Направления развития ребенка по фгт

«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Образовательные области:
Цели:
решение задач:
«Физическая культура»
формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Здоровье»
охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
«Безопасность»
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
«Социализация»
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Труд»
формирование положительного отношения к труду.
-развитие трудовой деятельности;
-воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
-формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
«Познание»
развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развития детей
-сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
-формирование элементарных математических представлений;
-формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Коммуникация»
овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
-развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Чтение художественной литературы»
формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
-развитие литературной речи;
-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Художественное творчество»
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству.
«Музыка»
развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
-развитие музыкально-художественной деятельности;
-приобщение к музыкальному искусству.
Источник
|
Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс. В настоящее время все дошкольные образовательные учреждения разрабатывают новые образовательные программы на основе примерных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»). На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные). ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем: 1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.; 3) решать поставленные цели и задачи предлагается: – максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; – в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий). Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. В первую очередь, ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ как модель организации, ориентированной на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающей вид ДОУ и приоритетные направления его деятельности. Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на: – формирование их общей культуры, – развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, – формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, – сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, – коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы. Коротко: ФГТ по дошкольному образованию Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей. «Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка: Направления развития (4) Образовательные области (10): 1. Физическое развитие (физическая культура, здоровье) 2. Познавательно-речевое развитие (познание, коммуникация, чтение художественной литературы) 3. Художественно-эстетическое развитие (музыка, художественное творчество) 4. Социально-личностное развитие (социализация, труд, безопасность) Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности: -двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»); -игровая («Социализация»)-ведущий вид деятельности! -трудовая («Труд»); -восприятие художественной литературы («Чтение художественной литературы»); -коммуникативная («Коммуникация»); -познавательно-исследовательская и продуктивная конструктивная («Познание»); -музыкально-художественная («Музыка»); -продуктивная (Художественное творчество»). Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве. ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного процесса: “Совместная деятельность взрослого и детей” и “Самостоятельная деятельность детей”. ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Документ (приказ о ФГТ) ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. В работе также используется вступивший в силу 2 декабря 2011 года приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011г. № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Возврат к списку |
Источник
Задача Стандарта-ФГОС -объеденить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Преемственность ФГТ и ФГОС ДО определяет образовательные области, соответствующие основным направлениям развития детей. В ФГТ таких областей 10, а в стандатре 5. По содержанию образовательные области очень близки.
Направления развития дошкольного возраста | Образовательные области в ФГТ | Образовательные области в ФГОС ДО |
---|---|---|
Социально-коммуникативное развитие | Социализация Труд Безопасность | Социально- коммуникативное развитие |
Познавательно-речевое развитие | Познание Чтение Коммуникация | Познавательное развитие Речевое развитие |
Физическое развитие | Физическая культура Здоровье | Физическое развитие |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество Музыка | Художественно-эстетическое развитие |
Основа нового закона об образовании -это качественное образование дошкольника не зависимо в какой части России он живет(деревне, городе), в какой бы семье не воспитывалсся. Образованине по ФГОС ДО позволит ребенку быть успешным в дальнейшем обучении и его будущей жизни в обществе. ФГОС учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.
Еще одна из главных целей ФГОС -сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание своих детей.
Стандарт требует обращение воспитателей к новым формам работы с детьми, которые бы позволили педагогам обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Основа в развитии детей по ФГОС представляет ИГРА.
Педсовет Тема: “Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми с учетом ФГОС в образовательной области “Физическое развитие” ”
Тема: Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми с учетом ФГОС в образовательной области “Физическое развитие”
«Новый стандарт должен гарантировать качественное
дошкольное образование ребёнку. ФГОС должен быть
на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в
творчестве, любознательность, мотивацию в достижении
успеха».
Александр Асмолов, руководитель Федерального института
развития образования, председатель рабочей группы
разработчиков ФГОС
Если сравнивать образовательные области ФГТ и ФГОС, то «Физическая культура» и «Здоровье» объединены в образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС, т. е. образовательная область «Физическое развитие» представлено в свою очередь двумя образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».
