Направления развития ребенка в начальной школе

Направления развития ребенка в начальной школе thumbnail

Основные направления воспитания личности младшего школьника

и их реализация на практике.

Выбор ведущего направления воспитательной работы с младшими школьниками проводится в соответствии с результатами диагностики, уровня развития и интересов учащихся, выявленных проблем в личном развитии и в межличностных отношениях.

Первое направление – интеллектуальное.

Целью является оказание помощи учащимся в развитии способности мыслить рационально, успешно проявлять интеллектуальные умения в реальной жизни. Данная цель достигается через определение круга реальных учебных возможностей учащегося и зоны его ближайшего развития; создание условий для продвижения школьников в интеллектуальном развитии; формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности. Реализация данных задач осуществляется через проведение тематических недель, экскурсий познавательного характера, работы по разработке презентаций, через проектную деятельность.

Второе направление – коммуникативное.

Целью является передача школьникам знаний, умений и навыков общения. Данная цель достигается через формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»; создание в детском коллективе одинаковых условий для общения всех учащихся группы; освоение учащимися приемов преодоления проблем в общении. Реализация данных задач осуществляется через изучение способности к общению посредством проведения социометрии, диагностики, организацию коррекционной работы по результатам диагностики, через проведение занятий, бесед по темам «Добро. Зло», «Азбука вежливого человека» и др.

Третье направление – нравственное.

Целью является обучение школьников пониманию смысла человеческого бытия, ценности существования людей. Данная цель достигается через формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания; осознания значимости нравственного опыта и своей роли в нем; воспитание доброго отношения к окружающим людям; воспитание добросовестного отношения к обязанностям, к себе и к общественным поручениям. Реализация данных задач осуществляется через проведение конкурсов рисунков, газет, плакатов, проведение уроков памяти, бесед по темам «Школа вежливости», «Доброта и отзывчивость», «Ты не один» и др., психологических игр и упражнений, прослушивание музыкальных произведений, разыгрывание сюжетов.

Четвертое направление – досуговое.

Целью является создание условий для реализации учащимися инициативности и самостоятельности, искренности и открытости в жизненных ситуациях. Данная цель достигается через создание условий для проявления учащимися индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; через использование различных форм внеклассной деятельности; развитие способностей объективно оценивать собственные и чужие достижения, радоваться успехам и огорчаться за неудачи.

Реализация данных задач осуществляется через посещение кружков, секций, студий, участие в классных собраниях, распределение поручений, участие в делах класса и школы, проведение мероприятий по различным темам.

Источник

Основные направления работы начальной школы

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

В.А. Сухомлинский

Обучение в начальной школе ориентировано, прежде всего, на усвоение детьми полной программы I ступени базового образования российской школы.

На этом этапе основной акцент делается на:

  • Формирование прочных навыков учебной деятельности
  • Овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью
  • Воспитание культуры речи и общения
  • Развитие общей культуры и эрудиции ребенка
  • Индивидуальный подход к каждому ученику
  • Развитие познавательных способностей и социальных навыков
  • Сохранение и укрепление здоровья детей.

Основная задача педагогического коллектива – создание благоприятных условий, для развития, совершенствования и самореализации личности учащегося, через дифференциацию подходов в воспитательной обучении.

Для решения этой задачи педагогический коллектив обеспечивает:

  • эффективную систему обучения и воспитания учащихся;
  • поиск, разработку и экспериментальную проверку нового содержания образования, форм и методов его реализации;
  • объединение учебно-воспитательного процесса в единый комплекс, использующий современные методические и технические средства обучения и воспитания учащихся.

Преподаватели начальной школы реализуют принципы развивающего обучения, которое позволяет раскрыть индивидуальные способности детей и дает возможность каждому ученику показать максимальный для его способностей уровень.

Для обеспечения этой цели проводятся предметные недели, олимпиады по русскому языку, математике, иностранным языкам, природоведению, ведется проектная деятельность. Учащиеся школы неоднократно побеждали в городских конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.

