической диады, развивающиеся во взаимодействии. Недостатком этого подхода является точка
зрения на изначально существующие способности матери и ребенка включиться в это взаимодействие,
как бы не имеющие предварительной истории. Однако ювелирное описание структуры и содержания
взаимодействия в диаде дает необыкновенно богатый материал для интерпретации. Рассматриваемый
подход, несмотря на его описательный характер, а может быть, именно благодаря этому, служит
источником данных для анализа практически во всех остальных направлениях психологии раннего
онтогенеза и материнства.
6. Исследования структуры деятельности ребенка и ее развития в онтогенезе. Это направление
относится главным образом к отечественной детской психологии, традиционно развивающейся в
рамках деятельностного подхода. Здесь разработана система периодизации детского развития как
смены ведущих деятельностей, периодизация развития общения, становление знаковой функции в
онтогенезе, самосознания. Роль взрослого рассматривается как участие в развитии не только
содержания, но и структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка и структуры его
взаимоотношений с миром. К сожалению, экспериментальные и теоретические данные, полученные в
этих исследованиях, недостаточно востребованы учеными, работающими в рамках других направлений,
чего нельзя сказать о представителях деятельностного подхода, в последнее время активно
обращающихся к современным психологическим теориям.
Все указанные направления интерпретируют феномены психического развития ребенка в аспекте
своего предмета исследования и с позиций своих теоретических подходов. Однако функции матери
присутствуют в любом случае. С точки зрения характеристики этих функций рассмотрим кратко
особенности онтогенеза, которые изучаются в каждом из отмеченных направлений в отдельные
возрастные периоды. Необходимо отметить, что традиционно детская психология начинала свой анализ
с момента рождения. В современных учебниках, особенно отечественных, пренатальный период либо
вообще отсутствует, либо есть указание на то, что до рождения происходят физиологическая
подготовка ребенка к существованию во внеутробной среде, созревание некоторых рефлексов и т.п.
Последние десятилетия знаменуются активным изучением внутриутробного развития как с
физиологической, так и с психологической точки зрения. Влияние же состояния матери и ее поведения
в беременности на развитие ребенка известно издревле, а в практической психологии является объектом
работы психолога уже несколько десятилетий. Поэтому относительно характеристики материнских
функций рассмотрение развития ребенка необходимо начинать с пренатального этапа индивидуального
развития, который вообще не представлен в классических психологических периодизациях детского
развития. С современных позиций (в плане развития ребенка, материнских функций и направленности
научных исследований) в рабочем порядке целесообразно выделить следующие периоды развития
ребенка: пренатальный (от возникновения чувствительности, которая позволяет говорить о наличии у
ребенка субъективного переживания в самой элементарной форме до готовности к рождению); период,
объединяющий перинатальный, катальный и ту часть неонатального, которая характеризуется как
критическая для возникновения тесной материнско-детской связи (bonding — первые двое суток после
рождения); период новорожденное (до появления комплекса оживления); первое полугодие
младенчества; второе полугодие младенчества; второй и третий год жизни. Такая периодизация, как
будет ясно ниже, связана именно с содержанием материнских функций.
Источник
Основные направления психического развития ребенка
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей книге «Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы», если в процессах обучения центральную роль играют совместная деятельность и способы совместного выполнения различных действий, то в процессах личностного развития центральную роль приобретают образцы, средства и способы общения и организации межличностных взаимодействий. В отечественной психологии различными авторами в качестве важнейших выделяется следующий ряд психических новообразований, которые формируются в дошкольном возрасте (об этом говорит Л. Ф. Обухова в исследовании «Детская психология: теории, факты, проблемы»):
1) возникновение цельного детского мировоззрения;
2) возникновение первичных этических инстанций;
3) возникновение соподчинения мотивов;
4) возникновение произвольного поведения;
5) появление внутреннего плана умственных действий;
6) возникновение личного сознания.
В качестве основных линий развития ребенка, определяющих его включение в новый вид деятельности – учебную деятельность, принято указывать:
1) формирование произвольного поведения;
2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека, считаться с интересами других людей);
4) мотивационное развитие познавательной деятельности.
Считается, что именно эти линии развития ребенка определяют его готовность к школьному обучению.
Исследователи выделяют ряд направлений образовательной деятельности и умения, которые являются показателем развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста:
1) развитие умений включаться в достойные формы общения и взаимодействия с другими людьми, а также умений считаться с интересами других людей.
2) развитие речевых умений и способностей:
а) фонематические и грамматические умения:
– умение дифференцировать звуковой состав речи;
– умение согласовывать слова в предложениях;
– устанавливать значения слов;
б) регулятивные функции речи:
– выполнение действий по словесной инструкции;
– организация действий другого человека с помощью речи;
– выполнение действий на основе самостоятельного речевого планирования;
– умение подчиняться правилам и следить за этим;
в) коммуникативные функции речи:
– речевое описание каких-либо предметов;
– умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки;
– совместное планирование действий в речевом общении;
– понимание смысла сообщений;
г) коммуникативно-личностные и рефлексивные функции речи:
– умение рассказать о поведении другого и объяснить его;
– умение рассказать о переживаниях другого и объяснить их;
– умение рассказать о своем поведении, переживаниях и объяснить их причины;
3) формирование и развитие умений выполнять знаково-символические действия и умений выполнять действия во внутреннем умственном пространстве:
а) умение обозначать и замещать различными знаками явления, процессы и события;
б) умение разводить обозначаемое содержание и средства обозначения;
в) умение «наполнять» условные знаковые схемы и модели содержанием;
г) умение выполнять простые действия схематизации и моделирования;
д) умение объективировать представления;
е) умение использовать речь как средство преобразования внешней формы ориентировки в умственное действие;
4) развитие простых логических и математических умений и способностей – дифференциация качественных и количественных характеристик предметов:
а) умение сравнивать множество предметов;
б) умение выделять и классифицировать свойства и признаки предметов по различным основаниям;
в) использование эталонов измерения с целью сравнения предметов и их количества;
г) умение использовать простые математические знаки;
д) умение выполнять последовательности математических действий по речевой инструкции.
5) Развитие двигательных умений и способностей:
а) умение выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;
б) умение ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве;
в) умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами;
г) умение изменять, поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры;
д) развитие «тонкой моторики» манипулятивных действий;
е) умение осознавать выполняемые действия (рассказать о выполняемом действии);
ж) умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом;
6) развитие художественно-изобразительных умений и способностей. Умения, связанные с техникой использования орудий художественно-изобразительной деятельности:
а) умение пользоваться карандашом;
б) умение пользоваться кисточкой и красками;
7) умения, связанные с техникой построения изображения:
а) умение ориентироваться в пространстве листа бумаги;
б) умение передавать изображение в цвете;
в) умение соблюдать пропорции между изображаемыми предметами и использовать «глубину».
8) умения рассказывать о замысле будущего изображения и переносить его во внешний план рисунка:
а) умение рассказать о сюжете предъявляемого изображения;
б) умение рассказать о своем сюжете изображаемого и перечислить элементы сюжета;
в) умение отразить в рисунке сюжет и его элементы в соответствии с планом;
9) развитие музыкально-выразительных умений и способностей:
а) умение ориентироваться в ритмических характеристиках музыки;
б) умение ориентироваться в звуковысотных отношениях;
в) умение рассказать об объективных особенностях музыкального произведения;
г) умение рассказать о переживаниях и образах, которые вызывает музыкальное произведение;
д) умение выражать свои эмоционально-ценностные переживания, отношения и представления через музыкальные произведения;
е) умение самостоятельно воспроизводить и интонировать мелодии, песни;
ж) умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Источник