Содержание области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:
– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации) ;
– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение
следующих задач:
– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
– воспитание культурно-гигиенических навыков;
– формирование первичных представлений о здоровом образе жизни.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
В Стандарте прописаны требования к организации развивающей предметно-пространственной среде по всем образовательным областям…
Рассмотрим конкретно: на какие требования надо обратить педагогам внимание при организации предметно-развивающей среды по «Физическому развитию».
Проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития. Образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта
Модель двигательного режима, которая содержит форму организации и временной отрезок. Модель двигательного режима составляется на теплый и холодный периоды.
Пример:
Формы организации Старшая группа
Утренняя гимнастика 8-10 мин.
Образовательная область «Физическая культура» 3 раза в неделю по 25 мин.
Образовательная область «Музыка» 2 раза в неделю по 25 мин.
Гимнастика пробуждения 5-10 мин.
Подвижные игры на прогулке (утро, вечер) 20 мин.
Организованная двигательная активность в группе (утро, вечер) 15-20 мин.
Физкультминутки 6-7 мин.
Спортивные игры Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – не реже
1 раза в неделю
Спортивные упражнения Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – не реже
1 раза в неделю
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от
индивидуальных потребностей и интересов детей
Физкультурный досуг 1 раз в месяц по 35 мин.
Спортивный праздник 3 раза в год по 50-60 мин.
День здоровья 1 раз в квартал
* Объем двигательной нагрузки за неделю детей старшей группы
Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с
широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
Формы организации Старшая группа
Утренняя гимнастика 10 мин. х 5 = 50 мин.
Образовательная область «Физическая культура» 25 мин. х 3 = 75 мин.
Образовательная область «Музыка» 25 мин. х 2 = 50 мин.
Гимнастика пробуждения 5 мин. х 5 = 25 мин.
Подвижные игры на прогулке (утро, вечер) 15 мин. х 5 х 2 = 150 мин.
Организованная двигательная активность в группе (утро, вечер) 15 мин. х 5 х 2 = 150 мин.
Физкультминутки 6 мин. х 5 = 30 мин.
Спортивные игры Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – 20 мин. 1 раз в неделю
Спортивные упражнения Целенаправленное обучение воспитателем по ФИЗО – 15 мин. 1 раз в неделю
Самостоятельная двигательная активность Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей
Физкультурный досуг 1 раз в месяц по 35 мин.
Спортивный праздник 3 раза в год по 50-60 мин.
День здоровья 1 раз в квартал
Утренняя гимнастика планируется на неделю. Комплекс утренней гимнастики должен повторять пройденный ранее детьми материал на занятиях по физкультуре;
1. Комплекс состоит из: вводной части, основных движений, заключительной части.
2. Рекомендовано в каждой части указывать дозировку по времени.
3. Комплекс утренней гимнастики составляется педагогом на две недели.
Двигательный режим (СанПиН 12.2.)
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учётом
здоровья, возраста детей и времени года.
Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической
культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения,
ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и другие.
В объеме двигательной активности воспитанников 5–7 лет следует предусмотреть 6–8 часов в неделю
организованных форм оздоровительно-воспитательной деятельности с учётом психофизиологических
особенностей детей, времени года и режима работы дошкольных образовательных организаций.
Для реализации двигательной деятельности детей используются оборудование и инвентарь физкультурного зала
и спортивных площадок в соответствии с возрастом и ростом ребёнка.
******************************************************************************
Образовательная работа с детьми в Физическом развитие» по ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые детоцентрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) .
В областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.
При этом образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.
ДОУ поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.
Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни.
***Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.
Целевые ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. В программе «От рождения до школы», т. ж. как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей:
– раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту,
– старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) .
Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе, выделяя те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим развитием» воспитанников.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.) . С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
***Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.
Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.
Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте.
Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Список литературы:
1. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38)/2013.
2. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием.
3. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М.,2013.
4. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013
5. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013.
6. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
Источник