В школе проводятся дополнительные занятия для отстающих учеников.

Наряду с общеобразовательными предметами дети изучают со второго класса иностранный язык, участвуют в соревнованиях, посещают кружки и факультативы.

В работе начальной школы используются современные различные методики, основанные на принципе развивающего обучения.

В первой половине дня в каждом классе работает учитель начальных классов, ведущий основные предметы, учителя- предметники.

Во второй половине дня работает группа продленного дня.

Дети выполняют домашнюю работу в школе и в случае необходимости получают помощь учителя и воспитателя. То есть ребенок не получает готового ответа на свой вопрос, а он вместе с педагогом разбирает вопросы, вызвавшие затруднения.

В начальной школе обучение ведется по образовательной программе «Школа России»

Характерной особенностью этой программы является принцип минимакса: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся обязан усвоить материал по минимуму стандарта.

Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может, предел познаний не ограничивается.

В комплекте воплощены основные направления модернизации школьного образования: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и лично- ориентированный подходы к процессу обучения.

Авторы учебников исходили из того, что каждый ребенок должен быть успешен, каждый ученик должен реализовать свое «Я», каждый должен иметь возможность содержательного общения со сверстником и взрослым, собственную точку зрения, аргументировать и, если нужно, отстаивать ее. В начальной школе ведется серьезная воспитательная работа.

Во время каникул дети выезжают в лучшие детские театры, организуются интересные экскурсии, поездки по памятным местам Москвы и Подмосковья.

Читайте также:  Шьем все для развития ребенка

В начальной школе создаются условия, чтобы к концу обучения дети: Усвоили как минимум государственную программу начальной школы Познакомились с элементарными основами логики .

Научились работать с информацией, добывать ее из различных источников, сопоставлять, анализировать данные, делать выводы на их основе.

Учились творчески подходить к решению задач Приобрели навыки исследовательской работы Учились аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.

Учились анализировать свои поступки, признавать ошибки и находить разумный выход из конфликтных ситуаций Познакомились с традициями и историей России.

Успехи начальной школы:

Необходимо отметить, что кризиса начальной школы при переходе в основную школу не существует.

Все выпускники начальной школы переходят в основную школу плавно, как бы врастая в нее.

Источник

Приоритетные направления процесса воспитания учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО.

В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. В настоящее время востребован человек, готовый к активному преобразованию окружающей действительности, инициативный, не боящийся ответственности, умеющий работать и находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей. Для того, чтобы воспитать такого человека необходимо сначала сформировать определённые нравственные принципы и поведенческие навыки у ребёнка, умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и мудрую адекватную реакцию на проявление всего этого в жизни.

Поэтому приоритетным направлением процесса воспитания учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО является духовно-нравственное воспитание.

Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и её самореализации на основе компетентности и «умения учиться». «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности». (Ш.А.Амонашвили)

Д.И.Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».

В настоящее время определённая часть людей стремится к овладению и управлению информацией, понимая, что информация заполняет ум человека и ориентирует его действия в заданном направлении.

Находясь в потоке информации, рекламирующей материальные блага и удовольствия на животном уровне, не зная и не задумываясь о цели и смысле жизни, человек останавливает своё развитие и входит в мир страдания. Он создаёт материальные блага и сам же их потребляет в процессе восполнения рода себе подобных. Это подобно бегу в темноте по замкнутому кругу. Но эволюцией предусмотрено другое – воспитание Благородного человека. Как раз то, что мы хотим увидеть в наших детях, а также – раскрытие и проявление их потенциальных творческих возможностей, несущих им и нам счастье и радость жизни.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твёрдой пище, ребёнок вскармливается молоком матери, прежде, чем учить ребёнка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, только тогда можно сформировать нравственно развитую личность.

Современная социальная и педагогическая практика подтверждают,  что необходимость и актуальность развития воспитания учащихся сознаётся и признаётся всеми. Вопрос в том, что воспитывать и какими средствами воспитывать,  на основе какого содержания.

Содержание общего образования, его структура определяют и его воспитательные возможности. Дают возможность решать определённые задачи воспитания, создавая для этого благоприятные условия, или не дают такой возможности, не создают таких условий.

И начинается здесь всё с образовательного стандарта, стандарта общего образования. Это «генетический код» всей учебно-воспитательной работы школы. Они задают обязательное содержание образования, наполнение учебников, пособий, всей учебно-воспитательной деятельности школы. Обучение неотделимо от воспитания, а главное воздействие на ребёнка в современной школе оказывает именно обучение.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельности. Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Согласно Федеральному базисному учебному плану организация занятий по направлениям внеурочная деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочных систем обучения.

Организационным фактором внеурочной деятельности являются изучение существующих интересов и потребностей ребенка, материально- технические условия, пропускная способность помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т. д. Играет немаловажную роль кадровый потенциал.

Программа для учащихся начальной школы «Диалог культур народов мира» является курсом интегрированного обучения, рассчитанного на четыре года.

1 модуль обучения – «Наш дом – дом знаний, игр и забав».

Основная цель модуля: показать ребенку, первокласснику, что школа – это дом, в котором он постигает культуру и входит в мир знаний через детские игры и забавы, детский фольклор, экскурсии в прошлое окружающих его вещей.

Читайте также:  Раннее вмешательство в развитие ребенка

2 модуль курса «Тайны нашего дома»

Основная цель 2-го модуля – сформировать у учащихся представление о культурном разнообразии через постижение тайн своего дома, своей семьи, своей фамилии, путем знакомства со строением жилища, домашней утварью, одеждой, праздниками.

3 модуль курса «Наш дом – Самара, Поволжье»

Основная цель – ознакомить учащихся с разнообразием культуры славян и народов, проживающих в Самаре и Поволжье, с их традициями, обычаями, мифами, с национальными праздниками.

4 модуль «Все страны будут в гости к нам»

Основная цель – развитие представлений ребенка о возможных способах толерантного взаимодействия, формирование модели толерантного поведения.

Принципы программы:

  1. Обучение в деятельности.

Участие детей в проектной деятельности обеспечивает качественное усвоение знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, дает им непосредственные навыки взаимодействия.

  1. Привлекательность содержания.

Дети младшего школьного возраста эмоциональны, впечатлительны. Для них характерна яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению, поэтому предметное содержание программы соответствует их возрастным особенностям.

  1. Работа учителя в стиле сотрудничества.
  2. Принцип здоровьесбережения.

Стимуляция познавательной мотивации и открытия знаний позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся.

Подробнее остановлюсь на работе данного курса в 1 классе.

Задачи 1-го модуля курса:

  • расширение культурного кругозора школьников, активизация и развитие их познавательных способностей;
  • приобщение детей к непреходящим ценностям человеческой культуры;
  • развитие у учащихся нравственных представлений и устоев;
  • формирование у школьников толерантных межличностных отношений;
  • приобщение их к поисковой учебной деятельности.

Используемые педагогические технологии при преподавании 1-го модуля – игровые, развивающие, диагностические.

Специфика преподавания курса ученикам 1-го класса.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок каждый день должен ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определенно школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

В этот же период жизни, в 6,5 – 7 лет меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуются его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе позволит изучение ими темы «Здравствуй, школа!», в которой необходимая для знакомства со школьной ситуацией информация дана в систематизированном виде.

В последнее время наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей в силу различных причин. В одном классе учатся дети разных национальностей. Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения. Занятия данного курса помогут создать благоприятные условия для знакомства детей друг с другом, доброжелательную атмосферу в классе.

Кроме того, в данный курс введена тема «Из истории слов», при изучении которой через коммуникативно-речевые ситуации стимулируется развитие устной речи учащихся, обогащается их словарный запас. Знакомясь с историями из жизни слов, сопровождающих нас ежедневно, первоклассники совершат увлекательные путешествия в наше прошлое, получат сведения о том, откуда пришло то или иное слово в современный русский язык и что оно означает.

