Направления в развитии индивидуальности ребенка

Направления в развитии индивидуальности ребенка thumbnail

Индивидуальность ребенка в образовательном процессе дошкольных организаций.

Становление и развитие индивидуальности ребенка как совокупность неповторимых анатомо‐физиологических, психических особенностей, свойств и качеств (мотивация, темперамент, характер, способности и др.), как форма жизнедеятельности с позиции уни кальности и самобытности относится к числу важных и актуальных направлений психологических и педагогических исследований. Достаточно сказать, что одним из ведущих методологических подходов к изучению явлений и процессов в области педагогики дошкольного детства сегодня является личностно ориентированный.

Cовременные требования к образованию детей в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), ориентируют на необходимость проектирования общего психического развития каждого ребенка, поддержку саморазвития, оптимальную самореализацию в разных видах деятельности. Отмечается важность создания в дошкольной образовательной организации (ДОО) условий для:

• поддержки индивидуальности и инициативы для свободного выбора деятельности участниками совместной деятельности;

• принятия детьми решений для выражения своих чувств и мыслей;

• оказания недирективной помощи, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) [4].

Субъектность ребенка есть процесс и результат проявления активности, своего неповторимого опыта самореализации и самоутверждения в деятельности, общении, познании, иными словами, всего того, что составляет основу его уникального Я.

Образовательный процесс в ДОО должен обеспечивать не только усвоение социального опыта, но и преобразование собственного (жизненного) опыта детей, разноплановое его использование. А.П. Усова отводила важную роль знаниям и умениям, которые приобретаются в непосредственно жизненном опыте, и не раз подчеркивала необходимость их использования при организации целенаправленного обучения дошкольников. Жизненный опыт детей складывается из:

• представлений, возникших в ходе восприятия явлений окружающей действительности, общения, ранее пережитых событий и др.;

• освоенных видов деятельности, способов поведения;

• сложившихся отношений с социальным и природным миром, носящих для ребенка ценностный смысл.

Жизненный опыт детей всегда эмоционально окрашен, характеризуется пристрастным отношением к пережитым явлениям, событиям, запомнившимся фактам и др. Здесь уместно вспомнить известную мысль К.Д. Ушинского: «…все проникающее в человеческий разум идет туда через чувства». И далее педагог подчеркивает, что «разумение чувственное…служит основанием для разумения умственного» [3].

При организации образовательного процесса важно согласовывать содержание образования с жизненным опытом детей. Если такого согласования не происходит, то жизненный опыт становится формальным, невостребованным, а образовательный процесс лишается субъект‐субъектного взаимодействия, ориентации на поддержку неповторимого Я ребенка.

Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций ребенка, своеобразные оттенки его переживаний, сопровождающие общение, способы действий, педагоги создают тем самым благоприятные возможности для выражения индивидуальности и одновременно субъектной позиции.

Становление и развитие такой позиции в образовательном процессе в аспекте активного обращения к жизненному опыту детей могут осуществляться посредством актуализации и рефлексии этого опыта.

В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно использовать следующие методы и приемы.

• Создание игровых ситуаций, побуждающих к образному самовыражению, самостоятельному оформлению игровых действий. Например, предложить показать, как летают бабочки, как прыгает кузнечик, как ползает маленький жучок, как шагает огромный медведь и т.д.

• Педагогическая оценка, поддерживающая личностную самореализацию в деятельности (создание рисунка, поделки, выполнение танцевальных движений и т.д.): «Хорошо, что сам(а) выбрал(а) тему рисунка! Молодец, что изобразил (а) матрешку по‐своему, сам(а) выбрал(а) цвет».

• Вопросы, побуждающие к раскрытию ранее воспринятых явлений, ситуаций, событий. Рассказать, каких птиц видели в лесу (в парке, сквере и т.д.). Что особенно запомнилось в кукольном театре? И т.п.

• Выбор картинок, связанных с переживанием аналогичных состояний. Попросить детей выбрать изображения, которые передают их настроение на празднике; рассказать, что они чувствовали, когда пошел первый снег.

• Создание положительного эмоционального фона для личностных проявлений с помощью новых атрибутов, использование художественных средств: поэтического слова, фрагментов музыкальных произведений, видеофильмов и т.д.

В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие методы и приемы, побуждающие не только к актуализации личного опыта детей, но и к его рефлексии.

• Создание игровых ситуаций, направленных на демонстрирование индивидуально неповторимого двигательного, игрового, изобразительного и иного опыта, экспрессивных проявлений: передать движениями приход весны, настроение пробуждающейся природы; нарисовать то, что особенно запомнилось этим летом, и др.

• Создание ситуаций, побуждающих к выражению своего отношения к разным сторонам миропознания.

1. Ситуации, требующие выбора варианта ответа среди предложенных. Дети рассматривают картинки и иллюстрации, прослушивают фрагменты литературных текстов и т.д. Нужно выбрать произведение, которое позволяет выразить отношение к теме «Труд человека» или к теме «Родина в жизни человека».

2. Ситуации, требующие выбора своего варианта ответа без использования конкретных образцов и наглядности. Детям предлагается выразить свое отношение к теме общения (например, «Вежливые слова», «Человек и природа»), самостоятельно выбрав средства (художественное слово, музыкальные звуки, танцевальные движения, краски и карандаши и т.п.).