Включение в курс изучения детского фольклора (считалок, дразнилок, мирилок, потешек и т.д.) пожжет первоклассникам познакомиться с речевым богатством родного языка, народной мудростью, народным поэтическим словом.

Народные игры являются традиционным средством воспитания и обучения детей. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, желание проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. Этими положениями обосновано включение в программу курса темы, посвященной разучиванию национальных народных игр.

Принцип отбора содержания материала 1-го модуля:

  • самобытность и неповторимое своеобразие русской народной культуры;
  • разнообразие культур народов мира;
  • мировая культура, открытая в обилии исторических пластов, связей и влияний.

Ожидаемые результаты обучения учащихся:

  • расширение культурного кругозора;
  • повышение уровня мультикультурных знаний учащихся и навыков их использования в учебном процессе, в общении;
  • повышение уровня гражданской ответственности учащихся за свою учебу и поведение, за выполнение простейших общественных поручений;
  • повышение уровня познавательной активности учащихся, приобщение к поисковой учебной деятельности.

Формы и методы контроля:

  • наблюдение за уровнем активности учащихся на уроках, за ходом выполнения ими внеклассной самостоятельной деятельности, за динамикой изменения межличностных отношений;
  • психологическое тестирование по выявлению динамики адаптации учащихся в учебный процесс, динамики изменения толерантности, агрессивности, креативности.

Основные отличия занятий внеурочной деятельности от урока то, что внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, дает возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развитие их индивидуальности, оказывает влияние на формирование и развитие социальных качеств их личности.

В отличии от урока, внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечение.

В своей внеклассной работе я стараюсь быть очень внимательной к личности ребенка и к его интересам. Помогаю детям раскрыть индивидуальность, таланты, помогаю открыть перспективы для будущего развития личности, даю возможность каждому самоутвердиться.

Читайте также:  Детская агрессивность в психическом развитии ребенка

Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящими в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах общества, человека, государства.

Цель программы по духовно-нравственному воспитанию – создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Задачи:

  • содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проведения творческой индивидуальности каждого ребёнка.

Программа должна соответствовать специфике начального образования детей и способствовать:

  • духовному и личностному росту учащихся;
  • развитию творческого и логического мышления;
  • развитию способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
  • обучение умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
  • развитию способностей к самопознанию, формированию положительной «я- концепции».                                                                  

   Задачи воспитания:

*сформировать в каждом ребёнке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность,  этическую культуру, нравственные устои;

* пробудить все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические,

* сформировать человеческие устои, понимание добра и зла;

* не приспособить индивида  к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца4

* сформировать культуру общения;

* воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения;

* приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.

Предполагаемым результатом духовно-нравственной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закреплёнными Уставом школы.

Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

      * умение выслушивать его до конца;

* не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

* открытость и доступность учащимся.

Планируемые результаты.

Воспитанники

  • дружны между собой, внимательны друг к другу и к окружающим, открыты миру и людям.
  • они обладают индивидуальными способностями и интересами, умеют работать творчески, умеют самостоятельно добывать знания, не пугаются нестандартных ситуаций, а с интересом ищут и находят их решение;
  • они самостоятельны, владеют самоконтролем и самооценкой;
  • они способны к изменению самих себя.

Направления воспитательной работы:

Я – ЧЕЛОВЕК (социализация)

Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребёнка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия. Осмысление себя как личности, осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях.

Я  и  СЕМЬЯ (семейное воспитание)

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой; повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье, в обществе.

МОЙ МИР ЗНАНИЙ. (учебно-воспитательное)

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формировании умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность.

Я И ПРИРОДА (экологическое воспитание)

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Я – защитник Отечества.

Я И ОТЕЧЕСТВО (патриотическое воспитание)

Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к истокам народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановит утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных  ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Источник