3. Ситуации, направленные на образную передачу своих чувств к содержанию общения, поступкам, способам действий и др. Например, передать в рисунке, какие чувства вызвало общение на тему «Добрые по‐ ступки», что взволновало при обсуждении темы «Природа в жизни человека».

Читайте также:  Описание физического развития ребенка с умственной отсталостью

• Побуждение к оценочным высказываниям с привлечением в качестве аргументации примеров из собственного жизненного опыта. Предложить ответить на вопросы: «А как поступили бы вы, находясь в такой ситуации? Приведите примеры из своего опыта. Приходилось ли вам совершать такой поступок? Что вы чувствовали в этот момент?» и т.д.

Методы и приемы, побуждающие старших дошкольников к рефлексии, предполагают осознание и соотнесение предложенных способов разрешения этических, эмоциогенных ситуаций с социально принятыми в обществе формами поведения. Эти методы используются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на адекватных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения. К ним относятся:

• побуждение к размышлению по поводу ранее пережитых событий, эмоциональных со‐ стояний, адекватности личностных проявлений сложившейся ситуации;

• создание проблемных ситуаций с использованием иллюстраций, видеофильмов, требующих морального выбора (между нравственным и безнравственным поведением и др.), и, в свою очередь, согласование или рассогласование предложенного материала с имеющимся у ребенка опытом разрешения таких ситуаций.

Важное место отводится позиции педагога. Она может носить оценочный и эмпатийный (сочувствующий) характер. Оценивая опыт ребенка, педагог либо принимает, поддерживает его, либо отвергает, обосновывая свое несогласие, неприятие таких форм поведения, действий. Если педагог понимает и принимает эмоциональное состояние ребенка, то он может достичь эффекта субъект‐ субъектных взаимоотношений.

В процессе выражения отношения к жизненному опыту дошкольников, общения в разных видах деятельности педагогу необходимо постоянно поддерживать в них уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения образовательных задач и т.д. Особо стоит подчеркнуть роль эмоциональной составляющей взаимоотношений педагога и детей. Воздействие на эмоции способствует становлению и утверждению индивидуальности ребенка. А.В. Запорожец называл эмоции «ядром индивидуальности».

Во‐первых, у каждого ребенка эмоциональные проявления имеют свою динамику развития, способы экспрессивного выражения, степень интенсивности эмоциональных реакций, свои наиболее «желанные переживания», к которым он стремится, – так называемые «предпочитаемые переживания».

Во‐вторых, ребенок по‐своему выражает свое видение окружающего, отношение к нему. Одно и то же явление или событие может вызвать у детей весьма разные эмоциональные реакции.

В‐третьих, у каждого складывается свой, неповторимый мир эмоциональных образов, служащий основой формирования социально мотивированной деятельности, общей направленности и динамики поведения. В связи с этим можно сказать, что эмоциональные проявления детей, как экспрессивные (внешние), так и импрессивные (внутренние), в отличие от стандартизированных программных знаний, способов действий всегда индивидуальны. Принимая и поддерживая самобытный рисунок эмоциональных реакций, своеобразные оттенки переживаний, сопровождающие процесс познания, осуществления разных видов деятельности, педагоги создают благоприятные возможности для выражения ребенком своей индивидуальности.

Становление и развитие субъектной позиции детей и, в свою очередь, проявление их индивидуальности могут успешно реализовываться при создании следующих условий:

• своевременная диагностика развития, что предполагает содержательное описание психологических особенностей, получение информации об индивидуальном своеобразии личности ребенка, его жизненном опыте;

• педагогическая поддержка увлеченности детей, их потребности в самоутверждении, проявлении своего Я;

• обеспечение возможности свободной самореализации каждого ребенка в разных видах деятельности, особенно познавательно‐исследовательской и художественно‐творческой;

• развитие самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;

• организация общения, которое закрепляет за каждым ребенком возможность проявить себя, поддерживает инициативность, волевые усилия, ориентацию на успех. К приоритетным относятся диалоговые формы общения, доверительный характер взаимодействия, партнерские отношения, позволяющие обогащать жизненный опыт детей;

• взаимосвязь внешних условий развития (создание благоприятной атмосферы, среды для общения, способствующих актуализации, рефлексии жизненного опыта, развертыванию субъектности в деятельности, общении, сознании детей) и внутренне обусловленного саморазвития, связанного с реализацией потребностей, интересов, желаний, самобытного Я ребенка.

Источники

1. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2016.

2. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико‐методические основы взаимовлияния. Тула: Изд‐во ТГПУ им. Л.Н. Тол‐ стого, 2014.

3. Ушинский К.Д. О наглядности обучения // Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Просвещение, 1954.

4. Федеральный государственный образова‐ тельный стандарт дошкольного образования. Утв. Минобрнауки РФ 17 октября 2013 г. № 1155 // Рос‐ сийская газета. 2013. 25 ноября.

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

Читайте также:  Первый год жизни воспитание развитие ребенка

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Читайте также:  Скачать книгу я мама здоровье и развитие ребенка от рождения до года

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник